Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология
  • 90 90 страниц
  • 35 + 35 источников
  • Добавлена 24.04.2024
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР9
1.1. Сущность понятия «мышление» в современных психолого-педагогических исследованиях 9
1.2. Специфика формирования мышления детей старшего дошкольного возраста 15
1.3. Потенциал дидактических игр в развитии мышления детей старшего дошкольного возраста 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 27
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 28
2.1. Изучение уровня развития мышления детей старшего дошкольного возраста 28
2.2. Реализация опытно-экспериментальной работы по развитию мышления старших дошкольников посредством дидактических игр 40
2.3. Оценка эффективности опытно-экспериментальной работы 47
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 57
ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 59
3.1. Психолого-педагогические рекомендации педагогам (воспитателям) 59
3.2. Психолого-педагогические рекомендации родителям 64
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 77


Фрагмент для ознакомления

ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕРЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР3.1.Психолого-педагогические рекомендации педагогам (воспитателям)Работа по развитию мышления у детей старшего дошкольного возраста должна проводиться постоянно, систематически, что позволит закрепить эффект от проведенных игровых занятий. Для этого важно определить направления дальнейшей деятельности воспитателей по развитию мышления, составить психолого-педагогические рекомендации по диагностике и развитию мышления у старших дошкольников.Для изучения динамики развития мышления у детей старшего дошкольного возраста целесообразно проводить постоянный мониторинг мыслительных операций детей – в начале и конце учебного года. Это позволит определить, какие мыслительные операции сформированы, а какие необходимо развивать. Для этого можно проводить диагностику мышления детей по следующим методикам:1. «Нелепицы» (С.Д. Забрамная). Данная методика позволяет выявить уровень развития у детей операций анализа, синтеза, умений находить несуществующие объекты, строить умозаключения. Также методика может быть использована как средство диагностики сформированности представлений об окружающем мире, умений строить связное речевое высказывание.2. «Четвертый лишний» (Е.Л. Агаева). Данная методика позволяет выявить у детей уровень сформированности таких мыслительных операций, как анализ, синтез, классификация, обобщение. Для диагностики можно подбирать группы предметных картинок, геометрических фигур, предметов, игрушек, три из которых объединены общим признаком, а четвертый – не обладает данным признаком.3. «Раздели на группы» (А.Я. Иванова, адаптация Е.В. Доценко). Данная методика позволяет выявить уровень развития операций анализа, сравнения, обобщения, классификации. Старшие дошкольники учатся группировать объекты, находить общий признак, который объединяет предметы. Данные методики применялись в процессе диагностики в опытно-экспериментальной работы. Их можно дополнить такими методиками, как:1. «Найди отличия». Данная методика позволяет выявить уровень развития операции анализа и сравнения, нахождения отличий между объектами и картинками.2. «Исключение лишнего». Методика оценивает уровень сформированности операций анализа, обобщения, классификации. Дети находят лишнюю геометрическую фигуру (предметную картинку) и объясняют свой выбор.3. «Последовательные картинки». С помощью методики можно выявить представления детей об окружающем мире, умения устанавливать последовательность действий.Наглядный материал к данным методикам представлен в Приложении 5.Рассмотренные методики можно использовать не только в процессе диагностики, но и в ходе развивающей работы, в виде дидактических игр. Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста должно осуществляться с учетом результатов диагностики, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Можно выделить следующие требования к организации дидактических игр.Во-первых, дидактические игры должны подбираться с учетом возраста детей, имеющихся представлений об окружающем мире, знаний и умений. Игры должны иметь оптимальный уровень сложности. Слишком трудные задания не позволяют достигнуть обучающих и развивающих задач, а слишком легкие – не будут интересны для самих детей. В связи с этим важным является учет фактора сложности упражнений.Во-вторых, дидактические игры должны изучались постепенно. Сначала дети знакомятся с дидактическим оборудованием и материалами, осваивают правила и игровые задания. Дидактические игры изучаются и повторяются на нескольких занятиях. Игры могут усложняться, в них можно добавлять новые игровые задачи, новое дидактическое оборудование.В-третьих, в процессе игровой деятельности необходима смена видов деятельности детей с целью предупреждения утомления. Это могут быть подвижные игры, которые также можно использовать в рамках темы занятия. Динамические паузы способствуют снятию напряжения, активизируют внимание детей.Работа по развитию мышления у детей старшего дошкольного возраста можно осуществлять индивидуально, фронтально и в группах по 3-4 человека. Продолжительность занятия для детей старшего дошкольного возраста составляет 25-30 минут.В группе можно создать игровой уголок, в которой можно разместить различные игры, дидактические материалы (предметные и сюжетные картинки, разрезные картинки, кубики, блоки Дьенеша и другой материал) для организации игр.Сначала дети знакомятся с дидактическими играми, наглядным и дидактическим материалом, пробуют играть, выполнять игровые действия. Сначала детям предлагаются несложные игры, например, группировка предметов по одному признаку, затем – по двум-трем признакам. Примеры игры на подготовительном этапе:«Найти отличия»: дети учатся анализировать изображения, находить отличия, сравнивать. Количество отличительных признаков – 2-3. Детям предлагаются предметные и сюжетные картинки, которые нужно сравнить между собой.«Разрезные картинки»: используются картинки, разделенные на 2-4 части по прямой линии. Дети восстанавливают изображение, называют, что получилось на картинке, составляют рассказ-описание.«Раздели на группы»: используется набор фигур или предметных картинок, которые можно разделить по одному основанию классификации. Например, разделить геометрические фигуры по форме, величине или цвету.«Назови одним словом»: используются картинки с изображением предметов, входящих в бытовой обиход детей (одежда, посуда, игрушки). Дети группируют картинки и называют общее слово, которым можно объединить картинки.На основном этапе дидактические игры можно усложнить, ввести дополнительные игровые задания. Для этого используютсядидактические игры, направленные на развитие анализа, синтеза, сравнения, классификации и обобщения.Примеры игр:«Разрезные картинки»: детям предлагают картинки, разрезанные на 5-6 частей, не только по прямой, но и по ломанной линии, что повышает уровень сложности. К данной категории игр также можно отнести игры-пазлы, игры с доской Сегена на составление квадрата из деталей геометрической формы, кубики Б.П. Никитина «Сложи узор», геометрическую мозаику.«Найди отличия»: старшим дошкольникам можно предложить предметные и сюжетные картинки, в которых нужно найти от 5 до 10 отличий. Игру можно проводить в группах, в виде соревнования «Кто найдет больше отличий». Это стимулирует познавательную активность и интерес у детей.«Найди такую же», «Найди пару», «Найди и закрась одинаковые предметы», «Где чье отражение» (соотнести предмет и его тень), «Найди заплатку для коврика». Это дидактические игры на развитие операций анализа, синтеза и сравнения. Детям называются определенные признаки, по которым они должны отобрать геометрические фигуры. Например, найти такую же фигуру по цвету, форме и размеру.Для развития операций классификации и обобщения используются игры «Раздели на группы», «Четвертый лишний», «Разложи по порядку» (сериация), «Назови одним словом», «Что сначала, что потом» (последовательность событий, времен года), «Нелепицы» (найти нелепицы на рисунке) и другие.На заключительном этапе можно предложить игры повышенной сложности. Игры проводятся фронтально или в группах. Можно провести игры в форме соревнования. Повышенной сложностью обладают такие игры, как «Сложи узор» с кубиками Б.П. Никитина (узор из 9 кубиков), игры-головоломки «Танграм», «Колумбово яйцо», игры-ребусы, игры-загадки.В процессе занятий детям предлагаются не только игры на основе наглядного материала (игры с картинками, игрушками, предметами), но и словесные дидактические игры, например: «Придумай загадку», «Какое слово лишнее», «Скажи слово наоборот», «Ассоциации», «Небылицы», «Да – нет, говорите», «Бывает – не бывает», «Угадай по описанию».В процессе дидактических игр необходимо поощрять детей за их успехи, достижения, при этом оказывать индивидуальный подход и поддержку тем детям, которые не справляются с заданием. Данным детям необходимо повторить игровое задание, предложить несложные игры. Игры должны приносить детям удовольствие и положительные эмоции.Таким образом, в качестве рекомендаций воспитателям группы были предложены методики для диагностики мышления у детей старшего дошкольного возраста, а также дидактические игры для развития мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, наглядный материал для дидактических игр, рекомендации по организации игрового уголка в группе.3.2.Психолого-педагогические рекомендации родителямВажную роль в образовательном процессе по развитию мышления у детей старшего дошкольного возраста играют родители. Семья выступает как социальная группа, которая оказывает значительное влияние на формирование личности дошкольника. От условий семейного воспитания, от отношения родителей к процессу обучения детей зависит успешность реализации образовательных задач.Работа по развитию мышления предполагает активное участие родителей дошкольников. Дидактические игры, которые проводятся в детском саду, могут применяться и в домашних условиях, что позволяет закрепить эффект от занятий. Для того, чтобы игры проводились методически правильно, важно организовать работу с родителями по их педагогическому просвещению.С этой целью для родителей были составлены психолого-педагогические рекомендации по развитию мышления у детей в условиях совместной игровой деятельности дома. Родителям были предложены настольно-печатные дидактические игры, игры типа лото, разрезные картинки, игры на поиск отличий, игры с кубиками, словесные игры. Описание данных игры представлено в Приложении 6.Игру «Раздели на группы» можно проводить дома с детьми для развития операций анализа, синтеза, сравнения, классификации. Для игры подбираются предметные картинки, на которых изображены мебель, посуда, предметы быта, игрушки, растения, животные, одежда, инструменты, фрукты и т.д. Предметные картинки раскладываются на столе. Игровая задача: разделить картинки на группы, дать общее название для каждой группы, объяснить, какой общий признак объединяет предметы. Игра «Найди отличия» основана на сравнении парных картинок и нахождении отличительных признаков между ними. Например, найти отличия во внешнем виде животных. Отличия называют по очереди ребенок и родители. Проигрывает тот, кто не смог назвать отличие. Данная игра развивает наблюдательность, умение анализировать объекты, сравнить между собой. Наличие соревновательного элемента усиливает интерес детей к игре.Игры «Перепутанные линии», «Лабиринт» формируют мышление, внимание детей, зрительное восприятие, речь. В ходе игры дети находят путь от старта до финиша. Лабиринты направлены на формирование правильного восприятия окружающего мира, помогают анализировать события, действия и видеть предметы такими, какими они есть на самом деле, помогают детям научиться логически прокладывать ходы, перебирать все возможные варианты.Игры «Закодируй таблицу», «Сыщик», «Что перепутал художник», «Нелепицы», «Так бывает или нет» формируют у детей находить на рисунке нужные геометрические фигуры и элементы фигуры, развивает наблюдательность. Особый интерес для детей представляют игры-нелепицы. Данные игры формируют элементарные образные представления ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях,существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. При нахождении нелепиц важно уделять внимание развитию умений детей рассуждать, обосновывать свою точку зрения, приводить аргументы, почему изображенная на рисунке ситуация является нелепой.Игры с детьми в домашних условиях лучше проводить в спокойной обстановке, в вечернее время, на выходных. Важное значение имеет доброжелательность родителей, поощрение успехов детей, похвала, особенно, если ребенок справляется с игрой, которая была для него сложной. Совместные игры родителей и детей сплачивают семью, организуют совместный досуг, отдых, укрепляют детско-родительские отношения.В процессе проведения игр родителям нужно учитывать, что у детей дошкольного возраста ведущим является наглядно-образное мышление, зрительное восприятие и внимание. Поэтому для игр важно подобрать различные средства наглядности – предметные и сюжетные картинки, игрушки, геометрические фигуры, игрушки, которые дети учатся анализировать, сравнивать, классифицировать.В процессе игровой деятельности необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы, отвечать на вопросы ребенка.Можно использовать разные типы вопросов: вопросы-сравнения, вопросы-провокации, вопросы-предположения, вопросы этимологического характера, вопросы на классификацию; вопросы, побуждающие задавать вопросы самих детей. Детские вопросы к взрослому являются показателем познавательного интереса ребенка и его умственной активности. Данная работа способствует развитию речи, которая, в свою очередь, активизирует словесно-логическое мышление детей. Речь и мышление развиваются совместно, на что указывал еще Л.С. Выготский.Игры лучше не проводить, если ребенок устал, находится в состоянии утомления, эмоционального напряжения. Это может привести к отказу от игр, нежеланию заниматься. В этом случае лучше предоставить ребенку возможность позаниматься тем, что ему нравится, а игры отложить на другое время.Таким образом, совместная игровая деятельность детей и родителей является средством развития мышления дошкольников, сплочения, укрепления детско-родительских отношений. Совместная работа педагогов детского сада и семьи по развитию мышления у детей будет способствовать формированию мыслительных операций, что в дальнейшем благоприятно отразится умственном развитии, а также на подготовке детей к обучению в школе.ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3По итогам проведенного исследования для педагогов (воспитателей) и родителей детей старшего дошкольного возраста были составлены психолого-педагогические рекомендации.Педагогам были рекомендованы диагностические методики, которые они могут использовать в своей работе для изучения уровня сформированности мышления детей. Это позволит своевременно выявлять уровень мышления и оценивать эффективность проводимой работы, а при необходимости включать игры на развитие мышления в структуру занятий.Родителям были предложены дидактические игры, которые использовались на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы. Даны рекомендации по организации игр в домашних условиях, представлен наглядный материал для дидактических игр по развитию мышления у детей. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ ходе проведенного исследования была теоретически обоснована, разработана и экспериментально проверена программа развития мышления удетей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр.В результате проведенного анализа психолого-педагогической литературы и проведенной опытно-экспериментальной работы были решены поставленные задачи.В современных психолого-педагогических исследованиях отмечается значимость развития мышления как важного познавательного процесса. Посредством мышления осуществляется познавательная деятельность и формируются представления об объектах и явлениях, их взаимосвязях. Процесс мышления осуществляется посредством мыслительных операцийанализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации. Формирование мышление происходит на всех этапах развития личности, в том числе в дошкольном возрасте.Изучение специфики формирования мышления детей старшего дошкольного возраста позволило выявить следующие особенности мыслительных операций: наглядно-образный характер восприятия окружающей действительности, формирование мыслительных операций благодаря познавательному развитию детей, обогащению представлений об окружающем мире, формированию речи. Для развития мышления у детей необходимо использовать соответствующие средства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей старших дошкольников.Потенциал дидактических игр как средства развитии мышления детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что происходит процесс формирования мыслительных операций в игровой, интересной обстановке без принуждения детей. Игра выступает как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, поэтому является наиболее эффективным и доступным для детей способе обучения и воспитания.В процессе выполнения игровых действий у детей развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, классификации и обобщения. На основании проведенного анализа психолого-педагогической литературы была составлена программа опытно-экспериментальной работы, которая была организована с целью развития мышления детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр. Для детей старшего дошкольного возраста были подобраны дидактические игры на развитие мыслительных операций, систематизирован наглядный материал к играм. Эффективность проведенной работы была доказана в ходе опытно-экспериментальной работы и подтверждена результатами диагностики мышления детей.В экспериментальной группе, где были проведены дидактические игры, высокий уровень мышления показали 35% старших дошкольников, что выше на 25% по сравнению с констатирующим этапом. В контрольной группе высокий уровень мышления выявлен у 15% старших дошкольников, что выше только на 5% по сравнению с констатирующим этапом. Результаты исследования показали, что использование дидактических игр оказало положительное влияние на развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста.По итогам проведенной работы были разработаны психолого-педагогические рекомендации воспитателям и родителям детей старшего дошкольного возраста. Педагогам были рекомендованы диагностические методики, которые они могут использовать в своей работе для изучения уровня сформированности мышления детей. Родителям были предложены дидактические игры, которые использовались на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы. Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза исследования подтвердилась. Перспективным направлением исследования по данной проблеме является изучение влияния других видов игр на развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста, изучение потенциала игры в развитии мышления у детей подготовительной к школе группе с целью формирования психологической готовности к обучению в школе.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫНормативно-правовые актыФедеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Москва : ТЦ Сфера, 2023. – 48 с. – ISBN 978-5-99-493220-9. – Текст : непосредственный.МонографияБерезина, Ю. Ю. Проблемы формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста : монография / Ю. Ю. Березина, Т. И. Ерофеева. – Москва : МПГУ, 2019. – 135 с.– ISBN 978-5-4263-0853-4. –Текст : непосредственный.Долгова, В. Проблемы развития творческого мышления : монография / В. Долгова, К. Апушкина. – Москва : ПЕРО, 2021. – 250 с.–ISBN 978-5-00171-888-8. –Текст : непосредственный.Урунтаева, Г. А. Психология познания дошкольника в профессионально-педагогической деятельности воспитателя : монография / Г. А. Урунтаева, Е. Н. Гошева. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 213 с.– ISBN 978-5-16-015994-2. – Текст : непосредственный.Статья из периодического изданияВоронина, Л. В. Математическое развитие дошкольников. Помощь родителям / Л. В. Воронина, В. А. Соломенникова // Дошкольное воспитание. – 2023. – № 9. – С. 10-14.– ISSN 0012-561X. – Текст : непосредственный.Дрозд, М. О. Психолого-педагогическая работа по применению дидактических игр в развитии мышления старших дошкольников / М. О. Дрозд, Л. В. Мамедова // Педагогический журнал. – 2023. – Т. 13. № 2-3-1. – С. 215-222. – ISSN 2223-5434. – Текст : непосредственный.Непочатая, С. Н. Развитие логического мышления старших дошкольников средствами игровых технологий / С. Н. Непочатая, И. С. Морозова // Научный лидер. – 2021. – № 40 (42). – С. 109-110. – ISSN 2713-3168. – Текст : непосредственный.Шарапова, Н. А. Развитие алгоритмического мышления дошкольников / Н. А. Шарапова // Вестник научных конференций. – 2022. – № 11-6 (87). – С. 124-126. – ISSN 2412-8988.– Текст : непосредственный.Статья из сборникаБудник, А. С. Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр / А. С. Будник // Молодежь ХХI века: шаг в будущее : материалы XXIV региональной научно-практической конференции. В 4-х томах. – Благовещенск, 2023. – С. 13-14.– ISBN:978-5-9642-0539-5. – Текст : непосредственный.Мамаева, Е. В. Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством дидактических игр / Е. В. Мамаева // Дети и детство в современном провинциальном социуме : сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции. – Саранск, 2023. – С. 100-104.– ISBN:978-5-8156-1583-0. – Текст : непосредственный.Райковская, А. М. Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр / А. М. Райковская // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса : сборник трудов II международной научно-практической конференции. – Симферополь, 2023. – С. 132-135.– ISBN:978-5-906962-97-3.– Текст : непосредственный.Электронный ресурс (интернет-материалы)Алимова Г. К. Формирование операций мышления у детей дошкольного возраста / Г. К. Алимова // Наука и образование сегодня. – 2021. – № 6 (65). – С. 72-73. –ISSN 2414-5718. – Текст : электронный // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» [сайт]. –URL: https://www.cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-operatsiy-myshleniya-u-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 23.01.2024).Белолуцкая А. К. Анализ зарубежных и отечественных подходов к развитию творческого мышления детей дошкольного возраста в образовательном процессе / А. К. Белолуцкая // Современное дошкольное образование. – 2021. – № 1 (103). – С. 28-42. –ISSN 2782-4519. –Текст : электронный // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» [сайт]. –URL: https://www.cyberleninka.ru/article/n/analiz-zarubezhnyh-i-otechestvennyh-podhodov-k-razvitiyu-tvorcheskogo-myshleniya-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-obrazovatelnom (дата обращения: 23.01.2024).Выготский Л. С. Лекции по психологии. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 432 с. – (Антология мысли). – ISBN 978-5-534-07471-0. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://www.urait.ru/bcode/513911 (дата обращения: 23.01.2024).Казначеев С. В. Проблемы развития мышления в дошкольном возрасте / С. В. Казначеев, М. Н. Ципцина // Символ науки. – 2019. – № 2. – С. 66-75. –ISSN 2410-700X. –Текст : электронный // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» [сайт]. – URL: https://www.cyberleninka.ru/article/n/problemy-razvitiya-myshleniya-v-doshkolnom-vozraste (дата обращения: 23.01.2024).Шинкарёва Н. А. Педагогические условия и особенности развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста / Н. А. Шинкарёва, Т. В. Дробязгина // Азимут научных исследований: педагогика и психология.– 2018. –№3 (24). – С. 91-95. –ISSN 2309-1754. –Текст : электронный // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» [сайт]. –URL: https://www.cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-i-osobennosti-razvitiya-logicheskogo-myshleniya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 23.01.2024).КнигаАлександрова О. В. Играй и развивай логику : логические примеры и задачи, задания на развитие мышления, ребусы и лабиринты : для старшего дошкольного возраста : 4-6 лет / О. В. Александрова. – Москва : Эксмодетство, 2022. – 64 с. – ISBN 978-5-04-160397-7. – Текст : непосредственный.Ахмадуллин Ш. Т. Как развить у ребёнка критическое мышление : анализировать информцию, принимать решения, распознавать манипуляции, мыслить логически, не стать жертвой мошенников : книга-тренажёр / Ш. Т. Ахмадуллин. – Москва : Нева, 2022. – 191 с. – ISBN 978-5-907412-21-7. – Текст : непосредственный.Белошистая А. В. Развитие логического мышления у дошкольников : учебное пособие / А. В. Белошистая. – Москва : ИНФРА-М, 2024. – 300 с.– ISBN 978-5-16-018921-5. –Текст : непосредственный.Буцик В. Думай : сборник головоломок для развития мышления : для старшего дошкольного возраста / В. Буцик, Г. Буцик, Н. Буцик ; перевод со словенского Анастасии Моругиной. – 6-е изд. – Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2022. – 135 с.– ISBN 978-5-00100-874-3.– Текст : непосредственный.Вахрушева Л. Н. Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста : учебное пособие / Л. Н. Вахрушева. – Москва : ИНФРА-М, 2019. – 187 с.– ISBN 978-5-00-091648-3. –Текст : непосредственный.Дмитриева В. Г. 50 заданий для развития мышления : для занятий взрослых с детьми / В. Г. Дмитриева. – Москва : АСТ, 2022. – 16 с. – ISBN 978-5-17-148403-3. – Текст : непосредственный.Жукова М. А. Практический тренажёр по развитию внимания, памяти, мышления, восприятия, речи : 5-7 лет : для детей старшего дошкольного возраста / М. А. Жукова. – Москва : УМка, 2022. – 94 с. – ISBN 978-5-506-07558-5. – Текст : непосредственный.Жукова О. С. Эффективные задания : от развития моторики к развитию мышления : для дошкольного возраста / О. С. Жукова. – Москва : АСТ, 2022. – 31 с. – ISBN 978-5-17-148736-2. – Текст : непосредственный.Ищук Е. С. Логическое мышление : высокий уровень подготовки : учебное пособие : сборник развивающих заданий для детей от 6 лет / Е. С. Ищук. – Волгоград : Учитель, 2021. – 16 с. – ISBN 978-5-70-575982-8. – Текст : непосредственный.Нефедова Л. В. Годовой курс развития ребёнка. Мышление. 5-6 лет : задания для детей, игры для дома, комментарии для родителей : занимайся вместе с героями! : для занятий взрослых с детьми дошкольного возраста / Л. В. Нефедова. – Москва : Тойвиль, 2022. – 63 с. – ISBN 978-5-907531-07-9. – Текст : непосредственный.Оленев Е. А. Развитие мышления ребенка / Е. А. Оленев. – Санкт-Петербург : Реноме, 2022. – 215 с. – ISBN 978-5-00125-803-2. – Текст : непосредственный.Платова А. В. Мышление : нейротренажер для дошкольников / А. В. Платова. – Москва : Эксмодетство, 2021. – 48 с. – ISBN 978-5-04-105055-9. – Текст : непосредственный.Рахмани М. Ш. Расшифровки и не только : нейропсихологические упражнения для развития мышления : методическое пособие к комплекту материалов / М. Ш. Рахмани. – Москва : Генезис, 2022. – 27 с. – ISBN 978-5-98563-644-4. – Текст : непосредственный.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии : курс лекций / С. Л. Рубинштейн. – Москва : АСТ, 2020. – 959 с.– ISBN 978-5-4461-1063-6.–Текст : непосредственный.Савенков А. И. Развитие творческого мышления. 5-6 лет : рабочая тетрадь : в 2 ч. / А. И. Савенков. – 2-е изд., стер. – Москва : Просвещение, 2022. – 24 с. – ISBN 978-5-09-088785-4. – Текст : непосредственный.Тимофеева С. А. Развитие за 15 минут. Мышление : для чтения взрослыми детям : 30 эффективных занятий : авторская методика / С. А. Тимофеева. – Ростов-на-Дону : Феникс : Феникс-Премьер, 2022. – 63 с. – ISBN 978-5-222-38441-1. – Текст : непосредственный.Филичева Т. Б. Развиваем речь и мышление дошкольника: программно-методические указания и вариативные конспекты занятий / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. – Москва : В. Секачев, 2019. – 228 с.– ISBN 978-5-4481-0467-1.– Текст : непосредственный.Иностранная литератураФузаро, М. Любознательность дошкольников и решение проблем, связанных с наукой / М. Фузаро, С. Морин Смит // Ежеквартальные исследования раннего детства.– 2018. –№ 42.– С. 119-127. – ISSN 0885-2006. – Текст : непосредственный.Янковска Дорота, М. Семейные факторы и развитие творческого мышления / М. Янковска Дорота, Карвовски Мацей // Личность и индивидуальные различия. – 2019. – № 142. – С. 202-206. – ISSN 0191-8869. – Текст : непосредственный.ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1Диагностический материал к методике «Нелепицы» (С.Д. Забрамная)Окончание приложения 1Приложение 2Диагностический материал к методике ««Четвертый лишний» (Е.Л. Агаева)Приложение 3Диагностический материал к методике «Раздели на группы» (А.Я. Иванова, адаптация Е.В. Доценко)Приложение 4Результаты диагностики (экспериментальная группа)ИмяНелепицыЧетвертый лишнийРаздели на группыУровеньдопоследопоследопоследопослеАлина А.высокийвысокийвысокийвысокийвысокийвысокийвысокийвысокийКостя Н.высокийвысокийвысокийвысокийсреднийвысокийвысокийвысокийЮля Б.высокийвысокийсреднийвысокийсреднийвысокийсреднийвысокийЛера К.среднийвысокийсреднийвысокийсреднийвысокийсреднийвысокийИгорь У.среднийвысокийсреднийвысокийсреднийвысокийсреднийвысокийГоша А.среднийвысокийсреднийвысокийсреднийвысокийсреднийвысокийКристина О.среднийвысокийсреднийвысокийсреднийвысокийсреднийвысокийНикита Р.среднийсреднийсреднийвысокийсреднийсреднийсреднийсреднийКирилл К.среднийсреднийсреднийсреднийсреднийвысокийсреднийсреднийСофия С.среднийсреднийсреднийсреднийсреднийсреднийсреднийсреднийКарина К.среднийсреднийсреднийсреднийсреднийсреднийсреднийсреднийМарат Л.среднийсреднийнизкийсреднийсреднийсреднийсреднийсреднийМарина О.среднийсреднийнизкийсреднийнизкийсреднийнизкийсреднийАндрей В.низкийсреднийнизкийсреднийнизкийсреднийнизкийсреднийВероника Г.низкийсреднийнизкийсреднийнизкийсреднийнизкийсреднийСтанислав К.низкийсреднийнизкийсреднийнизкийсреднийнизкийсреднийЮля С.низкийнизкийнизкийнизкийнизкийсреднийнизкийнизкийВиктория Х.низкийнизкийнизкийнизкийнизкийнизкийнизкийнизкийЛюба С.низкийнизкийнизкийнизкийнизкийнизкийнизкийнизкийТамара К.низкийнизкийнизкийнизкийнизкийнизкийнизкийнизкийОкончание приложения 4Результаты диагностики (контрольная группа)ИмяНелепицыЧетвертый лишнийРаздели на группыУровеньдопоследопоследопоследопослеНастя В.высокийвысокийвысокийвысокийвысокийвысокийвысокийвысокийДаниил К.высокийвысокийвысокийвысокийсреднийвысокийвысокийвысокийМилана А.высокийвысокийсреднийвысокийсреднийсреднийсреднийвысокийЮля О.среднийсреднийсреднийсреднийсреднийсреднийсреднийсреднийСаша В.среднийсреднийсреднийсреднийсреднийсреднийсреднийсреднийЛиза У.среднийсреднийсреднийсреднийсреднийсреднийсреднийсреднийНастя К.среднийсреднийсреднийсреднийсреднийсреднийсреднийсреднийЯна С.среднийсреднийсреднийсреднийсреднийсреднийсреднийсреднийСтепан Ф.среднийсреднийсреднийсреднийсреднийсреднийсреднийсреднийАлия Д.среднийсреднийнизкийсреднийсреднийсреднийсреднийсреднийВера М.среднийсреднийсреднийсреднийсреднийсреднийсреднийсреднийСемен С.среднийсреднийсреднийсреднийнизкийнизкийсреднийсреднийПаша Д.среднийсреднийсреднийсреднийнизкийнизкийсреднийсреднийМиша К.среднийсреднийнизкийнизкийнизкийнизкийнизкийнизкийСергей А.низкийсреднийнизкийнизкийнизкийнизкийнизкийнизкийГриша В.низкийнизкийнизкийнизкийнизкийнизкийнизкийнизкийСаша М.низкийнизкийнизкийнизкийнизкийнизкийнизкийнизкийТаня Т.низкийнизкийнизкийнизкийнизкийнизкийнизкийнизкийЗлата Н.низкийнизкийнизкийнизкийнизкийнизкийнизкийнизкийЛида У.низкийнизкийнизкийнизкийнизкийнизкийнизкийнизкийПриложение 5Психолого-педагогические рекомендации педагогическому коллективу по совершенствованию психолого-педагогического обследования обучающихсяМетодика «Найди отличия»Продолжение приложения 5Методика «Исключение лишнего»Окончание приложения 5Методика «Последовательные картинки»Приложение 6Психолого-педагогические рекомендации педагогам и родителям по развитию мышления у детей старшего дошкольного возрастаИгра «Раздели на группы»Игра «Найди отличия»Продолжение приложения 6Игра «Перепутанные линии»Продолжение приложения 6Игра «Лабиринт»Игра «Сравни»Продолжение приложения 6«Закодируй таблицу»Игра «Сыщик»Окончание приложения 6Игра «Что перепутал художник»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Нормативно-правовые акты
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Москва: ТЦ Сфера, 2023. – 48 с. – ISBN 978-5-99-493220-9. – Текст: непосредственный.
Монография
2. Березина, Ю. Ю. Проблемы формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста : монография / Ю. Ю. Березина, Т. И. Ерофеева. – Москва: МПГУ, 2019. – 135 с. – ISBN 978-5-4263-0853-4. – Текст: непосредственный.
3. Долгова, В. Проблемы развития творческого мышления: монография / В. Долгова, К. Апушкина. – Москва: ПЕРО, 2021. – 250 с. – ISBN 978-5-00171-888-8. – Текст: непосредственный.
4. Урунтаева, Г. А. Психология познания дошкольника в профессионально-педагогической деятельности воспитателя: монография / Г. А. Урунтаева, Е. Н. Гошева. – Москва: ИНФРА-М, 2020. – 213 с. – ISBN 978-5-16-015994-2. – Текст: непосредственный.
Статья из периодического издания
5. Воронина, Л. В. Математическое развитие дошкольников. Помощь родителям / Л. В. Воронина, В. А. Соломенникова // Дошкольное воспитание. – 2023. – № 9. – С. 10-14. – ISSN 0012-561X. – Текст: непосредственный.
6. Дрозд, М. О. Психолого-педагогическая работа по применению дидактических игр в развитии мышления старших дошкольников / М. О. Дрозд, Л. В. Мамедова // Педагогический журнал. – 2023. – Т. 13. № 2-3-1. – С. 215-222. – ISSN 2223-5434. – Текст: непосредственный.
7. Непочатая, С. Н. Развитие логического мышления старших дошкольников средствами игровых технологий / С. Н. Непочатая, И. С. Морозова // Научный лидер. – 2021. – № 40 (42). – С. 109-110. – ISSN 2713-3168. – Текст: непосредственный.
8. Шарапова, Н. А. Развитие алгоритмического мышления дошкольников / Н. А. Шарапова // Вестник научных конференций. – 2022. – № 11-6 (87). – С. 124-126. – ISSN 2412-8988. – Текст: непосредственный.
Статья из сборника
9. Будник, А. С. Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр / А. С. Будник // Молодежь ХХI века: шаг в будущее: материалы XXIV региональной научно-практической конференции. В 4-х томах. – Благовещенск, 2023. – С. 13-14. – ISBN: 978-5-9642-0539-5. – Текст: непосредственный.
10. Мамаева, Е. В. Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством дидактических игр / Е. В. Мамаева // Дети и детство в современном провинциальном социуме: сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции. – Саранск, 2023. – С. 100-104. – ISBN: 978-5-8156-1583-0. – Текст: непосредственный.
11. Райковская, А. М. Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр / А. М. Райковская//Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: сборник трудов II международной научно-практической конференции. – Симферополь, 2023. – С. 132-135. – ISBN: 978-5-906962-97-3. – Текст: непосредственный.
Электронный ресурс (интернет-материалы)
12. Алимова Г. К. Формирование операций мышления у детей дошкольного возраста / Г. К. Алимова. - Наука и образование сегодня, 2021. – № 6 (65). – 73 с. – ISSN 2414-5718. – Текст: электронный // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка»: [сайт]. – URL: https://www.cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-operatsiy-myshleniya-u-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 23.01.2024).
13. Белолуцкая А. К. Анализ зарубежных и отечественных подходов к развитию творческого мышления детей дошкольного возраста в образовательном процессе / А. К. Белолуцкая. - Современное дошкольное образование, 2021. – № 1 (103). – 42 с. – ISSN 2782-4519. – Текст: электронный // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка»: [сайт]. – URL: https://www.cyberleninka.ru/article/n/analiz-zarubezhnyh-i-otechestvennyh-podhodov-k-razvitiyu-tvorcheskogo-myshleniya-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-obrazovatelnom (дата обращения: 23.01.2024).
14. Выготский Л. С. Лекции по психологии. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 432 с. – (Антология мысли). – ISBN 978-5-534-07471-0. – Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт: [сайт]. – URL: https://www.urait.ru/bcode/513911 (дата обращения: 23.01.2024).
15. Казначеев С. В. Проблемы развития мышления в дошкольном возрасте / С. В. Казначеев, М. Н. Ципцина. - Символ науки, 2019. – № 2. – 75 с. – ISSN 2410-700X. – Текст: электронный // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка»: [сайт]. – URL: https://www.cyberleninka.ru/article/n/problemy-razvitiya-myshleniya-v-doshkolnom-vozraste (дата обращения: 23.01.2024).
16. Шинкарёва Н. А. Педагогические условия и особенности развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста / Н. А. Шинкарёва, Т. В. Дробязгина. - Азимут научных исследований: педагогика и психология, 2018. – № 3 (24). – 95 с. – ISSN 2309-1754. – Текст: электронный // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка»: [сайт]. – URL: https://www.cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-i-osobennosti-razvitiya-logicheskogo-myshleniya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 23.01.2024).


Книга

17. Александрова О. В. Играй и развивай логику: логические примеры и задачи, задания на развитие мышления, ребусы и лабиринты: для старшего дошкольного возраста: 4-6 лет / О. В. Александрова – Москва: Эксмодетство, 2022. – 64 с. – ISBN 978-5-04-160397-7. – Текст непосредственный.
18. Ахмадуллин Ш. Т. Как развить у ребёнка критическое мышление: анализировать информцию, принимать решения, распознавать манипуляции, мыслить логически, не стать жертвой мошенников: книга-тренажёр / Ш. Т. Ахмадуллин – Москва: Нева, 2022. – 191 с. – ISBN 978-5-907412-21-7. – Текст: непосредственный.
19. Белошистая А. В. Развитие логического мышления у дошкольников: учебное пособие / А. В. Белошистая – Москва: ИНФРА-М, 2024. – 300 с. – ISBN 978-5-16-018921-5. – Текст: непосредственный.
20. Буцик В. Думай: сборник головоломок для развития мышления: для старшего дошкольного возраста / В. Буцик, Г. Буцик, Н. Буцик – Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2022. – 135 с. – ISBN 978-5-00100-874-3. – Текст: непосредственный.
21. Вахрушева Л. Н. Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста: учебное пособие / Л. Н. Вахрушева – Москва: ИНФРА-М, 2019. – 187 с. – ISBN 978-5-00-091648-3. – Текст: непосредственный.
22. Дмитриева В. Г. 50 заданий для развития мышления: для занятий взрослых с детьми / В. Г. Дмитриева – Москва: АСТ, 2022. – 16 с. – ISBN 978-5-17-148403-3. – Текст: непосредственный.
23. Жукова М. А. Практический тренажёр по развитию внимания, памяти, мышления, восприятия, речи: 5-7 лет: для детей старшего дошкольного возраста / М. А. Жукова – Москва: УМка, 2022. – 94 с. – ISBN 978-5-506-07558-5. – Текст: непосредственный.
24. Жукова О. С. Эффективные задания: от развития моторики к развитию мышления: для дошкольного возраста / О. С. Жукова – Москва: АСТ, 2022. – 31 с. – ISBN 978-5-17-148736-2. – Текст: непосредственный.
25. Ищук Е. С. Логическое мышление: высокий уровень подготовки: учебное пособие: сборник развивающих заданий для детей от 6 лет / Е. С. Ищук – Волгоград: Учитель, 2021. – 16 с. – ISBN 978-5-70-575982-8. – Текст: непосредственный.
26. Нефедова Л. В. Годовой курс развития ребёнка. Мышление. 5-6 лет: задания для детей, игры для дома, комментарии для родителей: занимайся вместе с героями: для занятий взрослых с детьми дошкольного возраста / Л. В. Нефедова – Москва: Тойвиль, 2022. – 63 с. – ISBN 978-5-907531-07-9. – Текст: непосредственный.
27. Оленев Е. А. Развитие мышления ребенка / Е. А. Оленев – Санкт-Петербург: Реноме, 2022. – 215 с. – ISBN 978-5-00125-803-2. – Текст: непосредственный.
28. Платова А. В. Мышление: нейротренажер для дошкольников / А. В. Платова – Москва: Эксмодетство, 2021. – 48 с. – ISBN 978-5-04-105055-9. – Текст: непосредственный.
29. Рахмани М. Ш. Расшифровки и не только: нейропсихологические упражнения для развития мышления: методическое пособие к комплекту материалов / М. Ш. Рахмани – Москва: Генезис, 2022. – 27 с. – ISBN 978-5-98563-644-4. – Текст: непосредственный.
30. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: курс лекций / С. Л. Рубинштейн – Москва: АСТ, 2020. – 959 с. – ISBN 978-5-4461-1063-6. – Текст: непосредственный.
31. Савенков А. И. Развитие творческого мышления. 5-6 лет: рабочая тетрадь: в 2 ч. / А. И. Савенков – Москва: Просвещение, 2022. – 24 с. – ISBN 978-5-09-088785-4. – Текст: непосредственный.
32. Тимофеева С. А. Развитие за 15 минут. Мышление: для чтения взрослыми детям: 30 эффективных занятий: авторская методика / С. А. Тимофеева – Ростов-на-Дону: Феникс-Премьер, 2022. – 63 с. – ISBN 978-5-222-38441-1. – Текст: непосредственный.
33. Филичева Т. Б. Развиваем речь и мышление дошкольника: программно-методические указания и вариативные конспекты занятий / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова – Москва: В. Секачев, 2019. – 228 с. – ISBN 978-5-4481-0467-1. – Текст: непосредственный.

Иностранная литература

34. Фузаро, М. Любознательность дошкольников и решение проблем, связанных с наукой / М. Фузаро, С. Морин Смит // Ежеквартальные исследования раннего детства. – 2018. – № 42. – С. 119-127. – ISSN 0885-2006. – Текст: непосредственный.
35. Янковска Дорота, М. Семейные факторы и развитие творческого мышления / М. Янковска Дорота, Карвовски Мацей // Личность и индивидуальные различия. – 2019. – № 142. – С. 202-206. – ISSN 0191-8869. – Текст: непосредственный.