Особенности налогового урегулирования в кризисно-экономическая время в России

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Макроэкономика
  • 26 26 страниц
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 27.04.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1. Сущность бюджетно-налоговой политики 5
1.2. Фискальная политика 7
2. Особенности налоговой системы зарубежных стран 12
2. 1. Анализ налоговых систем зарубежных стран 12
2.2. Опыт зарубежных стран налогового урегулирования в кризисно-экономическое время 14
3. АНАЛИЗ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17
3.1. Мировой финансовый кризис и его влияние на бюджетно-налоговую политику России 17
3.2. Фискальная политика России в посткризисный период 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
Фрагмент для ознакомления

Несмотря на трудности, многие меры и инструменты, примененные в период кризиса, оказались эффективными и помогли преодолеть негативные последствия кризиса.3.2. Фискальная политика России в посткризисный периодКризис 2008 года был одним из наиболее серьезных финансовых кризисов, который затронул мировую экономику. Он начался с краха рынка недвижимости в США, что привело к значительному сокращению активов и увеличению долговой нагрузки населения. Этот кризис стал развиваться в мировую финансовую и экономическую катастрофу, повлекшую за собой массовые банкротства финансовых институтов, резкое падение мировой торговли и рост безработицы во многих странах.В России кризис 2008 года оказал серьезное воздействие на экономику. Страна столкнулась с падением цен на нефть, снижением инвестиций, сокращением экспорта и общим экономическим спадом. В результате российская валюта рубль сильно девальвировалась, финансовые рынки погрузились в кризис, а многие компании столкнулись с финансовыми трудностями[6].Для преодоления последствий кризиса правительство России приняло ряд мер, включая поддержку финансового сектора, стимулирование экономики через инвестиции в инфраструктуру и программы поддержки бизнеса, а также улучшение налогового климата и обеспечение финансовой устойчивости.В посткризисный период в России фискальная политика направлена на стимулирование экономического роста, поддержку отраслей, наиболее пострадавших от экономического кризиса, обеспечение финансовой устойчивости и улучшение социального благосостояния населения[12, с. 282].Фискальная политика России в послекризисный период после кризиса 2008 года имела свои особенности и основывалась на опыте предыдущих экономических кризисов. В 2008 году мировой финансовый кризис оказал серьезное воздействие на российскую экономику, вызвав значительное сокращение показателей роста и ухудшение бюджетной ситуации. Одним из ключевых направлений фискальной политики в посткризисный период было активное использование бюджетных мер по стимулированию экономического роста. Правительство увеличило инвестиции в социальные программы, поддержку малого и среднего бизнеса, развитие инфраструктуры и другие приоритетные отрасли. Это позволило смягчить последствия кризиса и содействовало постепенному восстановлению экономики[2, с . 183].18 сентября 2008 г. президент РФ Дмитрий Медведев поручил Банку России (ЦБ РФ) потратить 500 млрд рублей на поддержку фондового рынка.6 ноября 2008 г. премьер-министр РФ Владимир Путин утвердил «план действий, направленный на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики». 24 ноября был принят федеральный бюджет на 2009-2011 гг., в который были заложены основные антикризисные меры. 29 декабря правительство РФ опубликовало перечень первоочередных мер по борьбе с последствиями кризиса.Согласно перечню, на первоочередные антикризисные меры было зарезервировано 10 трлн рублей средств федерального бюджета, ЦБ РФ и резервных фондов. Наибольшая часть - на кредиты банковским организациям (5 трлн рублей).Наиболее серьезные налоговые новации, имевшие выраженную антикризисную направленность, вступили в силу с 2009 г. Это в первую очередь существенное понижение ставки налога на прибыль организаций, увеличение размеров амортизационной премии, а также предоставление субъектам РФ права устанавливать пониженные налоговые ставки по упрощенному режиму налогообложения (для малого бизнеса).Результатом этих мер стало существенное снижение налоговой нагрузки (оцененной как ITR) с 22,41 в 2007 г. и 21,99 в 2008 г. до 11,31% в 2009 г. (рисунок 2). Рисунок 2 – Налоговая нагрузка на доходы от капитала и потребление среднегодовые цены на нефть в 2007–2013 гг.Источники: данные Федеральной службы государственной статистики, Федерального казначейства, Федеральной налоговой службы за 2007–2013 гг.Такое падение налогового бремени имело место на фоне сокращения налоговой базы (оцененной на основе показателей СНС) по секторам финансовых и нефинансовых корпораций на 15%. Это выразилось в снижении объема поступлений в бюджет налога на прибыль в 2009 г. на 50% по сравнению с предшествующим годом. Одновременно происходило существенное снижение цен на нефть сорта «Юралс»3 . Снижение налоговой нагрузки в этот период коснулось не только доходов от капитала, но и в целом фискальной нагрузки на экономику. Если в 2007 г. доля доходов бюджетной системы составляла более 40% ВВП, то в 2009 г. – уже только 35,0%.Таким образом, фискальная политика России в посткризисный период направлена на обеспечение устойчивого экономического развития, поддержку отраслей экономики, снижение уровня бедности и улучшение жизненного уровня населения. Основной целью является восстановление экономики после кризиса и обеспечение устойчивого роста в долгосрочной перспективе.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ кризисно-экономические времена в России, особенности налогового урегулирования обычно направлены на поддержку экономики и населения. В рамках борьбы с последствиями кризиса правительство принимаает ряд мер по налоговому стимулированию экономики, снижению налоговых нагрузок или введению временных налоговых льгот.Сущность бюджетно-налоговой политики заключается в управлении государственными финансами с целью обеспечения финансовой устойчивости, эффективности расходования бюджетных средств, справедливого распределения доходов и поддержки экономического развития государства. Бюджетно-налоговая политика охватывает широкий спектр мер и инструментов, направленных на достижение указанных целей. Инструментом налогового урегулирования в кризисное время является направление налоговых средств на социальные нужды, поддержку малого и среднего бизнеса, инвестиции в ключевые отрасли экономики, что способствует стимулированию экономического роста и улучшению социальной ситуации в стране.Бюджетно-налоговая политика является комплексным инструментом управления государственными финансами, который направлен на достижение экономических и социальных целей развития государства.Фискальная политика является частью экономической политики государства и означает использование государственных доходов и расходов для достижения макроэкономических целей, таких как стимулирование экономического роста, обеспечение ценовой стабильности, поддержание уровня занятости и роста доходов населения.Налоговая система в Соединенных Штатах обладает многоуровневой структурой из-за разнообразия налогов на федеральном, штатном и муниципальном уровнях. В Канаде преобладает прямое налогообложение, и система разделена на федеральный, провинциальный и муниципальный уровни. Налоговая система Германии характеризуется высоким уровнем налогообложения, но при этом обеспечивает высокий уровень общественных услуг и социальной защиты для граждан. Каждая из этих стран имеет свои особенности и принципы налогообложения, отражающие экономическую и социальную политику государства.Фискальная политика в ответ на пандемию COVID-19 различалась в разных странах в зависимости от их экономической основы, доступности финансирования и других факторов. Развивающиеся страны столкнулись с большими трудностями из-за высокой доходности государственных облигаций, ограниченного доступа к внешнему финансированию и проблем с экспортно-сырьевыми доходами.Мировой финансовый кризис в начале 2000-х годов оказал негативное влияние на экономику России, вызвав серьезные проблемы на фондовом рынке, в банковской системе и секторе ипотечного кредитования. Благодаря правильно подобранным мерам бюджетно-налоговой политики и наличию значительных валютных резервов удалось минимизировать последствия кризиса и обеспечить стабильность национальной экономики.Введенные налоговые новации и антикризисные меры, такие как снижение ставки налога на прибыль и увеличение амортизационной премии, оказались эффективными инструментами поддержки бизнеса в период посткризисного восстановления. Правительственные действия по стимулированию экономики и поддержке отраслей, пострадавших от кризиса, способствовали улучшению финансовой устойчивости и социального благосостояния населения в посткризисный период.Эффективная бюджетно-налоговая политика способствует стабильному развитию экономики, увеличению доходов бюджета, сокращению дефицита, улучшению инвестиционноо климата и повышению уровня жизни населения.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВНалоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 14.02.2024) // «Собрание законодательства РФ», 07.08.2000, N 32, ст. 3340.Биншток Ф. И. Государственное регулирование предпринимательской деятельности. Учебное пособие: моногр. / Ф.И. Биншток. — М.: ИНФРА-М, 2021. — 208 c.Государственный и муниципальный финансовый контроль: Учебное пособие / Федченко Е. А. — М.: Прометей, 2020. — 360 c.Дедкова Е. Г., Коростелкина И. А., Бадасян А. А. Бюджетно-налоговая политика России: от реальности к перспективам // Вестник Прикамского социального института. 2020. № 1 (79). C. 84–89.Дмитриева А.С. Формирование бюджетно-налоговой политики РФ на ближайшие годы: планы и перспективы // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. 5-2 (63). С.31-34.Доценко И.Д. Основные направления государственного регулирования международных экономических отношений // Предпринимательское право. Приложение «Право и Бизнес». 2020. N 4. С. 21 — 26.Зубарев, А. В. Фискальная политика в многострановой модели общего экономического равновесия / Зубарев А.В., Нестерова К.В. – М.: Дело РАНХиГС, 2021. - 60 с.Капканщиков С. Г. Государственное регулирование экономики. - М.: КноРус, 2020. — 528 c.Мамчуева З.И. Налоговая система как элемент фискальной политики // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. 12-2 (82). С. 96-98.Мельников В. В. Государственное регулирование национальной эко-номики. Учебное пособие. - М.: Омега-Л, 2022. — 352 c.Налоговая политика Российской Федерации в контексте целей устойчивого развития: монография для магистрантов, обучающихся по программам направлений «Экономика», «Государственный аудит» и «Финансы и кредит» / [И.А. Майбуров и др.]; под ред. И.А. Майбурова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2023. — 359 с.Право и экономическое развитие: проблемы государственного регулирования экономики: монография / В.К. Андреев, Л.В. Андреева, К.М. Арсланов и др.; отв. ред. В.А. Вайпан, М.А. Егорова. - М.: Юстицинформ, 2021. - 432 с.Слушкина Е.Ю. Направления повышения эффективности фискальной политики в Российской Федерации // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. 12-3 (70). С. 117-120.Современная налоговая политика : учебник и практикум для вузов / Н. И. Малис [и др.] ; под редакцией Н. И. Малис. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2024. — 376 с.Сташ З.Н. Налоговая политика как фактор обеспечения экономической безопасности государства // Научные труды КубГТУ. - 2021. - №6. - С. 1-3.Тамбовцев В. Л. Теории государственного регулирования экономики. - М.: Проспект, 2021. — 160 c.Ташматова Р.Г. Роль бюджетно-налогового администрирования в повышении эффективности бюджетно-налоговой политики // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. 3-2 (49). С. 125-129.Черник, Д. Г. Налоговая политика государства : учебник для вузов / Д. Г. Черник, Ю. Д. Шмелев, М. В. Типалина ; под редакцией Д. Г. Черника. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2024. — 471 с.

1.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 14.02.2024) // «Собрание законодательства РФ», 07.08.2000, N 32, ст. 3340.
2.Биншток Ф. И. Государственное регулирование предпринимательской деятельности. Учебное пособие: моногр. / Ф.И. Биншток. — М.: ИНФРА-М, 2021. — 208 c.
3.Государственный и муниципальный финансовый контроль: Учебное пособие / Федченко Е. А. — М.: Прометей, 2020. — 360 c.
4.Дедкова Е. Г., Коростелкина И. А., Бадасян А. А. Бюджетно-налоговая политика России: от реальности к перспективам // Вестник Прикамского социального института. 2020. № 1 (79). C. 84–89.
5.Дмитриева А.С. Формирование бюджетно-налоговой политики РФ на ближайшие годы: планы и перспективы // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. 5-2 (63). С.31-34.
6.Доценко И.Д. Основные направления государственного регулирования международных экономических отношений // Предпринимательское право. Приложение «Право и Бизнес». 2020. N 4. С. 21 — 26.
7.Зубарев, А. В. Фискальная политика в многострановой модели общего экономического равновесия / Зубарев А.В., Нестерова К.В. – М.: Дело РАНХиГС, 2021. - 60 с.
8.Капканщиков С. Г. Государственное регулирование экономики. - М.: КноРус, 2020. — 528 c.
9.Мамчуева З.И. Налоговая система как элемент фискальной политики // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. 12-2 (82). С. 96-98.
10.Мельников В. В. Государственное регулирование национальной эко-номики. Учебное пособие. - М.: Омега-Л, 2022. — 352 c.
11.Налоговая политика Российской Федерации в контексте целей устойчивого развития: монография для магистрантов, обучающихся по программам направлений «Экономика», «Государственный аудит» и «Финансы и кредит» / [И.А. Майбуров и др.]; под ред. И.А. Майбурова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2023. — 359 с.
12.Право и экономическое развитие: проблемы государственного регулирования экономики: монография / В.К. Андреев, Л.В. Андреева, К.М. Арсланов и др.; отв. ред. В.А. Вайпан, М.А. Егорова. - М.: Юстицинформ, 2021. - 432 с.
13.Слушкина Е.Ю. Направления повышения эффективности фискальной политики в Российской Федерации // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. 12-3 (70). С. 117-120.
14.Современная налоговая политика : учебник и практикум для вузов / Н. И. Малис [и др.] ; под редакцией Н. И. Малис. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2024. — 376 с.
15.Сташ З.Н. Налоговая политика как фактор обеспечения экономической безопасности государства // Научные труды КубГТУ. - 2021. - №6. - С. 1-3.
16.Тамбовцев В. Л. Теории государственного регулирования экономики. - М.: Проспект, 2021. — 160 c.
17.Ташматова Р.Г. Роль бюджетно-налогового администрирования в повышении эффективности бюджетно-налоговой политики // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. 3-2 (49). С. 125-129.
18.Черник, Д. Г. Налоговая политика государства : учебник для вузов / Д. Г. Черник, Ю. Д. Шмелев, М. В. Типалина ; под редакцией Д. Г. Черника. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2024. — 471 с.