«Влияние педагогического общения на психическое развитие обучающихся».

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
  • 30 30 страниц
  • 27 + 27 источников
  • Добавлена 26.04.2024
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ВОПРОСУ ВЛИЯНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ НА ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5
1.1. Понятие и стили педагогического общения 5
1.2. Психологические особенности обучающихся 8
1.3. Проблемы взаимодействия педагога и обучающихся 11
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 13
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОПРОСУ ВЛИЯНИЯ СТИЛЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ НА ПОДРОСТКОВ 15
2.2 Экспериментальное исследование влияния педагогического общения на подростков 17
2.3. Рекомендации педагогам по конструктивному взаимодействию с учащимися 21
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 28

Фрагмент для ознакомления

В действительности, учащимся свойственно провоцировать конфликты с преподавателями. Чаще всего в этом виноваты взрослые, которые считают себя непогрешимыми и уверены в своей правоте. Они не проявляют к своим ученикам должного уважения, считая их лживыми и порочными, а потому не принимают их всерьез. К тому же, некоторые учителя позволяют себе публично оскорблять семьи учащихся. В них можно разглядеть авторитарный, жесткий стиль педагогической деятельности, который чаще всего используется в школах, где учителя не имеют должного опыта и образования, а также испытывают страх детей, беспомощны и неуверены в себе.В большинстве случаев, грубые высказывания учеников являются защитной реакцией или же указывают на то, что в них уже есть обида. Но школьники младшего и среднего школьного возраста не всегда способны эффективно решать возникающие проблемы. В этом случае профессиональный педагог полностью несет ответственность за развитие ситуации, ее ход и итог. В случае если он отказывается от принятия на себя этой ответственности, то это не позволяет решить проблему без ущерба для здоровья всех участников конфликта.Для успешной деятельности учителя необходимо иметь уверенность в себе, а также способность к профессиональному самоопределению и пониманию того что такое педагогическое общение, стиль профессиональной деятельности педагога, психологические состояния и условия их возникновения. Особое значение имеет формирование адекватных представлений и навыков позитивного воздействия на психическое состояние учащихся.Вместе с тем, значительный фактор, который является гарантом успешной педагогической деятельности – это личность самого учителя, осуществляющего совместно со школьниками учебно-воспитательную деятельность. Есть вероятность, что в качестве профессионального мастерства можно рассматривать такие качества как адаптивность, эмпатия и рефлексия. Также стоит отметить любовь к детям и высокий уровень духовности.Следовательно, для успешной деятельности педагога важно уметь определять свой индивидуальный стиль педагогического воздействия и его влияние на психическое состояние учеников. К тому же необходимо учитывать ряд особенностей данного воздействия:Учащимся разного возраста приходится по-разному быстро и хорошо переживать различные психологические состояния.Применение в педагогической деятельности одного и того же стиля общения оказывает различное влияние на психическое состояние учащихся, которые находятся в разных группах по уровню успеваемости.Разные стили общения учителя могут по-разному влиять на психическое состояние школьников, которые объединены в различные группы по признаку активности.К сожалению, в педагогической деятельности часто возникают напряженные (стрессовые) ситуации. Это может привести к неадекватному восприятию происходящего и импульсивным действиям по отношению к детям, что может привести к конфликтам. Конфликты могут возникнуть по разным причинам, поэтому важно уметь избегать их или решать проблему, не усугубляя. Уметь контролировать негативные эмоции, проявлять эмпатию и теплоту по отношению к учащимся – это главное качество для учителя.Рекомендации педагогампо конструктивному взаимодействию с учащимися:1.Педагог должен всегда избегать оскорблений со стороны учеников. В процессе общения следует избегать использования жаргонных и бранных слов, так как это может позволить им показывать свою агрессию и демонстрировать все свои способности..2.Не следует вступать в открытую борьбу, так как это может только ухудшить отношения, учитывая особенности характера учеников и их бурные реакции.3.Для того чтобы остановить ученика, необходимо иметь спокойное выражение лица и действовать, используя минимальное количество слов.4.Только после успокоения учащегося можно начинать обсуждение его поведения.5.У агрессивных учеников есть склонность к мстительности, они могут долго ждать возможности отомстить, поэтому стоит проявлять осторожность при разрешении конфликтных ситуаций с ними.6.Сдерживать негативные эмоции по отношению к учащимся.7.Искать повод для похвалы, особенно спустя некоторое время после наказания. Учащийся сможет понять, что претензии были направлены на его действия, а не на личность в целом.Исходя из этого, педагогическое общение является особым видом общения, в котором присутствуют различные социальные роли и функциональные позиции его участников. В педагогической деятельности учитель в процессе общения с другими людьми выполняет (в любой форме) свои социально-ролевые и функциональные обязанности по руководству процессом обучения и воспитания. Влияние стиля общения и руководства на эффективность процесса обучения и воспитания, особенности развития личности и формирования межличностных отношений в группе зависит от того, какие стилистические особенности будут использоваться при общении и руководстве.ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2С помощью анализа полученных данных, мы пришли к выводу о том, что различные стили педагогического взаимодействия способствуют развитию различных личностных качеств у подростков.Интеллектуальные способности подростка при авторитарном стиле учителя снижаются, а его эмоциональная нестабильность возрастает. Также не происходит развития самоконтроля в должной степени и у самого педагога. По мере того, как будет происходить защитная реакция, будут увеличиваться такие качества как экспрессивность, жесткость, практичность и прямолинейность, которые являются защитной реакцией на стремление человека проявлять свою активность.В случае демократического стиля учителя, его стиль может повлиять на развитие таких черт характера как: смелость и самостоятельность, способность принимать самостоятельные решения, способность к анализу и суждению. Либо стиль педагога не будет влиять на формирование личности подростка.Проведя исследование влияния либерального стиля учителя, мы установили его неоднозначность в формировании черт характера подростка. Если рассматривать такие черты характера как: эмоциональная устойчивость, экспрессивность и нормативность поведения; практичность, честность и прямолинейность, то они либо развиваются или же тормозятся в развитии.Вместе с тем, значительный фактор, который является гарантом успешной педагогической деятельности – это личность самого учителя, осуществляющего совместно со школьниками учебно-воспитательную деятельность.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать определенные выводы. Во-первых,именно отношение педагога лежит в основе его стиля педагогического общения. Выделяют следующую систему стилей: авторитарный, демократический и либеральный. Приказ и поучение – это основные методы воздействия на учеников при авторитарном стиле. От общения с таким педагогом ученики становятся замкнутыми, пассивными и конфликтными, снижается их мотивация к обучению и уровень усвоения материала. Педагоги, которые придерживаются демократического стиля, могут быть дружелюбными, терпеливыми, доброжелательными и открытыми к новым контактам. Они стараются создать благоприятную деловую, рабочую атмосферу на уроках, сочетая это с доброжелательной атмосферой, которая способствует развитию личности учеников. При либеральном стиле в процессе занятий педагог почти не принимает участия в управлении процессом, предоставляя инициативу в руки учеников. В начале работы с данным специалистом дети получают огромное удовольствие от свободы, но со временем они нуждаются в наставнике и друге, который будет поддерживать их в обучении.В ходе выполнения работы было выявлено, что применение стиля общения, который чаще всего используется педагогами при общении с учениками, оказывает влияние на развитие их личности и формирование их интересов.Во-вторых, с помощью анализа, проведённого в ходе исследования, была выявлена тенденция влияния стиля общения учителя на психическое состояние учеников. В ее основе лежит убеждение, что демократический стиль общения оказывает положительное влияние на психологическое состояние ребенка, способствует его пробуждению, поднимает настроение и способствует повышению мотивации к обучению. В то же время, авторитарный стиль руководства педагогом чаще приводит к подавленности и разочарованию учеников, а не способствует их интересу к учебному процессу. Попустительская манера поведения чаще всего приводит к апатии или злости у школьников, не оказывая при этом никакого влияния на мотивацию или же мотивируя лишь "ожиданием успеха".Мы пришли к выводу о том, что различные стили педагогического взаимодействия способствуют развитию различных личностных качеств у подростков.Педагог анализирует способы общения, которые он чаще всего использует. Если учитель относится к личности ученика с уважением, прислушивается к его потребностям и проблемам, оценивает ситуацию и выбирает различные способы педагогического общения, то это может привести к достижению наилучшего результата.Список используемых источников и литературыАврамчикова, Н. Т. Психология: учебник и практикум для вузов / Н. Т. Аврамчикова. – Москва: Издательство Юрайт, 2021.– 174 с.Астапов В. М. Тревожность у детей / Астапов В. М. Москва, Саратов : ПЕР СЭ, Ай Пи Эр Медиа, 2019. 160 c.Барсуков А. В., Маркелова Т. В., Широкова А. А. Анализ научных представлений на становление тревожных черт личности // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №62(2). С. 268 – 270.Волков О.И., Скляренко В.К. Психология: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2020.Гонеев А. Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; под. ред. В. А. Сластенина.- 4-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2021. — С. 114.Горбунова, В. С. Методика для исследования смысложизненного кризиса личности в подростковом возрасте // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. - 2022. - № 1. - С. 27- 40.Горемыкин В.А. Психология. Учеб. Для студ. вузов М.: Филинъ, 2020Губина Е. П. Психология / Е. П. Губина, С. А. Карелина. – М.: Статут, 2022. – 256 с.Карапетян Л. В. Исследование благополучия в отечественной психологии // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. 2018. № 2 (40). С. 132-137.Карпович Т. Н. Психопрофилактика и психокоррекция патологических черт характера учащихся в подростковом и юношеском возрасте: учебно-методического пособие / Карпович Т. Н. Минск : Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2018. 176 c.Кисиль, И. А. Плюсы и минусы применения нейропсихологического подхода в изучении английского языка // Молодой ученый. — 2023. — № 49 (496). — С. 155-158Коробанова Ж. В., Полевая М. В. Девиантное поведение личности: социальные и психологические особенности // Социальногуманитарные знания. 2020. №1. С. 145-154.Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс / под ред. Л. Леви. - Санкт-Петербург: Медицина, 2020. - 204 с.Менщикова, А. Н. Специфика социальной работы с трудными подростками // Молодой ученый. — 2021. — № 24 (366). — С. 338-340.Мещерякова И. А. Проблемное поле и мир переживаний старшеклассников // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2018. №46(6). С.110-118.Михайлина, М.Ю. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги / авт.-сост. М. Ю. Михайлина, М. А. Павлова. - Волгоград : Учитель, 2022. - 207 cМосквина, Е. Н. Особенности поведения подростков и влияние на них внешних факторов / Е. Н. Москвина// Классный руководитель. — 2015. — № 5. — С. 68-74Посысоев Н. Н., Жедунова Л. Г. Мониторинг эффективности психолого-педагогического сопровождения трудового воспитания, профессионального самоопределения, профессиональной адаптации и трудоустройства детей-сирот: учебно-методическое пособие. // Н. Н. Посысоев, Л. Г. Жедунова — 2-е изд., испр. и доп. — Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2020. — 116 с.Пузько В. И., Чернявская В. С. Психологическое благополучие и стратегии совладающего поведения у старшеклассников // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 1. С. 269-273.Словари и энциклопедии онлайн. – [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/ (дата обращения: 17.02.2024)Степанов, В.Г. Психология трудных школьников. — М., 2021. — 336 с.Страунинг А.А.Актуальные вопросы теории и практики: Автореф. дисс…. канд. юрид. наук. - М., 2020Ткаченко И. В. Практикум по психоконсультированию и психокоррекции: учебное пособие / Ткаченко И. В., Евдокимова Е. В. Армавир : Армавирский государственный педагогический университет, 2019. 205 c.Холмогорова А. Б. Роль идей Л. С. Выготского для становления парадигмы социального познания в современной психологии: обзор зарубежных исследований и обсуждение перспектив // Культурноисторическая психология. 2018. Т. 11. № 3. С. 25 - 43.Шевченко Г.П. Психология: вопросы: Автореф. дисс…. канд. юрид. наук. - М., 2022;Шереченко Г.М. Актуальные вопросы// Место науки в современном обществе. – 2020. - №12. – С. 22-23 Яковлев М.Н. Актуальные вопросы // Наука и жизнь. - 2022. - №2.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аврамчикова, Н. Т. Психология: учебник и практикум для вузов / Н. Т. Аврамчикова. – Москва: Издательство Юрайт, 2021.– 174 с.
2. Астапов В. М. Тревожность у детей / Астапов В. М. Москва, Саратов : ПЕР СЭ, Ай Пи Эр Медиа, 2019. 160 c.
3. Барсуков А. В., Маркелова Т. В., Широкова А. А. Анализ научных представлений на становление тревожных черт личности // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №62(2). С. 268 – 270.
4. Волков О.И., Скляренко В.К. Психология: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2020.
5. Гонеев А. Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; под. ред. В. А. Сластенина.- 4-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2021. — С. 114.
6. Горбунова, В. С. Методика для исследования смысложизненного кризиса личности в подростковом возрасте // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. - 2022. - № 1. - С. 27- 40.
7. Горемыкин В.А. Психология. Учеб. Для студ. вузов М.: Филинъ, 2020
8. Губина Е. П. Психология / Е. П. Губина, С. А. Карелина. – М.: Статут, 2022. – 256 с.
9. Карапетян Л. В. Исследование благополучия в отечественной психологии // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. 2018. № 2 (40). С. 132-137.
10. Карпович Т. Н. Психопрофилактика и психокоррекция патологических черт характера учащихся в подростковом и юношеском возрасте: учебно-методического пособие / Карпович Т. Н. Минск : Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2018. 176 c.
11. Кисиль, И. А. Плюсы и минусы применения нейропсихологического подхода в изучении английского языка // Молодой ученый. — 2023. — № 49 (496). — С. 155-158
12. Коробанова Ж. В., Полевая М. В. Девиантное поведение личности: социальные и психологические особенности // Социальногуманитарные знания. 2020. №1. С. 145-154.
13. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс / под ред. Л. Леви. - Санкт-Петербург: Медицина, 2020. - 204 с.
14. Менщикова, А. Н. Специфика социальной работы с трудными подростками // Молодой ученый. — 2021. — № 24 (366). — С. 338-340.
15. Мещерякова И. А. Проблемное поле и мир переживаний старшеклассников // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2018. №46(6). С.110-118.
16. Михайлина, М.Ю. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги / авт.-сост. М. Ю. Михайлина, М. А. Павлова. - Волгоград : Учитель, 2022. - 207 c
17. Москвина, Е. Н. Особенности поведения подростков и влияние на них внешних факторов / Е. Н. Москвина// Классный руководитель. — 2015. — № 5. — С. 68-74
18. Посысоев Н. Н., Жедунова Л. Г. Мониторинг эффективности психолого-педагогического сопровождения трудового воспитания, профессионального самоопределения, профессиональной адаптации и трудоустройства детей-сирот: учебно-методическое пособие. // Н. Н. Посысоев, Л. Г. Жедунова — 2-е изд., испр. и доп. — Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2020. — 116 с.
19. Пузько В. И., Чернявская В. С. Психологическое благополучие и стратегии совладающего поведения у старшеклассников // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 1. С. 269-273.
20. Словари и энциклопедии онлайн. – [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/ (дата обращения: 17.02.2024)
21. Степанов, В.Г. Психология трудных школьников. — М., 2021. — 336 с.
22. Страунинг А.А. Актуальные вопросы теории и практики: Автореф. дисс…. канд. юрид. наук. - М., 2020
23. Ткаченко И. В. Практикум по психоконсультированию и психокоррекции: учебное пособие / Ткаченко И. В., Евдокимова Е. В. Армавир : Армавирский государственный педагогический университет, 2019. 205 c.
24. Холмогорова А. Б. Роль идей Л. С. Выготского для становления парадигмы социального познания в современной психологии: обзор зарубежных исследований и обсуждение перспектив // Культурноисторическая психология. 2018. Т. 11. № 3. С. 25 - 43.
25. Шевченко Г.П. Психология: вопросы: Автореф. дисс…. канд. юрид. наук. - М., 2022;
26. Шереченко Г.М. Актуальные вопросы// Место науки в современном обществе. – 2020. - №12. – С. 22-23
27. Яковлев М.Н. Актуальные вопросы // Наука и жизнь. - 2022. - №2