Криминологическая характеристика взяточничества
Заказать уникальную дипломную работу- 69 69 страниц
- 63 + 63 источника
- Добавлена 12.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА 6
1.1 Понятие и виды взяточничества 6
1.2 Общественная опасность взяточничества 12
1.3 Криминологическая характеристика личности взяточника 18
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА 24
2.1 Причины и условия возникновения взяточничества 24
2.2 Характеристика наиболее распространенных сфер проявления взяточничества 28
2.3 Состояние, структура и динамика взяточничества в России 35
ГЛАВА 3 МЕРЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВУ 40
3.1 Меры по профилактике взяточничества 40
3.2 Уголовно-правовые меры противодействия взяточничеству 46
3.3 Перспективы совершенствования мер по противодействию взяточничеству и повышению эффективности борьбы с ним 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
Еще одной важной мерой по профилактике взяточничества является регулярный мониторинг экономической деятельности политических партий, движений, блоков и объединений. Этот контроль осуществляется в сотрудничестве с самими партиями или их представителями и включает анализ доходов и расходов на предвыборную рекламу и агитационную работу.Прозрачность финансирования предвыборной кампании выступает важным антикоррупционным фактором, который доступен для ознакомления как отечественным, так и зарубежным СМИ. В дальнейшем, после публикации информации, она становится известной избирателям и другим заинтересованным сторонам избирательного процесса.Положительная роль в профилактике взяточничества принадлежит также правовым мерам. Это включает в себя улучшение регулирования сферы служебных полномочий должностных лиц во время кадровых перестановок и самой процедуры таких перестановок в иерархии. Для устранения причин взяточничества среди высокопоставленных лиц необходимо продолжать совершенствовать действующее законодательство на всех уровнях, включая избирательное законодательство.К числу причин взяточничества также относят деформацию сознания, как взяткополучателя, так и взяткодателя. Эта причина может быть устранена только через изменение нравственных устоев российского общества, в первую очередь, через систему образования, где формируется и воспитывается личность, ее жизненные принципы, которые определяют отношения человека к разным сторонам жизни, его гражданскую позицию. При этом в самой системе образования также необходимо не допускать любые проявления взяточничества, например, путем улучшения финансирования образовательных учреждений, корректировки системы оплаты труда работников, а также изменении сложившейся коммерциализации большинства факультетов.Подводя итог изучению мер по профилактике взяточничества, можно сделать вывод, что в современном мире все более важным становится профилактический эффект в борьбе с взяточничеством общесоциальных и специальных мер. Такие меры должны быть тесно связаны и реализовываться вместе.Профилактические меры должны начинать реализовываться с самого верха, то есть с улучшения существующей политической и экономической системы, затем должно корректироваться действующее законодательство, кадровая политика и образовательная сфера.Улучшение во всех этих областях приведет к формированию нового поколения специалистов, государственных и муниципальных служащих, управленцев и работников правоохранительных органов с высокими моральными качествами и профессиональными навыками. Они смогут воздействовать на ситуацию в своих областях деятельности, способствуя распространению законопослушного поведения и снижению уровня взяточничества.3.2 Уголовно-правовые меры противодействия взяточничествуУголовно-правовое предупреждение – это использование уголовной ответственности, наказаний и других мер, предусмотренных уголовным законодательством, для воздействия на факторы, которые могут привести к совершению преступлений.Борьба с взяточничеством связана, в основном, с предупреждением данных преступлений и разработкой методов их расследования и раскрытия. Взяточничество не только распространено, но и сложно для понимания и расследования, так как оно зачастую скрыто или латентно.Сложности при расследовании взяточничества связаны с рядом обстоятельств. Во-первых, обе стороны (взяткополучатель и взяткодатель) обычно заинтересованы в сокрытии преступных действий, так как в случае их разоблачения они будут нести уголовную ответственность. Это приводит к тому, что преступление совершается, как правило, без свидетелей и с тщательным сокрытием следов. Во-вторых, законные действия, которые могут ускорить решение вопроса или решить его в установленный срок, предоставляются редко, а отсутствие свидетелей ещё больше затрудняет процесс раскрытия. И наконец, по делам, связанным с взяточничеством, часто преобладают косвенные доказательства, которые требуют доказывания с исследованием различных связей между расследуемым событием и реальными явлениями.К числу нормативно-правовых документов, которые определяют отдельные вопросы, связанные с взяточничеством, относятся УК РФ, Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24 «О судебной практике по делам овзяточничестве и об иных коррупционных преступлениях».Как уже упоминалось в первой главе исследования, в структуру взяточничества следует включать четыре состава из УК РФ: получение взятки (статья 290), дачу взятки (статья 291), посредничество во взяточничестве (статья 291.1) и мелкое взяточничество (статья 291.2).Каждый из этих составов имеет определенную уголовно-правовую характеристику, которая в рамках данного исследования полностью анализироваться не будет. Однако необходимо обратить внимание на виды наказаний за взяточничество, поскольку именно они выступают как мер противодействия данному негативному явлению.В целом за преступления, предусмотренные статьями 290-291.2 УК РФ, установлен целый комплекс уголовных наказаний в зависимости от тяжести совершенного преступления. Так, к числу таких наказаний относятся: штраф, исправительные работы, принудительные работы, ограничение свободы, лишение свободы. В качестве дополнительного наказания предусмотрено лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также штраф.В 2011 году в УК РФ были внесены изменения, которые закрепили, что штраф за взяточничество может определяться исходя не только из размера дохода виновного лица, но и исходя из размера взятки. Например, по части 1 статья 290 УК РФ получение взятки влечет за собой штраф для взяткополучателя в размере до 1 млн рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет, или в размере от 10-кратной до 50-кратной суммы взятки. В свою очередь взяткодатель по части 1 статьи 291 УК РФ должен будет заплатить штраф размере до 500 тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года, или в размере от 5-кратной до 30-кратной суммы взятки.Указанные изменения вызвали разные мнения. Безусловно, наказание в виде штрафа, скорее всего, уменьшит загруженность уголовной системы исполнения наказаний, а также позволит возместить ущерб государственным интересам. Однако некоторые исследователи считают, что новые меры непоследовательны, бессистемны и нелогичны. С данным мнением нельзя согласиться, поскольку штрафы, превышающие сумму взятки, позволяют заставить виновное лицо не только вернуть всю сумму полученных незаконным способом денежных средств, но и заплатить значительную сумму сверху уже из своих средств, что позволяет ему осознать невыгодность получения взятки и неотвратимость уголовного наказания.Так, согласно приговору Шпаковского районного суда Ставропольского края от 08.10.2020 № № 1-185/2020, государственный инспектор безопасности дорожного движения группы технического надзора отдела ГИБДД ОМВД России по Шпаковскому району Оголенко И.С. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 290 УК РФ, и ему был назначен штраф в размере 1 млн рублей с лишением права занимать должности в правоохранительных органахРФ, связанные с осуществлением функций представителя власти сроком на 1 год 6 месяцев. При этом размер взятки, которую намеревался получитьОголенко И.С., составляла 50 тысяч рублей.Следующим видом наказания за взяточничество является назначение исправительных или принудительных работ. Данное наказание может назначаться на срок от 1 года до 5 лет. В случае мелкого взяточничества срок исправительных работ может быть менее 1 года. Стоит отметить, что за посредничество во взяточничестве исправительные и принудительные работы не назначаются. Каких-либо иных особенностей такого вида наказания, характерных именно для взяточничества, не установлено.Ограничение свободы применяется как наказание только для мелкого взяточничества, к остальным составам оно не применимо. Срок такого наказания от 2 до 4 лет в зависимости от тяжести совершенного преступления.Лишение свободы как наказание за взяточничество фигурирует практически по всем составам взяточничества, в том числе квалифицированным. Срок такого наказания за квалифицированное получение или дачу взятки достигает 15 лет, а квалифицированное посредничество во взяточничестве – 12 лет.Так, согласно приговору Верховного Суда Республики Калмыкия от 21.08.2020 по делу № 2-2/2020 заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия Строганов М.И. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 6 статьи 290 УК РФ, и ему было назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года с лишением права занимать должности государственной гражданской службы, связанные с выполнением полномочий представителя власти либо с осуществлением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, сроком на 9 лет.В качестве дополнительного наказания, которое применяется вместе с основным, выступает лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 15 лет, а также штраф. В случае мелкого взяточничества дополнительные наказания не применяются.Согласно статистическим данным за 2022 года к реальному лишению свободы по статье 290 УК РФ было приговорено 578 человек, исправительные работы назначены 5 человекам, штраф в качестве основного наказания – 272 человекам, ограничение свободы и принудительные работы не назначались. Также назначалось условное осуждение. Таким образом, можно сделать вывод, что лишение свободы за взяточничество применяется чаще, чем другие виды наказаний.Однако если рассматривать статистические данные по назначению наказаний за преступление по статье 291 УК РФ, то есть за дачу взятки, то здесь уже преобладает штраф как основной вид наказания. Так, в 2022 году к реальному лишению свободы за дачу взятки было приговорено 269 человек, в то время как штраф как основное наказание назначен 1163 человекам. Назначались и другие наказания: ограничение свободы – 1 человеку, исправительные работы – 24 человекам, принудительные работы – 1 человеку.Посредничество во взяточничестве, а также мелкое взяточничество также в основном наказывались штрафом.Анализ указанных статистических данных позволяет сделать вывод, что судами взяткополучатель расценивается как более опасный преступник, чем взяткодатель, посредник или мелкий взяточник, поэтому он и приговаривается к реальному лишению свободы.Подводя итог рассмотрению уголовно-правовых мер противодействия взяточничеству, можно сделать вывод, что российским законодателем достаточно проработаны уголовные наказания за все составы взяточничества. Основными из них являются штраф и лишение свободы, причем, как показывает изученная судебная практика, данные наказания практически всегда сопровождаются дополнительным наказанием в виде лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. 3.3 Перспективы совершенствования мер по противодействию взяточничеству и повышению эффективности борьбы с нимКак уже упоминалось выше, российское государство в лице правоохранительных органов, органов государственной и муниципальной власти принимает значительные меры, которые направлены на противодействие коррупции, а том числе противодействие взяточничеству.Предпринимаемые меры сложно разделить на отдельные составляющие, например, которые были бы направлены только на взяточничество, поэтому их необходимо рассматривать в комплексе как меры противодействия коррупции в целом.Несмотря на все происходящие на мировом уровне события, Российская Федерация продолжает оставаться участником Конвенции ООН против коррупции. Кроме того, российское государство в направлении борьбы с коррупцией участвует и в других международных объединениях, например, в Шанхайской организации сотрудничества и Антикоррупционной рабочей группе БРИКС. Также Россия взаимодействует с Межгосударственным советом по противодействию коррупции, который действует в СНГ.В рамках международного сотрудничества Россия применяет новые способы обмена данными о различных коррупционных ситуациях. В случаях, когда требуется быстрое реагирование, для этого активно используется платформа глобальной сети по борьбе с коррупцией в правоохранительных органах и специализированная безопасная коммуникационная платформа. Так, Генеральный прокурор РФ И.В. Краснов приводит пример такого взаимодействия с Республикой Казахстан, когда в кратчайшие сроки был произведен обмен информацией о бывшем государственном служащем, уволенным в связи с утратой доверия и привлеченным к уголовной ответственности за взяточничество.Также в рамках международного взаимодействия происходит пресечение транснациональных коррупционных преступлений, когда, например, иностранные должностные лица получают или дают взятки в целях развития своего бизнеса и установления приоритетного положения на рынке. В данном направлении Россия успешно взаимодействует с Республикой Беларусь, Китаем и другими странами, причем такое взаимодействие продолжает расширяться путем заключения двусторонних и многосторонних соглашений.Важно заметить, что действующая нормативно-правовая база РФ по противодействию коррупции также постоянно совершенствуется. Так, например, за последние 5 лет в Федеральный закон «О противодействии коррупции» было внесено 18 изменений. Большое внимание в рамках антикоррупционной работы на сегодняшний день уделяется профилактике коррупционных проявлений в оборонной промышленности, мобилизационной сфере, а также в областях использования бюджетных средств всех уровней бюджетов по приоритетных направлениям государственной политики.Эффективность проводимых мер по противодействию коррупции, в частности взяточничеству, подтверждается большим количеством резонансных уголовных дел в отношении высокопоставленных чиновников. Например, 25.01.2024 вынесен приговор за взяточничество в отношении бывшего губернатора Пензенской области И.А. Белозерцев, в сентябре 2023 года также за взяточничество привлекли к уголовной ответственности заместителя губернатора Белгородской области Е. Глаголева. В России на регулярной основе Указом Президента РФ утверждает Национальный план противодействия коррупции на определенный срок. Так, на сегодняшний день действует Указ Президента РФ от 16.08.2021 № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы». В реализации данного плана участвуют все органы власти, как государственные, так и муниципальные, а также государственные и муниципальные учреждения. На основании Национального плана принимаются региональные и муниципальные программы и планы противодействия коррупции. Целью действующего плана, в первую очередь, является совершенствование действующего антикоррупционного законодательства.В соответствии со статьей 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции», организации любой формы собственности также наделены обязанностью принимать все необходимые меры по противодействию коррупции.С середины 2022 года в деятельность по противодействию коррупции введена новая ГИС «Посейдон», целью использования которой является профилактика коррупционных и иных правонарушений, в том числе проведение с использованием информационно-коммуникационных технологий анализа и проверок соблюдения ограничений, запретов и требований, установленных в целях противодействия коррупции, лицами, на которых распространены такие ограничения, запреты и требования.Постоянно вносятся изменения в законодательство, регулирующее декларационную кампанию государственных и муниципальных служащих, а также руководителей государственных и муниципальных учреждений. Например, с 2021 года служащие в своих справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера должны указывать цифровые активы и валюту, поскольку в практике уже имеются случаи, когда должностные лица получили взятку в виде такого цифрового имущества.Таким образом, можно сделать вывод, что в целом действующее российское законодательство подробно описывает меры по борьбе с коррупцией. Однако развитие экономики, информационных технологий и финансовых инструментов вынуждают постоянно продолжать совершенствование антикоррупционных мероприятий.Как отмечает Генеральный прокурор РФ И.В. Краснов, в работе по противодействию коррупции, в том числе взяточничеству, особое значение придается превентивным действиям, методам так называемой правовой пропаганды – антикоррупционного образования, чтобы каждый гражданин России четко понимал не только цели и задачи борьбы с коррупцией, но и модели поведения, которые поощряются законом.Так, например, в 2023 году Межгосударственным Советом по борьбе с коррупцией с участием Генеральной прокуратуры РФ организован международный молодежный конкурс социальной рекламы, направленной на борьбу с коррупцией «Вместе против коррупции!».В конкурсе приняли участие молодые люди из различных стран, включая Россию, Азербайджан, Бангладеш, Индонезию, Мадагаскар, Пакистан и другие. Всего на конкурс было прислано более 11 тысяч антикоррупционных плакатов и видео. Жюри конкурса выбрало победителей, работы которых можно посмотреть на официальном сайте конкурса и в новостях Единого портала прокуратуры РФ.Противодействие взяточничеству в России ведется в больших масштабах, в такой деятельности задействованы всевозможные формы и методы работы. Активно привлекается общественность и средства массовой информации. Вместе с тем, стоит отметить перспективность совершенствования указанных мер. Так, например, нуждается в совершенствовании механизм декларирования государственными и муниципальными служащими своих доходов, расходов, имущества и обязательств имущественного характера.На сегодняшний день утверждение перечней должностей государственной и муниципальной службы, которые должны представлять соответствующие сведения, чаще всего остается на усмотрении непосредственно данных органов власти, что может позволить заинтересованным должностным лицам влиять на составление такого перечня и его утверждение. Например, на муниципальном уровне перечень, в который включаются должности, относящиеся к высшей, главной и ведущей группам должностей (заместители главы администрации, заведующие отделами, управлениями и секторами), утверждаются решением представительного органа муниципального образования, однако перечень конкретных должностей, не входящих в эти группы (специалисты), утверждается уже непосредственно постановлением администрации. Подготовкой такого постановления чаще всего занимаются специалисты кадрового сектора или отдела, которые могут на свое усмотрение исключить какие-то должности из перечня и при отсутствии должного контроля освобождать отдельных должностных лиц от обязанности представлять сведения о доходах.В данной ситуации рекомендуется перечень конкретных должностей муниципальной службы утверждать также на уровне представительного органа муниципального образования, чтобы исключить возможность самостоятельного принятия решения отдельными должностными лицами.Кроме того, в совершенствовании нуждается система оплаты труда государственных и муниципальных служащих, поскольку, несмотря на распространенное мнение населения о высокой заработной плате таких должностных лиц, на практике это не совсем так. Обратившись к официальному сайту государственной службы РФ, можно увидеть, что на должности специалиста 1 разряда Арбитражного суда Московской области предлагается заработная плата в размере от 13 000 до 29 580 рублей, а на должности ведущего специалиста-эксперта Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Московской и Смоленской областям – от 22 000 до 35 000 рублей.Согласно постановлению ПравительстваМосковской области от 14.09.2023 № 738-ПП, величина прожиточного минимума в Московской области на 2024 год для трудоспособного населения составляет 19 943 рубля, а для детей – 17 747 рублей. При этом стоит отметить, что в прожиточный минимум включенаминимальная стоимость условной потребительской корзины – ключевых продовольственных продуктов (хлеб, овощи и фрукты, сахар, соль, чай, мясо, рыба, молоко, масло), непродовольственных товаров, а также услуг, в том числе платежей за ЖКХ, при этом не включены такие расходы, как, например, ипотечные платежи, стоимость лекарственных препаратов и прочее.Соответственно предлагаемой зарплаты на вышеуказанных должностях с трудом хватит только на жизнь одного человека без каких-либо финансовых обязательств, в случае же наличия семьи и детей, данной суммы будет недостаточно.Также в рамках профилактики взяточничества предлагается:- внести изменения в санкцию статьи 290 УК РФ в части полного запрета должностным лицам, привлеченным к уголовной ответственности за взяточничество, занимать в дальнейшем государственные и муниципальные должности;- более широко освещать в СМИ судебные процессы в отношении коррупционеров;- активнее взаимодействовать со СМИ в направлении освещения антикоррупционной деятельности всех органов власти, правоохранительных органов и организаций.Подводя итог выявлению перспектив совершенствования мер по противодействию взяточничеству и повышению эффективности борьбы с ним, можно сделать вывод, что противодействие взяточничеству в России ведется глобально, с использованием разнообразных подходов и способов работы. В этой деятельности также активно участвуют общественные организации и СМИ. В то же время важно отметить потенциал для улучшения этих мер. Например, необходимо совершенствование механизма декларирования служащими своих доходов, системы оплаты труда должностных лиц, взаимодействия со СМИ в освещении противодействия взяточничества, уголовного законодательства в части санкции статьи 290 УК РФ и прочее.ЗАКЛЮЧЕНИЕЦель и задачи, поставленные в работе, выполнены. В частности, насколько это представляется возможным в рамках работы, разработаны рекомендации и предложения по совершенствованию противодействия взяточничеству в Российской Федерации.Изучение теоретических основ криминологической характеристики взяточничества позволило сделать следующие выводы:1. С точки зрения уголовного права под взяточничеством необходимо понимать получение должностным лицом, в том числе иностранным либо публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконного оказания ему имущественных услуг, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать им, а равно за общее покровительство или попустительство по службе, а также дача взятки лично или через посредника. В свою очередь, с точки зрения криминологии взяточничество – негативное социально-правовое явление в современном обществе и одна из самых распространенных форм проявления коррупции, заключающаяся в получении либо даче взятки. Следует выделять следующие виды взяточничества: получение взятки; дача взятки; посредничество во взяточничестве; мелкое взяточничество.2. Общественная опасность взяточничества заключается в посягательстве на различные сферы жизни общества и государства, начиная с деформации правосознания граждан государства, заканчивая основами государственной власти. Данное преступное деяние подрывает нормальную управленческую деятельность государственных органов, органов местного самоуправления и учреждений, подрывает их авторитет, препятствует здоровой конкуренции, чем затрудняет экономическое развитие государства.3.Взяточник с точки зрения криминологии – это преимущественно мужчина среднего возраста с высоким уровнем образованием, занимающий руководящие должности в государственных или муниципальных органах власти, правоохранительных органах или организациях, при этом обладающий низкими моральными принципами, высокой активностью, инициативностью, эмоциональной устойчивостью, коммуникабельностью и работоспособностью.Исследование практических основ криминологической характеристики взяточничества позволило сделать следующие выводы:1. Взяточничество – это достаточно сложное социальное явление, которое порождается множеством разнообразных причин, среди которых особо выделяются политические, экономические, социальные, правовые и даже психологические, связанные с личностью отдельного индивида. Если устранить или ослабить факторы, которые поддерживают взяточничество, то можно разрушить основу этого криминального института или сделать его менее устойчивым.2. На сегодняшний день самыми распространенными сферами про-явления взяточничества являются органы государственной и муниципальной власти, правоохранительные органы, коммерческие и иные организации и военная служба. Как показывает судебная практика, в правоохранительных органах взяточничество чаще всего обнаруживается в деятельности сотрудников ГИБДД, участковых уполномоченных и прочих работников МВД, в организациях – в деятельности должностных лиц государственных и муниципальных учреждений, а именно здравоохранения, образования, ветеринарии, социального обеспечения и обслуживания, лесного законодательства, строительства и ЖКХ.3.Ситуация с взяточничеством в России остается острой на протяжении длительного времени. Количество зарегистрированных преступлений по всем составам взяточничества неуклонно растет. Кроме того, происходит увеличение количества преступлений, связанных с взяточничеством, совершенных в крупном и особо крупном размере.Однако нельзя однозначно утверждать, что увеличивается количество совершенных преступлений, поскольку количества зарегистрированных преступлений может свидетельствовать об улучшении практики выявления таких преступлений.Исследование мер по противодействию взяточничеству позволило сделать следующие выводы:1. В современном мире все более важным становится профилактический эффект в борьбе с взяточничеством общесоциальных и специальных мер. Профилактические меры должны начинать реализовываться с самого верха, то есть с улучшения существующей политической и экономической системы, затем должно корректироваться действующее законодательство, кадровая политика и образовательная сфера.2.Российским законодателем достаточно проработаны уголовные наказания за все составы взяточничества. Основными из них являются штраф и лишение свободы, причем, как показывает изученная судебная практика, данные наказания практически всегда сопровождаются дополнительным наказанием в виде лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.3. Противодействие взяточничеству в России ведется глобально, с использованием разнообразных подходов и способов работы. В этой деятельности также активно участвуют общественные организации и СМИ. В то же время важно отметить потенциал для улучшения этих мер. Например, необходимо совершенствование механизма декларирования служащими своих доходов, системы оплаты труда должностных лиц, взаимодействия со СМИ в освещении противодействия взяточничества, уголовного законодательства в части санкции статьи 290 УК РФ и прочее.Это только часть необходимых мер для снижения уровня взяточничества в России. Реализация этих мер будет сложным и трудоемким процессом, который потребует от государства больших финансовых затрат и усилий по нормативному регулированию.Важно подчеркнуть, что меры для противодействия взяточничества должны быть комплексными, продуманными, спланированными и реализованными без промедлений в рамках общей борьбы с коррупцией. Для этого необходимо быть готовыми к различным ситуациям и противодействовать им с помощью согласованных и объединенных усилий.Государственная антикоррупционная политика должна быть направлена на обеспечение национальной безопасности, защиту прав и свобод граждан России, их благополучие. Она должна включать в себя, в том числе, внедрение наиболее положительных зарубежных практикв борьбе с взяточничеством, формирование в обществе нетерпимости к любым проявлениям взяточничества, совершенствование государственной стратегии.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.12.2023) // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. ст. 2954.
3. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 19.12.2023) «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. 29.12.2008. № 52 (ч. 1). ст. 6228.
4. Федеральный закон от 04.05.2011 № 97-ФЗ (ред. от 04.06.2014) «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» // Российская газета. № 97. 06.05.2011.
5. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 05.07.2021. № 27 (часть II). ст. 5351.
6. Указ Президента РФ от 16.08.2021 № 478 (ред. от 26.06.2023) «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы» // Собрание законодательства РФ. 23.08.2021. № 34. ст. 6170.
7. Указ Президента РФ от 25.04.2022 № 232 (ред. от 26.10.2023) «О государственной информационной системе в области противодействия коррупции «Посейдон» и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 02.05.2022. № 18. ст. 3053.
8. Постановление Правительства Московской области от 14.09.2023 № 738-ПП «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Московской области на 2024 год» [Электронный ресурс]: http://publication.pravo.gov.ru/document/5000202309140005 (дата обращения: 30.01.2024).
9. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принят резолюцией 34/169 Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1979 года. Конвенции и соглашения [Электронный ресурс]: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/code_of_conduct.shtml (дата обращения: 24.01.2024).
10. Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию ETS № 174 (Страсбург, 4 ноября 1999 г.). ИПО «Гарант» [Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/4089549/741609f9002bd54a24e5c49cb5af953b/ (дата обращения: 24.01.2024).
Книги и статьи
11. Алымова Д.П., Касторская Е.В., Касторский Г.Л. Антикоррупционное право: Учебник / Под общ.ред. Г.Л. Касторского. Санкт-Петербург: Университет при МПА ЕврАзЭС, 2018. – 297 с.
12. Астанин В.В. Антикоррупционная политика России. Криминологические аспекты: монография. – Москва: Юнити, 2009. – 255 с.
13. Ашин А.А., Некрасова М.А. К вопросу о причинах коррупции в России // Ученые записки. – 2019. – № 2(30). – С. 67-74.
14. Борков В.Н. Взяточничество: объект и причиняемый вред // Вестник Сургутского государственного университета. – 2019. – № 2(24). – С. 60-64.
15. Голубых Н.В. Современное состояние коррупционной преступности // Вестник Уральского юридического института МВД России. – 2022. – № 2(34). – С. 112-115.
16. Гончарова В.А. Актуальные проблемы противодействия коррупции в правоохранительных органах // Научный Лидер. – 2021. – № 29(31). – С. 60-62.
17. Горшенков Г.Н. Коррупция как криминологическая категория // Russian Journal of Economics and Law. – 2021. – Т. 15, № 3. – С. 540-555.
18. Доля В.Н. Анализ современных подходов к определению взяточничества // Молодой ученый. – 2021. – № 14 (356). – С. 193-199.
19. До Ю.П. Коррупция в органах государственной власти // Молодой ученый. – 2020. – № 17 (307). – С. 191-193.
20. Дунюшкина А.А. Коррупционная деятельность в коммерческих организациях в Российской Федерации // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2021. – № 7(59). – С. 43-48.
21. Екишева А.Д. Разграничение получения взятки-вознаграждения и принятия подарка: проблемы современного правового регулирования // Вопросы российской юстиции. – 2019. – № 3. – С. 747-756.
22. Заиграева Е.И. Личность взяткополучателя как элемент криминалистической характеристики взяточничества // Проблемы становления гражданского общества: Сборник статей IX Международной научной студенческой конференции. Том Часть III. – Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Университет прокуратуры Российской Федерации», 2021. – С. 285-288.
23. Ирзун Н.Г. Предупреждение коррупционной преступности // Молодой ученый. – 2019. – № 11(249). – С. 58-62.
24. Косыгин П.В. Профилактика взяточничества и пути их решения // Актуальные направления научных исследований: перспективы развития: Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. – Чебоксары: ООО «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2018. – С. 289-291.
25. Кулакова А.А. Криминологическая характеристика личности взяточника: научно-статистический анализ // Межведомственное сотрудничество при обеспечении национальных приоритетов в противодействии коррупции: Материалы межведомственной научно-практической конференции. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2022. – С. 112-116.
26. Липатова О.А. Превенция коррупции и её характеристика // Актуальные проблемы обеспечения экономической безопасности в сфере противодействия коррупции на современном этапе развития АПК: Сборник научно-практических материалов Международной научно-практической конференции, подготовленный по результатам заседания Совета общественных организаций и объединений Республики Татарстан по противодействию коррупции. Том Выпуск IV. – Казань: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Татарский институт переподготовки кадров агробизнеса», 2021. – С. 309-315.
27. Махмудов С.М. Институциональные факторы коррупции в российских регионах // Российские регионы в фокусе перемен: Сборник докладов со специальных мероприятий XII Международной конференции. – Екатеринбург: ООО «Издательство УМЦ УПИ», 2018. – С. 122-124.
28. Моисеенко Е.Е. Криминологическая характеристика личности взяточника в России // E-Scio. – 2021. – № 5(56). – С. 619-622.
29. Никитенко И.В. Криминологическая характеристика взяточничества и борьба с ним // Эффективное противодействие преступности в условиях глобализации: проблемы и перспективы: Материалы XXV Международной научно-практической конференции. – Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2021. – С. 208-212.
30. Николаева С.А., Данилова К.Ю. Проблемы квалификации взяточничества // Мы против коррупции: сборник статей по итогам международного студенческого молодежного антикоррупционного форума. – Тюмень: Тюменский государственный университет, 2022. – С. 142-144.
31. Никонов П.В. Криминологический анализ коррупционных преступлений, связанных с дачей и получением взятки и иными видами незаконного вознаграждения. – Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Университет прокуратуры Российской Федерации», 2021. – 131 с.
32. Прозументов Л.М., Шеслер А.В. Некоторые подходы к рассмотрению детерминант преступности в отечественной криминологии // Вестник Томского государственного университета. – 2017. – № 420. – С. 160-166.
33. Санжаровская Д.Д. Способы профилактики взяточничества и пути их совершенствования // Аллея науки. – 2022. – Т. 1, № 10(73). – С. 733-737.
34. Синельникова Н.А. К вопросу о противодействии коррупции на военной службе // Образование и право. – 2021. – № 4. – С. 438-442.
35. Фарахиев Д.М., Куликов Р.С. Общественная опасность получения и дачи взятки // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. – 2023. – № 4. – С. 71-76.
36. Федотов Д.С. Коррупция как угроза национальной безопасности Российской Федерации: монография. – Краснодар: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова» Министерства обороны Российской Федерации, 2019. – 173 с.
37. Цветкова Е.В., Филянович К.Д. Служебные преступления. Превышение должностных полномочий // Актуальные вопросы современной науки и образования: Сборник статей XXI Международной научно-практической конференции. В 3-х частях. Том Часть 3. – Пенза: Наука и Просвещение, 2022. – С. 123-125.
38. Шаламова А.А. Предупреждение преступлений как цель уголовного наказания // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. – 2021. – Т. 6, № 2. – С. 60-63.
39. Шацкая Е.А., Новолодская Н.С. Криминологическое понятие преступности: теоретический аспект // Научный дайджест Восточно-Сибирского института МВД России. – 2021. – № 3(13). – С. 144-148.
40. Яни П.С. Новые разъяснения Пленума о квалификации взяточничества // Законность. – 2022. – № 7(1053). – С. 32-36.
41. Djankov S., La Porta R., Lopez-De-Silanes F., Shleifer A. The regulation of entry // Quarterly journal of economics. – 2002. – Vol. 117. № 1. – P. 1–37.
42. Quah Jon S. T. Curbing Corruption in Asia: A Comparative Study of Six Countries [Электронный ресурс]: http://www.jonstquah.com/publications.htm (дата обращения: 24.01.2024).
Авторефераты и диссертации
43. Подгрушный М.А. Борьба со взяточничеством как коррупционным преступлением в современной России: уголовно-правовые и криминологические аспекты: диссертация, 2015. – 238 с.
Материалы юридической практики
44. Определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2020 № 2040-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Захаренко Александра Сергеевича на нарушение его конституционных прав статьей 290 Уголовного кодекса Российской Федерации, пунктом 8 части 1 статьи 27 Федерального закона «О полиции», пунктом 7 части 1 статьи 12 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», частью 5 статьи 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», статьями 9 и 10 Федерального закона «О персональных данных», пунктом «ж» статьи 5 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, пунктами 3 и 4 Перечня сведений конфиденциального характера» [Электронный ресурс]: http://www.ksrf.ru/pages/default.aspx (дата обращения: 24.01.2024).
45. Определение Конституционного Суда РФ от 20.07.2023 № 1836-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Хмырова Николая Алексеевича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 290 Уголовного кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс]: http://www.ksrf.ru/pages/default.aspx (дата обращения: 24.01.2024).
46. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24 (ред. от 24.12.2019) «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» [Электронный ресурс]: http://www.vsrf.ru/index.php (дата обращения: 24.01.2024).
47. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2015 № 58 (ред. от 18.12.2018) «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» [Электронный ресурс]. URL: http://www.vsrf.ru/index.php (дата обращения: 24.01.2024).
48. Приговор Верховного Суда Республики Калмыкия от 21.08.2020 по делу № 2-2/2020 [Электронный ресурс]: https://sudact.ru/regular/doc/PPWTIiYjQdY4/ (дата обращения: 24.01.2024).
49. Приговор Шатурского городского суда Московской области от 12.07.2021 по делу № 1-134/2021 [Электронный ресурс]: https://sudact.ru/regular/doc/oFoQSRCe8UJt/ (дата обращения: 24.01.2024).
50. Приговор Можгинского районного суда Удмуртской Республики от 07.10.2020 по делу № 1-358/2020 [Электронный ресурс]: https://sudact.ru/regular/doc/01nh0q47oLV9/ (дата обращения: 24.01.2024).
51. Приговор Мценского районного суда Орловская область от 11.09.2020 по делу № 1-1-127/2019 [Электронный ресурс]: https://sudact.ru/regular/doc/h15UqS8ONYQr/ (дата обращения: 24.01.2024).
52. Приговор Шпаковского районного суда Ставропольского края от 08.10.2020 № № 1-185/2020 [Электронный ресурс]: https://sudact.ru/regular/doc/xjt1opzEjErT/ (дата обращения: 24.01.2024).
53. Сводные статистические сведения о состоянии судимости в России за 1 полугодие 2022 года. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации [Электронный ресурс]: http://cdep.ru/index.php?id=79&item=7069 (дата обращения: 24.01.2024).
54. Сводные статистические сведения о состоянии судимости в России за 1 полугодие 2023 года. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации [Электронный ресурс]: http://cdep.ru/index.php?id=79&item=7900 (дата обращения: 24.01.2024).
55. Интервью Генерального прокурора Российской Федерации Игоря Краснова. Генеральная прокуратура Российской Федерации [Электронный ресурс]: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news/archive?item=91987950 (дата обращения: 24.01.2024).
56. Показатели преступности России. Генеральная прокуратура Российской Федерации. Портал правовой статистики [Электронный ресурс]: http://crimestat.ru/offenses_map (дата обращения: 24.01.2024).
57. Состояние преступности. Министерство внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]: https://мвд.рф/folder/101762 (дата обращения: 24.01.2024).
Иные источники информации
58. Большой юридический словарь [Электронный ресурс]: https://gufo.me/dict/law (дата обращения: 24.01.2024).
59. В Генпрокуратуре составили портрет коррупционера [Электронный ресурс]: https://www.rbc.ru/society/06/12/2018/5c09061d9a794760a277db66 (дата обращения: 24.01.2024).
60. В МВД назвали наиболее коррупционные сферы в России [Электронный ресурс]: https://rg.ru/2021/12/09/v-mvd-nazvali-naibolee-korrupcionnye-sfery-v-rossii.html (дата обращения: 24.01.2024).
61. Вакансии. Госслужба [Электронный ресурс]: https://gossluzhba.gov.ru/vacancy?filter=%7B%22sort%22:0,%22direction%22:0%7D (дата обращения: 30.01.2024).
62. ВЦИОМ. Новости: Рейтинги [Электронный ресурс]: https://wciom.ru/ratings (дата обращения: 24.01.2024).
63. Толковый словарь Даля [Электронный ресурс]: https://gufo.me/dict/dal (дата обращения: 24.01.2024).