Нил Сорский и Иосиф Волоцкий. Нестяжатели и иосифляне.

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: История Отечества
  • 16 16 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 20.04.2024
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 2
Глава 1. Нила Сорский и Иосиф Волоцкий: общее и особенное в учении 3
1.1. Предпосылки формирования новых религиозных направлений 3
1.2. Особенности учений Нила Сорского и Иосифа Волоцкого 4
Глава 2. Полемика иосифлян и нестяжателей 10
Заключение 15
Список литературы 16
Фрагмент для ознакомления

В первое десятилетие правления Ивана Грозного ключевыми фигурами в его правительстве, «Избранной раде», являлись люди, так или иначе связанные с лагерем нестяжателей или сочувствовавшие их взглядам, – Сильвестр, Алексей Адашев, Андрей Курбский. Но вскоре Грозный, начав тяготиться ситуацией, при которой он, по его собственному выражению, «государь только на словах», пошел на разрыв с кругом Сильвестра и Адашева, предпочтя коллегиальному управлению «самодержавство», идеологической основой которого стала политическая доктрина иосифлян [1, с. 221].
Стоглавый собор 1551 года, при Иване IV, на котором иосифляне занимали лидирующие позиции, юридически закрепил неотчуждаемость церковного имущества. Так продолжалось до эпохи Петра I. К тому же последователи Иосифа Волоцкого в 1589 году добились введения патриаршества на Руси. Их постулат о том, что государство играет главную роль в борьбе с еретиками, означал не что иное, как подчиненное положение церкви по отношению к государю даже в вопросах соблюдения чистоты веры. Согласно логике Иосифа Волоцкого царь уже имеет высшую власть в вопросах церковного управления, так как именно ему Бог передал власть и попечение. Государство отныне вторгалось в духовную сферу, становилось над церковью и над обществом, получая неограниченную власть, что неминуемо должно было привести и привело к установлению единоличного правления. Самодержавие стало рассматриваться как самовластие, независимое ни от каких социальных институтов, в том числе и от церкви.
Вторая половина царствования Ивана IV, когда царь стал тяготиться ситуацией, при которой он, благодаря Земскому собору, «государь только на словах», привела к разрыву с Избранной радой и к торжеству иосифлянской идеологии. Даже знаменитая переписка Андрея Курбского и Ивана Грозного только подтверждает факт принадлежности спорящих к разным лагерям: Андрей Курбский был сторонником нестяжателей, а Иван Грозный – иосифлян, что и позволило ему установить систему власти, основанную на терроре. Желая оправдаться, может быть, не столько перед царем, сколько перед современниками и потомками, Курбский пишет послание Грозному, обвиняя того в несправедливых гонениях и репрессиях. Царь отвечает на письмо, так завязывается переписка, которая включает в себя три письма Курбского и два – Ивана IV. Читая эти послания, можно видеть, что здесь полемизируют между собой не просто два человека, осыпающие друг друга взаимными обвинениями, упреками, тут сталкиваются еще и два политических идеала – нестяжателей (Курбский) и иосифлян (Грозный). Разрыв с нестяжателями Курбский находит едва ли не главной ошибкой отца Грозного Василия III [10, с. 187]. Гармоничное политическое устройство Андрей Курбский видел в наличии при царе совещательных и представительных институтов. Князь утверждает, что царю следует править не единолично, но сообща с ближайшими советниками («избранными и достойными мужами»), а также призвав к себе «всенародных человек» (выборных от народа) [5, с. 218]. Все это было близко политическому идеалу нестяжателей. В свою очередь послания Грозного проникнуты теократическими воззрениями в духе Иосифа Волоцкого. В письмах царя постоянно проскальзывает негодование против высшего совета, ограничивавшего царскую власть. В противоположность Курбскому Грозный последовательно отстаивает принцип единовластия. Он понимает свое правление как земное наместничество Бога, ибо подданные вручены ему самим Всевышним. По мнению Грозного, царь – это некое сакральное начало, выше которого только сам Господь. Опираясь на такое понимание самодержавия, Грозный устанавливает в стране систему власти, основанную на терроре против аристократии, собственного народа (разгром городов) и той части церкви, которая не могла принять эту антиобщественную политику (низложение митрополитов Афанасия, Германа и Филиппа, выступавших против опричнины; убийство митрополита Филиппа, игумена Печерского монастыря Корнилия и др.). В это же время учение нестяжателей было официально объявлено ересью.
Таким образом, спор иосифлян и нестяжателей является, несомненно, одним из ярких эпизодов церковной, общественной и культурной жизни нашего Отечества. Полемика двух «партий», имевшая место в пространстве русской культуры на рубеже XV–XVI вв., вскрыла внутренние противоречия и нестроения в религиозной жизни, противоречие между «официальным» (иерархическим) и «народным» православием.

















Заключение

Противостояние между двумя течениями внутри Русской православной церкви, нестяжателями и иосифлянами, началась при Иване III, а окончательно завершилась во время правления Ивана Грозного. Иосифляне были сторонниками и последователями Иосифа Волоцкого – отстаивали идею богатой, могущественной церкви, владеющей имуществом и земельными угодьями, а их оппоненты во главе с Нилом Сорским проповедовали «нестяжание», т. е. призывали церковь отказаться от земных богатств. Позиция иосифлян основывалась на идее жестко централизованного государства, во главе которого стоит единоличный правитель, обладающий абсолютной властью. Эта власть должна была распространяться на всех людей и все сферы государства. Помимо этого, церковь должна была тесно сотрудничать со светской властью. А еретиков ждала жестокая расправа. Главные отличия политической идеологии нестяжателей состояли в том, что она не наделяла правителей безграничной властью и ориентировались не только на интересы государства. Также Нил Сорский писал о долге правителя перед народом. Отвергая единоличную власть как принцип, нестяжатели настаивали, что царь должен управлять страной в опоре на подданных, в тесном взаимодействии с ними. Также светская власть не должна была вмешиваться в дела церкви. А еретики, по мнению нестяжателей, это заблудшие люди, с которыми нужно было вести дискуссию и приводить к истинной вере. Концепции нестяжателей и иосифлян выходили далеко за рамки внутрицерковной проблематики, включая в себя также определенное видение православной веры, представление о положении церкви в государстве и обществе, о природе царской власти и др. Поэтому можно говорить о том, что полемика между нестяжателями и иосифлянами была в широком смысле столкновением двух мировоззрений, двух общественно-политических идеалов и, в итоге, двух векторов развития страны.
Список литературы

Зимин А. А. И. С. Пересветов и его современники: очерки по истории русской общественно-политической мысли середины XVI века / А.А. Зимин. - Москва: Издательство Академии наук СССР, 1958. - 498 с.
Зимин А. А. Россия на рубеже XV-XVI столетий. Очерки социально-политической истории / А.А. Зимин. - М.: Мысль, 1982. – 333 с.
История религии / под общей ред. И.Н. Яблокова. В 2 т. Т. 2. - М.: Высшая школа, 2004. - 676 с.
Казакова Н.А. Антифеодальные еретические движения на Руси 14 – начала 16 века / Н.А. Казакова, Я.С. Лурье. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.klex.ru/mfc (дата обращения: 21. 03.2024).
Кусков В.В. История древнерусской литературы / В.В. Кусков. - М.: Высшая школа, 2003. - 336 с.
Левин В.А. Церковно-политические воззрения преподобного Иосифа Волоцкого / В.А. Левин // Государство. Религия. Биоэтика. Право. – 2022. - №3. – С. 88-95.
Никольский Н.М. История русской церкви / Н.М. Никольский. - М.: Политиздат, 1985. - 448 с.
Скрынников Р.Г. Крест и корона. Церковь и государство на Руси IX–XVII вв. / Р.Г. Скрынников. - СПб.: Искусство, 2000. - 463 с.
Скрынников Р.Г. Третий Рим / Р.Г. Скрынников. - СПб.: Дмитрий Буланин, 1994. - 190 с.
Филюшкин А.И. Андрей Курбский / А.И. Филюшкин. - M.: Молодая гвардия, 2010. - 299 с.
Шавалеева А.Д. Полемика иосифлян и нестяжателей на рубеже XV – XVI веков / А.Д. Шавалеева // Развитие современной цивилизации: ответы на вызовы времени. – М.: Научный консультант, 2016. – С. 110-119.












2

1. Зимин А. А. И. С. Пересветов и его современники: очерки по истории русской общественно-политической мысли середины XVI века / А.А. Зимин. - Москва: Издательство Академии наук СССР, 1958. - 498 с.
2. Зимин А. А. Россия на рубеже XV-XVI столетий. Очерки социально-политической истории / А.А. Зимин. - М.: Мысль, 1982. – 333 с.
3. История религии / под общей ред. И.Н. Яблокова. В 2 т. Т. 2. - М.: Высшая школа, 2004. - 676 с.
4. Казакова Н.А. Антифеодальные еретические движения на Руси 14 – начала 16 века / Н.А. Казакова, Я.С. Лурье. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.klex.ru/mfc (дата обращения: 21. 03.2024).
5. Кусков В.В. История древнерусской литературы / В.В. Кусков. - М.: Высшая школа, 2003. - 336 с.
6. Левин В.А. Церковно-политические воззрения преподобного Иосифа Волоцкого / В.А. Левин // Государство. Религия. Биоэтика. Право. – 2022. - №3. – С. 88-95.
7. Никольский Н.М. История русской церкви / Н.М. Никольский. - М.: Политиздат, 1985. - 448 с.
8. Скрынников Р.Г. Крест и корона. Церковь и государство на Руси IX–XVII вв. / Р.Г. Скрынников. - СПб.: Искусство, 2000. - 463 с.
9. Скрынников Р.Г. Третий Рим / Р.Г. Скрынников. - СПб.: Дмитрий Буланин, 1994. - 190 с.
10. Филюшкин А.И. Андрей Курбский / А.И. Филюшкин. - M.: Молодая гвардия, 2010. - 299 с.
11. Шавалеева А.Д. Полемика иосифлян и нестяжателей на рубеже XV – XVI веков / А.Д. Шавалеева // Развитие современной цивилизации: ответы на вызовы времени. – М.: Научный консультант, 2016. – С. 110-119.