Формирование графика реализации стратегии муниципального учреждения (предприятия) в рамках реализации государственных программ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государственное и муниципальное управление
  • 46 46 страниц
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 28.04.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧАСТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) В РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ 6
1.1 Сущность государственных программ в Российской Федерации и принципы их реализации 6
1.2 Понятие государственного (муниципального) учреждения и его роль в реализации госпрограмм 13
2 ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФИКА РЕАЛИЗАЦИИ УНИВЕРСИТЕТОМ ГОСПРОГРАММЫ «ПРИОРИТЕТ-2030» 21
2.1 Характеристика деятельности Сургутского государственного университета 21
2.2. Формирование графика реализации Сургутским государственным университетом госпрограммы «Приоритет-2030» 31
2.3 Подходы к оценке эффективности графика и контролю его реализации 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
Приложение 1 43
Приложение 2 45
Фрагмент для ознакомления

Данное программное решение может быть реализовано в рамках используемой в Университете ERP-системы ил представлять собой отдельное программное обеспечение. В случае сложности реализации этого проекта необходимо воспользоваться стандартными средствами программирования баз данных. В любом случае, реализация этого проекта в ближайшее время должно способствовать систематизации работы университета по государственной программе.Реализация проекта 2 «Мониторинг текущих договоров» призвана упорядочить сведения о всех взятых на себя университетом договорных обязательствах и недопущения применения штрафных санкций. Проект 3 «Отслеживание изменений в условиях госпрограммы» должен помочь упросить работу по интерпретации госпрограммы, поскольку как показывает практика ее реализации, ее условия в различных аспектах изменяются довольно динамично.Реализация проекта 4 «Отчетность» призвана упростить процедуру подготовки всей отчетности, которую необходимо составлять в рамках госпрограммы.Ответственным исполнителем по разделу 1 будет дирекция реализации государственной программы «Приоритет 2030».Раздел 2 посвящен выполнению условий получения базовой части гранта. Проекты «расчетные показатели» и «учет бюджетных средств, реализуемые также указанной дирекцией должны упростить работу по определению и учету показателей в течение года, оперативно выявить отклонения и принять решения об их устранении. Реализация самих проектов, на которые выделен грант (проект 3) осуществляется ответственными исполнителями по этим проектам в соответствующих документов.Проект 1 в разделе 3 носит перспективный характер и позволит предварительно оценить возможность получения специальной части гранта и необходимости подачи соответствующей заявки в Минобразования России.Таким образом при составлении графика были решены следующие задачи:- рассмотрены предпосылки его составления, перечень требований, содержащийся в нормативно-правовых документах;- произведено логическое разбиение мероприятий на этапы;- учтена специфика параметров государственной программы «Приоритет-2030»;- уделено внимание организационной составляющей, призванной упростить работу по данному направлению;- в рамках предусмотренных графиком мероприятий возможное четкое назначение ответственных за ее реализацию.2.3 Подходы к оценке эффективности графика и контролю его реализацииКонтроль реализации графика начинается после его утверждения. Как правило, утверждение графика проходит в рамках принятия соответствующего внутреннего нормативного документа Университета (приказа) и сопровождается назначением ответственных, установлением зон их компетенции. Затем следует доведение графика до участников мероприятий, предусмотренных в нем, а также начинается последующий мониторинг и контроль.Успешность реализации предлагаемого графика зависит от качественного выполнения первой его части – решения организационных вопросов качественного хранения и учета необходимой документации, данных для расчетных показателей.Госпрограмма «Приоритет 2030» предусматривает два уровня участия университетов, а также множество аспектов деятельности в рамках получения гранта. В связи с этим необходимо в самом начале участия провести все возможные организационные мероприятия, направленные на упрощение этой деятельности.В рамках графика возможно определение контрольных точек - дат наступления определенных событий, в которые проводится проверка выполнения определенных этапов или достижения определенных показателей. Контрольные точки позволяют оценить текущий прогресс и определить, соответствует ли он планам.В рамках реализации «Приоритет-2030» установление контрольных точек является особенно важным, поскольку по итогам года возможно потерять статус участника и появится необходимость вернуть часть гранта, предоставленного в этом году.В связи с этим в графике предусмотрен расчет плановых показателей (значений) для оценки перспектив достижения целей, своевременного выявления критичных отклонений и принятия соответствующих управленческих решений.При оценке эффективности графика, как и при оценки других аспектов деятельности Университета, следует выделять социальную, экономическую и организационную эффективность.Оценивая социальный аспект эффективности графика следует отметить, что его выполнение способствует более качественной реализации целей государственной программы, а следовательно ведет к развитию уровня высшего образования в регионе присутствия Университета, повышения его статуса как учреждения высшего образования. Реализация проектов в рамках этой госпрограммы позволит также улучшить уровень и доступность здравоохранения, будет способствовать повышению уровня занятости и развитию инновацийЭкономическая эффективность связана с оценкой затрат и результатов. В рамках участия в госпрограмме Университет получает грант и выполняет мероприятия по увеличению доли внебюджетных средств в доходах, а также повышению уровня доходов от НИОКР.В плане организационной эффективности внедрение графика реализации «Приоритет-2030» будет способствовать более четкой организации процессов внутри Университета, пониманию участниками своих целей и задач, появится возможность принимать взвешенные управленческие решения.Сделать вывод о фактической эффективности графика можно будет сделать в 2025 г., после окончания периода на который он разработан.ЗаключениеЦелью настоящей работы являлась разработка графика реализации стратегии бюджетного учреждения в рамках реализации государственных программ. Для ее достижения были решены следующие задачи.В первом разделе дано определение государственной программы в Российской Федерации, указаны их виды и описаны подходы к их реализации. Далее раскрыто понятие государственного (муниципального) бюджетного учреждения, принципов организации работы с учетом его статуса, направленности деятельности, участия в реализации государственных программ, сделан вывод о необходимости применения инструментов стратегического планирования (на период более одного года), в частности об использовании графиков реализации всех предусмотренных мероприятий.Во втором разделе приведена характеристика объекта исследования – Сургутского государственного университета и параметров его участия в государственной программе «Приоритет-2030». Далее описаны принципы и направления работы формирования детального плана-графика по указанной государственной программе, для, и в итоге разработан детальный план-график участия Университета в госпрограмме. В заключительном подразделе описаны подходы к контролю реализации плана-графика.По итогам проделанной работы можно сделать следующие выводы. Как и во многих других странах, государственные программы Российской Федерации являются ключевым инструментом реализации национальных стратегий развития на государственном и региональном уровне.Государственная программа «Приоритет 2030» является флагманской в отрасли российского высшего образования. Помимо объемного перечня ключевых показателей, направленных на прорывное развитие высшего образования, значения которых необходимо достигнуть, она предусматривает своеобразную конкурсную систему участия высших учебных заведений и уникальную балльную систему оценки. Программу можно охарактеризовать как динамично изменяющуюся, что способствует наиболее эффективному достижению ее целей. В этих условиях использование графика Университетом для участия в ней призвано не только сформировать план действий (мероприятий), обеспечить их своевременное выполнение и предоставление достоверной качественной отчетности, но и предусмотреть участие Университета в данной программе в течение нескольких лет в качестве получателя не только базовой, но и специальной части гранта.Список использованных источниковФедеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с изменениями и дополнениями). - URL:https://base.garant.ru/10105879/.Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). - URL:https://base.garant.ru/70684666/.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145‑ФЗ (с изменениями и дополнениями) - URL: https://base.garant.ru/12112604/?.Постановление Правительства РФ от 13.05.2021 № 729 «О мерах по реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» - URL:https://base.garant.ru/400793960/.Постановление Правительства Российской Федерации от 13.05.2021 № 730 «Об утверждении Положения о Совете по поддержке программ развития образовательных организаций высшего образования в рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» - URL:https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400696732/Постановление Правительства Российской Федерации от 26.05.2021 № 786 «О системе управления государственными программами Российской Федерации» (вместе с «Положением о системе управления государственными программами Российской Федерации»)(с изменениями и дополнениями)- URL:https://base.garant.ru/400820533/.Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2547 «О Требования к структуре и содержанию программы развития образовательных организаций высшего образования» (с изменениями и дополнениями) - URL:https://base.garant.ru/403336451/(дата обращения 25.03.2024).Приказ Минобрнауки России от 22.01.2024 № 32 «Об утверждении порядка расчета итогового балла, полученного по результатам оценки программы (проекта программы) развития российской образовательной организации высшего образования, а также итогового балла, полученного по результатам оценки отчетов о реализации программы развития указанной организации, оценки достижения значений характеристик результата предоставления гранта в форме субсидий из федерального бюджета на оказание поддержки программ развития образовательных организаций высшего образования (показателей, необходимых для достижения результата предоставления такого гранта) и целевых показателей эффективности реализации программы развития российской образовательной организации высшего образования». - URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202403200002.Приказ Минобрнауки России от 22.01.2024 № 33«Об утверждении перечней целевых показателей эффективности реализации программ развития российских образовательных организаций высшего образования, которым предоставляются гранты в форме субсидий из федерального бюджета в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2021 г. № 729 "О мерах по реализации программы стратегического академического лидерства "Приоритет-2030", и методик расчета указанных показателей» (с изменениями и дополнениями). - URL:http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202403200005 (дата обращения 25.03.2024).Приказ Минэкономразвития России от 20.11.2013 № 690 «Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). - URL:https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70485826/.Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 30.12.2021 № 634-п «О мерах по реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры « Развитие образования» (с изменениями и дополнениями) - URL:base.garant.ru›403336699/(дата обращения 25.03.2024).Государственное и муниципальное управление в 2 ч. Часть 1. Государственное управление: Учебник и практикум для академического бакалавриата [Электронный ресурс] / С. Е. Прокофьев и др.; под ред. С. Е. Прокофьева, О. В. Паниной, С. Г. Еремина, Н. Н. Мусиновой. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 276 с.Райзберг, Б. А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: Учеб. пособие / Б. А. Райзберг. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 384 с.Воробьева, Е. А. Рекомендации по совершенствованию методических подходов по разработке и оценке целевых государственных программ / Е. А. Воробьева, О. И. Шаталова, А. А. Гринченко // Актуальные проблемы правоприменения и управления на современном этапе развития общества: Сб. ст. по материалам III Национальной заочной науч.-практ. конф. (17 декабря 2020 г., г. , Ставрополь). – Ставрополь: ООО «Издательско-информационный центр «Фабула», 2021. – С. 25-26.Звягинцев, П. С. Государственные программы как инструмент управления социально-экономическим развитием России [Электронный ресурс] / П. С. Звягинцев // Россия: тенденции и перспективы развития: Ежегодник. Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук; отв. ред. В. И. Герасимов. – М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2018. – С. 54-58. Сургутский государственный университет [Электронный ресурс].- URL: https://www.surgu.ru/o-surgu/struct (дата обращения 25.03.2024).Региональный ресурсный центр повышения уровня финансовой грамотности населения [Электронный ресурс].- URL: http://fingramugra.ru/ (дата обращения 25.03.2024).Программа развития Сургутского государственного университета. - URL: https://www.surgu.ru/attachment/30311/download/Programma %20razvitiya%20BU%20VO%20%C2%ABSurgutskiy%20gosudarstvennyy%20universitet%C2%BB%20na%202021-2030%20gg-%2011-03-22.pdf(дата обращения 25.03.2024).Экономический словарь [Электронный ресурс].- URL: https://www.ekoslovar.ru (дата обращения 25.03.2024).Приложение 1График реализации государственной программы «Приоритет-2030» в Сургутском государственном университетеМероприятиеСроки исполнения12Раздел 1 Организационные вопросыПроект 1 Создание программного решения1.1 Назначение участников проектаАпрель 20241.2 Постановка задачи о создании программного решения для учета информации об участии в программе возможность ввода полей значений, исходных показателей, формул расчета, плана и факта, учет проектовАпрель 2024 г.1.3 Назначение ответственных за разработкуАпрель 20241.4 Разработка программного решения (с случае сложностей возможна разработка рабочих таблиц с предоставлением доступа у ответственных участников.Май 20241.5 Внесение исходных данных об участии в системе и плановых значений показателейМай-июнь 20241.6 Корректировка плановых значений По мере необходимости1.7 Актуализация и поддержание работы программного решенияВ течение срока действия программыПроект 2 Мониторинг текущих договоров2.2 Внесение в базу данных электронных копий договоров в подписанном и редактируемом видеАпрель 20242.3 Формализация основных условий заключенных договоров в электронном видеАпрель 20242.4 Актуализация условий при необходимостиПо мере необходимости2.5 Подпроект: штрафные санкции2.5.1 Ввод сведений о возможных штрафных санкцияхАпрель 20242.5.2 Расчет плановых значенийРаз в полугодие2.5.3 Принятие решений о возможном реагированииРаз полугодиеПроект 3 Отслеживание изменений в условиях госпрограммы3.1 Мониторинг информации Минобрнауки об изменении в программеЕжемесячно3.2 Участие в обучающих мероприятияхПо мере необходимости3.3 Мониторинг изменений в личном кабинетеЕжеквартальноПроект 4 Отчетность4.1 Формализация форм отчетности (из личного кабинета)Июль 2024Приложение 1 (продолжение)124.2. Формирование плана отчетаДекабрь 20244.3. Сбор информации для отчетаДекабрь-2024-Январь 20254.4 Анализ реализации Программы развития УниверситетаДекабрь 20244.5. Принятие решения о необходимости корректировки программы развития и внесение корректировокДекабрь-2024- Январь 20254.4 Формирование отчетаЯнварь 20254.5. Утверждение отчетаЯнварь 20254.6. Введение данных во внешние системыЯнварь 2025Раздел 2 Выполнение условий получение базовой части грантаПроект 1 Расчетные показатели1.1 Сбор информации для расчета показателейЕжемесячно1.2 Расчет показателей (актуализация)Ежемесячно1.3 Сверка данныхЕжеквартально1.4 Принятие решения о возможном реагированииЕжеквартальноПроект 2 Учет проектов бюджетных средств2.1 Формализация данных о реализуемых проектовАпрель-май 20242.2 Актуализация информации о ходе реализации проектовЕжеквартально2.3 Учет средств поступивших и использованных в рамках реализации проектовПо мере поступления информации2.4 Выявление отклонений в плане-фактеЕжеквартальноПроект 3 Реализация проектов, на которые направлен полученный грант3.1 Реализация проектовНа протяжении года3.2 Сбор данных для составления отчетаЕжеквартальноРаздел 3 Выполнение условий на получение специальной части грантаПроект 1 получение специальной части гранта1.1 Формализация условий получения специального гранта в части требования к Программе развитияАвгуст -сентябрь 20241.2 Предварительный расчет балловСентябрь 20241.3 Сбор информации для расчета показателейНоябрь 20241.4 Расчет показателей (актуализация)Ноябрь 20241.5 Анализ степени возможности выполнения показателей и других условий получения специальной части грантаДекабрь 2024Приложение 2График реализации государственной программы «Приоритет-2030» в Сургутском государственном университете (диаграмма Ганта)2024 г2025 г.МероприятиеапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрьянварьРаздел 1 Организационные вопросы Проект 1 Создание программного решения 1.1 Назначение участников проекта          1.2 Постановка задачи о создании программного решения          1.3 Назначение ответственных за разработку          1.4 Разработка программного решения           1.5 Внесение исходных данных об участии в системе и плановых значений показателей          1.6 Корректировка плановых значений           1.7 Актуализация и поддержание работы программного решения          Проект 2 Мониторинг текущих договоров 2.2 Внесение в базу данных электронных копий договоров в подписанном и редактируемом виде          2.3 Формализация основных условий заключенных договоров в электронном виде          2.4 Актуализация условий при необходимости          2.5 Подпроект: штрафные санкции          2.5.1 Ввод сведений о возможных штрафных санкциях          2.5.2 Расчет плановых значений          2.5.3 Принятие решений о возможном реагировании          Проект 3 Отслеживание изменений в условиях госпрограммы 3.1 Мониторинг информации Минобрнауки об изменении в программе          3.2 Участие в обучающих мероприятиях          3.3 Мониторинг изменений в личном кабинете          Проект 4 Отчетность          4.1 Формализация форм отчетности (из личного кабинета)          4.2. Формирование плана отчета          4.3. Сбор информации для отчета          Приложение 2 (продолжение)2024 г2025 г.Мероприятиеапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрьянварь4.4 Анализ реализации Программы развития Университета          4.5. Принятие решения о необходимости корректировки программы развития и внесение корректировок          4.4 Формирование отчета          4.5. Утверждение отчета          4.6. Введение данных во внешние системы          Раздел 2 Выполнение условий получение базовой части гранта Проект 1 Расчетные показатели 1.1 Сбор информации для расчета показателей          1.2 Расчет показателей (актуализация)          1.3 Сверка данных          1.4 Принятие решения о возможном реагировании          Проект 2 Учет проектов бюджетных средств 2.1 Формализация данных о реализуемых проектов          2.2 Актуализация информации о ходе реализации проектов          2.3 Учет средств поступивших и использованных в рамках реализации проектов          2.4 Выявление отклонений в плане-факте          Проект 3 Реализация проектов, на которые направлен полученный грант 3.1 Реализация проектов          3.2 Сбор данных для составления отчета          Раздел 3 Выполнение условий на получение специальной части гранта Проект 1 получение специальной части гранта 1.1 Формализация условий получения специального гранта в части требования к Программе развития          1.2 Предварительный расчет баллов          1.3 Сбор информации для расчета показателей          1.4 Расчет показателей (актуализация)          1.5 Анализ степени возможности выполнения показателей и других условий получения специальной части гранта

1. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с изменениями и дополнениями). - URL: https://base.garant.ru/10105879/.
2. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). - URL: https://base.garant.ru/70684666/.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145‑ФЗ (с изменениями и дополнениями) - URL: https://base.garant.ru/12112604/?.
4. Постановление Правительства РФ от 13.05.2021 № 729 «О мерах по реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» - URL: https://base.garant.ru/400793960/.
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.05.2021 № 730 «Об утверждении Положения о Совете по поддержке программ развития образовательных организаций высшего образования в рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400696732/
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.05.2021 № 786 «О системе управления государственными программами Российской Федерации» (вместе с «Положением о системе управления государственными программами Российской Федерации») (с изменениями и дополнениями) - URL: https://base.garant.ru/400820533/.
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2547 «О Требования к структуре и содержанию программы развития образовательных организаций высшего образования» (с изменениями и дополнениями) - URL: https://base.garant.ru/403336451/ (дата обращения 25.03.2024).
8. Приказ Минобрнауки России от 22.01.2024 № 32 «Об утверждении порядка расчета итогового балла, полученного по результатам оценки программы (проекта программы) развития российской образовательной организации высшего образования, а также итогового балла, полученного по результатам оценки отчетов о реализации программы развития указанной организации, оценки достижения значений характеристик результата предоставления гранта в форме субсидий из федерального бюджета на оказание поддержки программ развития образовательных организаций высшего образования (показателей, необходимых для достижения результата предоставления такого гранта) и целевых показателей эффективности реализации программы развития российской образовательной организации высшего образования». - URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202403200002.
9. Приказ Минобрнауки России от 22.01.2024 № 33 «Об утверждении перечней целевых показателей эффективности реализации программ развития российских образовательных организаций высшего образования, которым предоставляются гранты в форме субсидий из федерального бюджета в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2021 г. № 729 "О мерах по реализации программы стратегического академического лидерства "Приоритет-2030", и методик расчета указанных показателей» (с изменениями и дополнениями). - URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202403200005 (дата обращения 25.03.2024).
10. Приказ Минэкономразвития России от 20.11.2013 № 690 «Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70485826/.
11. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 30.12.2021 № 634-п «О мерах по реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры « Развитие образования» (с изменениями и дополнениями) - URL: base.garant.ru›403336699/ (дата обращения 25.03.2024).
12. Государственное и муниципальное управление в 2 ч. Часть 1. Государственное управление: Учебник и практикум для академического бакалавриата [Электронный ресурс] / С. Е. Прокофьев и др.; под ред. С. Е. Прокофьева, О. В. Паниной, С. Г. Еремина, Н. Н. Мусиновой. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 276 с.
13. Райзберг, Б. А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: Учеб. пособие / Б. А. Райзберг. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 384 с.
14. Воробьева, Е. А. Рекомендации по совершенствованию методических подходов по разработке и оценке целевых государственных программ / Е. А. Воробьева, О. И. Шаталова, А. А. Гринченко // Актуальные проблемы правоприменения и управления на современном этапе развития общества: Сб. ст. по материалам III Национальной заочной науч.-практ. конф. (17 декабря 2020 г., г. , Ставрополь). – Ставрополь: ООО «Издательско-информационный центр «Фабула», 2021. – С. 25-26.
15. Звягинцев, П. С. Государственные программы как инструмент управления социально-экономическим развитием России [Электронный ресурс] / П. С. Звягинцев // Россия: тенденции и перспективы развития: Ежегодник. Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук; отв. ред. В. И. Герасимов. – М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2018. – С. 54-58.
16. Сургутский государственный университет [Электронный ресурс]. - URL: https://www.surgu.ru/o-surgu/struct (дата обращения 25.03.2024).
17. Региональный ресурсный центр повышения уровня финансовой грамотности населения [Электронный ресурс]. - URL: http://fingramugra.ru/ (дата обращения 25.03.2024).
18. Программа развития Сургутского государственного университета. - URL: https://www.surgu.ru/attachment/30311/download/Programma %20razvitiya%20BU%20VO%20%C2%ABSurgutskiy%20gosudarstvennyy%20universitet%C2%BB%20na%202021-2030%20gg-%2011-03-22.pdf (дата обращения 25.03.2024).
19. Экономический словарь [Электронный ресурс]. - URL: https://www.ekoslovar.ru (дата обращения 25.03.2024).