Управление государственным и муниципальным имуществом
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 17 + 17 источников
- Добавлена 13.04.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение………………………………………………………………………………….. 3
1. Теоретические и правовые основы деятельности органов публичной власти по управлению государственным и муниципальным имуществом………………………. 5
1.1. Государственное и муниципальное имущество как объект управления………… 5
1.2. Сущность, функции и задачи управления государственным и муниципальным имуществом………………………………………………………………………………. 7
1.3. Правовые основы управления государственным и муниципальнымимуществом……………………………………………………………………………... 10
2. Современное состояние деятельности органов публичной власти по управлению государственным и муниципальным имуществом на уровне субъекта РФ…………. 14
2.1. Характеристика системы управления государственным и муниципальным имуществом в регионе………………………………………………………………….. 14
2.2. Анализ результатов деятельности органов публичной власти по управлению государственным и муниципальным имуществом в субъекте РФ…………………… 18
3. Предложения по совершенствованию деятельности органов публичной власти по управлению государственным и муниципальным имуществом в субъекте РФ…….. 25
3.1. Проблемы в деятельности органов публичной власти по управлению государственным и муниципальным имуществом в субъекте РФ…………………… 25
3.2. Рекомендации по повышению эффективности управления государственным и муниципальным имуществом………………………………………………………….. 27
Заключение……………………………………………………………………………… 32
Список использованных источников………………………………………………….. 34
Таким образом, основными проблемами в деятельности органов публичной власти по управлению и распоряжению государственным имуществом в Челябинской области являются: высокая доля объектов, имеющих социальную значимость и используемых для реализации государственных функций, недостаточная эффективность коммерческой деятельности унитарных предприятий, наличие неиспользуемых земель и объектов государственной собственности по причине отсутствия спроса и низкой хозяйственной и инвестиционной привлекательности, отсутствие комплексной методики социально- экономической оценки объектов государственной собственности.3.2. Рекомендации по повышению эффективности управления государственным и муниципальным имуществомС целью повышения эффективности управления государственной собственностью в Челябинской области предлагается разработать методику комплексной оценки объектов государственной собственности.Проведенный во втором разделе курсовой работы анализ деятельности МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях выявил, что применяемая в настоящее время методика оценки базируется на показателях экономической эффективности: сопоставлении доходов от использования объектов к расходам на обеспечение деятельности. В то же время, в структуре объектов государственной недвижимости более 70% — это объекты социального назначения, не ориентированные на получение доходов и прибыли. Применение к оценке данных объектов экономических методов не позволяет выявить всех возможностей использования и включения в хозяйственную деятельность. Поэтому предлагается внедрить в деятельность МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях методику комплексной оценки объектов государственной собственности. Результаты применения методики помогут выявить возможности использования объектов государственной недвижимости, повышающие социально-экономическую эффективность объекта.В рамках предлагаемой методики вводятся следующие показатели оценки объекта государственной собственности:-продолжительность и интенсивность использования;-характер использования: соответствие назначению объекта;-экономические показатели деятельности: объемрасходов на владение и использование объекта, объем потенциальных и реальных доходов, получаемых от использования объекта;-социальная значимость использования объекта;-стратегическая значимость – значение объекта в развитии субъекта РФ или отдельного муниципального образования.В таблице 4 представлены предлагаемые показатели методики оценки.Таблица 4 – Показатели комплексной оценки использования объектов государственной собственностиПоказательКритерий оценкиМетодика оценкиПродолжительность использованияКоличество временных периодов использования: дней, месяцевПодсчет дней активного использования объектаИнтенсивность использованияДоля времени в году, когда объект используется по назначениюСоотношение количества активно используемых дней в течение года к количеству дней в годуХарактер использованияСоответствует / не соответствует назначениюАнализ основных, дополнительных видов использованияЭкономические показателиДоходы, расходы, прибыль, рентабельностьАнализ финансово-хозяйственной деятельностиСоциальная значимостьОбъемы социально-значимых услуг, количество рабочих мест.Анализ деятельности с позиции социальной значимостиСтратегическая значимостьСоответствует / не соответствует стратегии развития субъекта РФСопоставление использования объекта с планами социально- экономического развития субъекта РФПредлагаемая методика сочетает количественные показатели, такие, как количество дней (месяцев) использования, финансовые показатели, объемы предоставляемых услуг, а также качественные характеристики, такие как соответствие объекта назначению, социальная значимость.Еще одно обоснование разрабатываемой методики в том, что она позволяет сопоставить возможности использование объектов государственной собственности с долгосрочными целями развития территории. Данный критерий позволяет выбирать варианты использования объекта: реализация, предоставление в аренду, включение в иные формы экономической деятельности путем передачи в безвозмездное пользование.Таким образом, управление государственной собственностью в Челябинской области нуждается в совершенствовании, повышении эффективности использования. С целью преодоления проблем использования государственной собственности в Челябинской области предлагается внедрить комплексную методику оценки объектов. Данная методика включает оценку продолжительности и интенсивности использования, анализ характера использования, экономических показателей деятельности, социальной и стратегической значимости. Результаты оценки позволяют выявить возможности более эффективного использования объектов государственной собственности.Для повышения эффективности управления объектами государственной собственности, расположенными в Челябинской области, рекомендуются следующие мероприятия:-сформировать в МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях проектную группу из специалистов учреждения, отвечающую за развитие и повышение эффективности использования государственной собственности в Челябинской области;-участникам проектной группы составить полный перечень объектов государственной собственности, включая объекты недвижимости, инфраструктуры, природных ресурсов;-проанализировать объектыгосударственнойсобственности и имущества, расположенного на территории Челябинской областипри помощи комплексной методики оценки, выявить возможности дальнейшего использования и развития;-обсудить с представителями исполнительной власти Челябинской области, отвечающими за социально-экономическое развитие, вопросы и предложения по управлению объектами государственной собственности, реализации процессов приватизации и передачи во временное использование (в т.ч. безвозмездное) населению или представителям коммерческих организаций;-уточнить документальное подтверждение передачи данных объектов в пользование, а при отсутствии такого подтверждения – оформить необходимую документацию на право распоряжаться государственной собственностью в соответствии с действующим законодательством;-проанализировать состояние объектов собственности, не подлежащей передаче в использование третьим лицам (объекты социально-культурного назначения, коммунальной инфраструктуры), оценить объем затрат на обеспечение функционирования объектов;-выявить возможности коммерческого использования объектов собственности, в том числе, путем предоставления в использования субъектам малого и среднего бизнеса, созданию технопарков, экспериментальных площадок для разработки и внедрения социальных и коммерческих проектов;-разработать и реализовать процедуру общественного обсуждения вопросов, связанных с использованием объектов государственной собственности, расположенных на территории Челябинской области.Внедрение предложений не требует дополнительного финансирования и может осуществляться трудовыми ресурсами МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях.Для разработки и оценки вариантов использования объектов государственной собственности в Челябинской области необходимо организовать взаимодействие ТУ Росимущества с органами исполнительной власти рассматриваемого субъекта РФ. Для этого предлагается:-регулярно, не реже1 раза в месяцпроводитьсовещания по вопросам использования объектов государственной собственности с представителями органов власти Челябинской области;- при разработке вариантов использования государственной собственности в Челябинской области учитывать стратегическую и социальную значимость объектов, ориентироваться на развитие объекта;-отслеживать реализацию принятых решений, оценивать состояние объектов государственной собственности не реже 1 раза в год с применением комплексной методики оценки.Еще одна рекомендация внедрения предложений связана с повышением уровня информированности населения и представителей юридических лиц о возможностях использования государственной собственности. Для этого предлагается:-регулярно, не реже 1 раза в квартал, проводить открытые встречи населения со специалистами МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях по вопросам приобретения и использования объектов государственной собственности и земельных участков, размещенных на территории рассматриваемого субъекта РФ;-проводить для заинтересованных лиц обучение по работе с электронными площадками оформления объектов государственной собственности.Работа с населением необходима для того, чтобы сформировать и развивать спрос на объекты государственной собственности расширять варианты эффективного использования объектов.Предлагаемые мероприятия реализуются с определенной периодичностью, что позволяет поддерживать в актуальном состоянии реестр объектов государственной собственности, развивать межведомственные отношения, формировать и развивать спрос среди населения на объекты государственной собственности.Таким образом, рекомендации по внедрению предложений включают создание проектной группы из числа специалистов МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях, применение методики комплексной оценки объектов, организацию взаимодействия с органами исполнительной власти и населением для расширения возможностей использования объектов государственной собственности.ЗАКЛЮЧЕНИЕПо результатам выполнения курсовой работы на тему «Управление государственным и муниципальным имуществом» были сделаны следующие итоговые выводы:Эффективное управление государственной собственностью обеспечивает условия для развития и повышения социально-экономического потенциала региона. Для целей управления государственной собственностью на территории Челябинской областисоздано Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганских областях. Ключевыми функциями территориального управления являются оказание государственных услуг и осуществление правоприменительных мероприятий в сфере имущественных и земельных отношений с государственной собственностью, расположенной на территории региона.В ходе анализа деятельности и функций МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областяхбыли выявлены такие проблемы:-отсутствиекомплекснойметодики,позволяющейоценить эффективность использования объектов государственной собственности;-низкаяэкономическаяэффективностьиспользованияобъектов государственной собственности.Сцельюповышенияэффективностиуправлениягосударственной собственностью вЧелябинской области было предложено:-разработать методику комплексной оценки объектов государственной собственности;-разработать предложения по дальнейшему использованию государственной собственности с учетом результатов оценки и стратегии развития Челябинской области;-активизировать работу с населением, повысить уровень информированности населения по вопросам использования государственной собственности вЧелябинской области;-создать проектную группу из числа специалистов МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областяхотвечающую за развитие и повышение эффективности использования государственной собственности в рассматриваемом субъекте РФ;-актуализировать перечень объектов государственной собственности, включая объекты недвижимости и инфраструктурыЧелябинской области;-провести анализ объектов государственной собственности и имущества, расположенного на территории Челябинской областипри помощи комплексной методики оценки, выявить возможности дальнейшего использования и развития объектов;-обсудить с представителями исполнительной власти Челябинской области, отвечающими за социально-экономическое развитие, вопросы и предложения по управлению объектами государственной собственности, реализации процессов приватизации и передачи во временное использование (в т.ч. безвозмездное) населению или представителям коммерческих организаций;-уточнить документальное подтверждение передачи данных объектов в пользование, а при отсутствии такого подтверждения – оформить необходимую документацию на право распоряжаться государственной собственностью в соответствии с действующим законодательством;-проанализировать состояние объектов собственности, не подлежащей передаче в использование третьим лицам (объекты социально-культурного назначения, коммунальной инфраструктуры), оценить объем затрат на обеспечение функционирования объектов;-выявить возможности коммерческого использования объектов собственности, в том числе, путем предоставления в использования субъектам малого и среднего бизнеса, созданию технопарков, экспериментальных площадок для разработки и внедрения социальных и коммерческих проектов;-разработать и реализовать процедуру общественного обсуждения вопросов, связанных с использованием объектов государственной собственности, расположенных на территории Челябинской области.Разработанная в курсовой работе методика включает оценку продолжительности и интенсивности использования, анализ характера использования, экономических показателей деятельности, социальной и стратегической значимости. Результаты оценки позволяют выявить возможности более эффективного использования объектов государственной собственности.Ожидаемым результатом внедрения предложений будет активизация работы в сфере управления и использования объектов государственной собственности Челябинской области, повышение эффективности использования объектов, увеличение доходов от использования и снижение расходов на обеспечение функционирования объектов государственной собственности.СПИСОК ИСТОЧНИКОВКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Электрон. Дан. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 11.03.2024).Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 24.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2023) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Электрон. Дан. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 11.03.2024).Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ (ред. от 14.02.2024) «О приватизации государственного и муниципального имущества» // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Электрон. Дан. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_35155/ (дата обращения: 11.03.2024).Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Электрон. Дан. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39768/ (дата обращения: 11.03.2024).Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 № 432 (ред. от 16.02.2023) «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Электрон. Дан. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_77490/ (дата обращения: 11.03.2024).Андреева Н. А., Носов А. Л. Классификация основных методов управления государственной и муниципальной собственностью // Концепт. - 2023. - №12. - С. 11-14.Игнатова М.С. Эффективность управления государственным имуществом в России // Вестник ЮУрГУ. Серия: Право. - 2022. - № 1. - С. 90-93.КупцовА.В., СоменковаН.С. Управление государственной и муниципальной собственностью. Учебно-методическое пособие. - Нижний Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2020. – 60 сТрофимова И.А. Управление государственной и муниципальной собственностью: административно-правовой аспект. Учебное пособие. – М.: РГУП, 2022. – 108 с. Управление государственной и муниципальной собственностью (имуществом): учебник и практикум для вузов / Г. С. Изотова, С. Г. Еремин, А. И. Галкин; под редакцией С. Е. Прокофьева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2023. - 312 с.Фомичева А.Н. Управление государственным имущественным комплексом: состояние и пути его усовершенствования // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2023. – №12/9. – С. 97-100.Янин Д.А. Особенности функционирования системы управления государственным имуществом в России // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2021. - №3 (57). – С. 17-21.Абазова Л.Х. Проблемы оценки эффективности управления государственной собственностью и меры по её повышению [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-otsenki-effektivnosti-upravleniya-gosudarstvennoy-sobstvennostyu-i-mery-po-ee-povysheniyu (дата обращения: 11.03.2024).Звягинцев П.С. Управление государственным имуществом: состояние и перспективы [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-gosudarstvennym-imuschestvom-sostoyanie-i-perspektivy (дата обращения: 11.03.2024).Еремин С.Г. К вопросу о соотношении и специфике управления государственной и муниципальной собственностью [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?edn=wxgrwj (дата обращения: 11.03.2024).Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Челябинской и Курганской областях [Электронный ресурс]. – URL: https://tu74.rosim.gov.ru (дата обращения: 11.03.2024).Перечень федеральных целевых программ, предусмотренных к финансированию из федерального бюджета [Электронный ресурс]. – URL: :http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/FcpList/Full (дата обращения: 11.03.2024). Найдено 13% совпадений по адресу: https://dspace.tltsu.ru/bitstream/123456789/26587/1/Салахова И.Г._ЮРмд-2007а.pdf", Найдено 9% совпадений по адресу: https://moluch.ru/archive/401/88720/", Найдено 3% совпадений по адресу: https://www.magtu.ru/oop/Основные образовательные программы ВО/2023/38.03.04 Государственное и муниципальное управление/Государственная и муниципальная служба/очно-заоч/РПД-вЭГМб-23-1/2023-2024_38_03_04-вЭГМб-23_13_plx_Управление государственной и муниципальной собственностью.pdf", Найдено 3% совпадений по адресу: https://www.audit-it.ru/contragent/1107453003580_mtu-rosimushchestva-v-chelyabinskoy-i-kurganskoy-oblastyakh", Найдено 3% совпадений по адресу: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_290485/8401865742074b070097489d94494cbd793b1d61/",Оригинальность: 70
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Электрон. Дан. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 11.03.2024).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 24.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2023) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Электрон. Дан. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 11.03.2024).
3. Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ (ред. от 14.02.2024) «О приватизации государственного и муниципального имущества» // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Электрон. Дан. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_35155/ (дата обращения: 11.03.2024).
4. Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Электрон. Дан. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39768/ (дата обращения: 11.03.2024).
5. Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 № 432 (ред. от 16.02.2023) «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Электрон. Дан. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_77490/ (дата обращения: 11.03.2024).
6. Андреева Н. А., Носов А. Л. Классификация основных методов управления государственной и муниципальной собственностью // Концепт. - 2023. - №12. - С. 11-14.
7. Игнатова М.С. Эффективность управления государственным имуществом в России // Вестник ЮУрГУ. Серия: Право. - 2022. - № 1. - С. 90-93.
8. КупцовА.В., СоменковаН.С. Управление государственной и муниципальной собственностью. Учебно-методическое пособие. - Нижний Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2020. – 60 с
9. Трофимова И.А. Управление государственной и муниципальной собственностью: административно-правовой аспект. Учебное пособие. – М.: РГУП, 2022. – 108 с.
10. Управление государственной и муниципальной собственностью (имуществом): учебник и практикум для вузов / Г. С. Изотова, С. Г. Еремин, А. И. Галкин; под редакцией С. Е. Прокофьева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2023. - 312 с.
11. Фомичева А.Н. Управление государственным имущественным комплексом: состояние и пути его усовершенствования // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2023. – №12/9. – С. 97-100.
12. Янин Д.А. Особенности функционирования системы управления государственным имуществом в России // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2021. - №3 (57). – С. 17-21.
13. Абазова Л.Х. Проблемы оценки эффективности управления государственной собственностью и меры по её повышению [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-otsenki-effektivnosti-upravleniya-gosudarstvennoy-sobstvennostyu-i-mery-po-ee-povysheniyu (дата обращения: 11.03.2024).
14. Звягинцев П.С. Управление государственным имуществом: состояние и перспективы [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-gosudarstvennym-imuschestvom-sostoyanie-i-perspektivy (дата обращения: 11.03.2024).
15. Еремин С.Г. К вопросу о соотношении и специфике управления государственной и муниципальной собственностью [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?edn=wxgrwj (дата обращения: 11.03.2024).
16. Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Челябинской и Курганской областях [Электронный ресурс]. – URL: https://tu74.rosim.gov.ru (дата обращения: 11.03.2024).
17. Перечень федеральных целевых программ, предусмотренных к финансированию из федерального бюджета [Электронный ресурс]. – URL: :http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/FcpList/Full (дата обращения: 11.03.2024).