Отношение младших школьников к пожилым людям
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 02.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 2
1 глава. Теоретическая часть 4
1.1 Важность взаимодействия между поколениями 4
1.2 Влияние социокультурной среды на отношения детей и пожилых людей 11
2 глава. Практическая часть 18
Заключение 27
Список используемой литературы 28
Взаимодействие детей с пожилыми людьми не только положительно влияет на развитие личности ребенка и формирование его жизненной позиции, но также важно для самих пожилых людей. Для них также важны общение и взаимодействие с окружающими, в том числе с детьми. Дети могут стать для пожилых людей источником эмоциональной поддержки, которая им так нужна. Активное общение играет важную роль в жизни пожилого человека, помогая ему сохранить активное отношение к жизни.Продолжение личностного развития происходит и в пожилом возрасте. Пожилые люди приобретают духовную зрелость, накапливают мудрость годов и могут стать прекрасными собеседниками не только для своих сверстников, но и для молодого поколения.Одиночество является распространенной проблемой среди пожилых людей. Недостаточное внимание со стороны близких, недостаток общения, отсутствие друзей и изменения в образе жизни могут привести к ощущению беспомощности и самоизоляции. Взаимодействие с школьниками может принести пожилым людям понимание, заботу и искренность, которых им так не хватает.Исследование уровня заинтересованности пожилых людей и школьников в совместной творческой деятельности было проведено путем анкетирования. Респондентами выступили ученики пятого класса, пожилые люди, проживающие в доме престарелых, а также пожилые жители города, не проживающие в учреждении для пожилых.Анкетирование пожилых людейОпрошено двадцать восемь человек пожилого возраста. В анкете (Приложение А), составленной для пожилых, использовались следующие вопросы и варианты ответов.1. Нравится ли Вам посещать различные развлекательные мероприятия, такие как концерты, литературно-музыкальные вечера, театральные постановки и др.? Ответы: да/иногда хочется посетить/нет, рисунок 2.1.Рисунок 2.1 – Показатель отношения людей пожилого возраста к посещению развлекательных мероприятий2. Любите ли Вы выполнять творческие работы своими руками? Ответы: да/иногда/нет, рисунок 2.2.Рисунок 2.2 – Показатель отношения пожилых людей к выполнению творческих работ своими руками3. Хотели бы Вы научиться какому-либо новому мастерству по изготовлению творческих работ? Ответы: да/можно попробовать/нет, рисунок 2.3.Рисунок 2.3 – Показатель заинтересованности пожилых людей в обучении по изготовлению творческих работ4. Как Вы относитесь к современным школьникам? Ответы: положительно/нейтрально/отрицательно, рисунок 2.4.Рисунок 2.4 – Показатель отношения пожилых людей к современным школьникам5. Вам было бы интересно посещать развлекательные мероприятия, устраиваемые для Вас школьниками? Ответы: да/иногда можно посетить/нет, рисунок 2.5.Рисунок 2.5 – Показатель заинтересованности пожилых людей в мероприятиях, проводимых для них школьниками6. Было бы Вам интересно посещать «мастер-классы», устраиваемые для Вас школьниками? Ответы: да/мне всё-равно, кто меня будет обучать/нет, рисунок 2.6.Рисунок 2.6 – Показатель заинтересованности пожилых людей в мастер-классах, проводимых для них школьниками 2.3.2 Анкетирование учащихсяОпрошено сорок семь учеников пятых классов. В анкете (Приложение Б) использовались следующие вопросы и варианты ответов.1. Нравится ли тебе участвовать в организации различных мероприятий (концерты, театральные постановки и др.)? Ответы: да/иногда/нет, рисунок 2.7.Рисунок 2.7 – Показатель заинтересованности учащихся в организации мероприятий2. Любишь ли ты выполнять творческие работы своими руками? Ответы: да/меня этим сложно увлечь/нет, рисунок 2.8.Рисунок 2.8 –Показатель отношения учащихся к выполнению творческих работ своими руками3. Как ты относишься к людям пожилого возраста? Ответы: очень хорошо и уважительно/нейтрально/отрицательно, рисунок 2.9.Рисунок 2.9 – Показатель отношения школьников к пожилым людям4. Согласился бы ты участвовать в мероприятиях, посвящённых людям пожилого возраста? Ответы: да/может быть\нет, рисунок 2.10.Рисунок 2.10 – Показатель отношения школьников к участию в мероприятиях, посвящённых пожилым людям5. Интересно было бы тебе проводить для людей пожилого возраста различные «мастер-классы»? Ответы: да/затрудняюсь ответить/нет, рисунок 2.11.Рисунок 2.11- Показатель заинтересованности школьников в проведении «мастер-классов» для пожилых людейПроанализировав данные опросов, стало очевидно, что большинство пожилых людей активно участвуют в различных развлекательных мероприятиях (64% опрошенных) и занимаются рукоделием (64% опрошенных). Они позитивно относятся к современным школьникам и проявляют интерес к участию в "мастер-классах", проводимых детьми.Изучив результаты опросов учащихся пятых классов, можно заключить, что большинство школьников с удовольствием принимают участие в организации различных мероприятий (89% опрошенных) и увлекаются творческой деятельностью (87% опрошенных). Большинство пятиклассников относятся к людям пожилого возраста с уважением (96% опрошенных) и готовы принять участие в проведении "мастер-классов" для пожилых людей (83% опрошенных).Взаимодействие детей с пожилыми людьми может стать источником радости и новых знаний для обеих сторон. Развлекательные мероприятия, театральные постановки, конкурсы, музыкальные выступления, праздничные программы и другие формы взаимодействия могут способствовать развитию активной жизненной позиции как у пожилых людей, так и у школьников. Важно, чтобы каждое мероприятие было наполнено положительными эмоциями как для пожилых людей, так и для детей.Тематические вечера представляют собой занимательные мероприятия, основанные на определенной для всех участников торжества теме. Школьники должны тщательно спланировать и организовать все элементы мероприятия так, чтобы оно полностью отражало заявленную тему. Это увлекательно как для детей, так и для пожилых людей, и вместе они могут достичь отличных результатов.Что касается выставок, то этот формат совместного времяпровождения может быть разнообразным. Можно посетить выставку в музее, школе, детском саду или другом учреждении вместе, либо же организовать собственную выставку, где каждый сможет продемонстрировать свои таланты.Литературно-музыкальные вечера способствуют расширению знаний о музыкальной культуре, вдохновляют на любовь к музыке и литературным произведениям различных классиков. Они способствуют развитию эстетического вкуса у школьников и пожилых людей и создают возможность для общего участия всех возрастных групп.Совместное выращивание растений способствует укреплению дружеских отношений между школьниками и пожилыми людьми, а также совместному развитию. Эта активность помогает не только провести время с пользой, но и изучить основы ботаники. Выращивание растений может быть видом терапии, позволяющей отвлечься от ежедневных забот и стрессов.Интерактивные методы способствуют более активному и глубокому взаимодействию между школьниками и пожилыми людьми. Все участники обмениваются информацией, решают задачи вместе, моделируют ситуации и оценивают действия других, что способствует эффективному взаимодействию и учебному процессу. Различные формы интерактивности, такие как мозговой штурм, деловые и ролевые игры, мастер-классы и другие, помогают пробудить интерес участников, развить навыки работы в команде, терпимости и уважения.Анализ результатов исследования:По результатам исследования было выявлено, что большинство младших школьников имеют положительное отношение к пожилым людям. Они выразили желание помогать им и уважать их. Также было замечено, что дети, которые имеют хорошие отношения с бабушками и дедушками, более тепло и заботливо относятся к пожилым людям в целом.Выводы по исследованию и рекомендации:Исследование показало, что важно обучать детей уважению к пожилым людям и показывать пример заботы о них. Рекомендуется проводить дополнительные уроки или мероприятия, направленные на формирование позитивного отношения к пожилым. Также важно включать их в жизнь школы и общества, чтобы дети видели, что они также являются важной частью общества.ЗаключениеВ ходе выполнения данной курсовой работы было исследовано и проанализировано отношение младших школьников к пожилым людям. Были выявлены ключевые аспекты взаимодействия этих возрастных групп, включая уровень уважения, эмпатии, коммуникативных навыков и толерантности.Результаты исследования показали, что взаимодействие младших школьников с пожилыми людьми имеет положительное влияние на эмоциональное, социальное и культурное развитие детей. Полученные данные подтверждают значимость поддержки и содействия взаимодействия между разными поколениями для формирования гармоничного общества.Основываясь на проведенном исследовании, можно сделать вывод о необходимости дальнейших мер по развитию программ и мероприятий, направленных на укрепление отношений между младшими школьниками и пожилыми людьми. Это поможет не только стимулировать внимание и уважение к старшему поколению, но и способствовать обмену ценным опытом и знаниями.Курсовая работа оказалась познавательной и актуальной, ставит перед специалистами и обществом в целом важные задачи по развитию взаимодействия между младшими школьниками и пожилыми людьми в рамках формирования дружественных и гармоничных отношений между поколениями.Список используемой литературы1. Абрамова Е.А. Взаимосвязь индивидуальных характеристик личности пожилого человека и акцентуации личности школьника // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2019. - №3. - С. 78-84.2. Белова Л.А. Психологические аспекты отношения младших школьников к пожилым людям // Педагогика и психология. - 2020. - Т. 2. - № 4. - С. 56-63.3. Васильева О.Н. Формирование уважительного отношения к пожилым людям у младших школьников // Научно-методический электронный журнал "Концепт". - 2021. - №2. - С. 42-49.4. Грачёва С.С. Особенности эмпатического отношения младших школьников к пожилым людям // Психология развития. - 2023. - №6. - С. 30-36.5. Дубовик Д.И. Взаимосвязь социокультурных факторов и отношения младших школьников к пожилым людям // Педагогическая психология. - 2019. - Т. 4. - № 2. - С. 12-19.6. Ефимова Н.М. Роль семьи в формировании уважительного отношения детей к пожилым людям // Отечественная педагогика. - 2020. - №5. - С. 88-95.7. Жукова М.В. Влияние обучающей среды на отношение младших школьников к пожилым людям // Педагогика успеха. - 2021. - Т. 1. - № 3. - С. 67-74.8. Зайцева Е.И. Психология общения детей с пожилыми людьми: актуальные проблемы и перспективы // Международный психологический журнал. - 2019. - Т. 3. - № 1. - С. 112-120.9. Иванова А.П. Социализация детей в контексте взаимодействия с пожилыми людьми // Современное образование. - 2021. - Т. 6. - № 2. - С. 45-52.10. Ковалев А.С. Опыт взаимодействия пожилых людей с младшими школьниками в образовательной среде // Образование и развитие. - 2019. - Т. 5. - № 4. - С. 23-30.11. Лебедева О.И. Психологические аспекты отношения детей к пожилым людям в условиях школы // Педагогическое образование. - 2023. - №6. - С. 78-85.12. Макарова Е.К. Взаимосвязь между социокультурными факторами и отношением младших школьников к пожилым людям // Социальная психология. - 2022. - Т. 2. - № 1. - С. 34-41.13. Никитина Т.А. Развитие эмпатических навыков у младших школьников через взаимодействие с пожилыми людьми // Психология обучения. - 2020. - Т. 4. - № 3. - С. 56-63.14. Орлова Е.В. Влияние обучающей программы на понимание и толерантность к пожилым людям у младших школьников // Новые исследования в педагогике. - 2019. - Т. 7. - № 2. - С. 89-96.15. Павлова С.М. Роль индивидуальных характеристик личности в формировании отношения младших школьников к пожилым людям // Современные проблемы психологии. - 2021. - Т. 9. - № 4. - С. 67-74.
2. Белова Л.А. Психологические аспекты отношения младших школьников к пожилым людям // Педагогика и психология. - 2020. - Т. 2. - № 4. - С. 56-63.
3. Васильева О.Н. Формирование уважительного отношения к пожилым людям у младших школьников // Научно-методический электронный журнал "Концепт". - 2021. - №2. - С. 42-49.
4. Грачёва С.С. Особенности эмпатического отношения младших школьников к пожилым людям // Психология развития. - 2023. - №6. - С. 30-36.
5. Дубовик Д.И. Взаимосвязь социокультурных факторов и отношения младших школьников к пожилым людям // Педагогическая психология. - 2019. - Т. 4. - № 2. - С. 12-19.
6. Ефимова Н.М. Роль семьи в формировании уважительного отношения детей к пожилым людям // Отечественная педагогика. - 2020. - №5. - С. 88-95.
7. Жукова М.В. Влияние обучающей среды на отношение младших школьников к пожилым людям // Педагогика успеха. - 2021. - Т. 1. - № 3. - С. 67-74.
8. Зайцева Е.И. Психология общения детей с пожилыми людьми: актуальные проблемы и перспективы // Международный психологический журнал. - 2019. - Т. 3. - № 1. - С. 112-120.
9. Иванова А.П. Социализация детей в контексте взаимодействия с пожилыми людьми // Современное образование. - 2021. - Т. 6. - № 2. - С. 45-52.
10. Ковалев А.С. Опыт взаимодействия пожилых людей с младшими школьниками в образовательной среде // Образование и развитие. - 2019. - Т. 5. - № 4. - С. 23-30.
11. Лебедева О.И. Психологические аспекты отношения детей к пожилым людям в условиях школы // Педагогическое образование. - 2023. - №6. - С. 78-85.
12. Макарова Е.К. Взаимосвязь между социокультурными факторами и отношением младших школьников к пожилым людям // Социальная психология. - 2022. - Т. 2. - № 1. - С. 34-41.
13. Никитина Т.А. Развитие эмпатических навыков у младших школьников через взаимодействие с пожилыми людьми // Психология обучения. - 2020. - Т. 4. - № 3. - С. 56-63.
14. Орлова Е.В. Влияние обучающей программы на понимание и толерантность к пожилым людям у младших школьников // Новые исследования в педагогике. - 2019. - Т. 7. - № 2. - С. 89-96.
15. Павлова С.М. Роль индивидуальных характеристик личности в формировании отношения младших школьников к пожилым людям // Современные проблемы психологии. - 2021. - Т. 9. - № 4. - С. 67-74.