РОЛЬ НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ НЕФТЕГАЗОВЫХ КОМПАНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 27 + 27 источников
- Добавлена 01.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1 Налоговые платежи нефтегазовых компаний как источник доходов федерального бюджета 4
1.1 Роль нефтегазовых компаний в экономике России 4
1.2 Классификация налоговых платежей, идущих в федеральный бюджет 8
2 Влияние налоговых платежей нефтегазовых компаний на финансовую устойчивость федерального бюджета 11
2.1 Общая характеристика федерального бюджета России. Нефтегазовый и не нефтегазовый бюджеты 11
2.2 Теоретические основы и показатели финансовой устойчивости бюджета 19
2.3 Эффекты, ограничения и риски в формировании финансовой устойчивости федерального бюджета за 2020–2023 годы 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ 30
ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 30
Сработал эффект совершенно обратный чем тот на который рассчитывались санкции и обсуждение полного эмбарго вызвало ажиотажный спрос. Это в свою очередь повлекло рост цен и объем поставок.Рост поступлений в бюджет РФ в части нефтегазовых доходов федерального бюджета в марте и апреле 2022 г. произошел по большей части за счет поступлений НДПИ на нефть. Ажиотаж прошел и поступления снизились до уровня сентября 2021 года, то есть, по сути, до ввода санкций. Такое снижение произошло и за счет спада цен, и за счет сокращения поставок.Объемы ежемесячных поступлений ненефтегазовых доходов федерального бюджета можно отследить на основе сведений, которые размещает Минфин России. На рисунке 8 представлена динамика поступлений ненефтегазовых доходов и ежемесячных значениях ненефтегазового дефицита федерального бюджета. Рисунок 8 - Поступления не нефтегазовых доходов в период с 01.01.2021 г. по 31.08.2022г.На рисунке 8 представлена укрупненная структура ненефтегазовых доходов, которая состоит из:доходы, связанные с импортом (НДС и акцизы на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации);налоги сборы, связанные с внутренним производством (НДСот реализации товаров (работ, услуг), реализуемых на территории России;акцизы, реализуемымна территории России подакцизных товаров;налог на прибыльи на доходы физических лиц;прочие ненефтегазовые доходы.В начале 2022 г. ненефтегазовые доходы, как поступления по налогам и сборам, связанным с внутренним производством, так и внешнеэкономические доходы, которые не связаны с импортом нефти и газа, заметновырослив сравнении с аналогичным периодом 2021 г. Но с марта 2022 г. начинается снижение ненефтегазовыхдоходов, и особенно в части поступлений от импорта. В период с апреляпо июль 2022 г. доходы, связанные с импортом, составили не более 60% от аналогичных показателей в 2021 г. Дефицит бюджета, который был вызван снижением части доходов в связи с санкциями частично перекрывался средствами ФНБ. В России был предпринят ряд мер, которые не дадут быстрого эффекта, но тем не менее направлен на импортозамещение, запуск производственных российских линий взамен ушедшим с рынка производителям из-за санкций. По сути, идет оздоровление всей экономики страны.Представим на рисунке 9 источники покрытия, или финансирования, дефицита бюджета.Рисунок 9 - Источники финансирования бюджета в период с 2019–2025 гг.На рисунке 9 очень четко прослеживается, что финансирование дефицита бюджета в период с 2022 по 2023 гг. по большей части за счет средств ФНБ, и только к 2024г. Доля данного источника заметно снижается.С 2024 года предполагается установка в качестве основного источника финансирования дефицита бюджета за счет внутренних государственных заимствований. В 2021 г. размещение государственных ценных бумаг происходило в условиях отсутствия полномасштабных финансовых санкцийи контрсанкций и при относительно низкой ключевой ставке ЦБ РФ(в среднем 5,7%). Размещения государственных ценных бумаг в 2022 г. практически не производились,кроме нескольких выпусков в начале года. Установление базового уровня нефтегазовых доходовфедерального бюджета по планам Правительства РФ должно обеспечить стабильность бюджетных расходов.Структурный баланс федерального бюджета определяется как разница между суммой базовых доходов и расходов нефтегазовых и ненефтегазовыхи без учета затрат на обслуживание государственногодолга. По итогам 2022 г. При ожидаемом фактическом дефиците чуть более 1,3 трлн руб. структурный дефицит бюджета оцениваетсяв более чем 5,0 трлн руб., из-за падения ненефтегазовых доходов и незапланированного роста государственных расходов. В 2023 г. реальном выражении выросли только расходына национальную оборонуи безопасность, социальнуюполитику, образование и обслуживание государственного долга. ЗАКЛЮЧЕНИЕБюджет страны является главным финансовым документом всей Российской Федерации. От правильности его формирования и распределения зависят многие стороны жизни нашей страны. Устойчивость и стабильность бюджета обусловлена многими факторами. К основным принципам финансовой устойчивости бюджета относятся:эффективное управление государственным (муниципальным) долгом;эффективность использования бюджетных средств;платежеспособность;качество управления бюджетными финансами;сбалансированность.Бюджет страны состоит из доходов и расходов. В структуру доходной части федерального бюджета входят налоговые и неналоговые платежи. Налоговые платежи, в свою очередь, принято разделять на нефтегазовые и ненефтегазовые.В налоговых поступлениях большая часть принадлежит нефтегазовым платежам. На их долю приходится более 30% всех поступлений в бюджет РФ. Формирование, накопление и использование нефтегазовых доходов бюджета являетсяодной из важнейших задач государства. Нефтегазовые доходы бюджета составляют основу формирования доходов бюджета, в связи с чем занимают важное место в экономике Российской Федерации. До событий последних трех лет эта часть бюджета способствовала увеличению (при условии профицита нефтегазового бюджета) Фонда Национального Благосостояния, который в свою очередь служил подушкой безопасности, резервом на случай кризисной ситуации.События последних лет выявили множество проблем и недостатков в экономике страны, и в первую очередь именно в структуре налоговых доходов бюджета. Тем не менее, введенные санкции и СВО, хоть и сильно пошатнули экономику страны, но именно они и послужили началом трансформации всех систем в стране. Налоговая политика меняет свой облик, разрабатываются меры по поддержке предпринимательства и наращивания собственного производства в стране. Взят курс на импортозамещение, развитие науки и оборонного комплекса. Нефтегазовые компании нашли новую нишу, и несмотря на спад экспорта восстанавливают свои позиции и осваивают новые рынки сбыта.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВИ ЛИТЕРАТУРЫБюджетный Кодекс Российской Федерации. Консультант плюс. [Электронный ресурс] https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (время обращения 05.03.2024).Гражданский Кодекс Российской Федерации. Консультант плюс. Режим доступа. [Электронный ресурс]. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/. (время обращения 05.03.2024).Налоговый Кодекс Российской Федерации. Правовая система Гарант. Режим доступа. [Электронный ресурс] https://base.garant.ru/10900200/(Дата обращения 06.03.2024).Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Правовая система ГАРАНТ. Режим доступа. [Электронный ресурс]. https://base.garant.ru/71937200/. (Дата обращения 06.03.2024).Краткая информация об исполнении федерального бюджета //Минфин России. [Электронный ресурс] URL: https://minfin.gov.ru/ru/statistics/fedbud/execute (дата обращения: 13.03.2024).Единый портал бюджетной системы Российской Федерации. Официальный сайт МинФин России. [Электронный ресурс]. https://minfin.gov.ru/ru/ismf/electronic_budget/epbs_test (Дата обращения 03.03.2024).Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации 2023 год. Правовая система ГАРАНТ. Режим доступа. [Электронный ресурс]https://base.garant.ru/12181732/. (Дата обращения 03.03.2024).Об Энергетической стратегии РФ на период до 2035 г. Распоряжение Правительства РФ от 9 июня 2020 г. № 1523-р. Правовая система ГАРАНТ. Режим доступа. [Электронный ресурс] https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74148810/(Дата обращения 06.03.2024).Афанасьев М. П.; Беленчук А. А.; Кривогов И. В. Бюджет и Бюджетная система.Учебник для Бакалавриата и Магистратуры. Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 671 с.Воронцов О. Г. Принципы бюджетной системы Российской Федерации. Теоретико-правовые основы реализации.Москва: ИНФРА-М, 2021. – 225 с.Вильгоненко И. М. Отдельные актуальные аспекты современного налогового законодательства: монография. Москва: Проспект, 2023. - 176 с.Герасимова М. В. Налогообложение Электронный учебно-методический комплекс. [Электронный ресурс]. https://ipkoil.ru/demo/nalogooblozhenie-gerasimova/Taxation/tutorial/theme1_1.html. (Дата обращения 02.03.2024);Дементьев Д. Бюджетная система Российской Федерации. Учебник. Москва: Кнорус, 2021. – 332 с.Дадашев А. З., Топчи Ю. А., Мешкова Д. А. Государственные и муниципальные финансы. Бюджетная система Российской Федерации. Учебник. Москва: Научная библиотека, 2018. – 240с.Золотарева Г.И., Смородинова Н.И. Бюджетная система Российской Федерации. Учебник. Москва: Кнорус, 2020. – 232 с.Караваева И.В., Казанцев С.В., Лев М.Ю., Коломиец А.Г., Быковская Ю.В., ШафранскаяА.М.Федеральный бюджет Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024–2025 годов в условиях частично мобилизационной экономики. https://1economic.ru/lib/117468 (время обращения 05.03.2024).Молчанов С. Налоги за 14 дней. Экспресс-курс. СПб: Питер. 2021. – 480 с.Майбуров И.А. Архитектоника современного налогообложения потребления. Москва: ЮНИТИ, 2020. – 399 с.Намитулина А. З., Куцури Г. Н. Бюджет и бюджетное устройство Российской Федерации. Учебное пособие. Москва: Кнорус, 2021. – 142 с.;Рожина В. Э., Гренадерова М. В. Влияние ресурсного налогообложения на развитие нефтяной отрасли России. В сборнике: Ресурсная экономика в контексте современных тенденций глобализации / Материалы международной научно-практической конференции. [Электронный ресурс] https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=xmqfix. (Дата обращения 02.03.2024).Тихонова А. В. Эконометрическое обеспечение налогового мониторинга. КНОРУС. 2022. – 224 с.;Шадурская М. М., Смородина Е. А., Торопова И. В., Львова М. И., Лачихина А. Г. Налоговая система Российской Федерации. Электронный учебник. [Электронный ресурс] https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/96097/1/978-5-7996-3036-2_2020.pdf (Дата обращения 04.03.2024).Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифнойполитики на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 гг. Консультант Плюс. Режим доступа. [Электронный ресурс] https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_429950/. (Дата обращения 04.03.2024).Принципы бюджетной системы. Электронный бюджет. Единый портал бюджетной системы. [Электронный ресурс] https://budget.gov.ru/web/guest. (Дата обращения 03.03.2024).Структура бюджетной системы Российской Федерации. Правовая система Гарант. Режим доступа. [Электронный ресурс].https://base.garant.ru/12112604/3d3a9e2eb4f30c73ea6671464e2a54b5/.(Дата обращения 02.03.2024).Тонин А. Бюджет РФ на 2023: анализ и особенности. Институт развития социально-экономических проектов и инициатив. [Электронный ресурс]. https://irsepi.ru/byudzhet-rf-na-2023-analiz-i-osobennosti/. (Дата обращения 06.03.2024).Федеральный бюджет 2023 года. Дешевый рубль и дорогая безопасность. Инфографика. Статья. [Электронный ресурс] https://rubin65.livejournal.com/2121490.html?es=1.(Дата обращения 06.03.2024).
2.Гражданский Кодекс Российской Федерации. Консультант плюс. Режим доступа. [Электронный ресурс]. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/. (время обращения 05.03.2024).
3.Налоговый Кодекс Российской Федерации. Правовая система Гарант. Режим доступа. [Электронный ресурс] https://base.garant.ru/10900200/(Дата обращения 06.03.2024).
4.Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Правовая система ГАРАНТ. Режим доступа. [Электронный ресурс]. https://base.garant.ru/71937200/. (Дата обращения 06.03.2024).
5.Краткая информация об исполнении федерального бюджета //Минфин России. [Электронный ресурс] URL: https://minfin.gov.ru/ru/statistics/fedbud/execute (дата обращения: 13.03.2024).
6.Единый портал бюджетной системы Российской Федерации. Официальный сайт МинФин России. [Электронный ресурс]. https://minfin.gov.ru/ru/ismf/electronic_budget/epbs_test (Дата обращения 03.03.2024).
7.Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации 2023 год. Правовая система ГАРАНТ. Режим доступа. [Электронный ресурс] https://base.garant.ru/12181732/. (Дата обращения 03.03.2024).
8.Об Энергетической стратегии РФ на период до 2035 г. Распоряжение Правительства РФ от 9 июня 2020 г. № 1523-р. Правовая система ГАРАНТ. Режим доступа. [Электронный ресурс] https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74148810/ (Дата обращения 06.03.2024).
9.Афанасьев М. П.; Беленчук А. А.; Кривогов И. В. Бюджет и Бюджетная система. Учебник для Бакалавриата и Магистратуры. Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 671 с.
10.Воронцов О. Г. Принципы бюджетной системы Российской Федерации. Теоретико-правовые основы реализации. Москва: ИНФРА-М, 2021. – 225 с.
11.Вильгоненко И. М. Отдельные актуальные аспекты современного налогового законодательства: монография. Москва: Проспект, 2023. -
176 с.
12.Герасимова М. В. Налогообложение Электронный учебно-методический комплекс. [Электронный ресурс]. https://ipkoil.ru/demo/nalogooblozhenie-gerasimova/Taxation/tutorial/theme1_1.html. (Дата обращения 02.03.2024);
13.Дементьев Д. Бюджетная система Российской Федерации. Учебник. Москва: Кнорус, 2021. – 332 с.
14.Дадашев А. З., Топчи Ю. А., Мешкова Д. А. Государственные и муниципальные финансы. Бюджетная система Российской Федерации. Учебник. Москва: Научная библиотека, 2018. – 240с.
15.Золотарева Г.И., Смородинова Н.И. Бюджетная система Российской Федерации. Учебник. Москва: Кнорус, 2020. – 232 с.
16.Караваева И.В., Казанцев С.В., Лев М.Ю., Коломиец А.Г., Быковская Ю.В., Шафранская А.М.Федеральный бюджет Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024–2025 годов в условиях частично мобилизационной экономики. https://1economic.ru/lib/117468 (время обращения 05.03.2024).
17.Молчанов С. Налоги за 14 дней. Экспресс-курс. СПб: Питер. 2021. – 480 с.
18.Майбуров И.А. Архитектоника современного налогообложения потребления. Москва: ЮНИТИ, 2020. – 399 с.
19.Намитулина А. З., Куцури Г. Н. Бюджет и бюджетное устройство Российской Федерации. Учебное пособие. Москва: Кнорус, 2021. – 142 с.;
20.Рожина В. Э., Гренадерова М. В. Влияние ресурсного налогообложения на развитие нефтяной отрасли России. В сборнике: Ресурсная экономика в контексте современных тенденций глобализации / Материалы международной научно-практической конференции. [Электронный ресурс] https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=xmqfix. (Дата обращения 02.03.2024).
21.Тихонова А. В. Эконометрическое обеспечение налогового мониторинга. КНОРУС. 2022. – 224 с.;
22.Шадурская М. М., Смородина Е. А., Торопова И. В., Львова М. И., Лачихина А. Г. Налоговая система Российской Федерации. Электронный учебник. [Электронный ресурс] https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/96097/1/978-5-7996-3036-2_2020.pdf (Дата обращения 04.03.2024).
23.Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 гг. Консультант Плюс. Режим доступа. [Электронный ресурс] https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_429950/. (Дата обращения 04.03.2024).
24.Принципы бюджетной системы. Электронный бюджет. Единый портал бюджетной системы. [Электронный ресурс] https://budget.gov.ru/web/guest. (Дата обращения 03.03.2024).
25.Структура бюджетной системы Российской Федерации. Правовая система Гарант. Режим доступа. [Электронный ресурс]. https://base.garant.ru/12112604/3d3a9e2eb4f30c73ea6671464e2a54b5/. (Дата обращения 02.03.2024).
26.Тонин А. Бюджет РФ на 2023: анализ и особенности. Институт развития социально-экономических проектов и инициатив. [Электронный ресурс]. https://irsepi.ru/byudzhet-rf-na-2023-analiz-i-osobennosti/. (Дата обращения 06.03.2024).
27.Федеральный бюджет 2023 года. Дешевый рубль и дорогая безопасность. Инфографика. Статья. [Электронный ресурс] https://rubin65.livejournal.com/2121490.html?es=1. (Дата обращения 06.03.2024).