Особенности тревожности и эмоциональных свойств личности у школьников
Заказать уникальную курсовую работу- 54 54 страницы
- 15 + 15 источников
- Добавлена 30.04.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1 Теоретические основы особенностей тревожности и эмоциональных свойств личности у школьников………………………………………………….…6
1.1 Понятие тревожности и эмоциональных свойств личности в психолого-педагогической литературе………………………………………………….....……6
1.2 Особенности проявления тревожности у детей школьного возраста…13
1.3 Возможности снижения тревожности младших школьников через процесс творческой деятельности…………………………………………………21
2 Опытно-экспериментальная работа по выявлению тревожности и эмоциональных свойств личности в младшем школьном возрасте и способы их снижения в процессе творческой деятельности……………………………..……26
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов первичного этапа эксперимента……………………………………………………...………….26
2.2 Способы, направленные на снижение высокого уровня школьной тревожности…………………………………………………………………..…….35
2.3 Анализ и обобщение результатов………………………………...……..43
Заключение……………………………………………………………..…….52
Список литературы…………………………………………………….…….55
В процессе работы с соленым тестом, тревожные и возбудимые дети успокаиваются и сосредотачиваются на работе. Это происходит благодаря тому, что они делают тесто своими руками, что способствует развитию мелкой моторики рук и речевому развитию. Дети активно взаимодействуют друг с другом, принимают всех членов группы и происходит процесс сплочения как на коллективных, так и на индивидуальных работах.Третье занятие посвящено лепке из пластилина. На начале занятия учитель рассказывает детям историю создания пластилина, объясняет из чего он состоит и где может быть использован. Затем дети приступают к выполнению работы, лепят простые овощи и фрукты по образцу учителя, а также рисуют пластилином на картоне. Лепка имеет большое значение для коррекции страхов и развития различных навыков, таких как зрительное восприятие, наглядно-образное мышление, память и мелкая моторика. Работа с пластилином также помогает снять чувство гнева, агрессии, тревожности и страха, а размазывание пластилина по поверхности снижает напряжение и восстанавливает психическую чувствительность. По окончанию работы дети рассказывают о своих чувствах и называют свои работы. Затем учитель просит детей слепить то, что их волнует или чего, они боятся, и задает им вопросы для более детального осознания и выявления нюансов их страха. После этого детей просят скомкать или уничтожить свои слепленные фигурки, используя обе руки. Этот метод особенно эффективен, когда ребенка пугают физические вещи или явления, которые можно изобразить в лепке. Коррекционный метод "слепи и сломай" помогает преодолеть страх путем "материального разрушения" созданного. Ребенку предлагается создать из глины или пластилина то, что его пугает, и важно восхищаться тем, что он делает и выражать свое эмоциональное отношение к слепленной фигуре. По окончанию работы необходимо выразить одобрение и похвалить слепленный предмет, а при уничтожении его можно говорить, увеличивая эмоциональный эффект. После уничтожения предлагается ребенку слепить что-то позитивное и доброе.Четвертое занятие по оригами было выбрано учителем как способ индивидуального самовыражения для детей, испытывающих тревожность. Оригами подходит для работы с такими детьми, так как лист бумаги практически невозможно испортить, а индивидуальная работа с бумажными фигурами помогает развивать у них позитивную самооценку, навыки самовыражения, узнавание себя, веру в свои возможности и развитие творческих способностей.Первое упражнение было посвящено созданию оригами-снежинки. Учитель познакомил детей с основными приемами оригами, после чего каждому ребенку был выдан лист бумаги формата А4. Дети сворачивали лист по диагонали, отрывали кусочек бумаги, снова сворачивали и так далее, пока не получилась снежинка.Второе упражнение было посвящено созданию оригами-фигурки чудо-птицы, символизирующей фантазию и способствующей мечтам и творчеству.Третье упражнение было посвящено созданию оригами-фигурки щенка как оберега от страхов и тревог. Дети представляли то, что их тревожит, и создавали себе оберег в виде бумажной фигурки собачки.Работа с оригами стимулирует оба полушария головного мозга, повышается уровень внимания ребенка, развивается воображение, улучшается быстрота, гибкость и оригинальность творческого мышления, улучшается психическое и эмоциональное состояние, снижается тревожность и психические травмы, улучшается моторика рук и координация глаз. На пятом уроке" Все о песке " воспитатель предлагает каждому ребенку поддон с песком-песчаную страну. Детей просят положить руки в песок и описать свои чувства: "что такое песок: мягкий, холодный, теплый?". Затем детям предлагается закрыть глаза и послушать сказку с пугающими персонажами. После этого детей просят засунуть руки в песок, чтобы набраться смелости. Дети могут сжимать, лепить, переворачивать, сортировать и посыпать песком. В конце дети делятся впечатлениями, а затем ведущий просит их руками разгладить песок.Затем воспитатель предлагает детям построить "песчаную крепость". Это упражнение выполняется на влажном песке, который должен держать форму. Затем воспитатель просит детей рассказать о своих замках из песка: кто в них живет, что внутри и так далее. В третьем упражнении воспитатель вместе с ребенком строит крепость. Внутри замка из песка нужно разместить игрушки, которые вызывают у ребенка положительные эмоции. Игрушки, связанные со страхом ребенка, размещаются за крепостью, которая должна быть защищена. Символика игрушек должна быть близка к страхам ребенка. Крепость анализируется вместе с ребенком, оценивается ее безопасность и возможности взаимодействия с другими крепостями. При необходимости и желании ребенка вносятся изменения в структуру крепости. Механизм техники похож на мандалу: внутри крепости - это я и мои пределы, а снаружи-не я, и это может быть опасно. Структура крепости отражает уверенность ребенка, его силу и способность осознавать свои страхи. Песок привлекает практически любого ребенка, так как первые социальные контакты с другими детьми часто происходят в песочнице. При работе с тревожными детьми необходимо учитывать их особое отношение к успеху, неуспеху, оценке и результату. Такие дети очень чувствительны к результатам своей деятельности и боятся неудач. Они также трудно оценивают свои достижения и ожидают оценки от взрослых.Это особое отношение к успеху и неуспеху делает детей зависимыми от взрослых и учителей. Они стремятся делать все так, как говорит учитель, чтобы получить его похвалу.При работе с тревожными детьми используются специальные оценки, которые развертывают критерии оценки, замечания и похвалы. Оценка сужается и конкретизируется, оцениваются отдельные элементы деятельности, особенно успешные. В классе создается атмосфера принятия и безопасности, чтобы ребенок чувствовал себя принятым и ценным независимо от своих успехов.Важно формировать у детей отношение к успеху и неуспеху, когда они воспринимают результаты как ориентир на пути к знаниям и умениям. Это помогает снять ориентацию только на результат и сосредоточиться на самой деятельности. Для этого можно использовать шуточные соревнования, которые не требуют значительных усилий и легко переходят от одного ребенка к другому.Также важно изменить позицию взрослого, чтобы дети видели его как обычного человека, а не непререкаемого судью. Это помогает снизить значимость требований школы и снять напряжение у детей.Для развития мотива компетентности и стремления быть не хуже других используются специальные приемы. Один из них называется "Я не могу - я могу - я сумею". Если ребенок отказывается выполнить задание, учитель просит его представить другого ребенка, который знает меньше и не справится с заданием, и затем представить ребенка, который сможет выполнить задание. Это помогает детям понять, что они могут продвигаться вперед и быть не хуже других.Также используется прием "Цепочка", когда дети выстраиваются в ряд от лучшего до худшего выполнения задания. Это помогает детям понять, что каждый может быть лучше в чем-то и продвигаться вперед.Для снятия напряженности можно использовать прием с щитом, на который можно стучать мячом или бить кулаком.Все эти приемы помогают тревожным детям развивать мотивацию и справляться с неуспехами, а также снижают напряжение и беспокойство.Различные формы, выражающие страх, можно лепить из песка и манипулировать ими, как из глины или пластилина. Играя с песком, ребенок развивает свои творческие способности и мышление. Во время игры в песок дети часто озвучивают свои действия, что способствует развитию речи и анализу сказанного. Коррекционные работы с использованием песочницы создают для ребенка комфортную ситуацию, в которой он чувствует себя в безопасности и может раскрыться, так как песок ему уже знаком. Преимуществом этой методики является минимальное количество необходимых материалов.Шестое занятие посвящено теме "Рисование". Использование нетрадиционных способов рисования является эффективным методом снижения тревожности. Например, рисование пальцами, ладонями или ватными палочками делает работу более интересной и увлекательной. В начале занятия учитель предлагает детям изобразить свои страхи. Во время выполнения задания учитель следит за процессом и проверяет работу. Отдельно проводится беседа с каждым учеником для диагностирования конкретных страхов. Вопросы задаются не напрямую, а в процессе рисования, чтобы создать комфортную обстановку для ребенка. Важно, чтобы голос учителя был умиротворенным, не громким и без эмоциональных заострений в фразах. Рекомендуется задавать вопросы без эмоциональной окраски и спокойно ждать ответа ребенка.В процессе работы некоторые дети не могут правильно понять и выполнить задание. Учитель помогает им разъяснить, как нарисовать определенные страхи. Например, для страха нападения рисуют агрессивно настроенных людей, для страха болезни - медицинские принадлежности или больницу, для страха темноты - темную комнату с очертаниями мебели или пугающих персонажей, для страха животного - рисуют пугающее животное, для страха высоты - рисуют высокое здание и т.д. После сеанса рисования дети играют в подвижные игры с положительным эмоциональным настроем, чтобы снять негативное воздействие, которое выражалось в процессе рисования страха. Затем детям предлагается нарисовать каждый свой страх по отдельности и показать рисунки. В процессе выполнения задания дети учатся свободно и открыто рассуждать о страхе и отвечать на вопросы о нем. После обсуждения каждого рисунка учитель задает вопросы, чтобы узнать, продолжает ли ребенок бояться этого явления или объекта. По окончании все рисунки со страхами возвращаются ребенку с предложением нарисовать их так, чтобы было видно отсутствие страха. Например, рисунок, на котором мальчик побеждает Змея Горыныча, а не наоборот. На последнем занятии учитель проводит опрос детей о занятиях. Каждый ребенок рассказывает о своих выполненных работах и делится своими впечатлениями о работе. После этого учитель и дети организовывают выставку работ, где представлены все работы детей.Программа состоит из трех блоков: вводного, основного и завершающего. Вводный блок включает знакомство, побуждение к взаимодействию и снятие тревожности. Основной блок включает упражнения и последующее обсуждение. Заключительный блок включает рефлексию и подведение итогов. Всего программа состоит из десяти занятий, которые проводятся в течение месяца. Цель занятий - помочь детям из 3 "Б" класса снять тревожность, развить положительное представление о своих возможностях и научиться применять техники для преодоления затруднительных ситуаций в жизни.2.3 Анализ и обобщение результатовДля подтверждения эффективности программы по снижению уровня тревожности у младших школьников было проведено повторное исследование с детьми ЭГ, используя те же методики, что и на начальном этапе исследования. Графическое представление данных контрольного этапа показано на рисунке 7.Рисунок 7- Результаты контрольного этапа исследования по методике«Тест школьной тревожности Филлипса»Изображение 7 показывает, что на контрольном этапе исследования у детей ЭГ не обнаружено высокого уровня тревожности. Средний уровень тревожности выявлен у 12 человек (60%). Низкий уровень тревожности выявлен у 8 человек (40%). Затем, на рисунке 8 будут показаны результаты детей ЭГ контрольного и констатирующего исследования.Рисунок 9 - Результаты контрольного этапа исследования по методике«Тест тревожности» (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)Из рисунка 9 видно, что количество детей ЭГ с низким уровнем тревожности изменилось: низкий уровень тревожности выявлен у 8 детей (40%). Средний уровень тревожности был обнаружен у 6 человек (30%). Высокий уровень тревожности сократился и был выявлен только у 6 детей. На рисунке 10 представлены результаты детей ЭГ на констатирующем и контрольном этапах исследования.Рисунок 10 - Результаты детей ЭГ на констатирующем и контрольномэтапе исследования.После проведения мероприятий, направленных на снижение тревожности у младших школьников, количество детей с высоким уровнем тревожности уменьшилось. Во время выполнения задания эти дети в основном выбирали картинки с улыбающимся лицом, независимо от ситуации, и были уверены в своем выборе. Это указывает на то, что дети иногда испытывают тревожность в некоторых ситуациях, но в целом они реагируют спокойно. В общем, уровень тревожности соответствует норме развития.Представим контрольные результаты испытуемыхпо методике ««Шкала самооценки уровня тревожности» Ч.Д. Спилбергера -Ю.Л. Ханина (шкала реактивной тревожности)В графическом варианте данные контрольного этапа изображены нарисунке 11.Рисунок 11 - Результаты контрольного этапа исследования пометодике «Шкала самооценки уровня тревожности» Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л.Ханина (шкала реактивной тревожности)Из таблицы и рисунка видно, что после проведения мероприятий, направленных на снижение тревожности у младших школьников, количество детей с высоким уровнем тревожности уменьшилось. 50% детей имеют низкий уровень тревожности. 40% детей имеют средний уровень тревожности. 10% детей имеют высокий уровень тревожности. Рисунок 12 показывает результаты детей ЭГ на констатирующем и контрольном этапе исследования.Рисунок 12 - Результаты констатирующего и контрольного этапаисследования по методике «Шкала самооценки уровня тревожности» Ч.Д.Спилбергера - Ю.Л. Ханина (шкала реактивной тревожности)В целом дети показывают улучшение своей деятельности. Они чувствуют себя довольными, довольными общением с другими детьми и отношениями с ними. Им нравится школа, они уверены в себе в общении со взрослыми. Иногда они беспокоятся об оценках или определенных вещах, но в целом это указывает на нормальное развитие личности. Они не склонны к одиночеству или замкнутости и, как правило, не конфликтуют.По результатам диагностики не выявлено сильного беспокойства. В целом дети стали меньше бояться проб и ошибок, которые неизбежны в процессе обучения в школе. Они стали открытыми для окружающих, показывают свой потенциал и возможности, им нетрудно общаться с другими людьми. Это не мешает нормальному психологическому развитию подростков и не мешает им общаться со сверстниками.Результаты показывают, что дети приобрели уверенность в себе и эмоциональную стабильность. Они стали более эмоционально уравновешенными на поведенческом уровне, что проявляется в снижении тревожности и меньшей агрессии по отношению к сверстникам.Таким образом, после экспериментального воздействия на ЭГ наблюдались различия между результатами исследования в экспериментальной и контрольной группах. В экспериментальной группе существенные различия были обнаружены до и после экспериментального воздействия, в то время как в контрольной группе не было различий между исходными и повторными результатами исследования. Это говорит о том, что фоновые условия не влияли на результаты сбора данных с помощью методов.На основе результатов экспериментальных исследований были сформированы две группы: контрольная группа (КГ) из 20 учеников 3 "А" класса и экспериментальная группа (ЭГ) из 20 учеников 3 "Б" класса. Исследование тревожности у детей младшего школьного возраста состояло из трех этапов.Первый этап - констатирующий. На этом этапе были выбраны методики для диагностики уровня тревожности детей младшего школьного возраста и проведена диагностика учеников КГ и ЭГ.Второй этап - формирующий. Для оценки эффективности программы психолого-педагогического снижения тревожности у младших школьников была реализована специально разработанная программа, включающая развивающие занятия и элементы психотерапии. На контрольном этапе исследования была проведена повторная диагностика учеников КГ и ЭГ для оценки программы. Результаты показали сокращение количества детей с высоким уровнем тревожности.Известно, что школьникам трудно приспособиться к изменению социальных отношений. В начальной школе они испытывают тревожное состояние и эмоциональное напряжение, связанные с отсутствием близких людей, изменением окружающей среды и привычного ритма жизни. Это состояние тревоги можно описать как ощущение неопределенной угрозы.Однако у детей начальной школы тревожность еще не является постоянной чертой характера и может быть исправлена с помощью соответствующих психолого-педагогических мероприятий и коррекционной работы.Одним из типичных проявлений низкой самооценки является повышенная тревожность, которая проявляется в беспокойстве в различных жизненных ситуациях, даже если они не предполагают таких эмоций. Дети с низкой самооценкой постоянно переживают психическое напряжение, которое проявляется в ожидании неприятностей, раздражительности и эмоциональной неустойчивости.Изменения в самооценке школьника в значительной степени связаны с развитием его мотивации. В процессе развития личности ребенка меняется иерархия его мотивов. Ребенок борется с разными мотивами, принимает решение, а затем может отказаться от него в пользу более важного мотива. Именно такие мотивы становятся ведущими в системе и характеризуют личность ребенка.Важно отметить, что тревожность также влияет на учебную мотивацию. В школе тревожные дети часто достигают высоких результатов в учебной деятельности и считаются ответственными и успешными учениками. Это связано с тем, что тревожные люди лучше справляются в структурированных и предсказуемых условиях, которые присутствуют в стандартной школьной среде.Мы предлагаем следующие рекомендации для родителей и педагогов, чтобы снизить тревожность и повысить самооценку детей младшего школьного возраста.Рекомендации для родителей по снижению тревожности:- Будьте терпеливы и спокойны в отношении своих детей.- Учитывайте возможности детей и не требуйте от них невозможного.- Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми.- Часто прикасайтесь к своему ребенку.- Чаще одобряйте его поступки, но только положительные.- Часто называйте своего ребенка по имени.- Показывайте положительные примеры поведения и будьте примером для своего ребенка.- Старайтесь делать меньше замечаний своему ребенку.- Обсуждайте с ребенком возможности решения конфликтных ситуаций.- Принимайте своего ребенка таким, какой он есть.- Не ругайте ребенка в присутствии других людей.- При общении с тревожным ребенком, устанавливайте с ним визуальный контакт.Рекомендации для педагогов по снижению тревожности:- Не сравнивайте ученика с другими.- Стимулируйте оптимистическое отношение к возможностям ученика.- При оценивании тревожных учеников, избегайте низких оценок.- Создавайте "ситуации успеха" для учеников.- При работе с новым материалом, не спешите.- Если нужно наказать ученика, объясните свою позицию.- Помогайте повышать самооценку тревожного ребенка.- Развивайте самостоятельность и уверенность тревожного ребенка.- Предлагайте задания, подробно объясняя, как их выполнить.Рекомендации для родителей по повышению самооценки:- Любите и принимайте своего ребенка таким, какой он есть.- Хвалите и поощряйте ребенка, создавая положительную атмосферу.- Помогайте ребенку достигать целей.- Отмечайте все его успехи.- Общайтесь с ребенком и выслушивайте его.- Помогайте ребенку найти выход из сложных ситуаций.- Избегайте опасного поведения и повышайте самооценку ребенка.- Формируйте нравственные ценности у ребенка.Рекомендации для педагогов по повышению самооценки:- Используйте индивидуальный подход к каждому ребенку.- Поощряйте детей с низкой самооценкой.- Не сравнивайте детей, отмечайте их достижения и положительные качества.- Предлагайте учащимся самостоятельно оценивать своиАнализ результатов всех методик после проведения мероприятий показал изменение уровня тревожности младших школьников. Исследование подтвердило, что разработанные способы снижения тревожности младших школьников являются эффективными и применимыми.ЗАКЛЮЧЕНИЕПроблема школьной тревожности и работы с ней является многогранной. В нашей работе мы рассмотрели основные факторы, которые влияют на появление школьной тревожности у учащихся, а также предложили пути преодоления этого симптома школьной дезадаптации.При изучении психолого-педагогической литературы по данной теме, мы столкнулись с множеством определений терминов "тревожность" и "школьная тревожность". После рассмотрения разных точек зрения и выделения понятий, которые соответствуют теме нашего исследования, мы сформулировали окончательное определение. Школьная тревожность у младших подростков является специфическим видом тревожности, который характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству в ситуациях взаимодействия ребенка с различными компонентами школьной образовательной среды и имеет отрицательную эмоциональную окраску.На основе теоретических и эмпирических исследований можно сделать вывод, что тревожность, как сложное явление, имеет различные формы и проявления, периодичность и степень выраженности, и не может быть однозначно оценена. Она может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на формирование личности ребенка.В результате нашего исследования мы выявили важные особенности тревожных детей. Во-первых, такие дети обладают сравнительно высоким уровнем обучаемости, что противоречит мнению учителей о них как о плохо обучаемых или совсем не обучаемых. Во-вторых, они не умеют выделить главную задачу и сосредоточиться на ней, стремятся охватить своим вниманием все элементы деятельности. В-третьих, они отказываются от решения задачи после неудачи, связывая неудачу не с неумением решать задачу, а с отсутствием необходимых способностей, что также характерно для тревожных детей.Кроме того, тревожные дети имеют достаточно низкий уровень самооценки, как общей, так и в деятельности. В такой ситуации ребенок выглядит полностью дезориентированным, он теряет критерии правильного или неправильного ответа и правильного поведения.В связи с актуальностью темы, было сформировано проблемное поле, выявлена цель, сформулированы задачи и определена гипотеза исследования. После изучения коррекции тревожности у младших школьников как психолого-педагогической проблемы, были сделаны выводы о том, что тревожность представляет собой чувство угрозы, которое окружает человека без конкретного источника. Список литературы1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов. М.: Академический проект: Алма Матер, 2015. 702 с. 2. Айсмонтас Б.Б. Психология в педагогике: схемы и тесты. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2016. 208 с. 3. Барышникова Е.В. Психология младших школьников: учебное пособие. Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2018. 66 с. 4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб: Питер, 2008. 398 с. 5. Бочева Н.А. Тревожность, как один из факторов адаптации первоклассников к школе // Вестник МГОУ. Психологические науки. 2017. № 3. С. 8790. 6. Василюк Ф. Е. Психология переживания. М.: МГУ, 2014. 155 с. 7. Выготский Л. C. Психология. М.: ЭКСМО Пресс, 2012. 150 с. 8. Выготский JI.C. Психология развития ребенка. М.: Эксмо, 2015. 507 с. 9. Габдрева Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии. // Тонус. 2014. № 5. С. 4652. 10. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития СПб., 2002. С.19128. 11. Микляева А.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. СПб.: Речь, 2017. 248 с. 12. Немов Р.С. Общая психология: учебник. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001 13. Осипова А.А. Общая психокоррекция. М.: СФЕРА, 2012. 510 с. 14. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Моск. Психолого-соц. Ин-т; Воронеж: изд-во НПО «МОДЕК», 2019. 278 с. 56 15. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности. // Психологическая наука и образование. М., 1998. С. 17.
2. Айсмонтас Б.Б. Психология в педагогике: схемы и тесты. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2016. 208 с.
3. Барышникова Е.В. Психология младших школьников: учебное пособие. Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2018. 66 с.
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб: Питер, 2008. 398 с.
5. Бочева Н.А. Тревожность, как один из факторов адаптации первоклассников к школе // Вестник МГОУ. Психологические науки. 2017. № 3. С. 8790.
6. Василюк Ф. Е. Психология переживания. М.: МГУ, 2014. 155 с.
7. Выготский Л. C. Психология. М.: ЭКСМО Пресс, 2012. 150 с.
8. Выготский JI.C. Психология развития ребенка. М.: Эксмо, 2015. 507 с.
9. Габдрева Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии. // Тонус. 2014. № 5. С. 4652.
10. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития СПб., 2002. С.19128.
11. Микляева А.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. СПб.: Речь, 2017. 248 с.
12. Немов Р.С. Общая психология: учебник. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001
13. Осипова А.А. Общая психокоррекция. М.: СФЕРА, 2012. 510 с.
14. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Моск. Психолого-соц. Ин-т; Воронеж: изд-во НПО «МОДЕК», 2019. 278 с. 56
15. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности. // Психологическая наука и образование. М., 1998. С. 17.