Психолого-педагогическая диагностика ОНР в старшем дошкольном возрасте

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Логопедия
  • 14 14 страниц
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 19.04.2024
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………3
1. Характеристика общего недоразвития речи (ОНР)……………………………………4
2. Логопедическая диагностика ОНР…………………………………..........................7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………..12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………….13
Фрагмент для ознакомления

или объясняет, что от слова рисовать можно придумать слово рисование, от слова читать - чтение, после чего спрашивает, какое слово можно придумать от слова петь, мычать и т.п. Для выявления нарушений структуры предложения используются различные методы. Например, задания на составление предложений по картинкам и повторение предложений разных конструкций с увеличивающимся объемом помогают оценить навыки детей. Проводится также анализ связной речи, включая способность ребенка самостоятельно составлять рассказы по картинкам, пересказы и рассказы-описания. Важной частью обследования является оценка звукопроизношения и фонематического слуха. Проверяется, как ребенок произносит звуки в изоляции, в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных), в словах (в разных позициях: в начале, середине, конце), в предложениях и в текстах.При подборе лексического материала важно соблюдать следующие принципы: насыщенность звуками, разнообразие слов, исключение сложных для произношения звуков, использование слов смешанной слоговой структуры, а также изучение мягких и твердых вариантов звуков. Для анализа произношения применяются различные методы: самостоятельное называние слов, повторение за специалистом, а также совместное и индивидуальное произнесение слов и предложений.В ходе обследования выявляются различные нарушения звукопроизношения, такие как замены звуков, пропуски звуков, антропофонический дефект (искажение произношения) и смешение звуков. Для оценки фонематического слуха применяются стандартные методы логопедии, включая узнавание неречевых звуков, различение высоты, силы и тембра голоса, различение слов схожего звукового состава, дифференциацию слогов и фонем, а также навыки элементарного звукового анализа. Помимо этого, проводится анализ слоговой структуры и звуконаполняемости слов [12]. Для выяснения степени овладения детьми слоговой структурой отбирают предметные и сюжетные картинки (65 картинок), обозначающие различные виды профессий и действий, связанных с ними. Звуковой состав разнообразный: разное количество слогов со стечением согласных, включающих в себя свистящие, шипящие, аффрикаты в сочетании со звуками ть, дь, к, кь, б и т. д. Обследование включает как отраженное произнесение слов и их сочетаний, так и самостоятельное. Особое внимание при этом обращают на неоднократное воспроизведение слов и предложений в разном речевом контексте. Результаты комплексного обследования обобщаются в виде логопедического заключения, где указывается уровень речевого развития ребенка и форма речевой аномалии. Логопедическое заключение раскрывает состояние речи и нацеливает на преодоление специфических трудностей ребенка, обусловленных клинической формой речевой аномалии. На третьем этапе логопед проводит динамическое наблюдение за ребенком в процессе обучения и уточняет проявления дефекта. После комплексного обследования планируется коррекционно-воспитательная работа с детьми[14].ЗАКЛЮЧЕНИЕОбщее недоразвитие речи (ОНР) представляет собой расстройство речи, характеризующееся неполноценным формированием всех аспектов речи у детей с нормальным интеллектом и слухом. Симптомы ОНР могут быть различными в зависимости от степени неразвитости компонентов речевой системы. Для детей старшего дошкольного возраста общее недоразвитие речи составляет значительную долю случаев речевых нарушений. Классификация ОНР учитывает различные клинические проявления и делятся на три основные группы: неосложненные формы, осложненные формы и формы с грубым недоразвитием речи.также уровни развития речи отражают прогресс от отсутствия общеупотребительной речи до наличия связной речи с остаточными элементами недоразвитости.На начальном этапе диагностики речи логопед ознакамливается с медицинской документацией, включая данные осмотра ребенка у детского невролога, педиатра и других специалистов. Также логопед выясняет у родителей особенности раннего речевого развития ребенка.При оценке устной речи определяется уровень сформированности различных аспектов языковой системы. Исследование детей с отклонениями в развитии начинается с анализа связной речи - способности составлять рассказы по картинкам, пересказывать и т.д.Далее логопед проводит анализ уровня развития грамматических навыков у ребенка с общим нарушением развития (ОНР), таких как правильность словообразования и словоизменения, согласование частей речи, построение предложений и т.д. Исследование словарного запаса позволяет оценить способность детей правильно соотносить слова с соответствующими предметами или явлениями.Затем проводится более детальное изучение звуковой стороны речи у детей с ОНР: анализ структуры и движений речевого аппарата, произношения звуков, структуры слогов и фонематической составляющей слов, а также способности к восприятию и анализу звуков. Для детей с ОНР также важна диагностика слухоречевой памяти и других психических процессов.В результате анализа речевых и неречевых процессов у ребенка с ОНР формируется логопедическое заключение, в котором отражается уровень развития его речи и клиническая форма нарушения (например, ОНР 2 уровня у ребенка с моторной алалией). Важно различать ОНР от задержки речевого развития (ЗРР), где отставание связано только с темпом формирования речи, не затрагивая при этом языковые навыки.СПИСОК ЛИТЕРНАТУРЫ:1. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления. М., 1994. 2. Волкова, Л.С., Шаховская, С.Н. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с. 3. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М., 2009. 6. Гребенникова, Е.В., Шелехов, И.Л., Щелкунова А.Ф. Социально-психологические Особенности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. - №4. – 2018. с. 18-26 7. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 96 с.8. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет. М., 1996. 9. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Методы логопедической работы по развитию лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи. - Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – С. 187-190. 10. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников : (формирование лексики и граммат. строя) / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – Санкт-Петербург : СОЮЗ, 2009. – 28 с. 11. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма: избранные труды. М., 2005. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной. – Москва: Просвещение, 1967. – 365 с. 12. Пенюшкина, О.В. Работа над формированием предложения у детей с ОНР // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. 13. Румянцева, Ю.Н. Характеристика детей с ОНР и их психологические особенности // Глобус. – 2019. с.35-39 14. Семенова Н. В. Обучение высказываниям типа рассуждений детей седьмого года жизни: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2001. 15. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 2004. 1016. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации. М., 2010. 17. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детейдошкольного возраста: практ. пособие. М., 2008. 18. Филичева, Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева. – Москва : Альфа, 2000. – 314 с. 19. Филичева, Т. Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада : пособие для логопеда / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – Москва : Альфа, 2004. – 103 с. 20. Чиркина, Г. В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / под общ.ред. Г.В. Чиркиной. – м.: аркти, 2003. – 240 с.21. Ширко, Н.А. Особенности коррекционно-логопедической помощи детям с ОНР // Вестник науки. – 2019. - №11. – с.66-77

1. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления. М., 1994.
2. Волкова, Л.С., Шаховская, С.Н. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
3. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М., 2009.
6. Гребенникова, Е.В., Шелехов, И.Л., Щелкунова А.Ф. Социально-психологические Особенности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. - №4. – 2018. с. 18-26
7. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 96 с.
8. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет. М., 1996.
9. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Методы логопедической работы по развитию лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи. - Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – С. 187-190.
10. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников : (формирование лексики и граммат. строя) / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – Санкт-Петербург : СОЮЗ, 2009. – 28 с.
11. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма: избранные труды. М., 2005.
Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной. – Москва : Просвещение, 1967. – 365 с.
12. Пенюшкина, О.В. Работа над формированием предложения у детей с ОНР // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015.
13. Румянцева, Ю.Н. Характеристика детей с ОНР и их психологические особенности // Глобус. – 2019. с.35-39
14. Семенова Н. В. Обучение высказываниям типа рассуждений детей седьмого года жизни: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2001.
15. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 2004. 10
16. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации. М., 2010.
17. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей
дошкольного возраста: практ. пособие. М., 2008.
18. Филичева, Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева. – Москва : Альфа, 2000. – 314 с.
19. Филичева, Т. Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада : пособие для логопеда / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – Москва : Альфа, 2004. – 103 с.
20. Чиркина, Г. В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. Г.В. Чиркиной. – м.: аркти, 2003. – 240 с.
21. Ширко, Н.А. Особенности коррекционно-логопедической помощи детям с ОНР // Вестник науки. – 2019. - №11. – с.66-77