Культурная политика РФ: конституционные нормы, ограничения, права и свободы в сфере культурного творчества

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Политология
  • 25 25 страниц
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 16.04.2024
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление
Введение 3
1. Основные принципы и сущность государственной культурной политики РФ 4
1.1. Понятие и законодательная база культурной политики России 4
1.2. Цели и задачи политики РФ в области культуры 7
1.3. Государственный аппарат управления культурой 10
2. Текущие проблемы и ограничения развития культуры в РФ 14
2.1. Правовые основы ограничений и цензуры в культуре России 14
2.2. Основные риски в сфере культурного развития РФ 19
Заключение 23
Список использованной литературы 24

Фрагмент для ознакомления

Фотографические произведения и работы, аналогичные фотографии, являются объектами авторского права и, следовательно, являются результатом творческой деятельности.В последнее время также наблюдается возрастающий общественный и научный интерес к вопросам сохранения исторической памяти. Одними из основных источников формирования этой памяти являются художественные и документальные исторические фильмы, учебные и научные пособия, а также театральные постановки и другие творческие произведения, способствующие популяризации и осмыслению исторических событий. Именно поэтому современная образовательная политика направлена на увеличение значимости исторического образования, реконструкцию визуальных образов исторических событий и их участников с целью передачи достоверной информации будущим поколениям.Таким образом, для определения вмешательства государства в свободу творчества необходимо определить этап, на котором творчество затрагивает права других лиц, общества и государства в целом. На данном этапе невозможно правовое регулирование процесса создания объекта (результата творчества) из-за естественной природы права.Юридически значимыми этапами творческой деятельности являются представление результата и его интерпретация (если таковая имеется), поскольку здесь нарушаются естественные права автора и затрагиваются интересы и права других граждан (потребителей творчества).Результаты творческой деятельности автора, включая результаты интерпретации, подпадают под ограничения, указанные в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации. Цели ограничений, установленные законодателем, связаны с нарушением нравственности и защитой прав и законных интересов других лиц. Важно отметить, что государство, с одной стороны, обеспечивает автору право на неприкосновенность процесса творчества, создавая условия для его дальнейшей творческой реализации, а с другой стороны, устанавливает систему ограничений относительно результата творчества.Основные риски в сфере культурного развития РФСовременная культурная политика России сталкивается со множеством проблем и ограничений, включая следующие:Финансирование. Недостаточное финансирование культурных программ и учреждений может приводить к ограничению доступа к культурным мероприятиям и ресурсам, а также затруднять сохранение и развитие культурного наследия.Цензура. Ограничения в свободе слова и выражения в области культуры могут оказывать негативное влияние на свободное творчество и самовыражение в области искусства и культуры.Централизация. Неравномерное распределение культурных ресурсов и мероприятий, а также сосредоточение культурной жизни в крупных городах, создает проблемы доступа к культурным ценностям для жителей отдаленных регионов.Образование. Недостаточное внимание культурному образованию и просвещению в школьной и внешкольной среде может ограничивать возможности граждан в доступе к культурным знаниям и опыту.Сохранение культурного наследия. Недостаточные усилия по сохранению и защите культурного наследия, а также утрата исторических и культурных памятников подвергают угрозе ценности культурного наследия России.Одним из основных рисков является постепенное сокращение присутствия и влияния российской культуры в мире по различным причинам. Существует угроза нарушения единства культурного пространства из-за недостаточного использования потенциала культуры как фактора социально-экономического развития Российской Федерации, ее национальной безопасности и территориальной целостности. Региональные различия в доступе к культурным услугам, расходах на культуру и развитии инфраструктуры также создают угрозы для сохранения единства культурного пространства.Сельская культура, традиционно игравшая роль хранительницы традиций и нематериального культурного наследия, находится в сложной ситуации, требующей системного стратегического подхода. Неравенства в обеспеченности культурной инфраструктурой также испытывают малые города в некоторых регионах России. Медленный темп модернизации культурной инфраструктуры, моральный и физический износ сооружений и оборудования требуют дополнительных инвестиций в развитие инфраструктуры.Современный подход к гуманитарной сфере характеризуется узковедомственным отношением к культуре и, отчасти, утилитарным восприятием культуры как сферы услуг. Это может привести к снижению общественного статуса культуры, что не соответствует принципам, закрепленным в Основах государственной культурной политики, и не отвечает стратегическим интересам Российской Федерации.Еще одним опасным для будущего культуры России явлением считается возможное разрушение традиционных духовно-нравственных ценностей и ослабление единства многонационального народа Российской Федерации, что может привести к гуманитарному кризису. Это также проявляется в сфере культуры через государственную поддержку отечественного кино, производство и показ фильмов, способствующих нравственному, гражданско-патриотическому и общекультурному развитию детей и взрослых.В последние годы на подростков и молодежь оказывает активное влияние криминальная субкультура, особенно популярное среди которой является общественное движение "Арестантское уголовное единство" (АУЕ). Через социальные сети и публичные страницы это движение пропагандирует криминальные традиции, придавая преступной среде престиж и "романтизируя" преступления в глазах подростков и молодежи.Целью этого движения было искажение правового сознания молодежи, изменение их моральных установок и ценностей, что способствовало формированию антиобщественного поведения и уменьшению доверия и эффективности государственных институтов. Однако, учитывая многочисленные жалобы на разрушительное воздействие этого движения на психику и ментальные установки подростков и молодежи, Верховный Суд РФ своим решением от 17 августа 2020 года признал движение "АУЕ" экстремистским и запретил его деятельность на территории России, а также заблокировал информацию, пропагандирующую "криминальные ценности" в интернете.В последнее время случаи нарушения прав в сфере защиты культурно-нравственного воспитания населения стали более частыми. Это объясняется отсутствием четких критериев для понятий "нравственность" и "безнравственность", установленных законодателем.В указе Президента Российской Федерации "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Однако данный перечень, судя по выражению "прежде всего", охватывает лишь основные ценности и не является исчерпывающим. Тем не менее, это предоставляет ориентиры, на которые можно опираться при разрешении дел в данной категории правонарушений.Эти проблемы и ограничения требуют внимания и дальнейших усилий со стороны государства и общества для разработки и реализации более эффективной и инклюзивной культурной политики.ЗаключениеИсходя из рассмотренного в работе материала, можно сделать вывод о том, что культурная политика России охватывает широкий спектр мер и инициатив, направленных на сохранение, развитие и продвижение культурного наследия страны. Она включает в себя поддержку и развитие музеев, театров, библиотек, галерей и других культурных учреждений, а также поощрение творческих инициатив и проектов в области искусства и культуры.Особое внимание уделяется сохранению культурного разнообразия национальных регионов России, поддержке и продвижению традиционных культур и обычаев различных этнических групп. Это включает в себя поддержку фольклорных и ремесленных традиций, проведение культурных фестивалей, выставок и мероприятий, нацеленных на сохранение и популяризацию культурного наследия.Культурная политика также охватывает область культурного туризма, содействия развитию культурно-образовательных программ и мероприятий, а также обеспечение доступа к культурным ценностям для всех слоев населения, включая поддержку культурно-просветительских программ и инициатив.Таким образом, специфика культурной политики России заключается в ее многообразии мер и инициатив, направленных на поддержку культурного разнообразия, сохранение культурного наследия, развитие культурных институтов и обеспечение доступа к культурным ценностям для всех граждан.Список использованной литературыКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020.Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (ред. от от 24.07.2023)Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации"Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г. N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики" (ред. от 25 января 2023 г.)Абрамов А.В. Обществознание. / В.В. Алешин, А.А. Анисимов; под редакцией профессора А.В. Опалева. - 8-е изд., перераб. и доп. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2023. - 383 с.Астафьева О.Н. Культурная политика: от стратегии государства-к управленческим решениям организаций: сборник статей. / Под общей и научной редакцией О.Н. Астафьевой, В.К. Егорова. Москва: Согласие, 2022. - 448 с.Горлова И.И. Региональная культурная политика: методология, институты, практики: монография / И. И. Горлова, Т. В. Коваленко, А. В. Крюков. Москва: Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва, 2019. - 205 с.Казин А.Л. Культура и государственность. / А.Л. Казин. Санкт-Петербург: РИИИ, 2019. – 131 с.Крылова Т.В. Становление культурной политики в России. / Т.В. Крылова, А.А. Шкунова, А.В. Лелекова. // Московский экономический журнал, 2020, №11-2, С.42-48Кусалиева Л.Р. Сохранение культурных традиций в контексте государственной культурной политики РФ. / Л.Р. Кусалиева. // Культура: теория и практика, 2022, №3(59), С. 51-58Хуторской В.Я. Обществознание. Термины и понятия. / В.Я. Хуторской. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Изд-во Московского ун-та, 2019. – 62 с.Верховный суд признал экстремистской организацией уголовную субкультуру АУЕ. [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://www.vedomosti.ru/society/articles/2020/08/17/836930-ekstremistskoi-aue?ysclid=ltu3b9vr79603932480(дата обращения: 16.03.2024)Министерство культуры Российской Федерации. Официальный сайт. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://culture.gov.ru/(дата обращения: 16.03.2024)

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (ред. от от 24.07.2023)
3. Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации"
4. Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г. N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики" (ред. от 25 января 2023 г.)
5. Абрамов А.В. Обществознание. / В.В. Алешин, А.А. Анисимов; под редакцией профессора А.В. Опалева. - 8-е изд., перераб. и доп. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2023. - 383 с.
6. Астафьева О.Н. Культурная политика: от стратегии государства - к управленческим решениям организаций: сборник статей. / Под общей и научной редакцией О.Н. Астафьевой, В.К. Егорова. Москва: Согласие, 2022. - 448 с.
7. Горлова И.И. Региональная культурная политика: методология, институты, практики: монография / И. И. Горлова, Т. В. Коваленко, А. В. Крюков. Москва: Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва, 2019. - 205 с.
8. Казин А.Л. Культура и государственность. / А.Л. Казин. Санкт-Петербург: РИИИ, 2019. – 131 с.
9. Крылова Т.В. Становление культурной политики в России. / Т.В. Крылова, А.А. Шкунова, А.В. Лелекова. // Московский экономический журнал, 2020, №11-2, С.42-48
10. Кусалиева Л.Р. Сохранение культурных традиций в контексте государственной культурной политики РФ. / Л.Р. Кусалиева. // Культура: теория и практика, 2022, №3(59), С. 51-58
11. Хуторской В.Я. Обществознание. Термины и понятия. / В.Я. Хуторской. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Изд-во Московского ун-та, 2019. – 62 с.
12. Верховный суд признал экстремистской организацией уголовную субкультуру АУЕ. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2020/08/17/836930-ekstremistskoi-aue?ysclid=ltu3b9vr79603932480 (дата обращения: 16.03.2024)
13. Министерство культуры Российской Федерации. Официальный сайт. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://culture.gov.ru/ (дата обращения: 16.03.2024)