Русский стиль в ювелирных изделиях фирмы И.П. Хлебникова: художественные особенности и вклад в развитие отечественного искусства»
Заказать уникальную дипломную работу- 74 74 страницы
- 18 + 18 источников
- Добавлена 27.04.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО В РОССИИ И РУССКИЙ СТИЛЬ КОНЦА XIX- НАЧАЛА ХХ ВЕКА 7
1.1. Развитие ювелирного искусства в России. Допетровская Русь. 7
1.2. Развитие ювелирного искусства в России. XVIII-XIX вв. 17
1.3 Русский стиль в ювелирном искусстве. 26
Глава 2. ФИРМА И.П. ХЛЕБНИКОВА И ЕЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ В РУССКОМ СТИЛЕ 34
2.1. Биография и деятельность И. П. Хлебникова, история создания фирмы Хлебникова 34
2.2. Особенности и основные черты ювелирных изделий данной фирмы. Их типология 40
2.3 Описание и анализ ювелирных изделий фирмы Хлебникова в русском стиле. 43
Глава 3. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗДЕЛИЙ ФИРМЫ ХЛЕБНИКОВА В РУССКОМ СТИЛЕ 54
3.1 Сравнение с изделиями в русском стиле других ювелирных фирм того времени 54
3.2 Эволюция русского стиля в изделиях фирмы Хлебникова 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
По мотивам посуды допетровского времени выполненыразнообразные серебряные с золочением солонки. Среди них солонка 1883 года в виде деревянного стула, украшенная гравированным ленточным орнаментом, заимствованном из русской резьбы по дереву,солонка 1880 г. в форме горшочка с ручкой, по форме восходящая к традиционным древнерусским чаркам.С большим мастерством выполнены изделия русского стиля в технике витражной эмали - просвечивающая цветная эмаль находится в гнёздах металлических перегородок и напоминает цветное витражное стекло.Впечатляет техника имитации различных материалов, которой владели мастера фирмы Хлебникова. В музейных собраниях хранится ряд предметов, имитирующих и плетение из лозы или бересты, и воспроизводящие структуру и узоры на ткани.В конце XIX – начале ΧΧ вв. в произведениях фирмы Хлебникова, принадлежащих к русскому стилю, нередко встречаются черты модерна. К таким произведениям принадлежит хрустальная ваза в виде ковша с широкой серебряной горизонтальной ручкой: старец, напоминающий Мороза из русской сказки «Морозко» на ручке ковша, с одной стороны, является примером рельефной чеканки, традиционной для русского стиля, с другой стороны, прихотливые изгибы бороды, спускающиеся на основной объем хрустального ковша, и постепенно превращающиеся в орнаментальные завитки, характерны для стилистики модерна.Оригинальное сочетание модерна и русского стиля можно увидеть в декоре бювара 1916 г. Серебряная пластина с чеканным изображением боярина на крышке бювара напоминает одновременно и русские деревянные изделия, например, донца прялок, но выполненные в мастерской в Абрамцево или Талашкино, где сформировался оригинальный русский стиль, вобравший черты модерна.В этих, и многих других работах последнего периода существования фирмы мастера добиваются гармоничного художественного решения, построенного на взаимовлиянии двух стилистических направлений.Привлекая и воспитывая талантливых мастеров, используя современные технические достижения, наладив высоко технологичное производство, фирма Хлебникова в своей продукции, относящейся к русскому стилю, демонстрирует виртуозное владение самыми разнообразными методами и материалами.Подводя итог, можно утверждать, что в работах фирмы Хлебникова был суммирован опыт мастеров прошлых веков и были найдены новые формы художественного выражения.
2 Борисова Е.А., Стернин Г.Ю. Русский модерн. М., 1990
3 Власов В. Г. Стили в искусстве. В 3 т. / В.Г. Власов. – СПб: Кольна, 1995 – 1997.
4 Забелин Е.И. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. – м.: Ин-т русской цивилизации. – 2014. – 1056 с.
5 Кириченко Е. И. Русский стиль. Поиски выражения национальной самобытности. Народность и национальность. Традиции древнерусского и народного искусства в русском искусстве XIX- начала XX веков. М., 1997. С. 10.
6 Кириченко Е.А. Русское купечество и русский стиль
7 Кирсанова Р.М. Русский костюм и быт XVIII-XIX вв. М., 2002
8 Коварская С.Я., Костина И.Д., Шакурова Е.В. Русское серебро XIV -начала XX века из фондов Государственных музеев Московского Кремля. М., 1984.
9 Коварская, С.Я. И.П. Хлебников в Кремле или торжество русского стиля / С. Я. Коварская // Мир музея. — Москва, 1999. — № 5. — С. 19-27
10 Коварская, С.Я. Произведения московской ювелирной фирмы Хлебникова: Каталог / С. Я. Коварская. — М. : Гос. ист.-культур. музей-заповедник «Моск. Кремль», 200
11 Лопато М.Н. Проблема стилистики произведений золотых и серебяных дел мастеров Петербурга Екатерининского времени. С. 122-127. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-stilistiki-proizvedeniy-zolotyh-i-serebryanyh-del-masterov-peterburga-ekaterininskogo-vremeni/viewer
12 Мартынова М.В. Московская эмаль XV-XVII веков: Каталог. М., 2002
13 Нащокина М. В. Московский модерн. — 3-е изд. — СПб.: Коло, 2011. — С. 19, 66. — 792 с.
14 Постникова-Лосева М.М. Русское ювелирное искусство. Его центры и мастера. - М.: Наука, 1974. — 376 с.
15 Русские ювелирные украшения 16-20 веков. Из собрания Государственного исторического музея. М., 1994.
16 Сарабьянов Д. В. История русского искусства конца XIX — начала XX века. — М.: Изд-во МГУ, 1993. — С. 286. — 321 с
17 Скурлов В. В. История фирмы Фаберже. Спб., 1993.
18 Фёдор Шехтель и эпоха модерна / сост. Клименко С. В. М., 2009. С. 45.