конституционно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в российской федерации.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Конституционное право
  • 35 35 страниц
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 23.04.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава 1. Конституционно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ 6
1.1.Понятие и основы конституционно-правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ 6
1.2.Порядок въезда и временного пребывания в РФ и выезда из РФ 10
Глава 2.Основные права, обязанности и ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ. Роль органов внутренних дел в реализации правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства 14
2.1.Права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ. Право убежища и условия его предоставления 14
2.2. Ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ 19
2.3.Роль органов внутренних дел в реализации правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства 24
Заключение 30
Библиографический список 32

Фрагмент для ознакомления

Все данные факты свидетельствуют о том, что деятельность граждан иностранного государства и лиц без гражданства на территории РФ лежит вне рамок экономических отношений с локальным работодателем, а представляет из себя комплекс причин другого характера. В данном вопросе деятельность ОВД должна быть направлена не только на регламентирование подобного динамичного миграционного процесса, но и способствовать соблюдению норм и законов, которые распространяются на граждан иностранного государства и лиц без гражданства на территории РФ как с позиции защиты их прав и законных интересов, так и в разрезе защиты национального суверенитета государства от возможных посягательств. Несмотря на движение в направлении консолидации правовых систем разных государств и построение единого подхода между государства по соблюдению прав граждан, на данный период времени существует объективная потребность в наличии отдельных ограничительных норм, которые направлены на защиту интересов государства в международно-правовой среде.Все данные тезисы нашли собственное отражение на практике в Концепции миграционной политики РФ на период с 2019 по 2025 годы. Главной правовой основой данного указа является Конституция РФ, и лишь после нее в тексте стоят общепризнанные принципы и нормы международного права. Данная особенность явно говорит о символическом значении Конституции РФ, в качестве главной нормы права и свидетельствует о том, что законодатель отмечает преобладание национальных интересов перед нормами международного права в контексте регулирования процессов миграции, заложенных в плоскости международных гражданско-правовых отношений. Данный аспект находит объяснение в пункте 10 Концепции, где говорится, что «за последние годы значительно выросла миграционная активность около внешних границ РФ. Интенсивный поток мигрантов из государств Северной Африки и Ближнего Востока в Европу в 2014-2015 гг. является причиной отрицательных процессов социально-экономического характера, а также способствует проникновению в данные страны членов террористических, криминальных и экстремистских структур. Подобные отрицательные выражения могут быть угрозой, как для РФ, так и для приграничных с ней стран».Следовательно, законодатель предоставляет разъяснение точки зрения усиления контроля за политикой миграции по отношению к гражданам иностранного государства и лицам без гражданства, не в качестве попытки выйти из системы международно-правовых отношений, а в качестве ответа на сложившуюся отрицательную ситуацию в международной среде. Подобное положение свойственно не только для РФ. Сходная «защитная» тенденция в сфере миграции отражена и в законодательстве отдельных иностранных государств.Изучая нормы Концепции, можно отметить, что на данный период времени отечественные институты права, регламентирующие статус граждан иностранного государства и лиц без гражданства, будут двигаться в «ограничительном русле, которое направлено на регулирование и контроль процедуры пребывания граждан иностранного государства и лиц без гражданства на территории РФ. Между тем, положения Конституции РФ обязательно требуют соблюдения базовых прав и свобод для всех лиц, которые находятся на территории РФ, независимо от их гражданства.Учитывая равенство статуса граждан иностранного государства и лиц без гражданства с гражданами РФ, при ограничениях, предусмотренных международными соглашениями и федеральными законами, можно говорить о том, что это затрагивает деятельность ОВД, как основного субъекта применения права. Именно на них возлагается обязательство по осуществлению функции обеспечения гражданами собственных прав и свобод. Следовательно, именно ОВД, с одной стороны несут ответственность за реализацию прав граждан иностранного государства и лиц без гражданства, а с другой стороны, несут задачу по реализации политики государства в области внутренних дел, что затрагивает и изученные ранее нормы Концепции миграционной политики РФ на 2019-2025 гг.Подобный двойственный правовой статус ОВД обладает собственной спецификой, отраженной в характере правоприменительных отношений. С одной стороны, на ОВД Конституцией РФ возлагается задача по защите прав и свобод граждан иностранного государства и лиц без гражданства. С другой стороны, ОВД несут ответственность за защиту интересов государства внутри границ страны, они занимаются правоприменительной практикой в области процессов миграции, а совокупности их задач определены полномочия по ограничению прав и законных интересов граждан иностранного государства и лиц без гражданства. Отдельные ученые придерживаются позиции, что на данный период времени «системы нормативных актов в миграционной сфере обладает сложной структуры, что вызывает значительные сложности в правоприменительной практике». Следует отметить, что двойственность и противоречивый характер позиции ОВД главным образом определяется сформировавшимися геополитическими факторами, что и влечет за собой сложности в применении норм законодательства и росте количества юридических коллизий. На данный период можно вести речь о двух направлениях развития юридической сферы по отношению к гражданам иностранного государства и лиц без гражданства.С одной стороны, усиление миграционного давления на европейские государства, рост связанных с миграцией отрицательных факторов в РФ и увеличение потоков мигрантов в мире приведут ужесточение российского законодательства по отношению к гражданам иностранного государства и лиц без гражданства. В данном контексте «двойственное» положение ОВД не будет полностью отвечать сформировавшимся обстоятельствам, из-за чего возможно как видоизменение структурных подразделений ОВД, которые отвечают за миграцию, так и пересмотр конституционно-правового положения граждан иностранного государства и лиц без гражданства. Противоположная точка зрения предполагает более глубокое интегрирование правовой системы РФ в международную сферу права. В данном контексте ОВД все в более существенной роли будут выступать не в качестве источника правоприменительного ограничения для граждан иностранного государства и лиц без гражданства, а в качестве инструмента защиты их прав и законных интересов. В данном плане конституционно-правовое положение граждан иностранного государства и лиц без гражданства в РФ будет стремиться к юридическом расширению и снятию законодательных ограничений со стороны национального законодательства.ЗаключениеПодводя итог вышеизложенному, можно прийти к следующим выводам.Иностранный гражданин – это физическое лицо, не выступающее в качестве гражданина РФ и обладающее доказательством наличия подданства (гражданства) иностранного государства.Лицо без гражданства – это физическое лицо, не выступающее в качестве гражданина РФ и не обладающее доказательством наличия подданства (гражданства) иностранного государства. В конечном счете, наделение граждан иностранного государства, которые находятся на территории РФ, тем же комплексом прав, которые имеют свои граждане, учитывая определенные ограничения, которые продиктованы только мерами безопасности государства и общества, обосновано в рамках признанного государством национального режима. Между тем, у граждан иностранного государства существуют специальные права и обязанности (к примеру, по получению документации, которая подтверждает статус граждан иностранного государства на территории РФ). Наличие данных прав и обязанностей по факту и де-юре оправдано и объясняется, в первую очередь, нахождением данных лиц за границами их государств. Одновременно отдельные права иностранных граждан считаются в это же время их обязанностями. Вместе с тем, имеющиеся гарантии правового положения предназначены обеспечить эффективность базовых прав, свобод и обязанностей иностранных граждан. Некоторые нормы законодательства о юридическом положении иностранных граждан обладают исключительно теоретическим характером и не нашли практического применения, что по большей части осложняет деятельность правоохранительных органов по предотвращению незаконных действий, совершаемых гражданами иностранного государства и лицами без гражданства на территории РФ.Кроме того, в настоящее время имеют место факты дискриминации иностранных граждан со стороны правоохранительных органов. Данные обстоятельства диктуют необходимость внесения изменений в миграционное законодательство в части обжалования решений судов в случае выдворения и депортации иностранных граждан, что позволит усовершенствовать и гармонизировать основы статуса иностранных граждан в Российской Федерации с учетом интересов государства и самих иностранных граждан, а также защитить права индивидов вне зависимости от их связи с нашим государством.Рассмотрение проблемных вопросов пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации требует от всех органов государственной власти вдумчивого подхода и постоянного внимания к этой проблеме - меняются условия жизни в Российской Федерации и мире, исходя из тенденций в мировых миграционных процессах вносятся коррективы в миграционное законодательство всех стран, в том числе и Российской Федерации, которые требуют своей реализации.В целях незамедлительного реагирования на эти изменения и их успешную реализацию, в том числе и для создания благоприятных условий для иностранных граждан на территории России и создания условий для экономического роста экономики России, видимо имеются условия для создания (воссоздания) федеральной структуры, отдельной от других правоохранительных органов, для проведения работы с иностранных гражданами во всех сферах применения миграционного законодательства.Библиографический списокНормативные правовые акты:1. Декларация о территориальном убежище(Принята 14.12.1967 Резолюцией 2312 (XXII) Генеральной Ассамблеей ООН) // Действующее международное право, Т. 12. Каракасская конвенция о дипломатическом убежище от 28 марта 1954 г. // Документ официально опубликован не был, официальный сайт ООН - https://www.un.org/ru3.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.20204.Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 10.07.2023) О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2024) // Российская газета N 140, 31.07.20025.Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ (ред. от 04.08.2023) О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2024) // Российская газета, N 159, 22.08.1996.6.Федеральный закон от 19.02.1993 N 4528-1 (ред. от 13.06.2023) О беженцах// Российская газета, N 126, 03.06.19977. Федеральный закон от 24.11.2014 N 357-ФЗ (ред. от 03.07.2016)О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации // Российская газета, N 270, 27.11.20148. Указ Президента РФ от 21.07.1997 N 746 (ред. от 19.12.2018) Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища // Российская газета от 29 июля 1997 г.9. Указ Президента РФ от 31.10.2018 N 622 (ред. от 12.05.2023) О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы // Собрание законодательства РФ, 05.11.2018, N 45, ст. 6917Научная и учебная литература:10. Андрейцо С.Ю. Понятие и сущность правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ // Журнал «Закон. Право. Государство». - 2020. - № 4-1 (28). - С. 97.11. Булатов Т.Р. Отдельные аспекты правового статуса иностранных граждан в России // Журнал «Закон. Право. Государство». - 2021. - № 3 (31). - С. 76-80.12. Гаевская М.А. Понятие правового статуса иностранного гражданина и лица без гражданства // Журнал «Студенческий». - 2022. - № 22-8 (192). - С. 49-51.13. Гренадерова К.М. Конституционно-правовая ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ // Журнал «Форум молодых ученых». - 2021. - № 7 (59). - С. 64-67.14. Давиденко К.Е., Кудрявцева Л.В. Право убежища в международном праве // Журнал «Modern Science». -2021. - № 11-1. - С. 193-195.15. Залилов Т.М., Яковлева Д.А. Право убежища в международном праве // Журнал «Вопросы российской юстиции». - 2023. - № 25.- С. 374.16. Костюк М.Ф., Кузьмина К.А. Юридическая ответственность иностранных граждан // Журнал «Евразийская адвокатура». - 2022. - № 3 (58). - С. 33-35.17. Кравцов А.Г. Ответственность за нарушение порядка въезда в РФ и выезда из нее // Журнал «Академическая публицистика». - 2023. - № 5-1. - С. 305-306.18. Логвинова И.А., Сафонова К.Р. Административно-правовой статус иностранных граждан // Актуальные проблемы совершенствования законодательства и правоприменения. Сборник научных статей. - 2021. - С. 107-110.19.Макарейко Н. В. Административное право: учебник / Н. В. Макарейко. — 12-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 309 с.20. Макаренко И. Л. Специфика роли органов внутренних дел в вопросах конституционно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ // Журнал «Вестник экономической безопасности». – 2021. – С. 46-4821. Новик А.А., Миронов А.В. Порядок въезда иностранных граждан в РФ и выезда из РФ // Журнал «Молодой ученый». - 2022. - № 11 (406). - С. 128-129.22. Огрина Г.В. Конституционно-правовой статус иностранного гражданина: основные подходы к проблеме // Журнал «Юридическая наука». - 2021. - № 7. - С. 4-7.23. Пешин Н. Л., Алехин А.П., Демин А.А. Административное право Российской Федерации. Учебник // М.: Проспект. – 2022. – 208с.24. Россинский Б. В. Административное право и административная ответственность: курс лекций / Б.В. Россинский. — 2-е изд., перераб. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2022. — 352 с.25. Сводка основных показателей деятельности по миграционной ситуации в Российской Федерации за январь-декабрь 2020 года // Сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации - https://мвд.рф26. Синяжников Д.А. Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ // Государство, общество, право: актуальные вопросы теории, истории и социальной философии. Сборник научных статей. - 2023. - С. 346-350.27. Смоленский М. Б., Административное право: учебник / М. Б. Смоленский, Е. И. Марченко. — Москва: КноРус, 2020. — 320 с.28. Таранина О.В. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства // Журнал «Молодой ученый». - 2020. - № 22 (312).- С. 306-311.29. Шарипова Э.А. К вопросу о соотношении конституционно-правового и административно-правового статуса иностранных граждан в Российской Федерации // Журнал «Правовое государство: теория и практика». -2022. - № 4 (58). - С. 108-112Материалы правоприменительной практики:30. Постановление Верховного Суда РФ от 16.07.2021 N 4-АД21-15-К1 // Документ официально опубликован не был, СПС Консультант Плюс

. Декларация о территориальном убежище (Принята 14.12.1967 Резолюцией 2312 (XXII) Генеральной Ассамблеей ООН) // Действующее международное право, Т. 1
2. Каракасская конвенция о дипломатическом убежище от 28 марта 1954 г. // Документ официально опубликован не был, официальный сайт ООН - https://www.un.org/ru
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020
4. Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 10.07.2023) О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2024) // Российская газета N 140, 31.07.2002
5. Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ (ред. от 04.08.2023) О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2024) // Российская газета, N 159, 22.08.1996.
6. Федеральный закон от 19.02.1993 N 4528-1 (ред. от 13.06.2023) О беженцах// Российская газета, N 126, 03.06.1997
7. Федеральный закон от 24.11.2014 N 357-ФЗ (ред. от 03.07.2016)О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации // Российская газета, N 270, 27.11.2014
8. Указ Президента РФ от 21.07.1997 N 746 (ред. от 19.12.2018) Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища // Российская газета от 29 июля 1997 г.
9. Указ Президента РФ от 31.10.2018 N 622 (ред. от 12.05.2023) О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы // Собрание законодательства РФ, 05.11.2018, N 45, ст. 6917

Научная и учебная литература:

10. Андрейцо С.Ю. Понятие и сущность правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ // Журнал «Закон. Право. Государство». - 2020. - № 4-1 (28). - С. 97.
11. Булатов Т.Р. Отдельные аспекты правового статуса иностранных граждан в России // Журнал «Закон. Право. Государство». - 2021. - № 3 (31). - С. 76-80.
12. Гаевская М.А. Понятие правового статуса иностранного гражданина и лица без гражданства // Журнал «Студенческий». - 2022. - № 22-8 (192). - С. 49-51.
13. Гренадерова К.М. Конституционно-правовая ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ // Журнал «Форум молодых ученых». - 2021. - № 7 (59). - С. 64-67.
14. Давиденко К.Е., Кудрявцева Л.В. Право убежища в международном праве // Журнал «Modern Science». -2021. - № 11-1. - С. 193-195.
15. Залилов Т.М., Яковлева Д.А. Право убежища в международном праве // Журнал «Вопросы российской юстиции». - 2023. - № 25.- С. 374.
16. Костюк М.Ф., Кузьмина К.А. Юридическая ответственность иностранных граждан // Журнал «Евразийская адвокатура». - 2022. - № 3 (58). - С. 33-35.
17. Кравцов А.Г. Ответственность за нарушение порядка въезда в РФ и выезда из нее // Журнал «Академическая публицистика». - 2023. - № 5-1. - С. 305-306.
18. Логвинова И.А., Сафонова К.Р. Административно-правовой статус иностранных граждан // Актуальные проблемы совершенствования законодательства и правоприменения. Сборник научных статей. - 2021. - С. 107-110.
19. Макарейко Н. В. Административное право: учебник / Н. В. Макарейко. — 12-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 309 с.
20. Макаренко И. Л. Специфика роли органов внутренних дел в вопросах конституционно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ // Журнал «Вестник экономической безопасности». – 2021. – С. 46-48
21. Новик А.А., Миронов А.В. Порядок въезда иностранных граждан в РФ и выезда из РФ // Журнал «Молодой ученый». - 2022. - № 11 (406). - С. 128-129.
22. Огрина Г.В. Конституционно-правовой статус иностранного гражданина: основные подходы к проблеме // Журнал «Юридическая наука». - 2021. - № 7. - С. 4-7.
23. Пешин Н. Л., Алехин А.П., Демин А.А. Административное право Российской Федерации. Учебник // М.: Проспект. – 2022. – 208с.
24. Россинский Б. В. Административное право и административная ответственность: курс лекций / Б.В. Россинский. — 2-е изд., перераб. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2022. — 352 с.
25. Сводка основных показателей деятельности по миграционной ситуации в Российской Федерации за январь-декабрь 2020 года // Сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации - https://мвд.рф
26. Синяжников Д.А. Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ // Государство, общество, право: актуальные вопросы теории, истории и социальной философии. Сборник научных статей. - 2023. - С. 346-350.
27. Смоленский М. Б., Административное право: учебник / М. Б. Смоленский, Е. И. Марченко. — Москва: КноРус, 2020. — 320 с.
28. Таранина О.В. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства // Журнал «Молодой ученый». - 2020. - № 22 (312).- С. 306-311.
29. Шарипова Э.А. К вопросу о соотношении конституционно-правового и административно-правового статуса иностранных граждан в Российской Федерации // Журнал «Правовое государство: теория и практика». -2022. - № 4 (58). - С. 108-112

Материалы правоприменительной практики:

30. Постановление Верховного Суда РФ от 16.07.2021 N 4-АД21-15-К1 // Документ официально опубликован не был, СПС Консультант Плюс