Научные основы организации исследования формирования моторных функций у детей с ОНР.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 54 54 страницы
  • 35 + 35 источников
  • Добавлена 08.05.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 6
1.1. Понятие о моторных функциях и формировании их у детей дошкольного возраста 6
1.2. Особенности формирования моторных функций у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 16
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 22
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ МОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 23
2.1. Методы изучения моторных функций у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 23
2.2. Методические рекомендации по проблеме формирования моторных функций у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 29
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 40

Фрагмент для ознакомления

Комплекс кинезиологических упражнений содержит три блока. Первый блок упражнений направлен на увеличение тонуса коры головного мозга посредством дыхательных упражнений, массажа или самомассажа. Цель данной серии упражнений: повысить энергетику коры головного мозга.Второй блок упражнений способствует улучшению приема и переработки информации от конечностей, в результате выполнения перекрестных движений. Цель данной серии упражнений: обеспечить межполушарные связи. Третий блок упражнений развивает функции контроля и регуляции моторики. Цель: развитие мелкой, крупной моторики, артикуляции. Задания подобраны с учетом усложнения и наращивания темпа выполнения заданий. Занятия рекомендуют проводит ежедневно в течении 45-60 дней. Реализация прикладной кинезиологии, как педагогической технологии, осуществляется с помощью следующих методов и приемов:растяжка – нормализуют тонус мышц опорно-двигательного системы; дыхательные упражнения – способствуют улучшению ритмики организма, развитию диафрагмального дыхания; глазодвигательные упражнения – улучшают восприятие, развивают межполушарное взаимодействие; телесные движения – развивают крупную моторику, обеспечивают межполушарное взаимодействие; пальчиковые упражнение – развивают мелкую моторику, стимулируют речевые зоны головного мозга; артикуляционные упражнения – развивают артикуляционную моторику;массаж – нормализует и активизирует кровообращение, мышечный тонус;релаксационные упражнения – расслабляют, снимают напряжение. Кинезиологические упражнения можно использовать как составную структурную часть занятия (физминутку) или в начале занятия для настроя детей на ход всего занятия(организующий момент). Подбор комплекса упражнений осуществлялся с учетом обучающих принципов: воздействие на сохранные звенья моторной системы ребенка, их совершенствование;воздействие на нарушенные звенья моторики, их коррекция и развитие.Картотека кинезиологических упражнений составлена на основе методических разработок А.Л. Сиротюк и рассчитана на детей старшего дошкольного возраста [32](Приложение 2). Таким образом, проведенное экспериментальное исследование помогло подобрать такую технологию, которая направлена на развитие моторных функций у детей с ОНР, учитывает уровень нарушения моторного компонента и способствуют: оптимизации работы учителя-логопеда,эффективности коррекционного процесса,формированию и развитию моторных функций (артикуляционной базы, мелких движений, общей моторики),двигательной активизации детей с ОНР,комплексному решению образовательных, коррекционно-развивающих, воспитательных задач,использованию разных видов деятельности,развитию речевой функции,повышению эмоциональности детей. Успешность коррекционных мероприятий зависит от раннего начала и систематичности занятий. Тесная взаимосвязь моторных компонентов способствует развитию речи, интеллекта, определяет системный подход в коррекционной работе с детьми с нарушениями речевого развития, использует компенсаторные возможности ребенка (сохранные анализаторы, верно произносимые звуки, звукосочетания, непроизвольные движения).ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2Теоретический анализ позволил подобрать методику изучения моторных функций, которая состоит из трех серий заданий, направленных на исследование состояния артикуляционной, мелкой и общей моторики у дошкольников с ОНР III уровня.Анализ результатов исследования моторных функций позволяет сделать следующие выводы: 1) установлена взаимосвязь между компонентами психомоторного развития детей дошкольного возраста,2) для дошкольников с ОНР характерна недостаточная сформированность моторных функций, 3) отмечается неоднородность неточностей выполнения заданий,4) большинство детей ЭГ показали средние результаты выполнения экспериментальных заданий,5) высокий уровень сформированности моторных функций (артикуляционной, мелкой, общей) у детей ЭГ не выявлен;средний уровень развития моторных функций определен у 7 дошкольников с ОНР;низкий уровень развития моторики выявлен у 3 детей.На основе результатов экспериментального исследования были разработаны методические рекомендации для воспитателей родителей и подобран комплекс кинезиологических упражнений направленный на развитие моторных функций у детей с ОНР. ЗАКЛЮЧЕНИЕСогласно поставленным целям и задачам данного исследования, была проанализирована теоретическая и практическая литература по логопедии, психологии. Изучению данной проблемы посвящены научные работы ряда авторов (Е.Ф. Архипова, Е.Н. Винарской, Ю.В. Герасименко, В.А. Киселева, Л.В. Лопатиной, Е.М. Мастюковой, М.А. Поваляева, А.В. Семенович и др.). Анализ теоретических и практических исследований по теме показал, что развитие моторной и речевой функций происходит параллельно, является взаимозависимым и взаимообусловленным процессом. В ходе теоретического исследования было определено, что в дошкольный периоду ребенка активно формируются моторные функции, которые оказываются сформированными к концку дошкольного возраста. Ребенок 5-6 лет выполняет достаточно много двигательных действий: прыгает, бегает, катается на велосипеде, коньках, выполняет сложные движения, завязывает шнурки, заплетает косы, играет на музыкальном инструменте, свободно различает пальцы рук. Формирование артикуляционной базы в онтогенезе происходит постепенно и к пяти годам при нормальном развитии, а также своевременном развитии фонематического восприятия, у ребенка нормализуется звуковая сторона речи. Формирование и развитие двигательных функций стимулирует речевое развитие, активизирует познавательную деятельность детей, влияет на формирование психики ребенка. Проблемой изучения общего недоразвития речи занимались следующие ученые: Н.C. Варенцова,Г.А. Волкова,О.П. Гаврилушкина,Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина, Г.Р. Шашкина и др. Р.Е. Левина классифицировала речевые недостатки по трем уровням, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина выделяют четыре уровня общего недоразвития речи. Каждый уровень характеризуется определенным соотношением первичного нарушения и вторичных проявлений, задерживающих формирование речевых компонентов, а также свои особенности и проявления во всех речевых характеристиках: фонемообразование, грамматика, лексика.На основании ряда исследований Е.Ф. Архиповой, Е.Н. Винарской, Ю.В. Герасименко, Л.В. Лопатиной, А.В. Семенович и др. у детей с ОНР отмечается недостаточный уровень сформированности двигательного компонента развития (артикуляторной моторики, мелкой моторики пальцев рук, общей моторики).В логопедической практике существуют разные методики исследования моторного развития детей. Для определения состояния моторных функций у детей с ОНР были разработаны диагностические задания на основе методик Г.В. Бабиной, Е.Ф. Архиповой (обследование артикуляционной моторики), Г.А. Волковой, Н.В. Нищевой(обследование мелкой моторики), Н.И. Озерецкого (обследование общей моторики).Таким образом, методика экспериментального исследования включала три серии заданий:исследование артикуляционной моторики,изучение состояния мелкой моторики пальцев рук,исследование общей моторики.По результатам выполнения диагностических заданий были определены две группы детей: дети со средним уровнем развития моторики и дети с низким уровнем развития моторных компонентов (3 и 7 детей соответственно).Учитывая результаты исследования, были разработаны методические рекомендации для воспитателей и родителей.Традиционные методы опиралась на основные положения учений Е.Ф. Архиповой, Т.М. Власовой, Н.Ю. Григоренко, Г.А. Волковой, А.Н. Пфафенродт, Г.Р. Шашкиной и др. Среди нетрадиционных инновационных технологий была выделена прикладная кинезиология. Кинезиологические упражнения направлены на увеличение тонуса коры головного мозга,на улучшение приема и переработки информации от конечностей, на обеспечение межполушарных связей, на развитие мелкой, крупной артикуляционноймоторики.Таким образом, поставленные цели и задачи данного экспериментального исследования реализованы.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАксенова М.И. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи / М. И. Аксенова // Дошкольной воспитание. – 2010. – № 8. – С. 62-65.Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста / Н.М. Аксарина. – М.: Медицина, 2012. – 264 с.Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие / Е.Ф. Архипова. – М., 2006. – 224 с.Бехтерев В. М. Объективная психология / ред. кол. А.В. Брушлинский [др.]. – М. : Наука, 1991. – 475 с.https://djvu.online/file/AXLczRGCPnvOeВавилова А.В. Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи / А.В. Вавилова // Молодой ученый. – 2014. – №5. – 495-497 с.Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов / Т.Г. Визель. – М.: АСТАстрельТранзиткнига, 2005. – 384 с. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. / Л.С. Выготский. – М.: Лабиринт, 1999. – 352 с.https://pedlib.ru/Books/1/0162/1_0162-1.shtmlВинарская Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. – М.: Изд-во АСТ, 2011. – 183 с.Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя / Т.М. Власова, А.Н. Пфафенродт. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1996. – 240 с.https://studylib.ru/doc/6478943/vlasova-t.m.--pfafenrodt-a.n.-foneticheskaya-ritmikaВолкова Г.А. Логопедическая ритмика. Программы педагогических институтов / Г.А. Волкова. – М., 1990.https://pedlib.ru/Books/1/0295/index.shtml Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие / Г.А. Волкова. – СЕЮ: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 144 с. Волкова Г.А., Смирнова Т.В. К проблеме логоритмического воздействия на детей с моторной алалией // Дети с проблемами в развитии: исследования и коррекция. – СПб, 1999. – С. 37-46. http://polilogoped.com/page10437751.htmlГвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – СПб: Детство-Пресс, 2007. – 470 с.Григоренко Н.Ю., Цыбульский С.А. Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции (учебно-методическое пособие) / Н.Ю. Григоренко, С.А. Цыбульский. – М.: Книголюб, 2005. – 144 с.Герасименко Ю.В. Коррекция нарушений речевого развития детей третьего года жизни: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.03 / Герасименко Юлия Викторовна. – Санкт-Петербург, 2013. – 44 с.Гордеева Н.Д., Зинченко В.П. Функциональная структура действия / Н.Д. Гордеева. – М, 2002. – 208 с.Дудьев В.П. Психомоторика детей с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие / В.П. Дудьев. – Барнаул :АлтГПУ, 2020. – 360 с.Дудьев В.П. Средство развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи // Дефектология. – 1999. – № 4.http://www.shishkova.ru/library/journals/items/d9904.htmЖукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – 2-е изд., перераб. / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М., 1990.https://vk.com/doc3393153_449600919?hash=H6EFhDwcivMdGKwLdrDJtGTbmQ0iFZkwFM42pzxCLRDЗапорожец А.В. Развитие произвольных движений / А.В. Запорожец. – М.: Астрель, 1990. – 320 с.https://bookap.info/book/zaporozhets_izbrannye_psihologicheskie_trudy_tom_2/bypage/Кабанова Т.В., Домнина О.В. Тестовая диагностика. Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3–6 лет с речевыми нарушениями / Т.В. Кабанова, О.В. Домнина. – М.: Гном, 2010. – 104 с.Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функции мозга ребенка / М.М. Кольцова. – М., 1973. – 143 с.Курумова Н.Ф. Крупные возможности мелкой моторики //Логопед. – 2010. – № 7.Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р.Е. Левиной. – М. : Просвещение, 2001. – 400 с.Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – СПб.: СОЮЗ, 2000. – 192 с.Лурия А.Р. Язык и сознание / Под редакцией Е.Д. Хомской. – М: Изд-во Моск. ун-та, 1979. – 320 с.https://pedlib.ru/Books/1/0170/index.shtmlНовоторцева Н.В. Развитие речи детей: преодоление ОНР. – М.: Знание, 2009. – 260 с. Павлов И.П. Полное собрание сочинений, изд. 2, т III кн. 2 изд. / И.П. Павлова. – Академии наук СССР, М. Л. 1951. – 345 с.https://vk.com/doc35528094_634432018?hash=RUCHDZkZPajKiViRigxO724TFVNc1CzTViUBIFLiLzTРуководство по кинезитерапии / Под ред. Л. Бонева, П. Слынчева и Ст. Банкова. – София, 1978.https://vk.com/doc179362297_534673381?hash=mzSZLWSUDA3zV1z9Gm7Gw9ES6jy4owLvPtVzXXo5TJoСеменович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте / А.В. Семенович – М.: Академия, 2002. – 232 с.Семенова М.Г. Оценка психомоторного развития детей старшего дошкольного возраста / М.Г. Семенова, Н.А. Горст // Естественные науки. – 2009. – № 2 (27). – С.153-155. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008. – 60 с.Филичева Т.Б. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – М.; Просвещение, 1989. – 223 с.https://vk.com/doc44021504_300702307?hash=yv0jbfD0UUs7dO329wNzBpnCKUUQYsAao6zpmTSQjlkФомина Л.В. Развивающие занятия в детском саду: память, внимание, восприятие, речь, мышление, моторика руки : [4-6 лет] / Л.В. Фомина. – Ярославль : Акад. развития ; Владимир : ВКТ, 2008. – 110 с. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушением речи : учебное пособие / Г.Р. Шашкина. – Москва : Академия, 2005. – 192 с.ПРИЛОЖЕНИЕПриложение 1Методика исследования моторных функций1. Исследование статической организации артикуляционных движений Цель: выявить уровень развития статической организации артикуляционных движений. Процедура: экспериментатор предлагает ребенку выполнить ряд заданий под счет от 1 до 5. Инструкция: исследование движения губ1) растянуть губы в улыбку и удержать, 2) вытянуть губы в трубочку и удержать,исследование движений нижней челюсти1) открыть рот и удерживать его открытым под счет, закрыть рот;исследование движений языка1) открыть рот, положить кончик языка на нижнюю губу; 2) открыть рот, положить кончик языка на верхнюю губу, удерживать его под счет; 3) открыть рот, выгнуть язык горкой, прижать кончик языка к нижним зубам, удерживать его под счет от 1 до 5. исследование движений мягкого неба1) широко открыть рот, произнося звук [а]. 2. Исследование динамической организации артикуляционных движений Цель: выявить уровень развития динамической организации артикуляционных движений. Процедура: экспериментатор предлагает ребенку выполнить ряд заданий под счет от 1 до 5. Инструкция: исследование движения губ1) поочередно растягивать губы в улыбке и вытягивать их вперед трубочкой;исследование движений нижней челюсти1) двигать нижней челюстью вправо-влево,исследование движений языка1) поочередно поднимать и опускать кончик языка к верхним и нижним зубам; 2) поочередно делать язык широким и узким; 3) поочередно двигать высунутым языком вправо – влево.Каждое правильно выполненное упражнение оценивается в 1 балл, неправильно выполненное – 0 баллов, затем подсчитывается общее количество баллов, которое соответствует определенному уровню развития двигательной функции (артикуляционной):Высокий уровень (10-12 баллов) – точное, свободное выполнение упражнений;Средний уровень (6-9 баллов) – неполный объем артикуляционных движений, замедленный темп выполнения, наличие сопутствующих движений, трудности удержания или переключении артикуляционной позы;Низкий уровень (0-5 баллов) – выраженные трудности при выполнении упражнения, многочисленные ошибки, наличие синкинезий, не возможность удержания позы, движение неточное, нарушена последовательность движений. 3. Исследование статической организации мелкой моторикиЦель: выявить уровень развития статической организации мелких движений пальцев рук. Процедура: экспериментатор предлагает ребенку выполнить задание. Инструкция: 1) выполни последовательно статические движения кулак, ребро, ладонь под счет 1-2-3 поочередно каждой рукой, 2) разъединить и соединить пальцы рук (руки лежат на столе) под счет.4. Исследование динамической организации мелкой моторикиЦель: выявить уровень развития динамической организации мелких движений пальцев рук. Процедура: экспериментатор предлагает ребенку выполнить серию заданий. Инструкция: исследование произвольных движений пальцев рук1) выполнить кулак-ребро-ладонь одной рукой, обеими руками,2) выполни серию движений кольцо-ладонь,исследование манипуляции с предметами1) завязать и развязать шнурки,2) застегнуть и расстегнуть пуговицы,3) выложить из мозаики узор по образцу,исследование навыка работы с карандашами1) обведи по трафарету,2) нарисуй линию по образцу,3) нарисуй человека.Оценивание:1 балл – правильное выполнение задания, 0 баллов – задание не выполнено.Сумма баллов за выполнение каждого задания соответствовала уровню развития мелких движений пальцев рук:Высокий уровень (8-10 баллов) – задание выполнено, мелкая моторика сформирована, движения плавные, точные, одновременные, координация движений сохранна,Средний уровень (4-7 баллов) – мелкая моторика развита достаточно хорошо, однако отмечаются неточности выполнения задания, нарушен темп выполнения движений, отсутствие одновременности выполнения, трудности выполнения серии заданий,Низкий уровень (0-3 балла) – развитие мелкой моторики не соответствует возрастным нормам, задание не выполнено, присутствует напряженность, скованность, леворукость, координация выполнения нарушена.5. Исследование статической организации крупной моторикиЦель: выявить уровень развития статической организации обще-моторных движений. Процедура: экспериментатор предлагает ребенку выполнить ряд заданий. Инструкция: 1) стоять на носочкахОценивание: 1 балл – правильное выполнение задания, 0 баллов – не правильное выполнение (не удержал позицию, опустился на пятки, 2) стоять на одной ноге,3) стоять на обеих ногах с закрытыми глазами в течении 15 сек. Оценивание: 1 балл – упражнение выполнено,0 баллов – задание не выполнено (схождение с места, балансировка). 6. Исследование динамической организации крупной моторикиЦель: выявить уровень развития динамической организации обще-моторных движений. Процедура: экспериментатор предлагает ребенку выполнить серию заданий. 1) попеременно прыгать на правой, левой ноге,Оценивание: 1 балл – задание выполнено, 0,5 баллов – выполнено для одной ноги,0 баллов – задание не выполнено (косание пола, балансировка, взмахи руками), 2) бросать мяч в цель 5 разОценивание: 5 баллов – попадание в цель,4-3 балла – допустил 1-2 ошибки,2-1 балл – допустил много ошибок,0 баллов – задание не выполнил,3) дотронуться с закрытыми глазами указательным пальцем кончика носа (попеременно обеими руками) Оценивание: 1 балл – выполнил задание правильно,0 баллов – не выполнил задание (дотронулся до другого места) 4) описать в воздухе указательными пальцами вытянутых рук круги в течение 10 сек.Оценивание: 1 балл – задание выполнено, описаны одинаковые круги обеими руками,0 баллов – задание не выполнено (вращение рук одновременно, описывались круги в одну сторону, неодинаковые круги). Все баллы суммировались, общий результат определяет уровень развития общей моторики: Высокий уровень (9-12 баллов) – точное, свободное выполнение упражнений;Средний уровень (4-8 баллов) – неточное выполнение заданий, неполный объем движений, замедленный темп выполнения, наличие сопутствующих движений, трудности удержания позы;Низкий уровень (0-3 балла) – выраженные трудности при выполнении упражнения, многочисленные ошибки, невозможность удержания позы, движение неточное. Приложение 2Комплекс кинезиологическихупражнений1. Пальчиковые упражненияКолечко. Кулак - ребро - ладонь. Лезгинка. ЗмейкаУхо - нос. 2. Растяжки«Снеговик»«Дерево»«Тряпичная кукла и солдат»«Сорви яблоки»2. Дыхательные упражнения«Свеча»«Дышим носом»«Ныряльщик»3. Телесные упражнения«Перекрестное марширование»Любим мы маршировать,Руки, ноги поднимать.2. «Мельница»«Робот»Передвигаться руками по стене«Дерево»«Яйцо»Спрячемся от всех забот, только мама нас найдет«Крюки»4. Упражнения на релаксацию«Дирижер»«Путешествие на облаке»Релаксация «Ковер-самолет»6. Глазодвигательные упражнения«Горизонтальная восьмерка»«Слон»«Глаз – путешественник»«Глазки»Чтобы зоркость не терять,Нужно глазками вращать.

1. Аксенова М.И. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи / М. И. Аксенова // Дошкольной воспитание. – 2010. – № 8. – С. 62-65.
2. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста / Н.М. Аксарина. – М.: Медицина, 2012. – 264 с.
3. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие / Е.Ф. Архипова. – М., 2006. – 224 с.
4. Бехтерев В. М. Объективная психология / ред. кол. А.В. Брушлинский [др.]. – М. : Наука, 1991. – 475 с. https://djvu.online/file/AXLczRGCPnvOe
5. Вавилова А.В. Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи / А.В. Вавилова // Молодой ученый. – 2014. – №5. – 495-497 с.
6. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов / Т.Г. Визель. – М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005. – 384 с.
7. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. / Л.С. Выготский. – М.: Лабиринт, 1999. – 352 с. https://pedlib.ru/Books/1/0162/1_0162-1.shtml
8. Винарская Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. – М.: Изд-во АСТ, 2011. – 183 с.
9. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя / Т.М. Власова, А.Н. Пфафенродт. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1996. – 240 с. https://studylib.ru/doc/6478943/vlasova-t.m.--pfafenrodt-a.n.-foneticheskaya-ritmika
10. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. Программы педагогических институтов / Г.А. Волкова. – М., 1990. https://pedlib.ru/Books/1/0295/index.shtml
11. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие / Г.А. Волкова. – СЕЮ: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 144 с.
12. Волкова Г.А., Смирнова Т.В. К проблеме логоритмического воздействия на детей с моторной алалией // Дети с проблемами в развитии: исследования и коррекция. – СПб, 1999. – С. 37-46. http://polilogoped.com/page10437751.html
13. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – СПб: Детство-Пресс, 2007. – 470 с.
14. Григоренко Н.Ю., Цыбульский С.А. Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции (учебно-методическое пособие) / Н.Ю. Григоренко, С.А. Цыбульский. – М.: Книголюб, 2005. – 144 с.
15. Герасименко Ю.В. Коррекция нарушений речевого развития детей третьего года жизни: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.03 / Герасименко Юлия Викторовна. – Санкт-Петербург, 2013. – 44 с.
16. Гордеева Н.Д., Зинченко В.П. Функциональная структура действия / Н.Д. Гордеева. – М, 2002. – 208 с.
17. Дудьев В.П. Психомоторика детей с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие / В.П. Дудьев. – Барнаул : АлтГПУ, 2020. – 360 с.
18. Дудьев В.П. Средство развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи // Дефектология. – 1999. – № 4. http://www.shishkova.ru/library/journals/items/d9904.htm
19. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – 2-е изд., перераб. / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М., 1990. https://vk.com/doc3393153_449600919?hash=H6EFhDwcivMdGKwLdrDJtGTbmQ0iFZkwFM42pzxCLRD
20. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений / А.В. Запорожец. – М.: Астрель, 1990. – 320 с. https://bookap.info/book/zaporozhets_izbrannye_psihologicheskie_trudy_tom_2/bypage/
21. Кабанова Т.В., Домнина О.В. Тестовая диагностика. Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3–6 лет с речевыми нарушениями / Т.В. Кабанова, О.В. Домнина. – М.: Гном, 2010. – 104 с.
22. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функции мозга ребенка / М.М. Кольцова. – М., 1973. – 143 с.
23. Курумова Н.Ф. Крупные возможности мелкой моторики //Логопед. – 2010. – № 7.
24. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р.Е. Левиной. – М. : Просвещение, 2001. – 400 с.
25. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – СПб.: СОЮЗ, 2000. – 192 с.
26. Лурия А.Р. Язык и сознание / Под редакцией Е.Д. Хомской. – М: Изд-во Моск. ун-та, 1979. – 320 с. https://pedlib.ru/Books/1/0170/index.shtml
27. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей: преодоление ОНР. – М.: Знание, 2009. – 260 с.
28. Павлов И.П. Полное собрание сочинений, изд. 2, т III кн. 2 изд. / И.П. Павлова. – Академии наук СССР, М. Л. 1951. – 345 с. https://vk.com/doc35528094_634432018?hash=RUCHDZkZPajKiViRigxO724TFVNc1CzTViUBIFLiLzT
29. Руководство по кинезитерапии / Под ред. Л. Бонева, П. Слынчева и Ст. Банкова. – София, 1978. https://vk.com/doc179362297_534673381?hash=mzSZLWSUDA3zV1z9Gm7Gw9ES6jy4owLvPtVzXXo5TJo
30. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте / А.В. Семенович – М.: Академия, 2002. – 232 с.
31. Семенова М.Г. Оценка психомоторного развития детей старшего дошкольного возраста / М.Г. Семенова, Н.А. Горст // Естественные науки. – 2009. – № 2 (27). – С.153-155.
32. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008. – 60 с.
33. Филичева Т.Б. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – М.; Просвещение, 1989. – 223 с. https://vk.com/doc44021504_300702307?hash=yv0jbfD0UUs7dO329wNzBpnCKUUQYsAao6zpmTSQjlk
34. Фомина Л.В. Развивающие занятия в детском саду: память, внимание, восприятие, речь, мышление, моторика руки : [4-6 лет] / Л.В. Фомина. – Ярославль : Акад. развития ; Владимир : ВКТ, 2008. – 110 с.
35. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушением речи : учебное пособие / Г.Р. Шашкина. – Москва : Академия, 2005. – 192 с.