«Система государственного управления в сфере организации поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в регионе».
Заказать уникальную курсовую работу- 43 43 страницы
- 16 + 16 источников
- Добавлена 27.04.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
1. Теоретические аспекты государственного управления в сфере организации поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в регионе 5
1.1. Понятие и особенности управления в сфере организации поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в регионе 5
1.2. Правовая основа государственного управления в сфере организации поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в регионе 16
2. Субъекты и объекты государственного управления в сфере организации поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в регионе на примере Нижегородской области 18
2.1. Субъекты государственного управления в сфере организации поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в регионе на примере Нижегородской области 18
2.2. Объекты государственного управления в сфере организации поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в регионе на примере Нижегородской области 27
3. Проблемы государственного управления в сфере организации поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в регионе 31
Заключение 38
Список литературы 41
Основную долю в структуре МСП составляют микропредприятия, на их долю на протяжении всего исследуемого периода приходится более 90% субъектов МСП. По данным Росстат, на 1 января 2023 года на территории Нижегородской области проживают 5 398 064 человека. В субъекты МСП на конец 2022 года трудоустроено 962,9 тыс. чел. или 17,84% жителей Нижегородской области. На основании этого можно сделать вывод, что субъекты МП являются одним из главных работодателей города. Общая численность занятых в МСП увеличилась с 856,2 тыс. чел. в 2022 году до 962,9 тыс. чел. Прирост работающего в МП населения составил 106,7 тыс. чел. или 12,46%. Наибольшая доля сотрудников в 2022 году работала в микропредприятиях (43,30%), а к в 2022 году доля сотрудников микропредприятий увеличилась до 53,17%. Также следует провести анализ оборота субъектов МСП. Оборот субъектов МП в 2020 году в Нижегородской области составил 6 396,9 млрд. руб. Наибольший оборот приходится на малые предприятия (61,69%), 30,92% – это оборот микропредприятий, а на долю оборота средних предприятий приходится 7,39% оборота субъектов МП. В 2021 году происходит значительное сокращение оборота субъектов МП до 4 692,3 млрд. руб. падение составило 1 704,6 млрд. руб. или 26,64%. Данное снижение в основном связано с уменьшением оборота малых предприятий с 3 946,3 млрд. руб. до 2 077,7 млрд. руб. или на 1 868,6 млрд. руб. Небольшой прирост наблюдается в 2022 году: рост оборота субъектов МП составил 263,9 млрд. руб. или 5,62%. Также следует отметить незначительный рост оборота средних предприятий с 472,7 млрд. руб. до 478,2 млрд. руб. или на 1,16%. При этом наблюдается значительный рост инвестиций в основной капитал в 2,8 и 1,5 раза соответственно в малых и средних предприятиях. 3. Проблемы государственного управления в сфере организации поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в регионеНесмотря на высокую активность и значимость социально-экономических условий ведения деятельности, можно выделить ряд проблем, связанных с ведением МСП на территории Нижегородской области. Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Нижегородской области можно сгруппировать следующим образом:1. Первая группа проблем связана с излишней концентрацией субъектов МСП в традиционных секторах. Значительная часть предприятий (42%) сконцентрирована в сферах розничной и оптовой торговли. Подобная ситуация приводит к тому, что не создаются новые рабочие места, темпы роста субъектов МП сокращаются.2. Вторая группа проблем связана с инфраструктурными ограничениями. Можно выделить следующие проблемы в данном блоке:– трудности с подключением к сетям водоснабжения, водоотведения и электроэнергии, что приводит к сокращению инвестиций на территорию Нижегородской области;– высокие темпы строительства в Нижегородской области, которые значительно превышают темпы развития инфраструктуры. Это становится причиной возникновения трудностей при подключении к инженерным сетям, транспортной недоступности, кадровым проблемам;– некачественные дороги, что приводит к трудностям при осуществлении предпринимательской деятельности в отдаленных районах Нижегородской области. 3. Нехватка и качество кадровых ресурсов. Квалифицированные работники предпочитают выбирать более высокооплачиваемую работу, а т.к., темпы роста субъектов МСП недостаточно высокие, руководство не может обеспечить сотрудников требуемым уровнем дохода. Также наблюдается усиление дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы. Количество вакансий существенно превышает количество зарегистрированных на бирже труда граждан, но не все согласны работать в небольших предприятиях. По данным Росстата по РФ средняя заработная плата на крупных предприятиях в 2020 году составила 49895 руб., а в 2021 году 53918 руб. По данным того же Росстата средняя заработная плата в субъектах МП варьируется от 15 до 25 тыс. руб. Так же по данным Росстата в 2022 году снизилась численность занятости населения с 19,3 до 18,8 млн. чел. За январь – март 2023 года по причине пандемии коронавируса и нерабочих дней (которые сказались на доходах МСП в негативном аспекте) произошло снижение численности занятого населения на 18 тыс. чел. Поэтому подтверждается вывод о том, что не каждый человек пойдет работать в субъекты МСП за более маленький объем заработной платы. Именно поэтому численность вакансий превышает спрос на данные вакансии. Важным критерием при выборе работы для сотрудников является стабильность, а малые предприятия не всегда являются финансово устойчивыми. По данным сайта РБК, количество закрывающихся малых предпринимателей в 2020 году в 2,14 раза превышает количество открывающихся предпринимателей. Также не всегда субъекты МСП предлагают честные и открытые условия работы. Несмотря на государственную борьбу с теневым предпринимательством, многие предприятия предлагают зарплату «в конверте» либо «серую» зарплату. В таких условиях сотрудник не получает все социальные гарантии и не может с уверенностью планировать свое будущее. На сегодняшний день статистика по теневому сектору субъектов МСП не ведется в РФ. Для обоснования выше приведенного вывода по нечестности и теневому предпринимательству в МСП, были использованы смешанные полевые методы исследования:- данные статистики по численности занятого населения в МСП, уровне заработной платы;- проведение анкетирования выборочно среди работников, занятых в МСП. Основное подтверждение теневого функционирования представителей МСП было сделано на основании социологического опроса. Первым вопросом анкетирования был следующий вопрос: какова ваша приблизительная оценка объема незарегистрированных (теневых) операций, которые совершаются МСП. Результаты ответа на данный вопрос представлены на рисунке 2. Рисунок 2 – Ответы по социологическому опросу[19]На основании приведенного опроса и рисунка 2.3. можно сделать вывод, что 39,8% опрошенных считают, что в МСП 40-60% представителей предпринимательства являются нечестными и совершают теневые операции. Так же в процессе исследования были выявлены основные причины, которые побуждают малые предприятия уходить «в тень». Сами представители малого и среднего предпринимательства сформулировали следующие проблемные аспекты:- неопределенность и кризисы в целом по экономическому состоянию страны;- высокий уровень налоговой нагрузки, а также изменения в налоговом законодательстве: с 2022 года отмена ЕНВД, которая приведет к повышению налоговой нагрузки в большем объеме;- снижение покупательской способности населения по причине падения фактических доходов в следствии пандемии.На основании этого можно сделать вывод, что Правительство РФ на разных уровнях управления формирует множественные программы поддержки МСП с целью вывода из «тени». 4. Неравномерное социально-экономическое развитие районов Нижегородской области, что выражается в различном уровне безработицы, доходов населения, финансовых и трудовых ресурсов. Чем отдаленнее район от регионального центра, тем меньше средняя заработная плата сотрудников. Для МСП данная проблема носит косвенный характер: при условии низкого социально-экономического района города будет ниже спрос на услуги и товары, будет в общем ниже покупательская способность населения района. Таким образом, можно выделить внешние и внутренние проблемы:1. Внешние виды проблем:- неравномерное распределение налоговых режимов;- низкий уровень спроса на товары, услуги, работы малого предпринимательства;- низкие уровень темпов развития малого предпринимательства;2. Внутренние виды проблем:- высокий уровень налоговой нагрузки на представителей малого предпринимательства;- бюрократические проволоки в государственных органах власти;- высокие тарифы на энергоресурсы, ЖКХ;- долгие сроки проведения согласования вопросов в государственных органах исполнительной власти;- несовершенные нормативные и законодательные документы, регулирующие деятельность малого предпринимательства;- проблемные аспекты в процессе осуществления кредитования малого предпринимательства;- проблемные аспекты в получении лицензий на ведение деятельности субъектов малого предпринимательства;- «недоступность» получения консультационных услуг в органах исполнительной государственной власти.Можно отдельно выделить проблемы, с которыми регулярно сталкиваются субъекты МП Нижегородской области:- неравномерное социально-экономическое развитие муниципальных районов города;- уменьшение привлекательности малого предпринимательства как вида деятельности человека в бизнесе;- снижение объема реализации товаров, продукции, услуг, работ малого предпринимательства;- снижение объемов поддержки экономики города от региональных властей;- снижение уровня конкурентоспособности малого предпринимательства в сравнении с более крупными представителями бизнеса. Также следует более детально остановиться на мерах поддержки МП во время пандемии Covid-19, которая случилась в 2020 году. 25 марта 2020 года Президент России В.В. Путин обратился к гражданам России и объявил нерабочей неделю с 28 марта по 5 апреля. Были закрыты все торговые точки за исключением продуктовых магазинов и аптек, запрещено посещение мест массового отдыха, прекращено движение общественного транспорта, введен запрет на посещение религиозных объектов и т.д. Количество субъектов МСП в Нижегородской области в наиболее пострадавших отраслях представлено на рисунке 3. Рисунок 3 – Количество субъектов МСП в Нижегородской области в наиболее пострадавших отраслях[19]По данным Администрации Нижегородской области, в марте 2020 года пострадавшими были признаны предприятия, которые ведут свою деятельность в 19 видах ОКВЭД, а к маю этого же года список был расширен до 46 видов ОКВЭД. Была приостановлена деятельность 68,4 тысячи предприятий, на которых трудилось 678,7 тысяч сотрудников. Доля пострадавших СМСП составила 36,2%. С целью государственной поддержки МП в период самоизоляции были введены следующие меры:1. Федеральные налоговые меры:- предоставление отсрочки по налоговым платежам и отчислениям в социальные внебюджетные фонды сроком на 6 и более месяцев;- для пострадавших отраслей от пандемии коронавирусной инфекции предоставляется отсрочка сдачи налоговой отчетности, переносы сроков уплаты налоговых платежей и платежей в социальные внебюджетные фонды;- снижение объема взносов во внебюджетные фонды с 30% (объем обязательных платежей) до 15%;- приостановление мер взысканий по налогам и сборам до 01.07.2022 года;- запрет на принятие положения о банкротстве малого предпринимательства;- понижение ставки УСН для малого предпринимательства, работающего на данном специальном режиме по системе доходы до 5%, по системе доходы за минусом расходы до 3%;- отмена уплаты авансовых платежей по ресурсным и имущественным налогам;2. Финансовые меры и кредитная поддержка:- предоставление возможности получения льготного кредитования 0% для выплаты заработной платы представителям малого предпринимательства, работающих в наиболее пострадавших от пандемии отраслях;- гранты на решение неотложных задач для малого предпринимательства и вливания в оборотные активы;3. Имущественные меры поддержки:- освобождение от арендных платежей по земельным участкам, взятым в аренду у государства;- освобождение от арендных платежей по объектам недвижимости, взятым в аренду у государства.Таким образом, в период пандемии были оперативно разработаны меры по государственной поддержке МСП, которые затронули основные сферы взаимодействия предпринимательства и государства. ЗаключениеТаким образом, в результате написания магистерской диссертации были получены следующие выводы.Эффективное функционирование субъектов МСП служит приоритетным направлением социально-экономической политики Российской Федерации. По данным Росстат в России по состоянию на 01.01.2020 года зарегистрировано более 5,6 млн. субъектов МСП. При этом в Нижегородской области зарегистрировано более 360 тысяч МСП. Обеспечить эффективное и качественное функционирование МСП как в Российской Федерации, так и в Нижегородской области целесообразно с помощью эффективных мер поддержки государства в рамках специальных программ развития. Главным и приоритетным направлением государственной политики в области оказания поддержки малому и среднему предпринимательству служит организация благоприятного климата в сферах финансов и инвестиций, обеспечение оптимальных организационно-правовых условий. Приоритетным направлением также является поддержка малого предпринимательства в сельских районах. В Нижегородской области, как и в ряде других субъектов России, существуют множество проблем, которые оказывают негативное влияние на развитие МСП. При этом предпринимательству мешают организационные, финансово-материальные проблемы, высокая зависимость от ряда факторов внешней среды, что значительно сдерживает его развитие. Для преодоления указанных проблем необходим комплекс мер, включающий экономические, правовые, организационные, что позволит сформировать благоприятную среду для развития МСП в регионе.В качестве направлений совершенствования механизма государственной поддержки МСП в Нижегородской области предлагаются следующие направления:– совершенствование порядка предоставления в собственность объектов субъектам МСП имущества Нижегородской области;– расширение участия предприятий МСП в государственном заказе Нижегородской области;– направления совершенствования налогообложения субъектов МСП в Нижегородской области.Государственная поддержка МСП в Нижегородской области осуществлялась в виде финансовой, имущественной, информационной, консультационной помощи, правовой поддержки, поддержка ремесленников и социальных предпринимателей и т.д. Общее число субъектов МСП в Нижегородской области составляет 359 777 предприятий. При этом наблюдается тенденция сокращения числа юридических лиц МСП и увеличение количества индивидуальных предпринимателей. Наиболее востребованным видом деятельности в МП является оптовая торговля (29%), а также розничная торговля (13%). Это связано с легкостью входя на рынок торговли, а также быстротой получения первой прибыли. Общий объем финансирования программ поддержки МСП составил 171 061 тыс. руб. вместо запланированных 186 761 тыс. руб. Фактический объем финансирования, менее запланированного на 15 700 тыс. руб. или на 8,41%. В работе были определены основные проблемы существующей системы государственной поддержки МСП в Нижегородской области:1. Излишняя концентрация МСП в таких отраслях, как розничная и оптовая торговля. 2. Инфраструктурные ограничения, такие как сложности с подключением к водоснабжению и сетям электроэнергии, высокие темпы строительства, трудности с транспортной доступностью, ухудшение качества дорог. 3. Нехватка и качество трудовых ресурсов. 4. Неравномерность социально-экономического развития районов Нижегородской области. Были выделены проблемные аспекты, с которыми регулярно сталкиваются МСП Нижегородской области:– неравномерность социально-экономического развития районов Нижегородской области, что приводит к повышению роста заработной платы в зависимости от близости к центральной части города, притягивание трудовых ресурсов в более развитые районы;– снижение привлекательности МСП как вида предпринимательской деятельности;– сокращение объемов реализованных товаров и услуг;– замедление экономического роста и вклада в экономику города;– преобладание субъектов МСП в сфере торговли, в то время как промышленность и инновационная деятельность остаются не популярными;– снижение конкурентоспособности МСП в сравнении с более крупными предприятия (аналитическое исследование). Список литературыБюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 25.05.2020) [Электронный ресурс]// Российская газета. – № 97 от 12.08.1998 г. Гражданский Кодекс Российской Федерации, часть первая от 30.11.1994 N 51-ФЗ, часть вторая от 26.01.1996 N 14-ФЗ, часть третья от 26.11.2001 N 146-ФЗ, часть четвертая от 18.12.2006 N230-ФЗ. [Электронный ресурс]// Российская газета. – № 38 от 14.08.1996 г.Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]// Российская газета. – №51 от 02.04.1999 г. Федеральный «О страховых взносах в пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования РФ, федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» [Электронный ресурс]// /КонсультантПлюс: справ.-правовая система / Компания «КонсультантПлюс».Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ [Электронный доступ] – Режим обращения: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/ (дата обращения 21.03.2024).Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Электронный доступ] – Режим обращения: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/08b3ecbcdc9a360ad1dc314150a6328886703356/ (дата обращения 21.03.2024).Послание Президента Федеральному Собранию [Электронный доступ] – Режим обращения: http://kremlin.ru/events/president/news/by-date/15.01.2020 (дата обращения 21.03.2024). Постановления Правительства Нижегородской области по поддержке МСП [Электронный ресурс] – Режим обращения: https://mineconom.ryazan.gov.ru/direction/entrepreneurship/expansion/?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru (дата обращения 21.03.2024).Лиленко, А.Т. К вопросу о государственной поддержке предпринимательства/ А.Т. Лиленко //Научные Записки ОрелГИЭТ. – 2020. – № 1 (33). – С. 25-30.МСФО для предприятий МСП: учебник / под ред. В.Г. Гетьмана. –М.: ИНФРА-М, 2020. – 451 с. Единый реестр субъектов МСБ [Электронный доступ] – Режим обращения: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html (дата обращения 14.03.2024). Комплексный мониторинг деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в Нижегородской области [Электронный доступ] – Режим обращения: https://mineconom.ryazan.gov.ru/direction/entrepreneurship/reestr-sme-support/ (дата обращения 21.03.2024)Матюшов, М.В. Развитие малого предпринимательства в муниципальном образовании / М.В. Матюшов [Электронный ресурс]. – Режим обращения: http://elib.rshu.ru/files_books/pdf/rid_88289876812d4be8905abd9feec1bdc9.pdf (дата обращения 21.03.2024)Официальный сайт Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Нижегородской области [Электронный доступ] – Режим обращения: https://minprom.nobl.ru/about/structure/ (дата обращения 21.03.2024)Официальный сайт «Федеральная служба государственной статистики» по Нижегородской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://52.rosstat.gov.ru/ (дата обращения 21.03.2024)Официальный сайт Центра развития и поддержки предпринимательства Нижегородской области [Электронный доступ] – Режим обращения: https://xn--52-9kcqjffxnf3b.xn--p1ai/ (дата обращения 21.03.2024)
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 25.05.2020) [Электронный ресурс]// Российская газета. – № 97 от 12.08.1998 г.
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации, часть первая от 30.11.1994 N 51-ФЗ, часть вторая от 26.01.1996 N 14-ФЗ, часть третья от 26.11.2001 N 146-ФЗ, часть четвертая от 18.12.2006 N230-ФЗ. [Электронный ресурс]// Российская газета. – № 38 от 14.08.1996 г.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]// Российская газета. – №51 от 02.04.1999 г.
4. Федеральный «О страховых взносах в пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования РФ, федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» [Электронный ресурс]// /КонсультантПлюс: справ.-правовая система / Компания «КонсультантПлюс».
5. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ [Электронный доступ] – Режим обращения: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/ (дата обращения 21.03.2024).
6. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Электронный доступ] – Режим обращения: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/08b3ecbcdc9a360ad1dc314150a6328886703356/ (дата обращения 21.03.2024).
7. Послание Президента Федеральному Собранию [Электронный доступ] – Режим обращения: http://kremlin.ru/events/president/news/by-date/15.01.2020 (дата обращения 21.03.2024).
8. Постановления Правительства Нижегородской области по поддержке МСП [Электронный ресурс] – Режим обращения: https://mineconom.ryazan.gov.ru/direction/entrepreneurship/expansion/?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru (дата обращения 21.03.2024).
9. Лиленко, А.Т. К вопросу о государственной поддержке предпринимательства/ А.Т. Лиленко //Научные Записки ОрелГИЭТ. – 2020. – № 1 (33). – С. 25-30.
10. МСФО для предприятий МСП: учебник / под ред. В.Г. Гетьмана. –М.: ИНФРА-М, 2020. – 451 с.
11. Единый реестр субъектов МСБ [Электронный доступ] – Режим обращения: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html (дата обращения 14.03.2024).
12. Комплексный мониторинг деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в Нижегородской области [Электронный доступ] – Режим обращения: https://mineconom.ryazan.gov.ru/direction/entrepreneurship/reestr-sme-support/ (дата обращения 21.03.2024)
13. Матюшов, М.В. Развитие малого предпринимательства в муниципальном образовании / М.В. Матюшов [Электронный ресурс]. – Режим обращения: http://elib.rshu.ru/files_books/pdf/rid_88289876812d4be8905abd9feec1bdc9.pdf (дата обращения 21.03.2024)
14. Официальный сайт Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Нижегородской области [Электронный доступ] – Режим обращения: https://minprom.nobl.ru/about/structure/ (дата обращения 21.03.2024)
15. Официальный сайт «Федеральная служба государственной статистики» по Нижегородской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://52.rosstat.gov.ru/ (дата обращения 21.03.2024)
16. Официальный сайт Центра развития и поддержки предпринимательства Нижегородской области [Электронный доступ] – Режим обращения: https://xn--52-9kcqjffxnf3b.xn--p1ai/ (дата обращения 21.03.2024)