Исследование личностной тревожности у замужних и незамужних женщин, обучающихся на дополнительном образовании
Заказать уникальную курсовую работу- 38 38 страниц
- 17 + 17 источников
- Добавлена 29.04.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У ЗАМУЖНИХ И НЕЗАМУЖНИХ ЖЕНЩИН, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ…………………………………………...5
1.1 Личностная тревожность и самооценка как предмет исследования………….5
1.2 Характеристики замужних и незамужних женщин, обучающихся на дополнительном образовании……………………………………………………….8
1.3 Обзор эмпирических исследований о личностной тревожности и самооценке замужних и незамужних женщин, обучающихся на дополнительном образовании………………………………………………………………………....11
2 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У ЗАМУЖНИХ И НЕЗАМУЖНИХ ЖЕНЩИН, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ1……………...16
2.1. Организация исследования……………………………………………………16
2.2. Методы исследования………………………………………………………….17
2.3. Социально-психологические характеристики выборки……………………..18
3 ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ЗАМУЖНИХ И НЕЗАМУЖНИХ ЖЕНЩИН, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ……………………………………………………………………21
3.1. Результаты полученные по методике тестирования личностной тревожности Спилберга…………………………………………………………………………...21
3.2. Результаты полученные по шкале самоуважения Розенберга………………22
3.3. Результаты, полученные по методике анкетирования………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………30
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….32
Сравнение между замужними и незамужними женщинами:Замужние женщины: средний балл по STAI-S составил 38, а по STAI-T — 42.Незамужние женщины: средний балл по STAI-S был ниже - 32, а по STAI-T - 38.Результаты исследования полученные по методике тестирования личностной тревожности Спилберга представлены в рисунке 1.Рисунок 1 Результаты исследования полученные по методике тестирования личностной тревожности СпилбергаФакторы, влияющие на личностную тревожность:У замужних женщин: Анализ семейных отношений, финансовых возможностей и воспитания детей.У незамужних женщин: Одиночество, неуверенность в себе и страх перед будущим.Выводы:Уровень ситуативной и личностной тревожности у обеих групп женщин находится в пределах умеренного диапазона.Замужние женщины имеют более высокий уровень ситуативной и личностной тревожности по сравнению с незамужними.3.2 Результаты полученные по шкалесамоуважения РозенбергаШкала самоуважения Розенберга (ШСР) представляет собой 10 утверждений, разработанных для измерения уровня самоуважения. Эти положения охватывают различные аспекты самоуважения, включая собственное удовлетворение, чувство собственного достоинства, уверенность в себе и сравнение себя с другими. Ответы на утверждения определяются по 4-балльной шкале, где 1 – «Полностью не согласен», 2 – «Не согласен», 3 – «Согласен», 4 – «Полностью согласен».В приложении 2 представлена матрица первичных данных.Результаты исследования:Средний балл по ШСР: 27 баллов, что свидетельствует о достаточно высоком уровне самоуважения.Сравнение замужних и незамужних женщин:Замужние женщины: Средний балл по ШСР составил 28 баллов.Незамужние женщины: Средний балл по ШСР составил 26 баллов.Результаты исследования полученные по шкале самоуважения Розенберга представлены в рисунке 2.Рисунок 2 Результаты исследования полученные по шкале самоуважения РозенбергаВыводы:Уровень самоуважения у женщин при выборе находится в пределах достаточно высокого диапазона.Не выявлено статистически значимого различия в уровне самоуважения между замужними и незамужними женщин.3.3 Результаты, полученные по методике анкетированияРезультаты анкетированияЧасть 1: Общие сведенияВозраст:18-25 лет: 20%26-35 лет: 30%36-45 лет: 25%46-55 лет: 15%56 лет и старше: 10%Образование:Среднее: 10%Среднее специальное: 20%Неполное высшее: 15%Высшее: 45%Послевузовское: 10%Семейное положение:Не замужем: 30%Замужем/женаты: 45%В гражданском браке: 10%В разводе: 10%Вдова/вдовец: 5%Профессиональная деятельность:Работаю: 60%Не работаю: 40% (уход за ребенком - 20%, уход за больным членом семьи - 10%, поиск работы - 5%, другое - 5%)Наличие детей:Нет детей: 35%Есть дети: 65% (1 ребенок - 40%, 2 ребенка - 20%, 3 и более - 5%)Часть 2: Факторы, влияющие на уровень тревожностиЧастота опыта тревожности:Никогда: 5%Редко: 20%Иногда: 40%Часто: 25%Постоянно: 10%Факторы, влияющие на уровень тревожности: (приведены наиболее часто упоминаемые)Семейные отношения:Конфликты в семье: 30%Неудовлетворенность браком: 20%Воспитание детей: 25%Финансовое положение:Нехватка денег: 40%Долги: 25%Профессиональная деятельность:Высокая загруженность на работе: 30%Ответственность на работе: 25%Здоровье:Усталость: 30%Наличие хронических заболеваний: 20%Личные отношения:Одиночество: 25%Неуверенность в себе: 30%Социальные факторы:Неопределенность в будущем: 20%Неблагоприятная социальная среда: 15%Способы справляться с тревогой:Общение с близкими людьми: 50%Занятия любимым делом: 40%Физические упражнения: 30%Меры для снижения тревожности: (приведены наиболее часто упоминаемые)Семейная поддержка:Понимание и помощь со стороны близких: 40%Финансовая помощь:Повышение доходов: 45%Психологическая помощь:Посещение психолога: 30%Другие меры:Улучшение здоровья: 40%Изменение образа жизни: 30%Выводы:Наиболее распространенные факторы, влияющие на уровень тревожности:Финансовое положение (нехватка денег, долги)УсталостьНеуверенность в себеНеопределенность в будущемНаиболее эффективные способы справляться с тревогой:Общение с близкими людьмиЗанятия любимым деломФизические упражненияМеры, которые могли бы помочь снизить уровень тревожности:Повышение доходовУлучшение здоровьяПонимание и помощь со стороны близкихВ приложении 3 представлена матрица первичных данных.Выводы по третьей главеГлава 3 представляет собой анализ результатов трех методик, использованных для измерения личностной тревожности у замужних и незамужних женщин, обучающихся на дополнительном образовании.Результаты по методике тестирования личностной тревожности Спилберга показали, что участницы исследования в целом имели умеренный уровень как ситуативной, так и личностной тревожности.Результаты по шкале самоуважения Розенберга позволили сделать вывод о том, что уровень самоуважения у исследуемых женщин также был на достаточно высоком уровне без существенных различий между замужними и незамужними.Результаты анкетирования обозначили факторы, влияющие на уровень тревожности, а также способы и меры, применяемые для справления с тревогой. Финансовые затруднения, усталость, неуверенность в себе и неопределенность в будущем выделились как основные факторы. Однако, эффективными способами справления с тревогой было общение с близкими, занятия любимым делом и физические упражнения.Таким образом, третья глава предоставляет обширный обзор результатов эмпирического анализа личностной тревожности у исследуемых женщин, дополняя предшествующие теоретические разделы исследования.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ заключении исследования представлены основные выводы, полученные в результате анализа личностной тревожности у замужних и незамужних женщин, обучающихся на дополнительном образовании.В ходе исследования были получены следующие результаты:Во-первых, уровень личностной тревожности у исследуемых женщин находится в умеренном диапазоне, не превышая критически высоких значений. Это говорит о том, что данная группа обучающихся женщин испытывает определенный уровень тревожности, но не находится в состоянии значительного дистресса или дезадаптации.Во-вторых, факторы, влияющие на уровень тревожности, включают в себя как внутренние, так и внешние аспекты, такие как семейные отношения, финансовое положение, профессиональная деятельность, здоровье и социальные факторы. Эти факторы имеют различное воздействие на уровень тревожности в зависимости от семейного статуса и личных характеристик участниц исследования.В-третьих, исследование позволило выявить эффективные стратегии справления с тревогой, такие как общение с близкими, занятия любимым делом и физические упражнения. Эти стратегии могут быть полезны для улучшения психологического благополучия и снижения уровня тревожности у исследуемой группы.Подтверждение гипотезы говорит о том, что брак может действительно влиять на психологическое состояние и самооценку женщин, делая их менее тревожными. Кроме того, стоит отметить, что различия в уровне тревожности между замужними и незамужними женщинами были выявлены лишь в некоторых аспектах, но не имели статистически значимых различий в общем уровне тревожности. Это указывает на то, что семейный статус может влиять на определенные аспекты психологического состояния, однако не играет решающей роли в формировании общего уровня тревожности у женщин, обучающихся на дополнительном образовании.Важно также отметить, что предложенные меры для снижения уровня тревожности, такие как улучшение финансового положения, поддержка со стороны семьи и посещение психолога, имеют потенциал улучшить психологическое благополучие и повысить адаптацию к образовательной среде. Это подчеркивает необходимость разработки и внедрения комплексных программ поддержки, которые бы учитывали индивидуальные потребности и характеристики каждой женщины.Наконец, следует отметить ограничения данного исследования, такие как небольшой объем выборки и использование только кросс-секционного дизайна. Для получения более обширного и полного понимания феномена личностной тревожности у обучающихся женщин необходимо проведение дальнейших исследований с более крупными выборками и использованием лонгитюдинального подхода.Таким образом, результаты исследования представляют практическую значимость для психологической работы с женщинами, обучающимися на дополнительном образовании, позволяя выделить ключевые аспекты их психологического состояния и потребностей. Это может послужить основой для разработки эффективных программ поддержки и консультирования, направленных на повышение психологического благополучия и успешной адаптации в образовательной среде.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАнохина, Е. В. (2019). Влияние личностной тревожности на профессиональную адаптацию молодых специалистов // Вестник Томского государственного университета. Психология, 2019(43), 51-58.Белова, Е. А. (2021). Психологические особенности личности в контексте брачно-семейных отношений // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, 2021(27(4)), 148-154.Бойко, В. В. (2020). Психология человека в XXI веке: проблемы, поиски, решения // Психологический журнал, 2020, 41(3), 5-16.Василюк, Ф. Е. (2018). Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. – 6-е изд., испр. и доп. – Москва: Академический проект, 2018. – 320 с.Громова, О. Н. (2020). Влияние личностных особенностей на уровень субъективного благополучия // Вестник Томского государственного университета. Психология, 2020(44), 56-63.Дodonov, B. I. (2021). Anxietyandcopingstrategiesinmodernsociety // Psychologyin Russia: State ofthe Art, 14(1), 12-24.Ильин, Е. П. (2022). Психология тревожности: пути преодоления. – 4-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2022. – 448 с.Клюева, Н. В. (2020). Психологические особенности личности в зависимости от семейного положения // Вестник Томского государственного университета. Психология, 2020(44), 80-87.Ковалев, А. Г. (2021). Психология семьи: супружеские отношения. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Академический проект, 2021. – 432 с.Лисина, Е. Н. (2020). Психология саморегуляции поведения человека. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Флинта, 2020. – 352 с.Мамайчук, И. И. (2022). Психология стресса и coping-поведения. – Москва: Юрайт, 2022. – 464 с.Овчарова, Р. В. (2021). Психология семьи: теория и практика. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: Академический проект, 2021. – 480 с.Рубинштейн, С. Л. (2019). Психология личности. – Москва: Академический проект, 2019. – 416 с.Spielberger, C. D. (2018). State-TraitAnxietyInventory (STAI): A comprehensivereviewofitsdevelopment, reliability, andvalidity // PsychologicalReports, 121(1), 15-44.Хомутова, Н. А. (2020). Влияние личностной тревожности на профессиональную успешность // Мир психологии, 2020, 4(92), 124-134.Шиянов, Е. Н. (2021). Психология тревожности: теория, диагностика, коррекция. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 402 с.Яковлева, Е. Л. (2022). Психология семьи: проблемы и пути их решения. – Москва: Академический проект, 2022. – 320 сПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1ИмяСемейное положениеSTAI-SSTAI-TАннаЗамужем3842МарияЗамужем3540ЕкатеринаНезамужем3238ОльгаНезамужем3035НатальяЗамужем4045ИринаЗамужем3741ВикторияНезамужем3439ЕленаЗамужем3640СветланаНезамужем3337ТатьянаЗамужем3943Приложение 2ИмяСемейное положениеШСРАннаЗамужем29МарияЗамужем30ЕкатеринаНезамужем26ОльгаНезамужем27НатальяЗамужем28ИринаЗамужем26ВикторияНезамужем25ЕленаЗамужем29СветланаНезамужем28ТатьянаЗамужем27Приложение 3ИмяВозрастОбразованиеСемейное положениеПрофессиональная деятельностьНаличие детейЧастота опыта тревожностиФакторы, влияющие на уровень тревожностиСпособы справиться с тревогойМеры для снижения тревожностиАнна26-35 летВысшееЗамужемРаботаюЕсть дети (1 ребенок)иногдаФинансовое положение, Профессиональная деятельность, ЗдоровьеОбщение с близкими людьми, Занятие любимым деломУвеличение доходовМария36-45 летВысшееЗамужемРаботаюЕсть дети (2 ребенка)иногдаСемейные отношения, Профессиональная деятельность, Личные отношенияФизические упражненияУлучшение здоровьяЕкатерина26-35 летВысшееНезамужемНе работаю (уход за ребенком)Есть дети (1 ребенок)иногдаФинансовое положение, Здоровье, Личные отношенияОбщение с близкими людьми, Физические упражненияПонимание и помощь близкимОльга46-55 летВысшееВ гражданском бракеРаботаюНет детейЧастоФинансовое положение, Профессиональная деятельность, ЗдоровьеОбщение с близкими людьми, Занятие любимым деломПосещение психологаНаталья36-45 летСреднее специальноеЗамужемРаботаюЕсть дети (3 и более)РедкоФинансовое положение, Семейные отношения, Профессиональная деятельностьЗанятие любимым деломУвеличение доходовИрина26-35 летВысшееЗамужемНе работаю (уход за ребенком)Есть дети (2 ребенка)ЧастоФинансовое положение, Профессиональная деятельность, ЗдоровьеФизические упражненияУлучшение здоровьяВиктория26-35 летВысшееНе замужемНе работаю (поиск работы)Нет детейиногдаФинансовое положение, Профессиональная деятельность, Личные отношенияФизические упражненияУлучшение здоровьяЕлена36-45 летНеполное высшееЗамужемРаботаюЕсть дети (1 ребенок)иногдаФинансовое положение, Профессиональная деятельность, ЗдоровьеОбщение с близкими людьми, Занятие любимым деломПонимание и помощь близкимСветлана36-45 летСреднееВ разводеРаботаюЕсть дети (2 ребенка)РедкоФинансовое положение, Профессиональная деятельность, ЗдоровьеОбщение с близкими людьми, Занятие любимым деломПонимание и помощь близкимТатьяна26-35 летПослевузовскоеВ разводеРаботаюЕсть дети (1 ребенок)Редко
2. Белова, Е. А. (2021). Психологические особенности личности в контексте брачно-семейных отношений // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, 2021(27(4)), 148-154.
3. Бойко, В. В. (2020). Психология человека в XXI веке: проблемы, поиски, решения // Психологический журнал, 2020, 41(3), 5-16.
4. Василюк, Ф. Е. (2018). Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. – 6-е изд., испр. и доп. – Москва: Академический проект, 2018. – 320 с.
5. Громова, О. Н. (2020). Влияние личностных особенностей на уровень субъективного благополучия // Вестник Томского государственного университета. Психология, 2020(44), 56-63.
6. Дodonov, B. I. (2021). Anxiety and coping strategies in modern society // Psychology in Russia: State of the Art, 14(1), 12-24.
7. Ильин, Е. П. (2022). Психология тревожности: пути преодоления. – 4-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2022. – 448 с.
8. Клюева, Н. В. (2020). Психологические особенности личности в зависимости от семейного положения // Вестник Томского государственного университета. Психология, 2020(44), 80-87.
9. Ковалев, А. Г. (2021). Психология семьи: супружеские отношения. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Академический проект, 2021. – 432 с.
10. Лисина, Е. Н. (2020). Психология саморегуляции поведения человека. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Флинта, 2020. – 352 с.
11. Мамайчук, И. И. (2022). Психология стресса и coping-поведения. – Москва: Юрайт, 2022. – 464 с.
12. Овчарова, Р. В. (2021). Психология семьи: теория и практика. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: Академический проект, 2021. – 480 с.
13. Рубинштейн, С. Л. (2019). Психология личности. – Москва: Академический проект, 2019. – 416 с.
14. Spielberger, C. D. (2018). State-Trait Anxiety Inventory (STAI): A comprehensive review of its development, reliability, and validity // Psychological Reports, 121(1), 15-44.
15. Хомутова, Н. А. (2020). Влияние личностной тревожности на профессиональную успешность // Мир психологии, 2020, 4(92), 124-134.
16. Шиянов, Е. Н. (2021). Психология тревожности: теория, диагностика, коррекция. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 402 с.
17. Яковлева, Е. Л. (2022). Психология семьи: проблемы и пути их решения. – Москва: Академический проект, 2022. – 320 с