Следственный комитет Российской Федерации.
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 18 + 18 источников
- Добавлена 10.09.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
1. Общие положения о Следственном комитете РФ 5
1.1. История развития Следственного комитета РФ 5
1.2. Понятие и назначение Следственного комитета РФ 12
2. Место следователя в системе военных следственных органов Следственного комитета РФ 15
2.1. Система военных следственных органов Следственного комитета РФ 15
2.2. Правовой статус сотрудников, замещающих должности в военных следственных органах Следственного комитета РФ 19
Заключение 24
Список использованных источников и литературы. 24
Образовавшиеся пробелы в урегулировании правового статуса и юрисдикции военных следственных органов СК России, расположенных за границами Российской Федерации, на практике приводят к необходимости коллегиального обсуждения каждой проблемной ситуации, выработки новых, не предусмотренных международными документами, правовых позиций и решений, в том числе на уровне глав ведомств, а иногда и глав государств разных стран.
Одним из показательных примеров такой совместной работы является расследование в военном следственном управлении СК России уголовного дела в отношении военнослужащего российской военной базы в Республике Армения рядового П., совершившего дезертирство с оружием, хищение оружия и убийство семи граждан Армении в г. Гюмри в январе 2015 г.
После совершения преступления П. был задержан российским пограничным нарядом и передан представителю российской военной базы для проведения дальнейшего разбирательства.
Конституция Российской Федерации запрещает выдачу граждан России другому государству и гарантирует гражданам защиту и покровительство за ее пределами.
При этом правила вышеуказанного межгосударственного соглашения распространяют на совершенные П. дезертирство и хищение оружия юрисдикцию Российской Федерации, а на общеуголовное преступление – юрисдикцию компетентных органов Республики Армения.
Для выхода из сложившейся ситуации и согласования возникающих проблемных вопросов, связанных с юрисдикцией, компетенцией и определением порядка расследования совершенных П. преступлений, совместным решением председателей следственных комитетов Российской Федерации и Республики Армения 20 января 2015 г. был сформирован координационный штаб, в состав которого включены представителя обоих органов.
Ввиду нахождения П. после задержания на территории пункта размещения российской военной базы последний в рамках возбужденного 519-м военным следственным отделом уголовного дела на основании судебного решения был заключен под стражу с содержанием на гарнизонной гауптвахте.
После завершения расследования российскими правоохранительными органами двух вышеуказанных преступлений приговором гарнизонного военного суда П. осужден к наказанию в виде лишения свободы.
При этом уголовное дело о совершении П. убийства граждан Республики Армения направлено по подследственности в Следственный комитет Республики Армения, где соединено с ранее возбужденным в отношении П. компетентными органами Республики Армения уголовным делом по вышеуказанным обстоятельствам.
С учетом отсутствия механизмов и порядка передачи гражданина Российской Федерации, осужденного к лишению свободы российским гарнизонным военным судом, правоохранительным органам другого государства с руководством Республики Армения согласован вопрос проведения с П. следственных действий, а также в последующем судебного заседания по уголовному делу на территории российской военной базы.
Приговором суда Республики Армения за совершение вышеуказанного особо тяжкого преступления П. осужден к пожизненному лишению свободы, после чего приговор признан российским судебным органом и по согласованию министерств иностранных дел и юстиции обеих стран передан для отбывания наказания в российской пенитенциарной системе, из которой фактически не выбывал.
Подводя итог, следует отметить, что в международных договорах Российской Федерации со странами пребывания российского военного контингента в целом урегулированы общие вопросы деятельности военных следственных органов СК России.
При этом автору настоящей работы наиболее правильным видится путь изменения текущих международных соглашений со странами пребывания российского воинского контингента (республики Армения, Казахстан) по образу соглашения, заключенного с Сирийской Арабской Республикой.
Одновременно видится целесообразным предусмотреть в новых соглашениях вопросы правового статуса, компетенции, правовых и социальных гарантий сотрудников военных следственных органов СК России.
Заключение
Функционирование российских военных баз за пределами Российской Федерации строго регламентировано международными документами о статусе той или иной российской военной базы, заключенными между Российской Федерацией и страной пребывания. В этих документах, как правило, наряду с иными вопросами определяется и порядок уголовного преследования лиц, входящих в состав российских военных баз, и членов их семей, совершивших преступления.
В качестве перспектив развития следственных органов в России предлагалось ввести институт следственных судей, а также создать единый следственный орган на базе Следственного комитета РФ.
В качестве мер по совершенствованию правового статуса Следственного комитета РФ предлагается ввести штатную должность помощника следователя, непосредственно связанного со следственной деятельностью, закрепить за следователем право устанавливать перед экспертом срок проведения судебной экспертизы, ввести дополнительное требование к образованию кандидата на должность следователя – наличие магистерской квалификации, установить дополнительные причины невозможности поступления гражданина на службу в Следственный комитет – наличие двойного гражданства, наличие недвижимости на территории иностранного государства и (или) счетов в иностранных кредитных организациях, при поступлении на службу, ввести специальную профессиональную подготовку новоиспеченных следователей, а также в рамках обеспечения процессуальной самостоятельности следователя, предоставить ему право самостоятельно, без получения согласия руководителя следственного органа обжаловать решения прокурора.
В заключении необходимо отметить, что Следственный комитет Российской Федерации занимает важное место в системе органов государственной власти Российской Федерации, поскольку является органом, эффективно выполняющим свои цели и задачи в сфере уголовного судопроизводства, а также прав и свобод человека и гражданина.
Правовой статус Следственного комитета в будущем необходимо улучшать для более эффективного выполнения ведомством возложенных на него обязанностей.
В связи с изложенным вопросы повышения уровня законности, неотвратимости наказания за совершенные преступления, обеспечения прав лиц, потерпевших от преступлений, приобретают особую актуальность.
Уголовное преследование таких лиц, обеспечение соблюдения законности в сфере уголовного судопроизводства призваны обеспечивать военные следственные органы Следственного комитета Российской Федерации, расположенные в местах дислокации российских военных баз за пределами Российской Федерации.
Список использованных источников и литературы.
Конституция Российской Федерации: официальный текст. -принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020. – Москва: Российская газета, 2020. –4 июля. – 160 с.
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 25.12.2023) "О прокуратуре Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.03.2024) // Москва: Российская газета, 1995. – 25 нояб. – 64 с.
Федеральный закон от 28.12.2010 N 403-ФЗ (ред. от 12.12.2023) "О Следственном комитете Российской Федерации" // Москва: Российская газета, 2010. – 30 дек. – 34 с.
Багмет, А.М. Рассмотрение обращений в системе Следственного комитета Российской Федерации / А.М. Багмет // Российский следователь. – 2018. - № 1. – С. 21-27;
Волчанская, А.Н. Социальное обеспечение сотрудников Следственного комитета Российской Федерации как условие эффективного выполнения возложенных на них задач и функций (вопросы конституционноправового регулирования) / А.Н. Волчанская, А.В. Худяков // Актуальные проблемы российского права. – 2018. - № 12. – С. 58-69;
Глобенко, О.А. Следственный судья: новое – хорошо забытое старое / О.А. Глобенко, Е.Б. Портная // Уголовное судопроизводство. - 2020. - № 2. – С. 38-44;
Дармаева, В.Д. Обеспечение процессуальной независимости следователя – необходимость современных реалий / В.Д. Дармаева // Российский следователь. – 2020. - № 4. – С. 30-35;
Дикарев, И. С. Военное уголовное судопроизводствов контексте дифференциации уголовно-процессуальной формы / И. С. Дикарев, А. С. Сливков // Вестник военного права. – 2021. – № 2. – С. 7-14.
Корякин, В.М. Военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации: теоретико-правовые и практические аспекты деятельности : научно-практическое пособие / В.М. Корякин, С.А. Минтягов, А.Н. Подшибякин. — М.: Центр правовых коммуникаций, 2018. — 336 с.
Кругликов А.П. Следователь – орган предварительного следствия в современном уголовном процессе // Российская юстиция. – 2017. - № 7. – С. 39
Лоза Т.В. Основные принципы деятельности Следственного комитета Российской Федерации // Современное право. – 2017. - № 2. – С. 74
Новиков, П. А. Место и роль военных следственных органов следственного комитета Российской Федерации в осуществлении правоохранительной функции государства / П. А. Новиков // Зарубежный опыт государственно-частного партнёрства в оборонно-промышленном комплексе и критическая оценка возможности его применения в России :
Сборник статей научно-практической конференции, Москва, 16 апреля 2021 года / Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации. – Москва: ЗАО «Университетская книга», 2021. – С. 359-362.
Серов Д.О. Следствие от Екатерины I до Екатерины II // Российский следователь. - 2015. - № 8. - С. 52.
Серов Д.О. Следствие при Екатерине II и Павле I: Тайная экспедиция как следственный орган по делам о государственных преступлениях // Российский следователь. - 2015. - № 9. - С. 4
Серов Д.О. Следствие при Александре II: следователи и судебная реформа 1864 г. // Российский следователь. - 2015.- №13. - С. 53.
Тарабан, Н.А. Актуальные проблемы приема, регистрации и рассмотрения сообщений о преступлениях / Н.А. Тарабан // Российский следователь. – 2015. - № 21. – С. 42-48;
Тарасов, А.М. Президентский контроль за деятельностью Следственного комитета Российской Федерации / А.М. Тарасов // Российский следователь. – 2020. - № 5. – С. 11-18;
Багмет А.М. Анализ процессуальной самостоятельности следователя Следственного комитета Российской Федерации через призму российской истории // Российская юстиция. - 2014. - №9 (28). - С. 23
Серов Д.О. Следствие от Екатерины I до Екатерины II // Российский следователь. - 2015. - № 8. - С. 52.
Серов Д.О. Следствие при Екатерине II и Павле I: Тайная экспедиция как следственный орган по делам о государственных преступлениях // Российский следователь. - 2015. - № 9. - С. 4
Серов Д.О. Следствие при Александре II: следователи и судебная реформа 1864 г. // Российский следователь. - 2015.- №13. - С. 53.
Серов Д.О. Следствие от Александра II до Николая II: следователи по особо важным делам (1867 - 1917 гг.) // Российский следователь. - 2015. - №14. - С. 51.
Манова Н.С. История становления института ведомственного руководства и контроля за деятельностью следователя в российском уголовном процессе // История государства и права. - 2013. - №23 (91). - С. 38.
О суде: Декрет СНК РСФСР от 24.11.1917 // Газета Временного Рабочего и Крестьянского Правительства 1917. 24 нояб. // Консультант Плюс: справочно-правовая система
Багмет А.М. Анализ процессуальной самостоятельности следователя Следственного комитета Российской Федерации через призму российской истории // Российская юстиция. - 2014. - №9. - С. 23.
Серов Д.О. Советское следствие в 1960 - 1985 гг. // Российский следователь. - 2015. - №22. - С. 54.
Серов Д.О., Федоров А.В. Советское следствие в канун распада СССР (1985 - 1991 гг.) // Российский следователь. - 2015. - №23. - С. 48.
О Следственном комитете Российской Федерации: Федеральный закон от 28.12.2010 N 403-ФЗ (ред. от 26.07.2019) // Рос. газ. 2010. 30 дек.
Берлявский Л.Г., Расчетов В.А. Образование следственных комитетов на пространстве бывшего СССР // История государства и права. - 2013. - №12. - С. 54.
Берлявский Л.Г., Расчетов В.А. Следственный Комитет Российской Федерации: конституционно-правовые основы организации и деятельности // Российский следователь. -2014. - №5. - С. – 55.
О Следственном комитете Российской Федерации: Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ
Лоза Т.В. Основные принципы деятельности Следственного комитета Российской Федерации // Современное право. – 2017. - № 2. – С. 74
Кругликов А.П. Следователь – орган предварительного следствия в современном уголовном процессе // Российская юстиция. – 2017. - № 7. – С. 39
Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ
Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации"» от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ.
Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации» от 4 июня 2014 г. № 145-, ст. 36.
34
1 Конституция Российской Федерации: официальный текст. -принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020. – Москва: Российская газета, 2020. –4 июля. – 160 с.
2 Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 25.12.2023) "О прокуратуре Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.03.2024) // Москва: Российская газета, 1995. – 25 нояб. – 64 с.
3 Федеральный закон от 28.12.2010 N 403-ФЗ (ред. от 12.12.2023) "О Следственном комитете Российской Федерации" // Москва: Российская газета, 2010. – 30 дек. – 34 с.
4 Багмет, А.М. Рассмотрение обращений в системе Следственного комитета Российской Федерации / А.М. Багмет // Российский следователь. – 2018. - № 1. – С. 21-27;
5 Волчанская, А.Н. Социальное обеспечение сотрудников Следственного комитета Российской Федерации как условие эффективного выполнения возложенных на них задач и функций (вопросы конституционноправового регулирования) / А.Н. Волчанская, А.В. Худяков // Актуальные проблемы российского права. – 2018. - № 12. – С. 58-69;
6 Глобенко, О.А. Следственный судья: новое – хорошо забытое старое / О.А. Глобенко, Е.Б. Портная // Уголовное судопроизводство. - 2020. - № 2. – С. 38-44;
7 Дармаева, В.Д. Обеспечение процессуальной независимости следователя – необходимость современных реалий / В.Д. Дармаева // Российский следователь. – 2020. - № 4. – С. 30-35;
8 Дикарев, И. С. Военное уголовное судопроизводствов контексте дифференциации уголовно-процессуальной формы / И. С. Дикарев, А. С. Сливков // Вестник военного права. – 2021. – № 2. – С. 7-14.
9 Корякин, В.М. Военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации: теоретико-правовые и практические аспекты деятельности : научно-практическое пособие / В.М. Корякин, С.А. Минтягов, А.Н. Подшибякин. — М.: Центр правовых коммуникаций, 2018. — 336 с.
10 Кругликов А.П. Следователь – орган предварительного следствия в современном уголовном процессе // Российская юстиция. – 2017. - № 7. – С. 39
11 Лоза Т.В. Основные принципы деятельности Следственного комитета Российской Федерации // Современное право. – 2017. - № 2. – С. 74
12 Новиков, П. А. Место и роль военных следственных органов следственного комитета Российской Федерации в осуществлении правоохранительной функции государства / П. А. Новиков // Зарубежный опыт государственно-частного партнёрства в оборонно-промышленном комплексе и критическая оценка возможности его применения в России :
13 Сборник статей научно-практической конференции, Москва, 16 апреля 2021 года / Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации. – Москва: ЗАО «Университетская книга», 2021. – С. 359-362.
14 Серов Д.О. Следствие от Екатерины I до Екатерины II // Российский следователь. - 2015. - № 8. - С. 52.
15 Серов Д.О. Следствие при Екатерине II и Павле I: Тайная экспедиция как следственный орган по делам о государственных преступлениях // Российский следователь. - 2015. - № 9. - С. 4
16 Серов Д.О. Следствие при Александре II: следователи и судебная реформа 1864 г. // Российский следователь. - 2015.- №13. - С. 53.
17 Тарабан, Н.А. Актуальные проблемы приема, регистрации и рассмотрения сообщений о преступлениях / Н.А. Тарабан // Российский следователь. – 2015. - № 21. – С. 42-48;
18 Тарасов, А.М. Президентский контроль за деятельностью Следственного комитета Российской Федерации / А.М. Тарасов // Российский следователь. – 2020. - № 5. – С. 11-18;