Интеллектуальное развитие старших подростков
Заказать уникальную курсовую работу- 37 37 страниц
- 57 + 57 источников
- Добавлена 20.04.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ 6
1.1 Характеристика старшего подросткового возраста 6
1.2 Особенности интеллектуального развития в старшем подростковом возрасте 10
1.3. Факторы интеллектуального развития детей старшего подросткового возраста 14
Выводы по первой главе 15
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 17
2.1 Методы и методики диагностики интеллектуального развития старших подростков 17
2.2 Психолого-педагогические рекомендации по развитию интеллекта старших подростков 21
Выводы по главе 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 38
Успех в обучении и будущая карьера подростка зависят от его интеллектуальных возможностей. Исследования показали, что интеллектуальное развитие подростков имеет прямую связь с их успехом в учебе и жизни в целом. Подросткам с высоким уровнем интеллектуального развития свойственны лучшая способность к абстрактному мышлению, быстрое усвоение новой информации и легкость в решении сложных задач. Они чаще стремятся к самосовершенствованию и имеют большие амбиции.Однако, необходимо отметить, что интеллектуальное развитие подростков нельзя рассматривать только с позиции успеха в учебе. Оно также имеет и другие аспекты, включая социальную адаптацию, эмоциональную стабильность и формирование личностной идентичности. Подростковый возраст часто сопровождается эмоциональными и поведенческими проблемами, и интеллектуальное развитие может сыграть важную роль в решении таких проблем.Поэтому исследование интеллектуального развития подростков имеет практическую значимость для различных областей.Таким образом, исследование интеллектуального развития подростков играет ключевую роль в разной сферах нашей жизни. Понимание особенностей и факторов, влияющих на интеллектуальное развитие подростков, позволяет разрабатывать более эффективные программы, методики и стратегии поддержки для этой возрастной группы.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАбрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник [Текст] / Г.С. Абрамова. - М.: Академия, 2017. - С.154-218. (638 с.)Белокопытова, С. В. Особенности подросткового возраста для формирования мобильности спортсменов средствами физической культуры в детско-юношеских спортивных школах / С. В. Белокопытова, Д. А. Ступников, Ю. В. Иванов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 34 (272). — С. 45-46. — URL: https://moluch.ru/archive/272/62093/ (дата обращения: 20.03.2024).Богданова Т.Г. Диагностика познавательной сферы ребенка [Текст] / Т.Г. Богданова. - М.: АСТ, 2019. – С.72-111. (126 с.)Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. [Текст] / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 2017. – С.77-94. (224 с.)Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6т. Т.4. М.: Педагогика, 1982. Педология подростка. С.5-242.Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте: хрестоматия по вниманию. [Текст] / Л.С. Выготский / Ред. А.Н. Леонтьева. - М.: МГУ, 2015. - С.187-190. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. - Москва: Эксмо, 2006. - 1134 с.Варламова С.Н. Приемы работы над развитием внимания младших школьников [Текст] / С.Н. Варламова, О.Б. Максимова. - Новосибирск: СибАК, 2019. - С. 35-38.Волкова Т. Н. Развитие памяти и внимания [Текст] / Т.Н. Волкова. - М.: Академия, 2016. - 226с.Гальперин П.Я. К проблеме внимания. Психология внимания [Текст] / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: ЧеРо, 2015. - 644 с.Гальперин П.Я. Экспериментальное формирование внимания [Текст] / П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая. - М.: Просвещение, 2014. - 763 с.Гиппенрейтер Ю.Б. Деятельность и внимание. Психология внимания [Текст] / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: ЧеРо, 2005. - 54-558 с.Гоноблин А.Н. Внимание и его воспитание [Текст] / А.Н. Гоноблин. - М.: Просвещение, 2016. - 211с. Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания. Психология внимания [Текст] / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: ЧеРо, 2015. - 518-533 с.Добрынин Н.Ф. О новых исследованиях внимания [Текст] / Н.Ф. Добрынин // Вопросы психологии. 2016. - №3 - С. 121 - 128. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования [Текст] / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 2016. - 239 с. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. - М.: ИНТОР, 2017. - 544 с. Дормашов Ю.Б. Психология внимания [Текст] / Ю.Б. Дормашов, В.Я. Романов. - М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2016. - 339 с.Ермолаев О.Ю. Внимание школьника [Текст] / О.Ю. Ермолаев. - М.: Наука 2017. - 519 с. Завьялова Т.Л. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников [Текст] / Т.Л. Завьялова, И.В. Стародубцева. - М.: Аркти, 2008. - 56 с.Ильина М.В. Тренируем внимание и память. Тесты и упражнения для детей 5 - 10 лет [Текст] / М.В. Ильина. - М.: АРКТИ, 2005. - 136 с.Индивидуальные особенности самоконтроля при организации внимания [Текст] / В.А. Петровский, Е.М. Черепанова // Вопросы психологии. - 2017 - №5 - С.48 - 51. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения [Текст] / Е.В. Карпова. - Ярославль: Академия развития, 2018. - 240с. Крутецкий В.А. Психология. /В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 2016. - 352с. Леснянская, Ж. А. Психология подросткового возраста и ранней юности: учеб. пособие по курсу «Психология подросткового возраста» / Ж. А. Леснянская; Забайкал. гос. ун-т. - Чита: ЗабГУ, 2018. – 148 с.Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника [Текст] / А.А. Люблинская. - М.: Просвещение, 2015. - 269с.Макоян О. Ф. Сущность понятия "интеллект". Факторы интеллектуального развития. – 2019.Минскин Е.М. От игры к знаниям [Текст] / Е.М. Минский. - М.: Просвещение, 2017. - 145с.Мухина, B. C. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. С. Мухина. - 10-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательский центр «Академия», 2006. -608 с.Немов Р.С. Психология. Книга 1. / Р.С. Немов. – М.: Академия, 2016. - 576с.Немов, Р.С. Психология. Книга 2. / Р.С. Немов. – М.: Академия, 2016. - 576с.Обухова, Л. Ф. Возрастная психология / Л. Ф. Обухова. - Москва: Юрайт, 2012. - 460 с.Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5- 9 лет [Текст] / А.А. Осипова, Л.И. Малашинская. - М.: ТЦ Сфера 2014. - 104 с.Осипова А.А. Общая психокорреция[Текст] / А.А. Осипова. - М.: ТЦ СФЕРА, 2014. - 512с.Ольшанская Е.В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи. Игровые задания [Текст] / Е.В. Ольшанская. - М.: Первое сентября, 2016. - 58с. Основы детской психопатологии [Текст] / Л.В.Яссман, В.Н.Данюков. – М.: ИНФРА-М, 2019. - 254 с.Палагина, Н. Н., Психология развития и возрастная психология /Н. Н. Палагина. – Москва: Московский психологосоциальный институт, 2005. — 288 с.Пахомова Н.А. Развитие произвольного внимания у первоклассников в зависимости от условий обучения [Текст] / Н.А. Пахомова //Дис... к-та психол. наук: 19.00.07. – Нижний Новгород, 2002. - 201 с.Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов / К. Н. Поливанова. - Москва: Академия, 2000. - 184 с.Попова, М. В. Психология растущего человека / М. В. Попова. – Москва: ТЦ Сфера, 2002. – 128с.Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии [Текст] /А.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб.: Питер, 2017. - 129 с.Практическая психология образования. / Под редакцией И. В. Дубровиной — Санкт--Петербург: Питер, 2004. — 592 с.Психология внимания. Хрестоматия по психологии [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Л. Романова. – М.: Академия, 2016. - 469 с.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст]./ С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2018. - 712 с.Страхов И.В. Внимание и структура личности [Текст] /И.В. Страхов. - М.: Академия. 2019.- 289с.Собрание сочинений [Текст]. /И.П. Павлов. - М.: Просвещение, 2018 - 151 с. Сухих А.В. Психология развития внимания и памяти [Текст] / А.В. Сухих. - Кемерово: КемГУ, 2016. - 112с. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников [Текст] /Н.Ф. Талызина. - М.: Просвещение, 2018. - 374 с.Татаринцева А.Ю.Формирование внимания детей младшего школьного возраста в процессе компьютеризированной учебной деятельности [Текст] / А.Ю. Татаринцева // Дис... к-та психол. наук: 19.00.07. – Москва, 2002. – 148 с.Терехина, Н. В. Ведущая деятельность подросткового возраста с точки зрения основных задач развития /Н. В. Терехина. // Психологическая наука и образование, 2010, № 5. С. 43-51.Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития: методы исследования [Текст] / В.А. Худик. - К.: Освита, 2015. - 236с.Шилко Р.С. Динамика внимания при кратковременном запоминании [Текст] /Р.С. Шилко //Автореф. дис… канд. психол. наук: 19.00.01. – Москва, 2003. – 25 с.Внимание [Электронный ресурс] // Большой психологический словарь. - С.67-69. Режим доступа: https://spbguga.ru/files/03-5-01-005.pdf (дата обращения 24.01.2022г.)Маклаков, А.Г., Общая психология. [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://sdo.mgaps.ru/books/K7/M1/file/3.pdf/Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь [Электронный ресурс] /Режим доступа: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/dict/index.php (дата обращения 24.01.2022г.)Развитие основных свойств произвольного внимания у младших школьников в условиях реализации ФГОС нового поколения. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://multiurok.ru/files/moi-piedaghoghichieskii-opyt-po-tiemie-samoobrazov.html.ПРИЛОЖЕНИЕ 1Время проведения субтестов№Название субтестаЧисло в субтестеВремя в мин.1Осведомленность 12082Осведомленность 22043Аналогия25104Классификация207Примеры заданий группы 1Набор заданий № 11. Начальные буквы имени и отчества называются...? а) вензель б) инициалы в) автограф г) индекс д) анаграмма. 2. Гуманный — это...? а) общественный б) человечный в) профессиональный г) агрессивный д) пренебрежительный. 3. Система взглядов на природу и общество есть...? а) мечта б) оценка в) мировоззрение г) кругозор д) иллюзия. 4. Одинаковыми по смыслу являются слова «демократия» и...?а) анархия б) абсолютизм в) народовластие г) династия д) классы.5. Наука о выведении лучших пород животных и сортов растений называется...? а) бионика б) химия в) селекция г) ботаника д) физиология. 6. Краткая запись, сжатое изложение содержания книги, лекции, доклада - это...? а) абзац б) цитата в) рубрика г) отрывок д) конспект. 7. Начитанность, глубокие и широкие познания — это...? а) интеллигентность б) опытность в) эрудиция г) талант д) самомнение. 8. Отсутствие интереса и живого активного участия к окружающему - это...? а) рациональность б) пассивность в) чуткость г) противоречивость д) черствость. 9. Свод законов, относящихся к какой-либо области человеческой жизни и деятельности, называется...? а) резолюцией б) постановлением в) традицией г) кодексом д) проектом. 10. Противоположностью понятия «лицемерный» будет...? а) искренний б) противоречивый в) фальшивый г) вежливый д) решительный. 11. Если спор заканчивается взаимными уступками, тогда говорят о...?а) компромиссе б) общении в) объединении г) переговорах д) противоречии. 12. Этика — это учение о...?а) психике б) морали в) природе г) обществе д) искусстве. 13. Противоположностью понятия «идентичный» будет...? а) тождественный б) единственный в) внушительный г) различный д) изолированный. 14. Освобождение от зависимости, предрассудков, уравнение в правах - это...? а) закон б) эмиграция в) воззрение г) действие д) эмансипация. 15. Оппозиция — это...? а) противодействие б) согласие в) мнение г) политика д) решение. 16. Цивилизация - это...? а) формация б) древность в) производство г) культура д) общение. 17. Одинаковыми по смыслу являются слова «приоритет» и ...? а) изобретение б) идея в) выбор г) первенство д) руководство.18. Коалиция - это...? а) конкуренция б) политика в) вражда г) разрыв д) объединение. 19. Одинаковыми по смыслу являются слова альтруизм и...?а) человеколюбие б) взаимоотношение в) вежливость г) эгоизм д) нравственность. 20. Человек, который скептически относится к прогрессу, является...? а) демократом б) радикалом в) консерватором г) либералом д) анархистом. ПРИЛОЖЕНИЕ 2Примеры заданий группы 2К слову, которое стоит в левой части бланка, надо подобрать синоним.Набор заданий группы 21. Прогрессивный — а) интеллектуальный б) передовой в) ловкий г) отсталый. 2. Аннулирование — а) подписание б) отмена в) сообщение г) отсрочка. 3. Идеал — а) фантазия б) будущее в) мудрость г) совершенство. 4. Аргумент — а) довод б) согласование в) спор г) фраза. 5. Миф — а) древность б) творчество в) предание г) наука. 6. Аморальный — а) устойчивый б) трудный в) неприятный г) безнравственный. 7. Анализ — а) факты б) разбор в) критика г) умение. 8. Эталон — а) копия б) форма в) основа г) образец. 9. Сферический — а) продолговатый б) шаровидный в) пустой г) объемный. 10. Социальный — а) принятый б) свободный в) запланированный г) общественный. 11. Гравитация — а) притяжение б) отталкивание в) невесомость г) подъем. 12. Сентиментальный — а) поэтический б) чувствительный в) радостный г) странный. 13. Экспорт — а) продажа б) товары в) вывоз г) торговля. 14. Эффективный — а) необходимый б) действенный в) решительный г) острый. 15. Мораль — а) этика б) развитие в) способность г) право. 16. Модифицировать — а) работать б) наблюдать в) изучать г) видоизменять. 17. Радикальный — а) коренной б) ответный в) последний г) отсталый. 18. Негативный — а) неудачный б) ложный в) отрицательный г) неосторожный. 19. Субъективный — а) практический б) общественный в) личный г) скрытый. 20. Аграрный — а) местный б) хозяйственный в) земельный г) крестьянский.ПРИЛОЖЕНИЕ 3Примеры заданий группы 3Набор заданий группы 31. Глагол: спрягать = существительное: ?а) изменять б) образовывать в) употреблять г) склонять д) писать. 2. Холодно: горячо ^ движение : ? а) инерция б) покой в) молекула г) воздух д) взаимодействие. 3. Колумб : путешественник = землетрясение : ? а) первооткрыватель б) образование гор в) извержение г) жертвы д) природное явление. 4. Слагаемое: сумма = множители : ?а) разность б) делитель в) произведение г) умножение д) число. 5. Рабовладельцы: буржуазия = рабы : ? а) рабовладельческий строй б) буржуазия в) рабовладельцы г) наемные рабочие д) пленные. 6. Папоротник : спора = сосна : ? а) шишка б) иголка в) растение г) семя д) ель. 7. Стихотворение : поэзия = рассказ : ?а) книга б) писатель в) повесть г) предложение д) проза. 8. Горы : высота = климат : ? а) рельеф б) температура в) природа г) географическая широта д) растительность. 9. Растение : стебель = клетка : ? а) ядро б) хромосома в) белок г) фермент д) деление. 10. Богатство : бедность = крепостная зависимость : ? а) крепостные крестьяне б) личная свобода в) неравенство г) частная собственность д) феодальный строй. 11. Старт : финиш = пролог : ? а) заголовок б) введение в) кульминация г) действие д) эпилог. 12. Молния : свет = явление тяготения : ? а) камень б) движение в) сила тяжести г) вес д) земля. 13. Первобытно-общинный строй : рабовладельческий строй = рабовладельческий строй : ? а) социализм б) капитализм в) рабовладельцы г) государство д) феодализм. 14. Роман : глава = стихотворение : ? а) поэма б) рифма в) строфа г) ритм д) жанр. 15. Тепло : жизнедеятельность = кислород : ? а) газ б) вода в) растение г) развитие д) дыхание. 16. Фигура : треугольник = состояние вещества : ? а) жидкость б) движение в) температура г) вода д) молекула. 17. Роза : цветок = капиталисты : ? а) эксплуатация б) рабочие в) капитализм г) класс д) фабрика. 18. Понижение атмосферного давления : осадки = антициклон: ? а) ясная погода б) циклон в) климат г) влажность д) метеослужба. 19. Прямоугольник: плоскость = куб : ? а) пространство б) ребро в) высота г) треугольник д) сторона. 20. Война : смерть = частная собственность: ? а) феодалы б) капитализм в) неравенство г) рабы д) крепостные крестьяне. 21. Числительное : количество = глагол: ? а) идти б) действие в) причастие г) часть речи д) спрягать.22. Север: юг = осадки: ?а) пустыня б) полюс в) дождь г) засуха д) климат. 23. Диаметр: радиус = окружность: ?а) дуга б) сегмент в) отрезок г) линия д) круг. 24. Эпителий: ткань = аорта : ? а) сердце б) внутренний орган в) артерия г) вена д) кровь. 25. Молоток : забивать = генератор : ? а) соединять б) производить в) включать г) изменять д) нагревать.ПРИЛОЖЕНИЕ 4Примеры заданий группы 4Набор заданий группы 4Найти лишнее слово из предложенных.1. а) приставка б) предлог в) суффикс г) окончание д) корень. 2. а) прямая б) ромб в) прямоугольник г) квадрат д) треугольник. 3. а) барометр б) флюгер в) термометр г) компас д) азимут. 4. а) рабовладелец б) раб в) крестьянин г) рабочий д) ремесленник. 5. а) пословица б) стихотворение в) поэма г) рассказ д) повесть. 6. а) цитоплазма б) питание в) рост г) раздражимость д) размножение. 7. а) дождь б) снег в) осадки г) иней д) град. 8. а) треугольник б) отрезок в) длина г) квадрат д) круг.9. а) пейзаж б) мозаика в) икона г) фреска д) кисть. 10. а) очерк б) роман в) рассказ г) сюжет д) повесть. 11. а) параллель б) карта в) меридиан г) экватор д) полюс. 12. а) литература б) наука в) живопись г) зодчество д) художественное ремесло. 13. а) длина б) метр в) масса г) объем д) скорость. 14. а) углекислый газ б) свет в) вода г) крахмал д) хлорофилл. 15. а) пролог б) кульминация в) информация г) развязка д) эпилог. 16. а) скорость б) колебание в) сила г) вес д) плотность. 17. а) Куба б) Япония в) Вьетнам г) Великобритания д) Исландия.18. а) товар б) город в) ярмарка г) натуральное хозяйство д) деньги. 19. а) описание б) сравнение в) характеристика г) сказка д) иносказание. 20. а) аорта б) вена в) сердце г) артерия д) капилляр.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник [Текст] / Г.С. Абрамова. - М.: Академия, 2017. - С.154-218. (638 с.)
2. Белокопытова, С. В. Особенности подросткового возраста для формирования мобильности спортсменов средствами физической культуры в детско-юношеских спортивных школах / С. В. Белокопытова, Д. А. Ступников, Ю. В. Иванов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 34 (272). — С. 45-46. — URL: https://moluch.ru/archive/272/62093/ (дата обращения: 20.03.2024).
3. Богданова Т.Г. Диагностика познавательной сферы ребенка [Текст] / Т.Г. Богданова. - М.: АСТ, 2019. – С.72-111. (126 с.)
4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. [Текст] / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 2017. – С.77-94. (224 с.)
5. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6т. Т.4. М.: Педагогика, 1982. Педология подростка. С.5-242.
6. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте: хрестоматия по вниманию. [Текст] / Л.С. Выготский / Ред. А.Н. Леонтьева. - М.: МГУ, 2015. - С.187-190.
7. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. - Москва: Эксмо, 2006. - 1134 с.
8. Варламова С.Н. Приемы работы над развитием внимания младших школьников [Текст] / С.Н. Варламова, О.Б. Максимова. - Новосибирск: СибАК, 2019. - С. 35-38.
9. Волкова Т. Н. Развитие памяти и внимания [Текст] / Т.Н. Волкова. - М.: Академия, 2016. - 226с.
10. Гальперин П.Я. К проблеме внимания. Психология внимания [Текст] / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: ЧеРо, 2015. - 644 с.
11. Гальперин П.Я. Экспериментальное формирование внимания [Текст] / П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая. - М.: Просвещение, 2014. - 763 с.
12. Гиппенрейтер Ю.Б. Деятельность и внимание. Психология внимания [Текст] / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: ЧеРо, 2005. - 54-558 с.
13. Гоноблин А.Н. Внимание и его воспитание [Текст] / А.Н. Гоноблин. - М.: Просвещение, 2016. - 211с.
14. Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания. Психология внимания [Текст] / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: ЧеРо, 2015. - 518-533 с.
15. Добрынин Н.Ф. О новых исследованиях внимания [Текст] / Н.Ф. Добрынин // Вопросы психологии. 2016. - №3 - С. 121 - 128.
16. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования [Текст] / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 2016. - 239 с.
17. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. - М.: ИНТОР, 2017. - 544 с.
18. Дормашов Ю.Б. Психология внимания [Текст] / Ю.Б. Дормашов, В.Я. Романов. - М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2016. - 339 с.
19. Ермолаев О.Ю. Внимание школьника [Текст] / О.Ю. Ермолаев. - М.: Наука 2017. - 519 с.
20. Завьялова Т.Л. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников [Текст] / Т.Л. Завьялова, И.В. Стародубцева. - М.: Аркти, 2008. - 56 с.
21. Ильина М.В. Тренируем внимание и память. Тесты и упражнения для детей 5 - 10 лет [Текст] / М.В. Ильина. - М.: АРКТИ, 2005. - 136 с.
22. Индивидуальные особенности самоконтроля при организации внимания [Текст] / В.А. Петровский, Е.М. Черепанова // Вопросы психологии. - 2017 - №5 - С.48 - 51.
23. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения [Текст] / Е.В. Карпова. - Ярославль: Академия развития, 2018. - 240с.
24. Крутецкий В.А. Психология. /В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 2016. - 352с.
25. Леснянская, Ж. А. Психология подросткового возраста и ранней юности: учеб. пособие по курсу «Психология подросткового возраста» / Ж. А. Леснянская; Забайкал. гос. ун-т. - Чита: ЗабГУ, 2018. – 148 с.
26. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника [Текст] / А.А. Люблинская. - М.: Просвещение, 2015. - 269с.
27. Макоян О. Ф. Сущность понятия "интеллект". Факторы интеллектуального развития. – 2019.
28. Минскин Е.М. От игры к знаниям [Текст] / Е.М. Минский. - М.: Просвещение, 2017. - 145с.
29. Мухина, B. C. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. С. Мухина. - 10-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательский центр «Академия», 2006. -608 с.
30. Немов Р.С. Психология. Книга 1. / Р.С. Немов. – М.: Академия, 2016. - 576с.
31. Немов, Р.С. Психология. Книга 2. / Р.С. Немов. – М.: Академия, 2016. - 576с.
32. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология / Л. Ф. Обухова. - Москва: Юрайт, 2012. - 460 с.
33. Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5- 9 лет [Текст] / А.А. Осипова, Л.И. Малашинская. - М.: ТЦ Сфера 2014. - 104 с.
34. Осипова А.А. Общая психокорреция [Текст] / А.А. Осипова. - М.: ТЦ СФЕРА, 2014. - 512с.
35. Ольшанская Е.В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи. Игровые задания [Текст] / Е.В. Ольшанская. - М.: Первое сентября, 2016. - 58с.
36. Основы детской психопатологии [Текст] / Л.В.Яссман, В.Н.Данюков. – М.: ИНФРА-М, 2019. - 254 с.
37. Палагина, Н. Н., Психология развития и возрастная психология /Н. Н. Палагина. – Москва: Московский психологосоциальный институт, 2005. — 288 с.
38. Пахомова Н.А. Развитие произвольного внимания у первоклассников в зависимости от условий обучения [Текст] / Н.А. Пахомова // Дис... к-та психол. наук: 19.00.07. – Нижний Новгород, 2002. - 201 с.
39. Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов / К. Н. Поливанова. - Москва: Академия, 2000. - 184 с.
40. Попова, М. В. Психология растущего человека / М. В. Попова. – Москва: ТЦ Сфера, 2002. – 128с.
41. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии [Текст] /А.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб.: Питер, 2017. - 129 с.
42. Практическая психология образования. / Под редакцией И. В. Дубровиной — Санкт--
43. Петербург: Питер, 2004. — 592 с.
44. Психология внимания. Хрестоматия по психологии [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Л. Романова. – М.: Академия, 2016. - 469 с.
45. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст]./ С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2018. - 712 с.
46. Страхов И.В. Внимание и структура личности [Текст] /И.В. Страхов. - М.: Академия. 2019.- 289с.
47. Собрание сочинений [Текст]. /И.П. Павлов. - М.: Просвещение, 2018 - 151 с.
48. Сухих А.В. Психология развития внимания и памяти [Текст] / А.В. Сухих. - Кемерово: КемГУ, 2016. - 112с.
49. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников [Текст] /Н.Ф. Талызина. - М.: Просвещение, 2018. - 374 с.
50. Татаринцева А.Ю. Формирование внимания детей младшего школьного возраста в процессе компьютеризированной учебной деятельности [Текст] / А.Ю. Татаринцева // Дис... к-та психол. наук: 19.00.07. – Москва, 2002. – 148 с.
51. Терехина, Н. В. Ведущая деятельность подросткового возраста с точки зрения основных задач развития /Н. В. Терехина. // Психологическая наука и образование, 2010, № 5. С. 43-51.
52. Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития: методы исследования [Текст] / В.А. Худик. - К.: Освита, 2015. - 236с.
53. Шилко Р.С. Динамика внимания при кратковременном запоминании [Текст] / Р.С. Шилко // Автореф. дис… канд. психол. наук: 19.00.01. – Москва, 2003. – 25 с.
54. Внимание [Электронный ресурс] // Большой психологический словарь. - С.67-69. Режим доступа: https://spbguga.ru/files/03-5-01-005.pdf (дата обращения 24.01.2022г.)
55. Маклаков, А.Г., Общая психология. [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://sdo.mgaps.ru/books/K7/M1/file/3.pdf/
56. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/dict/index.php (дата обращения 24.01.2022г.)
57. Развитие основных свойств произвольного внимания у младших школьников в условиях реализации ФГОС нового поколения. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://multiurok.ru/files/moi-piedaghoghichieskii-opyt-po-tiemie-samoobrazov.html.