осударственные доходы: основные их формы и перспективы развития в современной России.
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 26 + 26 источников
- Добавлена 20.04.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретические аспекты государственных доходов 5
1.1 Сущность государственных доходов 5
1.2 Правовые аспекты формирования доходов 10
Глава 2. Анализ государственных доходов в современной России 16
2.1 Оценка формирования доходов в России 16
2.2 Проблемы и перспективы развития доходов современной России 23
Заключение 31
Список литературы 32
Приложение 35
Для решения данной проблемы необходимо разработать комплексные меры, направленные на снижение различий в экономическом развитии регионов, устранение социальных диспаритетов и создание благоприятной среды для привлечения инвестиций. Только таким образом можно обеспечить устойчивое и равномерное развитие бюджетов субъектов РФ и создать условия для экономического и социального прогресса всех регионов страны.Непрозрачность расходов и низкая эффективность использования бюджетных средств являются серьезными проблемами, с которыми сталкиваются бюджеты субъектов Российской Федерации. Определим влияние непрозрачности расходов и низкой эффективности использования бюджетных средств на развитие бюджетов субъектов РФ и возможные пути решения данной проблемы.Одной из основных проблем является непрозрачность расходов бюджетных средств. Отсутствие ясной и понятной системы отчетности и контроля может привести к злоупотреблениям и коррупционным схемам, что негативно сказывается на эффективности использования средств. Недостаточная доступность информации и отчетности создает препятствия для контроля со стороны общества и ослабляет доверие к управлению бюджетными средствами.Второй проблемой является низкая эффективность использования бюджетных средств. Нерациональное планирование и неправильное распределение ресурсов могут привести к неэффективному использованию средств и недостаточному достижению поставленных целей. Отсутствие механизмов мониторинга и оценки результативности проектов и программ также влияет на низкую эффективность использования бюджетных средств.Низкая эффективность использования бюджетных средств может привести к накоплению государственного долга. Использование средств на неэффективные проекты и программы может привести к непродуктивным расходам и увеличению долговой нагрузки на бюджеты субъектов РФ. Это ограничивает возможности для инвестиций в развитие и создает проблемы для будущих поколений.Таким образом, непрозрачность расходов и низкая эффективность использования бюджетных средств являются серьезными проблемами для развития бюджетов субъектов РФ. Непрозрачность расходов ведет к злоупотреблениям и коррупции, а низкая эффективность использования средств препятствует достижению поставленных целей. Для решения данных проблем необходимо улучшить систему отчетности и контроля, повысить доступность информации о расходах, а также внедрить механизмы мониторинга и оценки результативности проектов и программ. Только таким образом можно обеспечить более прозрачное и эффективное использование бюджетных средств, что способствует развитию бюджетов субъектов РФ и созданию благоприятной среды для экономического и социального прогресса.Бюджетная система Российской Федерации является основной финансовой основой всех органов власти в сфере социально-экономического развития. Разные регионы имеют различное финансовое положение, поэтому разделить субъекты Российской Федерации по признаку финансовой устойчивости региональной финансово-бюджетной системы не представляется возможным.Власти восполняют дефицит только после принятия бюджета на следующий год. По состоянию на 1 января бюджетного года большая часть дефицита бюджета субъекта покрывается за счет остатков средств на счетах федерального казначейства. Дополнительным источником покрытия дефицита бюджета на следующий год является перевыполнение плана по доходам к концу года. Выпуск ценных бумаг и кредитов представляют собой заемные средства, которые являются основным производным инструментом.За долгое время в России произошло много изменений, таких как:- внедрение и укрепление трехуровневой бюджетной системы; - модернизация ее принципов;- реформа отношений между бюджетами; - разграничение бюджетных полномочий между органами власти на основе трехуровневой системы;- изменения налоговых ставок.Основная проблема получения дохода – его сравнительно небольшой объем. Решить эту проблему путем повышения налогов невозможно, поскольку многие организации скрывают свои доходы, уклоняясь от уплаты налогов. Можно рассмотреть такой выход из этой ситуации: Развитие туризма и восстановление российского производства. За счет отдыхающих можно пополнить бюджет субъекта, пополнить рабочие места и т.д.По сей день практически по всей стране сохраняется ряд бюджетных проблем. К ним относятся:- низкобюджетная производительность;- нецелевые расходы;- нехватка средств на социальные вопросы;- недостаточные государственные инвестиции в сектор; народное хозяйство;- политическая нестабильность страны;- непредвиденные расходы.Защищенность от обесценивания осуществления целевых бюджетных расходов во время наступления высокой инфляции является первостепенной проблемой. Выходом из этой ситуации может стать финансирование определенного количества статей бюджета в полном объеме, естественно, с учетом их инфляционного роста. Эта мера защитит бенефициаров бюджетных ассигнований.Если обратить внимание на мнение зарубежных экономистов, они отмечают следующие проблемы бюджетной системы России:- сохраняющийся дефицит нефти и газа;- неоптимальная структура затрат;- низкий уровень финансово-экономической обоснованности решений, приводящий к новым затратам;- низкая эффективность бюджетных расходов;- межбюджетные отношения недостаточно ориентированы на стимулирование органов государственной власти разных уровней;- население не до конца понимает бюджетную политику РФ;- постоянные изменения в налоговом законодательстве: увеличение или появление новых налогов.К основным задачам в области модернизации системы бюджетных расходов относятся:- приоритет социальных расходов; - увеличение инвестиций в экономику;- сокращение субсидий на покрытие убытков в отдельных отраслях;- сконцентрировать затраты на тех направлениях, где воздействие будет максимально эффективным;- сокращение затрат на содержание государственного аппарата;- усилить контроль за использованием бюджетных средств.Бюджетная политика является одним из наиболее эффективных методов реализации социально-экономической политики в Российской Федерации. Формирование и расходование бюджетных средств должны осуществляться на основе государственных программ. Кроме того, повышение качества бюджетной политики повысит качество государственных и муниципальных услуг, непосредственно предоставляемых населению: здравоохранения, образования, культуры. В частности, внимание следует уделить финансовой стабильности и макроэкономической стабильности.Особое внимание следует уделить пенсионной системе. Чтобы обеспечить надежность, прочность и долгосрочную сбалансированность пенсионной системы, необходимо ее совершенствовать и развивать, исходя из демографических показателей страны.Совершенствование структуры экономики, повышение ее конкурентоспособности, улучшение и улучшение качества инфляционного климата – вот те элементы, на которых должна быть ориентирована налоговая система. Необходимо развивать отношения между бюджетами, это повысит самостоятельность и ответственность регионов. Необходимо создать максимально прозрачную бюджетную систему и сам бюджет для общества.Так, реформирование бюджетного процесса на современном этапе осуществляется по следующим направлениям:- реформа бюджетной классификации и учета;- совершенствование среднесрочного финансового планирования;- развитие внедрения методов программного и целевого бюджетного планирования;- оптимизация процедур создания и рассмотрения бюджета.Таким образом, если все вышеперечисленные предложения по совершенствованию бюджетной политики Российской Федерации будут применены, можно будет перейти на новый уровень развития и структуры бюджетной системы. Такая модернизация не потеряет многие развитые страны, а также послужит гарантом заслуженного положения страны в социальной сфере и эффективности экономической политики.ЗаключениеВ современной России система государственных доходов играет ключевую роль в обеспечении финансовой устойчивости и развития государства. Основными формами государственных доходов являются налоги, сборы, неналоговые поступления, а также заемные средства и другие источники финансирования.Перспективы развития системы государственных доходов включают в себя несколько важных аспектов. Во-первых, необходимо совершенствование налоговой политики с целью повышения эффективности сбора налогов, борьбы с налоговыми уклонениями и создания благоприятного налогового климата для бизнеса. Во-вторых, развитие альтернативных источников доходов позволит диверсифицировать доходную базу государства и снизить зависимость от отдельных источников доходов. Наконец, учет социальных и экологических аспектов в системе государственных доходов позволит решать актуальные социальные и экологические проблемы, обеспечивая устойчивое развитие национальной экономики.В целом, развитие системы государственных доходов в современной России требует комплексного подхода, инновационных решений и активного взаимодействия государственных органов, бизнеса и общественности. Реализация перспектив развития системы государственных доходов способствует укреплению финансовой устойчивости государства и обеспечивает основу для устойчивого социально-экономического развития страны.Список литературы1. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 14.02.2024) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"2. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)//Консультант Плюс3. Приказ Минфина России от 24.01.2022 N 8н (ред. от 14.12.2022) "Об утверждении Порядка формирования и представления федеральными органами государственной власти … бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 12.05.2022 N 68456) //Консультант Плюс4. "Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" (утв. Минфином России)//Консультант ПлюсНаучная литература5. Азизкулов Д.М. Пути и способы увеличения доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации. // Экономические науки. 2022. № 159. С. 336. Анфиногенов, В. А. Отдельные аспекты экономической безопасности российского государства в современных условиях / В. А. Анфиногенов // Проблемы экономики и Юридической практики. - 2021. - № 4. - С. 175-176.7. Арбузов, С. Методологические основы оценки уровня экономической безопасности / С. Арбузов // Общество и экономика. - 2022. - № 6. - С. 28-37.8. Ильясов, М. М. Собственные и регулирующие доходы государственного бюджета / М. М. Ильясов. // Молодой ученый. - 2021. - № 18 (122). - С. 253-255. 9. Маркина, Е.В. Финансы. / Е.В. Маркина.- М.: КноРус, 2021. - 424 с.10. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов». С. 55.11. Сергеева К.С. Структурные проблемы формирования доходов федерального бюджета российской федерации // Актуальные вопросы экономики: сб. науч. тр. Чебоксары: Изд-во Чуваш.ун-та, 2019. С. 25912. Строкова, А. А. Оценка реализации принципов построения бюджетной системы РФ / А. А. Строкова. // Актуальные вопросы экономики и управления. - Москва : Буки-Веди, 2021. - С. 28-31. 13. Третьякова, Т. Н. Понятие, правовая форма и роль местных бюджетов / Т. Н. Третьякова. // Молодой ученый. - 2022. - № 24 (419). - С. 273-275.14. Хасенова, Л. Х. Бюджетная система: сущность и понятие / Л. Х. Хасенова. // Молодой ученый. - 2021.- № 45 (231). - С. 194-196.15. Чалдаева Л.А. Финансы. / Л. А. Чалдаева. – М.: Юрайт, 2021. - 491 с.16. Шукурбаев, Р. Н. Правовые аспекты формирования государственных и муниципальных доходов / Р. Н. Шукурбаев // Молодой ученый. - 2023. - № 21 (468). -С. 377-380. Электронные ресурсы17.Абрамова М,А, Об основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2023 год и период 2024 и 2025 годов. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-osnovnyh-napravleniyah-edinoy (дата обращения: 21.03.2024).18. Маркина Е.В. Методология оценки влияния экономической̆ неопределенности на формирование доходов региональных бюджетов. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologiya-otsenki-vliyaniya-ekonomicheskoi-neopredelennosti (дата обращения: 21.03.2024).19.Министерства финансов РФ. - URL: https://minfin.gov.ru/?ysclid=lpoga923mx686684138 (дата обращения: 21.03.2024).20.Министерства финансов РФ. - URL: https://minfin.gov.ru/?ysclid=lpoga923mx686684138 (дата обращения: 21.03.2024).21.Минфина России. - URL: https://minfin.gov.ru/?ysclid=lq2qvzddbp997814865 (дата обращения: 21.03.2024).22.Пресс-релиз Банка России. - URL: https://cbr.ru/press/pr/?file=10022023_133000Key.htm. (дата обращения: 11.03.2024).23. Росстат. - URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 21.03.2024).24. Рукина С.Н. Управление доходами региональных бюджетов. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-dohodami-regionalnyh (дата обращения: 21.03.2024).25. Сахарова Ю,В, Финансовая политика как индикатор экономической устойчивости России. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/finansovaya-politika-kak-indikator-ekonomicheskoy (дата обращения: 21.03.2024).26. Хамурадов М.А. Повышение эффективности управления доходами бюджетов РФ. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-effektivnosti-upravleniya-dohodami-byudzhetov-subektov-rossiyskoy (дата обращения: 21.03.2024).ПриложениеТаблица 1 - Факторная модель нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2006–2023 гг.ГодНГД, млрд руб.Цена на нефть Urals (за баррель)Курс рубля к долл.Объем добычи нефти, млн тОбъем добычи природного газа, млрд куб. мОбъем экспорта нефти, млн тОбъем экспорта природного газа, млрд куб. м20063516,556,327,2486,0656,3352,0202,820073570,064,325,6497,0651,5369,0191,920083091,590,724,9494,0665,0243,1195,420092820,155,631,8501,0684,0247,4168,420104474,774,130,3505,2650,7247,0177,820115752,9101,729,4511,4670,7242,1189,720126402,4109,931,2518,1654,5239,7178,7201364,85,9108,531,8523,4668,2235,0196,420147063,1100,337,5526,7641,9221,3174,320155863,051,260,7534,1635,5241,8154,820164844,041,766,9548,6639,4254,8198,720175071,953,058,3546,5690,9256,8210,220189017,870,062,5555,7727,6260,2220,620197924,363,864,7560,8738,4269,2220,620205127,041,471,9507,4690,8225,0184,520219056,569,173,6524,1763,5230,0205,6202211586,576,168,4534,0672,0231,0100,92023 9077,57289490,0670,2250,0125,2
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)//Консультант Плюс
3. Приказ Минфина России от 24.01.2022 N 8н (ред. от 14.12.2022) "Об утверждении Порядка формирования и представления федеральными органами государственной власти … бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 12.05.2022 N 68456) //Консультант Плюс
4. "Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" (утв. Минфином России)//Консультант Плюс
Научная литература
5. Азизкулов Д.М. Пути и способы увеличения доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации. // Экономические науки. 2022. № 159. С. 33
6. Анфиногенов, В. А. Отдельные аспекты экономической безопасности российского государства в современных условиях / В. А. Анфиногенов // Проблемы экономики и Юридической практики. - 2021. - № 4. - С. 175-176.
7. Арбузов, С. Методологические основы оценки уровня экономической безопасности / С. Арбузов // Общество и экономика. - 2022. - № 6. - С. 28-37.
8. Ильясов, М. М. Собственные и регулирующие доходы государственного бюджета / М. М. Ильясов. // Молодой ученый. - 2021. - № 18 (122). - С. 253-255.
9. Маркина, Е.В. Финансы. / Е.В. Маркина.- М.: КноРус, 2021. - 424 с.
10. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов». С. 55.
11. Сергеева К.С. Структурные проблемы формирования доходов федерального бюджета российской федерации // Актуальные вопросы экономики: сб. науч. тр. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2019. С. 259
12. Строкова, А. А. Оценка реализации принципов построения бюджетной системы РФ / А. А. Строкова. // Актуальные вопросы экономики и управления. - Москва : Буки-Веди, 2021. - С. 28-31.
13. Третьякова, Т. Н. Понятие, правовая форма и роль местных бюджетов / Т. Н. Третьякова. // Молодой ученый. - 2022. - № 24 (419). - С. 273-275.
14. Хасенова, Л. Х. Бюджетная система: сущность и понятие / Л. Х. Хасенова. // Молодой ученый. - 2021.- № 45 (231). - С. 194-196.
15. Чалдаева Л.А. Финансы. / Л. А. Чалдаева. – М.: Юрайт, 2021. - 491 с.
16. Шукурбаев, Р. Н. Правовые аспекты формирования государственных и муниципальных доходов / Р. Н. Шукурбаев // Молодой ученый. - 2023. - № 21 (468). -С. 377-380.
Электронные ресурсы
17.Абрамова М,А, Об основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2023 год и период 2024 и 2025 годов. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-osnovnyh-napravleniyah-edinoy (дата обращения: 21.03.2024).
18. Маркина Е.В. Методология оценки влияния экономической̆ неопределенности на формирование доходов региональных бюджетов. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologiya-otsenki-vliyaniya-ekonomicheskoi-neopredelennosti (дата обращения: 21.03.2024).
19.Министерства финансов РФ. - URL: https://minfin.gov.ru/?ysclid=lpoga923mx686684138 (дата обращения: 21.03.2024).
20.Министерства финансов РФ. - URL: https://minfin.gov.ru/?ysclid=lpoga923mx686684138 (дата обращения: 21.03.2024).
21.Минфина России. - URL: https://minfin.gov.ru/?ysclid=lq2qvzddbp997814865 (дата обращения: 21.03.2024).
22.Пресс-релиз Банка России. - URL: https://cbr.ru/press/pr/?file=10022023_133000Key.htm. (дата обращения: 11.03.2024).
23. Росстат. - URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 21.03.2024).
24. Рукина С.Н. Управление доходами региональных бюджетов. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-dohodami-regionalnyh (дата обращения: 21.03.2024).
25. Сахарова Ю,В, Финансовая политика как индикатор экономической устойчивости России. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/finansovaya-politika-kak-indikator-ekonomicheskoy (дата обращения: 21.03.2024).
26. Хамурадов М.А. Повышение эффективности управления доходами бюджетов РФ. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-effektivnosti-upravleniya-dohodami-byudzhetov-subektov-rossiyskoy (дата обращения: 21.03.2024).