теоретические основы формирования отчетности банка
Заказать уникальный реферат- 27 27 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 01.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. Понятие банковской деятельности 4
2. Описание и состав плана счетов для кредитной организации 7
3. Понятие «отчетность» банка, ее экономическое содержание, основные формы 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 16
Обеспечить взаимозаменяемость работников, усилить внутренний контроль, ускорить документооборот и повысить производительность труда позволяет формирование операционных групп в крупных банках. На более опытного работника, который контролирует своевременность оформления операций и организует работу, возлагается общее руководство группой. За работу всей группы несет ответственность руководитель. Прерогативой главного бухгалтера является распределение обязанностей и счетов между операционными бригадами и ответственными исполнителями. Ответственный исполнитель имеет право оформлять и подписывать лицевые счета и расчетные документы, а также ведет кассовое и расчетное обслуживание клиентов. На протяжении рабочего дня они осуществляют перерасчет денег в необходимой очередности и в пределах остатков средств на текущих и расчетных счетах клиентов. Оперативный учет состояния соответствующих счетов выступает основным инструментом для вышеописанного процесса. Обязанности различных сотрудников операционной группы представлены в Таблице 1.1.Таблица 1.1. – Обязанности участников операционной группыДолжностьОбязанностиОперационистприем от клиентов (их представителей) расчетно-денежных документов;оформление приходных кассовых операций прием чеков, выдача клиенту контрольной марки принятого чека, проверка в установленном порядке личности получателя денегразъяснение правил оформления расчетно-денежных документов, а также других вопросоввыдача под расписку платежных поручений, акцептованных банком, документов по аккредитивам, а также выписок из лицевых счетов, приложений к ним и других документов клиентамОператор подразделения автоматизациисверка документов аналитического и синтетического учетаформирование и подсчет мемориальных документовподсчет процентных чисел по лицевым счетам и начисления процентоввыполнение разного рода подсчетов и составление сводных ордеров и описей бухгалтерского оформления операцийраспечатка лицевых счетов и проверочных ведомостей остатков средств на лицевых счетах по состоянию на 1-е числосоставление ежедневного баланса остатков средств на счетахсоставление сводных ордеров и ведомостейзаполнение ведомостей отчетностиКонтролерпроверяет правильность надписей на чеках и расходных ордерахподписывает документы и выписки из лицевых счетов (контрольная подпись)ведет кассовые расходные журналы, сверяет их итоги с кассойпроверяет правильность сверки данных аналитического и синтетического учетапроверяет отчетность бригадыИсточник: составлено автором по материалам [7, с. 249]Внутренний контроль играет важное значение в ежедневной деятельности кредитной организации и подразделяется на предварительной (до составления баланса) и последующий. При помощи контрольных подписей осуществляют предварительный контроль. Информацию о подкреплении и излишках кассы, о убытках и прибыли, а также документы, содержащие сведения о драгоценных металлах, иностранной валюте, движение по счетам фондов банка, обязательно подписывает главный бухгалтер. Его подпись также необходима на кассовых документах, исправлении ошибок в учете, ордере на закрытие клиентских счетов, документах по внебалансовым долгам, списываемых в убыток. На расчетно-кассовых документах, а также документах по операциях на счетах для учета вкладов граждан, кредитного отдела, по операциям без акцепта, при выдаче чековых книжек и акцептованных поручений, при списании средств со счетов клиентов обязательно ставится контрольная подпись ответственных исполнителей. Постоянный последующий контроль выставки обязательной частью внутреннего контроля. Последующие проверки бухгалтерской и кассовой работы систематически обязаны проводить работники последующего контроля, начальники отделов, главный бухгалтер и его заместитель. Подобная проверка осуществляется с целью разработки мер по устранения выявленных причин нарушения правил ведения учета и совершения операций. Работники, задача которых состоит в последующем контроле сделанных бухгалтерских проводок, входят в штат учетно-операционного аппарата. Так, на основании первичных документов, записей в лицевых счетах и других регистрах бухгалтерского учета в течении следующего дня должны быть проверены все бухгалтерские операции, проделанные в предыдущий день. Проверке подвергается совершение исправительных записей, если они делались, правильность оформления документов, правильность перенесения в лицевые счета соответствующих реквизитов и сумм, правильность формирования документов входящих остатков и выведения исходящих остатков, наличие подписи уполномоченного работника банка на соответствующих документах и др. В бухгалтерский журнал вносится запись о проведенной проверке. В последующим формируются справки по результатам проверок. В течении 5 рабочих дней после получения справки руководящие работники банка обязаны лично рассмотреть ее совместно с сотрудниками бухгалтерии и принять необходимые меры. В соответствии с правилами государственного архивного дела устанавливается срок хранения бухгалтерской документации банка, который должен составлять не менее 5 лет. На руководителя и главного бухгалтера возлагается ответственность за правильную организацию и соблюдение установленного порядка хранения документов. Как и любая организация, кредитные организации готовят и сдают статистическую, налоговую и бухгалтерскую (финансовую) отчётность. Кредитные организации могут существовать в Российской Федерации только в форме общества с ограниченной ответственностью или акционерного общества. Согласно Кодекса РФ подобные организации могут использовать только общую систему налогообложения (ОСНО), поэтому к основным отчетам относится декларация по НДС и налогу на прибыль. Первый документ составляют и сдают ежеквартально, а второй – нарастающим итогом по завершении квартала, полугодия, девяти месяцев и года. В территориальный орган Федеральной службы государственной статистики сдается вся статистическая отчетность. Ее сдают раз в месяц, квартал или год в зависимости от формы. Остановимся подробнее на бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитной организации. Подобная отчетность должна быть утверждена в период с 1 марта по 30 апреля в ООО и в период с 1 марта по 30 июня в АО. В первом случае, утверждает ее общее собрание участников общества, во втором случае – общее собрание акционеров. В состав бухгалтерской отчётности входят такие формы, как:1. Бухгалтерский баланс, в котором отражена информация о собственном капитале, обязательствах, и активах кредитной организации; 2. Отчет о финансовых результатах, включает в себя сведения о финансовых результатах, расходах и доходах организации;3. Отчет об уровне достаточности капитала для покрытия рисков 4. Отчет об изменениях в капитале кредитной организации;5. Сведения об нормативе краткосрочной ликвидности, нормативе финансового рычага и иных обязательных нормативах;6. Аудиторское заключение. Предоставляется только в том случае, если подобная организация попадает под обязательный аудит. Кредитную организацию, как и любое другое предприятия, имеют право создавать учредители – юридические и физические лица, а также государство – в лице соответствующих органонов. Учредителями утверждается уставной капитал, размер которого записывается в уставе. Одновременно с утверждением устава кредитной организации утверждается сумма уставного капитала, которая в последующем регистрируется при государственной регистрации самой организации. В бухгалтерском учёте у вновь заданной кредитной организации первой операцией выступает отражение на счетах учета суммы уставного капитала и возникновение дебиторской задолженности учредителей по взносам в уставный капитал. Данная операция отражается следующей проводкой – Дебет счета 75 «Расчеты с учредителями» - Кредит счета 80 «Уставный капитал». Средства, которые необходимы для нормальной деятельности кредитной организации, учредители используют для погашение своей дебиторской задолженности перед организацией. Это могут быть денежные средства, основные средства, сырье и материалы и т.д. Отпрядаются подобные операции следующей проводкой: Дебет счета 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 10 «Материалы» и др. – Кредит счета 75 2Расчеты с учредителем». Существуют определённые проводки при увеличении уставного капитала, к примеру, за счет средств резервного капитала или нераспределённой прибыли – Дебет счета 82 «Резервный капитал», 84 «Нераспределённая прибыль (непокрытый убыток) – Кредит счета 80 «Уставный капитал».Процесс создания кредитной организации может включать и иные проводки в зависимости от специфики деятельности, непредвиденных обстоятельств и иных факторов, виляющих на открытие банка. ЗАКЛЮЧЕНИЕПри изучении фܲиܲнܲаܲнܲсܲоܲвܲыܲхܲ рܲеܲзܲуܲлܲьܲтܲаܲтܲоܲвܲ дܲеܲяܲтܲеܲлܲьܲнܲоܲсܲтܲиܲ банка необходимо основываться на пܲуܲбܲлܲиܲкܲуܲеܲмܲыܲхܲсведениях, дܲоܲсܲтܲуܲпܲнܲыܲхܲ шܲиܲрܲоܲкܲоܲйܲ оܲбܲщܲеܲсܲтܲвܲеܲнܲнܲоܲсܲтܲиܲ. Иܲнܲфܲоܲрܲмܲаܲцܲиܲяܲ, подходящая для вܲнܲуܲтܲрܲеܲнܲнܲиܲхܲ пܲоܲлܲьܲзܲоܲвܲаܲтܲеܲлܲеܲйܲ (иܲнܲсܲаܲйܲдܲеܲрܲоܲвܲ) в ходе нܲаܲпܲиܲсܲаܲнܲиܲяܲ была нܲеܲдܲоܲсܲтܲуܲпܲнܲаܲ, из-за этого при аܲнܲаܲлܲиܲзܲеܲ фܲиܲнܲаܲнܲсܲоܲвܲыܲхܲ рܲеܲзܲуܲлܲьܲтܲаܲтܲоܲвܲне были учтены нܲеܲкܲоܲтܲоܲрܲыܲеܲ фܲаܲкܲтܲоܲрܲыܲ, кܲоܲтܲоܲрܲыܲеܲ могли воздействовать на конечный рܲеܲзܲуܲлܲьܲтܲаܲтܲ. Следовательно, пܲрܲаܲкܲтܲиܲчܲеܲсܲкܲоܲеܲ вܲыܲпܲоܲлܲнܲеܲнܲиܲеܲ нܲеܲкܲоܲтܲоܲрܲыܲхܲ рܲеܲкܲоܲмܲеܲнܲдܲаܲцܲиܲйܲ, пܲрܲеܲдܲлܲоܲжܲеܲнܲнܲыܲхܲ в работе, может или уже оܲсܲуܲщܲеܲсܲтܲвܲлܲяܲеܲтܲсܲяܲ рܲуܲкܲоܲвܲоܲдܲсܲтܲвܲоܲмܲ кܲоܲмܲмܲеܲрܲчܲеܲсܲкܲоܲгܲоܲ банка, либо вܲыܲпܲоܲлܲнܲеܲнܲиܲеܲ их нܲеܲвܲоܲзܲмܲоܲжܲнܲоܲиз-за каких-либо нܲеܲиܲзܲвܲеܲсܲтܲнܲыܲхܲ причин. Авܲтܲоܲмܲаܲтܲиܲзܲиܲрܲоܲвܲаܲнܲнܲаܲяܲ кܲоܲмܲпܲьܲюܲтܲеܲрܲнܲаܲяܲ пܲрܲоܲгܲрܲаܲмܲмܲанܲеܲоܲбܲхܲоܲдܲиܲмܲаܲ для пܲрܲаܲкܲтܲиܲчܲеܲсܲкܲоܲйܲ бܲаܲнܲкܲоܲвܲсܲкܲоܲйܲ дܲеܲяܲтܲеܲлܲьܲнܲоܲсܲтܲиܲ для изучения фܲиܲнܲаܲнܲсܲоܲвܲыܲхܲ рܲеܲзܲуܲлܲьܲтܲаܲтܲоܲвܲ бܲаܲнܲкܲоܲвܲсܲкܲоܲйܲ дܲеܲяܲтܲеܲлܲьܲнܲоܲсܲтܲиܲ. Она бы оܲбܲеܲсܲпܲеܲчܲиܲлܲаܲ оܲпܲеܲрܲаܲтܲиܲвܲнܲоܲсܲтܲьܲ, нܲаܲдܲеܲжܲнܲоܲсܲтܲьܲ и кܲаܲчܲеܲсܲтܲвܲоܲ оܲбܲрܲаܲбܲаܲтܲыܲвܲаܲеܲмܲоܲйܲ иܲнܲфܲоܲрܲмܲаܲцܲиܲиܲ.Немаловажным аспектом для работы любого банка является лицензия или государственная регистрация, которая выступает обязательным условием функционирования любой кредитной организации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Порядок государственной регистрации подробно описан в Законе о банках.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВБатракова Л.Г. Анализ процентной политики коммерческого банка: Учебное пособие. - М.: Логос, 2020. – 193 с.Батракова Л.Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка. Изд.2-е, перераб. и доп.: Учебник для вузов. - М.: Логос, 2023. – 402 с.Беляков А.В. Банковские риски: проблемы учета, управления, регулирования. - М.: Издательская группа «БДЦ - пресс», 2022. – 293 с.Белоцерковский В.И. Федорова Е.А. Бухгалтерский учет и аудит в коммерческом банке: Учебник. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2021. – 203 с.Гиляровская Л.Т., Паневина С.Н. Комплексный анализ финансово–экономических результатов деятельности банка и его филиалов. - СПб.: Питер, 2021. – 284 с.Имантаева К. Применение Национальных стандартов финансовой отчетности. // Бюллетень бухгалтера, 2020, №2. – 112 с. 22.Максютов А.А. Основы банковского дела. - М.: Бератор – Пресс, 2020. – 384 с.Обаева А.И. «Роль Центрального Банка в функционировании Национальной платежной системы» (Бухгалтерский учет и аудит) -2021 г., №6. – 42 с. Парфенов К.Г. Банковский учет и операционная техника.-М.: «Парфенов.ру», 2021. – 302 с.Полищук А.И. Банковский учет и отчетность. - М.: Институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова, 2023. - 241 с.
2. Батракова Л.Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка. Изд.2-е, перераб. и доп.: Учебник для вузов. - М.: Логос, 2023. – 402 с.
3. Беляков А.В. Банковские риски: проблемы учета, управления, регулирования. - М.: Издательская группа «БДЦ - пресс», 2022. – 293 с.
4. Белоцерковский В.И. Федорова Е.А. Бухгалтерский учет и аудит в коммерческом банке: Учебник. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2021. – 203 с.
5. Гиляровская Л.Т., Паневина С.Н. Комплексный анализ финансово–экономических результатов деятельности банка и его филиалов. - СПб.: Питер, 2021. – 284 с.
6. Имантаева К. Применение Национальных стандартов финансовой отчетности. // Бюллетень бухгалтера, 2020, №2. – 112 с.
7. 22. Максютов А.А. Основы банковского дела. - М.: Бератор – Пресс, 2020. – 384 с.
8. Обаева А.И. «Роль Центрального Банка в функционировании Национальной платежной системы» (Бухгалтерский учет и аудит) -2021 г., №6. – 42 с.
9. Парфенов К.Г. Банковский учет и операционная техника.-М.: «Парфенов.ру», 2021. – 302 с.
10. Полищук А.И. Банковский учет и отчетность. - М.: Институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова, 2023. - 241 с.