Влияние сказок на психику детей
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 25 + 25 источников
- Добавлена 16.04.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
1. Теоретические проблемы влияния сказок на психику детей 7
1.1 Понятие и особенности детской психики 7
1.2 Что влияет на психику детей 10
1.3 Понятие сказок и их значение для детей 14
2. Практические проблемы влияния сказок на психику детей 17
2.1 Программа эмпирического исследования 17
2.2 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования 20
2.3 Рекомендации по выбору литературы для ребенка 22
Список использованных источников 27
ПРИЛОЖЕНИЯ 30
Дети стремятся подражать героям, которые им симпатичны. И очень важно, чтобы дети выбирали положительных героев. Так как, проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к их духовному и нравственному опыту. Книга должна раскрывать перед ребенком идеалы справедливости, добра, мужества, сострадания и честности. Посредством литературных произведений формируется правильное отношение к людям, к самому себе, к своим правам и обязанностям, поступкам. Книги, созданные для детей, формируют у ребенка нравственное отношение к действительности, несут целую программу позитивных форм поведения, в которых это отношение проявляется и выражается. Детская литература сегодня богата и по составу, и по содержанию. В нашей стране для детей издаются детские книги современных отечественных и иностранных авторов. Полностью охватить всё это многообразие невозможно. К. Д. Ушинский подчеркивал, что произведения, с которыми впервые встречается ребенок, должны вводить его «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа ». Произведения устного народного творчества: потешки, загадки, считалки, перевертыши, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки и др. приобщают ребенка к духовной жизни своего народа. Они своим содержанием и формой отвечают задачам воспитания и развития ребёнка, приспособлены к детским потребностям. Устное народное творчество вводит малыша в стихию народного слова, раскрывают его богатство и красоту. Фольклор формирует у детей чувство принадлежности к своему народу, его культуре. Произведения русского фольклора дают детям уроки физической и нравственной чистоплотности (потешка «Водичка, водичка… » «Расти коса до пояса», сказки «Царевна лягушка », доброты и трудолюбия, («Хаврошечка », «Сестрица Аленушка и братец Иванушка » и др.) дружбы и взаимопомощи («Репка», «Лиса и заяц», «Кот, петух и лиса » и др) . Душевной теплотой и любовью пронизаны все колыбельные песенки, потешки. В круг детского чтения входят также фольклор народов мира и произведения зарубежных писателей для детей. Они несут в себе большой потенциал национальных культур и делает ребёнка обладателем общечеловеческих духовных ценностей.Выбор сказок для ребенка является важной задачей, которую лучше возложить на родителей:1. Забота о безопасности: Родители лучше всего знают своего ребенка и его особенности. Они могут выбирать сказки, которые не вызовут у ребенка излишнего страха или тревожности, а будут подходить его возрасту и психологическому развитию.2. Формирование ценностных ориентаций: Сказки могут передавать определенные ценности и моральные уроки. Родители могут выбирать сказки, которые соответствуют их семейным ценностям и помогают формированию положительных качеств у ребенка, таких как справедливость, доброта и ответственность.3. Поддержка развития: Сказки могут способствовать развитию воображения, эмоционального интеллекта, языковых навыков и общей культуры ребенка. Родители имеют возможность выбирать разнообразные и интересные сказки, которые будут подходить уровню развития и интересам их ребенка. 4. Время совместного чтения: Выбор сказок для ребенка является также возможностью для родителей провести с ним время в совместном чтении. Это способствует укреплению эмоциональной связи, обмену мнениями и обсуждению содержания сказок, что развивает коммуникативные навыки и укрепляет взаимоотношения.5. Индивидуальный подход: Каждый ребенок уникален, и у него могут быть свои предпочтения и интересы. Родители, выбирая сказки, учитывают индивидуальные особенности своего ребенка, его характер, уровень понимания и интересы. Это помогает создать наиболее благоприятные условия для усвоения и восприятия сказочного материала.В конечном счете, родители играют важную роль в формировании литературных предпочтений и развитии детей. Их знание и понимание особенностей своего ребенка помогает выбирать сказки, которые будут вдохновлять, развивать и воспитывать маленького читателя. В приложении прикреплена памятка для родителей по выбору сказок для детей. ЗаключениеВ ходе проведенного исследования было выявлено влияние сказок на детей и их роль в развитии маленьких читателей. Результаты показали, что сказки играют значительную роль в формировании у детей языковых, эмоциональных и социальных навыков, расширяют их кругозор и способствуют развитию воображения и творческого мышления. Влияние сказок на детей проявляется через разные аспекты и формы. Во-первых, сказки помогают развить ребенку языковые навыки, расширить словарный запас и улучшить грамматическую структуру речи. Сказочные персонажи и события заставляют детей активно использовать язык для описания, анализа и интерпретации. Во-вторых, сказки имеют эмоциональное воздействие на детей. Они способны вызывать различные эмоции, от радости до страха, и помогать детям понять и выразить свои эмоциональные состояния. Сказочные герои могут служить примером для моделирования эмоциональных реакций и обучения детей управлять своими чувствами. В-третьих, сказки играют важную роль в социализации детей. Они могут помочь детям понять правила поведения в обществе, осознать понятия добра и зла, справедливости и толерантности. Сказочные истории часто содержат моральные уроки и ценности, которые помогают формировать у детей правильную систему ценностей. Сказки могут оказывать положительное влияние на психику детей. Они способствуют формированию позитивных эмоций, укреплению положительных моральных ценностей и развитию воображения у детей. Однако, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и подбирать сказки, соответствующие их возрасту и предпочтениям, чтобы избежать негативного влияния или появления стрессовых ситуаций. Таким образом, сказки являются важным источником развития для детей. Они влияют на различные аспекты их жизни, способствуют развитию когнитивных, эмоциональных и социальных навыков. Ответственным подходом родителей и педагогов к выбору качественных и познавательных сказок, а также активным обсуждением их содержания с детьми можно усилить положительное влияние сказок на их развитие и воспитание.Список использованных источников1. Брутер А.В. "Сказки и детская психология". Москва: Издательство "АСТ", 2009.2. Васильева Н.А. "Роль сказки в развитии ребенка: психологический анализ". Москва: Издательство "Просвещение", 2013.3. Гиппенрейтер Ю.Б. "Учимся жить через сказки: сказкотерапия для детей и родителей". Санкт-Петербург: Издательство "Питер", 2011.4. Захаровская Е.Г. "Роль сказки в формировании эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста". Москва: Издательство "Владос", 2018.5. Кондратьева Е.В. "Психология сказки: анализ современной интерпретации". Москва: Издательство "Магистр", 2015.6. Крыжановская Л.А. "Психологический анализ сказки в работе с детьми и подростками". Москва: Издательство "Рольф", 2012.7. Николенко В.Н. "Сказки в психотерапии детей и подростков". Санкт-Петербург: Издательство "Речь", 2008.8. Смирнова Е.В. "Сказкотерапия: влияние сказок на эмоциональное состояние детей". Москва: Издательство "Эксмо", 2014.9. Успенский Э.Н. "Психология сказочного героя: проблемы психологической интерпретации". Москва: Издательство "Академический проект", 2017.10. Хомерики В.Ю. "Эмоциональное восприятие сказок у детей дошкольного возраста". Москва: Издательство "БИНОМ", 2010.11. Bettelheim, Bruno. "The Uses of Enchantment: The Meaning and Importance of Fairy Tales". New York: Vintage Books, 2010.12. Gardner, Howard. "The Mind's New Science: A History of the Cognitive Revolution". New York: Basic Books, 201513. Malkin, David. "Childhood Emotional Neglect: A Practical Guide to Recognizing, Understanding, and Healing from CEN". Oakland: New Harbinger Publications, 2018.14. Pinkola Estés, Clarissa. "Women Who Run with the Wolves: Myths and Stories of the Wild Woman Archetype". New York: Ballantine Books, 1995.15. Piaget, Jean. "Language and Thought of the Child". New York: Psychology Press, 2013.16. Vygotsky, Lev. "Thought and Language". Cambridge: MIT Press, 2012.17. Bowlby, John. "Attachment and Loss: Volume I: Attachment". New York: Basic Books, 1999.18. Erikson, Erik H. "Identity: Youth and Crisis". New York: WW Norton & Company, 1994.19. Winnicott, D.W. "Playing and Reality". London: Routledge, 2005.20. Bruner, Jerome S. "Acts of Meaning". Cambridge: Harvard University Press, 1990.21. Дружинин И.В. "Сказка: история, теория, практика". Москва: Издательство "Русское слово", 2013.22. Лурье И.Я. "Сказка как педагогический феномен". Москва: Издательство "Педагогика-Пресс", 2016.23. Махалина Н.Б. "Сказка как средство психолого-педагогической коррекции детей младшего школьного возраста". Москва: Издательство "Флинта", 2011.24. Павлова И.А. "Сказка и детская психология". Москва: Издательство "Компанион", 2019.25. Шьям С. "Сказки в психотерапии детей: теория и практика".Москва: Издательство "Издательский центр "Право и экономика", 2007.ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1Памятка для родителей по выбору сказок для детей:1. Учитывайте возраст ребенка: Выбирайте сказки, которые соответствуют возрасту и уровню развития вашего ребенка. Маленьким детям подходят простые и короткие сказки с яркими картинками, а подросткам можно предложить более сложные и глубокие истории.2. Оцените содержание и моральные уроки: Перед тем, как прочитать сказку, прочтите ее самостоятельно и убедитесь, что она передает положительные ценности и моральные уроки. Избегайте сказок, которые могут оказаться тревожными или слишком жестокими для вашего ребенка.3. Проанализируйте язык и сложность сказки: Учтите, насколько понятен и доступен язык, используемый в сказке. Выберите сказки с понятным и легко читаемым текстом, который соответствует уровню развития вашего ребенка. При необходимости вы можете адаптировать сказку или объяснить некоторые сложные понятия.4. Учтите предпочтения ребенка: Обратите внимание на интересы и предпочтения вашего ребенка. Если он любит животных, выбирайте сказки про животных. Если у него есть конкретное хобби или увлечение, найдите сказки, связанные с этой темой. Участие ребенка в выборе сказок поможет ему больше вовлечься и насладиться чтением.5. Используйте качественные и проверенные источники: Обратите внимание на автора сказки и издательство. Предпочтение следует отдавать книгам от известных авторов и надежных издательств. Проверьте рекомендации отзывов и рецензий, чтобы быть уверенными в качестве материала.6. Читайте сказки вслух и обсуждайте их: Чтение сказок вслух помогает создать эмоциональную связь между вами и вашим ребенком. После прочтения сказки обсудите с ним ее содержание, задайте вопросы, чтобы понять, какие уроки и впечатления ребенок сделал из истории.7. Расширяйте горизонты: Помимо известных и классических сказок, попробуйте и другие источники, такие как народные сказки разных культур, современные авторы или истории из жизни. Это поможет вашему ребенку развивать уважение к разным культурам и расширять свое представление о мире. Помните, что выбор сказок - это замечательная возможность не только развлечь вашего ребенка, но и воспитать его литературные вкусы и ценности. Пусть чтение сказок станет для вас и вашего ребенка приятным и волшебным приключением!
1. Брутер А.В. "Сказки и детская психология". Москва: Издательство "АСТ", 2009.
2. Васильева Н.А. "Роль сказки в развитии ребенка: психологический анализ". Москва: Издательство "Просвещение", 2013.
3. Гиппенрейтер Ю.Б. "Учимся жить через сказки: сказкотерапия для детей и родителей". Санкт-Петербург: Издательство "Питер", 2011.
4. Захаровская Е.Г. "Роль сказки в формировании эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста". Москва: Издательство "Владос", 2018.
5. Кондратьева Е.В. "Психология сказки: анализ современной интерпретации". Москва: Издательство "Магистр", 2015.
6. Крыжановская Л.А. "Психологический анализ сказки в работе с детьми и подростками". Москва: Издательство "Рольф", 2012.
7. Николенко В.Н. "Сказки в психотерапии детей и подростков". Санкт-Петербург: Издательство "Речь", 2008.
8. Смирнова Е.В. "Сказкотерапия: влияние сказок на эмоциональное состояние детей". Москва: Издательство "Эксмо", 2014.
9. Успенский Э.Н. "Психология сказочного героя: проблемы психологической интерпретации". Москва: Издательство "Академический проект", 2017.
10. Хомерики В.Ю. "Эмоциональное восприятие сказок у детей дошкольного возраста". Москва: Издательство "БИНОМ", 2010.
11. Bettelheim, Bruno. "The Uses of Enchantment: The Meaning and Importance of Fairy Tales". New York: Vintage Books, 2010.
12. Gardner, Howard. "The Mind's New Science: A History of the Cognitive Revolution". New York: Basic Books, 2015
13. Malkin, David. "Childhood Emotional Neglect: A Practical Guide to Recognizing, Understanding, and Healing from CEN". Oakland: New Harbinger Publications, 2018.
14. Pinkola Estés, Clarissa. "Women Who Run with the Wolves: Myths and Stories of the Wild Woman Archetype". New York: Ballantine Books, 1995.
15. Piaget, Jean. "Language and Thought of the Child". New York: Psychology Press, 2013.
16. Vygotsky, Lev. "Thought and Language". Cambridge: MIT Press, 2012.
17. Bowlby, John. "Attachment and Loss: Volume I: Attachment". New York: Basic Books, 1999.
18. Erikson, Erik H. "Identity: Youth and Crisis". New York: WW Norton & Company, 1994.
19. Winnicott, D.W. "Playing and Reality". London: Routledge, 2005.
20. Bruner, Jerome S. "Acts of Meaning". Cambridge: Harvard University Press, 1990.
21. Дружинин И.В. "Сказка: история, теория, практика". Москва: Издательство "Русское слово", 2013.
22. Лурье И.Я. "Сказка как педагогический феномен". Москва: Издательство "Педагогика-Пресс", 2016.
23. Махалина Н.Б. "Сказка как средство психолого-педагогической коррекции детей младшего школьного возраста". Москва: Издательство "Флинта", 2011.
24. Павлова И.А. "Сказка и детская психология". Москва: Издательство "Компанион", 2019.
25. Шьям С. "Сказки в психотерапии детей: теория и практика".
Москва: Издательство "Издательский центр "Право и экономика", 2007.