Проблема происхождения славянства
Заказать уникальный реферат- 17 17 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 23.04.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Праславянские культуры 7
Проблема славянской прародины 11
Заключение. 16
Литература 16
Праславянедве тысячи лет тому назаджили в районе Западного Буга и Среднего Днепра.С.Б. Бернштейн (1961 год) географически отметил местопрародины – среднее течение Днепра. Ф.П. Филин (1972 год) акцентировал внимание на территории между средним течением Днепра и Западным Бугом. Онивыделяли состав и географическое распространение некоторых слоев праславянской лексики. Это названия особенностей местности, растений, животных, пресноводных, птиц.[7]В основном это лесные земли умеренного климата, с множеством рек, озер и болот.Именно таким является Среднее Поднепровье, где произрастают анализируемые растения и водятся соответствующие животные. Праславянскому языку якобы были чужды слова, обозначающие реалии степей, гор и морей, так как в большинстве они были заимствованиями из других языков. Все это аргументируется следующим образом: слово степь появляется в языкетолько в XVII веке; по мнению О.Н. Трубачева, оно было заимствовано из языка ираноязычных народов юга России.Таким образом, лингвистические аргументы среднеднепровской гипотезы базируются на материале лексики, возводимом к праславянской эпохе. Слабым аргументом среднеднепровской гипотезы О.Н. Трубачев считает также отрицание степи, указывая на наличествующие названия степных птиц - куропатоки дроф, в основе которых лежат древнейшие праславянские корни.Дунайская гипотезаЭто самая старая гипотеза из всех. Возникла она в раннем средневековье и нашла отражение в древнерусской летописи «Повесть временных лет», которую приписывают летописцу Нестору и датируют XII веком, хотя есть основания полагать, что она написана еще в XI веке или ранее.В начале XX века гипотеза была объявлена устаревшей. Чешский археолог Л. Нидерлеобъявил еененаучной. Большинство исследователей высказались о вторичности славян на Балканах, то есть об их заселении уже в период Великого переселения народов – в IV-VII веках. [8, с.56]В «Повести временных лет» летописец Нестор пишет:«С незапамятных времен осели (сидели) славяне по берегам Дуная, где ныне Венгерская земля и Болгарская. И от тех славян разошлись по земле и прозвались своими именами…» [9]Отсюда делается вывод, что по берегам Дуная славяне жили постоянно. «Венгерская земля» – это историко-географическая область Паннония, населенная славянами и иными индоевропейцами и обретенная в конце IX века предками венгров; «Болгарская земля» – страна болгар на Балканах. Таким образом, выделяется дунайско-паннонско-балканский ареал как первоначальное место проживания славянства.В раннее средневековье существовалалегенда об исходе славян из Паннонии. Так, в XIII веке у поляков и чехов была известна легенда о славянском праотце Пане и его сыновьях Лехе (Ляхе), Чехе и Русе, которые из Паннониивместе со своими племенамипереселились на север и северо-восток: Лех отправился в Польшу, Чех –в Чехию. а Рус – на Русь.[8, с.62]О.Н. Трубачев возродил дунайскую гипотезу в работах 80-е г.г XX века. Он считал, что «Повести временных лет» Нестора записаны слова о прародине в Центральной Европе, на Среднем Дунае и в Паннонии. [8, с.70]Основные аргументы Трубачева – лингвистические. Наиболее весомым археологическим аргументом в пользу юга как места исхода является трупосожжениекак мера против эпидемий. Его распространение к северу – это просто дань уже утвердившейся традиции.Трубачев использует аргумент этнической памяти:«Чем были вызваны вторжения славян в VI веке в придунайские земли и далее на юг? Может быть,толчком к ним стали устойчивые предания о раннем проживании по Дунаю? Вполне возможно, тогда вся знаменитая дунайско-балканская миграция славян приобретает смысл обратного завоевания? Чем иным, как не памятью о былом проживании на Дунае, отдают, например, старые песни о Дунае у восточных славян – народов, заметим, в период письменной истории никогда на Дунае не живших и в раннесредневековые походы за Дунай не ходивших?»[8, с.90]Ведь действительно, летописец Нестор уверенно написал, что жившие на Дунае славяне именно из этого региона расселились по разным странам?В народной славянской традиции именно Дунай становится центром обитаемого мира. Пересечение Дуная воспринималось как символ брака: отсюда мотивы Дуная в русском свадебном фольклоре, упоминания выдачи замуж «за Дунай» в русской и польской фольклорной традиции и т.д. [10]. Кроме того, Дунай в некоторых устных народных песнях является также местом смерти и вечного упокоения.[8, с.92]В древнерусском (восточнославянском) эпосе XII века «Слове о полку Игореве» есть такие слова из «плача Ярославны» (в современном переводе): «На Дунае Ярославнин голос слышится, кукушкой безвестной рано кукует. «Полечу, – говорит, – кукушкою по Дунаю, омочу шелковый рукав в Каяле-реке, оботру князю кровавые его раны на горячем его теле».[10]То есть Дунайская тема живет в памяти славян, может быть это отголосок дунайской прародины.ЗаключениеГде же находилась историческая прародина славян? Как мы увидели, письменные источники не могут нам дать точного ответа на этот вопрос, потому что, как было сказано, славяне в них упоминаются только с VI в, в момент соприкосновения их с Византией. Археология позволяет нам найти археологические культуры, которые могли быть оставленные предками славян, т.е. праславянами. Но чем древнее изучаемые нами культуры, тем труднее найти в них "славянский элемент".Вопрос о происхождении славян и в настоящее время еще очень далек от окончательного решения. В истории славянских племен многое ещё предстоит выяснить. Археологи исследуют остатки древних городищ и селений, а историки продолжают изучать документы, используются даже данные лингвистики и славянского фольклора. Благодаря этому история наших предков - древних славян, пополняется все новыми ценными сведениями.Этнические процессы происходят непрерывно, и все представленные выше археологические культуры, оставленные славянским или неславянским населением, имели то или иное отношение к сложению славянских общностей, внеся при этом свой определенный вклад в создание и развитие материальной, духовной и производственной деятельности славян.ЛитератураАвдусин Д.А. Основы археологии: Учеб. Для вузов по спец. "История". - М.: Высшая школа 1989. - 335с.: ил.Начальные этапы истории славян. –URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nachalnye-etapy-istorii-slavyan?ysclid=ltxcg1tu5m86728270Археология: Учебник / Под редакцией академика РАН В.Л. Янина. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2006. - 608с.Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. / Худож. К. Сошинская. - 2-е изд. - М.: Мол. Гвардия, 1987. - 351с., Седов В. Этногенез ранних славян.- URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etnogenez-rannih-slavyan?ysclid=ltxcqtpkyd516606393Прародина славян. Висло-Одерская концепция. — Текст: электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//slavyanskaya_philologiya/prarodina-slavian-vislo-oderskaia-kontseptsiia/Будагян, Т. А. Вопрос о славянской прародине и происхождении славян / Т. А. Будагян. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 4 (451). — С. 312-314Трубачев О. Н. В поисках единства: взгляд филолога на проблему истоков Руси. - 3-е изд., испр. и доп. – М.: Ихтиос. - 227 с.Нестор Летописец. Повесть временных лет. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Letopisets/povest-vremennyh-let/Петрухин В. Я. "Дунайская прародина" и расселение славян.(Концепт движения в языке и культуре. - М., 1996. - С. 371-383). – URL: http://www.philology.ru/linguistics3/petrukhin-96.htm?ysclid=lu5o3qod3i676620432
2. Начальные этапы истории славян. –URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nachalnye-etapy-istorii-slavyan?ysclid=ltxcg1tu5m86728270
3. Археология: Учебник / Под редакцией академика РАН В.Л. Янина. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2006. - 608с.
4. Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. / Худож. К. Сошинская. - 2-е изд. - М.: Мол. Гвардия, 1987. - 351с.,
5. Седов В. Этногенез ранних славян. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etnogenez-rannih-slavyan?ysclid=ltxcqtpkyd516606393
6. Прародина славян. Висло-Одерская концепция. — Текст: электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//slavyanskaya_philologiya/prarodina-slavian-vislo-oderskaia-kontseptsiia/
7. Будагян, Т. А. Вопрос о славянской прародине и происхождении славян / Т. А. Будагян. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 4 (451). — С. 312-314
8. Трубачев О. Н. В поисках единства: взгляд филолога на проблему истоков Руси. - 3-е изд., испр. и доп. – М.: Ихтиос. - 227 с.
9. Нестор Летописец. Повесть временных лет. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Letopisets/povest-vremennyh-let/
10. Петрухин В. Я. "Дунайская прародина" и расселение славян. (Концепт движения в языке и культуре. - М., 1996. - С. 371-383). – URL: http://www.philology.ru/linguistics3/petrukhin-96.htm?ysclid=lu5o3qod3i676620432