Типология пользователей библиотек: прогностический аспект

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Библиотековедение
  • 45 45 страниц
  • 33 + 33 источника
  • Добавлена 22.06.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ СОВРЕМЕННОЙ БИБЛИОТЕКИ 5
1.1. Вопрос типологии пользователей библиотеки в научных трудах исследователей 5
1.2. Понятие пользовательского поведения и методы его анализа 11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТИПОЛОГИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ РОССИЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ 18
2.1. Краткая характеристика РНБ 18
2.2. Социологическое исследование читательской аудитории РНБ 19
2.3. Основные типы читательского поведения посетителей ФГО РНБ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 45
Фрагмент для ознакомления

Также в этой возрастной группе популярны современные писатели: Е.Н. Вильмонт, Р. Брэдбери, Д. Оруэлл, Д. Кунц, Ч. Паланик, Д. Данн, А.Н. и Б.Н. Стругацкие. Читатели в возрасте 31-45 лет отдают предпочтение таким авторам, как Жюль Верн, Филип Пулман, Дарья Колган, Джеймс Макнот, Анатолий Гофман, Михаил Салтыков-Щедрин, Федор Достоевский, Ольга Рой, Дэн Браун, Маша Трауб, Александр Дюма, Эллен Портер, Джейн Остин. В возрастной группе 46-60 лет чаще всего упоминались Александр Пушкин, Эрих Мария Ремарк, Валентина Токарева, Маша Трауб, Андрей Жвалевский, Барбара Вуд, Джейн Остин, Теодор Драйзер, Джоанна Киз, Карел Чапек, Дональд Грин. Читатели старше 60 лет отдают предпочтение Дороти Фрэнсис, Аркадию Гайдару, Владимиру Арсеньеву, Антону Макаренко, Эриху Марии Ремарку, Антуану де Сент-Экзюпери, Дарье Донцовой, Джоан Роулинг.Также в период 27.03.2024 по 30.03.2024 г. в ФГО также проводилось систематическое выборочное наблюдение поведения посетителей. Были использованы следующие единицы наблюдения: вид читательского запроса, жанрово-тематическое разнообразие выдаваемой литературы, наличие и содержание комментариев по поводу выдаваемой литературы. Было проведено наблюдение за 150 посетителями.Можно говорить о том, что Российская национальная библиотека привлекает самые разные категории людей с различными целями и привычками. Однако, можно выделить некоторые общие черты и модели поведения, которые часто встречаются у читателей РНБ. Всех посетителей, за которыми велось наблюдение можно классифицировать по цели визита:Студенты и школьники.В наблюдаемой группе их было 38 человек. Можно говорить о том, что они приходят в поисках учебников, научной литературы, материалов для подготовки к экзаменам и выполнения домашних заданий. Часто пользуются компьютерами и бесплатнымWi-FiРНБ, заходят в кофейню на первом этаже,Любители чтения – большинство из наблюдаемой группы (73 человека).Данный вид читателей приходит за художественной литературой, периодикой, новинками и бестселлерами. Могут проводить в библиотеке длительное время, выбирая книги и читая в читальном зале,Исследователи и специалисты – редкие гости в период проведения наблюдения – всего за три дня через библиотеку их прошло 8 человек. Данный вид читателей, как правило, ищет специализированную литературу, редкие издания, архивные материалы для своих научных или профессиональных проектов.Посетители мероприятий. В рассматриваемый период было проведено всего одно мероприятие, на которое собрались 25 человек. В беседе с некоторыми из них, было выявлено, что они чаще всего приходят на лекции, встречи с авторами, мастер-классы, выставки и другие мероприятия, организованные библиотекой.Люди, ищущие информацию. Из всех посетителей за исследуемый период, к данной категории было причислено 6 человек. Данный вид посетителей пользуется справочно-библиографическим аппаратом, консультируются с библиотекарями, ищут информацию в интернете.К основным поведенческим паттернам читателей из наблюдаемой группы, можно отнести:Тишина и уважение. За исключением пары подростков, шумно обсуждавших перепитые сюжета одной из книг Харпер Ли, большинство посетителей соблюдали тишину и старались не мешать другим, отключали звук на телефонах, говорили достаточно тихо,Аккуратное отношение к книгам. Во время наблюдения за читателями, все они без исключения обращались с книгами бережно, не делали пометок, не загибали страницы,Вежливость. Наблюдаемые посетители вежливо общались с библиотекарями, соблюдалиправила пользования РНБ,Разнообразие поведения. Было замечено, что некоторые читатели предпочитают уединиться в тихом уголке, другие общаются с друзьями, третьи работают за компьютерами. Исходя из проведённого в прошлом параграфе исследования можно составить собственное описание различных типов читателей, посещающих Российскую Национальную библиотеку:Разносторонний читатель. Этот читатель не имеет определенных литературных предпочтений: он выбирает книги, которые ему нравятся. Он может заинтересоваться аннотацией, обложкой или первым абзацем книги и взять ее, чтобы почитать. В библиотеке он может спросить "что-нибудь интересное", а в книжном магазине пройтись по всем отделам, не имея определенного места поиска. Часто такой читатель читает две или более книг одновременно.Специализированный читатель. Данный читатель имеет ограниченные интересы. Он читает только о волшебниках, антиутопии, книги французских авторов или испытывает преданность только Агате Кристи. Некоторые из этих любителей книг вообще не интересуются литературой вне своей темы. Выбор книг для них ограничен. Другие так сильно увлечены определенной темой, что готовы читать все, что с ней связано, даже выходя за рамки обычных предпочтений. Эти читатели более активны и часто становятся участниками книжных форумов и клубов.Очень важная персона (VIP). Этот читатель считает себя литературным аристократом и читает только то, что, по его мнению, должен читать культурный человек. Он предпочитает только классику и произведения великих авторов. Он никогда не углубится в нон-фикшн, то есть нехудожественную литературу, в сюжете которой нет вымышленных событий и вымышленных персонажей. В библиотеках и у продавцов букинистических лавок он ищет "что-нибудь редкое". В книжном магазине он ограничится только классической литературой и коллекционными изданиями.Читатель в тренде. Этот читатель любит модные новинки и готов читать любые свежие бестселлеры.Недочитатель. Этот читатель не может дочитать книгу до конца из-за отсутствия терпения. Он может увлечься началом книги, но к середине потерять интерес. Иногда он начинает читать несколько произведений и бросает их, так как ему становится скучно, он теряет нить сюжета, не нравится главный герой или он просто забывает о книге.Самоотверженный читатель (герой-мученик). Читатель с поведением данного типа дочитывает любую скучную книгу до конца только потому, что начал ее. Причины могут быть разные: он сожалеет о потраченных деньгах, долго искал эту книгу, обещал кому-то прочитать и обсудить, или просто надеется, что дальше книга станет интереснее.Любитель кино (Киноман). Можн заметить, что многие успешные книги-бестселлеры экранизируются. В связи с этим в книжных магазинах появляются издания с обложками, на которых изображены актеры, исполняющие главные роли в фильмах или сериалах на основе этих произведений, например "Анна Каренина" или "Зулейха открывает глаза". Это не просто следование моде. Существует тип читателей, которых привлекают именно те книги, по которым они посмотрели фильм или сериал. Более того, существует явление «новелизации» популярных книг и игр, способное привлечь в библиотеку фанатов кинофраншиз, сериалов, а также игровых серий. В качестве примеров можно привести MassEffect (7 книг), TheElderScrolls (2 официальные новеллы), книга по фильму Квентина Тарантино «Однажды в Голливуде», книги по киновселенной «Чужой» от автора оригинальных сценариев Алана Дина Фостер.Любитель эпических произведений (саг) Этот читатель обожает многочастные саги, сиквелы, приквелы и другие продолжения. Он предпочитает книги, которые имеют длинный размах, похожий на "Игру престолов". Если он дождался выхода долгожданной второй части, он может читать без перерыва до утра.Торопливый читатель. Этот читатель не интересуют детали, он хочет сразу узнать, кто убийца и как всё заканчивается. Когда он берет в руки новую книгу, скорее всего, он пролистает яркие моменты и перейдет к развязке. Некоторым это помогает лучше понять сюжет, так что узнав сразу, чем всё закончится, они спокойно принимаются за чтение с самого начала.Дзен-читатель. Это, своего рода, «идеальный тип» читателя. Он достиг идеального состояния гармонии в процессе чтения. У него разносторонний вкус, широкие интересы и умение целенаправленно выбирать книги. Он читает для удовольствия, не ограничивая себя жанрами или темами, с интересом изучает новинки и возвращается к любимым произведениям.Каждая категория пользователей имеет свои уникальные потребности, и библиотеки стараются предоставить разнообразные информационные ресурсы для удовлетворения этих потребностей.Полученные по результатам практического исследования типологии посетителей библиотеки данные будут использованы для улучшения качества библиотечно-информационного обслуживания и создания более комфортных условий для читателей с учетом их пожеланий в РНБ.ЗАКЛЮЧЕНИЕПо итогам исследования были выполнены следующие задачи:Были выявлены ключевые критерии типологизации читателей. Очевидно, что точная типологизация читателей современной библиотеки – достаточно сложная задача, поскольку читательская аудитория очень разнообразна. Тем не менее, можно выделить несколько ключевых критериев, которые чаще всего используются для классификации:а) Социально-демографические критерии.Возраст. Дети, подростки, молодежь, взрослые, пожилые люди. У каждой возрастной группы свои читательские предпочтения, интересы и потребности.Пол. Мужчины и женщины могут иметь разные читательские интересы.Профессия. Профессиональные интересы могут определять выбор литературы, связанной с работой или хобби.Социальный статус: Например, студенты, работающие, пенсионеры - у каждой социальной группы свои особенности читательского поведения.б) По психологическим критериям (исходя из классификации С.В. Каширина), наблюдаемых посетителей можно дифференцировать по таким показателям как:Мотивация чтения: развлекательная, образовательная, профессиональная, саморазвития, эмоциональной разрядки,Информационные потребности. Сюда входит понимание того, какие типы информации ищет читатель - новости, научные данные, художественные произведения,Читательские интересы. В данном случае речь идет о предпочтениях в жанрах, авторах, тематике.в) По поведенческим критериям посетителей РНБ можно сгруппировать исходя из следующих параметров:Частота посещения библиотеки. Регулярные посетители или случайные,Интенсивность чтения. Количество прочитанных книг за определенный период времени,Способы выбора книг. Ориентация на рекомендации, самостоятельный поиск или же консультации с библиотекарями.Цели использования библиотечных ресурсов. Чтение в библиотеке, взятие книг на дом, пользование электронными ресурсами, посещение тематических литературных мероприятий.Было изучено понятие читательского поведения и выявлены основные его типы, а также выявлены основные типы читателей на основании читательского поведения на примере ФГО РН.На основе проведенного исследования было выделено несколько типов читателей, посещающих Российскую Национальную библиотеку, к примеру, разносторонний читатель, который не ограничен жесткими предпочтениями и выбирает книги по наитию, ориентируясь на аннотацию, обложку, первые абзацы; или же специализированный читатель, имеющий узкие интересы и фокусируется на определенной теме, жанре, авторе или национальной литературе, при этом он глубоко погружается в выбранную область, часто участвует в книжных клубах и форумах и пр.Стоит отметить, что знание читательской направленности дает библиотекарю возможность во многом предвидеть их читательское поведение, является основой эффективного управления библиотекой.Изучение типологии поведения читателей библиотеки имеет огромную практическую пользу, позволяя библиотеке стать более эффективной, клиентоориентированной и востребованной. Полученная по результатам данной курсовой работы типология читателей современной библиотеки поможет улучшить работу РНБ по направлениям:Оптимизация фондов. Понимание читательских предпочтений позволяет библиотеке формировать фонды, соответствующие запросам разных групп читателей. Можно точнее прогнозировать спрос на определенные книги, жанры, авторов и избегать закупки литературы, которая не пользуется популярностью.Улучшение библиотечного сервиса. Библиотекари, зная типичные модели поведения, могут предугадывать потребности посетителей и предлагать более персонализированные услуги. Можно разрабатывать специализированные программы и мероприятия для разных групп читателей, например, клубы по интересам, встречи с авторами, обучающие семинары.Повышение эффективности коммуникации с читателями. Понимание целевой аудитории позволяет библиотеке более эффективно выстраивать коммуникацию с читателями: выбирать подходящие каналы продвижения (социальные сети, email-рассылки, telegram-каналы), разрабатывать релевантные рекламные сообщения.Создание комфортной среды. Зная потребности разных групп читателей, можно создавать более комфортную и привлекательную среду в библиотеке: организовывать зоны для тихого чтения, рабочие пространства, зоны для общения и отдыха.Кроме всего вышеперечисленного, анализ типологии читателей помогает библиотеке оценить свою востребованность, выявить недостатки и наметить пути развития. Это позволяет библиотеке быть более адаптивной к изменениям в обществе и соответствовать современным требованиям. В целом, изучение типологии поведения читателей - это ключ к созданию живой, динамичной и востребованной библиотеки, которая отвечает потребностям всех групп населения.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ«1984» стала самой продаваемой книгой «Эксмо» в нише «классика». [URL]: https://eksmo.ru/news/tri-raznykh-izdaniya-1984-dzhordzha-oruella-stali-samymi-prodavaemymi-klassicheskimi-knigami-eksmo-ID15572369/ (дата обращения: 01.04.2024)ГОСТ Р 7.0.107-2022. Библиотечно-информационная деятельность. Термины и определения.Беляева Л.И. Психологические закономерности эмоций и чувств и их учет в работе клубов и библиотек. / Л.И. Беляева. Москва: МГИК, 1978, - 242 c.Борисова Е.И. Российская национальная библиотека и ее читатели в начале XXI века. / Е.И. Борисова, Л.В. Куликова, С.А. Мамаева. - М.: Российская национальная библиотека, 2020. - 264 c.Бородина В.А. Вклад Н. А. Рубакина в читателеведение и перспективы его развития. / В.А. Бородина // Румянцевские чтения, 2016. Москва: Пашков дом, 2016. - С. 82-86Бородина В.А. Читателеведение. Наука. Образование. Практика. / В. А. Бородина. Санкт-Петербург: СПбГИК, 2018. - 247 с.Брежнева В.В. Справочник библиотекаря. / В.В. Брежнева. Изд. 4-е перераб. и дополн. Санкт-Петербург: Профессия, 2011. - 640 с.Бруй Е.В. Паттерны поведения библиотекарей во взаимодействии с читателями. / Е.В. Бруй. // Культурная жизнь Юга России, №4, 2016, С. 14-20Виды читателей: классификация для писателей. [URL]: https://rinaushakova.ru/vidy-chitatelej/ (дата обращения: 19.05.2024)Глухова Л.В. Современный читатель в зеркале исследовательских проектов общедоступных библиотек. / Л.В. Глухова. Санкт-Петербург: Изд-во РНБ, 2018. - 224 с.Глухова Л.В. Читатель, пользователь, клиент: новые модели библиотечного обслуживания: сборник статей / сост.: Л. В. Глухова, А. Г. Макарова, А. С. Степанова, В. В. Ялышева. СПб.: Изд-во РНБ, 2021. - 200 с.Денчев С. Роль библиотек в формировании и развитии культуры информационной прозрачности: социальные функции библиотечной деятельности / С. Денчев, И. Петева. Москва: Логос, 2018. - 256 с.Езова С.А. Библиотекарь и читатель: типы поведения: научно-методическое пособие / С.А. Езова. Москва: Либерея-Бибинформ, 2009. - 109 с.Каширин С.В. Библиотечно-информационная деятельность: эволюция содержания и структуры: монография / С.В. Каширин, С.В. Веретехина. Москва: RУСАЙНС, 2018. - 141 с.Киричек А.С. Социально-психологические аспекты изучения читательской культуры. / А.С. Киричек. // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского, №12, 2014, С. 9-13Козлова Е.И. Стандартизация в библиотечной деятельности: информационно-справочное пособие / составитель и автор статьи Е.И. Козлова. Москва: Пашков дом, 2018. - 562 с.Лаврова К. Б. Предметно-пространственная среда библиотеки: взаимодействие специалистов. / К.Б. Лаврова. Челябинск: ЧГИК, 2019. - 121 с.Лопатина Н.В. Читаем С.А. Трубникова: теория рекомендательной библиографии - основа её будущего. / Н.В. Лопатина. // Культура: теория и практика, №11-2, 2018, С. 54-58Мелентьева Ю.П. Читателеведение в контексте социокультурных перемен / Ю.П. Мелентьева // Грани книжной культуры. Москва: Наука, 2007. - С. 98-103Мухутдинова Н.Р. Типология современных виртуальных жанров. / Н.Р. Мухутдинова, М.О. Эрштейн. // Мир науки, культуры, образования, №8, 2023, С. 52-56Полякова И.В. Духовно-нравственный облик учителя в воскресных школах конца XIX начала - ХХ веков (на примере деятельности педагога-просветителя Х. Д. Алчевской). / И.В. Полякова. // Вестник Брянского государственного университета, №4 (42), 2012, С. 98-101Редькина Н.С. Ключ к успеху библиотеки. / Н.С. Редькина // Библиосфера, №1 (88), 2018, С. 61-66Редькина Н.С. Обзор современных методов оценки качества обслуживания пользователей библиотек. / Н.С. Редькина // Библиосфера, №4(69), 2016, С. 33-37Российская национальная библиотека. Официальный сайт. [URL]: https://nlr.ru/ (дата обращения: 19.05.2024)Российская национальная библиотека: публичный отчет / Министерство культуры Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Российская национальная библиотека". / составители: А. Н. Антоненко, Э. К. Эльяшевич; научный редактор: Г. В. Михеева. - 2023. - 62 с.Рубакин Н.А. Библиологическая психология. / Н.А. Рубакин. М.: Академический проект, 2006, - 800 с.Рубакин Н.А. Психология читателя и книги. / Н. А. Рубакин. Москва: Книга, 1977. - 264 с.Рыскин Е.И. Очерки теории и методики литературной библиографии. / Е.И. Рыскин. Москва: Книга, 1965. - 122 с.Стельмах В.Д. Современная библиотека и ее пользователи. / В.Д. Стельмах // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии, №5, 2004, С. 19-24Степанова А.С. Книга и чтение в жизни аудитории публичных библиотек: итоги исследования / Степанова А.С., Ялышева В.В.; Российская национальная библиотека. Санкт- Петербург: Изд-во РНБ, 2023. - 106 с.Степанова А.С. Книга и чтение в зеркале социологии: XXI век: сборник статей / А.С. Степанова, А.Г. Макарова, В.В. Ялышева. Санкт-Петербург: Изд-во РНБ, 2023. - 281 с.Тикунова И.П. Организация библиотечного дела в Российской Федерации. / И.П. Тикунова, О. А. Кучеркова. Москва: Пашков дом, 2023. – 92 с.Трубников С.А. Типология читателей художественной литературы / С.А. Трубников. Москва: МГИК, 1978. - 58 с.ПРИЛОЖЕНИЕ 1АНКЕТА ЧИТАТЕЛЕЙ«Чтение для вас – это…»«Как вы выбираете книги для чтения?»«Произведения, каких жанров и тематики вам нравятся?»«Есть ли у вас любимые писатели? Если да, напишите, пожалуйста, какие?»«Можете ли Вы назвать современных авторов, книги которых Вам нравятся? Если да, напишите, пожалуйста»«Есть ли у вас любимая книга? Если есть, напишите, пожалуйста, какая и укажите автора»«Какую книгу из недавно прочтённых Вы посоветовали бы своему лучшему другу, подруге? Почему?»«Назовите книгу, которая достойна того, чтобы её перечитывали из поколения в поколение. Почему?»«Удовлетворяет ли вас наполненность книжного фонда Российской Национальной Библиотеки?»«Сколько Вам лет?»

1.«1984» стала самой продаваемой книгой «Эксмо» в нише «классика». [URL]: https://eksmo.ru/news/tri-raznykh-izdaniya-1984-dzhordzha-oruella-stali-samymi-prodavaemymi-klassicheskimi-knigami-eksmo-ID15572369/ (дата обращения: 01.04.2024)
2.ГОСТ Р 7.0.107-2022. Библиотечно-информационная деятельность. Термины и определения.
3.Беляева Л.И. Психологические закономерности эмоций и чувств и их учет в работе клубов и библиотек. / Л.И. Беляева. Москва: МГИК, 1978, - 242 c.
4.Борисова Е.И. Российская национальная библиотека и ее читатели в начале XXI века. / Е.И. Борисова, Л.В. Куликова, С.А. Мамаева. - М.: Российская национальная библиотека, 2020. - 264 c.
5.Бородина В.А. Вклад Н. А. Рубакина в читателеведение и перспективы его развития. / В.А. Бородина // Румянцевские чтения, 2016. Москва: Пашков дом, 2016. - С. 82-86
6.Бородина В.А. Читателеведение. Наука. Образование. Практика. / В. А. Бородина. Санкт-Петербург: СПбГИК, 2018. - 247 с.
7.Брежнева В.В. Справочник библиотекаря. / В.В. Брежнева. Изд. 4-е перераб. и дополн. Санкт-Петербург: Профессия, 2011. - 640 с.
8.Бруй Е.В. Паттерны поведения библиотекарей во взаимодействии с читателями. / Е.В. Бруй. // Культурная жизнь Юга России, №4, 2016, С. 14-20
9.Виды читателей: классификация для писателей. [URL]: https://rinaushakova.ru/vidy-chitatelej/ (дата обращения: 19.05.2024)
10.Глухова Л.В. Современный читатель в зеркале исследовательских проектов общедоступных библиотек. / Л.В. Глухова. Санкт-Петербург: Изд-во РНБ, 2018. - 224 с.
11.Глухова Л.В. Читатель, пользователь, клиент: новые модели библиотечного обслуживания: сборник статей / сост.: Л. В. Глухова, А. Г. Макарова, А. С. Степанова, В. В. Ялышева. СПб.: Изд-во РНБ, 2021. - 200 с.
12.Денчев С. Роль библиотек в формировании и развитии культуры информационной прозрачности: социальные функции библиотечной деятельности / С. Денчев, И. Петева. Москва: Логос, 2018. - 256 с.
13.Езова С.А. Библиотекарь и читатель: типы поведения: научно-методическое пособие / С.А. Езова. Москва: Либерея-Бибинформ, 2009. - 109 с.
14.Каширин С.В. Библиотечно-информационная деятельность: эволюция содержания и структуры: монография / С.В. Каширин, С.В. Веретехина. Москва: RУСАЙНС, 2018. - 141 с.
15.Киричек А.С. Социально-психологические аспекты изучения читательской культуры. / А.С. Киричек. // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского, №12, 2014, С. 9-13
16.Козлова Е.И. Стандартизация в библиотечной деятельности: информационно-справочное пособие / составитель и автор статьи Е.И. Козлова. Москва: Пашков дом, 2018. - 562 с.
17.Лаврова К. Б. Предметно-пространственная среда библиотеки: взаимодействие специалистов. / К.Б. Лаврова. Челябинск: ЧГИК, 2019. - 121 с.
18.Лопатина Н.В. Читаем С.А. Трубникова: теория рекомендательной библиографии - основа её будущего. / Н.В. Лопатина. // Культура: теория и практика, №11-2, 2018, С. 54-58
19.Мелентьева Ю.П. Читателеведение в контексте социокультурных перемен / Ю.П. Мелентьева // Грани книжной культуры. Москва: Наука, 2007. - С. 98-103
20.Мухутдинова Н.Р. Типология современных виртуальных жанров. / Н.Р. Мухутдинова, М.О. Эрштейн. // Мир науки, культуры, образования, №8, 2023, С. 52-56
21.Полякова И.В. Духовно-нравственный облик учителя в воскресных школах конца XIX начала - ХХ веков (на примере деятельности педагога-просветителя Х. Д. Алчевской). / И.В. Полякова. // Вестник Брянского государственного университета, №4 (42), 2012, С. 98-101
22.Редькина Н.С. Ключ к успеху библиотеки. / Н.С. Редькина // Библиосфера, №1 (88), 2018, С. 61-66
23.Редькина Н.С. Обзор современных методов оценки качества обслуживания пользователей библиотек. / Н.С. Редькина // Библиосфера, №4(69), 2016, С. 33-37
24.Российская национальная библиотека. Официальный сайт. [URL]: https://nlr.ru/ (дата обращения: 19.05.2024)
25.Российская национальная библиотека: публичный отчет / Министерство культуры Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Российская национальная библиотека". / составители: А. Н. Антоненко, Э. К. Эльяшевич; научный редактор: Г. В. Михеева. - 2023. - 62 с.
26.Рубакин Н.А. Библиологическая психология. / Н.А. Рубакин. М.: Академический проект, 2006, - 800 с.
27.Рубакин Н.А. Психология читателя и книги. / Н. А. Рубакин. Москва: Книга, 1977. - 264 с.
28.Рыскин Е.И. Очерки теории и методики литературной библиографии. / Е.И. Рыскин. Москва: Книга, 1965. - 122 с.
29.Стельмах В.Д. Современная библиотека и ее пользователи. / В.Д. Стельмах // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии, №5, 2004, С. 19-24
30.Степанова А.С. Книга и чтение в жизни аудитории публичных библиотек: итоги исследования / Степанова А.С., Ялышева В.В.; Российская национальная библиотека. Санкт- Петербург: Изд-во РНБ, 2023. - 106 с.
31.Степанова А.С. Книга и чтение в зеркале социологии: XXI век: сборник статей / А.С. Степанова, А.Г. Макарова, В.В. Ялышева. Санкт-Петербург: Изд-во РНБ, 2023. - 281 с.
32.Тикунова И.П. Организация библиотечного дела в Российской Федерации. / И.П. Тикунова, О. А. Кучеркова. Москва: Пашков дом, 2023. – 92 с.
33.Трубников С.А. Типология читателей художественной литературы / С.А. Трубников. Москва: МГИК, 1978. - 58 с.