Использование сказок в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением интилекта

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Дефектология
  • 86 86 страниц
  • 65 + 65 источников
  • Добавлена 01.05.2024
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СКАЗОК В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 8
1.1 Значение сказки для детей старшего дошкольного возраста с зпр, ее особенности и классификация. 8
1.2 Психолого-педагогические аспекты проблемы использования сказок в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР. 14
1.3 Трудности использования сказок в работе с дошкольниками с интеллектуальными нарушениями. 23
Выводы по главе 1 35
Глава 2. ОПИСАНИЕ И АНАЛИЗ ОПЫТНО—ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОБЛЕМЕ НАРУШЕНИЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ СКАЗКОТЕРАПИИ 37
2.1. Сказкотерапия как методика психического развития у детей старшего дошкольного возраста в ходе эксперимента 37
2.2. Организация исследования уровня психического развития у детей старшего дошкольного возраста 47
2.3. Анализ результатов опытно—экспериментальной работы по психическому развитию у детей старшего дошкольного возраста 59
Выводы по главе 2 72
Заключение 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75
Приложение 83

Фрагмент для ознакомления

д.)Матер-класс для педагогов Тема: «Развитие просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР при озвучивании мультфильмов». Основной этап был так же ориентирован на проведении комплексных занятий для гармоничного развития детей с нарушениями речи посредствоммультипликации. Основной этап основывался на задачах:1. Ознакомить ребенка с наглядным, раздаточным материалом. Вводить ребенка в неудобную ситуацию, для того что бы ребенок самостоятельно выстраивал логическую цепочку. По типу «вопрос – ответ»2. Формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов (денотативного, понятийного, коннотативного, контекстуального)3. Развитие мелкой моторики, дыхательная гимнастика, с помощью предметно-практической деятельности. Ознакомление ребенка с учебным материалом, рассматривание картинок. Пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика.4. Работа происходит в спокойной, тихой атмосфере. Ребенку предоставляется возможность познакомиться с книгой, описать ее, выстроить диалог с педагогом. Прослушивание отрывка или часть сказки, художественного произведения, произведение самостоятельного рассказа. Работа с сюжетными картинками.Сущность этапа заключается в работе с иллюстрациями по народным сказкам. В процессе реализации методики, педагог не озвучивает сказку ребенку. А предлагает самостоятельно ее рассказать с опорой на иллюстрации. Для примера педагог использует картонные вырезки известных народных сказок, и предлагает ребенку устроить кукольный театр. В случае затруднения, педагог помогает ребенку, принимая на себя роль одного из персонажей сказки. Третий этап был заключительным. В процессе подготовки к финальному показу отснятого материала, совместно с детьми прорабатывали озвучку мультфильма, работу с монтажом и музыкальным сопровождением. Так же на данном этапе продолжалась работа с родителями, активное обсуждение всех этапом подготовки, пошива костюмов и помощь с реквизитами. Многие родители после просмотра подготовленного мультфильма с участием каждого ребенка были приятно удивлены, и поддержали решения продолжить деятельность в дошкольном учреждении. 2.3.  Анализ результатов опытно—экспериментальной работы по психическому развитию удетей старшего дошкольного возрастаНа контрольном этапе проведения исследования, мы повторно провели три блока методики сказко терапии с детьми с задержкой психического развития. Организация и проведение экспериментального обследования строилась с учетом следующих особенностей ребенка старшей дошкольной группы с задержкой психического развития:- принцип индивидуального подхода, который предполагает учет психофизических и речевых особенностей ребенка;- принцип учета психического и эмоционального состояния ребенка с целью налаживания контакта;- принцип взаимосвязи качественного анализа с полученными количественными даннымиВ экспериментальном исследовании принимали участиедошкольников старшей группы детского сада «Берегиня» г. Иркутска с диагнозом задержка психического развития. Количество детей в группе 50 ребенка, среди которых 35 мальчиков, 15девочек. Возраст респондентов 6 -7 лет.Для точности получения результатов исследования, мы разделили группу детей на экспериментальную (25 детей), и контрольную (25 детей).Для методики был взят один из видов сказок – сказки о животных.Узнавание детьми сказок, оценивалось следующим образом: 1 блок — Узнавание сказки по обложке и по картинкам обложки сказки.2 блок — Знание персонажей предъявляемого произведения.3 блок — Знание характерных реплик.Каждый блок оценивался по трем уровням:Высокий уровень: ребенок узнает всех героев предъявляемой сказки. Знает основное содержание сказки: где, когда, с кем происходит событие, порядок развития действий. Средний уровень: Узнает главных героев сказки и помнит только некоторых по именам. Основное содержание передает при помощи специальных вопросов. Низкий уровень: ребенок называет только животных, изображенных на иллюстрации без их имен по литературному произведению. Не осуществляет пересказ сказки даже с помощью вопросов педагога. Коррекционно – логопедическая деятельность проводилась согласно учебному плану и расписанию. Индивидуальная деятельность с детьми проводилась 2 раза в неделю, коллективная деятельность проводилась в актовом зале 1 раз в неделю.В процессе реализации комплексной логопедической программы, основанной на подобранных педагогических и коррекционных методиках, мы выявили бедность словарного запаса, нарушение расстановки и склонения слов в предложении, а также нарушение связного повествования. Необходимо отметить, что некоторые дети так же имеют трудности в выговаривании слов, путают расположение букв в слове, например, ребенок говорит не «Потому что», а заменяет на «помату что». В ходе комплексной программы использовали наглядные, словесные, практические методы образования. А так же серию заданий по формированию речи, логической цепочки фраз и предложений, а так же пересказ и описание.На первой этапе экспериментального исследования по методике сказко-терапии, мы проводили повторное исследование по 1 блоку «Узнавание сказки по обложке и по картинкам обложки сказки». В первом блоке перед ребенком раскладывались книги, в хаотичном порядке. По обложке ребенок должен был назвать сказку и по возможности (если знал), назвать главных героев и пересказать сюжет сказки. Результаты проведения первого блока методики, представлены в таблице 4 и рисунке 4. Таблица 4. Результаты проведения 1 блока методики «Узнавание сказки по обложке и по картинкам обложки сказки»СказкиЭкспериментальная группа, %Контрольная группа, %Чел.%Чел.%теремок10100%10100%Петушок и бобовое зернышко550%550%Лисичка сестричка и серый волк770%440%Кот, петух и лиса.880%550%Заяц-хваста.550%550%Анализ полученных результатов таблицы 4 блока методики сказкотерапии«Узнавание сказки по обложке и по картинкам обложки сказки», нам удалось получить данные:Теремок оказалась самая популярная сказка, в экспериментальной и контрольной группе, обложку сказки «теремок» назвали все дети без ошибок.При анализе результатов, оказалось что сказки: «Петушок и бобовое зернышко», «Заяц – хваста», дети не знают. При вспомогательных вопросов со стороны педагога, и методом подсказки и совместного проведения анализа содержания обложки, удалось выяснить название сказки. Важно отметить детей, которые смогли назвать сказку, среди них девочка Катя О. и Юля Б., Оля Г. (экспериментальная группа), и мальчик Илья П. (контрольная группа). На этапе рассмотрения обложки книг сказок «Лисичка сестричка и серый волк», «Кот, петух и лиса», следует отметить, что большее количество детей знали данные сказки, и с легкостью определили название и главных персонажей. При работе с выбранными сказками о животных, а так же при рассуждении совместно с детьми о наличии положительных и отрицательных героев, важно давать ребенку возможность выразить личное мнение и эмоции.Наглядный пример результатов проведения 1 блока методики представлен на рисунке 4. Рисунок 4. Результаты 1 блока методики ««Узнавание сказки по обложке и по картинкам обложки сказки» контрольный этап.На основе полученных данных, мы можем выделить три уровня:Высокий: на высоком уровне в экспериментальной группе оказалось 4 детей. Высокий показатель были у Ульяны Н., Дениса Л., Киры ., Леонида Ж. Дети узнавали героев, описывали сюжеты каждой сказки, перечисляли главных героев, а также без дополнительной помощи педагога, могли назвать яркие события описанные в сказке, мораль (если такова имелась).В контрольной группе, на высоком уровне было 3 дошкольника. Женя Н., Зина Ц. и Дима К., дети самостоятельно находили книги опираясь лишь на слуховые инструкции со стороны педагога, а также самостоятельно описывали события сказок, перечисляли действующих персонажей.Средний: На среднем уровне в экспериментальной группе нам удалось выявить 2 дошкольников. Дина Р., Сергей Т. называли не все сказки, а только хорошо им знакомые, перечисляли количество персонажей, однако многих имен или прозвища так и не смогли назвать.В контрольной группе нам удалось выявить 3 дошкольников., Миша Д., Костя М., Маша К. при проговаривании названия сказок испытывали трудности в тех случаях, если они впервые видели данную сказку, или с трудом могли понять изображения. Однако в процессе занятия, при помощи дополнительных вопросов и подсказок, удалось достичь желаемого ответа. При обсуждении персонажей выбранных книг, дети частично могли назвать главных персонажей сказок, а также ошибочно указывали события по сюжету, возможно причина заключалась в том, что дети подсознательно переплетали сюжеты разных сказок. Низкий: на низком уровне в экспериментальной группе нам удалось выявить 1 дошкольника. Мальчик Денис Д. отмечался полным отсутствием речи, а также низкой познавательной активностью. Так же мальчик совершенно не знал ни единой сказки, слабо оперировал образным мышлением. Достичь результативности в выполнении задания удалось лишь при полном сопровождении педагога. В контрольной группе нам удалось выявить 1 дошкольника. Девочка Лера С. также не знала ни единой сказки из предложенных, методом вспомогательных вопросов смогла назвать сказку «теремок», опираясь тем , что видела данную сказку по телевизору. Главных событий, места события, персонажей назвать не смогла. Переходим ко второму блоку методики «Знание персонажей предъявляемого произведения»На этапе второго блока проведения методики, задача детей заключалась в диагностики навыка описания у детей с задержкой психического развития, описания событий происходящих по сюжету сказки, характеристики персонажей. Результаты проведения второго блока методики представлены в таблице 5 и рисунке 5.Таблица 5. Результаты проведения второго блока методики «Знание персонажей предъявляемого произведения»СказкиЭкспериментальная группа, %Контрольная группа, %Чел.%Чел%.Теремок330%440%колобок660%880%рукавичка220%550%Сказка о глупом мышонке.110%330%Петушок и бобовое зернышко440%220%Анализ полученных результатов таблицы 2 блока методики сказкотерапии«Знание персонажей предъявляемого произведения», нам удалось получить данные:Теремок: В экспериментальной группе с заданием справились лишь 3 дошкольника. Дети знали название сказки, однако перечислить всех персонажей оказалось сложной задачей, дети смогли назвать лишь «мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик – побегайчик».В контрольной группе показатели немного были лучше, 4 дошкольника назвали всех героев сказки, а так же смогли перечислить их очередность появления в сюжете.Колобок:В экспериментальной группе нам удалось выявить 6 дошкольников. Дети отлично знали содержание сказки, перечислили всех персонажей, а также по возможности пропели песню колобка.В контрольной группе нам удалось выявить 8 дошкольников. Дети активно перечисляли и называли всех действующих лиц, пересказывали по памяти сюжет сказки, придумывали личные концовки сказки. Играли в игру «Спасти Колобка».Рукавичка: В экспериментальной группе нам удалось выявить 2 детей, которые смогли перечислить всех персонажей сказки. В основном дети путали сказки «Рукавичка» и «теремок». Поскольку в двух сказках есть одинаковые персонажи.В контрольной группе дело обстояло на порядок лучше, нам удалось выявить 5 дошкольников, которые перечислили всех персонажей сказки.Сказка о глупом мышонке: В экспериментальной группе 1 ребенок, в контрольной 3 детей. Как выяснилось в процессе исследования, дети старшего дошкольного возраста не знали данную сказку, и конечно же не в состоянии были выполнить инструкции к заданию.Петушок и бобовое зернышко: В экспериментальной группе нам удалось выявить 4 детей. Дети перечислили всех главных персонажей, по возможности описали их внешность, события которые наиболее запомнились из содержания сказки.В контрольной группе нам удалось выявить лишь 2 детей, из общего числа контрольной группы детей. В контрольной группе выяснилось что дети не знакомы с данной сказкой, следовательно, они испытывали трудности в процессе выполнения задания 2 блока.Наглядный пример результатов проведения 2 блока методики представлен на рисунке 5. Рисунок 5. Результаты 2 блока методики ««Знание персонажей предъявляемого произведения» констатирующий этап.На основе полученных данных, мы можем выделить три уровня:Высокий: на высоком уровне знаний персонажей сказок нам удалось выявить 2 дошкольника экспериментальной группы, 2 дошкольника контрольной. Дети Ульяна, Кира, Зина и Денис показали высокий уровень знаний персонажей представленных сказок, умело описали сюжетные линии, а также по своему раскрыли и проанализировали характер каждого персонажа.Средний: средний уровень в экспериментальной группе и в контрольной группе, нам удалось выявить по 4 дошкольника. Данная категория детей (Дима, Катя, Вова, Оля, Юля, Диана, Сергей, Алексей), показали достаточный уровень знаний предложенных им сказок, однако прослеживалось «наложение» одной сказки на другую, на примере, если в разных сказках были похожие персонажи или как могло показаться детям, что это один и тот же персонаж, просто «живущий в двух сказках». Низкий: на низком уровне в экспериментальной группе находились 4 дошкольников (45%), в контрольной группе находились 4 дошкольников (35%). К сожалению это достаточно высокий показатели, дети слабо оперировали знаниями о персонажах сказки, так же в подборке присутствовали сказки которых дети не знали, что, по сути и не предоставило возможности верно провести исследование.Изменений в показателях повторного проведения данного блока не отмечалось.Переходим к третьему блоку методики «Знание характерных реплик»На данном этапе проведения методики, задача детей из предложенных сказок, воспроизвести реплики персонажей, без дополнительной помощи педагога. А так же по желанию выступить в роли персонажа или автора сказки.Так же деятельность заключалась в осуществлении самостоятельного поиска детьми, реплик которые могли бы охарактеризовать самого персонажа.Результаты проведения третьего блока методики представлены в таблице 6 и на рисунке 6.Таблица 6. Результаты проведения 3 блока методики «Знание характерных реплик»СказкиЭкспериментальная группа, %Контрольная группа, %Чел.%Чел%Маша и медведь10100%10100%лисичка со скалочкой770%660%Гуси-лебеди220%440%«Бычок — черный бочок, белые копытца»330%220%пых220%220%Кот, петух и лиса.770%770%Лиса и заяц880%550%Сказка о глупом мышонке.440%550%Анализ полученных результатов таблицы 3 блока методики сказкотерапии«Знание характерных реплик», нам удалось получить данные:Маша и медведь: в экспериментальной и контрольной группе, данная сказка оказалась на 100% эффективной, поскольку не удалось выявить ребенка, который не знал бы сказку о маленькой девочке и медведе. Однако важно отметить, что изначально большинство детей, подумали, что речь идет о мультсериале.Лисичка со скалочкой: в экспериментальной группе (70%) от общего числа группы, и в контрольной группе (60%) от общего числа группы. Данные показатель говорят о том, что дети хорошо ознакомлены с данной сказкой, приводили примеры (реплики) из сказки, например «Скалочку, под лавочку, хвостик под скамейку», а так же эмоционально передавали момент, когда лиса требовала отдать ей в замен …Гуси – лебеди: данная сказка имела низкие показатели, поскольку примерно 2-3 дошкольника смогли вспомнить лишь слова бабы яги.«Бычок – черный бочок, белые копытца»: данная сказка также не получила особого внимания со стороны дошкольников, поскольку дети ее не знали. Только несколько человек с каждой группы, как то отдаленно могли описать сюжет, реплики не удалось воспроизвести.Пых: в экспериментальной группе (20%) от общего числа группы, и в контрольной группе (20%) от общего числа группы. Данные показатель говорят о том, что дети хорошо ознакомлены с данной сказкой, приводили примеры (реплики) из сказки.Кот, петух и лиса: в экспериментальной группе (70%) от общего числа группы, и в контрольной группе (70%) от общего числа группы. Данные показатель говорят о том, что дети хорошо ознакомлены с данной сказкой, приводили примеры (реплики) из сказки, например «Отдавай мне петуха», также нам удалось провести анализ морали сказки.Лиса и заяц: в экспериментальной группе (80%) от общего числа группы, и в контрольной группе (50%) от общего числа группы. Данные показатель говорят о том, что дети хорошо ознакомлены с данной сказкой, приводили примеры (реплики) из сказки, например «Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная», также на основе реплик, дети охарактеризовали лисицу, как хитрую, и наглую, которая обманула зайца и выгнала его из дома. Сказка о глупом мышонке: в экспериментальной группе (40%) от общего числа группы, и в контрольной группе (50%) от общего числа группы. Данные показатель говорят о том, что дети хорошо ознакомлены с данной сказкой, приводили примеры (реплики) из сказки, дети описали мышонка, как малыша, который доверяет всем и сам от этого страдает. Наглядный пример результатов проведения 3 блока методики представлен на рисунке 6.Рисунок 6. Результаты 3 блока методики ««Знание характерных реплик» констатирующий этапНа основе проведенной работы на констатирующем и контрольном этапе, мы можем подвести итог исследования, результаты представлены в таблице 7 и на рисунке 7.Таблица 7. Сравнительная таблица уровней развития речи детей старшего дошкольного возраста№ИсследуемыеУровни развития по каждой пробеУзнавание сказки по обложке и по картинкам обложки сказкиЗнание персонажей предъявляемого произведенияЗнание характерных репликЭкспериментальная группа 1Катя О.ВысокийВысокийВысокий2Юля Б.СреднийСреднийСредний3Оля Г.СреднийСреднийСредний4Ульяна Н.СреднийСреднийСредний5Денис Л.СреднийСреднийСредний6Кира Д.ВысокийСреднийНизкий7Леонид Ж.ВысокийВысокийСредний8Дина Р.НизкийНизкийНизкий9Сергей Т.ВысокийНизкийВысокий10Денис Д.НизкийНизкийНизкийКонтрольная группа11Илья П.СреднийСреднийСредний12Женя Н.ВысокийВысокийВысокий13Зина Ц.ВысокийВысокийВысокий14Дима К.СреднийСреднийСредний15Миша Д.СреднийСреднийСредний16Костя М.СреднийСреднийСредний17Маша К.СреднийСреднийСредний18Лера С.СреднийСреднийСредний19Семен Н.НизкийНизкийНизкий20Кирилл Б.НизкийНизкийНизкий.Наглядный пример результатов проведения методики представлен на рисунке 7Рисунок. 7. Результаты выполнения экспериментальных заданий детьмиДанные таблице 7 показывают, что Сергей, Кира, Леонид и Лера., имеют низко-средний уровень развития речи, восприятия и звукопроизношения. Дети с трудом различают персонажей разных сказов, в большинстве случаев опираются на помощь педагога или сверстников. Проявляют низкий уровень познавательной активности, а также в силу того, что дети не обладают знаниями сказов, им сложно выполнять поставленные задания.На среднем уровне развития речи у детей с задержкой психического развития на основе метода использования сказок, нам удалось выявить группу детей: Юля Б. Оля Г, Ульяна Н, Денис Л., Дина Р, Илья П., Дима К. Дети показали достаточный уровень владения познавательной активностью, приводили примеры описания персонажей и реплики из известным из сказок и произведений. А также разыгрывали кукольный театр по мотивам понравившихся сказок или отрывков сказок, также имитировали голосом реплики персонажей. На высоком уровне нам удалось выявить Катя О, Женя Н, Зина Ц. Дети активные, участвуют во всех видах деятельности, умело описывают персонажей сказки, приводят примеры репликами и цитатами сказок, перечислили всех персонажей предложенных сказок, описали их характеры , внешний вид, а также в каких сказках есть похожие персонажи.Анализ развития речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития имел в большей степени средние показатели. Эти данные свидетельствуют о том, что использование сказкотерапии у старших дошкольников с задержкой психического развития обусловлено развитием восприятия, мышления, памяти с использованием метода сказкотерапии в педагогической деятельности.Выводы по главе 2Для реализации цели исследования был организован констатирующий эксперимент, в котором участвовало 50 детей старшей группы, имеющих заключение территориальной психолого-медико-педагогической комиссии о наличии задержки психического развития.Методика исследования посредством сказко терапии на основе примеров материала с животными и по количеству персонажей, материалы подбирались на основе диагностических методик Р.И. Лалаевой [10], Г.В. Чиркиной [36]. Исследование речевых и психических процессов у старших дошкольников с задержкой психического развитияпоказало, что у детей возникают трудности на этапе исследования анализа малознакомых сказок. Дети старшего дошкольного возраста невнимательно выполняли задания, недоговаривали буквы в словах, также возникали трудности в упражнениях по типу «опиши персонажа как ….». Вариант выполнения задания были крайне разными, с данным заданием справились 5 дошкольников.Дошкольники, принявшие участие в эксперименте, отличаются разным уровнем тяжести нарушения речи и задержки психического развития. Отмечаются отклонения в формировании различных сторон речи, касающиеся, главным образом, сложных лексических и грамматических единиц. Характеризуется наличием развернутой фразы, но речь аграмматична, звукопроизношение плохо дифференцировано, фонематические процессы отстают от нормы. Уровень речевого развития устанавливается с помощью логопедической диагностики.У детей в ходе эксперимента были выявлены нарушения фонематического восприятия. Дети не выделяют заданный звук в слове, словесном рядах, испытывают затруднения при повторении слоговых рядов.Исследование исследования речи у старших дошкольников с задержкой психического развития показали средний и высокий уровень у всех детей. При повторе слов были выявлены множественные неточности воспроизведения звуков (замены, искажения, пропуски).ЗаключениеВ ходе проведения научного и эмпирического исследования, мы анализировали психолого - педагогическую литературу, основывались на методические пособия и интернет источники, а так же книги и статьи методистов и зарубежных психологов и педагогов и психологов, логопедов, методистов.Из 20 участников принятых в исследования, 6 участников были на низком уровне. Участники не проявляли заинтересованность в проведении образовательной программы, все время отвлекались и всячески старались прервать проведение методики. В моменты, когда удавалось привлечь внимание, самостоятельно не могли одолеть текстовые задачи и во многом требовали помощи педагога.На среднем уровне проведения методик было 10 испытуемых, из них 5 девочек и 5 мальчиков. Данные участники проявили заинтересованность в проведении методик , активно участвовали в решении поставленных вопросов и опросов, в моменты, когда возникали трудности, обращались за помощью к педагогу, а так же проявили высокий уровень взаимопомощи.На высоком уровне было 4 человек. Дети с интересом участвовали в методиках, отвечали на вопросы, выполняли все без исключения задания и упражнения.В период проведения коррекционных методик на выявление уровня формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня на материале связного высказывания повествовательного типа, мы ориентировались на методические рекомендации В.П. Глухова.Коррекционные методики были направлены на улучшение атмосферы в коллективе, и выявление и решение логопедических проблем. А так же на формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Так же коррекционные методики включали в себя ряд коллективных игр разной сложности и типологии, встречались задания на групповое выполнение, парное, и индивидуальное. Данная методикаоправдала и достигла в полной мере поставленных целей и задач исследования. Для подведения итогов данной работы невозможно не отметить широкую активность развития социальной сферы в профессиональной деятельности современного педагога. Средства и методы диагностики помогают молодому специалисту избежать неприятных трудовых ситуаций, значительно облегчают проведение и планирование профессиональной деятельности.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАбрамова, Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов [Текст] / Г. С. Абрамова – М. : Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 624 сАкимова, Т. М. Русское народное поэтическое творчество [Текст] / Т. М. Акимова – М. : Издательство «Высшая школа», 2013. – 293 сАлёхина, С.В. Развитие инклюзивного образования в России / Сб. материалов Республиканской научно-практической конференции «Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: состояние и перспективы. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2017. - 202 с.Андрусичева, Е.В. Особенности эмоционально-волевого развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития [Текст] / Е.В. Андрусичева // Вестник образования и науки. – 2015. – № 33. – С. 54-57Бабкина, Н.В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в общеобразовательной школе / Н. В. Бабкина // Дефектология. - 2018.- № 4. - С.12–17. Барсукова, И.А. Инклюзивное образование: вчера, сегодня и завтра.//И.А. Барсукова. - Самара, Книга, 2017. – 191 с.Банч Г.О., Зиглер Г., Алёхина С.В. Эффективные технологии инклюзивного образования: в 4-х частях. - Новосибирск: НГПУ, 2013.Бахтеева, Т.Б. Актуальные проблемы интегрированного обучения: Материалы Международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями). - М.: Педагогическое сообщество, 2018. – 127 с. Берлина, Е.Р. Сказкотерапия в работе с детьми с задержкой психического развития [Текст] / Е.Р. Берлина // Практическая психология и социальная работа. – 2012. – № 2. – С. 48-51Берницкая, Л.А. Методика использования сказкотерапии для формирования эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития [Текст] / Л.А. Берницкая // Психология и психотерапия. – 2018. – № 4. – С. 28-34.Бибко, Н. С. Изучение сказок, помещенных в разделе «Устное народное творчество» [Текст] / Н. С. Бибко // Начальная школа № 5. – 2007. – С.39-42.Бибко, Н. С. Работа над выразительностью речи и чтения при формировании умения читать сказки [Текст] / Н. С. Бибко // Начальная школа - 1991. - № 12. - С. 20-26Божович, Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей [Текст] / Л. И. Божович // Вопросы психологии. - 2007. - № 2. - С. 15-18.Васильева, М. А., Гербова, В. В., Комарова, Т. С. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова - М. - Мозаика - Синтез. – 2005. – 496 сВержбицкая, М. А. Воспитательная направленность обучения на уроках чтения [Текст] / М.А. Вержбицкая // Начальная школа. - 1987. - № 10. - С.14 - 20Волков Б.С.Психология детей младшего школьного возраста. – М.: КноРус, 2016. – 347 с.Выготский Л.С.//социализированнность детей с ограниченными возможностями детей в младше школьном возрасте.//Л.С. Выготский, переизд. – 2016. – с.201][Леонтьев А.Н.// социальное взаимодействие детей с различными коммуникативными затруднениями//А.Н. Леонтьев. Переизд. – 2015. – с.331Габова, О.Н. Психологическая помощь детям с задержкой психического развития с использованием сказкотерапии [Текст] / О.Н. Габова// Вестник современной науки и образования. – 2014. – № 6. – С. 97-100.Гринина, Е. А. Использование потенциала детских сказок в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью / Е. А. Гринина, Т. Т. Щелина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22.1 (102.1). — С. 82-84. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23162/ (дата обращения: 01.04.2024)Гликман, И. З. Теория и методика воспитания: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / И.З. Гликман - М. : ВЛАДОС - ПРЕСС, 2003. - 415 сГригорович, Л. А., Марцинковская, Т. Д.. Педагогика и психология: Учеб.пособие. [Текст] / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская - М. : Гардарики,2003. - 480 с.Гонина О.О. Психология младшего школьного возраста. – М.: Флината: Наука, 2014. – 271 с.Довгун, А. И. О некоторых условиях успешного использования методов воспитания. [Текст] / А. И. Довгун // Нравственное воспитание школьников. - 2006. - №12. - с.56Евгеньева, А. П. Словарь русского языка в 4 томах. Том 4. - 3-е изд. стереотип. [Текст] / Ред. А. Евгеньева - М. : Русский язык, 1988. - 800 сЗапорожец, А. В. Психология восприятия ребенкомдошкольником литературного произведения // Избранные психологические труды [Текст] / А. В. Запорожец - М. : Просвещение, 2011. - 66 с. Званцова, М. Е., Носова, Т. Д. Русь святая, православная, богатырская (Народное творчество в детском саду): Учебно - методическое пособие [Текст] / М. Е. Званцова, Т. Д. Носова – Благовещенск : Изд-во БГПУ, 2012. – 126 сЗайцев, Д.В. Интегрированное образование детей с ограниченными возможностями // Социологические исследования.- 2018.- № 7.- С. 127-132.Зайцева И.А.Коррекционная педагогика: учеб.пособие для студ. пед. спец. вузов по предмету «Коррекц. педагогика» / И.А. Зайцева, В.С. Кукушин, Г.Г. Ларин и др.; Под ред. В.С. Кукушина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н /Д: Март, 2004. – 351 с.Зарецкий, В.К. Десять конференций по проблемам развития особенных детей – десять шагов от инновации к норме // Психологическая наука и образование.- 2017.- № 1.- С. 83-95.Ивенских, И.В. Профессиональная готовность будущих педагогов к работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях инклюзивной практики //Дефектология. - № 2. - 2019. – С. 23-29.Ковалев, Е.В., Староверова, М.С. Образовательная интеграция (инклюзия) как закономерный этап развития системы образования // Инклюзивное образование. Выпуск 1. – М.: Центр «Школьная книга», 2018. – 272с.Козлова, С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром [Текст] / С. А. Козлова - М. : Педагогика, 2008. - 186 с. Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников. [Текст] / А. Д. Кошелева - М. :Аркти, 2003. - 156 с. Кузнецова, Л. В., Панфилова, М. А. Формирование нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры, упражнения [Текст] / Под ред. Л. В. Кузнецовой, М. А. Панфиловой - М. : Сфера, 2012. - 120 сКухтерина Г.В., Кукуев Е.А. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников. – Тюмень: Изд. Тюменского гос. универ-та, 2014. – 179 с.Малофеев, Н.Н. Особый ребенок – вчера, сегодня, завтра. Образование и психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в ХХ1 веке. // Дефектология. - № 8. - 2017. – С. 33-37. Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа. Уч.пос.для студентов пед.вузов. – М.: Просвещение, 2019. – 258 с.Минаева, В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры: пособие для практических работников дошкольных учреждений [Текст] / В. М. Минаева - М. : АРКТИ, 2002. - 165 с. Неверович, Я. З. Некоторые психологические особенности овладения дошкольниками нормами поведения в коллективе [Текст] / Я. З. Неверович // Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников. - М. : Просвещение, 2005. - С.67-71. Нечаева, В. Г., Маркова, Т. А., Жуковская Р. И. Нравственное воспитание в детском саду [Текст] / Под ред. В. Г. Нечаевой и Т. А. Марковой. - 2-е изд., испр. и доп. - М : Просвещение, 2002. - 256 с.Педагогика, психология и технологии инклюзивного образования / Под ред. Д.З. Ахметовой. – Казань: Изд-во «Познание», 2014. – 275 с.Психология и педагогика инклюзивного образования: технологии, результативность, качество. – Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2021. – 124 с.Стрелкова, Л. П. Влияние художественной литературы на эмоции ребенка [Текст] / Л. П. Стрелкова // Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А. Д. Кошелевой. - М. , 2005. - С.95. Стрельцова, Л. Е. Литература и фантазия. Сборник: Кн. для воспитателей дет.сада и родителей [Текст] / Л. Е. Стрельцова - М. : Просвещение, - 1992. - 255 с. Сушкова, И. В. О процессе нравственного воспитания дошкольников [Текст] / И. В. Сушкова // Вестник высшей школы. - 2006. - № 6. - С.21-25. Уледов, А. К. Нравственное воспитание: Проблемы теории и практики [Текст] / Отв. ред. А. К. Уледов - М. :Владос, 2004. - 142 с. Урунтаева, Г. А. Практическая психология [Текст] / Г. А. Урунтаева - М. : Академия, 2002. - 182 с. Усачёва, И. Волшебные карты, или ДжанниРодари учит сочинять сказку [Текст] / И. Усачева // Семья и школа. - 2011. - № 4. - С.21 - 23.Учимся вместе: интеграция детей с особыми потребностями в школьное образовательное пространство / Под общей редакцией Н. А. Михайловой. – Владикавказ: Цопанова А.Ю., 2022. – 155 с. Феталиева Л.П. Инклюзивное образование в начальной школе. – Махачкала: ДГПУ, 2018. – 103 с. Фролова Е.В. Формирование умения организации учебной работы в малых группах школьников у будущих учителей начальных классов: монография. – Челябинск: Изд-во Южно-Уральского гос. гуманитарно-пед. ун-та, 2019. – 133 с.Каирова Л.А. Включение детей с различными образовательными потребностями в групповую работу на уроках математики в начальной школе // Мир науки, культуры, образования. – 2017. – № 1(62). – С. 116-117.Капская А.Ю. Развивающая сказкотерапия для детей. – СПб.: Речь, М.: Сфера, 2008. – 221 сНеустроева Е.Н., Прокопьева Ю.П. Использование педагогических технологий инклюзивного образования в начальной школе / Инновационные педагогические технологии. – Казань: ООО «Бук», 2017. – С. 45-48. Ткачева К.В. Особенности организации и проведения групповой работы в соврменной начальной школе // Развитие социально-устойчивой инновационной среды непрерывного педагогического образования / Науч. редактор О.Е. Ефимова, отв. редактор Л.Х. Тургинекова. – Абакан: Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 2022. – С. 196-197. Фадеева М.В., Челоусова К.В. Критерии и показатели оценки результативности психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования в начальной школе // Реализация компетентностного подхода в системе профессионального образования педагога. – Евпатория: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2018. – С. 99-102. Челоусова К.В., Фадееа М.В. Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в начальной школе // TheCaucasus: EconomicalAndSocialAnalysisJournalOfSouthernCaucasus. – 2018. – Т. 4, № 25. – С. 18-29. Чех Е.В. Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009. – 144 с.Чичканова И.Н. Формирование умения младших школьников взаимодействовать в учебной группе в процессе изучения математики // Драйверы развития общего и профессионального образования Том 2. – Павлово: Павловский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», 2021. – С. 300-303.Шорохова, О. А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников [Текст] / О. А. Шорохова - М. : ТЦ Сфера, 2006. - 208 сЭльконин, Б. Д. Знаковое опосредствование, волшебная сказка и субъектность действия [Текст] / Б. Д. Эльконин // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 2003. – 100 сЭльконин, Д. Б. Избранные психологические труды [Текст] / Б. Д. Эльконин - М. , 1989. – 560 с.Ядэшко, В. И. Дошкольная педагогика [Текст] / В. И. Ядэшко - М. : Академия, 2008. - 514 сЯновская, М. Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности [Текст] / М. Г. Яновская // Классный руководитель - 2013. - № 4 - с.24-29.Яшина, Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб.пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. 3- е изд., стереотип. [Текст] / Б. И. Яшина, М. М. Алексеева - М. : «Академия», 2004. – 456 с.ПриложениеПриложение 1Классификация использования сказок по возрастам Младший дошкольный 3-4 годаСредний дошкольный 4-5 лет Старший дошкольный 5-6 лет1«Бычок — черный бочок, белые копытца»Лисичка со скалочкой.теремок2«Лиса и заяц»Рукавичка.Петушок и бобовое зернышко3колобокЛиса и журавль.Лисичка сестричка и серый волк4Гуси-лебедиСказка о глупом мышонке.Кот, петух и лиса.5Маша и медведь.ПыхЗаяц-хваста.Проводим исследование этих 15 сказок по методике. 2. По количеству персонажей.1-3 персонажа3-5 персонажейОт 6 персонажей1Пых.Гуси-лебедиТеремок2Лисичка со скалочкой.Лиса и заяцколобок3Маша и медведь«Бычок — черный бочок, белые копытца»рукавичка4Лиса и журавль.Лисичка сестричка и серый волкСказка о глупом мышонке.5Заяц-хваста.Кот, петух и лиса.Петушок и бобовое зернышко3. классификация по животным.о диких животныхо домашних животныхО человеке и животныхо диких и домашних животных1Лисичка сестричка и серый волкПетушок и бобовое зернышкоМаша и медведьКот, петух и лиса.2рукавичкалисичка со скалочкойЛиса и заяц3колобокГуси-лебедиСказка о глупом мышонке.4теремок«Бычок — черный бочок, белые копытца»5Заяц-хвастапых6Лиса и журавльПриложение 2План – конспект занятия в разделе «Мультипликация»Тема: Знакомство с профессией «режиссер» Цель: познакомить детей с нарушениями речи с новой интересной профессией, с возможностями выбора для себя героя.Задачи:Ознакомление с профессией режиссёра Проведение беседы о важности выбора будущей профессии Выбрать литературное произведение для создания будущего мультфильма с участием респондентовПроведение инструктажа по технике безопасности Распределение ролей Оборудование: книги, спортивный инвентарь, музыкальное сопровождение Ход.1. Организационный моментЗдравствуйте дети! Меня зовут тетя Мотя, и сегодня мы с вами окунемся в волшебное путешествие. И так кто – то слышал о стране «трямдилямдия»? Нет? Тогда я вам сейчас все всераскажу!!! (педагог собирает детей в хоровод, и причитает волшебные слова для путешествия «труп-пум –пум-тям – дилям», после разрывает хоровод и выполняет танец «Макарено» под музыку)2. Актуализация знаний Дети мы с вами прилетели в волшебную страну «трямдилямдию», в этой стране все не так как у людей. Тут часы ходят назад, а люди вместо «привет» всегда говорят «Трям прям». А так же в волшебной стране есть много – много профессий ребята, а помогите мне разобраться!Ой зарос совсем малыш, ни видать не глазок, ни ушей А где же носик потерялся? Из –за волосиков не видим мы совсем!И кто же, кто же нам поможет? (Парикмахер)Ой заболел мой живот,Не хочу я не супа не компотМама, мама, помогиКажется у меня температура, дай скорее мне микстуруТише, тише зайчик, погодиСкоро приедет добрый …. (доктор)Он для нас мультики снимал,Он для папы боевик искал,Он для мамы придумал мелодрамуОн снимал и тут и тамТолько вот совсем устал (режиссер) 3. Основная деятельность Да, вы большие молодцы! Сегодня я хочу с вами познакомиться с замечательной профессией «Режиссер». Это очень ответственная профессия, как вы думаете а что делает режиссер?(ответы детей)Вы абсолютно правы! А так же режиссер снимает мультфильмы. Вы любите мультфильмы? А какие вам нравятся больше всего? Хотели бы вы тоже побыть в роли актеров или режиссера? Сегодня я бы хотела с вами почитать сказку «Красная шапочка». (педагог читает сказку) Вам понравилась сказка? Что вам запомнилось ?А давайте попробуем сделать кукольный театр? (педагог предлагает выбрать соответствующие игрушки) 4. РазминкаПедагог проводит разминку, под веселую мелодию. (5 минут)5. Репетиция Педагог распределяет роли, а так же раздает слова. Из действующих лиц: бабушка, внучка, волк, охотник, мама девочки, остальные дети выполняют роль массовки. В процессе репетиции, педагог подробно объясняет детям движения, поведение персонажей, разучивают порядок действий. А также слова, окончательно определяются с ролями.6. Съемочный процессПосле завершения первой репетиции по тексту сказки, а так же прорабатывания основных персонажей, можно приступать к первым кадрам создания мультфильма. В актовом зале, совместно с детьми мы выставили декорации, подготовили площадку и реквизит.На экране мы видим маму и девочку: (голос автора (педагога) о начале сказки)- Иди моя хорошая и отнеси бабушке пирожков, а то она болеет!- Хорошо, мама.- Иди аккуратно, с чужими не разговаривай. С тропинки не сворачивай, и к вечеру возвращайся!

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов [Текст] / Г. С. Абрамова – М. : Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 624 с
2. Акимова, Т. М. Русское народное поэтическое творчество [Текст] / Т. М. Акимова – М. : Издательство «Высшая школа», 2013. – 293 с
3. Алёхина, С.В. Развитие инклюзивного образования в России / Сб. материалов Республиканской научно-практической конференции «Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: состояние и перспективы. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2017. - 202 с.
4. Андрусичева, Е.В. Особенности эмоционально-волевого развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития [Текст] / Е.В. Андрусичева // Вестник образования и науки. – 2015. – № 33. – С. 54-57
5. Бабкина, Н.В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в общеобразовательной школе / Н. В. Бабкина // Дефектология. - 2018.- № 4. - С.12–17.
6. Барсукова, И.А. Инклюзивное образование: вчера, сегодня и завтра.//И.А. Барсукова. - Самара, Книга, 2017. – 191 с.
7. Банч Г.О., Зиглер Г., Алёхина С.В. Эффективные технологии инклюзивного образования: в 4-х частях. - Новосибирск: НГПУ, 2013.
8. Бахтеева, Т.Б. Актуальные проблемы интегрированного обучения: Материалы Международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями). - М.: Педагогическое сообщество, 2018. – 127 с.
9. Берлина, Е.Р. Сказкотерапия в работе с детьми с задержкой психического развития [Текст] / Е.Р. Берлина // Практическая психология и социальная работа. – 2012. – № 2. – С. 48-51
10. Берницкая, Л.А. Методика использования сказкотерапии для формирования эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития [Текст] / Л.А. Берницкая // Психология и психотерапия. – 2018. – № 4. – С. 28-34.
11. Бибко, Н. С. Изучение сказок, помещенных в разделе «Устное народное творчество» [Текст] / Н. С. Бибко // Начальная школа № 5. – 2007. – С.39-42.
12. Бибко, Н. С. Работа над выразительностью речи и чтения при формировании умения читать сказки [Текст] / Н. С. Бибко // Начальная школа - 1991. - № 12. - С. 20-26
13. Божович, Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей [Текст] / Л. И. Божович // Вопросы психологии. - 2007. - № 2. - С. 15-18.
14. Васильева, М. А., Гербова, В. В., Комарова, Т. С. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова - М. - Мозаика - Синтез. – 2005. – 496 с
15. Вержбицкая, М. А. Воспитательная направленность обучения на уроках чтения [Текст] / М.А. Вержбицкая // Начальная школа. - 1987. - № 10. - С.14 - 20
16. Волков Б.С. Психология детей младшего школьного возраста. – М.: КноРус, 2016. – 347 с.
17. Выготский Л.С.//социализированнность детей с ограниченными возможностями детей в младше школьном возрасте.//Л.С. Выготский, переизд. – 2016. – с.201][Леонтьев А.Н.// социальное взаимодействие детей с различными коммуникативными затруднениями//А.Н. Леонтьев. Переизд. – 2015. – с.331
18. Габова, О.Н. Психологическая помощь детям с задержкой психического развития с использованием сказкотерапии [Текст] / О.Н. Габова// Вестник современной науки и образования. – 2014. – № 6. – С. 97-100.
19. Гринина, Е. А. Использование потенциала детских сказок в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью / Е. А. Гринина, Т. Т. Щелина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22.1 (102.1). — С. 82-84. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23162/ (дата обращения: 01.04.2024)
20. Гликман, И. З. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / И.З. Гликман - М. : ВЛАДОС - ПРЕСС, 2003. - 415 с
21. Григорович, Л. А., Марцинковская, Т. Д.. Педагогика и психология: Учеб. пособие. [Текст] / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская - М. : Гардарики,2003. - 480 с.
22. Гонина О.О. Психология младшего школьного возраста. – М.: Флината: Наука, 2014. – 271 с.
23. Довгун, А. И. О некоторых условиях успешного использования методов воспитания. [Текст] / А. И. Довгун // Нравственное воспитание школьников. - 2006. - №12. - с.56
24. Евгеньева, А. П. Словарь русского языка в 4 томах. Том 4. - 3-е изд. стереотип. [Текст] / Ред. А. Евгеньева - М. : Русский язык, 1988. - 800 с
25. Запорожец, А. В. Психология восприятия ребенкомдошкольником литературного произведения // Избранные психологические труды [Текст] / А. В. Запорожец - М. : Просвещение, 2011. - 66 с.
26. Званцова, М. Е., Носова, Т. Д. Русь святая, православная, богатырская (Народное творчество в детском саду): Учебно - методическое пособие [Текст] / М. Е. Званцова, Т. Д. Носова – Благовещенск : Изд-во БГПУ, 2012. – 126 с
27. Зайцев, Д.В. Интегрированное образование детей с ограниченными возможностями // Социологические исследования.- 2018.- № 7.- С. 127-132.
28. Зайцева И.А.Коррекционная педагогика: учеб. пособие для студ. пед. спец. вузов по предмету «Коррекц. педагогика» / И.А. Зайцева, В.С. Кукушин, Г.Г. Ларин и др.; Под ред. В.С. Кукушина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н /Д: Март, 2004. – 351 с.
29. Зарецкий, В.К. Десять конференций по проблемам развития особенных детей – десять шагов от инновации к норме // Психологическая наука и образование.- 2017.- № 1.- С. 83-95.
30. Ивенских, И.В. Профессиональная готовность будущих педагогов к работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях инклюзивной практики //Дефектология. - № 2. - 2019. – С. 23-29.
31. Ковалев, Е.В., Староверова, М.С. Образовательная интеграция (инклюзия) как закономерный этап развития системы образования // Инклюзивное образование. Выпуск 1. – М.: Центр «Школьная книга», 2018. – 272с.
32. Козлова, С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром [Текст] / С. А. Козлова - М. : Педагогика, 2008. - 186 с.
33. Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников. [Текст] / А. Д. Кошелева - М. : Аркти, 2003. - 156 с.
34. Кузнецова, Л. В., Панфилова, М. А. Формирование нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры, упражнения [Текст] / Под ред. Л. В. Кузнецовой, М. А. Панфиловой - М. : Сфера, 2012. - 120 с
35. Кухтерина Г.В., Кукуев Е.А. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников. – Тюмень: Изд. Тюменского гос. универ-та, 2014. – 179 с.
36. Малофеев, Н.Н. Особый ребенок – вчера, сегодня, завтра. Образование и психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в ХХ1 веке. // Дефектология. - № 8. - 2017. – С. 33-37.
37. Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа. Уч.пос.для студентов пед.вузов. – М.: Просвещение, 2019. – 258 с.
38. Минаева, В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры: пособие для практических работников дошкольных учреждений [Текст] / В. М. Минаева - М. : АРКТИ, 2002. - 165 с.
39. Неверович, Я. З. Некоторые психологические особенности овладения дошкольниками нормами поведения в коллективе [Текст] / Я. З. Неверович // Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников. - М. : Просвещение, 2005. - С.67-71.
40. Нечаева, В. Г., Маркова, Т. А., Жуковская Р. И. Нравственное воспитание в детском саду [Текст] / Под ред. В. Г. Нечаевой и Т. А. Марковой. - 2-е изд., испр. и доп. - М : Просвещение, 2002. - 256 с.
41. Педагогика, психология и технологии инклюзивного образования / Под ред. Д.З. Ахметовой. – Казань: Изд-во «Познание», 2014. – 275 с.
42. Психология и педагогика инклюзивного образования: технологии, результативность, качество. – Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2021. – 124 с.
43. Стрелкова, Л. П. Влияние художественной литературы на эмоции ребенка [Текст] / Л. П. Стрелкова // Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А. Д. Кошелевой. - М. , 2005. - С.95.
44. Стрельцова, Л. Е. Литература и фантазия. Сборник: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей [Текст] / Л. Е. Стрельцова - М. : Просвещение, - 1992. - 255 с.
45. Сушкова, И. В. О процессе нравственного воспитания дошкольников [Текст] / И. В. Сушкова // Вестник высшей школы. - 2006. - № 6. - С.21-25.
46. Уледов, А. К. Нравственное воспитание: Проблемы теории и практики [Текст] / Отв. ред. А. К. Уледов - М. : Владос, 2004. - 142 с.
47. Урунтаева, Г. А. Практическая психология [Текст] / Г. А. Урунтаева - М. : Академия, 2002. - 182 с.
48. Усачёва, И. Волшебные карты, или Джанни Родари учит сочинять сказку [Текст] / И. Усачева // Семья и школа. - 2011. - № 4. - С.21 - 23.
49. Учимся вместе: интеграция детей с особыми потребностями в школьное образовательное пространство / Под общей редакцией Н. А. Михайловой. – Владикавказ: Цопанова А.Ю., 2022. – 155 с.
50. Феталиева Л.П. Инклюзивное образование в начальной школе. – Махачкала: ДГПУ, 2018. – 103 с.
51. Фролова Е.В. Формирование умения организации учебной работы в малых группах школьников у будущих учителей начальных классов: монография. – Челябинск: Изд-во Южно-Уральского гос. гуманитарно-пед. ун-та, 2019. – 133 с.
52. Каирова Л.А. Включение детей с различными образовательными потребностями в групповую работу на уроках математики в начальной школе // Мир науки, культуры, образования. – 2017. – № 1(62). – С. 116-117.
53. Капская А.Ю. Развивающая сказкотерапия для детей. – СПб.: Речь, М.: Сфера, 2008. – 221 с
54. Неустроева Е.Н., Прокопьева Ю.П. Использование педагогических технологий инклюзивного образования в начальной школе / Инновационные педагогические технологии. – Казань: ООО «Бук», 2017. – С. 45-48.
55. Ткачева К.В. Особенности организации и проведения групповой работы в соврменной начальной школе // Развитие социально-устойчивой инновационной среды непрерывного педагогического образования / Науч. редактор О.Е. Ефимова, отв. редактор Л.Х. Тургинекова. – Абакан: Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 2022. – С. 196-197.
56. Фадеева М.В., Челоусова К.В. Критерии и показатели оценки результативности психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования в начальной школе // Реализация компетентностного подхода в системе профессионального образования педагога. – Евпатория: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2018. – С. 99-102.
57. Челоусова К.В., Фадееа М.В. Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в начальной школе // The Caucasus: Economical And Social Analysis Journal Of Southern Caucasus. – 2018. – Т. 4, № 25. – С. 18-29.
58. Чех Е.В. Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009. – 144 с.
59. Чичканова И.Н. Формирование умения младших школьников взаимодействовать в учебной группе в процессе изучения математики // Драйверы развития общего и профессионального образования Том 2. – Павлово: Павловский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», 2021. – С. 300-303.
60. Шорохова, О. А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников [Текст] / О. А. Шорохова - М. : ТЦ Сфера, 2006. - 208 с
61. Эльконин, Б. Д. Знаковое опосредствование, волшебная сказка и субъектность действия [Текст] / Б. Д. Эльконин // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 2003. – 100 с
62. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды [Текст] / Б. Д. Эльконин - М. , 1989. – 560 с.
63. Ядэшко, В. И. Дошкольная педагогика [Текст] / В. И. Ядэшко - М. : Академия, 2008. - 514 с
64. Яновская, М. Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности [Текст] / М. Г. Яновская // Классный руководитель - 2013. - № 4 - с.24-29.
65. Яшина, Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. 3- е изд., стереотип. [Текст] / Б. И. Яшина, М. М. Алексеева - М. : «Академия», 2004. – 456 с.