Психолого-педагогическая диагностика ОНР в старшем дошкольном возрасте
Заказать уникальный реферат- 14 14 страниц
- 21 + 21 источник
- Добавлена 19.04.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. Характеристика общего недоразвития речи (ОНР)……………………………………4
2. Логопедическая диагностика ОНР…………………………………..........................7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………..12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………….13
или объясняет, что от слова рисовать можно придумать слово рисование, от слова читать - чтение, после чего спрашивает, какое слово можно придумать от слова петь, мычать и т.п. Для выявления нарушений структуры предложения используются различные методы. Например, задания на составление предложений по картинкам и повторение предложений разных конструкций с увеличивающимся объемом помогают оценить навыки детей. Проводится также анализ связной речи, включая способность ребенка самостоятельно составлять рассказы по картинкам, пересказы и рассказы-описания. Важной частью обследования является оценка звукопроизношения и фонематического слуха. Проверяется, как ребенок произносит звуки в изоляции, в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных), в словах (в разных позициях: в начале, середине, конце), в предложениях и в текстах.При подборе лексического материала важно соблюдать следующие принципы: насыщенность звуками, разнообразие слов, исключение сложных для произношения звуков, использование слов смешанной слоговой структуры, а также изучение мягких и твердых вариантов звуков. Для анализа произношения применяются различные методы: самостоятельное называние слов, повторение за специалистом, а также совместное и индивидуальное произнесение слов и предложений.В ходе обследования выявляются различные нарушения звукопроизношения, такие как замены звуков, пропуски звуков, антропофонический дефект (искажение произношения) и смешение звуков. Для оценки фонематического слуха применяются стандартные методы логопедии, включая узнавание неречевых звуков, различение высоты, силы и тембра голоса, различение слов схожего звукового состава, дифференциацию слогов и фонем, а также навыки элементарного звукового анализа. Помимо этого, проводится анализ слоговой структуры и звуконаполняемости слов [12]. Для выяснения степени овладения детьми слоговой структурой отбирают предметные и сюжетные картинки (65 картинок), обозначающие различные виды профессий и действий, связанных с ними. Звуковой состав разнообразный: разное количество слогов со стечением согласных, включающих в себя свистящие, шипящие, аффрикаты в сочетании со звуками ть, дь, к, кь, б и т. д. Обследование включает как отраженное произнесение слов и их сочетаний, так и самостоятельное. Особое внимание при этом обращают на неоднократное воспроизведение слов и предложений в разном речевом контексте. Результаты комплексного обследования обобщаются в виде логопедического заключения, где указывается уровень речевого развития ребенка и форма речевой аномалии. Логопедическое заключение раскрывает состояние речи и нацеливает на преодоление специфических трудностей ребенка, обусловленных клинической формой речевой аномалии. На третьем этапе логопед проводит динамическое наблюдение за ребенком в процессе обучения и уточняет проявления дефекта. После комплексного обследования планируется коррекционно-воспитательная работа с детьми[14].ЗАКЛЮЧЕНИЕОбщее недоразвитие речи (ОНР) представляет собой расстройство речи, характеризующееся неполноценным формированием всех аспектов речи у детей с нормальным интеллектом и слухом. Симптомы ОНР могут быть различными в зависимости от степени неразвитости компонентов речевой системы. Для детей старшего дошкольного возраста общее недоразвитие речи составляет значительную долю случаев речевых нарушений. Классификация ОНР учитывает различные клинические проявления и делятся на три основные группы: неосложненные формы, осложненные формы и формы с грубым недоразвитием речи.также уровни развития речи отражают прогресс от отсутствия общеупотребительной речи до наличия связной речи с остаточными элементами недоразвитости.На начальном этапе диагностики речи логопед ознакамливается с медицинской документацией, включая данные осмотра ребенка у детского невролога, педиатра и других специалистов. Также логопед выясняет у родителей особенности раннего речевого развития ребенка.При оценке устной речи определяется уровень сформированности различных аспектов языковой системы. Исследование детей с отклонениями в развитии начинается с анализа связной речи - способности составлять рассказы по картинкам, пересказывать и т.д.Далее логопед проводит анализ уровня развития грамматических навыков у ребенка с общим нарушением развития (ОНР), таких как правильность словообразования и словоизменения, согласование частей речи, построение предложений и т.д. Исследование словарного запаса позволяет оценить способность детей правильно соотносить слова с соответствующими предметами или явлениями.Затем проводится более детальное изучение звуковой стороны речи у детей с ОНР: анализ структуры и движений речевого аппарата, произношения звуков, структуры слогов и фонематической составляющей слов, а также способности к восприятию и анализу звуков. Для детей с ОНР также важна диагностика слухоречевой памяти и других психических процессов.В результате анализа речевых и неречевых процессов у ребенка с ОНР формируется логопедическое заключение, в котором отражается уровень развития его речи и клиническая форма нарушения (например, ОНР 2 уровня у ребенка с моторной алалией). Важно различать ОНР от задержки речевого развития (ЗРР), где отставание связано только с темпом формирования речи, не затрагивая при этом языковые навыки.СПИСОК ЛИТЕРНАТУРЫ:1. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления. М., 1994. 2. Волкова, Л.С., Шаховская, С.Н. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с. 3. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М., 2009. 6. Гребенникова, Е.В., Шелехов, И.Л., Щелкунова А.Ф. Социально-психологические Особенности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. - №4. – 2018. с. 18-26 7. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 96 с.8. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет. М., 1996. 9. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Методы логопедической работы по развитию лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи. - Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – С. 187-190. 10. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников : (формирование лексики и граммат. строя) / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – Санкт-Петербург : СОЮЗ, 2009. – 28 с. 11. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма: избранные труды. М., 2005. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной. – Москва: Просвещение, 1967. – 365 с. 12. Пенюшкина, О.В. Работа над формированием предложения у детей с ОНР // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. 13. Румянцева, Ю.Н. Характеристика детей с ОНР и их психологические особенности // Глобус. – 2019. с.35-39 14. Семенова Н. В. Обучение высказываниям типа рассуждений детей седьмого года жизни: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2001. 15. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 2004. 1016. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации. М., 2010. 17. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детейдошкольного возраста: практ. пособие. М., 2008. 18. Филичева, Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева. – Москва : Альфа, 2000. – 314 с. 19. Филичева, Т. Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада : пособие для логопеда / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – Москва : Альфа, 2004. – 103 с. 20. Чиркина, Г. В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / под общ.ред. Г.В. Чиркиной. – м.: аркти, 2003. – 240 с.21. Ширко, Н.А. Особенности коррекционно-логопедической помощи детям с ОНР // Вестник науки. – 2019. - №11. – с.66-77
2. Волкова, Л.С., Шаховская, С.Н. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
3. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М., 2009.
6. Гребенникова, Е.В., Шелехов, И.Л., Щелкунова А.Ф. Социально-психологические Особенности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. - №4. – 2018. с. 18-26
7. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 96 с.
8. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет. М., 1996.
9. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Методы логопедической работы по развитию лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи. - Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – С. 187-190.
10. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников : (формирование лексики и граммат. строя) / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – Санкт-Петербург : СОЮЗ, 2009. – 28 с.
11. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма: избранные труды. М., 2005.
Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной. – Москва : Просвещение, 1967. – 365 с.
12. Пенюшкина, О.В. Работа над формированием предложения у детей с ОНР // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015.
13. Румянцева, Ю.Н. Характеристика детей с ОНР и их психологические особенности // Глобус. – 2019. с.35-39
14. Семенова Н. В. Обучение высказываниям типа рассуждений детей седьмого года жизни: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2001.
15. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 2004. 10
16. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации. М., 2010.
17. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей
дошкольного возраста: практ. пособие. М., 2008.
18. Филичева, Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева. – Москва : Альфа, 2000. – 314 с.
19. Филичева, Т. Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада : пособие для логопеда / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – Москва : Альфа, 2004. – 103 с.
20. Чиркина, Г. В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. Г.В. Чиркиной. – м.: аркти, 2003. – 240 с.
21. Ширко, Н.А. Особенности коррекционно-логопедической помощи детям с ОНР // Вестник науки. – 2019. - №11. – с.66-77