Формирование лингвистической компетенции школьников при подготовке к олимпиаде по русскому языку
Заказать уникальный реферат- 16 16 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 01.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. Определение лингвистической компетенции 4
2. Методы формирования лингвистической компетенции 5
3. Проблема формирования лингвистической компетенции у школьников при подготовке к олимпиаде по русскому языку 6
4. Анализ современного состояния олимпиадного движения по русскому языку среди школьников 8
5. Выявление особенностей подготовки школьников к олимпиаде по русскому языку 9
Заключение 15
Библиографический список 16
Электрик – ярко-синий цвет с сероватым оттенком. Массака – темно-красный цвет с синеватым оттенком..5. Поставьте ударения в следующих словах.Баловать, газопровод, жалюзи, заржаветь, завсегдатай, кашлянуть, красивее, иначе, дремота, квартал.Ответ: баловАть, газопровОд, жалюзИ, заржАветь, завсегдАтай, кашлянуть, красИвее, инАче, дремОта, квартАл.6.Какую художественную роль выполняет ТИРЕ в отрывке из стихотворения М. Цветаевой?Площадка. – И шпалы. – И крайний кустВ руке. – Отпускаю. – ПоздноДержаться. – Шпалы. – От стольких устУстала. – Гляжу на звезды.Ответ: Интерпретация. Сжатие смысла. Тире – смысловой авторский знак, организует пространственно-временную картину.7. Знаете ли вы, что помидор в русском языке имел когда-то названия «любовное яблочко (яблоко)», «золотые яблоки», «любезные яблоки» и даже «потки». Последнее название — собственно русское. Ныне оно окончательно и бесповоротно забыто, хотя производящее его слово живо и функционирует в современной речи. Попытайтесь догадаться, что это за слово. Почему помидор называли псинки? Почему это название исчезло?Ответ: Псинки образовано от «пёс» (псы);Растение и его плод назвали так, потому что его резкий, специфический запах не нравился так же, как не нравится «аромат» дворового пса.Очевидно, название, вернее, его мотивационная часть, — очень плохая реклама при продаже; неприятно и есть овощ с таким названием.8. Определите, какими средствами создается языковой каламбур в приведенных ниже примерах.А) Как брань тебе не надоела?Расчет короток мой с тобой:Ну так, я празден, я без дела,А ты бездельник деловой.(«Как брань тебе не надоела?»)Б) Спрашивали однажды у старой крестьянки, по страсти ли вышла она замуж? – По страсти, — отвечала старуха, — я было заупрямилась, да староста грозился меня высечь.(А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»)Ответ: Языковой каламбур создается следующими способами:А) Созвучие слов – бездельник – без дела.Оксюморонность сочетания бездельник деловой.Б) Игра с многозначностью слова.Слова «по страсти» – «по страсти» — омонимы.Изначально этимологически слово «страсть» от слова «страдание».В современном русском языке слово «страсть» имеет несколько значений — 1) сильное чувство, в данном случае – любовь; 2) «страсть» — страдание; 3) разговорное «страх», 4) просторечное – « очень».9. Определите, в каком слове пропущен звонкий согласный звукА) Книги лежали впереме…куБ) Фу…больный матчВ) Приехали на во…залГ) Он …дал зачет по русскому языку.Д) Оконечность позвоночника называется ко…чикОтвет: Г.10. Укажите слово, в котором пропущена буква «е»А) Реч…нкаБ) Руч…нкаВ) Защ….лкаГ) Распаш…нкаД) Медвеж…нкаОтвет: В.ЗаключениеИсследование, проведенное по теме формирования лингвистической компетенции школьников при подготовке к олимпиаде по русскому языку, позволило сделать ряд важных выводов.Во-первых, необходимо отметить важность регулярного практического занятия с различными типами текстов, лингвистических задач и упражнений для развития навыков анализа и конструирования текстов. Это помогает школьникам усвоить основные принципы языка и эффективно применять их на практике.Во-вторых, значительную роль играет доступ к качественным учебным материалам и методическим пособиям, которые способствуют более глубокому пониманию языковых процессов и развитию языковой интуиции у учащихся.Наконец, важно отметить, что формирование лингвистической компетенции школьников требует не только теоретических знаний, но и практического опыта. Поэтому олимпиадные задания и конкурсы играют важную роль в подготовке учащихся к успешному участию в соревнованиях, развивая не только навыки, но и мотивацию к изучению русского языка.Таким образом, формирование лингвистической компетенции школьников при подготовке к олимпиаде по русскому языку – это сложный и многогранный процесс, требующий не только знаний, но и постоянного тренировочного режима. Однако результаты и достижения в этой области могут быть весьма значимыми и способствовать дальнейшему развитию языковых способностей учащихся.Библиографический списокБожович Е. Д. Учителю о языковой компетенции школьников: Психолого-педагогические аспекты языкового образования / Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. — 288 с. — (Библиотека педагога-практика). — URL: https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=10225.Дунев А. И. Мотивация старшеклассников к решению лингвистических олимпиадных задач // Universum: Вестник Герценовского университета. 2013. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-starsheklassnikov-k-resheniyu-lingvisticheskih-olimpiadnyh-zadachКаплун О.А. Сравнительная характеристика понятий «Лингвистическая компетенция» и «Языковая компетенция» и их структурных компонентов в методике преподавания русского и иностранного языков // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnaya-harakteristika-ponyatiy-lingvisticheskaya-kompetentsiya-i-yazykovaya-kompetentsiya-i-ih-strukturnyh-komponentov-vПлетнева Н.А. Формирование лингвистических компетенций на уроках русского языка в школе // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. №11-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-lingvisticheskih-kompetentsiy-na-urokah-russkogo-yazyka-v-shkole (дата обращения: 01.04.2024).Цели обучения русскому языку, или какую компетенцию мы формируем на уроках / Е. А. Быстрова // Русская словесность. - 2003. - № 1. - С. 35-40.
2. Дунев А. И. Мотивация старшеклассников к решению лингвистических олимпиадных задач // Universum: Вестник Герценовского университета. 2013. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-starsheklassnikov-k-resheniyu-lingvisticheskih-olimpiadnyh-zadach
3. Каплун О.А. Сравнительная характеристика понятий «Лингвистическая компетенция» и «Языковая компетенция» и их структурных компонентов в методике преподавания русского и иностранного языков // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnaya-harakteristika-ponyatiy-lingvisticheskaya-kompetentsiya-i-yazykovaya-kompetentsiya-i-ih-strukturnyh-komponentov-v
4. Плетнева Н.А. Формирование лингвистических компетенций на уроках русского языка в школе // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. №11-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-lingvisticheskih-kompetentsiy-na-urokah-russkogo-yazyka-v-shkole (дата обращения: 01.04.2024).
5. Цели обучения русскому языку, или какую компетенцию мы формируем на уроках / Е. А. Быстрова // Русская словесность. - 2003. - № 1. - С. 35-40.