«Особенности наглядно-образного мышления у дошкольников».
Заказать уникальную курсовую работу- 28 28 страниц
- 45 + 45 источников
- Добавлена 30.04.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1.1 Содержание понятия мышления в психологической науке. 4
1.2 Особенности развития наглядно–образного мышления в старшем дошкольном возрасте 8
1.3 Возможности развития наглядно–образного мышления у дошкольников 9
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ НАГЛЯДНО–ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ 12
2.1 Организация и методики исследования. Анализ результатов исследования 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 22
ПРИЛОЖЕНИЕ А 27
Данныеиспытуемыесмоглинайтииобъяснитьневсе«нелепицы».Этосвидетельствуетонеполнойсформированностиспособностиканализуситуации,установлениюпричинно–следственныхипространственно–временных связей.Прианализеполученныхрезультатовбыловыявлено,что5испытуемых (50%) показали низкий уровень развития наглядно–образногомышления, они нашли лишь несколько «нелепиц», но при этом не смогли проанализировать и объяснитьизображенныеситуации.Этоговоритонизкомуровнеразвитияоперированияобразами уданных испытуемых.Таким образом, обобщая результаты исследования, мы можем отметить, что у испытуемых преобладает низкий уровень развития наглядно–образного мышления. 5 дошкольников (50%) имеют высокий уровень развития наглядно–образного мышления, у 9 испытуемых (45%) выявлен средний уровень развития наглядно–образного мышления, у 6 испытуемых (30%) – низкий уровень развития наглядно–образного мышления. Следовательно, встает необходимость реализации системы занятий по развитию наглядно–образного мышления в дошкольномвозрасте, направленную на развитиетаких мыслительныхопераций,какобобщениеклассификаций,установлениелогическихсвязейиотношениймеждуобъектами,умениеоперироватьобразами.ЗАКЛЮЧЕНИЕВрезультатенашегоисследованиямыпришликследующимвыводам.Рассмотрев содержание понятия мышления, мы пришли к выводу, чтомышление–этосовокупностьпсихическихпознавательныхпроцессов,спомощью которых осуществляется решение различных мыслительных задач.Наглядно–образноемышлениекаксамостоятельныйвидмышленияпредставляет собой совокупность способов и процессов образного решениямыслительныхзадач,наосновепредставленияситуациииоперированияобразами.Особенностиразвитиянаглядно–образногомышлениявдошкольном возрасте связаны с закономерностями их психического развитияипредставляютсобойконкретныйспособрешениямыслительныхзадаччерезобобщениеиклассификациюобразныхпредставлений,логическихсвязяхиотношениях,существующихмеждуобъектами,которыеразвиваютсявпроцессевзаимодействияигровыхиречевыхдействий,познавательнойдеятельности.Мы провели экспериментальное исследование особенностей развитиянаглядно–образного мышления у дошкольников с использованиемследующих методик: тестирование (Методика «Четвертый лишний») (автор –Н. Л. Белопольская); тестирование (Методика «Нелепицы») (автор –Р. С. Немов). На основании полученных результатов первичной диагностикивыявленопреобладаниесреднегоинизкогоуровнейразвитиянаглядно–образного мышленияудетей дошкольного возраста.Выдвинуто предположение о том, что если разработать систему занятий по развитию наглядно–образного мышления детей дошкольного возраста, направленную на развитиетаких мыслительныхопераций,какобобщениеклассификаций,установлениелогическихсвязейиотношениймеждуобъектами,умениеоперироватьобразами, уровень наглядно-образного мышления дошкольников станет выше.СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВАбульханова–Славская,К.А.Философско–психологическоенаследие С. Л. Рубинштейна. К 120-летию со дня рождения /К. А. Абульханова–Славская // Психологический журнал. – 2009. – № 5. – С.26-46.Анисимова,А.А.Особенностиорганизациидидактическихигр,направленныхнаразвитиеоперациймышлениявстаршемдошкольномвозрасте / А. А. Анисимова // В сборнике : Научные исследования молодыхученых:сборникстатейIIIМеждународнойнаучно-практическойконференции:Пенза,2020.–С.192-196.Белова, О. С. Количественная оценка нервно–психического развитиядетей раннего возраста / О. С. Белова, А. Г. Соловьев, М. В. Парамонова //Психическоездоровье. – 2017.–№ 5.–С.82-84.Белопольская, Н. Л. Исключение предметов (Четвертый лишний) :Модифицированная психодиагностическая методика / Н. Л. Белопольская. –Москва:Когито–Центр,2009. – 26с.Большова,Т.В.Учимсяпосказке.Развитиемышлениядошкольниковспомощьюмнемотехники/Т.В.Большова.–Санкт-Петербург:Детство–Пресс,2015.–44с.Брушлинский, А. В. О тенденциях развития современной психологиимышления/А.В.Брушлинский,О.К.Тихомиров//Национальныйпсихологическийжурнал. – 2013.–№ 2.–С.10-16.Брушлинский,А.В.Субъект:мышление,учение,воображение/А.В.Брушлинский.–Москва:ИздательствоМосковскогопсихолого-социального института,2008. – 406с.Венгер,Л.А.Развитиеспособностикнаглядномупространственномумоделированию/Л.А.Венгер//Дошкольноевоспитание.– 1982.– №3.– С.11-16.Галеева,А.Р.Исследованияуровняразвитиямыслительныхопераций у детей дошкольного возраста / А. Р. Галеева,Л.В.Мамедова//Международныйжурналэкспериментальногообразования.– 2015.– № 12.– С.187-188.Галич, Т. Н. Развитие мышления у детей дошкольноговозраста/Т.Н.Галич,Л.С.Хабибрахманова//Вопросыпедагогики.–2019.– №6.– С.25-28.Гинецинский,В.И.Пропедевтическийкурсобщейпсихологии/В. И. Гинецинский. – Санкт-Петербург : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1997. – 200с.Гиппенрейтер,Ю.Психологиямышления/Ю.Гиппенрейтер,В. Спиридонов, М. Фаликман, В. Петухов. – Москва :Изд–во АСТ, 2008. –202с.Грибкова, Е. Н. Исследование и развитие мыслительных операций удетейдошкольноговозраста / Под ред. Т. В. Зобнина,Л.П.Шуйской.– Москва:Изд–во ШуйскогофилиалаИвГУ, 2017. –321с.Джеймс, У. Психология/ Пер. И. Лапшиной. – Санкт-Петербург :Питер,2017.– 352с.Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления / Пер.Н.Никольской.–Москва,1997. – 208с.Зинченко,В.П.Психологическийсловарь/В.П.Зинченко,Б.Г.Мещеряков.–Москва :Прайм–Еврознак,2003. –672с.Ильенков,Э.В.Психология/Э.В.Ильенков//Вопросыфилософии.–2009. – №6.– С.92-105.Калимуллина,А.Ш.Дидактическаяигракаксредстворазвитиянаглядно–образного мышления у дошкольников / А. Ш. Калимуллина // Всборнике:Современнаянаука:теоретическийипрактическийвзгляд:сборник статей Международной научно-практической конференции : в 4-хчастях.– ч.2.– 2016.– С.174-176.КокореваО.И.Особенностииусловияразвитиянаглядно–образного мышления у детей дошкольного возраста /О.И.Кокорева,Н.Е.Лаврухина//Всборнике:Новаянаука:историястановления, современное состояние, перспективы развития : сборник статейМеждународной научно-практической конференции, Уфа. – 2021. –С.161-163.Кудрявцев, В. Т. Т.В. Кудрявцев: техника приглашает к мышлениюитворчеству/В.Т.Кудрявцев//Психолого–педагогическийпоиск.–2018.–№4.– С.65-80.Куликов, Д. К. Определение деятельностной природы мышления /Д.К.Куликов,Л.С.Выготский,А.Н.Леонтьев,Э.В.Ильенков//Экономические исоциально–гуманитарные исследования.– 2018.– № 3. –С.71–84.Леонтьев, А. Н. Лекции пообщей психологии / А. Н. Леонтьев. –Москва,2000.–144с.Ломов,Б.Ф.Методологическиеитеоретическиепроблемыпсихологии/Б.Ф.Ломов.– Москва : Наука,1984.–445с.Лукьянова, А. В. Особенности развития мышления детей в старшемдошкольном возрасте / А. В. Лукьянова // В сборнике : Актуальные вопросысовременных научных исследований : материалы Международной (заочной)научно-практической конференции под общей редакцией А.И. Вострецова. –2019.– С.262-265.Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия. – Санкт-Петербург: Питер,2006.– 162с.Матюшкин, А. М. Мышление, обучение, творчество /А.М.Матюшкин.–Москва : МПСИ,2003.– 720с.Михеева, Е. В. Современные технологии обучения дошкольников /Е.В.Михеева.– Волгоград:Учитель,2013.–59с.Мухина, В. С. Возрастная психология : феноменология развития,детство,отрочество/ В.С.Мухина. –Москва:Академия, 2003. –314с.Об утверждении Федерального государственного образовательногостандартадошкольногообразования.ПриказМинобрнаукаРоссииот17.10.2013№1155//Официальныедокументывобразовании.–2013.–№36.– С.22.Пиаже, Ж. Суждение и рассуждение ребенка / Ж. Пиаже; отв. ред.А.Н.Драчев.– Санкт-Петербург : Союз,1997.– 288с.Полунина, Я. И. Исследование уровня развития наглядно–образногомышлениядошкольников/Я.И.Полунина//Вестниксовременныхисследований.–2018. – №10.– С.96-97.Попова,А.А.Особенностиразвитиянаглядно–действенногоинаглядно–образного мышления у детей дошкольного возраста / А. А. Попова,С. А. Игнатова // В сборнике : Наука, образование, общество: тенденции иперспективыразвития:СборникматериаловXМеждународнойнаучно-практическойконференции. Редколлегия :О.Н.Широков [идр.].–2018. –С.118-119.Радугина,А.Л.Психологияипедагогика/А.Л.Радугина.–Москва: Центр,2002. – 252с.Рамазанова, Э. А.Особенности развитиялогического мышлениядетейдошкольного возраста средствамидидактическихигр/Э.А.Рамазанова,Н.В.Боярчук//Всборнике:Научныедостижения:теория,методология,практика.СборникнаучныхтрудовпоматериаламXXIX Международной научно-практической конференции, Анапа. – 2021. –С.16-19.Реуцкая,Т.Е.Особенностиразвитиянаглядно–образногомышления у детей дошкольного возраста / Т. Е. Реуцкая // Аллеянауки.– 2020.–№ 6.– С.922-925.Смирнова,Е.О.Связьигровойдеятельностидошкольниковспоказателями познавательного развития/ Е.О.Смирнова,А.Н.Веракса,Д. А. Бухаленкова, И. А. Рябкова // Культурно-историческая психология. –2018.– №1.– С.4-14.Стародубцева,И.В.Игровыезанятияпоразвитиюмышлениядошкольников/И.В.Стародубцева,Т.П.Завьялова.–Москва:Сфера,2008.– 43с.Титов, А. А. Мышление как процесс и как деятельность : анализфилософско–психологическихисследованиймышления/А.А.Титов//Педагогикаипсихологияобразования.– 2020.–№ 1.– С.180-197.Тихомиров,О.К.Психологиямышления/О.К.Тихомиров.–Москва: Издательскийцентр «Академия»,2008.–288с.Тумашик, Т. В. Развитие наглядно–образного мышления детей впроцессеинтеграцииобразовательныхобластей [Электронныйресурс]/Т.В.Тумашик//Молодойученый.–2017.–№47–Режимдоступа:https://moluch.ru/archive/181/46655.Чикова, И. В. Особенности развития наглядно–образного мышленияудошкольниковиопытегооптимизациивусловияхдошкольногообразовательногоучреждения/И.В.Чикова,Т.В.Диль-Илларионова//Балтийскийгуманитарный журнал.–2016.– №4.– С.340-343.Шереметова, Д. Д. Особенности формирования мышления детей дошкольного возраста / Д. Д. Шереметова // Вестник современныхисследований.–2017. – №9.– С.64-70.Шпиняк, Е. С. Конструирование как развитие наглядно–образногомышления дошкольников / Е. С. Шпиняк // Современные исследования. –2018.– №6.– С.80-82.Эльконин, Д. Б. Введение в психологию развития /Д.Б.Эльконин. – Москва:Тривола,1995.–168с.Якиманская, И. С. Предмет и методы современной педагогическойпсихологии/И.С.Якиманская//Вопросыпсихологии.–2006.–№6.–С.3-14.ПРИЛОЖЕНИЕАКлюч к тестированию «Методика «Четвертый лишний» (автор –Н.Л.Белопольская)яблоко(остальныепредметыигрушки)одуванчик(остальныепредметыдеревья)кровать(школьныепринадлежности)стол(остальныепредметыпосуда)обувь(остальныепредметыодежда)кактус(остальныепредметыигрушки)яйцо(потомучтоостальныеужевылупленныеизяйцаптицы)апельсин(остальныепредметыжелтогоцвета)вертолет(остальныетранспортныесредствадвижутсяподороге)кукуруза(остальныефрукты).
1. Абульханова–Славская, К. А. Философско–психологическое наследие С. Л. Рубинштейна. К 120-летию со дня рождения / К. А. Абульханова–Славская // Психологический журнал. – 2009. – № 5. – С. 26-46.
2. Анисимова, А. А. Особенности организации дидактических игр, направленных на развитие операций мышления в старшем дошкольном возрасте / А. А. Анисимова // В сборнике : Научные исследования молодых ученых : сборник статей III Международной научно-практической конференции : Пенза, 2020. – С. 192-196.
3. Белова, О. С. Количественная оценка нервно–психического развития детей раннего возраста / О. С. Белова, А. Г. Соловьев, М. В. Парамонова // Психическое здоровье. – 2017. – № 5. – С. 82-84.
4. Белопольская, Н. Л. Исключение предметов (Четвертый лишний) : Модифицированная психодиагностическая методика / Н. Л. Белопольская. – Москва : Когито–Центр, 2009. – 26 с.
5. Большова, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники / Т. В. Большова. – Санкт- Петербург : Детство–Пресс, 2015. – 44 с.
6. Брушлинский, А. В. О тенденциях развития современной психологии мышления / А. В. Брушлинский, О. К. Тихомиров // Национальный психологический журнал. – 2013. – № 2. – С. 10-16.
7. Брушлинский, А. В. Субъект : мышление, учение, воображение / А. В. Брушлинский. – Москва : Издательство Московского психолого- социального института, 2008. – 406 с.
8. Венгер, Л. А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию / Л. А. Венгер // Дошкольное воспитание. – 1982. – № 3. – С. 11-16.
9. Галеева, А. Р. Исследования уровня развития мыслительных операций у детей дошкольного возраста / А. Р. Галеева, Л. В. Мамедова // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 12. – С. 187-188.
10. Галич, Т. Н. Развитие мышления у детей дошкольного возраста / Т. Н. Галич, Л. С. Хабибрахманова // Вопросы педагогики. – 2019. – № 6. – С. 25-28.
11. Гинецинский, В. И. Пропедевтический курс общей психологии / В. И. Гинецинский. – Санкт-Петербург : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1997. – 200 с.
12. Гиппенрейтер, Ю. Психология мышления / Ю. Гиппенрейтер, В. Спиридонов, М. Фаликман, В. Петухов. – Москва : Изд–во АСТ, 2008. – 202 с.
13. Грибкова, Е. Н. Исследование и развитие мыслительных операций у детей дошкольного возраста / Под ред. Т. В. Зобнина, Л. П. Шуйской. – Москва : Изд–во Шуйского филиала ИвГУ, 2017. – 321с.
14. Джеймс, У. Психология / Пер. И. Лапшиной. – Санкт-Петербург : Питер, 2017. – 352 с.
15. Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления / Пер. Н. Никольской.– Москва, 1997. – 208 с.
16. Зинченко, В. П. Психологический словарь / В. П. Зинченко, Б. Г. Мещеряков. – Москва : Прайм–Еврознак, 2003. – 672 с.
17. Ильенков, Э. В. Психология / Э. В. Ильенков // Вопросы философии. – 2009. – № 6. – С. 92-105.
18. Калимуллина, А. Ш. Дидактическая игра как средство развития наглядно–образного мышления у дошкольников / А. Ш. Калимуллина // В сборнике : Современная наука : теоретический и практический взгляд : сборник статей Международной научно-практической конференции : в 4-х частях. – ч. 2. – 2016. – С. 174-176.
19. Кокорева О. И. Особенности и условия развития наглядно– образного мышления у детей дошкольного возраста / О. И. Кокорева, Н. Е. Лаврухина // В сборнике : Новая наука : история становления, современное состояние, перспективы развития : сборник статей Международной научно-практической конференции, Уфа. – 2021. – С. 161-163.
20. Кудрявцев, В. Т. Т.В. Кудрявцев: техника приглашает к мышлению и творчеству / В. Т. Кудрявцев // Психолого–педагогический поиск. – 2018. –
№4. – С. 65-80.
21. Куликов, Д. К. Определение деятельностной природы мышления / Д. К. Куликов, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Э. В. Ильенков // Экономические и социально–гуманитарные исследования. – 2018. – № 3. – С. 71–84.
22. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии / А. Н. Леонтьев. – Москва, 2000. – 144 с.
23. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. – Москва : Наука, 1984. – 445 с.
24. Лукьянова, А. В. Особенности развития мышления детей в старшем дошкольном возрасте / А. В. Лукьянова // В сборнике : Актуальные вопросы современных научных исследований : материалы Международной (заочной) научно-практической конференции под общей редакцией А.И. Вострецова. – 2019. – С. 262-265.
25. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия. – Санкт- Петербург : Питер, 2006. – 162 с.
26. Матюшкин, А. М. Мышление, обучение, творчество / А. М. Матюшкин. – Москва : МПСИ, 2003. – 720 с.
27. Михеева, Е. В. Современные технологии обучения дошкольников / Е. В. Михеева. – Волгоград : Учитель, 2013. – 59 с.
28. Мухина, В. С. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. – Москва : Академия, 2003. – 314 с.
29. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Приказ Минобрнаука России от 17.10.2013 №1155 // Официальные документы в образовании. – 2013. – № 36. – С. 22.
30. Пиаже, Ж. Суждение и рассуждение ребенка / Ж. Пиаже; отв. ред. А.Н. Драчев. – Санкт-Петербург : Союз, 1997. – 288 с.
31. Полунина, Я. И. Исследование уровня развития наглядно–образного мышления дошкольников / Я. И. Полунина // Вестник современных исследований. – 2018. – № 10. – С. 96-97.
32. Попова, А. А. Особенности развития наглядно–действенного и наглядно–образного мышления у детей дошкольного возраста / А. А. Попова, С. А. Игнатова // В сборнике : Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития : Сборник материалов X Международной научно- практической конференции. Редколлегия : О.Н. Широков [и др.]. – 2018. – С. 118-119.
33. Радугина, А. Л. Психология и педагогика / А. Л. Радугина. – Москва : Центр, 2002. – 252 с.
34. Рамазанова, Э. А. Особенности развития логического мышления детей дошкольного возраста средствами дидактических игр / Э. А. Рамазанова, Н. В. Боярчук // В сборнике : Научные достижения : теория, методология, практика. Сборник научных трудов по материалам XXIX Международной научно-практической конференции, Анапа. – 2021. – С. 16-19.
35. Реуцкая, Т. Е. Особенности развития наглядно–образного мышления у детей дошкольного возраста / Т. Е. Реуцкая // Аллея науки. – 2020. – № 6. – С. 922-925.
36. Смирнова, Е. О. Связь игровой деятельности дошкольников с показателями познавательного развития / Е. О. Смирнова, А. Н. Веракса, Д. А. Бухаленкова, И. А. Рябкова // Культурно-историческая психология. – 2018. – № 1. – С. 4-14.
37. Стародубцева, И. В. Игровые занятия по развитию мышления дошкольников / И. В. Стародубцева, Т. П. Завьялова. – Москва : Сфера, 2008. – 43 с.
38. Титов, А. А. Мышление как процесс и как деятельность : анализ философско–психологических исследований мышления / А. А. Титов // Педагогика и психология образования. – 2020. – № 1. – С. 180-197.
39. Тихомиров, О. К. Психология мышления / О. К. Тихомиров. – Москва : Издательский центр «Академия», 2008. – 288с.
40. Тумашик, Т. В. Развитие наглядно–образного мышления детей в процессе интеграции образовательных областей [Электронный ресурс] / Т. В. Тумашик // Молодой ученый. – 2017. – № 47 – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/181/46655.
41. Чикова, И. В. Особенности развития наглядно–образного мышления у дошкольников и опыт его оптимизации в условиях дошкольного образовательного учреждения / И. В. Чикова, Т. В. Диль-Илларионова // Балтийский гуманитарный журнал. – 2016. – № 4. – С. 340-343.
42. Шереметова, Д. Д. Особенности формирования мышления детей дошкольного возраста / Д. Д. Шереметова // Вестник современных исследований. – 2017. – № 9. – С. 64-70.
43. Шпиняк, Е. С. Конструирование как развитие наглядно–образного мышления дошкольников / Е. С. Шпиняк // Современные исследования. – 2018. – № 6. – С. 80-82.
44. Эльконин, Д. Б. Введение в психологию развития / Д. Б. Эльконин. – Москва : Тривола, 1995. – 168 с.
45. Якиманская, И. С. Предмет и методы современной педагогической психологии / И.С. Якиманская // Вопросы психологии. – 2006. – № 6. – С. 3-14.