История формирования основного круга сюжетов произведений богородской игрушки
Заказать уникальную курсовую работу- 52 52 страницы
- 20 + 20 источников
- Добавлена 09.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава I. История формирования и развития Богородской игрушки 7
1.1. Понятие и развитие Богородского промысла 7
1.2. Материалы и приемы изготовления Богородской игрушки 14
Выводы по I главе 19
Глава II. Анализ художественно-стилистических особенностей Богородской игрушки 21
2.1. Основные традиционные мотивы Богородской игрушки 21
2.2. Эволюция сюжетов Богородской игрушки 30
2.3. Основные Богородские мастера и их произведения 33
Выводы по II главе 38
Заключение 40
Библиография 42
Приложение А 44
Такие сюжеты отражали культурную и социальную жизнь российского народа. Сюжеты богородской игрушки начали разнообразиться и отражать современные реалии. Сегодня можно встретить богородские игрушки с изображениями популярных мультфильмов, современных героев или даже политические карикатуры. Это позволяет мастерам проявить свою фантазию и адаптировать традиционное искусство под современные вкусы покупателей.В 20-х годах XX века, благодаря развитию технологий и повышению качества материалов, сюжеты богородскойигрушки стали еще более разнообразными. Появились новые мотивы и персонажи, такие как волшебные существа и сказочные герои. Появились игрушки, изображающие городских жителей, профессии, такие как музыканты, повара, медицинские работники. Также стали популярными игрушки, изображающие современные транспортные средства, такие как автомобили и самолеты.С течением времени, в условиях индустриализации и изменения политической ситуации менялся и характер создаваемых произведений. Из- под ножа богородскихмастеров, чутко реагирующих на перемены в окружающей их жизни, появлялись и чапаевская тачанка, и пограничник с верным псом, и «Генерал Доватор» Николая Ивановича Максимова, и «Встреча воина» Ивана Константиновича Стулова. Мастера каждый по-своему решают тему современности, в силу своих индивидуальных способностей и своего видения действительности.Отдельное направление – анималистический жанр – также претерпевал изменения. Так, иные характеристики приобретает образ медведя. Принцип реалистического изображения заменяется на метафорический: богородскиймишка теперь катается на велосипеде, ездит на тракторе, строит БАМ, работает электросварщиком, поёт и играет на контрабасе, спорит с крестьянином. Добродушный и трудолюбивый, деятельный богородскиймишка становится положительным героем времени.Богородских мастеров отличает умение представить серьезные и волнующие темы современности в юмористическом ключе, увидеть в реальном – сказочное и романтическое. Так, тема освоения космоса в их работах получает неожиданно «сказочное» преломление. В работах авторов медведь отправляется в космос, фотографирует Луну, поднимается на ракете, вращается вокруг Луны.Актуальной в работах мастеров становится также и тема спорта. По выстрелу медведя ёж бежит кросс, зайцы играют в биллиард и катаются на лыжах, а сам мишка поднимает тяжелую штангу, осваивает шахматы и участвует в открытии олимпийских игр.В непростой ситуации последних десятилетий мастера продолжают хранить традиции богородскойрезьбы, представляя их уже в современном осмыслении, демонстрируя авторское творческое мировосприятие. Необычайно широкой остается тематика произведений. И по сей день популярными остаются темы семьи, дома, передачи опыта между поколениями. Все так же промысел продолжает чутко реагировать на события и процессы эпохи.Сегодня богородскаяигрушка сохраняет свои традиции, но в то же время адаптируется к современным вкусам и потребностям покупателей. Сюжеты становятся более современными и абстрактными, отражая современную культуру и стилистику. Сюжеты современных богородскихигрушек включаются новые темы, отражающие современные интересы и тренды. Например, игрушки с изображением компьютеров, смартфонов, техники, а также сцены из городской жизни, такие как кафе, магазины и офисы.В целом, эволюция сюжетов богородскойигрушки является неотъемлемой частью ее развития и позволяет этому искусству оставаться актуальным и живым. Мастера продолжают экспериментировать с сюжетами, вносить новые идеи и творчески подходить к созданию уникальных композиций. Богородская игрушка остается неотъемлемой частью русской культуры и наследием для будущих поколений. Она становится более разнообразной и актуальной, сохраняя при этом свою уникальность и традиции.2.3. Основные богородскиемастера и их произведенияИстоки богородскойигрушки уходят в далекое прошлое. Одним из первых известных мастеров богородскогопромысла стал Ф. С. Балаев, в дальнейшем вступившим в группу основателей кустарно-игрушечной артели в Богородском. Он не только изготавливал уникальные резные композиции, но и был прекрасным педагогом (Приложение А, рис.6.).Еще одной ключевой фигурой в поддержании и развитии народного промысла игрушки выступает Николай Дмитриевич Бартрам – прекрасный деятель искусств и создатель музея игрушки и института [4].Стремясь восстановить традиции подлинно народного искусства Н.Д. Бартрам предлагал богородскиммастерам старые Сергиевские и богородскиеизделия, но, видимо время их ушло. Он понимал, что старые работы не увлекают кустарей, начал ориентировать их на создание работ в народном стиле, но по образцам профессиональных художников. Музей является открытым культурно-образовательным и досуговым центром, играющим важную роль в жизни региона. Студенты Сергиево-Посадского института игрушки сохраняют опыт и мастерство предыдущих поколений игрушечников. Сергиево-Посадский институт игрушки разрабатывает проекты наборов для индивидуальных и коллективных игр.Валентина Филипповна Вайсеро единственная женщина-мастер данного Богородского институтарассказывает о Николае Дмитриевиче в своей статье и говорит о том, что он всегда преследовал идею необходимости изучения русской игрушки, ее истории и призывал всех собирать уходящие образцы игрушек прошлого. «Надо торопиться собирать старые и народные игрушки, пока еще не все уничтожено и не все разошлось в виде сувениров и не затерялось в мусоре городов...»[2].Также поддерживали Николая Дмитриевича и внесли огромный вклад в развитие богородскогопромысла земской деятель Владимир Боруцкий, и скульптор Иван Овешков[19].Под влиянием рассказов Н.Д. Бартрама местные резчики начали делать сложные многофигурные композиции по сюжетам старинных лубочных картинок и гравюр. Благодаря подобному нововведению возрос потребительский интерес к изделиям. Так, одними из мастеров богородскойскульптуры и игрушки выступали А. Я. Чушкин и Н. И. Максимов, они являются яркими представителями русского народного искусства[15]. Их талант и мастерство оставили неизгладимый след в истории скульптуры и сделали их имена известными. Первый мастер в своих работах прослеживал линии и традиции русского искусства, одновременно внося свое собственное видение и техническую мастерство (Приложение А, рис.7.). Второй - обладал особым талантом и чутким глазом, который позволял ему воссоздавать удивительно реалистичные образы. Максимов создал множество произведений, которые восхищают своими деталями и пропорциями. Его работы отличаются безупречным качеством и уникальным стилем (Приложение А, рис.8.).Большая заслуга в формировании «богородскогостиля» игрушки принадлежит таким старейшим мастерам, как А.Н. Зинин (Приложение А, рис.9.). Однако и тесное сотрудничество Сергиево-посадских и богородскихрезчиков также оказало большое влияние на формирование единой системы образов и сюжетов игрушек. Еще одной значимой фигурой в рассматриваемом промысле был Иван Стулов, который был потомственным богородскимрезчиком и выдающимся мастером этого промысла, создававшим занимательные и реалистичные игрушки (Приложение А, рис.10.).Продолжал семейное народное дело и М. А. Пронин, получив воспитание в школе, освоив принципы резьбы и лепки, он сохранил в своем творчестве традиционное для богородскогопромысла чувство красоты материала, приемы скорой и виртуозной резьбы по дереву (Приложение А, рис.11.).В начале 50-х годов молодые художники оказали заметное влияние на развитие богородскойрезьбы. Одним из таких художников был М.Ф. Баринов, выпускник московского художественно-промышленного училища. Этот способный художник работал в лучших традициях богородскогопромысла.Особое внимание следует уделить его анималистическим скульптурам, которые были созданы им в качестве образцов для промысла. В частности, стоит отметить произведения "Медведь поющий" и "Медведь играющий" (Приложение А, рис.12-13.). Эти скульптуры являются значительными достижениями художника в развитии лучших традиций богородскойпластики.Появление «сюжетности» позволило выйти на уровень выставочных показов изделий. Но вместе с тем возросла и сложность исполнения игрушек, т.к. композиционная составляющая требовала от мастеров больше времени и аккуратности, чем привычная игрушка. В результате резчики начали пересматривать приемы исполнения игрушек, т.к. были вынуждены отказаться от многих прежних приемов резьбы.В 1960-1970-х годах творчество талантливых мастеровотмечено индивидуальным почерком каждого мастера. Так, в 1968 году мастер М.И. Смирнов по заказу В.М. Шукшина выполняет несколько деревянных изделий для кинофильма «Странные люди». Все его произведения отличаются использованием традиционных приемов оформления богородскойскульптуры и передачей образов русских людей. Каждая скульптура излучает особенный дух и характер национального достоинства. Мастер тщательно изучает русский народный колорит и умело воплощает его в своих работах. Каждая скульптура, созданная мастером, обладает неповторимым обаянием и внутренней силой, что делает их поистине великими искусствами своего времени[10].Тогда же в 1960 годупроисходили крупные перемены. Именно тогда была ликвидирована традиционная артельная организация промыслов. Артель была преобразована в Богородскую фабрику художественной резьбы. На смену демократическим и нравственным принципам управления артелью пришло централизованное управление. Несмотря на все трудности периода 60-х годов, на промысле выросла целая плеяда выдающихся резчиков: Н.И. Максимов, В.С. Зинин, Д.С. Горшков, М.В. Барашков, Н.И. Бадаев, В.Г. Ерошкин, М.И. Смирнов. В 1993 году в духе велений нового времени Богородская фабрика была приватизирована трудовым коллективом и носит в настоящее время название «Богородская фабрика художественной резьбы по дереву». Сейчас предприятие находится на стадии становления и приспособления к существующим рыночным отношениям.К 2001 году на предприятии определилось несколько направлений деятельности: участок резной белой игрушки, участок скульптуры, участок токарной расписной игрушки с движением, основанной на старинных принципах сборки и росписи, участок смешанных стилей и направлений, в основном, щепая и крашенная игрушка, и матрешка.Мастера богородскогопромысла внесли значительный вклад в развитие искусства резьбы по дереву [14]. Сочетая мастерство, креативность и тонкую художественную восприимчивость, эти умельцы создали уникальные произведения, которые служат великолепным примером мастерства и прекрасным доказательством их великолепной ручной работы.Искусство резьбы по дереву в Богородском прославилось благодаря их таланту и самобытности. Мастера не только отточили свое мастерство, но и разработали уникальные методы и техники, которые делают их работы поистине неповторимыми. Каждая деталь, каждый переплет, каждая линия – все это выполнено с невероятной точностью и любовью, выражая творческую индивидуальность и уникальный стиль каждого мастера.Но не только мастера прошлого славились своим мастерством. Современные богородскиерезчики также продолжают традицию высокого качества и креативности. Их работы впечатляют своей оригинальностью и умением играть с текстурой и формой дерева. Мастера резьбы из дерева — это не просто ремесленники, это настоящие художники, чьи произведения приносят красоту и уют в наши дома и сердца.Одним из ярчайших представителей современных резчиков выступает народный мастер России – Ярослав Аршинов, который возродил и сохранил искусство богородскогоремесла. Мастер стал в свое время членом Союза художников России и непревзойденным преподавателем, развив в своих способностях передавать в резных изделиях авторскую пластику (Приложение А, рис. 14). Аршинов является ярким представителем богородскогопромысла и продолжает традиции старой школы.В своих работах мастер соблюдает традиции богородскойрезьбы, включая использование богородскогоножа и стамесок.В его работах есть постоянный поиск и продолжение, опирающееся на корни ремесленных основ. Является народным мастером богородскойрезьбы и прекрасным педагогом, обучающим первичным навыкам богородскоймаховой и щепной резьбы.Интересным мастером современности также выступает и Василий Иванович Юденков, который начал заниматься богородскойрезьбой с самого детства, пронес данный промысел через всю жизнь. Юденков работал в разных сферах, включая лесоруба, художника-оформителя и преподавателя в Братской школе ремесел. Мастер прививал любовь к исконно русскому ремеслу и обучал своих учеников.Работы мастера можно встретить от Сахалина до Бреста, и его произведения высоко оценивались в Белоруссии и других странах (Приложение А, рис.15).Еще один из современных мастеров богородскойрезьбы является Курянин Олег Пьянков, который более десяти лет занимается данным промыслом и обучает всех желающих. Мастер выполняет не только большие изделия, но и маленькие, вкладывая в каждую работу не только труд, но и частичку души (Приложение А, рис.16). В 2021 годумастер стал призером Всероссийского конкурса "Молодой предприниматель России" и все также поддерживает и продвигает в массы богородскоеремесло.Он демонстрирует реалистичную резьбу, шикарную форму и оригинальную отделку в своих изделиях.Из-под ножа мастера выходят настоящие шедевры, липовые чушки превращаются в скульптуры людей и животных. Он создает множество скульптур и композиций на темы русских сказок, включая лосей и медведей.Богородская резьба символизирует душу народа и передает эмоции через движение и особенности дерева. Творчество мастеров имеет огромное значение для сохранения и продвижения русской народной культуры и ремесла. Их уникальные изделия не только украшают интерьеры и приносят радость своим владельцам, но и являются важным источником изучения и сохранения традиций русского народного искусства. Благодаря мастерству и таланту мастеров, эти древние техники и традиции передаются из поколения в поколение, сохраняя свою актуальность и ценность.Выводы по IIглавеАнализ художественно-стилистических особенностей богородскойигрушки позволяет глубже понять ее уникальность и значимость в контексте народного творчества. Особенное внимание уделяется материалу, из которого изготавливается игрушка – дерево. Древесина не только служит основой для создания формы и структуры, но и становится хорошей основой для множества удивительных декоративных элементов. Мастера извлекают из древесных чурок чудесные фигурки животных, птиц, сказочных существ, а также человеческие фигуры. Они умело воплощают в этих маленьких произведениях идеалы жизни, взаимодействия с природой и человеком.Каждый мастер обладает своим индивидуальным стилем и манерой, что делает их произведения узнаваемыми. Одной из ключевых особенностей стиля богородскойигрушки является очень мягкая и пластичная линия резьбы. Разнообразные изгибы в линии добавляют игрушке динамику. Чрезвычайно тонкий контур окаймляет основные элементы, придавая им дополнительную выразительность. Такая техника делает богородскуюигрушку неповторимой и уникальной.Кроме художественных и стилистических особенностей, богородскаяигрушка также отражает исторические и культурные аспекты развития русского народного искусства. Она является неотъемлемой частью культурного наследия России и символом народного декоративно-прикладного искусства. Сочетание мастерства, красоты и глубины сделало богородскуюигрушку поистине великолепным произведением искусства, которое восхищает и вдохновляет многих не только в России, но и за ее пределами.ЗаключениеВ данном исследовании рассматривалась тема истории формирования основного круга сюжетов произведенийбогородскойигрушки. Для полноценного изученияисследуемойтемы были решены различные задачи.В первой главе было рассмотрено само понятие богородскогопромысла и проанализировано его историческое развитие, также рассмотрены материалы и приемы изготовления богородскойигрушки. Вторая глава анализирует художественно-стилистические особенности богородскойигрушки и рассматривает произведения основных богородскихмастеров. Богородская игрушка - это уникальное явление в русской культуре, которое имеет долгую историю формирования основного круга сюжетов произведений. В течение многих лет мастера из Богородска создавали разнообразные игрушки, отображающие повседневную жизнь и обычаи народа. Одним из основных кругов сюжетов были сцены из русских народных сказок и песен, которые привлекали внимание как детей, так и взрослых. Эти игрушки стали популярными не только на Руси, но и за ее пределами, завоевав сердца многих коллекционеров и ценителей народного творчества. В современном мире богородскаяигрушка продолжает радовать людей своей неповторимой красотой и уникальным стилем, сохраняя традиции и дух русского народа.Истоки создания этой удивительной игрушки уходят корнями в прошлое, когда особенное мастерство в изготовлении игрушек начало приходить к процветанию в селении Богородское, расположенном неподалеку от Москвы.Курсовая работа позволяет ознакомиться с историческими и значимыми аспектами формирования и развития богородского промысла. Прекрасно используя художественную выразительность фактуры и цвета дерева, мастера умело сочетают в игрушке гладкую обработку поверхности с неглубокими порезками и выемками, которыми они передают различные детали. Для богородскихигрушек характерны сюжетные, групповые композиции, жанровые сцены, мастера часто используют сказочные и исторические темы. Многие игрушки делаются движущимися, что усиливает их выразительность. Игрушка - одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие. Сегодня богородскаяигрушка - это народное наследие, и она продолжает радовать людей своими изысканными формами, уникальными деталями и тонкой росписью. Ее основной круг сюжетов не только сохраняется, но и дополняется, подчеркивая традиционность игрушки. Каждая новая игрушка продолжает традиции мастеров богородскойистории, расширяя удивительный мир этого искусства.Российская народная художественная культура нуждается в новой модели государственной поддержки и развития, которая должна соответствовать требованиям модернизации России и ее достойному месту в перманентно развивающемся мире. Богородская игрушка продолжает оставаться популярным видом народного творчества благодаря своей уникальности и красоте. Мастера из Богородска продолжают совершенствовать свои техники и творческие подходы, внедряя новые элементы и дизайн. Сюжеты богородской игрушки отражают не только красоту и уникальность русской культуры, но и передают важные ценности, традиции и обычаи. Каждая игрушка является своеобразным произведением искусства, которое можно использовать для украшения дома, подарка близким или коллекционирования.Библиография1. Алехина Т.В. Богородский резчик - профессия будущего или пережиток прошлого? / Т.В. Алехина // Традиционное прикладное искусство и образование. – 2020. - №2. – с. 96-100.2. Бартрам Н. Д. Об игрушках. По поводу выставки «Игрушки прошлого и настоящего» в Московском Кустарном музее. Ноябрь. 1909 год. -М., 1909.3. Богородская игрушка и скульптура XIX–XX веков: [альбом] / текст М. В. Плотниковой. – СПб: PalaceEditions–Graficart, 2008. – 60, [50] с. ил., цв. ил. (Государственный Русский музей. Альманах. Вып. 197).4. Вайсеро В. Ф. Н. Д. Бартрам — художник, педагог, новатор в области богородской художественной резьбы по дереву // Традиционное прикладное искусство и образование. 2018. № 4 (26). С. 136–143.5. Введенский Д. И. У Сергиевского игрушечника. М., 1926. С. 27.6. Вишневская В.М., Каплан Н.И., Буданов С.М. Русская народная резьба по дереву – М.: Изд–во КОИЗ, 1956. – 260 с. С.5.7. Греков А.У. Религиозные темы и сюжеты в творчестве Богородского промысла. – ОАО «Орехово-Зуевская типография». 2013. С. 153-154.8. Дайн Г. Л. Игрушечных дел мастера. - М., 1994. С. 37.9. Каратаева Н.Ф. История Богородского центра деревянной скульптурной игрушки / ФГБУВПО «ВШНИ». Актуальные проблемы создания инновационной системы многоуровневого непрерывного профессионального образования в области традиционного прикладного искусства. Годичные чтения 3-4 декабря 2012 г. - СПб., 2013. С.39).10. Князева С.Д. История развития богородской игрушки. Игрушка в XXI веке. Традиции и инновации. Материалы IX Бартрамовских чтений 12 декабря 2017 г Часть 1. Под общей редакцией Т.Е. Лончинской. Санкт–Петербург: ВШНИ, 2017: 11 – 15.11. Назарова О. Г. Использование традиций Сергиевских и Богородских игрушечников в художественном проектировании игрушки // Традиционное прикладное искусство и образование. – 2021. – № 1 (36). – С. 147-155.12. Наумов В.М. История развития богородской художественной резьбы по дереву. Мир науки, культуры, образования. 2017; 6 (67): 250 – 251.13. Озерова О. В., Наумов В. М. Богородская игрушка как национальное культурное явление. – 2019.14. Пенушкина Н.В. В людях история наша... (К столетнему юбилею Богородского училища). - Москва: б/и., 2012. - 25 с.15. Полякова В.А. Богородская игрушка и скульптура А.Я. Чушкина в собрании Художественно-педагогического музея игрушки им. Н.Д. Бартрама / В.А. Полякова // Игрушка России вчера, сегодня, завтра: коллективная монография / Под ред. В.Ф. Максимович. - Санкт-Петербург, ВШНИ, 2020. - С. 7-13. - ISBN 978-5-907193-65-9.16. Полякова В. А. Использование историко-искусствоведческого подхода в изучении Богородской игрушки и скульптуры на литературные и сказочные темы. – 2023.17. Птицин Е. С. Художники-педагоги Богородской художественной резьбы по дереву: осмысление профессионального опыта. – 2022.18. Резанов Л. Богородская игрушка: [история промысла] / Л. Резанов // Наука и жизнь: ежемесячный научно–популярный журнал. – 2008. – №10. – С.141–145.19. Самохин А. Мишки на промысле: [из истории Богородской деревянной игрушки] / Андрей Самохин// Свой: журнал Никиты Михалкова: Приложение к газете «Культура». – 2019. – №2–3 (февраль – март). – С.50–55. – (Страна мастеров).20. Сысоев А. С. Образные и композиционные решения в произведениях Богородской резьбы по дереву. – 2023.Приложение АРис.1. Богородская игрушка Кузнецы.Рис.2. Богородская игрушка Мишка косолапый.Рис.3. Богородская игрушка Курочка Ряба.Рис.4. Богородская игрушка Три медведя.Рис.5. Щепная игрушка-птицасчастья.Рис.6. Скульптурная композиция. Ф. С. Балаев, 1945г.Рис.7. Богородская игрушка, А. Ю. Чушкин.Рис.8. Смирнов М.И. Скульптурная группа «Демьянова уха». 1970 г.Рис.9. Чудо-юдо рыба Кит В. С. Зинин.Рис.10. Композиция У разбитого корыта. И. К. Стулов, 1943г.Рис.11. Богородская игрушка, М. А. Пронин.Рис.12. Богородская игрушка. Медведь поющий. М. Ф. Баринов, 1958г.Рис.13.Богородская игрушка. Медведь играющий. М. Ф. Баринов, 1958г.Рис.14. Богородская резьба. Ярослав Аршинов.Рис.15. Богородская резьба. В. И. Юденков.Рис.16. Богородская резьба. Пянков Олег.
2. Бартрам Н. Д. Об игрушках. По поводу выставки «Игрушки прошлого и настоящего» в Московском Кустарном музее. Ноябрь. 1909 год. -М., 1909.
3. Богородская игрушка и скульптура XIX–XX веков: [альбом] / текст М. В. Плотниковой. – СПб: Palace Editions–Graficart, 2008. – 60, [50] с. ил., цв. ил. (Государственный Русский музей. Альманах. Вып. 197).
4. Вайсеро В. Ф. Н. Д. Бартрам — художник, педагог, новатор в области богородской художественной резьбы по дереву // Традиционное прикладное искусство и образование. 2018. № 4 (26). С. 136–143.
5. Введенский Д. И. У Сергиевского игрушечника. М., 1926. С. 27.
6. Вишневская В. М., Каплан Н.И., Буданов С.М. Русская народная резьба по дереву – М.: Изд–во КОИЗ, 1956. – 260 с. С.5.
7. Греков А.У. Религиозные темы и сюжеты в творчестве Богородского промысла. – ОАО «Орехово-Зуевская типография». 2013. С. 153-154.
8. Дайн Г. Л. Игрушечных дел мастера. - М., 1994. С. 37.
9. Каратаева Н. Ф. История Богородского центра деревянной скульптурной игрушки / ФГБУВПО «ВШНИ». Актуальные проблемы создания инновационной системы многоуровневого непрерывного профессионального образования в области традиционного прикладного искусства. Годичные чтения 3-4 декабря 2012 г. - СПб., 2013. С.39).
10. Князева С. Д. История развития богородской игрушки. Игрушка в XXI веке. Традиции и инновации. Материалы IX Бартрамовских чтений 12 декабря 2017 г Часть 1. Под общей редакцией Т.Е. Лончинской. Санкт–Петербург: ВШНИ, 2017: 11 – 15.
11. Назарова О. Г. Использование традиций Сергиевских и Богородских игрушечников в художественном проектировании игрушки // Традиционное прикладное искусство и образование. – 2021. – № 1 (36). – С. 147-155.
12. Наумов В. М. История развития богородской художественной резьбы по дереву. Мир науки, культуры, образования. 2017; 6 (67): 250 – 251.
13. Озерова О. В., Наумов В. М. Богородская игрушка как национальное культурное явление. – 2019.
14. Пенушкина Н.В. В людях история наша... (К столетнему юбилею Богородского училища). - Москва: б/и., 2012. - 25 с.
15. Полякова В.А. Богородская игрушка и скульптура А.Я. Чушкина в собрании Художественно-педагогического музея игрушки им. Н.Д. Бартрама / В.А. Полякова // Игрушка России вчера, сегодня, завтра: коллективная монография / Под ред. В.Ф. Максимович. - Санкт-Петербург, ВШНИ, 2020. - С. 7-13. - ISBN 978-5-907193-65-9.
16. Полякова В. А. Использование историко-искусствоведческого подхода в изучении Богородской игрушки и скульптуры на литературные и сказочные темы. – 2023.
17. Птицин Е. С. Художники-педагоги Богородской художественной резьбы по дереву: осмысление профессионального опыта. – 2022.
18. Резанов Л. Богородская игрушка: [история промысла] / Л. Резанов // Наука и жизнь: ежемесячный научно–популярный журнал. – 2008. – №10. – С.141–145.
19. Самохин А. Мишки на промысле: [из истории Богородской деревянной игрушки] / Андрей Самохин// Свой: журнал Никиты Михалкова: Приложение к газете «Культура». – 2019. – №2–3 (февраль – март). – С.50–55. – (Страна мастеров).
20. Сысоев А. С. Образные и композиционные решения в произведениях Богородской резьбы по дереву. – 2023.