Современное состояние деятельности органов публичной власти в области охраны окружающей среды и рационального природопользования

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государственное и муниципальное управление
  • 29 29 страниц
  • 28 + 28 источников
  • Добавлена 26.04.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
1. Характеристика состояния деятельности органов публичной власти в области охраны окружающей среды и рационального природопользования 6
1.1. Теоретические аспекты деятельности органов публичной власти 6
1.2. Организационно-правовые основы деятельности органов публичной власти 9
1.3. Социально-экономические основы деятельности органов публичной власти 11
2. Анализ деятельности органов публичной власти в области охраны окружающей среды и рационального природопользования 15
2.1. Организационно-правовые аспекты в области охраны окружающей среды и рационального природопользования 15
2.2. Социально-экономическая характеристика в области охраны окружающей среды и рационального природопользования 18
2.3. Проблемы в области охраны окружающей среды и рационального природопользования 22
Заключение 27
Список литературы 29
Фрагмент для ознакомления

Важно, чтобы участники программы, в том числе организации из общественного и частного сектора, вносили свою долю средств. Также можно значительно ускорить реализацию экологических проектов, привлекая иностранных инвесторов, которые заинтересованы в успешном завершении программы. Использование передовых технологий и международного опыта также способствует более эффективной реализации экологических инициатив.Много российских компаний уже используют передовые технологии в области охраны природы, которые были разработаны в Германии и пользуются глобальным спросом. Грамотное управление внедрением существующей техники и технологий является ключевым фактором. Россия имела бы возможность извлечь выгоду из зарубежного опыта в управлении и привлечении инвестиций для улучшения экологической ситуации. Например, в каждом американском штате разрабатываются и принимаются соответствующие законы и регламентирующие акты для работы с иностранными инвесторами, учитывая особенности ресурсов и территориального расположения.Местные администрации сами выбирают направления промышленного развития, используя как государственные, так и привлеченные средства. Очень важные экологические программы по охране и рациональному использованию природных ресурсов должны быть разработаны субъектами Федерации и муниципалитетами, так как они лучше видят экологические проблемы в своем регионе. Региональные экологические программы должны отражать основные направления государственной политики по управлению природными объектами, а также предлагать целостную систему решения проблем охраны, использования и воспроизводства данных объектов, обеспечивая устойчивое и эффективное управление на основе устойчивого природопользования.В разных регионах страны уже внедрены собственные стратегии в области экологии, но они не согласованы полностью и не охватывают все приоритетные направления. Например, в Белгородской области действует программа «Охрана природы и устойчивое использование ресурсов» на пятилетний период с 2010 по 2014 год. Основная задача этой программы заключается в обеспечении условий для улучшения качества окружающей среды в регионе, повышения экологической безопасности, уменьшения воздействия различных вредных факторов на окружающую среду, а также в формировании экологической культуры и осознанного отношения к окружающей среде у населения области и прочее.Областная программа столкнулась с ограниченным финансированием в размере 20439,0 тыс. рублей [4], что означает недостаток средств для разрешения экологических проблем. Однако финансирование не является единственным препятствием в реализации экологических программ. Необходимо более ясное определение целей и задач, а также оценка достижения ожидаемых результатов. При анализе целевых программ видно, что отсутствуют конкретные цели. Некоторые из возможных целей могут включать:Имеется некоторая неопределенность в рамках административной ответственности за выполнение различных программ, которая часто возникает между различными органами исполнительной власти. Для преодоления сложившейся ситуации необходимо не просто увеличивать количество экологических программ и их финансирование, а изменить подход к их созданию. Мы считаем, что основные принципы такого подхода включают в себя следующее: использование технологии комплексного рационального использования природных ресурсов, внедрение установок электрофильтров, проведение работ по переработке отходов (вторсырья), а также другие мероприятия в сфере рекреации.1. Создание регионального экологического центра наукоемких технологий с привлечением инвесторов является необходимым.2. Финансирование региональных экологических программ необходимо рассматривать короткосрочным, так как для достижения конкретных задач требуется приобретение ресурсосберегающего оборудования и внедрение новых эко-технологий, что определяет сроки их внедрения и экологического эффекта.3. Эффективность экологических программ зависит от их ведомственности, четких целей, измеримых результатов, системы оценки и индикаторов достижения.В 2010 году научно-производственный центр «Экоресурсы», региональное отделение КМА, предложило создать независимый экологический центр и полигон экологического мониторинга республиканского значения на территории геоэкологических нарушений Старооскольско-Губкинского района в Белгородской области. Этот шаг отмечается как переход к новым подходам в рациональном природопользовании и охране окружающей среды в регионе. Целью работы центра было обобщение результатов исследований, выявление закономерностей и причин деградации природы во времени и пространстве, а также разработка концепции устойчивого природопользования.Важно создание экологического центра как фундамента для разработки и внедрения управленческих решений, а также для координации деятельности специалистов. Необходимо формировать творческие коллективы ученых, привлекая экспертов из разных стран и регионов для работы по целевым программам. Центр наукоемких технологий мог бы стать площадкой для работы таких специалистов, аналогичные центры уже успешно функционируют в Белгородской области.В 2008 году был основан Центр научного оборудования при Белгородском государственном университете, который вместе с Центром коллективного пользования создает благоприятные условия для проведения исследований в области рационального использования природных ресурсов. Проект «Геоинформатика и технологии дистанционного зондирования земли в экологии и рациональном природопользовании» уже дал первые результаты, которые могут быть использованы при принятии управленческих решений. Также, для достижения поставленных целей в области экологии и управления природными ресурсами, важно пересмотреть систему лимитов и предельных концентраций, которые в настоящее время носят чрезмерно искусственный характер. Определение фоновых значений качества окружающей среды является неотъемлемой частью этого процесса.При подборе методов управления в системе управления следует делать акцент на установление приоритетов между использованием метода «пряника» и «кнута». Ужесточение законов в сфере защиты окружающей среды путем увеличения размеров штрафов (метод «кнута») не всегда является наилучшим способом обеспечения охраны окружающей среды. Подход, который, вероятно, будет выбран, может привести к тому, что природопользователи будут скрывать реальные выбросы и сбросы загрязняющих веществ. Это станет возможным благодаря существующей системе экологического аудита. Мы считаем, что необходимо активнее использовать экономические механизмы управления. Важно заинтересовать в первую очередь производителя, предоставив ему все возможные преимущества за внедрение ресурсосберегающих техник и технологий. В данном случае, поощрительными экономическими механизмами управления (метод "пряника") могут быть следующие:Максимальное выполнение природоохранной стратегии достигается при активном участии на региональном уровне и строгом контроле на государственном уровне. Только в этом случае возможно полностью раскрыть все преимущества комплексного подхода, включая:- предоставление приоритетных инвестиций в области экологии, особенно в зонах с нарушенной экологической обстановкой;- уменьшение налогового давления при использовании новейших экологически чистых технологий;- возможность получения льготного кредитования для предприятий, внедряющих инновационное экологическое оборудование.ЗаключениеСовременное состояние деятельности органов публичной власти в области охраны окружающей среды и рационального природопользования имеет свои особенности и проблемы. Законодательство и правила, регулирующие эти сферы, постоянно совершенствуются и обновляются, но необходимо уделить большее внимание их исполнению и контролю.Одной из главных проблем является отсутствие эффективного механизма наказания за нарушение экологических норм и требований. Часто случается так, что нарушения остаются безнаказанными или карается лишь штрафом, который несопоставим с вредом, причиненным природе. Кроме того, часто наблюдается коррупция среди должностных лиц органов власти, которая является одной из причин недостаточной эффективности работы в данной области.Другой проблемой является недостаток ресурсов и финансирования. Часто средства, выделенные на охрану окружающей среды и рациональное природопользование, недостаточны для проведения качественных работ и масштабных проектов. Необходимо увеличить финансирование и обеспечить эффективное и целевое использование выделенных средств.Также важно учитывать мнение и пожелания общественности и экспертов при разработке и принятии решений в данной области. Часто гражданам необходима возможность высказать свое мнение, принять участие в принятии решений и контроле их реализации. Органы публичной власти должны создать открытые и прозрачные механизмы общественного участия и обратной связи.Однако, несмотря на проблемы, следует отметить ряд положительных тенденций в деятельности органов публичной власти в области охраны окружающей среды и рационального природопользования. Например, в последние годы все больше внимания уделяется вопросам рециклинга и утилизации отходов, развитию возобновляемых источников энергии, экологическому образованию и информированию населения. Некоторые регионы уже добились значительных успехов в этих областях.Также стоит отметить, что с каждым годом растет осознание обществом необходимости заботиться о природе и сохранять ее ресурсы. Граждане все чаще становятся активными участниками в охране окружающей среды, выражают свою гражданскую позицию и вносят вклад в сокращение негативного воздействия на природу. И этот факт, безусловно, стимулирует органы публичной власти к дальнейшим улучшениям и развитию в данной области.В заключение, можно сказать, что современное состояние деятельности органов публичной власти в области охраны окружающей среды и рационального природопользования имеет свои проблемы и трудности, но также существуют положительные тенденции. Необходимо принимать дополнительные меры по повышению эффективности работы, контроля и наказания за нарушения, а также обеспечить достаточное финансирование и участие общественности в процессе принятия решений. Только в совокупности этих мер можно достичь устойчивого и безопасного развития, сохранения природы и современной экологической ситуации.Список литературыНормативные правовые акты1. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства РФ, 14.01.2002, № 2, ст. 133.2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.3. Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию (Принята в г. Рио-де-Жанейро 14.06.1992) // Действующее международное право. Т. 3.- М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 687 - 692.4. Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (Заключена в г. Женеве 13.11.1979) // Сборник международных договоров СССР. Вып. XXXIX.- М., 1985. С. 125 – 131.5. Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду [рус., англ.] (Вместе с «Консультативным комитетом экспертов») (Заключена 10.12.1976) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXIV.- М., 1980. С. 437 - 440.6. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 22.12.1997, № 51, ст. 5712.7. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Собрание законодательства РФ, 11.12.2006, № 50, ст. 5278.8. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136- ФЗ (ред. от 31.12.2017) // Собрание законодательства РФ, 29.10.2001, № 44, ст. 4147.9. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ, 05.06.2006, № 23, ст. 2381.10. Указ Президента РФ от 21.05.2012 № 636 (ред. от 03.04.2017) «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ, 28.05.2012, № 22, ст. 2754.Книги1. Агафонов В. Б. Правовые проблемы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами // Правовое регулирование использования природных ресурсов. М.: Инфра-М, 2022. С. 141- 144.2. Гиззатуллин Р. Х. Рациональное природопользование и его соотношение с охраной окружающей среды // Правовое регулирование использования природных ресурсов. М.: Инфра-М, 2020. С. 69 - 72.3. Агафонов В. Б. Правовые проблемы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами // Правовое регулирование использования природных ресурсов. М.: Инфра-М, 2021. С. 141- 144.Электронные ресурсы1. www.rosstat.gov.ru - Федеральная служба государственной статистики.2. www.mnr.gov.ru - Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.3. www.consultant.ru – КонсультантПлюс (компьютерная справочная правовая система в России.)4. www.rbc.ru - Группа компаний «РБК» (группа компаний и один из крупнейших мультимедийных холдингов России.)5. minfin.gov.ru – Министерство Финансов Российской Федерации.Статьи1. Бучакова М. А., Вершило Н. Д. О повышении эффективности контроля (надзора) в сфере охраны окружающей среды // Российский юридический журнал. 2020. № 4. С. 191 – 197.2. Василенко В.А. Экология и экономика: Проблемы и поиски путей развития: аналит. обзор. Новосибирск, 2020. 123 с.3. Жуйков В.М. Правовое обеспечение единой государственной экологической политики // Журнал российского права. 2022. № 6. С.141-143.

Нормативные правовые акты
1. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства РФ, 14.01.2002, № 2, ст. 133.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
3. Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию (Принята в г. Рио-де-Жанейро 14.06.1992) // Действующее международное право. Т. 3.- М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 687 - 692.
4. Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (Заключена в г. Женеве 13.11.1979) // Сборник международных договоров СССР. Вып. XXXIX.- М., 1985. С. 125 – 131.
5. Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду [рус., англ.] (Вместе с «Консультативным комитетом экспертов») (Заключена 10.12.1976) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXIV.- М., 1980. С. 437 - 440.
6. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 22.12.1997, № 51, ст. 5712.
7. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Собрание законодательства РФ, 11.12.2006, № 50, ст. 5278.
8. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136- ФЗ (ред. от 31.12.2017) // Собрание законодательства РФ, 29.10.2001, № 44, ст. 4147.
9. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ, 05.06.2006, № 23, ст. 2381.
10. Указ Президента РФ от 21.05.2012 № 636 (ред. от 03.04.2017) «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ, 28.05.2012, № 22, ст. 2754.
Книги
1. Агафонов В. Б. Правовые проблемы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами // Правовое регулирование использования природных ресурсов. М.: Инфра-М, 2022. С. 141- 144.
2. Гиззатуллин Р. Х. Рациональное природопользование и его соотношение с охраной окружающей среды // Правовое регулирование использования природных ресурсов. М.: Инфра-М, 2020. С. 69 - 72.
3. Агафонов В. Б. Правовые проблемы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами // Правовое регулирование использования природных ресурсов. М.: Инфра-М, 2021. С. 141- 144.
Электронные ресурсы
1. www.rosstat.gov.ru - Федеральная служба государственной статистики.
2. www.mnr.gov.ru - Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
3. www.consultant.ru – КонсультантПлюс (компьютерная справочная правовая система в России.)
4. www.rbc.ru - Группа компаний «РБК» (группа компаний и один из крупнейших мультимедийных холдингов России.)
5. minfin.gov.ru – Министерство Финансов Российской Федерации.
Статьи
1. Бучакова М. А., Вершило Н. Д. О повышении эффективности контроля (надзора) в сфере охраны окружающей среды // Российский юридический журнал. 2020. № 4. С. 191 – 197.
2. Василенко В.А. Экология и экономика: Проблемы и поиски путей развития: аналит. обзор. Новосибирск, 2020. 123 с.
3. Жуйков В.М. Правовое обеспечение единой государственной экологической политики // Журнал российского права. 2022. № 6. С.141-143.