Развитие мышления у дошкольников в условиях ДОУ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 27 27 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 23.04.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты мышления у дошкольников 5
1.1. Особенности мышления дошкольников 5
1.2. Роль дошкольного образовательного учреждения в развитии мышления 8
1.3. Психолого-педагогические аспекты развития мышления дошкольников в условиях ДОУ 13
Глава II. Опытно-поисковая работа по развитию мышления у дошкольников в условиях ДОУ 16
2.1. Диагностическое исследование уровня развития мышления у дошкольников 16
2.2. Рекомендации по развитию мышления у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ 19
Заключение 23
Список используемой литеретуры 25

Фрагмент для ознакомления

Желательны индивидуальные задания пониженного уровня сложности. Стоит одобрять стремление ребенка добиться успеха, отмечая даже небольшие достижения. Очень важно убедить родителей заниматься развитием ребенка, рекомендовать упражнения и развивающие игры. В ряде случаев целенаправленная развивающая деятельность позволяет получить хорошие результаты. Рекомендации педагогам ДОУ:1. Развивать мышление через развитие замещения и моделирования действий в различных видах деятельности.2. Использовать в работе с детьми мнемотехнику, опорные схемы и моделирование.3. Рассказать детям причинно-следственные связи между явлениями.4. Использовать мультисенсорные игровые материалы для развития мышления (палочки Кюизенера, блоки Дьенеша), конструктор, кубики, мозаику, головоломки и т. д.Успешная работа по развитию мышления детей может быть достигнута только в тесном сотрудничестве с родителями, поскольку знания, полученные в детском саду, необходимо закреплять в семейной среде. Несомненно, влияние родителей на уровень развития мышления ребенка велико и его можно развивать, следуя простым инструкциям.Анализ современных психолого-педагогических исследований позволил нам выделить следующие психолого-педагогические условия, способствующие развитию мышления у детей старшего дошкольного возраста:1. Создать среду, предшествующую развитию детей. Обогащайте окружающую среду ребенка различными новыми предметами и стимулами для развития его любознательности.2. Дать ребенку свободу выбора деятельности. Задача родителей – помочь организовать насыщенное и увлекательное занятие.3. Систематизация в обучении детей.4. Обогащать опыт ребенка. Чем больше ребенок услышал, увидел и испытал, чем больше он узнал и знает, чем больше компонентов деятельности он имеет в собственном опыте, тем важнее и продуктивнее будет его мышление в равных условиях.5. Обеспечить хорошую атмосферу. Доброжелательность родителей, их отказ от выражения признательности и критики в адрес ребенка способствуют свободному проявлению дивергентного мышления (оно характеризуется быстротой, гибкостью, оригинальностью, точностью).Основные методики и средства, которые позволят родителям обеспечить грамотное развитие мышления у детей дошкольного возраста:1. Дидактические игры: «Сложи картинку», «Продолжи ряд», «Найди отличия» и др. Эту игру дети используют в повседневной жизни.2. Развивающие игры: Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, кубики В. Никитина, «Колумбово яйцо» являются важнейшими в развитии логического мышления, поскольку заставляют думать, включают воображение, учат операциям сравнения.обобщения, анализы.Любая игра имеет широкий спектр действий: например, в одну и ту же игру можно играть от 3 до 7 лет. Это возможно, потому что в нем есть 1-2 упражнения-действия для малышей и многоэтапные задания для детей постарше. Например, «Угадай, что спрятано», «Пары картинок», «Волшебная шкатулка». Универсальность игры позволяет решать большое количество обучающих задач, ребенок ненавязчиво учится, запоминает цвета, формы, тренирует мелкую моторику рук.руки, улучшает речь, мышление.Внимание, память, воображение. Для эффективного развития логического мышления у старшего дошкольника необходимо во время занятий соблюдать определенные условия:1. Недопустимо, чтобы ребенку было скучно на уроке. Если ребенку интересно учиться, он учится лучше.2. Постараться продемонстрировать необходимость знаний, привести примеры. Сравнить новые знания со знаниями, которые уже получили.3. Нужно повторять повторять упражнения. Развитие умственных способностей детей определяется практикой и временем. Если то или иное упражнение не получается, отвлекитесь, вернитесь к нему позже или предложите ребенку более простой вариант.4. Не беспокоиться о недостаточном успехе или незначительном прогрессе. Не торопиться, не давать ребенку задания, значительно превышающие его интеллектуальные возможности.5. В занятиях с ребенком важна регулярность. Не заставлять ребенка учиться, если он постоянно ворочается, расстраивается или устал. Необходимо постараться определить предел выносливости ребенка и каждый раз увеличивать продолжительность занятий на очень короткий период времени.6. Избегатьнеодобрительных оценок. Не говорить о его слабостях по сравнению с другими детьми. Укрепите уверенность в его силах.7. Необходимо не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, важно радоваться и получать удовольствие от общения, никогда не терять чувство юмора.8. Учить детей:- сравнивать и сопоставлять предметы, находить их сходства и различия;- описанию различных свойств окружающих предметов;- распознавание объектов по заданным характеристикам;- разделение предметов на классы, группы путем выделения особенностей этих предметов;- находить понятия, противоположные по смыслу;- определение родовидовых отношений между понятиями и объектами.Различные виды игр, конструирование, чтение, рисование, лепка, общение - все, чем занимается ребенок в дошкольном периоде, у него развиваются такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание.взаимозависимость, способность рассуждать.Ребенок учится понимать основную идею предложения, картинки, текста, объединять несколько изображений по общему признаку, организовывать изображения в группы по определенному признаку и т. д.Таким образом, выполнение этих простых рекомендаций позволит, уделяя всего 10-15 минут в день, существенно повысить уровень мышления дошкольников.ЗАКЛЮЧЕНИЕРазвитие мышления у дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения является одной из важнейших задач педагогической работы. В процессе обучения и воспитания в ДОУ формируются основы мыслительной деятельности у детей, что определяет их будущий успех в обучении и жизни.Педагогический процесс в ДОУ направлен на стимулирование когнитивного развития детей, включая развитие абстрактного, креативного, логического мышления и способности к саморегуляции. Важно создать благоприятную образовательную среду, которая будет способствовать активному участию детей в познавательной деятельности, исследованиям и решению проблем.Систематическое внедрение разнообразных методов и приемов работы с детьми, основанных на индивидуальных особенностях каждого ребенка, позволяет эффективно развивать их мыслительные способности. Важно также учитывать игровой характер обучения, который способствует более эффективному усвоению знаний и навыков.Так, развитие мышления у дошкольников в условиях ДОУ играет ключевую роль в формировании когнитивных способностей детей и подготовке их к успешному обучению в дальнейшем. Педагогический процесс в ДОУ должен быть направлен на создание условий для всестороннего развития мыслительных способностей детей, что определяет их будущий интеллектуальный и креативный потенциал.Развитие мышления у дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения является важным этапом в обучении и воспитании детей. Педагогический процесс в ДОУ должен быть ориентирован на создание благоприятной образовательной среды, способствующей развитию когнитивных способностей детей.Использование разнообразных методов и приемов работы с детьми, адаптированных к индивидуальным особенностям каждого ребенка, позволяет эффективно развивать мыслительные способности детей. Игровой подход к обучению играет важную роль в этом процессе, поскольку способствует более глубокому и устойчивому усвоению знаний.Важно отметить, что развитие мышления у дошкольников в ДОУ является неотъемлемой частью их подготовки к школьному обучению и будущей жизни. Правильно организованный педагогический процесс способствует формированию у детей креативности, логического мышления, способности к саморегуляции и принятию решений.Таким образом, развитие мышления у дошкольников в условиях ДОУ играет ключевую роль в формировании интеллектуального и когнитивного потенциала детей, что позволяет им успешно адаптироваться в современном обществе и реализовывать свои способности и таланты.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1.Вандаева, Е. Ю. Логическое мышление как психолого-педагогическая проблема развития детей дошкольного возраста / Е. Ю. Вандаева.// Молодой ученый. - 2022. - № 41 (279). - С. 221-224. 2. Григорьева, И. А. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр / И. А. Григорьева.// Молодой ученый. - 2023. - № 12.6 (116.6). - С. 28-31. 3. Зареченская, О. А. Занимательный развивающий материал как средство развития мышления детей дошкольного возраста / О. А. Зареченская. // Вопросы дошкольной педагогики. - 2021. - № 2 (8). - С. 26-29. 4. Кириллова, И. М. Развитие основ логического мышления у старших дошкольников посредством дидактической игры / И. М. Кириллова. Педагогика: традиции и инновации - Челябинск: Два комсомольца, 2022. - С. 35-38. 5. Курапова, Е. П. Возможности развития инженерного мышления у дошкольников / Е. П. Курапова. // Молодой ученый. - 2022. - № 22 (417). - С. 486-488. 6. Ноздринова И.В. Развитие критического мышления у старших дошкольников через использование технологий бережливого мышления. / И. В. Ноздринова.// Молодой ученый. - 2022. - № 18 (413). - С. 489-491. 7. Омельченко, Н. С. Развитие логического мышления у старших дошкольников / Н. С. Омельченко.// Молодой ученый. - 2022. - № 9.3 (113.3). - С. 20-22. 8. Прудникова, Н. К. Условия развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста / Н. К. Прудникова. // Молодой ученый. - 2021. - № 13 (147). - С. 590-592. Электронные ресурсы9. «Что здесь лишнее?» (Р.С. Немов) [Электронный ресурс]. URL: http://rods6.ucoz.ru/2017/Psixolog/diagnostika (Дата обращения: 23.03.2024).10.«Нелепицы» (Р.С. Немов) [Электронный ресурс]. URL :http://rods6.ucoz.ru/2017/Psixolog/diagnostika (Дата обращения: 23.03.2024)11.«Последовательные картинки» (А.Н. Бернштейн) [Электронный ресурс]. URL: https://doy-kalinka.ucoz.ru/raznoe/psixolog/diagnstika (Дата обращения: 23.03.2024)12. Алимова Г.К. Формирование операций мышления у детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-operatsiy-myshleniya (Дата обращения: 23.03.2024)13. Бурлакова И.А. Развитие логического мышления у дошкольников. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-logicheskogo-myshleniya (Дата обращения: 23.03.2024)14. Казначеев С.В. Проблемы развития мышления в дошкольном возрасте. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-razvitiya-myshleniya (Дата обращения: 23.03.2024)15. МАУ ДОУ № 365 города Волгограда [Электронный ресурс]. URL: http://dou365.ru/ (Дата обращения: 23.03.2024) Приложения Приложение 1Таблица 1Результаты контрольной группы (констатирующий этап)ФИБаллы за заданияИтогоУровень1 (сравнение)2 (анализ)3 (обобщение)4 (синтез)5 (классиф.)Оля Т.0233311низкийВитя Р.3565524среднийРома Т.0355619среднийЛена У.3775527среднийСвета Г.4687833среднийМаша П.3675526среднийТаня Я.4788532среднийИгорь Б.3334316низкийСаша П.0336315низкийКатя Ш.0424313низкийСред.балл24,65,25,24,6 21,6среднийТаблица 2Результаты экспериментальной группы (констатирующий этап)ФИ Баллы за заданияИтогоУровень1 (сравнение)2 (анализ)3 (обобщение)4 (синтез)5 (классиф.)Галя И.3665525среднийЖеня Г.2334214низкийВаря Ф.0588630среднийКоля С.3367625среднийРита Т.2333314низкийЯна С.0344314низкийЛиза Ф.3565524среднийЮля Д.0333314низкийВаня Т.3556525среднийПавел Г.0334316низкийСред.балл1,544,74,94,1 19,2 средний


1.Вандаева, Е. Ю. Логическое мышление как психолого-педагогическая проблема развития детей дошкольного возраста / Е. Ю. Вандаева.// Молодой ученый. - 2022. - № 41 (279). - С. 221-224.
2. Григорьева, И. А. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр / И. А. Григорьева.// Молодой ученый. - 2023. - № 12.6 (116.6). - С. 28-31.
3. Зареченская, О. А. Занимательный развивающий материал как средство развития мышления детей дошкольного возраста / О. А. Зареченская. // Вопросы дошкольной педагогики. - 2021. - № 2 (8). - С. 26-29.
4. Кириллова, И. М. Развитие основ логического мышления у старших дошкольников посредством дидактической игры / И. М. Кириллова. Педагогика: традиции и инновации - Челябинск: Два комсомольца, 2022. - С. 35-38.
5. Курапова, Е. П. Возможности развития инженерного мышления у дошкольников / Е. П. Курапова. // Молодой ученый. - 2022. - № 22 (417). - С. 486-488.
6. Ноздринова И.В. Развитие критического мышления у старших дошкольников через использование технологий бережливого мышления. / И. В. Ноздринова.// Молодой ученый. - 2022. - № 18 (413). - С. 489-491.
7. Омельченко, Н. С. Развитие логического мышления у старших дошкольников / Н. С. Омельченко.// Молодой ученый. - 2022. - № 9.3 (113.3). - С. 20-22.
8. Прудникова, Н. К. Условия развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста / Н. К. Прудникова. // Молодой ученый. - 2021. - № 13 (147). - С. 590-592.
Электронные ресурсы
9. «Что здесь лишнее?» (Р.С. Немов) [Электронный ресурс]. URL: http://rods6.ucoz.ru/2017/Psixolog/diagnostika (Дата обращения: 23.03.2024).
10.«Нелепицы» (Р.С. Немов) [Электронный ресурс]. URL :http://rods6.ucoz.ru/2017/Psixolog/diagnostika (Дата обращения: 23.03.2024)
11.«Последовательные картинки» (А.Н. Бернштейн) [Электронный ресурс]. URL: https://doy-kalinka.ucoz.ru/raznoe/psixolog/diagnstika (Дата обращения: 23.03.2024)
12. Алимова Г.К. Формирование операций мышления у детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-operatsiy-myshleniya (Дата обращения: 23.03.2024)
13. Бурлакова И.А. Развитие логического мышления у дошкольников. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-logicheskogo-myshleniya (Дата обращения: 23.03.2024)
14. Казначеев С.В. Проблемы развития мышления в дошкольном возрасте. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-razvitiya-myshleniya (Дата обращения: 23.03.2024)
15. МАУ ДОУ № 365 города Волгограда [Электронный ресурс]. URL: http://dou365.ru/ (Дата обращения: 23.03.2024)