Образ Марии Стюарт в контексте разных писателей, в театре и кино
Заказать уникальную дипломную работу- 23 23 страницы
- 17 + 17 источников
- Добавлена 24.04.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ОБРАЗА МАРИИ СТЮАРТ В ЛИТЕРАТУРЕ 7
1.1 Сравнительный анализ образа Марии Стюарт в различных литературных произведениях 7
1.2 Оценка сходств и различий в представлении Марии Стюарт в разных произведениях 10
Выводы по Главе 1 12
ГЛАВА 2. ОБРАЗ МАРИИ СТЮАРТ В ТЕАТРЕ И КИНЕМАТОГРАФЕ 14
2.1 Образ Марии Стюарт в фильмах 14
2.2 Образ Марии Стюарт в театральных постановках 15
Выводы по Главе 2 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 22
Так, актриса Д. МакТир изобразила Марию как волевую королеву, которая не желает идти на поводу у своих врагов, подчеркнув ум и решительность М Стюарт, а также представив ее как трагическую фигуру, ведущую вечную борьбу с ограничениями своего времени и своего окружения.Среди других знаменитых театральных интерпретаций истории королевы Шотландии отмечается опера 1800 года «Мария Стюарда» Гаэтано Доницетти, где центрального персонажа изобразила знаменитая итальянская оперная певица сопрано Джудитта Паста [6]. Фигура королевы в исполнении Пасты получил высокую оценку за эмоциональную глубину и вокальное мастерство, так как оперная певица привнесла в образ неоднозначной шотландской правительницы чувство царственности и ранимости, вызывая тем самым у зрителей сочувствие к трагической судьбе и личности М. Стюарт.Джульет Стивенсон, изобразившая Марию Стюарт в постановке «Мария Стюарт» на Вест–Энде в 2018 году, взглянула на персонаж с похожей стороны [15]. Актриса изобразила шотландку как трагическую фигуру, разрывающуюся между своим долгом королевы и личными желаниями. Так, образ, созданный актрисой, подчеркнул эмоциональные потрясения и внутренние конфликты, которые правительница переживала на протяжении всей своей жизни и власти.В постановке 2018 года «Мария Стюарт» в лондонском театре Almeida роль Марии Стюарт исполнила актриса Лия Уильямс [9]. Фигура королевы, созданнаяЛ. Уильямс, получила высокую оценку за свою интенсивность и сложность – так, актриса привнесла в образ М. Стюарт чувство остроты и страсти, передав внутреннее смятение и конфликт королевы Шотландии, которая борется за свою жизнь и место на троне.Выводы по Главе 2На основании произведённого в данной главе исследования можно заключить, что образ Марии Стюарт в кино и на сцене в театральных постановках представляет собой уникальную возможность для исследования и интерпретации персонажа. Так, фигура королевы Шотландии в кино и театре на протяжении десятилетий претерпела существенные изменения визображении её интересной и сложной личности со стороны различных актрис. От яростной и стойкой Марии в исполнении ВанессыРедгрейв, до молодой и идеалистичной королевы, сыгранной СаойрсРонан – каждая актриса на протяжении многих лет вносила свой вклад в общее понимание и представление о жизни и личности М. Стюарт. В театре также можно найти множество интереснейших изображенийшотландской королевы, где такие исполнительницы как Джанет МакТир, Джудитта Паста, Джульет Стивенсон и Лия Уильямс создавали собственные портреты правительницы, эффективная подчеркивая её трагическую судьбу, грацию и силу. Таким образом, каждая театральная и кино–интерпретация добавляла нечто новое и интересное в наше комплексное понимание жизни и времени правления Марии Стюарт, составляянепреходящее историческое наследие об её личности в медиумах кинематографа и театра.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, в ходе выполнения данного исследования был произведен комплексныйсравнительный анализ образа шотландской королевы Марии Стюарт в различных литературных произведениях, театральных постановках и кинофильмах. В заключении хотелось бы подчеркнуть ключевые моменты, выявленные в процессе исследования.В литературных произведениях образ Марии Стюарт представлялся через разные призмы: от романтического представления о ней как идеализированной героини до более критического взгляда на её действия и судьбу. Сюжеты пьес, романов и биографий позволяли увидеть множество различных аспектов личности М. Стюарт и её окружения.При этом, авторы, пишущие данную героиню, как правило не стремятся к исторической точности, а скорее хотят наполнить душой и жизнью личность, которая очаровывает публику на протяжении нескольких столетий. Писатели ищут в фигуре королевы шотландской скорее эмоциональное воздействие на читателя, чем воссоздание исторической правды о персонаже, что объясняет частое использование ярких образов и мощных сцен, которые призваны взбудоражить или хотя бы захватить воображение читателя. Один из многочисленных примеров – сцена в ночь в Глазго у С. Цвейга, в которой галлюцинированная Мария Стюарт, разрываясь между совестью и страстью, пишет знаменитое «длинное письмо из кассеты»Ботвеллу[4]. От такой сцены с ее повышенным драматическим эффектом, вероятно, не отказался бы и сам Вальтер Скотт, настолько она относится скорее к жанру романа, чем к объективной исторической литературе. Поэтому, соединяя повествовательный вымысел с исторически документированными элементами, чтобы создать живую, воплощенную и, прежде всего, незабываемую фигуру, авторы поднимают своеобразный жанр исторической биографии до его наиболее совершенного выражения.Соблазненные тревожной фигурой последней шотландской королевы, очарованные этой личностью, которая после разрушительной внутренней борьбы пожертвовала своими королевскими прерогативами ради требований своей страсти, и, наконец, пораженные ее положением на перекрестке двух эпох, где столкнулись две концепции мира, писателиисследуют глубин человеческого сердца, попытался разгадать то, что С. Цвейг назвал «загадкой Марии Стюарт»[4]. Но отнюдь не для того, чтобы подробно описать объективные элементы правления, чье чисто историческое влияние не могло сравниться с влиянием ее несравненной соперницы, Великой Елизаветы, С. Цвейг написал новеллистическое повествование огромного драматического накала, в котором Мария Стюарт окончательно восторжествовала на уровне мифа, а не истории.В кино и театре на протяжении многих лет равноценно были созданы знаковые интерпретации образа королевы Шотландии, где актрисы не только передавали сложность и многослойность личности героини, но и придавали свежий взгляд на её личность. Эмоциональная глубина исполнений, драматические конфликты и внутренние раздумья М. Стюарт были прекрасно переданы на сцене и экране, захватывая внимание зрителей.Общий вывод из проведенного исследования позволяет заключить, что Мария Стюарт является одним из самых универсальных и увлекательных исторических персонажей, который продолжает вдохновлять различных авторов на создание новых изображений её личности на бумаге, экране, и сцене. Сложный характер, политические и религиозные конфликты, а также трагическая судьба королевы шотландской делают её неизменно интересной темой для будущих научных изысканий и творческих работ.Так, дальнейшие исследования и интерпретации образа Марии Стюарт, как в литературе, так в кино и театре, позволят только углубить наше понимание о её личности и значимости в истории. Сквозь призму различных медиумов и творческих подходов мы сможем продолжать открывать новые грани этой удивительной и загадочной фигуры, продолжающей оставаться актуальной и непрерывно вдохновлять нас своим наследием.В связи со всем вышеизложенным полагаем, что поставленные перед настоящим исследованием задачи были выполнены в полном объеме, а цель исследования – достигнута.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВКинематографический атлас. URL: http://www.kinematograph.ru (дата обращения: 21.03.2024).Макаров, А. Н., Киричук, Е. В. Образ Марии Стюарт в трагедиях К. Г. Шписса И Ф. Шиллера // Научный диалог. 2020. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz–marii–styuart–v–tragediyah–k–g–shpissa–i–f–shillera (дата обращения: 21.03.2024).Мельков, А. С., Никольский, Е, В. Грешница или святая: образ королевы Марии Стюарт в произведениях Фридриха Шиллера, юлиуша Словацкого и Стефана Цвейга // StudiaHumanitatis. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/greshnitsa–ili–svyataya–obraz–korolevy–marii–styuart–v–proizvedeniyah–fridriha–shillera–yuliusha–slovatskogo–i–stefana–tsveyga (дата обращения: 21.03.2024).Цвейг С. Мария Стюарт. СПб: Издательство А. С. Суворина, 1926.Шиллер Ф. Избранные произведения: в 2 т. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1958.Agustsdottir, Ingibjorg. (2012). Mary Queen of Scots as Feminine and National Icon: Depictions in Film and FictionMarie Stuart, icôneféminine et nationale :représentationslittéraires et cinématographiques. Étudesécossaises. 75–93. 10.4000/etudesecossaises.603.Billington, M. (2005). Review: Mary Stuart. The Guardian. Brooks, P. (1976). The melodramatic imagination: Balzac, Henry James, melodrama, and the mode of excess. NewHaven: YaleUniversityPress.Dunn, J. (2004). Elizabeth and Mary: Cousins, Rivals, Queens. NewYork, NY: Vintage.Fraser, A. (1969). Mary, Queen of Scots. London: Weidenfeld & Nicolson.George, M. (1996). Mary, Queen of Scots. New York: St. Martin's Press.Gregory, P. (2008). The Other Queen. New York, NY: Touchstone.Oswald, P. (2005). Mary Stuart.Scott, W. (1810). The Lady of the Lake. Edinburgh: John Ballantyne and Co.Spencer, C. (2005). Review: Mary Stuart. TheTelegraph.Weir, A. (2009). Mary Queen of Scots: The True Life of Mary Stuart. Ballantine Books.Worthen, W.B. (2018). The Wadsworth Anthology of Drama, 7th Edition. CengageLearning.
2. Макаров, А. Н., Киричук, Е. В. Образ Марии Стюарт в трагедиях К. Г. Шписса И Ф. Шиллера // Научный диалог. 2020. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz–marii–styuart–v–tragediyah–k–g–shpissa–i–f–shillera (дата обращения: 21.03.2024).
3. Мельков, А. С., Никольский, Е, В. Грешница или святая: образ королевы Марии Стюарт в произведениях Фридриха Шиллера, юлиуша Словацкого и Стефана Цвейга // Studia Humanitatis. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/greshnitsa–ili–svyataya–obraz–korolevy–marii–styuart–v–proizvedeniyah–fridriha–shillera–yuliusha–slovatskogo–i–stefana–tsveyga (дата обращения: 21.03.2024).
4. Цвейг С. Мария Стюарт. СПб: Издательство А. С. Суворина, 1926.
5. Шиллер Ф. Избранные произведения: в 2 т. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1958.
6. Agustsdottir, Ingibjorg. (2012). Mary Queen of Scots as Feminine and National Icon: Depictions in Film and FictionMarie Stuart, icône féminine et nationale : représentations littéraires et cinématographiques. Études écossaises. 75–93. 10.4000/etudesecossaises.603.
7. Billington, M. (2005). Review: Mary Stuart. The Guardian.
8. Brooks, P. (1976). The melodramatic imagination: Balzac, Henry James, melodrama, and the mode of excess. New Haven: Yale University Press.
9. Dunn, J. (2004). Elizabeth and Mary: Cousins, Rivals, Queens. New York, NY: Vintage.
10. Fraser, A. (1969). Mary, Queen of Scots. London: Weidenfeld & Nicolson.
11. George, M. (1996). Mary, Queen of Scots. New York: St. Martin's Press.
12. Gregory, P. (2008). The Other Queen. New York, NY: Touchstone.
13. Oswald, P. (2005). Mary Stuart.
14. Scott, W. (1810). The Lady of the Lake. Edinburgh: John Ballantyne and Co.
15. Spencer, C. (2005). Review: Mary Stuart. The Telegraph.
16. Weir, A. (2009). Mary Queen of Scots: The True Life of Mary Stuart. Ballantine Books.
17. Worthen, W.B. (2018). The Wadsworth Anthology of Drama, 7th Edition. Cengage Learning.