Организационно-педагогические условия творческого развития детей дошкольного возраста в учреждениях культуры
Заказать уникальную дипломную работу- 70 70 страниц
- 30 + 30 источников
- Добавлена 28.04.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы творческого развития детей дошкольного возраста в учреждениях культуры 8
1.1. Сущность и специфика понятия «творческое развитие детей дошкольного возраста» 8
1.2. Особенности творческого развития детей дошкольного возраста в учреждениях культуры 24
Выводы по главе 1 37
Глава 2. Технологии организации творческого развития детей дошкольного возраста в учреждениях культуры 40
2.1 Характеристика деятельности культурно-досугового клуба «Мечта» по организации творческого развития детей дошкольного возраста 40
2.2. Методические рекомендации по совершенствованию организационно-управленческих условий творческого развития детей дошкольного возраста в учреждениях культуры 55
Выводы по главе 2 64
Заключение 65
Список использованных источников 69
В ходе вводной части урока, ученики вместе с учителем анализируют картинки, обсуждая поставленные учителем вопросы о поведении и обычаях ежей. Помимо этого, проходит прослушивание сказки «Как ежик шубку менял» и последующее обсуждение ее идей и мотивов.Педагог выслушивает и обобщает ответы детей. При постановке практической задачи педагог предлагает детям нарисовать ежика с помощью смятой бумаги и кисточки. Во время самостоятельной работы дети помогают ежу приобрести новую шубку с иглами. По окончании работы оформляется выставка рисунков.На занятии по теме «Веселое пятно», которое проводилось с целью развития любознательности и активности в процессе своей деятельности в создании выразительных и интересных образов в рисунках, был запланирован результат:- в процессе собственной деятельности (в рисовании) стремиться создавать выразительные и увлекательные виды.- проявляют ли умение проявлять замысел, имеющие представление о форме предмета.– демонстрируют умение доводить дело до конца, проявляют самостоятельность, инициативность.Занятие проводилось по следующим принципам:1) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка; сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее индивидуализация дошкольного образования);2) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;3) поддержка инициативы детей в разных видах деятельности;4) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в разных видах деятельности;5) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условиям, требованиям, методам возраста и особенностям развития).В рамках проведенного урока были задействованы разнообразные подходы к поднятию энтузиазма и передаче знаний, включая диалог с дошколятами и поощрение их активности. Для стимуляции заинтересованности использовались показы и демонстрации, подкрепленные занимательным материалом. Образовательный процесс сопровождался применением различных учебных материалов: от презентации с изображениями «Веселые пятна» до стихотворений и задач-загадок. Чтобы усилить визуальное восприятие, были введены практические занятия с использованием не только традиционных акварельных и гуашевых красок, но и цветной туши, а также оригинальных инструментов для рисования - мягких кистей разного размера, старых зубных щеток, а также срезов картофеля и свеклы, которые могли использоваться как штампы. Дополнительные материалы включали тряпочки и губки, бумагу, которую можно мять и использовать для штамповки, и баночки с водой. Для создания уникальных узоров применили трубочки для напитков.В условиях, созданных в студии, педагоги играют ключевую роль в мотивации детей к активной и творческой работе. Они направляют юные умы к использованию различных средств для выражения себя, что способствует развитию их независимой активности. Эмоциональное вовлечение и освоение искусства выражения чувств через художественные образы обогащает детскую способность к эмоциональной выразительности. Уникальность в творчестве достигается через развитие воображения, для которого важными источниками являются иллюстрации и произведения искусства. Комплексное восприятие и умение находить решения в сложных ситуациях, а также способность видеть общую картину дополняют картину развития детей, делая их способными разрабатывать и воплощать оригинальные идеи.Проводимые в студии творческие занятия и организация педагогических условий для развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста способствуют развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.Рассмотрим деятельность детского фольклорного ансамбля «Любушата» в области развития творческих способностей дошкольников. В процессе работы ансамбля соблюдаются следующие педагогические условия развития творческих способностей дошкольников средствами народно-песенного фольклора.Первое условие – создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей развитию творческих способностей. Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию программы их развития в Ансамбле.Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря обеспечивает:1) игровую, исследовательскую и творческую активность всех участников коллектива;2) эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;3) возможность самовыражения детей.Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности. Необходимы оригинальность, простота, привлекательность, доступность, а также достаточное количество инструментов, дидактических пособий, демонстрационного материала.Одним из условий успешного музыкального развития дошкольника является наличие в Ансамбле разного дидактического материала. С его помощью возможно решать разнообразные развивающие, воспитательные задачи в доступной для дошкольника игровой форме.Вторым условием развития творческих способностей дошкольников средствами музыкального фольклора является проведение комплексных занятий с использованием средств народно-песенного фольклора.Занятие, которое включает в себя множество различных активностей, направленных на глубокое понимание определенной темы через их последовательную смену, представляет собой комплексное упражнение. Такие упражнения, объединяющие элементы из разнообразных сфер, всегда сосредоточены вокруг выбранной темы или ключевой идеи, которая служит основой для связи различных задач. В Ансамбле, где используются элементы музыкального фольклора для организации таких упражнений, разнообразие действий объединяется в единое целое, включая как практические, так и творческие аспекты (например, слушание музыки, просмотр видео, пение, а также игра на народных детских инструментах).Частая смена видов деятельности позволяет сохранить трудоспособность участников Ансамбля, остроту восприятия материала.Важнейшие педагогические принципы постепенности и последовательности изучения материала требуют от педагога применения различных подходов к детям, исходящих из оценки их интеллектуальных, физических, музыкальных и эмоциональных данных, уровня подготовки [72, c. 8].Главной формой работы являются фольклорные занятия, целью которых является формирование устойчивого интереса к русским народным традициям, обрядам на основе активного участия в совместной творческой деятельности ребенка со взрослым,развитие музыкально-творческих способностей детей средствами народно-песенногофольклора.В работе с детьми целесообразно использовать различные средства и формыознакомление детей с народно-песенным фольклором. Знакомясь снародно-песенным фольклором, у детей формируются музыкальные, творческие и языковыенавыки.Другой формой организации работы с детьми в Ансамбле являются индивидуальные занятия. Онинужны как способным детям, склонным к творчеству, творческой обработке знакомогоматериала, так и детям с недостаточно развитыми творческими способностями. Виндивидуальной работе нужно учитывать, что важное условие успешногоразвития музыкально-творческих способностей вытекает из самого творческого характерапроцесса, требующего максимального напряжения сил. Разученные на занятияхпесни, танцы, импровизации на музыкальных инструментах становятся близкими идоступны ребенку дошкольного возраста, когда включаются в его повседневную жизнь, используются в самостоятельной деятельности.Проводятся в Ансамбле и фольклорные праздники.Целью фольклорного праздника является: создание зоны психологического комфорта;развитие творческих способностей детей; удовлетворение физических, интеллектуальныхпотребностей; приобщение к народным традициям.Система праздников создает духовную общность детей и взрослых, помогает развитию человеческих чувств: любви, доброты, взаимопомощи.Причем, развитие музыкально-творческих способностей происходит само собой в интересной, увлекательной игровой форме.Важным условием организации развития творческой деятельности в Ансамбле является отбор используемых методов и приемов комплексно в разных видах музыкальной деятельности, способствуютщих развитию музыкально-творческих способностей у дошкольников.Наглядный и наглядно-слуховой метод включают в себя показ картин, иллюстраций, пособий, музыкальных инструментов, видео материала, пение без сопровождения музыкального инструмента и в его сопровождении, все это создает положительный эмоциональный настрой, ускоряющий процесс достижения положительных результатов. Опора на зрительную наглядность значительно облегчает усвоение музыкальных знаний.Словесный метод – беседа, объяснение. Активизирует восприятие познавательной активности, формирует представления, развивает интересы, любознательность, воображение и мышление.Метод стимулирования и мотивации – создание ситуации успеха или проблемной ситуации, это состязание, познавательная игра. Эмоциональное воздействие является стимулом к творчеству, к активной деятельностиИгровой метод – музыкально – дидактические игры на развитие музыкальных способностей, творческие задачи. Этот метод облегчает процесс запоминания и освоение фольклорного материала, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию мышления, воображения и музыкально-творческих способностей ребенка. В основе игровой музыкально-творческой деятельности детей лежит личностно-ориентированное общение, эмоционально-положительный тонус, содружество, сотворчество.Репродуктивный метод – повторение усвоенного, выбор из предложенного. Этот метод предполагает активное восприятие и запоминание. Содержит элементы проблемности.Практический метод – показ, пение с движением. Практические методы обучения используются в Ансамбле для формирования навыков и умений, углубления знаний.Данные способы способствуют формированию творческой личности. Дети проявляют инициативу, обучающуюся мыслить творчески, нестандартно. Они дают волю воображению, фантазии.Основными условиями развития творческих способностей дошкольников средствами народно-песенного фольклора являются: создание развивающей предметно-пространственной среды; разработка комплексных занятий с использованием средств музыкального фольклора. Использование таких педагогических способствует гармоничному развитию личности в целом и ее творческих способностей, в частности.Одним из способов развития творческих способностей является занятие детей в студии хореографии. Хореография - это искусство движения, которое развивает в детях гибкость, координацию и чувство ритма. В студии хореографии дети учатся понимать и выражать музыку через движение, а также развивают чувство пространства, пластику и эмоциональное выражение.Одной из особенностей занятий в студии является возможность для детей самостоятельно проявлять свою творческую индивидуальность. Здесь они могут экспериментировать с движениями, создавать свои композиции и воплощать свои идеи. Так, дети осваивают хореографические азы и одновременно развивают творческое мышление.Занятия в студии хореографии способствуют развитию воображения и фантазии детей. Дошкольники учатся воспринимать музыку и рассказывать ее историю через движение. Во время занятий дети могут представить себя разными героями и персонажами, создавая уникальные истории и эмоциональные образы. Это позволяет им расширить свой кругозор и улучшить коммуникативные навыки.Кроме того, в хореографии очень важно слушать и понимать других участников группы, согласовывать свои движения с коллективом и создавать гармоничные композиции. В процессе совместной работы над танцем, дети учатся быть терпимыми, уважать мнение других и находить компромиссы. Это ценные навыки, которые помогут им в будущем в любой сфере жизни.Итак, мы изложили основные аспекты развития творческих способностей дошкольников в культурно-досуговых учреждениях на примере клуба «Мечта».§ 2.2. Методические рекомендации по совершенствованию организационно-управленческих условий творческого развития детей дошкольного возраста в учреждениях культурыСовременная практическая деятельность детских творческих объединений, преимущественно функционирующих в системе внешкольного образования, требует разработки методических аспектов формирования творческой личности и раскрытия ее неповторимого потенциала. Поэтому методика формирования творческих способностей включает не только совокупность критериев и показателей, необходимые педагогические условия, но и систему задач творческого характера с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста. Она предполагает взаимообусловленность развития базовых индивидуально-функциональных возможностей и формирование творческих способностей, с обеспечением постоянного упражнения по развитию образного и логического мышления, воображения и фантазии, интерпретационных и импровизационных способов преобразования получаемой информации.Методика формирования хореографических творческих способностей детей младшего школьного возраста основывается на следующих принципах:1) Принцип учета возрастных и личных особенностей младших школьников. 2) Принцип демократизации лежит в основе деятельности культурно-досуговых учреждений на основе равноправия и одновременно разнообязательности участников педагогического взаимодействия. Это требует преодоления присущего предпочтительному большинству руководителей детских творческих объединений авторитарного стиля общения на стиль профессионального педагогического общения на основе увлечённости общей творческой деятельностью (по В. Кан-Калику).Поэтому во время сотрудничества педагогу необходимо соблюдать позиции консультанта, ассистента, оставляя за собой функцию всеобщего контроля. Также предоставлять возможность воспитанникам строить творческий процесс как в сотрудничестве, так и самостоятельно.Кроме того, следует избегать авторитарно-дисциплинарных указаний, формирующих у воспитанников комплексы,развивающих неуверенность, снижающих заинтересованность и тягу к творческой деятельности. Повышенный тон на занятиях иногда может статьрешающим фактором принятия ребенком решения отказа от дальнейшего посещения творческого объединения.Необходимость собственного участия может быть целесообразной с целью поддержания динамики общего творческого процесса или потребностями отдельных участников, которые могут выражаться в вербальной или невербальной форме.Ведь тяжело стимулировать детей к самовыражению, если педагог занимаетпозицию «зрителя». Вместо этого, будучи включенным в творческую деятельность, естьриск потерять руководство общим процессом, оперативно реагироватьна динамичность его протекания; анализировать действия каждого участника. Педагог может принимать участие в выполнении заданий творческого характерас целью катализации процесса, поддержания конкретного воспитанника, корректировки процесса в соответствии с наблюдениями за детьми и собственными ощущениями. Важно придерживаться позиции – не демонстрировать собственныепрофессиональные возможности, а привлекать детей к личному самовыражению. 3) Принцип самоактивности и саморегуляции способствует развитию у участника творческого объединения объективных представлений осебе, формирует способность к самокритичности, принятию самостоятельных решений, чувству ответственности.Каждый ребенок стремится к самостоятельному действию в любой сфере деятельности иэто естественное желание в процессе познания окружающей действительности проявляется в самостоятельности и активности. Педагогу необходимо неразрушать, не пытаться подменять ребенка своими действиями,а всячески поддерживать, поощрять его, подчеркивая результативностьмалейших творческих проявлений воспитанника.4) Принцип индивидуализации и дифференциации предполагает учетв познавательно-воспитательном творческом процессе индивидуальных особенностейфизического, психического и социального опыта развития ребенка дошкольного возраста, применение адекватных, а иногда и нестандартных средстввоздействия. Деятельность на добровольных началах дает воспитаннику творческого объединения право на свободу выбора деятельности.Он распространяется как на само участие, так и на задачи творческого характера. Опыт показывает, что дети дошкольного возраста, в силу психологических особенностей, не могут долго оставаться пассивными, потому что очень интересуются творческим процессом. Иногда большее влияние имеют сверстники: по их приглашению к сотрудничеству ребенок быстрее и легче отзывается.5) Принцип эмоциональности. В системе коллективной творческой деятельности важно поддерживать положительные эмоции, обеспечить мажорный тон: снять излишнее мышечное напряжение, психологическое торможение, «раскрепощающее» личность ребенка.6) Принцип поликультурности предполагает неразрывную связь одного вида искусства с другими. Итак, творческое развитие детей дошкольного возраста является одним из важнейших задач образования и воспитания. Оно способствует раскрытию индивидуальности ребенка, развитию его творческого потенциала и формированию творческой личности.Одним из основных учреждений, где можно обеспечить развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, являются учреждения культуры. Здесь под руководством опытных педагогов дети могут познакомиться с различными видами искусства, научиться воспринимать и создавать произведения искусства, развивать свои творческие способности.Основой творческого развития детей дошкольного возраста в учреждениях культуры является теория творческого развития. В ее основе лежит понимание творчества как процесса, который включает в себя творческую деятельность, творческое мышление и творческую личность.Для успешного творческого развития дошкольниках в досуговых учреждениях необходимо создание благоприятной организационно-управленческой среды. Эта среда должна быть специально организована с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также принципов творчества и развития личности.Одно из главных направлений организационно-управленческой деятельности в учреждении культуры, направленной на творческое развитие детей дошкольного возраста, - создание условий для самореализации ребенка. Важно, чтобы в учреждении были предоставлены различные возможности для самовыражения, выбора, инициативы и самостоятельной деятельности детей.Организационно-управленческие условия творческого развития детей могут включать следующие моменты:1. Разнообразие видов искусства. В учреждении культуры должен быть представлен выбор кружковой деятельности, согласно разным видам искусства: музыка, театр, изобразительное искусство и др. Это позволит детям раскрыть свои творческие способности и найти себя в определенном виде искусства.2. Развивающая среда. Учреждение должно обеспечивать развитие физических, эмоциональных и интеллектуальных способностей детей. Это может быть достигнуто через создание интересных, разнообразных и развивающих занятий, которые будут способствовать раскрытию потенциала ребенка.3. Поддержка квалифицированных педагогов. Педагоги в учреждении культуры должны обладать знаниями и опытом в области творчества и развития детей дошкольного возраста. Они должны уметь создавать условия для развития творческих способностей, вдохновлять детей на творческую деятельность и реализовывать индивидуальный подход к каждому ребенку.4. Взаимодействие с семьей. Родители являются важными партнерами в организации творческого развития детей. Культурно-досуговое учреждение должно организовывать взаимодействие с родителями, проводить совместные мероприятия и консультации, а также предлагать родителям информацию о возможностях творческого развития и поддерживать их в участии.5. Особое внимание к индивидуальности каждого ребенка. Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его интересы и потребности. Для этого могут применяться различные методики и подходы.Анализ существующих организационно-управленческих условий творческого развития детей дошкольного возраста в клубе «Мечта» позволяет идентифицировать и оценить сильные и слабые стороны текущей системы работы с детьми в учреждениях культуры. Этот анализ необходим для дальнейшего усовершенствования организационных и управленческих процессов с целью эффективного развития творческого потенциала детей.1) Впервую очередь, мы обращаем внимание на важнейшую составляющую организационно-управленческих условий ˗наличие квалифицированных педагогов и специалистов, которые могут предоставить детям возможность для творческого самовыражения и развития. Оценка квалификации педагогического персонала позволяет определить, насколько хорошо они владеют технологиями и методиками творческой работы с детьми дошкольного возраста. Важно учитывать, что успешное творческое развитие детей требует наличия не только знаний и навыков педагога, но и его готовности к развитию своей творческой индивидуальности. Изучив нормативно-правовую документацию представленных в таблице 1 клубов и студий, мы пришли к нескольким выводам:- во-первых, все педагоги имеют высшее педагогическое образование по специальностям, соответственно осуществляемой деятельности;- во-вторых, опыт работы каждого педагога в данной сфере не менее 5 лет;- в-третьих, педагоги постоянно проходят курсы повышения квалификации, посещают различные семинары, мастер-классы и т.п.Таким образом, мы пришли к выводу, что все педагоги высококвалифицированные и опытные, и данный оцениваемый нами пункт является сильной стороной Клуба.2) Для развития творческого потенциала детей необходимо иметь доступ к современным техническим и инструментальным средствам. Анализ наличия и качества таких средств в учреждениях культуры позволяет определить их уровень и соответствие современным требованиям. Наличие современного технического оборудования, а также инструментов и материалов для творческой самодеятельности способствует реализации разнообразных творческих проектов и инициатив детей. Однако, необходимо учитывать, что доступность этих средств для всех детей без исключения является главным фактором успеха в развитии творческого потенциала.Оценив материально-техническое оснащение студий Клуба, мы пришли к выводу, что в них есть все необходимое для различной творческой деятельности, изобразительной, музыкальной, хореографической. 3) Важным аспектом развития творческого потенциала детей дошкольного возраста в деятельности культурно-досуговых учреждений является организация и проведение разнообразных мероприятий.Проанализировав данное направление деятельности Клуба, мы пришли к выводу, что иногда возникают проблемы с организацией и планированием мероприятий, а также недостаточной вовлеченностью родителей в организацию и проведение мероприятий для детей.Тем не менее, все мероприятия, которые проводятся, являются интересными для детей, соответствующими их возрастной группе.4) Не менее значимым пунктом организационно-управленческих условий является организация коммуникации и взаимодействие между педагогами и родителями. Важно сознавать, что успешное творческое развитие детей требует взаимодействия не только с педагогами, но и с родителями, которые являются ключевыми партнерами в этом процессе. Недостаточная информированность родителей о возможностях и преимуществах творческого развития детей может стать преградой для эффективного взаимодействия.В данном Клубе взаимодействие с родителями не налажено должным образом, обратной связи очень мало, в основном она касается только необходимых материалов и анонсов предстоящих мероприятий.Таким образом, анализ существующих организационно-управленческих условий творческого развития детей дошкольного возраста в учреждениях культуры позволяет идентифицировать проблемы и потенциал для развития. В целом рассмотренные условия мы можем оценить на высоком уровне.В качестве рекомендаций мы можем предложить следующее: 1. Поддерживать благоприятную педагогическую обстановку, которая включает в себя комфортное пространство для занятий, доступность материалов и игр, а также наличие квалифицированных педагогов, способных создать дружественную и поддерживающую атмосферу.2. Использовать творческие методики и приемы, к ним мы относим использование игровых форм обучения, проведение коллективных творческих проектов, создание ситуаций, способствующих развитию креативных способностей детей.3. Стимулировать интерес и мотивацию детей к творческому развитию.Педагоги должны уметь определить творческий потенциал каждого ребенка, а также создать условия, которые будут мотивировать его для самостоятельных и творческих действий. Например, организовывать выставки детских работ, проведение конкурсов творческих проектов, а также оказание поддержки и поощрения каждого ребенка.4. Развивать взаимодействие семьи и учреждения культуры. Совместная работа является важным условием успешного творческого развития детей дошкольного возраста. Педагоги должны активно вовлекать родителей в процесс творческого развития детей, проводить родительские собрания, выставки и мероприятия, которые позволяют родителям увидеть и оценить достижения своих детей.5. Обеспечивать систематическую работу педагогов по повышению их квалификации, что включает в себя изучение новых методик и приемов работы, ознакомление с передовым опытом в данной области, участие в мастер-классах и семинарах.Соблюдение перечисленных рекомендаций помогает выстроить благоприятные педагогические условия, стимулирующие интерес и мотивацию детей к творческой деятельности. Выводы по главе 2В данном параграфе мы рассмотрели организацию деятельности, направленной на творческое развитие детей в культурно-досуговом клубе «Мечта».Мы пришли к выводу, что для детей дошкольного возраста функционируют клубы и студии, специализирующиеся на изобразительном (художественном), вокальном и хореографическом творческом развитии. Каждое направление имеет свою специфику, особенности развития творческой составляющей.Анализ существующих организационно-управленческих условий творческого развития детей дошкольного возраста в клубе «Мечта» показал, что в Клубе работают высококвалифицированные сотрудники, проводимые занятия соответствуют возрастным нормам, они насыщенные, интересные, нравятся детям.Материально-техническое оснащение Клуба также отвечает всем требованиям, студии оборудованы всем необходимым, в них есть современные материалы, наполнение, соответствующее профилю студии. Из недостатков мы выявили лишь недостаточно налаженную связь с родителями воспитанников Клуба, а также отсутствие взаимодействия с родителями во время проведения различных мероприятий. ЗаключениеСогласно заявленной цели и задачам исследования, в работе мы пришли к следующим выводам.Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста представляет собой одну из ключевых задач в области педагогики и психологии. Этот процесс способствует раскрытию индивидуальных талантов и потенциала каждого малыша. Понятие «творческое развитие» включает в себя широкий спектр деятельностей, направленных на стимулирование фантазии, воображения, самовыражения и самореализации детей.В современном мире, где каждому человеку приходится адаптироваться к постоянным изменениям, творческое мышление становится все более ценным качеством. Оно позволяет детям приобретать новые знания и навыки, решать проблемы и находить нестандартные подходы к решению задач.Понятие «творческое развитие» является многослойным и не имеет однозначного определения. В научной литературе существуют различные точки зрения на его сущность и содержание. Некоторые ученые подчеркивают важность свободной игры как основного способа творческого самовыражения детей, в то время как другие акцентируют внимание на разнообразных формах художественной деятельности или на использовании нестандартных материалов при создании произведений.Суть данного понятия заключается в развитии индивидуальности ребенка, его способности воплощать собственные идеи и творческие представления в жизнь, а также в умении критически мыслить и находить новые решения для возникающих проблем.Творческое развитие детей не ограничивается лишь художественными занятиями. Оно охватывает все аспекты развития ребенка: когнитивный, физический, социально-эмоциональный и личностный. Творчество предполагает не механическое повторение действий, а самостоятельное мышление, поиск оригинальных решений и выход за пределы обычных рамок.Особенности творческого развития дошкольников включают:Стимулирование активного исследования окружающего мира и учет интересов каждого ребенка. Дети этого возраста с огромным увлечением изучают новые вещи, поэтому важно создавать условия для их самостоятельного открытия и исследования.В дошкольном возрасте творчество должно быть неразрывно связано с игрой. Игра является основой развития ребенка, позволяя ему выразить свои мысли, чувства и фантазии. Поэтому игровая деятельность играет важную роль в творческом развитии.Творческое развитие предполагает свободу самовыражения. Ребенку необходимо давать возможность выбирать виды деятельности, в которых он хочет раскрыть свои творческие способности. Это способствует развитию самостоятельности, инициативы и ответственности.Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста определяется различными факторами. Например, занятия музыкой и искусством способствуют выражению эмоций, развитию воображения и творческих способностей у детей. Они также способствуют улучшению мелкой моторики и координации движений, что играет важную роль в формировании творческого мышления. Кроме того, родители и педагоги имеют огромное значение в этом процессе. Поощрение самовыражения, активное участие в творческих занятиях и поиск новых идей являются ключевыми факторами, способствующими развитию творческих способностей у детей.Природа и организация окружающей среды, игровые материалы и игрушки, доступные воспитателям и родителям, играют важную роль в стимуляции творческой активности детей. Разнообразие и многоуровневость материалов и задач способствуют развитию фантазии и творческого мышления у детей.У каждого ребенка есть свой уникальный набор талантов, интересов и предпочтений. Важно обращать внимание на эти индивидуальные особенности и развивать их в творческом процессе. Способность к творчеству может проявляться по-разному у каждого ребенка, поэтому необходимо создавать условия, в которых каждый малыш сможет раскрыть свой творческий потенциал.В исследуемом процессе учреждения культуры играют ключевую роль, становясь мостом между детьми и миром искусства. Они не только предоставляют детям возможность погрузиться в творческую атмосферу, но и помогают им раскрыть свой потенциал и найти источник вдохновения. Здесь маленькие посетители могут познакомиться с разнообразными формами искусства – от музыки до театрального искусства, от рисунка до лепки. Это помогает детям открыть для себя новые виды творчества, найти свою страсть и направление для дальнейшего развития. Кроме того, учреждения культуры организуют разнообразные занятия и мастер-классы, где ребята могут проявить свои таланты под руководством опытных педагогов, что способствует развитию их творческого потенциала.В рассматриваемом нами в работе Клубе для детей дошкольного возраста функционируют студии, специализирующиеся на изобразительном (художественном), вокальном и хореографическом творческом развитии. Каждое направление имеет свою специфику, особенности развития творческой составляющей.Анализ существующих организационно-управленческих условий творческого развития детей дошкольного возраста в клубе «Мечта» показал, что в Клубе работают высококвалифицированные сотрудники, проводимые занятия соответствуют возрастным нормам, они насыщенные, интересные, нравятся детям.Материально-техническое оснащение Клуба также отвечает всем требованиям, студии оборудованы всем необходимым, в них есть современные материалы, наполнение, соответствующее профилю студии. Из недостатков мы выявили лишь недостаточно налаженную связь с родителями воспитанников Клуба, а также отсутствие взаимодействия с родителями во время проведения различных мероприятий. Список использованных источников
1. Архипова С. П. Методика развития творческих способностей у детей дошкольного возраста. Педагогические науки: сборник научных трудов. Полтава. 2019. Вып. 2. С. 41-48.
2. Баранова Н.М.Изобразительная деятельность и развитие творческих способностей дошкольников в соответствии с ФГОС // В сборнике: Общество, экономика, культура: перспективы научных исследований в информационную эпоху. сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Агентство перспективных научных исследований (АПНИ). 2019. С. 36-38.
3. Беленькая Г. В. Развитие ребенка-дошкольника: современные подходы и образовательные технологии: монография: Изд-во НПУ им. М. П. Драгоманова, 2019. 272 с
4. Бергсон А. Творческая эволюция: монография / Пер. с фр. В. Флеровой; вступ. ст. И. Блауберг. М.: ТЕРРА-Книжный клуб; КАНОН-пресс-Ц. 2018. 384 с.
5. Бех И. Д. Воспитание личности: учебно-методическое пособие: в 2 кн. Кн. 1. Личностно ориентированный подход: теоретико-технологические основы Киев: Лебедь, 2016. 280 с.
6. Бех И. Д. Личность в пространстве духовного развития: учебное пособие для студентов вузов. Киев: Академиздат, 2018. 256 с.
7. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2008. 173 с.
8. Боженко Т.А. Условия развития творческих способностей дошкольников в центре развития талантов ребенка // Педагогическое образование. 2022. Т. 3. № 2. С. 89-94
9. Бондаревская Е. В. Смыслы и стратегии личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 2021. № 1. С. 17-25.
10. Боровик О. В. Развитие воображения: методические рекомендации. М.: ООО «ЦГЛ «Рон». 2020. 112 с.
11. Винюкова И.В. Роль театрализованной деятельности в развитии творческих способностей дошкольника // Молодой ученый. 2021. № 8 (350). С. 48-49.
12. Владимирцева М.С.Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театрального искусства // В сборнике: Социальная педагогика: теоретико-методологические основы и перспективы развития. Материалы Всероссийской конференции с международным участием. Под редакцией Л.В. Мардахаева. 2019. С. 265-270.
13. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк: книга для учителя / Послесл. В. В. Давыдова. 3-е изд. М: Просвещение, 2001. 93 с.
14. Выготский Л. С. Психология искусства. Санкт-Петербург: Азбука, 2020. 332 с.
15. Гнатко Н. М. Проблема креативности и явление подражания. М.: ИП РАН, 2014. 43 с.
16. Дружинин В. Н. Психология творчества // Психологический журнал. Т. 26. №5. 2005. С. 101-109.
17. Изард К. Э. Психология эмоций. Санкт-Петербург: Издательство «Питер», 2020. 464 с.
18. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. Санкт-Петербург: Питер, 2019. 448 с.
19. Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учебное пособие для студентов. М.: ВЛАДОС, 2016. 255 с.
20. Каплунович И. Я. Структура и основные этапы развития образного мышления в дошкольном детстве // Вопросы психологии. 2014. №5, С. 47-55
21. Князева А.М.Организация театрализованной деятельности дошкольников как условие развития творческих способностей // В сборнике: Теория и практика педагогической деятельности: эксперименты и инновации. сборник материалов XVII международной очно-заочной научно-практической конференции. 2019. С. 96-101.
22. Костина А.А.Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами творческого проекта // Психолого-педагогические аспекты реализации образовательных программ. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2019. С. 66-69.
23. Краснощекова Н. В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста: Тесты. Игры. Упражнения. Ростов н/Д: Феникс, 2016. 299 с.
24. Лапшина Н.Е. Лего-конструирование в процессе развития творческих способностей дошкольников // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-4. С. 197-201.
25. Матюхина М.В.Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. 2019. № 6 (23). С. 4-6.
26. Москвина С.Л.Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей дошкольников // В сборнике: Актуальные вопросы образования в XXI веке. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ответственный редактор Т.В. Белевских. 2019. С. 187-191.
27. Мусийчук М.В. Развитие творческих способностей дошкольников методами арт-терапии (изодеятельности) // TheUnityofScience. 2019. № 1. С. 78-81.
28. Немерова Т.В. Сравнительный анализ программ по развитию творческих способностей у дошкольников // В сборнике: Педагогический опыт: от теории к практике. сборник материалов VIII. Международной научно-практической конференции. 2019. С. 211-214.
29. Рахимова Э.М.Возможности семьи в развитии творческих способностей дошкольников // Интернаука. 2019. № 9-1 (91). С. 40-41.
30. Хабарова О.Г.Развитие творческих способностей дошкольников средствами искусства // Молодой ученый. 2020. № 48 (338). С. 454-456.