состояние современной государственной и муниципальной службы России
Заказать уникальную курсовую работу- 40 40 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 24.04.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1 Теоретические и правовые основы построения и функционирования государственной и муниципальной службы в Российской Федерации 5
1.1. История формирования государственной и муниципальной службы в России 5
1.2. Теоретические основы государственной и муниципальной службы, принципы функционирования 8
1.3. Правовые основы функционирования государственной и муниципальной службы в Российской Федерации 13
Глава 2. Проблемы реформирования отдельных направлений государственной и муниципальной службы в Российской Федерации 19
2.1. Особенности прохождения государственной государственной и муниципальной службе в Российской Федерации. Реализация принципа равного доступа к государственной государственной и муниципальной службе 19
2.2. Современное состояние эффективности кадровой политики на государственной государственной и муниципальной службе 28
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Что нельзя сказать про ФЗ №79-ФЗ. В данном случае нужно более подробно законодательно закрепить разграничение «малозначительны» коррупционных деяний, за которые нельзя применять дисциплинарное взыскание в виде увольнения, и «тяжкие» коррупционные деяние, за которые представитель нанимателя обязан применить дисциплинарное взыскание в виде увольнения. А также перенести основания увольнения по утрате доверия из статьи 37 ФЗ №79-ФЗ в статью 39 ФЗ №79, для того, чтобы увольнение по данному основанию было не по усмотрению представителя нанимателя, а его прямой обязанностью. Так же для применения данного основания правоприменителями нужно законодательно закрепить понятие «утраты доверия» в ФЗ №79-ФЗ. Предлагаем законодательно закрепить в ФЗ №79-ФЗ определение «утрата — доверия- это мнение представителя нанимателя, когда государственный гражданский служащий своими действиями (бездействия), не исполнил ст. 59.1 и ст. 59.2 ФЗ 3 79-ФЗ»Чем точнее и полнее мы определим и законодательно закрепим определение, что значит «утрата доверия», тем эффективнее будет протекать борьба с коррупцией, снизится число незаконных увольнений, и представители нанимателя будут более грамотно использовать основание увольнение по утрате доверия.Современное состояние кадровой политики на государственной и муниципальной службеНа наш взгляд, после рассмотрения специальных законов, регулирующих государственную гражданскую службу, необходимо уделить внимание роли трудового права в регулировании отношений, связанных с гражданской службой. Статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что на государственных гражданских служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. К иным законам, предусматривающим обязанности, ограничения и запреты для лиц, замещающих либо замещавших должности государственной и муниципальной службы, относитсяФедеральный закон Российской Федерации № 273«О противодействии коррупции» от 25.12.2008 года (далее – Федеральный закон № 273). Данный закон имеет большое значение для антикоррупционной деятельности, поскольку содержит легальное определение понятия «противодействие коррупции», а также все основы противостоянию данного негативного явления.Административно-правовые запреты, связанные с поступлением и прохождением с государственной и муниципальной службе, обеспечивают определённый правопорядок, как в сфере государственного управления, так и в других сферах общественной жизни.Для того, чтобы обеспечить надлежащую охрану безопасности прав и свобод граждан, необходимо установить определенные задачи для государственных служащих, а также запреты, которые смогут ограничить права тех лиц, которые имеют непосредственное отношение к государственному управлению. При этом необходимо установить верное соотношение ограничений и запретов, учитывать объем полномочий, обязанностей и грозящего вреда для государственных служащих.Для того, чтобы создать эффективный механизм подбора кадров для государственной и муниципальной службе в РФ и обеспечения должностного роста государственных служащих на основах их профессиональных заслуг и деловых качеств, существуют необходимые обязанности и требования к государственному служащему к исполнению своих обязанностей. Государственный служащий не должен совершать действий, которые могу привести к подрыву авторитета государственных органов, а также принимать участие в действия, которые нарушают нормы действующего законодательства.Начиная рассмотрение видов и оснований наступления юридической ответственности государственных гражданских служащих, остановимся на рассмотрении профессиональной ответственности.Категория «профессиональная ответственность» представляет собой интегральное понятие, являющееся объектом исследования широкого спектра гуманитарных и общественных наук. При этом следует отметить, что общепринятого определения данной категории на сегодняшний день нет.Представляется, что определение этого понятия должно быть связано с анализом следующих аспектов.Во-первых, определяя его сущность, необходимо использовать категориальный аппарат, применяемый в социологии, поскольку центральным понятием, коррелирующим сущность профессиональной ответственности, является многогранная дефиниция «деятельность».В этой связи большинство исследователей, обращаясь к определению сущности профессиональной ответственности констатируют, что в ее основе находится фундаментальное логическое противоречие между ожидаемыми результатами деятельности и случайными факторами: ошибками, упущениями и т.п. Данное обстоятельство может быть обозначено в качестве своеобразного парадокса профессиональной деятельности, имеющего всеобщий характер своего присутствия и проявления.Следует согласиться с мнением исследователя В.В. Шадрикова, который указывает на то, что главными характеристиками деятельности является наличие целеполагания, направленного на достижение конкретного результата, субъект, объект, совокупность действий как актов целенаправленной активности, оценка перспектив достижения поставленных целей и задач.В отношении государственного гражданского служащего профессиональная ответственность может наступать в случае, если результаты его деятельности не удовлетворяют, либо вступают в противоречие с государственными интересами (правовой аспект ответственности), общественными интересами (социальный аспект ответственности). Кроме того, на наш взгляд, следует выделять и третий аспект профессиональной ответственности - личностный, который связан с недостижением значимого результата деятельности конкретного государственного служащего в контексте его самооценки и профессиональных устремлений.Кроме того, сущность категории «профессиональная ответственность» определяется и в связи с обстоятельствами наличия разнообразных нарушений, в первую очередь, правовых норм, регламентирующих деятельность государственных гражданских служащих.Еще один вид ответственности государственных гражданских служащих - административная ответственность. Если госслужащий является должностным лицом, то есть имеет право распоряжаться гражданами, не подчиняющимися ему по службе, то за плохое выполнение или отказ от исполнения своих служебных обязанностей он может быть привлечен к этому виду ответственности.Мы придерживаемся мнения, выдвинутого Э.Г. Липатовым, о том, что во многих случаях, государственные служащие привлекаются к административной ответственности при полном отсутствии вины. Именно потому, в Кодексе об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) закреплено, хотя и не совсем удачное, понятие вины (ст.2.2 «Формы вины» КоАП РФ).В связи с тем, что в настоящее время реализуется национальный план по противодействию коррупции, при создании данных планов необходимо определить в них сроки проводимых программНо для того, чтобы реализовать такую программу необходимо разработать определенные мероприятия, которые будут составлять целую систему. Среди такой системы необходимо отметить следующие мероприятия:необходимо организовать антикоррупционную пропаганду и антикоррупционное образование;усилить контроль за проверкой сведений лиц, которые предоставляются при поступлении на государственную гражданскую службу;усилить контроль за предоставлением сведений о доходах и расходах служащих.В качестве организационных мероприятий, которые направлены на противодействие коррупции необходимо:проводить тестирование служащих на проявление коррупции;проверка соблюдения служащим ограничений и запретов, предусмотренных законодательством;необходимо в дальнейшем развивать институт ротации на государственной и муниципальной службе.В программы органов власти субъектов РФ должны включаться конкретные мероприятия. В настоящее время региональные программы разрабатываются недостаточным образом. В первую очередь негативное влияние на это оказывает отсутствие методических рекомендаций по разработке региональных программ. Нуждается в расширении и систематизации законодательная база в области противодействия коррупции. Целесообразно для совершенствования, действующего законодательство предпринять следующие меры. Существует необходимость проводить систематически антикоррупционную экспертизу. Автор предлагает исключить из статьи 575 Гражданского кодекса Российской Федерации понятие «обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей» и изложить часть 1 статьи 575 ГК РФ в следующей редакции: «1. Не допускается дарение подарков». При этом пункты 1-4 оставить без изменений. Соответственно исключение понятия «обычных подарков» коснется и части 2 указанной статьи. Необходимость внесения изменений связана с двумя факторами. Во-первых, возникает противоречие между данной статьей Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 6 статьи 17 Закона «О государственной и муниципальной службе», который полностью запрещает государственным гражданским служащим получать вознаграждения в виде подарков, денег, оплаты услуг и т.п., как от физических, так и от юридических лиц. Во-вторых, возможность на законодательном уровне получать служащим подарки стоимостью до 3 тысяч рублей можно рассматривать как легализацию взятки в небольших размерах. На наш взгляд, если государственный служащий – это публичное лицо, которому должно доверять общество в целом, то необходимо полностью исключить ситуации, прямо либо косвенно приводящие к возникновению материальных благ. Необходимо внести определенные изменения в закон о государственной и муниципальной службе. Закрепить положения, которые будут усиливать требования к поступлению на службу.Отдельные авторы высказывают мнение о том, что необходимо разработать систему поощрения за соблюдение законопослушного поведения. Стоит согласиться, что такое поощрение может быть действительно эффективным. Необходимо усиливать ответственность государственных гражданских служащих.Подводя итог вышесказанному, важно отметить, что на современном этапе установления юридической ответственности государственных гражданских служащих, законодательство претерпело значительное количество изменений в сфере усиления ответственности за преступления и правонарушения, совершаемые государственным гражданским служащим, которые устанавливаются в соответствии с Уголовным кодексом РФ и Кодексом об административных правонарушениях РФ.Повышение авторитета государственных гражданских служащих среди населения путем использования средств массовой информации посредством информирования населения не только о фактах противоправной деятельности служащих, но и о добросовестном несении ими службы по противодействию преступности. Автор предлагает исключить п. «б» ч.4 из «Положения о конкурсе на замещение вакантной должности управленческой деятельности» (в ред. от 10.09.2017), который предусматривает, что конкурс может не производится в случае, если должность управленческой деятельности относится к группе младших должностей управленческой деятельности, по решению нанимателя и при назначении на отдельные должности управленческой деятельности. Поскольку принцип конкурсного замещения должностей службы вступает в противоречие с п. 4 ст. 32 Конституции РФ, согласно которому граждане России имеют равный доступ к государственной службе. Между тем широкое использование конкурсной системы отбора способствовало бы предупреждению и пресечению коррупции в системе государственно-служебных отношений Российской Федерации. Итак, вышеперечисленные предложения по совершенствованию противодействия коррупции в сфере государственной и муниципальной службы органично связаны между собой, и только комплексное их применение может качественно изменить состояние коррупции в российском обществе.ЗаключениеКак показало проведенное исследование, институт государственной и муниципальной службы – это сложное и комплексно-многоаспектное правовое явление, представляющий собой и, элемент государственного аппарата, и административно-правовой институт государственной власти; государственная служба есть деятельность определенной категории служащих в органе государственной власти на профессиональной основе, при осуществлении последними, полномочий, соответствующих государственных органов. Определено, что законодателем институт государственной и муниципальной службе определяется через два конкретных вида государственной и муниципальной службе: государственную гражданскую службу и военную службу. Остальные вероятные виды госслужбы определены обобщающим термином «государственная служба иных видов».Через государственных служащих осуществляются функции и полномочия государственных органов во всех сферах жизни общества и государства. Профессиональная и специфическая деятельность государственного служащего направлена на решение государственных задач, являясь при этом выражением публичной власти. Государственные служащие обязаны соблюдать установленные законом; нормы и правила, уметь предоставлять служебную информацию и владеть специальными методами воздействия на общественные отношения.Государственные служащие являются особыми субъектами административного права и выполняют основополагающую роль в решении многих задач, таких как: управление экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества.Так, были выявлены проблемы при проведении анализа и исследовании единства требований к замещению должностей и подготовке кадров для управленческой деятельности, единства ограничений и обязательств при прохождении государственной и муниципальной службы; соотносительности условий оплаты труда и социальных гарантий для гражданских служащих.Большая часть указанных проблем напрямую связана с пробелами в действующем законодательстве, регламентирующем гражданскую службу. Так, например, такие проблемы были выявлены при исследовании единства требований к замещению должностей и подготовке кадров для управленческой деятельности, единства ограничений и обязательств при прохождении государственной и муниципальной службы. Также при исследовании соотносительности условий оплаты труда и социальных гарантий для гражданских служащих была выявлена проблема, не столько связанная с нормативно-правовым регулированием, сколько с реальной ситуацией, складывающейся на практике, а именно, с денежным содержанием гражданских служащих.Считаем необходимым отметить, что проблемы, выявленные в рамках исследования, требуют незамедлительного принятия мер по их устранению. В результате проведенного исследования были предложены возможные пути решения данных проблем. Предложения основаны на внесении изменений в Федеральный закон № 79, поскольку данные законы являются основными в сфере регулирования отношений, связанных с гражданской службой, другие нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут им противоречить. Кроме того, также было предложено разработать и внедрить программу «Развитие мотивации профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих на 2021-2026 годы», способствующую мотивации и стимулированию гражданских служащих, в том числе к профессиональному и карьерному росту. При этом данная программа, включает в себя методы, позволяющие компенсировать гражданским служащим невысокое денежное содержание, что позволит, на наш взгляд, уменьшить такой фактор, как коррупция.Список использованной литературыКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398; СЗ РФ. 2014. № 30 (Часть I). Ст. 4202.Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка [принят Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций от 17.12.1979] // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. - М., 1990. - С. 319-325.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 16.12.2019) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3; СЗ РФ. 2018. № 53 (часть I). Ст. 8468.Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О системе государственной государственной и муниципальной службе Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063; СЗ РФ. 2016. № 22. Ст. 3091.Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 16.12.2019) «О государственной государственной и муниципальной службе Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215; СЗ РФ. 2018. № 32 (Часть II). Ст. 5130.Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 16.12.2019) «О противодействии коррупции» //СЗ РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228; СЗ РФ. 2018. № 45. Ст. 6837.Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ (ред. от 28.01.2020) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2010. № 49. Ст. 6422; СЗ РФ. 2018. № 49 (часть I). Ст. 7509.. Постановление Правительства РФ от 06.09.2007 № 562 (ред. от 10.07.2014) «Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих» // СЗ РФ. 2007. № 37. Ст. 4458; СЗ РФ. 2014. № 29. Ст. 4147.Указ Президента РФ от 30.09.2013 № 742 (ред. от 07.10.2019) «О денежном вознаграждении лиц, замещающих отдельные государственные должности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2013. № 40 (часть III). Ст. 5043; СЗ РФ. 2018. № 21. Ст. 2981.Васильева К.А. Причины возникновения конфликта интересов на государственной службе // Современная наука: теоретический и практический взгляд. – 2023. – №2. – С. 188-192Ивакина Д.Д., Калинина У.В. История становления и основы дипломатической службы России // Профессиональные компетенции государственных служащих: формирование и развитие: материалы межвузовской научно-практической конференции (Воронеж, 27 апреля 2016 г.). Воронеж. 2022. С. 59-66.Ковтков Д.И. К вопросу о лишении гражданского служащего классного чина и восстановлении в нем // Журнал российского права. 2018. № 2. С. 70 - 79.Ковтков Д.И. Ротация гражданских служащих // Законодательство и экономика. 2021. № 9. С. 16-24. Козбаненко В.А. Иные виды государственной и муниципальной службе - правоохранительная служба: закон и доктрина // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 9. С. 92 - 101.Краснов Ю.К. Правовой статус сотрудников дипломатической службы Российской Федерации. Социальные аспекты // Юридический мир. 2021. № 12. С. 46 - 49.Юрецкая, С.С. Государственная служба в системе современного государственного управления / С.С. Юрецкая // Дневник науки, 2020. - № 8. - С. 11 – 22.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398; СЗ РФ. 2014. № 30 (Часть I). Ст. 4202.
2. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка [принят Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций от 17.12.1979] // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. - М., 1990. - С. 319-325.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 16.12.2019) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3; СЗ РФ. 2018. № 53 (часть I). Ст. 8468.
4. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О системе государственной государственной и муниципальной службе Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063; СЗ РФ. 2016. № 22. Ст. 3091.
5. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 16.12.2019) «О государственной государственной и муниципальной службе Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215; СЗ РФ. 2018. № 32 (Часть II). Ст. 5130.
6. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 16.12.2019) «О противодействии коррупции» //СЗ РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228; СЗ РФ. 2018. № 45. Ст. 6837.
7. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ (ред. от 28.01.2020) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2010. № 49. Ст. 6422; СЗ РФ. 2018. № 49 (часть I). Ст. 7509.
8. . Постановление Правительства РФ от 06.09.2007 № 562 (ред. от 10.07.2014) «Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих» // СЗ РФ. 2007. № 37. Ст. 4458; СЗ РФ. 2014. № 29. Ст. 4147.
9. Указ Президента РФ от 30.09.2013 № 742 (ред. от 07.10.2019) «О денежном вознаграждении лиц, замещающих отдельные государственные должности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2013. № 40 (часть III). Ст. 5043; СЗ РФ. 2018. № 21. Ст. 2981.
10. Васильева К.А. Причины возникновения конфликта интересов на государственной службе // Современная наука: теоретический и практический взгляд. – 2023. – №2. – С. 188-192
11. Ивакина Д.Д., Калинина У.В. История становления и основы дипломатической службы России // Профессиональные компетенции государственных служащих: формирование и развитие: материалы межвузовской научно-практической конференции (Воронеж, 27 апреля 2016 г.). Воронеж. 2022. С. 59-66.
12. Ковтков Д.И. К вопросу о лишении гражданского служащего классного чина и восстановлении в нем // Журнал российского права. 2018. № 2. С. 70 - 79.
13. Ковтков Д.И. Ротация гражданских служащих // Законодательство и экономика. 2021. № 9. С. 16-24.
14. Козбаненко В.А. Иные виды государственной и муниципальной службе - правоохранительная служба: закон и доктрина // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 9. С. 92 - 101.
15. Краснов Ю.К. Правовой статус сотрудников дипломатической службы Российской Федерации. Социальные аспекты // Юридический мир. 2021. № 12. С. 46 - 49.
16. Юрецкая, С.С. Государственная служба в системе современного государственного управления / С.С. Юрецкая // Дневник науки, 2020. - № 8. - С. 11 – 22.