Межличностные отношения детей дошкольного возраста в детском саду в зависимости от типа детско-родительских отношений

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
  • 34 34 страницы
  • 31 + 31 источник
  • Добавлена 18.04.2024
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования межличностных отношений детей дошкольного возраста в детском саду в зависимости от типа детско-родительских отношений 6
1.1 Отношения между детьми как психолого-педагогическая проблема 6
1.2 Понятие и типы детско-родительских отношений 14
Выводы по главе 1 21
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния типов детско-родительских отношений на межличностные отношения дошкольников 23
2.1 Цель, методики исследования 23
2.2 Описание результатов исследования 24
Выводы по главе 2 30
Заключение 32
Список использованных источников 34
Фрагмент для ознакомления

Результаты диагностики представлены на рисунке 1.Рисунок 1 – Гистограмма распределения стилей семейного воспитания родителей воспитанников старшей группы ДОУ Гистограмма показывает, что к авторитетному стилю воспитания обращаются большинство родителей – 61% Воспитание детей с использованием авторитетного стиля – этоэффективный подход, который основывается на установлении ясных правил и границ. Такой стиль помогает детям развить дисциплину и ответственность, а также формирует у них навыки самостоятельности и принятия решений. Родители, которые применяют авторитетный стиль воспитания, являются лидерами в семье и стремятся принимать разумные и осознанные решения. Основные особенности данного стиля таковы: - построение здоровых и доверительных отношений между родителями и детьми. Родители готовы выслушивать мнение своих детей и учитывать их потребности и желания;- родители стараются быть примером для своих детей, следуя правилам и нормам, которые они сами устанавливают. Дети, воспитанные в такой семье, часто развивают высокие моральные и этические ценности;- авторитетный стиль воспитания не является жестким или деспотичным. Родители, следуя этому стилю, всегда оказывают поддержку и заботятся о своих детях, помогая им развиваться и достигать своих целей;- одним из основных преимуществ авторитетного стиля воспитания является то, что дети, вырастая в такой семье, становятся самостоятельными, уверенными и ответственными личностями. Они умеют принимать решения и справляться с трудностями, что помогает им успешно адаптироваться в обществе.Авторитетный стиль воспитания предлагает альтернативу авторитарному подходу, который включает в себя строгое наказание и ограничения для ребенка. Следующей по «полярности» выявлена авторитарная стратегия воспитания, к ней прибегают, согласно исследованию, 27% родителей.Для авторитарного стиля воспитания характерны следующие проявления: 1. Четко сформированная родительская позиция. Родители имеют ясное представление о том, каким должен быть их ребенок. Они стремятся приложить все усилия, чтобы добиться этого идеала.2. Категоричность в требованиях. Родители редко идут на уступки и ожидают полного подчинения со стороны ребенка.3. Тотальный контроль. Ребенок постоянно находится под контролем родителей во всех сферах своей жизни, он может вызывать дискомфорт у ребенка и ограничивать его свободу.4. Ребенок не имеет возможности свободно выражать свою волю. Требования родителей являются абсолютной истиной, которая не подлежит обсуждению или объяснению.Важно найти баланс между контролем и свободой, чтобы дать ребенку возможность самостоятельно исследовать мир и развиваться в соответствии со своими потребностями и интересами.1. В семье, где царит система запретов, требований и наказаний, дети становятся жертвами жестокости и насилия.2. Вместо здоровых отношений и взаимного уважения, в такой семье дети вынуждены жить в постоянном страхе и тревоге.3. Отсутствие эмоциональной поддержки и понимания в авторитарной семье приводит к нарушению психического и эмоционального развития детей.4. Физическое насилие в семье, где действует система запретов, может нанести непоправимый вред здоровью и самооценке детей.5. Вместо того, чтобы расти в любви и гармонии, дети в такой семье вынуждены приспосабливаться к жестокости и насилию, что негативно сказывается на их дальнейшей жизни и отношениях с окружающими.Те дети, кто в силу своих личностных особенностей более активен и стойкий, могут проявлять несогласие с требованиями родителей, протестовать, не подчиняться, становиться агрессивными. Более тихие, неуверенные, робкие дошкольники не могут противостоять родительскому гнету и поэтому у них вырабатывается привычка всегда и во всем слушаться родителей, у них не происходит развитие собственного мнения и воли. При авторитарном стиле воспитания у детей формируется лишь умение подчиняться, сопровождаемое чувством неуверенности в себе, тревожности, страха перед возможным наказанием за непослушание и т.д. Авторитарные отношения не подразумевают близких, теплых, доверительных отношений между родителем и ребенком в связи, с чем нарушается система привязанностей, что приводит к развитию подозрительности, настороженности и, в крайнем случае, даже враждебности к окружающим.«Либеральный» стиль воспитания был выявлен у 12% родителей, его основными проявлениями являются:1. Родитель устанавливает доверительные отношения с ребенком, иногда даже на основе «дружбы». Он слушает ребенка, не ограничивает его и не использует запреты и наказания.2. Слабости и неподобающее поведение рассматриваются как простительные, и родитель редко обращает на это внимание.3. Ребенку предоставляется огромная свобода во всех вопросах, за исключением тех, которые касаются его здоровья и безопасности.Исследования показывают, что «либеральный» стиль воспитания является относительно редким. Он может иметь как положительные, так и отрицательные последствия для развития ребенка. Самым тяжелым последствием либерального стиля воспитания может стать вовлечение ребенка в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.В результате диагностики дошкольников по методике «КапитанКорабля» были получены следующие результаты (рис. 2)Рисунок 2 – Результаты исследования по методике «Капитан корабля»Итак, гистограмма показывает, что к детям-лидерамотносят 10% детей; к предпочитаемым – 60% детей; к отвергаемым –15% воспитанников; к игнорируемым также 15% детей. В целом по данным результатам можно судить о здоровой обстановке в группе.В результате диагностики дошкольников по методике «Картинки»были получены следующие результаты (рис. 3)Рисунок 3 - Результаты исследования стиля поведения в конфликтной ситуации1. Уход от ситуации или жалоба взрослому (убегу, заплачу, пожалуюсьмаме) –15% дошкольников.2. Агрессивное решение (побью, позову милиционера, дам по головепалкой и т. п.) 15 % дошкольников.3. Вербальное решение (объясню, что так плохо, что так нельзя делать;попрошу его извиниться) – 30% ответов.4. Продуктивное решение (подожду, пока другие доиграют; починюкуклу и т. п.) – 40% ответов.Как видим, большая часть дошкольников предпочитают использоватьконструктивные методы при разрешении спорных, конфликтных ситуаций.Представим результаты корреляционного исследования (таблица 1) Таблица 1 – Результаты корреляционного анализа АвторитетныйАвторитарныйЛиберальныйЛидеры0,1500,1150,297Предпочитаемые0,6710,200,112Отвергаемые 0,2100,6100,211Игнорируемые0,1800,2500,275Уход от ситуации0,1900,3100,614Агрессивное решение0,1230,5140,221Вербальное решение0,1570,1180,110Продуктивное решение0,5980,3100,158ρ<0.3 — слабая зависимость;0.3≤ρ<0.7 — умеренная зависимость;ρ≥0.7 — сильная зависимостьПроведенный корреляционный показал, что существует определенная взаимосвязь между стелем детско-родительских отношений и характером межличностных отношений в группе старших дошкольников, а именно: - между авторитетным стилем воспитания и социометрическим статусом «предпочитаемые» существует прямая умеренная зависимость (р = 0,671). Таким образом, дети, чье воспитание происходит в семье, где есть место пониманию, принятию и авторитету чаще остальных становятся предпочитаемым выбором одногруппников.- между авторитетным стилем воспитания и продуктивным стилем решения конфликта существует прямая умеренная зависимость (р = 0,598). Так мы можем судить о большей сдержанности, рассудительности и продуктивном настрое дошкольников в решении спорной ситуации, чьи родители избрали авторитетный стиль воспитания.- между авторитарным стилем воспитания и социометрическим статусом «отвергаемые» также выявлена прямая умеренная зависимость (р = 0,610), следовательно, дети, которые терпят «родительский гнет» не принимаются и в группе сверстников. - между авторитарным стилем воспитания агрессивным стилем решения спорных ситуаций существует прямая умеренная зависимость (р = 0,514). Таким образом, дети копируют поведение детей в спорной ситуации и вместо конструктивных методов решения предпочитают агрессивные. - между либеральным стилем воспитания и социометрическим статусом не было выявлено значимых связей, а в решении спорных ситуаций выявлена умеренная зависимость со стратегией ухода от ситуации.Таким образом, гипотеза была доказана, цель и задачи исследования достигнуты.Выводы по главе 2Эмпирическое исследование было проведено на базе в «МБДОУ детский сад № 1». Выборку составили воспитанники первой старшей группы возраста 5-6 лет, в количестве 32 человек. В исследовании приняли участие и их родители – 32 человека, по одному родителю на каждого ребенка, преимущественно мамы. Целью исследования являлось определение влияния стиля детско-родительских отношений на межличностные отношения дошкольников. В результате были выявлены следующие взаимосвязи:- между авторитетным стилем воспитания и социометрическим статусом «предпочитаемые» существует прямая умеренная зависимость (р = 0,671). Таким образом, дети, чье воспитание происходит в семье, где есть место пониманию, принятию и авторитету чаще остальных становятся предпочитаемым выбором одногруппников.- между авторитетным стилем воспитания и продуктивным стилем решения конфликта существует прямая умеренная зависимость (р = 0,598). Так мы можем судить о большей сдержанности, рассудительности и продуктивном настрое дошкольников в решении спорной ситуации, чьи родители избрали авторитетный стиль воспитания.- между авторитарным стилем воспитания и социометрическим статусом «отвергаемые» также выявлена прямая умеренная зависимость (р = 0,610), следовательно, дети, которые терпят «родительский гнет» не принимаются и в группе сверстников. - между авторитарным стилем воспитания агрессивным стилем решения спорных ситуаций существует прямая умеренная зависимость (р = 0,514). Таким образом, дети копируют поведение детей в спорной ситуации и вместо конструктивных методов решения предпочитают агрессивные. - между либеральным стилем воспитания и социометрическим статусом не было выявлено значимых связей, а в решении спорных ситуаций выявлена умеренная зависимость со стратегией ухода от ситуации.ЗаключениеХарактер межличностных отношений дошкольников непосредственно связан с особенностями воспитания, как показывает исследование. Стиль воспитания в семье играет ключевую роль в этом процессе. Под стилем воспитания понимается совокупность черт, определяющих, каким образом родитель взаимодействует со своим ребенком, какие методы и средства воздействия используются, а также какие установки и эмоции преобладают у родителя. От этого комплекса характеристик стиля воспитания зависит формирование и развитие эмоционально-волевой сферы ребенка.Осуществляя эмпирическое исследование, мы прибегли к методике, которая предполагает выявление следующих типов семейного воспитания: авторитетного, авторитарного, либерального и индифферентного.Согласно полученным результатам, к авторитетному стилю воспитания обращаются большинство родителей – 61%, авторитарная стратегия воспитания, к ней прибегают, согласно исследованию, 27% родителей, либеральный стиль воспитания был выявлен у 12% родителей.Исследование межличностных отношений в группе показало, что к детям-лидерам относят 10% детей; к предпочитаемым – 60% детей; к отвергаемым –15% воспитанников; к игнорируемым также 15% детей. Результаты исследования стиля поведения в конфликтной ситуации показали, что:1. Уход от ситуации или жалоба взрослому (убегу, заплачу, пожалуюсь маме) присущ 15% дошкольников. 2. Агрессивное решение спорных ситуаций (побью, позову милиционера, дам по голове палкой и т. п.) выбирают 15 % дошкольников.3. Вербальное решение (объясню, что так плохо, что так нельзя делать; попрошу его извиниться) выбирают 30% опрошенных детей.4. Продуктивное решение (подожду, пока другие доиграют; починю куклу и т. п.) избрали для себя 40% дошкольников.Проведенный корреляционный показал, что существует определенная взаимосвязь между стелем детско-родительских отношений и характером межличностных отношений в группе старших дошкольников, а именно: - между авторитетным стилем воспитания и социометрическим статусом «предпочитаемые» существует прямая умеренная зависимость (р = 0,671). Таким образом, дети, чье воспитание происходит в семье, где есть место пониманию, принятию и авторитету чаще остальных становятся предпочитаемым выбором одногруппников.- между авторитетным стилем воспитания и продуктивным стилем решения конфликта существует прямая умеренная зависимость (р = 0,598). Так мы можем судить о большей сдержанности, рассудительности и продуктивном настрое дошкольников в решении спорной ситуации, чьи родители избрали авторитетный стиль воспитания.- между авторитарным стилем воспитания и социометрическим статусом «отвергаемые» также выявлена прямая умеренная зависимость (р = 0,610), следовательно, дети, которые терпят «родительский гнет» не принимаются и в группе сверстников. - между авторитарным стилем воспитания агрессивным стилем решения спорных ситуаций существует прямая умеренная зависимость (р = 0,514). Таким образом, дети копируют поведение детей в спорной ситуации и вместо конструктивных методов решения предпочитают агрессивные. - между либеральным стилем воспитания и социометрическим статусом не было выявлено значимых связей, а в решении спорных ситуаций выявлена умеренная зависимость со стратегией ухода от ситуации.Таким образом, цель исследования была достигнута, гипотеза доказана.Список использованных источников

1. Авраменкова В.В. Социальная психология детства: Развитие отношений ребенка в детской субкультуре / В.В. Авраменкова. – М.: НПО МОДЭК, 2018. – 412 с.
2. Антонова Т. В. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками / Т.В. Антонова // Дошкольное воспитание. – 1995. – № 10. – С. 34-38.
3. Бех И. Д. Воспитание личности / И. Д. Бех. – М.: Кнорус, 2018. – 344 с
4. Бехтерев, В. М. Коллективная рефлексология / В. М. Бехтерев. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 473 с.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2017. – 283 с.
6. Выготский JI.С. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии в начале XX в. / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. – 1968. – №2. – С.149 – 156
7. Гавриш Н. Как научить сердце добру и любви?: нравственное воспитание в детском саду. /Н. Гавриш. – Шмель. 2012. №3(63). С.8-10, с. 5.
8. Герасимова, Е.Н. Педагогические основы построения образовательного процесса в разновозрастных группах детского сада [Текст]: дисс. ... д. п. н. / Е.Н. Герасимова. – СПб.: Питер, 2002. – 339 c.
9. Гладченко В.Е. Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребенка / В.Е. Гладченко // Наука в современном обществе: закономерности и тенденции развития. – Уфа: Аэтерна, 2017. – Ч. 2. – С. 191-194
10. Дашкевич, Л.В. Педагогические средства и методы социокультурного развития детей дошкольного возраста / Л.В. Дашкевич // Экономика образования и управление образованием: современные научные исследования и разработки. – 2016. – С. 239-245.
11. Ежкова Н.С. Эмоционально-ценностное развитие дошкольников / Н.С. Ежков. – Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2017. – 186 с.
12. Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника: учебное пособие для воспитателей детского сада / А.В. Запорожец. – М.: Просвещение, 1985. – 176 с.
13. Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2018. – 752 с.
14. Коломинский Я.Л. Социальная психология школьного класса / Я.Л. Коломинский. – Минск, 1997.
15. Коробицына Е.В. Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5-7 лет: диагностика, тренинги, занятия / Е.В. Коробицына. – Волгоград: Учитель, 2019. – 133 с
16. Кузьменко В. В. Развитие особенности ребенка 3-7 лет. Монография / В.У. Кузьменко. - М.: Изд-во НПУ имени М. П. Драгоманова, 2005. - 354 с.
17. Леонтьев А.Н. Психическое развитие в дошкольном возрасте /А.Н. Леонтьев. – М.: Академия, 2014. – 338 с
18. Лисина И.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И.Лисина. – М.: Педагогика, 2016. – 143 с.
19. Майерс Д. Социальная психология / Д.Майерс. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2016. – 794 с.
20. Метлякова, Л.А. Инновационные технологии поддержки семейного воспитания в учреждениях образования / Л.А. Метлякова. – Пермь, 2013. – 330 с Кузьмишина Т.Л. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация / Т.Л. Кузьмишина // Современная зарубежная психология. – 2014. – №1. – С. 16-25
21. Мудрик А.В. Социализация человека [Текст] / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2014. 189 с.
22. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений /Н.Н. Обозов. – Киев : Наука, 2006. 191 с.
23. Петровский В.А. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений / В.А. Петровский // Вопросы психологии. –2011. – №1. – С. 19-26. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2013. – 456 с.
24. Реан А.А. Социальная педагогическая психология: Учеб. пособ. / А.А.Реан, Я.Л. Коломинский – СПб.: Питер, 2019. – 416 с.
25. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада / Т.А. Репина – М.: Педагогика,2018. - 137с.
26. Спирева Е.Н. Стиль семейного воспитания и личностные особенности родителя / Е.Н. Спирева // Семейная психология и семейная терапия. – 2015. – № 4. – С. 32-34
27. Терехина Т.А. Влияние стиля родительского воспитания на формирование эмоционально-волевой сферы ребенка / Т.А. Терехина // Инновационные подходы в современном педагогическом образовании. – Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2015. – С. 212-216
28. Фортунатов Г.А. Изучение детских коллективов// Вестник просвещения. -М., 1925. N 9.- С.45-54.
29. Шиляева О.В. Оптимизация детско-родительских отношений как фактор развития эмоциональной сферы у старших дошкольников / О.В. Шиляева // Психология: электронный научный журнал. – 2019. – №3.
30. Шишенко Е.В. Практико-ориентированное исследование влияния стиля семейного воспитания на развитие социальной активности детей у старшего дошкольного возраста // Научные исследования и разработки молодых ученых: материалы междунар. науч-практ. конф. – Новосибирск: ООО Центр развития научного сотрудничества, 2016. – Т. 1. С. 65-71
31. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: курс лекций. – М.: Апрель-Пресс, 2000. – 512 с.