Правовое регулирование порядка лицензирования деятельности юридического лица
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 28.04.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
1. Теоретические аспекты изучения лицензирования деятельности юридического лица 5
1.1 Понятие и значение лицензирования деятельности юридического лица 5
1.2 Исторический обзор и современное состояние правового регулирования лицензирования деятельности юридического лица 8
1.3 Основные принципы лицензирования юридических лиц 12
2. Особенности лицензирования деятельности юридического лица 16
2.1 Процедура получения лицензии для юридических лиц 16
2.2 Практические проблемы правового регулирования лицензирования деятельности юридического лица 21
Заключение 27
Список литературы 29
При этом следует обратить внимание на несовершенство действующего законодательства в области лицензирования образовательной деятельности. Применительно к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, законодатель не указал те виды образовательных программ, которые данные организации вправе осуществлять. В связи с этим существует проблема в определении типа образовательной организации и приведении наименования и устава образовательного учреждения в соответствие с Федеральным законом об образовании. В Федеральном законе об образовании закреплено положение о том, что лицензирование указанной деятельности осуществляется по видам образования, его уровням, по профессиям, по специальностям, по направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования (ч. 1 ст. 91). При этом в приложении к лицензии обязательно указываются сведения о соответствующих видах и уровнях образования, профессиях, специальностях, направлениях подготовки, о подвидах (для дополнительного образования). Анализируя перечень указанных сведений, можно заметить отсутствие в нем обязательного указания на сведения об образовательной программе. В то время как п. 3 Положения о лицензировании закрепляет положение о том, что образовательная деятельность включает в себя оказание образовательных услуг по реализации образовательных программ по перечню согласно этому приложению. Кроме того, п. 17 указанного Положения закрепляет возможность переоформления лицензии на основании намерения лицензиата оказывать образовательные услуги по реализации новых образовательных программ, не указанных в лицензии».Как утверждает Стандзонь Л. В., что «вызывает дискуссию количество лицензируемых видов деятельности. С одной стороны, происходит сокращение лицензируемых видов деятельности (например, в области строительства, туристской, туроператорской деятельности), замена лицензирования на другие методы государственного регулирования (например, аудиторская, оценочная деятельность и деятельность в области строительства переведены на саморегулирование). С другой стороны, в определенных случаях сфера лицензирования расширяется. Так, Федеральным законом от 21.07.2014 N 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ, отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» с 30 июня 2015 г. введено лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Данная мера существенно улучшила регулирование данной сферы общественных отношений, так как множество нарушений в жилищной сфере по управлению многоквартирными домами способствовало росту числа недовольных собственников жилья. Вместе с тем в данной процедуре лицензирования остаются нерешенные проблемы. Так, не оптимизированы некоторые процедуры лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами. Кроме того, в действующих нормативных правовых актах отсутствует перечень грубых нарушений лицензионных требований. Анализ Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2014 г. N 1110, ярко свидетельствует о наличии данной проблемы. С учетом особой важности и значимости рассматриваемой сферы общественных отношений, а также с возрастающим количеством нарушений, совершаемых управляющими компаниями, считаем необходимым закрепить соответствующий перечень в вышеупомянутом Постановлении Правительства». М. А. Шишов утверждает, что «в определенной степени к лицензированию медицинской деятельности применим древний китайский афоризм: «Закон есть нищета морали». Как следствие, необходима максимально возможная детализация лицензионных требований в связи с тем, что их соблюдение в области оказания медицинских услуг обусловлено именно необходимостью защиты жизни и здоровья граждан, на что указано в Постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 сентября 2015 г. N 04АП-4628/2015. В данном контексте представляется спорной необходимость «умозрительного» доказывания последствий, предусмотренных ч. 11 ст. 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в виде наличия угрозы или факта причинения вреда здоровью), для отнесения нарушений лицензионных требований к категории грубых. Как отмечено в Постановлении Шестого арбитражного апелляционного суда от 26 декабря 2011 г. N 06АП-5646/2011, несоблюдение обязательных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности, пренебрежительное отношение к обязательному исполнению лицензионного законодательства представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, так как при осуществлении медицинской деятельности речь идет о жизни и здоровье человека, что является высшей ценностью и не должно подвергаться дополнительному риску со стороны организаций, оказывающих такого рода услуги. Дополнительно объективно необходима детализация требований ко всем 682 подвидам лицензируемых работ и услуг с возможным пересмотром их количества в сторону уменьшения, например, за счет исключения: дезинфектологии, неотложной медицинской помощи, хирургии (абдоминальной), экспертизы качества медицинской помощи. Представляется целесообразным, чтобы детализация исходила в первую очередь из принципа «не навреди» и учитывала интересы медицинских организаций, чьи возможности различны в крупных городах и удаленных сельских пунктах. Иначе говоря, устанавливая триаду требований: помещение — оборудование — специалисты, необходимо исходить не из концепции «золотой середины», а определять некий minimumminimorum. Кроме того, целесообразно внесение дополнений в «лицензионные» ст. ст. 14.1 и 19.20 КоАП РФ, диспозиция которых в настоящее время не охватывает несоблюдения лицензиатом условий выдачи лицензии, сопровождающегося прекращением лицензируемой деятельности в целом или в виде отдельных услуг. К сожалению, отсылочный характер лицензионных требований формирует иллюзию «урегулированности» правоотношений. Одним из примеров является письмо Минздрава России от 11 декабря 2017 г. N 17–2/8451 «О лицензировании медицинской деятельности по остеопатии», которым констатируется, что отсутствие утвержденного порядка не может приостанавливать права соискателя лицензии на получение лицензии». Таким образом, законодательство о лицензировании не является совершенным и требует своего дальнейшего совершенствования.ЗаключениеПравовое регулирование порядка лицензирования деятельности юридического лица является важным аспектом функционирования бизнеса. Лицензирование юридического лица включает в себя процесс получения специального разрешения на осуществление определенного вида деятельности, которое устанавливается государством.Одной из основных задач лицензирования является обеспечение контроля и регулирования деятельности юридических лиц с целью защиты интересов общества. Наличие лицензии свидетельствует о соответствии юридического лица требованиям законодательства и гарантирует его добросовестность и надежность в выполнении своих функций.Порядок лицензирования юридического лица определяется законодательством каждого конкретного государства. В разных странах могут действовать различные нормы и правила, которые регулируют процесс получения лицензии. Перед началом деятельности юридического лица необходимо изучить законодательство данной страны и выяснить требования к получению лицензии.Обычно процесс лицензирования предусматривает подачу заявления о получении лицензии в соответствующий государственный орган. В заявлении необходимо указать сведения о юридическом лице, его руководстве, а также о виде деятельности, на которую запрашивается лицензия. Помимо заявления, могут быть запрошены и другие документы, подтверждающие соответствие юридического лица требованиям законодательства, такие как учредительные документы, свидетельство о регистрации и другие.Орган, ответственный за выдачу лицензии, проводит проверку юридического лица на соответствие требованиям законодательства. Проверка может включать в себя анализ финансового состояния юридического лица, аттестации сотрудников, проведение проверок на соответствие санитарно-эпидемиологическим нормам и другим требованиям.Получение лицензии является условием для начала осуществления деятельности юридического лица. Без наличия лицензии юридическое лицо не имеет права заниматься определенной видом деятельности и может подвергаться ответственности за незаконное осуществление такой деятельности.Законодательство также предусматривает требования к получению и наличию лицензии в процессе осуществления деятельности юридического лица. Юридическое лицо обязано соблюдать все условия, установленные в лицензии, а также представлять необходимые отчеты и документы о своей деятельности.В случае нарушения требований, установленных лицензией, юридическое лицо может быть подвергнуто штрафу или отзыву лицензии. Отказывается от лицензии также может быть в случае непредставления документов, подтверждающих соответствие юридического лица требованиям законодательства или обнаружения фактов нарушения законодательства в процессе его деятельности.Таким образом, правовое регулирование порядка лицензирования деятельности юридического лица играет важную роль в обеспечении контроля и регулирования бизнес-сферы. Лицензирование является гарантией соответствия юридического лица требованиям законодательства и обеспечивает доверие со стороны общества к его деятельности.Список литературыФедеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности. [Электронный ресурс]. –https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113658/4f41fe599ce341751e4e34dc50a4b676674c1416/Акимов Л.Ю., Андриченко Л.В., Артемьева EA и др. Разрешительная система в Российской Федерации: науч.-практ. пособие / Отв. ред. А.Ф. Ноздрачев). М.: Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, ИНФРА-М, 2020.Вишневский A.A. Разрешительный порядок банковской деятельности: модели реализации в современном банковском праве // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2021. № 3.Гущин А.В. Лицензирование в Российской Федерации: правовые и организационные основы / А.В. Гущин. – М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и Ко , 2019. – 166 с. Гущин А.В. Лицензирование в Российской Федерации: правовые и организационные основы / А.В. Гущин. - М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и Ко, 2023. - 166 с.Давлетшина А. А., Хафизова Р. К. Проблемы лицензирования отдельных видов деятельности // Актуальные проблемы гражданского права и процесса. – 2018. – С. 39-42.Джамирзе Б.Ю. Вопросы правового регулирования приостановления действия лицензии, выданной юридическому лицу // Гуманитарные и юридические исследования. – 2021. – №1. – С. 53-60. Джамирзе Б.Ю. Вопросы правового регулирования приостановления действия лицензии, выданной юридическому лицу // Гуманитарные и юридические исследования. - 2021. - №1. - С. 53-60.Ершова И.В. Лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности: правовые нормы, доктрина, судебная практика // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2022. №1. [Электронный ресурс]. – https://cyberleninka.ru/article/n/litsenzirovanie-meditsinskoy-i-farmatsevticheskoy-deyatelnosti-pravovye-normy-doktrina-sudebnayа-praktika Идрисов Х.В., Ялхароева М.А. Некоторые проблемные вопросы, связанные с лицензированием отдельных видов деятельности и переоформлением лицензий // Наука и молодежь. – 2019. – С. 525-529.Казаков С. В. Порядок представления соискателем лицензии заявления и документов, необходимых для получения лицензии, и их приема лицензирующим органом // Вестник Московского университета МВД России. – 2022. – №2. – С. 92-107.Казаков С. В. Порядок представления соискателем лицензии заявления и документов, необходимых для получения лицензии, и их приема лицензирующим органом // Вестник Московского университета МВД России. - 2022. - №2. - С. 92-107.Кнутов A.B., Плаксин С.М., Чаплинский A.B. Разрешительная деятельность в Российской Федерации / М.: Высш. шк. Экономики. Нац. исслед. ун-т, ИД Высш. шк. экономики, 2017.Машаров И.М. Административно-публичная деятельность в России. Проблемы правового регулирования. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2022.Меликян А.С. Проблемы лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2021. – №. 1-2. – С. 130-132.Олейник О.М. Лицензирование предпринимательской деятельности: проблемы теории и практики // Право. Журнал Высш. шк. экономики. 2021. № 4.
1. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности. [Электронный ресурс]. –https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113658/4f41fe599ce341751e4e34dc50a4b676674c1416/
2. Акимов Л.Ю., Андриченко Л.В., Артемьева EA и др. Разрешительная система в Российской Федерации: науч.-практ. пособие / Отв. ред. А.Ф. Ноздрачев). М.: Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, ИНФРА-М, 2020.
3. Вишневский A.A. Разрешительный порядок банковской деятельности: модели реализации в современном банковском праве // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2021. № 3.
4. Гущин А.В. Лицензирование в Российской Федерации: правовые и организационные основы / А.В. Гущин. – М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и Ко , 2019. – 166 с.
5. Гущин А.В. Лицензирование в Российской Федерации: правовые и организационные основы / А.В. Гущин. - М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и Ко, 2023. - 166 с.
6. Давлетшина А. А., Хафизова Р. К. Проблемы лицензирования отдельных видов деятельности // Актуальные проблемы гражданского права и процесса. – 2018. – С. 39-42.
7. Джамирзе Б.Ю. Вопросы правового регулирования приостановления действия лицензии, выданной юридическому лицу // Гуманитарные и юридические исследования. – 2021. – №1. – С. 53-60.
8. Джамирзе Б.Ю. Вопросы правового регулирования приостановления действия лицензии, выданной юридическому лицу // Гуманитарные и юридические исследования. - 2021. - №1. - С. 53-60.
9. Ершова И.В. Лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности: правовые нормы, доктрина, судебная практика // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2022. №1. [Электронный ресурс]. – https://cyberleninka.ru/article/n/litsenzirovanie-meditsinskoy-i-farmatsevticheskoy-deyatelnosti-pravovye-normy-doktrina-sudebnayа-praktika
10. Идрисов Х.В., Ялхароева М.А. Некоторые проблемные вопросы, связанные с лицензированием отдельных видов деятельности и переоформлением лицензий // Наука и молодежь. – 2019. – С. 525-529.
11. Казаков С. В. Порядок представления соискателем лицензии заявления и документов, необходимых для получения лицензии, и их приема лицензирующим органом // Вестник Московского университета МВД России. – 2022. – №2. – С. 92-107.
12. Казаков С. В. Порядок представления соискателем лицензии заявления и документов, необходимых для получения лицензии, и их приема лицензирующим органом // Вестник Московского университета МВД России. - 2022. - №2. - С. 92-107.
13. Кнутов A.B., Плаксин С.М., Чаплинский A.B. Разрешительная деятельность в Российской Федерации / М.: Высш. шк. Экономики. Нац. исслед. ун-т, ИД Высш. шк. экономики, 2017.
14. Машаров И.М. Административно-публичная деятельность в России. Проблемы правового регулирования. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2022.
15. Меликян А.С. Проблемы лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2021. – №. 1-2. – С. 130-132.
16. Олейник О.М. Лицензирование предпринимательской деятельности: проблемы теории и