Вокальное исполнение и характеристика персонажей в опере «Богема», и методические рекомендации.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Искусствоведение
  • 55 55 страниц
  • 52 + 52 источника
  • Добавлена 24.05.2024
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление
Введение 3
Глава 1 История создания и постановки оперы Дж. Пуччини «Богема» 7
1.1 Исторический анализ создания оперы Дж. Пуччини «Богема» 7
1.2 Характеристика сценических постановок оперы Дж. Пуччини «Богема» 16
Глава 2 Вокальное исполнение и характеристика персонажей оперы Дж. Пуччини «Богема», методические рекомендации 28
2.1 Характеристика персонажей оперы и особенностей исполнения Дж. Пуччини «Богема» 28
2.2 Методические рекомендации для интерпретации и понимания оперы Дж. Пуччини «Богема» 33
Заключение 49
Список литературы 52

Фрагмент для ознакомления

Например, оперы на основе произведений Шекспира или древнегреческих мифов отображают универсальные темы, которые актуальны на протяжении веков.Изучение исторического контекста оперы позволяет не только глубже понять произведение, но и увидеть широкий культурный контекст его создания. Погрузитесь в мир эпохи, в которой родилась опера, и вы обязательно почувствуете всю глубину и многогранность музыкального искусства.Анализ сценического действия в опере «Богема» является важнейшим этапом. Сценическое действие в опере играет ключевую роль в передаче сюжета, характеров персонажей и эмоций произведения. Один из основных аспектов анализа сценического действия – это хореография и актерская игра. Движения персонажей, их жесты, позы и эмоциональное взаимодействие помогают создать образы и передать внутренний мир героев. Обратите внимание на пластику танца, насыщенность выразительных средств, которые используются на сцене.Декорации и костюмы важны для создания атмосферы и передачи времени и места действия оперы. Они помогают зрителю окунуться в мир произведения, понять социокультурный контекст и визуально воспринять эмоциональный фон оперы. Изучайте детали декораций, ищите символику в костюмах – это поможет вам раскрыть глубину сценического произведения.Исследование сценического действия оперы позволяет увидеть ее полноту и красоту, объединяя музыку, слово и действие на сцене в единое целое. Погрузитесь в мир оперы, проникнитесь атмосферой ее постановки, и вы обязательно почувствуете всю глубину и магию этого удивительного искусства.Анализ вокальных партий персонажей в опере позволяет понять характеры, эмоциональное состояние и развитие персонажей через их музыкальное исполнение. Каждый персонаж в опере имеет свой уникальный музыкальный портрет, который отражает его характер и внутренний мир. Изучите арии и рецитативы героя, обратив внимание на мелодику, текст и эмоциональную окраску исполнения. Найдите связь между музыкой и характером персонажа.Важно обратить внимание на вокальные техники и стилистику исполнения каждой вокальной партии. Наблюдайте за тембром голоса, динамикой исполнения, фразировкой и выразительностью пения. Каждый композитор подбирает специфические вокальные приемы, которые помогают передать особенности персонажа и его внутренний мир.Изучение вокальных партий также позволяет проникнуть в эволюцию персонажей на протяжении оперы. Наблюдайте, как меняется стиль и характер исполнения героя под воздействием событий на сцене, его внутренних переживаний и драматических поворотов. Это поможет понять не только эмоциональное состояние персонажа, но и его внутренние преобразования.Анализ вокальных партий персонажей в опере позволяет нам увидеть музыку как орудие передачи чувств и мыслей героев, открывая перед нами новые грани искусства вокального исполнения. Погрузитесь в мир звуков и слов на сцене, и вы обязательно обретете новое восприятие оперного искусства.Следующим достаточно значимым аспектом при работе с оперой является посещение нескольких оперных постановок. Посещение оперных постановок – это незабываемый опыт, погружающий в мир великого искусства, где музыка, слово, действие и красота объединяются для создания волшебной атмосферы. Посещение оперы помогает расширить кругозор, поразить воображение и погрузиться в удивительный мир эмоций и искусства.Когда вы посещаете оперу, вы становитесь свидетелем гармонии звука, движения, света и костюмов, которые создают уникальную атмосферу на сцене. Открывается перед вами целый мир музыкальных тем, лирических арий и драматических сцен, наполненных страстью и эмоциональным напряжением.Посещение оперы также дает возможность вживую услышать великих исполнителей, чьи голоса, выразительность и талант переносят вас в иные миры и время. Особое волнение вызывает встреча с новыми интерпретациями классических произведений, когда сценическое действие и музыкальное исполнение сливаются воедино, создавая неповторимый спектакль.Не менее важным аспектом посещения оперы является возможность увидеть перед собой слаженную работу музыкантов, певцов, режиссеров и декораторов, сплетенную воедино для создания единого произведения искусства. Каждое постановка – это результат труда многих специалистов, призванных подарить зрителям великолепное зрелище и незабываемые впечатления.Посещение оперных постановок — это уникальный опыт, который расширяет культурное видение, обогащает душу и открывает новые грани искусства. Погрузитесь в мир оперы, станьте свидетелем великолепия исполнения и почувствуйте всю глубину и величие этого удивительного искусства. Посещение оперных постановок позволяет провести работу над эмоциями, что в опере «Богема» важно, так как персонажи представляются в разных эмоциональных сферах. Работа с эмоциями в опере – это искусство создания всепоглощающей атмосферы, способной перенести зрителя на новые уровни эмоционального переживания и понимания. Опера становится пространством, где эмоции обретают форму, звук и движение, преображаясь в искусство, способное тронуть глубины души и разума зрителя.В работе с эмоциями в опере главное – это искренность, глубина чувств и способность передать их зрителю через музыку, слово и действие на сцене. Погрузитесь в мир оперы, дайте себе возможность почувствовать и прожить через нее целую гамму эмоций – от трогательной нежности до потрясающей драмы.Следующей методической рекомендацией является проведение сравнительного анализа оперных постановок. Сравнительный анализ оперных постановок позволяет оценить различные интерпретации одного и того же произведения, выявить художественные особенности каждой постановки и понять их влияние на восприятие зрителя. При сравнении оперных постановок важно обращать внимание на стиль режиссуры, трактовку композиторского замысла, характеры героев и атмосферу спектакля.Анализируя разные постановки одного произведения, мы можем увидеть, как различные режиссерские и музыкальные подходы отражаются на интерпретации оперы. Некоторые режиссеры выбирают традиционный подход, следуя классическим концепциям и стилям, в то время как другие могут представить абсолютно новую трактовку, перенеся действие в другую эпоху или абстрактный мир, изменить характеры героев или интепретировать музыку по-новому.Сравнивая оперные постановки, мы можем также обратить внимание на сценическое решение, декорации, костюмы и светотехнику, которые создают общую атмосферу спектакля. Каждая постановка имеет свою уникальную эстетику и визуальное воплощение, которые способны повлиять на восприятие зрителя, добавив новые глубины и оттенки в понимание произведения.Сравнительный анализ оперных постановок помогает расширить кругозор, обогатить понимание и восприятие оперного искусства, а также открыть новые грани креативности и интерпретации. Погрузитесь в мир различных постановок одной оперы, и вы обязательно обретете новый взгляд на великое искусство оперы, его многогранные интерпретации и глубину художественного выражения.Последней методической рекомендацией является поиск собственных ассоциаций к опере «Богема». Каждый исполнитель воспринимает оперу через свою личную призму опыта, чувств и восприятия мира. Музыка, слово и действие на сцене могут вызывать у каждого ассоциации с собственными переживаниями, мечтами, страстями или даже воспоминаниями. Эти ассоциации обогащают восприятие произведения и делают его более интимным и значимым для каждого зрителя.Поиск собственных ассоциаций в опере может открыть перед вами новые грани смысла и эмоций, помочь увидеть в знакомом произведении нечто новое и неожиданное. Вы можете вдохновиться музыкальными образами и персонажами, или же отразить свои собственные переживания и эмоции в интерпретации оперы.Исследуя свои ассоциации с оперой, вы можете обрести новые уровни самопонимания и понимания окружающего мира. Опера становится зеркалом, в котором отражаются ваши собственные мысли, чувства и мечты, помогая раскрыть глубину собственного внутреннего мира и взглянуть на него иначе.Поиск собственных ассоциаций в опере – это путешествие в мир собственных внутренних миров и эмоций, позволяющее обогатить ваш опыт восприятия искусства. Погрузитесь в магию оперы, дайте ей возможность стать отражением вашего внутреннего мира и обогатить вашу жизнь новыми смыслами и впечатлениями.Таким образом, можно сделать следующие выводы, что работа с оперой «Богема», это не только работа над техникой вокального исполнения, но над пониманием оперы в целом. Опера Дж. Пуччини требует от себя детальной работы, которая состоит из исторического анализа, понимания жанровых особенностей, характеристики персонажей и много другого. Опера «Богема», по нашему мнению, является произведением, которое позволяет исполнителю значительно вырасти в профессиональном росте, так как в ней заключено множество элементов.  Музыка и сценарий оперы «Богема» тесно переплетены, создавая многогранные и запоминающиеся образы персонажей.Родольфо, его музыкальные партии характеризуются страстными мелодиями и драматичными ариями, такими как знаменитая «Chegelidamanina». Это отражает его пылкую и романтическую натуру.Мими, ее музыкальные партии нежные и лиричные, с запоминающимися мелодиями, такими как «Si, michiamanoMimì». Это подчеркивает ее хрупкость и трогательность.На сцене Родольфо изображается как харизматичный и импульсивный художник. Его взаимодействия с другими персонажами показывают его идеализм и склонность к самопожертвованию.Мими представлена как невинная и любящая женщина. Ее сценические действия и диалоги раскрывают ее силу и стойкость перед лицом жизненных невзгод.Актеры используют свой голос и пение, чтобы передать черты характера персонажей:Теноры, исполняющие роль Родольфо, обладают мощными и выразительными голосами, способными передать его страсть и драматизм.Сопрано, исполняющие роль Мими, обычно обладают нежными и гибкими голосами, что подчеркивает ее лиричность и хрупкость.В сочетании музыка, сценарий, голос и пение создают живые и запоминающиеся образы персонажей оперы «Богема». Они позволяют зрителям сопереживать героям и погрузиться в их мир любви, потерь и надежд.Рассмотрим конкретные примеры постановки оигрыРодольфо, например в постановке Метрополитен-оперы 2018 г. тенор Витторио Григоло исполнил партию Родольфо с пылкой страстью и драматизмом. Его голос обладал мощью и выразительностью, которые передавали идеализм и импульсивность персонажа. В знаменитой арии «Chegelidamanina»Григоло продемонстрировал виртуозное владение вокальной техникой, передав страстную влюбленность Родольфо в Мими.В постановке Венской государственной оперы 2020 года тенор Йонас Кауфманн привнес в роль Родольфо более сдержанное и задумчивое исполнение. Его вокал был выразительным и нюансированным, передавая внутреннюю борьбу и эмоциональную глубину персонажа.Мими в постановке Королевского оперного театра, Ковент-Гарден в 2019 году сопрано Анна Нетребко исполнила партию Мими с нежностью и лиричностью. Ее голос обладал мягким и трогательным тембром, который подчеркивал хрупкость и уязвимость персонажа. В арии «Dondelietauscì» Нетребко передала всю силу и стойкость Мими перед лицом жизненных трудностей.В постановке Берлинской государственной оперы в 2021 году сопрано Лиза Дэвидсен исполнила роль Мими с более драматическим подходом. Ее голос был мощным и пронзительным, передавая силу духа и волю к жизни персонажа.Эти примеры демонстрируют, как музыка, сценарий, голос и пение могут объединиться, чтобы создать многогранные и запоминающиеся образы персонажей оперы «Богема».Образовательный процесс актеров оперы «Богема» включает в себя комплекс методов обучения пению, направленных на развитие необходимых вокальных и артистических навыков.В частности, контроль над дыханием, следует проводить упражнения на развитие диафрагмального дыхания. Будущим оперным певцам следует контролировать за вдохом и выдохом, а также уметь поддерживать непрерывный поток воздуха. Рекомендуется развивать тембра голоса. Очень полезны упражнения на вокализы и распевки. Актеры должны постоянно работать над резонансом и проекцией голоса. А также важны упражнения на развитие гибкости и силы голоса.В частности, в процессе интерпретация роли проходить обучение будущих актеров оперы. Например, эффективной является практика, связанная с анализом партитуры и либретто. Актеры учатся тому, чтобы у них развивалось понимание характера и мотивации персонажа.Очень важным является работа над сценическим воплощением роли. В качестве специфических методов, которые помогают успешно исполнять ролиРодольфо и Мими являются следующие.Родольфо, обязательно развитие мощного и выразительного тенорового голоса. Основные упражнения на легато и стаккато, а также работа над драматической интерпретацией партии.Мими, обязательно включается развитие лирического сопранового голоса с мягким тембром, а также серия упражнений на кантилену и мелизмы. Основная задача работать над созданием нежного и трогательного образа.Обучение актеров оперы «Богема» требует комплексного подхода, сочетающего технические вокальные упражнения, музыкальное образование и артистическое развитие. Эти методы помогают актерам овладеть необходимыми навыками для исполнения сложных партий Родольфо и Мими.Поскольку колоратура не используется для персонажей оперы Дж. Пуччини «Богема», при преподавании вокальной техники для этой оперы следует сосредоточиться на следующих аспектах:Дыхание: Развитие правильной техники дыхания, которая обеспечивает ровное, контролируемое и поддерживающее звучание.Дикция: Ясная и выразительная дикция, позволяющая донести текст до слушателей.Интонация: Точная интонация, передающая мелодию и гармонию произведения.Фразировка: Искусство фразировки, позволяющее передать смысл и настроение текста и музыки.Эмоциональная выразительность: Развитие способности передавать эмоции и переживания персонажей через вокальное исполнение.При обучении вокальной технике для «Богемы» рекомендуется использование следующих упражнений.Упражнения на дыхание, данные упражнения, направленные на развитие диафрагмального дыхания и контроля над дыханием.Упражнения на дикцию, данные упражнения, улучшающие артикуляцию и произношение.Упражнения на интонацию данные упражнения, развивающие способность точно воспроизводить мелодии и интервалы.Упражнения на фразировку данные упражнения, позволяющие студентам научиться естественно и выразительно фразировать музыкальные фразы.Упражнения на эмоциональную выразительность данные упражнения, помогающие студентам передать различные эмоции и настроения через вокальное исполнение.Преподавателям также следует поощрять студентов слушать записи профессиональных оперных певцов, исполняющих роли в «Богеме», чтобы они могли изучить стилистику и технику исполнения этой оперы.Вывод по главе 2На основе теоретическогоанализа, представленного во второй главе исследования нами были сделаны следующие выводы: На первый взгляд опера Дж. Пуччини «Богема» представляется драмой, в которой количество пастельных картин с расплывчатыми контурами большое количество, что в памятипрактически не остаётся значимых моментов. Но, если обратиться к историческому фону литературной и музыкальной линии оперы, можно отметить, что Дж. Пуччини написал оперу, относящуюся к определённой эпохе, в которой люди не изображаются в широкоформатном слое, а описываются детально [5]. Исторический фон определяет жанр оперы – интимная драма. Все персонажи живые, они связаны крепкими узами дружбы и любви. Исторические предпосылки пробудили в Дж. Пуччини воспоминания о собственных студенческих годах. В опере описываются люди, которые «служат» искусству, несмотря на невзгоды и непринятия их таланта буржуазным обществом.Анализируя исторические источники, следует отметить, что буржуазное общество постепенно вытесняло социальные оковы мира.Действие происходит в 1830 году. В это время талантливые люди не могли рассчитывать на поддержку аристократов. Постепенно исчезали придворные штаты музыкантов и художников, которые когда-то пользовались спросом, а в 1830 году ценою унижений пытались доказать миру о своей значимости. Буржуазия подчиняет действия талантливого человека своим правилам и законам. По нашему мнению, Дж. Пуччини в опере «Богема» смог внедрить в концепцию важные исторические элементы, происходящие в действительности.На основе представленной характеристики персонажей, а также характеристики вокального исполнения можно отметить, что работа композитором была проведена тщательно: от внешнего до внутреннего образа. Каждый персонаж оперы имеет свой лейтмотив, что отличает и выделяет его из общей картины. Персонажи имеют разные судьбы, истории жизни, но объединены одной целью.Работа с оперой «Богема», это не только работа над техникой вокального исполнения, но над пониманием оперы в целом. Опера Дж. Пуччини требует от себя детальной работы, которая состоит из исторического анализа, понимания жанровых особенностей, характеристики персонажей и много другого. ЗаключениеСегодня анализ оперного творчества Дж. Пуччини становится все более актуальной и насущной темой. Дж. Пуччини является выдающимся композитором, произведения которого хранят тайны, множество аспектов, которые музыкальные исследователи подвергают исполнительскому и научному анализу. В рамках выпускной квалификационной работы нами была поставлены цель, заключающаяся в проведение анализа основных аспектов исполнения вокальных партий оперы Дж. Пуччини «Богема», разработать методические рекомендации для интерпретации и понимании оперы. Для достижения цели нами были решены следующие задачи:провести анализ истории создания оперы Дж. Пуччини «Богема»; провести сравнительный анализ оперных постановок оперы Дж. Пуччини «Богема XX-XXI века; охарактеризовать персонажей оперы Дж. Пуччини «Богема»; проанализировать структуру вокальных партий персонажей оперы; разработать методические рекомендации дляинтерпретации и понимания оперы Дж. Пуччини «Богема». Решение задач исследования позволило прийти нам к следующим выводам: История создания оперы начинается с биографии Дж. Пуччини. Композитора сегодня считают последним оперным композитором, который создал мировые оперы. Талант Дж. Пуччини сравнивают с талантом Дж. Верди: считается, что оба композитора были равны по таланту и мастерству. Опера «Богема» была произведением, исторически насыщенным и влиятельно для музыкального искусства. Дж. Пуччини выдающийся оперный композитор, который, несмотря на невзгоды, смог написать шедевры, потрясающие мир до сих пор. Значимость оперы «Богема» для оперного творчества является важной, так как именно «Богема» смогла раскрыть перед другими композиторами мир просто человека, который умеет чувствовать, бороться за свою жизнь и по-настоящему любить. Так же следует отметить, что «Богема» является психологической оперой, так как в ней раскрывается личность человека в разных направлениях.Опера Дж. Пуччини «Богема» имеет исторический колорит, который формируется за счёт прототипов в опере событий, характеристик персонажей. Основной целью композитора, по нашему мнению, являлось раскрытие уникальности талантливого человека в эпоху душевной бедности и высокого спроса на предметную ценность. Опера «Богема» признана мировой оперой. Премьера оперы состоялась 1 февраля в 1896 году под управлением А. Тосканини. Опера была воспринята публикой спокойно, что возмутило Дж. Пуччини. Роль Рудольфа исполнял известный вокалист Э. Горга. На первый взгляд опера Дж. Пуччини «Богема» представляется драмой, в которой количество пастельных картин с расплывчатыми контурами большое количество, что в памятипрактически не остаётся значимых моментов. Но, если обратиться к историческому фону литературной и музыкальной линии оперы, можно отметить, что Дж. Пуччини написал оперу, относящуюся к определённой эпохе, в которой люди не изображаются в широкоформатном слое, а описываются детально [5].На основе представленной характеристики персонажей, а также характеристики вокального исполнения можно отметить, что работа композитором была проведена тщательно: от внешнего до внутреннего образа. Каждый персонаж оперы имеет свой лейтмотив, что отличает и выделяет его из общей картины. Персонажи имеют разные судьбы, истории жизни, но объединены одной целью.Работа с оперой «Богема», это не только работа над техникой вокального исполнения, но над пониманием оперы в целом. Опера Дж. Пуччини требует от себя детальной работы, которая состоит из исторического анализа, понимания жанровых особенностей, характеристики персонажей и много другого.Анализ истории создания оперы, ее влияния на музыкальное искусство и сравнение различных постановок XX-XXI веков позволяет глубже понять художественную ценность и значение этого произведения. Вокальное искусство персонажей “Богемы” отличается особой выразительностью и технической сложностью, требуя от исполнителей высокого мастерства и глубокого понимания драматургии.В своей опере Пуччини создал живые и многогранные образы, каждый из которых обладает уникальным вокальным характером. Партия Родольфо требует от тенора лиричности, страстности и драматической выразительности. Партия Мими требует от сопрано нежности, хрупкости и трогательной красоты. Анализ структуры вокальных партий позволяет выявить их музыкальные особенности, тесситурные трудности и исполнительские задачи.На основе проведенного исследования были разработаны методические рекомендации для интерпретации и понимания оперы Дж. Пуччини “Богема”. Эти рекомендации включают анализ музыкального текста, изучение исторического контекста и исполнительских традиций, а также практические советы по вокальному исполнению партий главных героев.Изучение оперы “Богема” не только обогащает наши знания о музыкальном искусстве, но и помогает глубже понять человеческие отношения, любовь и потерю. Это произведение продолжает вдохновлять и трогать слушателей всех поколений, подтверждая непреходящую силу музыки в выражении самых сокровенных эмоций человека.Список литературы1.Ахшметина А. Б. Работа над клавиром / Культура и искусство. 2023. № 15. С. 138 – 151. 2.Ахшметина А.Б. Методические рекомендации по работе с оперой / Культура и искусство. 2024. № 1. С. 34 – 40.3.Бабенко О.В. Понимание современных оперных постановок / культура и искусство. 2024. № 2. С. 194-199.4.Бабко К. Р. Трансмедийный анализ оперы «Богема» / Знание. Понимание. Умение. 2020. № 3. С. 257-2695. Бобрик О. А. «Богема» Пуччини в России / Искусство музыки и театра. 2019. № 20. С. 93-1216.Богатырёв В. Актёр и роль в оперном театре. М.: Планета музыки, 2021. 376 с.7.Богатырев В.Ю. Классический канон оперного искусства / Известия российского педагогического университета. 2008. № 3. С. 227 – 231.8.Богатырев В.Ю. Предмет оперного искусства / Известия российского педагогического университета. 2008. № 1. С. 201 – 207.9.Богема /Верди.рф. URL: https://xn--b1aecn2b.xn--p1ai/uploads/opera/libretto/201/libretto-opery-bogema-puchchini.pdf (дата обращения: 23.03.2024)10.Богема / Новая Опера. URL: https://novayaopera.ru/upload/documents/06.12.2015_La_Boheme.pdf (дата обращения: 23.03.2024)11.Болл Ф. Музыкальный инстинкт. М.: Эксмо, 2022. 432 с.12.Бочкарёва О. В. Природа оперного искусства / Ярославский педагогический вестник. 2019. № 5. С. 54-59.13.Брянцева В. М. Музыкальная литература зарубежных стран. М.: Музыка, 2016. 208 с. 14.Вилинская Т. Музыкальная литература зарубежных стран: учебное пособие для ДШИ. М.: Феникс, 2021. 95 с. 15.Гапоненко И. Музыкальная литература зарубежных стран. СПб.: Композитор, 2019. 186 с.16.Д. Пуччини опера «Богема» / СаундТаймс. URL: https://soundtimes.ru/opera/spektakli/opera-bogema (дата обращения: 23.03.2024)17.Данилевич Л. Джакомо Пуччини. М.: Музыка, 1969. 455 с. 18.Дж. Пуччини «Богема» / Челябинский государственный академический хор. URL: http://www.chelopera.ru/plays/about/bogema-2019/brief/ (дата обращения: 23.03.2024)19.Ермакова О. Т. Уроки музыкально литературы. М.: Феникс, 2024. 188 с.20.Жемчугова П.П. Оперы. Краткое содержание. М.: Дом Литера, 2019. 156 с.21.Журавлев В. Герой оперного времени. М.: Планета музыки, 2022. 188 с.22.История одного шедевра / Кемеровский государственный университет. URL: https://vk.com/wall-79034635_15799 (дата обращения: 23.03.2024)23.Казаринова А.С. Музыкальная литература: учебник для ДМШ. М.: Музыка, 2013. 224 с. 24.Казарновская Л. Оперные тайны. М.: АСТ, 2021. 352 с.25.Келдыш Т.Г. По страницам жизни Дж. Пуччини. СПб: Ленинград, 1962. 88 с. 26.Курцман А. Оперный словарь: книга для студентов. М.: Музыка, 1965. 142 с. 27.Марчелло Б. Модный театр. Из истории оперного творчества. М.: Планета музыки, 2022. 152 с.28.Мугинштейн М. История развития оперы. Спб.: Антевера, 2020. 488 с. 29.Нестерова А.С. Зарождение оперного искусства / Проблемы современной науки и искусства. 2022. № 5. С. 46-49.30.Николаев Д. В. Феномен оперного голоса. Известия российского педагогического университета. 2007. № 5. С. 1-3.31. Опера Пуччини «Богема» / Бельканто. URL: https://www.belcanto.ru/boheme.html (дата обращения: 23.03.2024)32.Оперное Богема (либретто) / Литературное обозрение. URL: https://litobozrenie.com/2016/11/opernoe-bogema-libretto/ (дата обращения: 23.03.2024) 33.Парин А. Оперные города. СПб.: Аграф, 2021. 528 с.34.Парин М.Т. Знаменитые оперы. СПб.: Аграф, 2020. 480 с.35.Плужников К. Обучение оперного певца. М.: Планета музыки, 84 с.36.По страницам любимых опер и балетов. М.: Музыка, 2001. 327 с.37.Попов Д.А. Оперное творчество в современном времени / Манускрипт. 2017. № 12. С. 163-166.38.Прохорова И. Музыкальная литература зарубежных стран. М.: Музыка, 1990. 130 с.39.Старадубцев В.В. Слово и музыка / Вестник Москвоского университета. 2023. № 7. С. 88-96.40.Стеблянко А. Искусство оперного пения. М.: Планета музыки, 2014. 129 с.41.Султанова А. Н. Происхождение слова «богема» / Дискуссия. 2011. № 2. С. 44-4642.Тара Э. Письма Дж. Пуччини: антикварная книга. М.: Музыка, 1971. 368 с.43.Тилес Б. Дирижёр в оперном творчестве. М.: Планета музыки, 2021. 160 с.44.Устинская К. С. Оперный голос / Вестник Санкт-Петербургского университета. 2021. № 8. С. 25-32.45.Фрид Э.Л. Русская музыкальная литература. М.: Музыка, 2012. 293 с.46.Фульвилио Т. Переполох в опере. М.: Пешком в историю, 2018. 64 с. 47.Цзин Ю. Опера Дж. Пуччини: сквозь китайскую историю музыки. Нижний Новгород: академия М.И. Глинки, 2008. 172 с. 48.Шорникова М. Музыкальная литература. М.: Феникс, 2004. 126 с. 49.Шорникова М. Развитие зарубежной музыки. М.: Фениск, 2024. 283 с.50.Яголим Б.С. Музыкальный календарь. М.: МУЗГИС, 1962. 230 с.51.Javier C. At the Met Opera, the Show Goes On After a Technical Mishap / NYTimes. URL: https://www.nytimes.com/2024/03/20/arts/music/met-opera-turandot-technical-problem.html (дата обращения: 26.03.2024)52.Zachary W. B. The Philharmonic Adds 2 Premieres to a Diet of Classics / NYTimes. URL: https://www.nytimes.com/2024/03/22/arts/music/new-york-philharmonic-jaap-van-zweden.html (дата обращения: 26.03.2024)

Список литературы
1.Ахшметина А. Б. Работа над клавиром / Культура и искусство. 2023. № 15. С. 138 – 151.
2.Ахшметина А.Б. Методические рекомендации по работе с оперой / Культура и искусство. 2024. № 1. С. 34 – 40.
3.Бабенко О.В. Понимание современных оперных постановок / культура и искусство. 2024. № 2. С. 194-199.
4.Бабко К. Р. Трансмедийный анализ оперы «Богема» / Знание. Понимание. Умение. 2020. № 3. С. 257-269
5. Бобрик О. А. «Богема» Пуччини в России / Искусство музыки и театра. 2019. № 20. С. 93-121
6.Богатырёв В. Актёр и роль в оперном театре. М.: Планета музыки, 2021. 376 с.
7.Богатырев В.Ю. Классический канон оперного искусства / Известия российского педагогического университета. 2008. № 3. С. 227 – 231.
8.Богатырев В.Ю. Предмет оперного искусства / Известия российского педагогического университета. 2008. № 1. С. 201 – 207.
9.Богема / Верди.рф. URL: https://xn--b1aecn2b.xn--p1ai/uploads/opera/libretto/201/libretto-opery-bogema-puchchini.pdf (дата обращения: 23.03.2024)
10.Богема / Новая Опера. URL: https://novayaopera.ru/upload/documents/06.12.2015_La_Boheme.pdf (дата обращения: 23.03.2024)
11.Болл Ф. Музыкальный инстинкт. М.: Эксмо, 2022. 432 с.
12.Бочкарёва О. В. Природа оперного искусства / Ярославский педагогический вестник. 2019. № 5. С. 54-59.
13.Брянцева В. М. Музыкальная литература зарубежных стран. М.: Музыка, 2016. 208 с.
14.Вилинская Т. Музыкальная литература зарубежных стран: учебное пособие для ДШИ. М.: Феникс, 2021. 95 с.
15.Гапоненко И. Музыкальная литература зарубежных стран. СПб.: Композитор, 2019. 186 с.
16.Д. Пуччини опера «Богема» / СаундТаймс. URL: https://soundtimes.ru/opera/spektakli/opera-bogema (дата обращения: 23.03.2024)
17.Данилевич Л. Джакомо Пуччини. М.: Музыка, 1969. 455 с.
18.Дж. Пуччини «Богема» / Челябинский государственный академический хор. URL: http://www.chelopera.ru/plays/about/bogema-2019/brief/ (дата обращения: 23.03.2024)
19.Ермакова О. Т. Уроки музыкально литературы. М.: Феникс, 2024. 188 с.
20.Жемчугова П.П. Оперы. Краткое содержание. М.: Дом Литера, 2019. 156 с.
21.Журавлев В. Герой оперного времени. М.: Планета музыки, 2022. 188 с.
22.История одного шедевра / Кемеровский государственный университет. URL: https://vk.com/wall-79034635_15799 (дата обращения: 23.03.2024)
23.Казаринова А.С. Музыкальная литература: учебник для ДМШ. М.: Музыка, 2013. 224 с.
24.Казарновская Л. Оперные тайны. М.: АСТ, 2021. 352 с.
25.Келдыш Т.Г. По страницам жизни Дж. Пуччини. СПб: Ленинград, 1962. 88 с.
26.Курцман А. Оперный словарь: книга для студентов. М.: Музыка, 1965. 142 с.
27.Марчелло Б. Модный театр. Из истории оперного творчества. М.: Планета музыки, 2022. 152 с.
28.Мугинштейн М. История развития оперы. Спб.: Антевера, 2020. 488 с.
29.Нестерова А.С. Зарождение оперного искусства / Проблемы современной науки и искусства. 2022. № 5. С. 46-49.
30.Николаев Д. В. Феномен оперного голоса. Известия российского педагогического университета. 2007. № 5. С. 1-3.
31. Опера Пуччини «Богема» / Бельканто. URL: https://www.belcanto.ru/boheme.html (дата обращения: 23.03.2024)
32.Оперное Богема (либретто) / Литературное обозрение. URL: https://litobozrenie.com/2016/11/opernoe-bogema-libretto/ (дата обращения: 23.03.2024)
33.Парин А. Оперные города. СПб.: Аграф, 2021. 528 с.
34.Парин М.Т. Знаменитые оперы. СПб.: Аграф, 2020. 480 с.
35.Плужников К. Обучение оперного певца. М.: Планета музыки, 84 с.
36.По страницам любимых опер и балетов. М.: Музыка, 2001. 327 с.
37.Попов Д.А. Оперное творчество в современном времени / Манускрипт. 2017. № 12. С. 163-166.
38.Прохорова И. Музыкальная литература зарубежных стран. М.: Музыка, 1990. 130 с.
39.Старадубцев В.В. Слово и музыка / Вестник Москвоского университета. 2023. № 7. С. 88-96.
40.Стеблянко А. Искусство оперного пения. М.: Планета музыки, 2014. 129 с.
41.Султанова А. Н. Происхождение слова «богема» / Дискуссия. 2011. № 2. С. 44-46
42.Тара Э. Письма Дж. Пуччини: антикварная книга. М.: Музыка, 1971. 368 с.
43.Тилес Б. Дирижёр в оперном творчестве. М.: Планета музыки, 2021. 160 с.
44.Устинская К. С. Оперный голос / Вестник Санкт-Петербургского университета. 2021. № 8. С. 25-32.
45.Фрид Э.Л. Русская музыкальная литература. М.: Музыка, 2012. 293 с.
46.Фульвилио Т. Переполох в опере. М.: Пешком в историю, 2018. 64 с.
47.Цзин Ю. Опера Дж. Пуччини: сквозь китайскую историю музыки. Нижний Новгород: академия М.И. Глинки, 2008. 172 с.
48.Шорникова М. Музыкальная литература. М.: Феникс, 2004. 126 с.
49.Шорникова М. Развитие зарубежной музыки. М.: Фениск, 2024. 283 с.
50.Яголим Б.С. Музыкальный календарь. М.: МУЗГИС, 1962. 230 с.
51.Javier C. At the Met Opera, the Show Goes On After a Technical Mishap / NYTimes. URL: https://www.nytimes.com/2024/03/20/arts/music/met-opera-turandot-technical-problem.html (дата обращения: 26.03.2024)
52.Zachary W. B. The Philharmonic Adds 2 Premieres to a Diet of Classics / NYTimes. URL: https://www.nytimes.com/2024/03/22/arts/music/new-york-philharmonic-jaap-van-zweden.html (дата обращения: 26.03.2024)