Правовые проблемы работы соц. педагога с детьми и их законными представителями
Заказать уникальную дипломную работу- 77 77 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 04.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретические основы работы социального педагога с детьми и их законными представителями 6
1.1. Понятие, роль и сферы деятельности социального педагога в обществе 6
1.2. Социальная педагогика и сферы деятельности в современной России 26
Глава 2. Основы нормативно-правовой деятельности социального педагога В Российской Федерации 35
2.1. Законодательные основы работы социального педагога с детьми и их законными представителями в Российском Федерации 35
2.2. Основные правовые проблемы, с которыми сталкиваются социальные педагоги при работе с детьми и их законными представителями 39
Глава 3. Особенности и анализ практической деятельности, возникающие в работе социального педагога 53
3.1. Анализ конкретных случаев и ситуаций, возникающих в работе социального педагога и связанных с правовыми аспектами 53
3.2. Основные направления для решения правовых проблем работы социального педагога с детьми и их законными представителями 64
Заключение 69
Список использованной литературы 72
Приложения 74
Глава 3. Особенности и анализ практической деятельности, возникающие в работе социального педагога3.1. Анализ конкретных случаев и ситуаций, возникающих в работе социального педагога и связанных с правовыми аспектамиРабота социального педагога часто раскрывает тревожные сценарии, в которых систематически нарушаются основные права детей на образование, подчеркивая необходимость бдительной пропаганды и вмешательства. Среди множества проблем, с которыми сталкиваются в этой области, отсутствие образовательных ресурсов является серьезным препятствием на пути реализации права каждого ребенка на качественное образование. Дети, происходящие из маргинализованных слоев общества, обремененные ограниченными финансовыми ресурсами или имеющие проблемы с инвалидностью, особенно уязвимы перед этой коварной формой депривации. Отсутствие необходимых учебных материалов вкупе с неадекватной инфраструктурой и нехваткой квалифицированных учителей сговорились сократить их образовательный путь, лишив их возможностей для роста и развития, которые должны быть их неотъемлемым правом.Столь же вопиющим является призрак дискриминации, который пронизывает священные залы образовательных учреждений, бросая длинную тень на стремление к равным возможностям обучения для всех. Дети оказываются втянутыми в паутину предрассудков и предвзятости, подвергаются дискриминации по признаку расы, этнической принадлежности, религии или пола. Этот коварный недуг проявляется в мириадах форм, от незаметных проступков, совершаемых учителями, до откровенных актов остракизма и исключения из возможностей получения образования. Лишенные доступа к определенным курсам или учебным программам, эти уязвимые дети оказываются на периферии, их мечты о светлом будущем разбиваются о скалы системной несправедливости.Перед лицом такой вопиющей несправедливости на социальных педагогов ложится обязанность быть стойкими защитниками прав каждого ребенка на образование. Вооруженные глубоким пониманием сложностей, присущих этим ситуациям, они должны проактивно анализировать каждый сценарий, выявляя нарушения с точностью и упорством. Благодаря стратегическим консультациям с родителями, взаимодействию с компетентными органами власти и согласованным усилиям по развитию диалога и сотрудничества с образовательными учреждениями социальные педагоги могут служить катализаторами перемен, отстаивая идею равенства в образовании и инклюзивности.Более того, сотрудничество с различными заинтересованными сторонами необходимо в стремлении защитить права детей на образование. Налаживая партнерские отношения с правозащитными организациями, учебными заведениями и государственными учреждениями, социальные педагоги могут использовать коллективный опыт и ресурсы для осуществления значимых изменений. Посредством совместных инициатив, направленных на предотвращение дискриминации и расширение доступа к образованию для всех детей, они могут способствовать формированию культуры инклюзивности и расширения прав и возможностей, гарантируя, что ни один ребенок не останется без внимания.Неотъемлемая хрупкость прав детей на охрану здоровья подвергает их множеству угроз, от отказа в медицинской помощи до неадекватного лечения и ограниченного доступа к основным лекарственным средствам, что создает огромные проблемы для социальных педагогов в их миссии по обеспечению благополучия молодежи.Угроза отказа в медицинской помощи становится все более серьезной, что обусловлено целым рядом факторов, начиная от финансовых ограничений и отсутствия медицинской страховки и заканчивая бесконечными очередями на прием к врачу. Такие препятствия ставят под угрозу жизнь и здоровье детей, поскольку задержки или отказы в доступе к медицинской помощи могут привести к тяжелым последствиям с далеко идущими последствиями.Не меньшую тревогу вызывает проблема недостаточного медицинского обслуживания, от которой страдают некоторые регионы, где остро не хватает доступа к квалифицированным медицинским работникам и необходимому диагностическому оборудованию. Нехватка ресурсов делает детей уязвимыми к недиагностированным или неправильно лечимым заболеваниям, открывая путь к потенциальным осложнениям, которые угрожают их здоровью и благополучию.Более того, бедствие ограниченного доступа к лекарствам усугубляет проблемы, с которыми сталкиваются дети, нуждающиеся в медицинском вмешательстве, особенно когда основные лекарства непомерно дороги или исключены из государственных компенсационных схем. Суровая реальность финансовых ограничений часто приводит к тому, что дети лишаются жизненно необходимого лечения, усугубляя их страдания и ставя под угрозу их перспективы выздоровления.Перед лицом такой серьезной несправедливости социальные педагоги должны быть готовы реагировать с сочувствием и находчивостью, используя свой опыт для смягчения последствий этих системных недостатков. Помогая семьям ориентироваться в лабиринте систем здравоохранения и получать доступ к основным лекарствам, они могут служить спасательным кругом для нуждающихся, гарантируя, что ни один ребенок не останется без внимания в их стремлении получить медицинскую помощь.Кроме того, активное взаимодействие с компетентными органами власти и правозащитными организациями имеет первостепенное значение, поскольку это позволяет социальным педагогам усилить свой голос и добиться системных изменений. Благодаря стратегическим партнерствам и совместным инициативам они могут выступать за политические реформы и меры по распределению ресурсов, которые ставят во главу угла здоровье и благополучие детей, создавая более светлое будущее для грядущих поколений.Повсеместные нарушения прав детей на участие в общественной жизни представляют собой серьезную угрозу, бросающую длинную тень на их развитие и самоопределение. От удушающих ограничений на выражение мнений до маргинализации их голоса в процессах принятия решений, эти сценарии подрывают основные права и свободу воли детей, увековечивая циклы невидимости и бесправия.Главным из этих нарушений является коварная практика введения ограничений на выражение мнений детьми, лишающая их возможности свободно выражать свою точку зрения по вопросам, которые непосредственно влияют на их жизнь и окружение. Это системное замалчивание порождает чувство невидимости и отчуждения, подрывая их самооценку и уверенность в себе и подавляя их способность к самовыражению.Столь же вопиющим является пренебрежение мнением детей при принятии ключевых решений, которые формируют их жизнь и будущее, от выбора образования до медицинских вмешательств и условий проживания. Отсутствие содержательных консультаций лишает детей свободы воли и автономии, порождая чувство бессилия и бесправия, которое подрывает их чувство принадлежности и самобытности.Более того, дети часто сталкиваются с препятствиями на пути доступа к информации и ресурсам, необходимым для принятия обоснованных решений, от ограниченного доступа к учебным материалам и культурным мероприятиям до ограниченного посещения общественных мест. Такое лишение знаний и возможностей увековечивает циклы маргинализации и отчуждения, еще больше усугубляя их уязвимость и препятствуя их способности активно участвовать в общественной жизни.Кроме того, систематическое исключение детей из общественных и политических процессов увековечивает культуру бесправия и отчуждения, лишая их возможности формировать окружающий мир и вносить свой вклад в коллективный дискурс. Лишенные права участвовать в выборах или обсуждении общественных вопросов, дети борются с чувством беспомощности и отчужденности, подрывая свое чувство принадлежности и самостоятельности в обществе.Для решения этих серьезных проблем необходимы согласованные усилия по созданию благоприятных условий для участия детей в общественной жизни. Социальные педагоги играют ключевую роль в этом начинании, способствуя развитию навыков самовыражения и самоопределения у детей, облегчая доступ к информации и ресурсам и отстаивая их активное участие в различных сферах общественной жизни. Расширяя возможности детей как уважаемых и признанных членов общества, мы можем воспитывать их уверенность в себе и самоуважение, создавая будущее, в котором голос каждого ребенка будет услышан и оценен по достоинству.Конфликты между детьми и их законными представителями, особенно в контексте семейных разногласий, имеют значительные последствия для благополучия ребенка, наполняя его эмоциональный и психологический ландшафт страданиями и неопределенностью. В этой опасной местности разворачивается несколько распространенных сценариев, каждый из которых потенциально может нанести серьезный ущерб благополучию ребенка:1. Развод и разделение: Расторжение родительских отношений вызывает каскад эмоциональных потрясений у детей, порождая чувства потери, тревоги и экзистенциальной неопределенности. Оказавшись в водовороте родительских разногласий, дети часто оказываются разрываемыми между противоречивыми привязанностями и требованиями, блуждая по лабиринту эмоционального смятения и психологического стресса.2. Семейные раздоры и потрясения: Конфликты между поколениями и семейные разногласия порождают поток нестабильности внутри семьи, вовлекая детей в перекрестный огонь семейной напряженности. Подвергаясь суматохе семейных скандалов и межличностной неприязни, дети борются с всепроникающим чувством незащищенности и уязвимости, их одолевают страх, тревога и эмоциональное потрясение.3. Безнадзорность и эмоциональная депривация: В горниле семейного конфликта дети могут оказаться лишенными поддержки и заботы, необходимых для их эмоционального и психологического благополучия. Отсутствие заботливых отношений и эмоциональной поддержки бросает детей на произвол судьбы в море одиночества, непонимания и отчуждения, усугубляя их психологический стресс и подрывая их жизнестойкость.Чтобы смягчить пагубные последствия таких конфликтов и обеспечить благополучие детей, социальные педагоги играют ключевую роль в оказании им необходимой поддержки и содействия. Создавая безопасную и заботливую среду, в которой дети могут свободно выражать свои эмоции и опасения, социальные педагоги предоставляют им возможность осмыслить свой опыт и разработать стратегии преодоления трудностей, с которыми они сталкиваются.Кроме того, социальные педагоги служат катализаторами конструктивного диалога и примирения внутри семьи, способствуя поиску путей исцеления и разрешения разногласий. Благодаря совместным усилиям, направленным на облегчение общения и укрепление взаимопонимания между родителями и детьми, социальные педагоги стремятся создать атмосферу семейной гармонии и эмоционального благополучия.Кроме того, сотрудничество с соответствующими органами власти и организациями имеет первостепенное значение для защиты прав и благополучия детей в условиях семейных раздоров. Налаживая стратегические партнерские отношения и привлекая ресурсы сообщества, социальные педагоги могут усилить свое влияние и добиться системных изменений, гарантируя соблюдение прав детей и защиту их благосостояния от разрушительных последствий семейных конфликтов и безнадзорности.Разногласия между родителями и детьми являются постоянной проблемой в семейной динамике, охватывающей широкий спектр вопросов, начиная от образования и медицинского обслуживания и заканчивая религиозным воспитанием и другими аспектами повседневной жизни. Коренящиеся в различиях ценностей, убеждений, ожиданий и предпочтений, эти конфликты отражают сложное взаимодействие семейных отношений и индивидуальной автономии.Возьмем, к примеру, сферу образования, где родители могут питать особые стремления к академической траектории своих детей, направляя их на определенные курсы или школы, которые могут расходиться с собственными стремлениями и интересами детей. Этот диссонанс часто порождает напряженность и недовольство среди детей, которые чувствуют себя обремененными грузом родительских ожиданий и ограничениями их автономии.Аналогичным образом, конфликты могут возникать в сфере медицинского обслуживания, особенно когда между родителями и их детьми возникают расхождения во мнениях относительно вариантов лечения или медицинских процедур. Дети, руководствуясь своими собственными убеждениями и предпочтениями, могут оказаться не в ладах с решениями родителей, тем самым провоцируя разлад в семье.Религиозное образование также может служить очагом раздора, особенно в семьях, где пересекаются различные религиозные убеждения или подходы. Столкновение идеологий и убеждений может посеять семена раздора, разрушая семейную сплоченность и препятствуя культивированию взаимопонимания и уважения.Чтобы ориентироваться в этих коварных водах, первостепенное значение имеет содействие открытому и уважительному диалогу, при этом социальные педагоги берут на себя ключевую роль посредников и фасилитаторов. Предоставляя всем сторонам безопасное пространство для выражения своих эмоций и точек зрения, социальные педагоги могут создать среду, благоприятствующую переговорам и компромиссу, основанным на принципах взаимного уважения и понимания. Крайне важно, чтобы решения, касающиеся благополучия и будущего детей, основывались на их наилучших интересах с должным учетом их потребностей и чаяний.Более того, проблемы с соблюдением и применением правовых норм усугубляют сложность семейной динамики, а двусмысленность и противоречия в законодательстве ставят в тупик как профессионалов, так и непрофессионалов. Наличие противоречивых толкований и несовместимых положений превращает применение правовых норм в запутанный процесс, чреватый неопределенностью и непоследовательностью. Для устранения этих системных недостатков необходимы согласованные усилия по анализу и устранению противоречий в законодательстве, а также по обеспечению доступа к всесторонним юридическим консультациям и экспертной поддержке для всех заинтересованных сторон.По сути, воспитывая дух открытого общения, взаимного уважения и соблюдения правовых норм, социальные педагоги могут играть ключевую роль в смягчении конфликтов в семейных отношениях, тем самым способствуя созданию гармоничной и благоприятной среды, способствующей благополучию и развитию детей.Эффективность и устойчивость механизмов, защищающих права детей, имеют первостепенное значение для обеспечения их целостного благополучия и развития. Для укрепления существующих структур согласованные усилия должны быть направлены на реализацию следующих стратегий:1. Увеличение финансирования и ресурсов: Как правительственные, так и неправительственные организации должны направлять больше финансовых ресурсов на программы и услуги, направленные на защиту прав детей. Увеличение финансирования укрепит потенциал соответствующих органов, облегчит набор квалифицированных специалистов и улучшит основную инфраструктуру, необходимую для надежных механизмов защиты.2. Обеспечение доступа к юридической помощи: Создание и расширение программ бесплатной или недорогой юридической помощи, ориентированных на детей и их семьи, являются обязательными для содействия равному доступу к правовой защите. Такие инициативы должны включать положения о юридическом консультировании, адвокатской деятельности в зале суда и представительстве в правоприменительных процедурах, гарантируя, что дети и их семьи будут иметь возможность эффективно отстаивать свои права.3. Повышение осведомленности о правах детей: Комплексные информационные кампании и образовательные инициативы, ориентированные на детей, родителей и общество в целом, необходимы для повышения осведомленности о правах детей и содействия их реализации. Усилия по распространению информации в образовательных учреждениях, на медиаплатформах и каналах социальных сетей способствуют углублению понимания и отстаиванию прав детей, катализируя позитивные изменения в обществе.4. Внедрение механизмов мониторинга и оценки: Создание надежных систем мониторинга и оценки имеет важное значение для оценки эффективности механизмов защиты прав ребенка и выявления областей, требующих улучшения. Регулярный контроль и оценка функционирования аппарата по защите прав ребенка в сотрудничестве с соответствующими заинтересованными сторонами способствуют принятию решений, основанных на фактических данных, и целенаправленным мероприятиям по устранению недостатков.5. Поддержка семейных и общинных инициатив: Поддержка инициатив на низовом уровне, возглавляемых семьями, общественными организациями и другими заинтересованными сторонами, имеет решающее значение для повышения доступности услуг и программ, направленных на защиту и поддержку детей. Инициативы, направленные на укрепление жизнестойкости семьи и сплоченности сообщества, осуществляемые посредством предоставления грантов, программ признания и других форм поддержки, формируют культуру коллективной ответственности и солидарности в защите прав детей.Определяя приоритеты этих стратегических императивов, заинтересованные стороны могут коллективно укреплять механизмы защиты прав детей, создавая условия, в которых каждому ребенку предоставляется возможность развиваться в заботливой и поддерживающей среде.Решение проблем, связанных с обеспечением защиты прав детей, требует многогранного подхода, охватывающего совместные усилия различных заинтересованных сторон. Вот как могут быть реализованы ключевые решения:Увеличение финансирования: Совместные усилия правительственных органов и неправительственных организаций играют ключевую роль в привлечении дополнительных финансовых ресурсов. Такие инициативы, как заявки на гранты, кампании по сбору средств и стратегические партнерства с благотворительными организациями, могут увеличить потоки финансирования. Кроме того, оптимизация бюджетных ассигнований и определение приоритетов программ, имеющих решающее значение для защиты прав детей, обеспечивают разумное использование имеющихся средств.Профессиональное развитие специалистов: Совместно организованные программы обучения и наращивания потенциала государственными учреждениями, академическими институтами и неправительственными организациями необходимы для повышения компетентности специалистов в области защиты прав ребенка. Эти инициативы дают профессионалам необходимые знания и навыки для того, чтобы умело ориентироваться в юридических сложностях и предоставлять качественные услуги, снижая риск ошибочных юридических решений.Укрепление координации и сотрудничества: Содействие регулярным форумам и механизмам координации между правительственными учреждениями и неправительственными организациями способствует синергии и повышает эффективность использования ресурсов. Укрепляя партнерские отношения на основе сотрудничества, заинтересованные стороны могут оптимизировать усилия, свести к минимуму дублирование и оказать поддержку более широкому кругу нуждающихся детей, тем самым максимизируя воздействие мероприятий.Совершенствование механизмов мониторинга и оценки: Создание надежных систем мониторинга и оценки эффективности программ защиты прав ребенка является обязательным условием для принятия обоснованных решений и целенаправленных вмешательств. Сотрудничество с исследовательскими организациями и академическими институтами позволяет разрабатывать и внедрять строгие системы оценки, позволяющие заинтересованным сторонам выявлять области улучшения и соответствующим образом адаптировать мероприятия.По сути, содействие сотрудничеству и координации между правительственными учреждениями, неправительственными организациями, академическими институтами и более широкими заинтересованными сторонами в обществе составляет основу эффективной защиты прав ребенка. Только благодаря согласованным усилиям и коллективным действиям можно добиться значительных успехов в обеспечении целостного благополучия и реализации прав каждого ребенка.3.2. Основные направления для решения правовых проблем работы социального педагога с детьми и их законными представителямиВ этой статье авторы используют термин педагогическая ресоциализация, который Хрватич связывает с педагогической профилактикой, то есть со значением третичной профилактики. Последнее применяется к детям и молодежи с уже развитыми и признанными поведенческими проблемами. Третичная профилактика достигается с помощью процедур лечения и реабилитации. Кроме того, тот же автор представляет педагогическую профилактику и ресоциализацию в виде континуума, который простирается от профилактического и лечебного до терапевтического подходов к поведенческим проблемам. Термин “перевоспитание" появился в педагогической литературе, и его можно включить как часть процессов ресоциализации, поскольку он "представляет собой педагогически разработанную процедуру исправления недостатков, появившихся в процессе воспитания ребенка или взрослого, с целью устранения негативных или нежелательных моделей поведения и принятия нового образа жизни". обычное и желательное поведение”.Конечная цель состоит в том, чтобы повторно вовлечь и научить детей и молодежь функционировать в обществе посредством воспитания. Программы образования, профессиональной подготовки и трудоустройства чрезвычайно важны для успешной ресоциализации и лучшего будущего несовершеннолетних. Однако одно из многочисленных исследований указывает на отсутствие профессионального вмешательства со стороны образовательных учреждений и социальных институтов в отношении проявляющихся поведенческих проблем во время обучения в школе. А именно, более половины несовершеннолетних правонарушителей не закончили среднюю школу, чему предшествовали трудности в учебное время, такие как повторение уроков и побеги из школы, наряду с другими расстройствами, такими как бродяжничество, побеги из дома, общение с людьми с антиобщественным поведением и т.д.Термин "поведенческие проблемы у детей и молодежи" представляет собой собирательное название различных форм поведения, обусловленных психологическими, социальными, экономическими и другими факторами, в результате которых ребенок или молодой человек отклоняется от поведения, соответствующего его возрасту, ситуации и социальным нормам, и которые оказывают вредное или опасное воздействие на себя и/или других индивидов или социальные системы. Соответственно, этот термин подразумевает совокупность поведенческих моделей, разделенных на три основные группы поведения: человек подвергает опасности себя и других рискованным поведением, которое может стать основой для негативных последствий в будущем (например, неоправданное отсутствие на занятиях, опоздание без разрешения, эксперименты с сигаретами и наркотиками, и случайное употребление алкоголя). Поведенческие трудности относятся к поведению, посредством которого человек нарушил социальные и/или правовые нормы в одном случае или в течение определенного периода времени и которое, следовательно, требует профессиональной помощи (например, кража, побег из дома, исключение из школы, членовредительство, вождение без прав, индивидуальные вспышки насилия и серьезные дисциплинарные проступки в школе). Поведенческие расстройства - это поведение, требующее немедленных действий со стороны специализированных экспертов и учреждений, часто одновременно из нескольких секторов, поскольку человек в течение длительного периода времени подвергает опасности себя и/или других лиц/имущество (например, серьезные уголовные преступления и проступки, такие как кража со взломом, насилие, торговля наркотиками и различные виды зависимости и попытки самоубийства).Здесь мы выделим часто цитируемое разделение поведенческих расстройств у детей и молодежи согласно авторам Буйе и Узелаку: экстернализованные и интернализованные поведенческие расстройства. Экстернализованные расстройства относятся к недостаточно контролируемому и ориентированному на других поведению (например, непослушание, агрессивность, деструктивность, делинквентность и т.д.), в то время как интернализованные расстройства проявляются в чрезмерном контроле поведения и самонаправленности (например, замкнутость, робость и беспечность). В соответствии с вышеупомянутым и с новым Законом о социальном обеспечении в следующей работе будет использоваться термин "поведенческие проблемы". В том же правовом акте Центр социального обеспечения был преобразован в Хорватский институт социального обеспечения. Поскольку исследование проводилось до внесения поправок в Закон, будет использоваться термин "Центр социального обеспечения". В соответствии с Законом социальные услуги подразделяются на неинституциональные и институционально закрепленные. Здесь мы выделяем услуги, связанные с работой с детьми и молодежью с проблемами поведения: психосоциальная поддержка семей (мобильная команда экспертов), проживание (на полдня или полный день), организованное жилье и консультации. Они были введены после осуществления деинституционализации системы ухода и преобразования домов престарелых в глобальном масштабе.Основная цель состоит в том, чтобы сократить количество случаев помещения детей в специальные учреждения и стимулировать развитие других форм ухода, которые больше похожи на семейную среду. Важно отметить, что ряд исследований доказал негативные последствия для детей, которые проводили время в интернатных учреждениях. Последствия тем пагубнее, чем младше ребенок. Браун первоначально указывает на негативные последствия для физического развития ребенка, такие как возможность задержек в двигательном развитии, физическое отставание в росте и весе и более слабая иммунная система, а также подчеркивает возможность развития интеллектуальных трудностей и тот факт, что дети, воспитывающиеся в семьях, часто имеют более слабый эмоциональный и социальный интеллект, чем у тех, кто растет в семейном окружении. Тарулло и Гуннар также указывают на недостатки помещения в специальные учреждения, такие как слишком большие группы детей для существующего числа специальных педагогов в центре, плохо продуманные пространственные условия, стигматизация детей, помещенных в учреждение, и то, что потребности группы превышают индивидуальные потребности детей. Все это приводит к значительным психофизическим трудностям, которые могут привести к неподходящим способам выражения эмоций и трудностям в социальных взаимодействиях в их последующей самостоятельной жизни.В Хорватии пользователи социальных услуг традиционно размещаются в государственных домах социального обеспечения/интернатных учреждениях. Но, в то же время, процессы деинституционализации медицинской помощи начались в 1997 году с принятием Закона о социальном обеспечении, и здесь мы выделим документ 2011 года под названием "План деинституционализации и преобразования дома социальной помощи и других правовых особенностей, который обеспечивает безопасность социальной помощи в Республике Хорватии на 2011-2016 годы", выпущено с целью сокращения числа обращений пользователей в учреждения и поощрения других форм ухода за больными вне учреждений. Министерство здравоохранения и социального обеспечения Хорватии представило конечную цель сократить вдвое нынешние 80% до 40% детей, оставшихся без надлежащей родительской опеки, и детей с нарушениями развития и проблемами поведения, которые были помещены в детские учреждения, и найти некоторые другие формы ухода вне учреждений [20]. В хорватском контексте деинституционализация ухода относится к четырем приоритетным группам: дети с трудностями в развитии, инвалиды, дети, лишенные надлежащей родительской опеки, а также дети и молодежь с проблемами поведения.В соответствии с планом действий по деинституционализации, дезинституционализации, трансформации и предотвращению институционализации на 2018-2020 годы, опубликованным в 2018 году Министерством демографии, семьи, молодежи и социальной политики Хорватии, пример реализации процесса деинституционализации на местном уровне начался в июле 2021 года, в частности, в округе Задар. В сотрудничестве с уездом Крапина-Загорье это представляло собой реализацию проекта, финансируемого Европейским фондом. Некоторыми из результатов этого являются новые социальные услуги: организованное жилье и психосоциальная поддержка отдельных лиц и семей с помощью услуг мобильной группы экспертов. В каждом подразделении специальные воспитатели в организованном жилье работают три дня и две ночи; два воспитателя в двух группах работают в учреждениях дневного пребывания, но Центр также предлагает услуги длительного пребывания в трех разных начальных школах города, где два воспитателя работают в группах. Педагогам в их работе оказывает поддержку команда экспертов Центра, которая состоит из психолога, социального педагога и социального работника.ЗаключениеСоциальная педагогика описывает целостный и ориентированный на отношения способ работы в учреждениях по уходу и образованию с людьми на протяжении всей их жизни. Во многих странах Европы (и все чаще за ее пределами) она имеет давние традиции как область практики и академическая дисциплина, направленная на решение проблемы социального неравенства и содействие социальным изменениям путем развития обучения, благополучия и связей как на индивидуальном, так и на общественном уровне. Таким образом, социальная педагогика в разных странах развивалась по-разному и отражает культурные и общественные нормы, взгляды и представления об образовании и воспитании, о взаимоотношениях между личностью и обществом, о социальном обеспечении маргинальных слоев населения. Социальные педагоги (специалисты, получившие квалификацию в области социальной педагогики) работают в самых разных условиях, начиная с раннего возраста и заканчивая взрослыми, работают с неблагополучными группами взрослых, а также с пожилыми людьми. Для достижения целостной перспективы в каждой из этих ситуаций социальная педагогика использует теории и концепции из смежных дисциплин, таких как социология, психология, образование, философия, медицинские науки и социальная работа.Социальная педагогика основана на гуманистических ценностях, подчеркивающих человеческое достоинство, взаимное уважение, доверие, безусловную признательность и равенство, и это лишь некоторые из них. Она опирается на фундаментальную концепцию детей, молодых людей и взрослых как равных человеческих существ с богатым и необычным потенциалом и считает их компетентными, способными и активными агентами.Специалисты выделяют несколько принципов, лежащих в основе социальной педагогики:"Ориентация на ребенка как на целостную личность и поддержка общего развития ребенка;Специалист рассматривает себя как личность, находящуюся в отношениях с ребенком или подростком;Дети и персонал рассматриваются как обитатели одного жизненного пространства, а не как существующие в отдельных иерархических областях;Как профессионалов, педагогов поощряют постоянно размышлять над своей практикой и применять теоретические знания и самопознание к иногда сложным требованиям, с которыми они сталкиваются;Педагоги также являются практиками, поэтому их обучение готовит их к участию во многих аспектах повседневной жизни и деятельности детей;Детская ассоциативная жизнь рассматривается как важный ресурс: работники должны способствовать развитию группы и использовать ее возможности;Педагогика опирается на понимание прав ребенка, которое не ограничивается процедурными вопросами или законодательными требованиями;Особое внимание уделяется работе в команде и оценке вклада других людей в "воспитание" детей: других специалистов, членов местного сообщества и, особенно, родителей.Центральное место занимают взаимоотношения и, наряду с этим, важность умения слушать и общаться".Некоторые ученые считают, что социальная педагогика направлена на достижение следующих целей:Холистическое образование - образование головы (когнитивные знания), сердца (эмоциональное и духовное обучение) и рук (практические и физические навыки);целостное благополучие - укрепление факторов, поддерживающих здоровье, и оказание поддержки людям, чтобы они могли наслаждаться длительным ощущением счастья;Дать возможность детям, молодым людям и взрослым расширить свои возможности и стать самостоятельными людьми, несущими ответственность за свое общество;способствовать благосостоянию людей и предотвращать или облегчать социальные проблемы.Далее они описывают социально-педагогическую практику как целостный процесс, создающий баланс между:профессиональным: (теория и концепции, рефлексивный практик - "голова")личностным: (использование своей личности, позитивное отношение, построение личных отношений, но не допуская "личного" - "сердце")практический: (использование определенных методов и творческой деятельности - "руки").Все три элемента равнозначны и дополняют друг друга, создавая синергию.Список использованной литературы1. Загвязинский В.И., Зайцев М.П., Кудашов Г.Н., Селиванова О.А., Строков Ю.П. Основы социальной педагогики: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / Под ред. П.И. Пидка-систого. - М.: Педагогическое общество России, 2017. 120 с.2. ФЗ «Об образовании» 10 июля 1992 года № 3266-1 (ред. от 28.02.2012). - URL: mon.gov.ru/ dok/fz/obr/3986 (дата обращения 03.04.2012).3. Басов Н.В. Социальная педагогика: Введение в профессию: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, А.Н. Кравченко. М.: Академия, 2020. 256 с.4. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. М.: Гардарики, 2018. 269 с.5. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Изд. 3-е, испр., доп. М.: Академия, 2018. 256 с.6. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. М.: Владос, 2021. 256 с.7. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога: 5-11 классы. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ВАКО, 2019. 336 с.8. Becker, H. (2020) German Youth: Bond or free? London: Kegan Paul, Trench, Trubner and Co.9.Bellersen, H. (2022) Die Sozialpädagogik Paul Natorps im Lichte der christlichen Weltanschauung. Paderborn.10. Blatchford, P., Kutnick, P., Baines, E. and Galton, M. (2023) ‘Toward a social pedagogy of classroom group work’, International Journal of Educational Research 39: 153–172.11. Brown, A. (1992) Groupwork. London: Heinemann.12. Cameron, C. and Boddy, J. (2005) With Heart, Head and Hands. Community Care, 19th – 25th May 2023, pp 36-37.13. Cameron, C. (2004) Social Pedagogy and Care: Danish and German practice in young people’s residential care, Journal of Social Work. Vol 4, no 2, pp 133 – 151.14. Cameron, C. and Moss, P. (eds.). (2011). Social Pedagogy and Working with Children and Young People: Where Care and Education Meet. London: Jessica Kingsley.15. Cannan, C., Berry, L. and Lyons, K. (1992) Social Work and Europe, London: Macmillan.16. Cannan, C. and Warren, C. (eds.) (1997) Social Action with Children and Families. A community development approach to child and family welfare, London: Routledge.17. Romm, T.A. (2007). Social upbringing: evolution of theoretical images. Novosibirsk: Nauka Publ., 380.18. Romm, T.A. (2014). Social upbringing in the tradition of domestic pedagogy. Otechestvennaja i zarubezhnajapedagogika, 5(20), 40-51.19. Romm, T.A. (2013). Stragetic points of social upbringing in postindustrial society. Siberian Pedagogical Journal, 2. 26-31.20. Runow, S.S (2011).Development of domestic social and pedagogicalthoughtin 1920s. Pedagogical education and science, 1, 51-57ПриложенияПриложение 1 ПроблемаОписаниеЗаконодательствоОтсутствие согласия законных представителей на вмешательство социального педагогаНекоторые родители могут отказываться от сотрудничества социального педагога с их детьми, что затрудняет выполнение его профессиональных обязанностей.Конвенция ООН о правах ребенка, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в РФ".Несоблюдение конфиденциальностиИнформация, полученная социальным педагогом от ребенка, может содержать конфиденциальные данные, которые не должны быть раскрыты третьим лицам без согласия законных представителей или самого ребенка.Федеральный закон "О персональных данных", Конвенция ООН о правах ребенка, Федеральный закон "Об образовании в РФ".Несогласие с мерами социальной поддержкиЗаконные представители могут не соглашаться с предлагаемыми социальным педагогом мерами поддержки для ребенка, что может привести к затруднениям в обеспечении его благополучия и развития.Конвенция ООН о правах ребенка, Федеральный закон "Об образовании в РФ", Федеральный закон "О социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".Непрофессиональные действия соц. педагогаСоциальный педагог может неправомерно вмешиваться в личные или семейные дела детей и их законных представителей, что может привести к конфликтам и нарушению прав ребенка и его семьи.Этические кодексы профессионального поведения, Конвенция ООН о правах ребенка, Федеральный закон "Об образовании в РФ".Приложение 2Направление решения проблемыОписаниеОбразование и информированиеОбучение социального педагога основам законодательства, касающегося прав и обязанностей детей и их законных представителей, а также построение диалога с ними на основе взаимного уважения и понимания. Проведение информационных мероприятий для родителей и детей о их правах и обязанностях в соответствии с законом.Установление партнерских отношенийСоздание партнерских отношений между социальным педагогом, детьми и их законными представителями на основе доверия и взаимного сотрудничества. Включение родителей в процесс принятия решений, касающихся благополучия и развития их детей.Содействие в разрешении конфликтовОказание помощи в разрешении конфликтных ситуаций между детьми и их законными представителями, а также между семьями и учреждениями. Проведение медиации при необходимости с целью достижения взаимоприемлемых решений и сохранения законных прав всех сторон.Профессиональное развитиеПостоянное повышение квалификации социального педагога в области правовых аспектов работы с детьми и их законными представителями. Участие в тренингах, семинарах и конференциях по тематике защиты прав ребенка и эффективного взаимодействия с семьей.Систематический мониторинг и анализПроведение систематического мониторинга правовых проблем, возникающих в работе социального педагога с детьми и их законными представителями. Анализ причин возникновения конфликтов и нарушений прав с целью разработки и реализации эффективных мер по их предотвращению и урегулированию.Приложение 3
2. ФЗ «Об образовании» 10 июля 1992 года № 3266-1 (ред. от 28.02.2012). - URL: mon.gov.ru/ dok/fz/obr/3986 (дата обращения 03.04.2012).
3. Басов Н.В. Социальная педагогика: Введение в профессию: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, А.Н. Кравченко. М.: Академия, 2020. 256 с.
4. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. М.: Гардарики, 2018. 269 с.
5. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Изд. 3-е, испр., доп. М.: Академия, 2018. 256 с.
6. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. М.: Владос, 2021. 256 с.
7. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога: 5-11 классы. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ВАКО, 2019. 336 с.
8. Becker, H. (2020) German Youth: Bond or free? London: Kegan Paul, Trench, Trubner and Co.
9.Bellersen, H. (2022) Die Sozialpädagogik Paul Natorps im Lichte der christlichen Weltanschauung. Paderborn.
10. Blatchford, P., Kutnick, P., Baines, E. and Galton, M. (2023) ‘Toward a social pedagogy of classroom group work’, International Journal of Educational Research 39: 153–172.
11. Brown, A. (1992) Groupwork. London: Heinemann.
12. Cameron, C. and Boddy, J. (2005) With Heart, Head and Hands. Community Care, 19th – 25th May 2023, pp 36-37.
13. Cameron, C. (2004) Social Pedagogy and Care: Danish and German practice in young people’s residential care, Journal of Social Work. Vol 4, no 2, pp 133 – 151.
14. Cameron, C. and Moss, P. (eds.). (2011). Social Pedagogy and Working with Children and Young People: Where Care and Education Meet. London: Jessica Kingsley.
15. Cannan, C., Berry, L. and Lyons, K. (1992) Social Work and Europe, London: Macmillan.
16. Cannan, C. and Warren, C. (eds.) (1997) Social Action with Children and Families. A community development approach to child and family welfare, London: Routledge.
17. Romm, T.A. (2007). Social upbringing: evolution of theoretical images. Novosibirsk: Nauka Publ., 380.
18. Romm, T.A. (2014). Social upbringing in the tradition of domestic pedagogy. Otechestvennaja i zarubezhnaja
pedagogika, 5(20), 40-51.
19. Romm, T.A. (2013). Stragetic points of social upbringing in postindustrial society. Siberian Pedagogical Journal, 2. 26-31.
20. Runow, S.S (2011).Development of domestic social and pedagogicalthoughtin 1920s. Pedagogical education and science, 1, 51-57