* Влияние компьютерных игр на агрессивность и тревожность у студентов
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 28 + 28 источников
- Добавлена 02.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1 Теоретические аспекты влияния компьютерных игр на агрессивность и тревожность у студентов 5
1.1 Особенности развития агрессивности и тревожности в юношеском возрасте 5
1.2 Влияние компьютерных игр на психику молодых людей 12
Глава 2. Эмпирические исследование влияния компьютерных игр на агрессивность и тревожность у студентов 20
2.1 Цель, задачи, методики исследования 20
2.2 Количественное описание результатов исследования 21
2.3 Результаты статистического анализа 29
Заключение 31
Список использованных источников 33
У этих испытуемых потребность в игре становится одной из ведущих, навязчивых, происходят всем заметные изменения в поведении, острая, агрессивная реакция на невозможность играть тогда, когда хочется, уход от реального общения, смена фокуса на виртуальное, игровое общение и т.п.Данные испытуемые, продемонстрировавшие легкую и умеренную степень зависимости мы отнесли ко второй группе - зависимых студентов.Корректность данного разделения была проверена нами с помощью U- критерия Манна-Уитни (табл. 2).Таблица 2 - Результаты расчета U-критерия Манна-УитниUкрp≤0.01p≤0.05192227Uэмп. = 0Рисунок 2 - Ось значимости в расчёте критерия Манна-УитниПолученное эмпирическое значение Uэмп(0) находится в зоне значимости.Таким образом, мы делаем вывод, что разделение студентов на группы зависимых и независимых по результатам диагностики М.М. Важенина было верно.Дальнейшие диагностики были реализованы нами, согласно сформированным двум группа студентов - зависимых и независимых от компьютерных игр.Обратимся к результатам исследования тревожности студентов (табл. 3., рис. 3)Таблица 3 - Результаты исследования тревожности студентов № испытуемого(группа независимых студентов)Кол-во балловРезультат(Уровень)№ испытуемого№ испытуемого(группа зависимых студентов)Кол-во балловРезультат(Уровень)15низкий2612средний27низкий2715средний39низкий2818средний44низкий2911средний56низкий3020высокий68низкий3122высокий79низкий3215средний88низкий3320высокий910средний3421высокий106низкий3523высокий114низкий3622высокий125низкий3720высокий138низкий 3822высокий148низкий3925высокий159низкий4019средний165низкий4116средний174низкий4221высокий188низкий4324высокий199низкий4418средний2011средний4520высокий218низкий4615средний227низкий4722высокий235низкий4825высокий246низкий4923высокий255низкий5024высокийРисунок 3 - Результаты исследования тревожности студентов (n=50)Исследование тревожности показало, что 46% опрошенных студентов имеют низкий уровень тревожности, это все студенты из группы независимых от компьютерных игр студентов. Для данного уровня характерно владение собой, здравая оценка ситуации, умение контролировать свои негативные эмоции, сдерживать пагубные, тревожные мысли.Средний уровень тревожности обнаружен у 22% опрошенных студентов, в основном этом студенты из группы зависимых от компьютерных игр молодых людей. Средний уровень тревожности характеризуется меньшей способностью блокировать негативные мысли и остро реагировать на неудачи, также тревожность у таких студентов вызывают ситуации экзамена, выполнение учебных заданий, споры или ссоры с товарищами.Высокий уровень тревожности выявлен у 32% выборки, все эти студенты отнесены нами в группу зависимы от компьютерных игр молодых людей. Высокий уровень тревожности - патологическое состояние, при котором нарушается способность оценивать ситуацию, любой, даже минимальный неуспех воспринимается как поражение, эмоционально дестабилизирует, не позволяет собраться и сделать правильные выводы из сложившейся ситуации. Обратимся к результатам исследования агрессии в выборке (табл. 4, рис. 4)Таблица 4 - Выраженность агрессивных и враждебных реакций в группе зависимых от компьютерных игр студентов (n=25)ШкалаВысокий уровеньСредний уровеньНизкий уровеньФизическая агрессия10141Косвенная агрессия1582Раздражение1861Негативизм51010Обида8107Подозрительность12103Вербальная агрессия799Чувство вины51010Данные таблицы показывают, что зависимые от компьютерных игр студенты преимущественно проявляют высокий и средний уровни агрессивных и враждебных реакций, их им свойственный и физическая, и косвенная агрессия, а также подозрительность и раздражение.Индексы враждебности и агрессивности представлены на рисунке 4.Рисунок 4 - Результаты исследования уровня агрессивности и враждебности в группе зависимых от компьютерных игр студентов (n = 25)Как показывает гистограмма, для данной группы студентов характерны проявления агрессивности и враждебности преимущественно на высоком (44% и 40%) и среднем (40% и 40%) уровнях. Низкий уровень выражен менее всего.Теперь рассмотрим результаты исследования агрессивности и враждебности в группе независимых от компьютерных игр студентов (табл. 5).Таблица 5 - Выраженность агрессивных и враждебных реакций в группе независимых от компьютерных игр студентов (n=25)ШкалаВысокий уровеньСредний уровеньНизкий уровеньФизическая агрессия1222Косвенная агрессия3220Раздражение5119Негативизм2122Обида1123Подозрительность4219Вербальная агрессия3220Чувство вины2320Исходя из данных, представленных в таблице проявления агрессивности и враждебности в группе студентов, не имеющих зависимость от компьютерных игр, значительно отличаются от их зависимых товарищей. В данной группе большинство студентов проявили низкий уровень агрессивности и враждебности.Индексы враждебности и агрессивности в данной группе представлены на рисунке 5.Рисунок 5 - Результаты исследования уровня агрессивности и враждебности в группе независимых от компьютерных игр студентов (n = 25)Как показывает гистограмма, в группе студентов, независимых от компьютерных игр, уровни индексов агрессивности и враждебности, преимущественно (80% и 84%) имеют низкое значение.Таим образом, мы провели исследование агрессивности, тревожности и зависимости от компьютерных игр в выборке студентов-первокурсников. По результатам анализа компьютерной зависимости, мы разделили студентов на две группы: зависимых от компьютерных игр и не зависимых от них. В следующем параграфе мы рассмотрим результаты статистического анализа данных.2.3 Результаты статистического анализаНа этапе статистического анализа был использован U-критерий Манна-Уитни.В первую очередь, рассмотрим результаты исследования различий в проявлении тревожности в группе зависимых и независимых от компьютерных игр студентов (табл. 6).Таблица 6 - Результаты расчета U-критерия Манна-УитниUкрp≤0.01p≤0.05192227U эмп. = 0,5Рисунок 6 - Результаты расчета U-критерия Манна-Уитни для результатов тревожности студентовКак показывают расчеты, существует достоверная разница в уровне проявления тревожности у студентов, имеющих зависимость от компьютерных игр и у студентов, не имеющих такой зависимости. Далее рассмотрим результаты исследования различий в проявлении агрессивности в группе зависимых и независимых от компьютерных игр студентов (табл. 7).В качестве критерия для расчетов были взяты показатели враждебности и агрессивности студентов по высокому уровню их проявления.Таблица 7 - Результаты расчета U-критерия Манна-УитниUкрp≤0.01p≤0.05915U эмп. = 0Рисунок 7 - Результаты расчета U-критерия Манна-Уитни для результатов уровня проявления агрессивности и враждебности у студентовТаким образом, мы доказали, что существуют достоверные различия в уровне развития тревожности и проявлениях агрессивности и враждебности у студентов, зависимых и независимых от компьютерных игр.Гипотеза исследования была доказана, цель - достигнута. ЗаключениеВ переходный период от детства к взрослости юноши сталкиваются с кризисом самоопределения и необходимостью определения своего места в жизни. Важным аспектом этого времени является пересмотр ценностей, понимание себя и формирование своего мировоззрения. Некоторые молодые люди могут испытывать агрессию и тревожность в ответ на внешние факторы и внутренние переживания. Повышенная тревожность обусловлена сложным взаимодействием когнитивных, эмоциональных и поведенческих реакций, вызванных действием различных стрессоров. Различные факторы могут быть причиной тревожности в этом периоде.В период молодости тревожность обычно проявляется через апатию, отсутствие энергии и неспособность к начинаниям. Исследования указывают на то, что студенты вузов испытывают наибольший уровень стресса в своей жизни. Это обусловлено как большими изменениями в жизни (подбор профессии, заключение брака, появление детей, трудоустройство), так и повседневными неприятностями (ссоры, нехватка времени). В это время обучение становится для большинства молодых людей основным источником беспокойства и нервозности.В молодом возрасте человек часто обнаруживает скрытый потенциал агрессии, который может проявиться в различных формах и с разной силой под воздействием внутренних и внешних факторов. На наш взгляд, внутренние факторы играют ключевую роль в формировании уровня агрессивности и агрессивного поведения на ранних этапах жизни. Адаптация к новому образу жизни, социальному окружению и статусу может привести к возрастному кризису, вызывая стресс и фрустрацию, что, в свою очередь, стимулирует агрессию, основанную на фрустрации.Молодые люди, чрезмерно погруженные в виртуальную реальность, испытывают трудности с контролем своих негативных эмоций в незнакомом социальном окружении. Это приводит к переносу агрессии из мира виртуального в реальный мир, что проявляется в уровне агрессивности, тревожности и фрустрации.Целью эмпирической части работы являлось исследование влияния компьютерных игр на агрессивность и тревожность у студентов. В исследовании приняли участие 50 студентов - первокурсников, возраст испытуемых - 18-19 лет.В результате исследования наличия компьютерной зависимости мы разделили студентов на две группы: тех, кто не имеет зависимость от компьютерных игр и тех, кто имеет легкую и умеренную степень зависимости. В каждой группе оказалось по 25 человек. Достоверность разделения была доказана с использованием U-критерия Манна-Уитни. Исследования агрессивности и тревожности также было осуществлено нами по группам. Мы выявили, что в группе студентов, зависимых от компьютерных игр преобладает высокий уровень тревожности, а также высокий и средний уровень выраженности индекса агрессивности и враждебности. В группе студентов, не зависимых от компьютерных игр, в основном были получены противоположные значения - нормальные уровни тревожности и агрессивности. Достоверность данных результатов также была статистически доказана с помощью U-критерия Манна-Уитни.Таким образом, цель исследования была достигнута, а гипотеза доказана.Список использованных источниковАбрамова Г.С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов. М.: Академический Проект, 2017. – 456 с.Агрессия у детей и подростков: учебное пособие / под ред.Н. М. Платоновой. СПб: Речь, 2016. –336 с.Александрова О.Н., Фатьянова К.С. Влияние компьютерных видеоигр на формирование продуктивной деятельности студента // Общество: социология, психология, педагогика. –2018. –№2. –С. 72–76.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.,1968. - 342 c. Анпилогов Л.Д. Специфика влияния компьютерных игр на современного студента // В сборнике: XXV Всероссийский аспирантско-магистерский научный семинар, посвященный Дню энергетика. материалы конференции. Казань, 2022. –С. 405-408.Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М.: Апрель-Пресс, 2019. –507 с.Бендас Т. В. Психологические особенности агрессивного поведения студентов в гетерогенной и гомогенной по полу группах // АНИ: педагогика и психология.– 2017. –№2.– С. 19.Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. – СПб: Прайм-Еврознак, 2018. – 510с. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2017. – 283 с.Бочаров А. В. Взаимодействие агрессивности и тревожности: связь с приспособленностью и осцилляторными ответами на социально значимые стимулы: автореф. дис. Новосибирск, 2009. 120 с.Бэрон, Р. Агрессия: учеб. пособие для студентов и аспирантов психол. – СПб: Питер, 2021. – 352 с. Войскунский А.Е. Перспективы становления психологии Интернета / А.Е. Войскунский// Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 3. С. 110—118.Выготский Л.С. Педология подростка. Собр. сочинений в 6 т. М., 1983. Дунаева Е.Ю. Особенности эмоционального состояния людей, увлекающихся компьютерными играми // В сборнике: Проблемы современной психологической теории и практики. Сборник научных статей. Ответственные редакторы Ж.М. Елисеева, Р.В. Осин. Москва, 2018. –С. 27-30.Егорова В.В. Игровая зависимость современных студентов // Студенческий научный форум: материалы X Междунар. студ. науч. конф. URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018004030 (дата обращения: 30.03.2024).Козлов В. В. Агрессия человека: психологический анализ // Педагогический ИМИДЖ. –2017. –№2. –С. 35Короленко Ц.П. Семь путей к катастрофе: деструктивное поведение в современном мире, В книге описаны нарушения поведения, оказывающие влияние на судьбу человека, приводящие к серьезным осложнениям межличностных отношений / Ц.П. Короленко, Т.А. Донских. - Новосибирск. Наука. 1991. 224 с.Максимова А.И. Воздействие игрового компьютерного контента на студентов-пользователей // Молодой ученый. –2021. –№ 21(363). –С. 397–399.Майерс Д. Социальная психология / Д.Майерс. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2018. – 794 с.Михейкина С.В. Психологические особенности агрессивного поведения и его коррекция в юношеском возрасте: автореф. дис. ... канд. псих. наук. - Ставрополь, 2014. – 25 с. Мудрик А.В. Социализация человека / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2019. –189 с.Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник. – М.: Академия, 2020. – 656 с. Немов, Р.С. Психология: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2023. – 632 с.Романова Е. С. Психологическое влияние компьютерных и консольных видеоигр на молодежь // Системная психология и социология. - 2019. - № 4. - С. 57-67Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб, 2019. – 620 с. Сакбаев А.А. Различия осознаваемых мотивов у подростков с разной степенью компьютерной ориентированности[электронный ресурс]. - URL: https://cyberpsy.ru/articles/teenagers_motivation/ (дата обращения: 20.04.2024)Соловьева С.Л. Тревога и тревожность: теория и практика // Медицинская психология в России. 2018. – № 6 (17). – с. 80-87Тарабарина Н.В. Экспериментально-психологическое и биохимическое исследование состояния фрустрации и эмоционального стресса при неврозах: Автореф. дисс… канд. психол.наук. Л., 1973.
2. Агрессия у детей и подростков: учебное пособие / под ред. Н. М. Платоновой. СПб: Речь, 2016. – 336 с.
3. Александрова О.Н., Фатьянова К.С. Влияние компьютерных видеоигр на формирование продуктивной деятельности студента // Общество: социология, психология, педагогика. – 2018. –№2. –С. 72–76.
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.,1968. - 342 c.
5. Анпилогов Л.Д. Специфика влияния компьютерных игр на современного студента // В сборнике: XXV Всероссийский аспирантско-магистерский научный семинар, посвященный Дню энергетика. материалы конференции. Казань, 2022. – С. 405-408.
6. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М.: Апрель-Пресс, 2019. –507 с.
7. Бендас Т. В. Психологические особенности агрессивного поведения студентов в гетерогенной и гомогенной по полу группах // АНИ: педагогика и психология. – 2017. – №2. – С. 19.
8. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. – СПб: Прайм-Еврознак, 2018. – 510с.
9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2017. – 283 с.
10. Бочаров А. В. Взаимодействие агрессивности и тревожности: связь с приспособленностью и осцилляторными ответами на социально значимые стимулы: автореф. дис. Новосибирск, 2009. 120 с.
11. Бэрон, Р. Агрессия: учеб. пособие для студентов и аспирантов психол. – СПб: Питер, 2021. – 352 с.
12. Войскунский А.Е. Перспективы становления психологии Интернета / А.Е. Войскунский // Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 3. С. 110—118.
13. Выготский Л.С. Педология подростка. Собр. сочинений в 6 т. М., 1983.
14. Дунаева Е.Ю. Особенности эмоционального состояния людей, увлекающихся компьютерными играми // В сборнике: Проблемы современной психологической теории и практики. Сборник научных статей. Ответственные редакторы Ж.М. Елисеева, Р.В. Осин. Москва, 2018. – С. 27-30.
15. Егорова В.В. Игровая зависимость современных студентов // Студенческий научный форум: материалы X Междунар. студ. науч. конф. URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018004030 (дата обращения: 30.03.2024).
16. Козлов В. В. Агрессия человека: психологический анализ // Педагогический ИМИДЖ. – 2017. – №2. – С. 35
17. Короленко Ц.П. Семь путей к катастрофе: деструктивное поведение в современном мире, В книге описаны нарушения поведения, оказывающие влияние на судьбу человека, приводящие к серьезным осложнениям межличностных отношений / Ц.П. Короленко, Т.А. Донских. - Новосибирск. Наука. 1991. 224 с.
18. Максимова А.И. Воздействие игрового компьютерного контента на студентов-пользователей // Молодой ученый. – 2021. – № 21(363). – С. 397–399.
19. Майерс Д. Социальная психология / Д.Майерс. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2018. – 794 с.
20. Михейкина С.В. Психологические особенности агрессивного поведения и его коррекция в юношеском возрасте: автореф. дис. ... канд. псих. наук. - Ставрополь, 2014. – 25 с.
21. Мудрик А.В. Социализация человека / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2019. – 189 с.
22. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник. – М.: Академия, 2020. – 656 с.
23. Немов, Р.С. Психология: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2023. – 632 с.
24. Романова Е. С. Психологическое влияние компьютерных и консольных видеоигр на молодежь // Системная психология и социология. - 2019. - № 4. - С. 57-67
25. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб, 2019. – 620 с.
26. Сакбаев А.А. Различия осознаваемых мотивов у подростков с разной степенью компьютерной ориентированности [электронный ресурс]. - URL: https://cyberpsy.ru/articles/teenagers_motivation/ (дата обращения: 20.04.2024)
27. Соловьева С.Л. Тревога и тревожность: теория и практика // Медицинская психология в России. 2018. – № 6 (17). – с. 80-87
28. Тарабарина Н.В. Экспериментально-психологическое и биохимическое исследование состояния фрустрации и эмоционального стресса при неврозах: Автореф. дисс… канд. психол.наук. Л., 1973.