Политическая борьба при Георге 3 в оценках англоязычной историографии
Заказать уникальную дипломную работу- 63 63 страницы
- 37 + 37 источников
- Добавлена 07.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1 Правление Георга III 7
1.1 Общая характеристика правление Георга III 7
1.2 Оценка политической борьбы в правление Георга III в оценках англоязычной историографии 29
Глава 2 Политическая борьба в правление Георга III в школьном курсе истории 47
2.1 Анализ школьной программы о правлении Георге III 47
2.2 Конспект урока политическая борьба в правление Георга III 49
Заключение 56
Список литературы 59
Приложение 63
Одна из самых показательных в этом смысле карикатур «Последний пиетет» изображала, как подвыпивший принц в компании с другом Шериданом и дамами-любовницами врывается в покои «фермера Джорджа» , лежащего в постели в своем традиционном колпаке, и произносит: «Посмотрите, дамы, как там наш старичок: уже…, или пока еще нет?» [3. Plate 82]. На карикатуре Роуландсона [декабрь 1788] «Желто-голубая преданность» [голубой и желтый были цветами английской парламентской оппозиции] Шеридан с почтением спрашивает у королевского врача: «Доктор, как чувствует себя пациент?» В субботу тот отвечает: «Гораздо хуже!» , на что Шеридан ухмыляется: «Ха-ха, уже не новость!» В воскресенье же доктор отвечает: «Слава Богу, лучше!» , и Шеридан злобно ругается: «Проклятье!» [3. С. 201]. Характерно, что оппозиция как будто предчувствовала успех подобной тактики, так как вскоре в «прооппозиционных» карикатурах и публикациях «Георг-тиран» пропал, и весь запал сатиры и критики обрушился на премьерминистра Питта. Карикатурная «версия» оппозиции выглядела так: Питт хочет сам незаконно заполучить регентство, вопреки законным правам на это наследника престола. Так, Морнинг Пост сообщила 29 декабря, что посылка с лифлетами «Государь Питт [Принц Питт] или Министр-Патриот» была передана 27 декабря на станции в Бристоле с обещаниями возместить расходы за распространение. Образ «государя Питта» ввел в политическую риторику Эдмунд Берк, впервые озвучивший мысль о том, что Питт – конкурент принца Уэльского в борьбе за регентство. Соответственно, символика прооппозиционных карикатур выбрала образ «гадкого утенка» выскочки [Питт], который тянет перья из короны прекрасного лебедя-принца. Прозвища, мелькавшие в карикатурах и памфлетах, – «Принц Уильям, «Уильям IV» , «Вильгельм Завоеватель» , «Принц Питт» , «Король Питт» [2. №№ 7388, 7389].Карикатура Гиллрея «Ястреб Конституции» [3 января 1789 г.] сопровождается стихами:«Посмотрите, вот принц Георг любимый сын нашего Суверена,Надежда Англии, Наследник Британского Трона, Поверженный, лежит у ног короля-жертвы,В то время, как принц Питт пытается над ним подняться…Поднимайтесь, британцы, объедините руки, сердца в единый хор,Чтобы защитить свои законы…» [3. С. 198].Питта пытались обвинить и во влиянии на королеву Шарлотту – в одной из карикатур она изображена зеброй, на которой едет Питт со словами: «Я сбросил маску, и теперь буду нести все бремя власти благодаря моему купленному богатству» . Еще на одной карикатуре он, сидя на зебре, стреляет из ружья в Джона Буля [изображенного в виде быка – Bull]. Кстати, у последней карикатуры вскоре появился антипод – карикатура Сэйерса, на которой изображен лидер оппозиции Чарльз Фокс, стреляющий в Британского Льва, сидя на пони [очевидно, символизирующей принца, так как лошадь – родовой символ Ганноверской династии], на голове которого повязка, имитирующая корону [2. №№ 7384, 7488].Понятно, что в ходе этого «пропагандистского сражения» имело место классическое для «черной» пропаганды искажение действительности с обеих сторон. Однако битва была выиграна именно «королевской» стороной. Несмотря на то, что версия, предлагаемая публике оппозицией, была даже ближе к истине, апелляция к эмоциям, чувствам англичан (сострадание к больному человеку) победила апелляцию к рассудку (понятие прерогативы и законных прав). Весна 1789 г. была отмечена неожиданным ростом популярности монарха и всплеском общественной «прокоролевской» активности, которая возрастала вплоть до выздоровления Георга в конце апреля, превращенного политиками в настоящее «шоу» . Именно так выглядела грандиозная процессия и последовавшее за ней богослужение в соборе Св. Павла 23 апреля 1789 г. в честь выздоровления короля, описанная многими историками. Эта церемония стала сюжетом для множества карикатур, в которых – что интересно – преобладали уже «политически нейтральные» мотивы: общая критика продажности политиков [например, карикатура «Реставрационные наряды» , смысл которой в том, что женщины политиков обеих партий надели на церемонию одинаковые лоялистские эмблемы], [2. С. 600605, № 7522] издевка над прибытием с опозданием послов из Ирландии – «в день после ярмарки, к шапочному разбору» , критика высоких цен на места в соборе Св. Павла и т.п.Наиболее популярным вербальным образом происходящего становится словосочетание «похоронная процессия мисс Регентства» [2. №№ 7524, 7525]. 29 апреля Гиллрей, основной «проводник» оппозиционной пропаганды, рисует карикатуру с таким названием, выставляющую оппозиционных лидеров в комичном свете, – то есть, по сути, занимает противоположную позицию. Берк, например, изображен в наряде священника и берете иезуита с «Одой на выздоровление Его Величества» , гласящей: «Наши воздушные замки, наши величественные дворцы, наши священные храмы, и даже само наше великое Регентство – все разрушено! И как бестелесный призрак – не оставило за собой даже следа!» [2. С. 604]. Гроб с телом мисс Регентства поддерживают «шесть ирландских быков» [намек на опоздавшую делегацию], поющих: «Пуллалалу – Пуллалало – О! Пуллалало – О!» [традиционная, впрочем, издевка над ирландцами]. На гробе – корона с перьями Принца [здесь художник использовал свой же символ – напомним, в «ястребе конституции» Питт тянул из короны перья], рядом с короной изображен пустой кошелек и игральные кости. На картинке присутствует и любовница принца, миссис Фитцгерберт – она изображена как «Главная скорбящая – Принцесса У—ская» , восклицающая: «К чертям все мои надежды…на то, чтобы стать войне!»«.истории с безумием» на трансформацию образа Георга III в общественно-политическом дискурсеПосле «кризиса регентства» 1788 – 1789 гг. в большинстве карикатур, лифлетов и других средствах пропаганды Георг III показан в образе фермера Джорджа, который в 1790-х гг. [когда большинство сатирических мотивов были связаны с Французской революцией] постепенно сливается с образом Джона Булля. На наш взгляд, это был самый удачный результат прокоролевской пропаганды: и тот, и другой образ начинают «осторожно» эксплуатировать вместе, что в итоге ведет к ассоциативному «уменьшению дистанции» между королем и народом. Еще в 1789 г. анонимный памфлет предупреждал Уильяма Питта «быть осторожным, и…несмотря на усилия карикатурных лавок, памфлетов и продажных публикаций, держать удила, пока Король и Народ не поправятся» [5. С. 271-283].В конце XVIII столетия Георг III предстает в политическом дискурсе как типичный, как бы мы сейчас сказали, «таблоидный» монарх: честный, простой, открытый, обладающий твердыми моральными устоями, бережливый [скуповатый], настороженный в отношении иностранцев [ксенофоб]. Это качества не политика [правителя], но человека, точнее – типичного англичанина, каким рисовали его иностранные путешественники тех времен и какими желали видеть себя сами англичане в соответствии с пуританской этикой.Получается, что именно приступы порфириновой болезни стимулировали «муссирование» именно этих качеств [т.е. конструирование именно этого образа] и способствовали росту популярности Георга – но не как политической фигуры, а как обычного человека. Когда 25 октября 1810 г. Георг в последний раз впал в безумие [после этого он уже не возвращался к управлению страной], празднование его юбилея превратилось в национальное торжество – «феерию, равной которой не было в истории празднования событий такого рода» [5. С. 282-283].В историографии эволюция оценок Георга III также связана со «случаем с безумием». «Вигско-либеральная» историческая школа XIX в., равно как и американская историография, пыталась эксплуатировать образ, создаваемый в XVIII в. оппозицией, и характеризовала Георга как тирана, узурпировавшего права парламента и покушавшегося на основы конституционного баланса. «Школа Нэмира» в 1920-е гг. презентовала Георга как личность, на которой в новое время держался весь механизм политической коррупции.Однако в 1960-х гг. в историографии произошел так называемый «эмпатический поворот» . В эти годы выходит работа Иды Макалпайн и Ричарда Хантера «Георг III и дело о безумии» [6], в которой авторы впервые идентифицировали безумие короля как порфириновую болезнь [сам термин в медицине был введен в 1930-х гг.]. Учитывая, что в 1950-е гг. даже такие знаменитые политические историки, как Дж. Пламб [между прочим, автор книги «Первые четыре Георга» – написанной в жанре политической биографии указанных монархов] и Дж.Баттерфилд предпочитали вообще не касаться этой темы и тем более не связывать ее с оценкой Георга как монарха, следует сказать, что после выхода этой работы «репутация» короля в исторических кругах изменилась. Именно с этого времени о нем начали писать, как о честном, смелом, обязательном, добродетельном монархе, подчеркивать его отличия от предшественников, образованность, покровительство культуре и прочие положительные качества.Итак, «король-политик – король-человек – король-декорация»[символ]». Возможно, именно так выглядит «эволюция» презентации фигуры монарха в Англии, до сих пор сохраняющей монархический строй. В эпоху нового времени, когда сильные правители типа Генриха VIII, Елизаветы I или Карла Стюарта уходили в прошлое, Георг был более «симпатичен» современникам и, соответственно, более популярен в образе Дж. Булля и символа «старой доброй Англии» . Возможно, именно безумие, отвлекшее Георга III от активного участия в практической политике, обеспечило первый толчок для подобной трансформации образа короля. Глава 2 Политическая борьба в правление Георга III в школьном курсе истории2.1 Анализ школьной программы о правлении Георге IIIНами были проанализированы школьные учебники по всеобщей истории. Например, в учебнике « Всеобщая история. История Нового времени.XVIII век : 8-й класс под ред. А. А. Искендерова. Нет материалов о правление английского короля Георга III.При этом мы знаем, что в мировой истории правление короля Георга III с 1760 по 1820 гг. отличалось специфическими характеристиками, которые оказали значительное влияние на мировую историю. Несмотря на это, некоторые учебники всеобщей истории могут уделить этому периоду недостаточное внимание. Важно отметить роль Георга III во время промышленной революции и национальной истории Великобритании, а также его воздействие на британскую империю и события, происходившие во время его правления.Георг III стал королем в возрасте 22 лет и управлял Британской империей более чем на протяжении 60 лет. Его правление вписывается в эпоху Великой Британии мировой эпохи. Он правил во время известного кризиса в Американских колониях, что привело к их утрате и возникновению Соединенных Штатов в 1776 г. Кроме того, монументальные изменения, произошедшие в Великобритании и ее империи во время его правления, неоднократно вызывали восстания и бунты.Сам Георг III был известен своими консервативными взглядами и последовательной позицией в отношении колоний, что в конечном итоге привело к американской революции. Его правление также совпало с острым периодом истории Великобритании, когда миф о «гарантированной свободе» принес нестабильность и конфронтации в мировой истории.Сам период правления короля Георга III было тесно связано с промышленной революцией и важными изменениями в социальной и экономической структуре Великобритании. Его долгий и сложный период правления оказал влияние на политические, социальные и экономические процессы, которые остались замечательными событиями в истории Великобритании.Таким образом, изучение правления Георга III имеет важное значение для понимания эволюции мировой истории XVIII-XIX вв., и его роль в промышленной революции, американской революции и развитии британской империи заслуживает большего внимания в учебниках всеобщей истории.Второй учебник представлен «Всеобщей историей для 10 классов авторы Л.Н. Алексашкина, В.А. Головина. В нем также отсутствуют материалы об короле Георге III.Отсутствие материалов в школьных учебниках истории об короле Георге III в может быть объяснено несколькими причинами. Во-первых, авторы учебника посчитали, что период правления короля Георга III не является ключевым для изучения мировой истории, и поэтому не включили данный материал содержание учебного материала.Во-вторых, такой выбор может быть обусловлен ограниченным объемом самого учебника, а также приоритетом между необходимостью выбирать наиболее значимые и яркие события, которые являлись поворотными для все мировой истории.Третья причина может быть связана с тем, что король Георг III был правителем Великобритании в период «Американской революции», что может вызвать разногласия и политические дискуссии, которые могут быть нежелательными для включения в учебный план.Отсутствие материалов о правлении короля Георга III в учебнике истории также может быть связано с тем, что источники информации о нем не являются достаточно объективными или доступными для включения в учебник.В целом, отсутствие материалов о короле Георге III в школьных учебниках истории может быть объяснено различными факторами, такими как значимость периода его правления, объем учебника, политические соображения и доступность объективной информации.2.2 Конспект урока политическая борьба в правление Георга III1. Общая информация об урокеТема Политическая борьба в правление Георга III№ урока по календарно-тематическому планированию⃰15Предмет, классИстория, 8 классУМК ⃰⃰ ⃰Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. и другие под редакциейИскендерова А.А. Всеобщая история. История Нового времени. 8 кл.Тип урока⃰⃰ ⃰Комбинированный Вид урока⃰ ⃰Изучение нового материалаМетоды, приемы обучения,образовательные технологииЦельучителяучениковСформировать представления учащихся о политической борьбе в правление Георга II.Задачи Формируемые УУДпредметныеметапредметныеличностныеУчащиеся должны:объяснять политическое устройство Англии 18 веке;использовать историческую карту в рассказе о войне о независимости;объяснять причины политической борьбы при Георге III.Учащиеся должны:использовать различные источники исторической информации;составлять хронологические таблицы;составлять логические схемы;Учащиеся должны:осмыслить социально-нравственный опыт предшествующих поколений;осознать свою идентичность как гражданина страны.Организация учебного пространстваОрганизация учебного пространства на уроке истории играет важную роль в создании комфортной и продуктивной обучающей среды. Вот несколько ключевых аспектов организации учебного пространства на уроке истории:Размещение мебели. Расположение парт и стульев должно способствовать удобству и удовлетворять потребностям учащихся. Парты можно организовать в виде круга или полукруга для обеспечения более активного взаимодействия и обсуждения.Интерактивные доски. Использование интерактивной доски или проектора позволяет демонстрировать карты, графики, изображения и другие визуальные материалы, что делает учебный процесс более наглядным и интересным.Обучающие материалы. На уроке истории важно иметь доступ к разнообразным обучающим материалам, таким как учебники, статьи, исторические иллюстрации, фотографии, артефакты и видеоматериалы. Это помогает обогатить урок и предоставить учащимся дополнительные источники информации.Зона для обсуждений и групповой работы. Создание специальной зоны для обсуждений и групповой работы позволяет учащимся активно участвовать в уроке, обмениваться мнениями и идеями, а также развивать навыки сотрудничества и коммуникации.Учебные пособия и ресурсы. Предоставление учебных пособий, аудиоматериалов и доступа к онлайн-ресурсам помогает учащимся углубленно изучать материал и расширять свои знания вне классной комнаты.Пространство для творческой работы: Выделение времени и места для творческих проектов и исследований позволяет учащимся проявить свою индивидуальность, развить критическое мышление и творческий потенциал.Эргономика и безопасность. Важно обеспечить эргономичность мебели и безопасность учащихся в учебном пространстве. Кресла и столы должны быть удобными для сидения и работы, а также не создавать препятствий для передвижения.Оборудование, дидактические материалыИсточники информации, литератураЮдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. и другие под редакциейИскендерова А.А. Всеобщая история. История Нового времени. 8 кл.Издательство «Просвещение» Арсентьев Н.М., «История России. 8 класс» вдвух частях, авторы: Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И.В.Курукин,А.Я.Токарева под редакцией А. В. Торкунова.– М., «Просвещение» , 20202. План урока (на его основе делается конспект)Этап урокаВиды, приемы работыДеятельность учителяДеятельность обучающихсяРесурсы1. Организационный этапВключить обучающихся в учебный процесс (учебную деятельность). МотивацияПриветствие.Вопросы:Оживление, проявление интереса. Высказывания, ответы на вопросыДоска, схема политическое устройство Англии2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихсяКак вы думаете, ребята, о чем будет наш урок?Фронтальная беседа:Какое политическое устройство бы характерно для Англии 18 веке?- Почему возникла политическая борьба?Вспоминают. Отвечают, дополняют. Анализируют, формулируют цели, вопросы по поводу темы и цели урока.Примерные варианты, к которым должны прийти обучающиеся:Благодаря английской революции в стране утвердилась конституционная монархия 3. Актуализация знанийСлайд-эпитет (подсказка)Для мотивации можно использовать другой прием: «Домысливание» .Например: «Предлагаю тему урока и слова «помощники» . С помощью слов-» помощников» сформулируйте цели урока:Выясним_____________________Узнаем ______________________ Научимся ____________________Проверим ____________________4. Информационно-аналитический этапПред принимавшиеся шаги одного кабинета, отменялись решениями следующих правителей. Тем не менее, история с назначением Бьюта со всей очевидностью обнаружила новые реалии, в политической практике утверждался один из важнейших принципов парламентаризма, а именно - функционирование солидарного, ответственного правительства в виде кабинета министров, глава которого должен опираться на свою фракцию в парламенте. Становилась все более очевидной необходимость идти по стопам деда и назначать первым министром человека, обладающего не только доверием монарха, но и поддержкой парламента. Однако осознал монарх это не скоро. Георг III все больше внимания уделял дебатам, проходившим в обеих палатах парламента. Особо его интересовали результаты голосований, которые отражали реальную расстановку сил5. Этап контроля-коррекции«Проба пера» : самостоятельно составить вопросы к них.7. Рефлексивный этап7.1. Подведение итогов. Ответ на проблемный вопросПочему политическая борьба обострилась при Георге III7.2. Рефлексия по плануОценить работу учителя и свою7.3. Комментирование домашнего заданияЗаключениеВо время первого десятилетия правления Георга III (1760-1770) Великобритания пережила период интенсивных политических споров и борьбы за свободу слова. Эти дебаты были вызваны рядом факторов, в том числе острыми разногласиями между «внутренними» и «внешними» противниками и публичным давлением, оказываемым на внешнюю политику.Тронная речь Георга III в 1763 году вызвала общественное негодование, а атака Джона Уилкса на короля в «Северном британце» стала символом противостояния свободы и авторитаризма. Этот период, известный как «патриотический апогей» или «уилксовский радикализм», стал ключевым моментом в политической истории Великобритании.Политическая борьба во время правления Георга III оказала значительное влияние на историю Великобритании и её политическую систему. В то время как Георг III стремился к укреплению королевской власти и ограничению влияния парламента, его деятельность вызывала сопротивление со стороны различных политических группировок, что привело к серьезным политическим конфликтам и изменениям в стране.Одним из ключевых аспектов политической борьбы было противостояние между королем и парламентом. Георг III стремился к укреплению своей власти и расширению королевских прерогативов, что приводило к напряженным отношениям с парламентом и его лидерами. Парламент, в свою очередь, выступал в защиту своих прав и прерогатив, стремясь ограничить королевскую власть и обеспечить баланс сил в политической системе страны.Еще одним важным аспектом была борьба за влияние внутри парламента. Различные политические фракции соперничали за влияние и власть, формируя временные коалиции и выступая против различных королевских кабинетов. Эти политические разногласия приводили к частым сменам правительств и периодам нестабильности.Кроме того, политическая борьба во время правления Георга III оказала влияние на общественное мнение и политическую культуру страны. Различные политические кризисы и конфликты формировали политические предпочтения и убеждения граждан, а также способствовали развитию политического плюрализма и демократических институтов.В целом, политическая борьба в период правления Георга III была сложным и многоаспектным явлением, которое оказало значительное влияние на историю Великобритании. Этот период отмечен соперничеством различных политических сил, стремящихся к укреплению своей власти и влияния, что сформировало основы современной политической системы страны.В ходе исследования были достигнуты все поставленные цели и задачи. Была дана общая характеристика правления Георга III, проанализирована политическая борьба в его правление в оценках англоязычной историографии и рассмотрено представление этой темы в школьной программе.Изучив исторические источники, можно сделать вывод о том, что политическая борьба при Георге III была непростой и разнообразной. Различные историки оценивают его правление по-разному, отмечая как положительные, так и отрицательные моменты. Важно учитывать различные точки зрения историков для получения более полной картины происходивших событий.В целом, отсутствие материала о политической борьбе Георга III в школьных учебниках может быть обусловлено комбинацией вышеперечисленных факторов и принятием решения о том, какие темы следует включить в учебные программы с учетом их значимости, доступности информации и целей образовательного процесса.Кроме того, был разработан урок для общеобразовательной школы на тему «Политическая борьба в правление Георга III» . Урок включает в себя интерактивные методы обучения, такие как обсуждение исторических фактов, ролевые игры, анализ исторических источников. Учащиеся на уроке смогут более глубоко понять исторические события того времени и развить критическое мышление.В заключение, можем сказать, что изучение политической борьбы при Георге III является важной и интересной темой для изучения в школах. Это позволяет учащимся развить навыки анализа и критического мышления, понять сложность исторических процессов и различные точки зрения историков на происходившие события.Список литературыАйзенштат М.П. Власть и общество Британии 1750-1850 гг. М.: ИВИ РАН, 2009.-398 с.Белл, Д.Д. История Англии / Дж. Дж. Белл. - СПб. : Питер, 1995. - 219 c.Боровков Д. Георг III: последний представитель британского абсолютизма // Исторический журнал History Illustrated. 2013. № 2. С. 4-31.Ефимов, А.В. Очерки истории США [Текст] : От открытия Америки до окончания гражд. войны. [1492-1870 гг.] / Чл.-корр. АН СССР А. В. Ефимов. - 2-е изд. - Москва : Учпедгиз, 1958. – 439 сЗыкова, Е.П. Литературный быт и литературные нравы Англии в XVIII веке: искусство жизни в зеркале писем, дневников, мемуаров [Текст] / Е. П. Зыкова ; Российская акад. наук, Ин-т мировой лит. им А. М. Горького. Москва : ИМЛИ РАН, 2013. – 229 с.Иглз, Р. История Англии / Р. Иглз при содействии Э. Диксона ; [пер. с англ. Г. В. Горевцова]. - Москва : АСТ : Астрель, 2008. – 292 с.История Англии : Парламент. монархия. - [2-е изд., испр.]. - СПб. : Питер-пресс, 1997. – 220 с.Киселев, А.А. Рождение империи. Британское государство и колониализм в XVII-XVIII вв. [Текст] : монография / А. А. Киселев ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Волгоградский гос. ун-т» . - Волгоград : Изд-во Волгоградского гос. ун-та, 2012. – 331 с.Косых, Т.А. Сэмюэл Джонсон и его эпоха : Британия и мир глазами английского интеллектуала XVIII в. : монография / Т. А. Косых ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет имени Б. Н. Ельцина. Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 2022. – 289 с.Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.Николаева, Е.С. История Англии : учебное пособие / Е. С. Николаева, Е. В. Абраменко ; Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ). - Ростов-на-Дону : Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2022 (Ростов-на-Дону). - 95 с.Новоселова О.А. Функционирование королевской власти и парламента в правление Георга III к началу войны за независимость США // Научный аспект. 2023. Т. 13. № 6. С. 1675-1680.Модель Д. Становление ответственного министерства в Англии (XVIII− нач. XIX вв.) / Д. Модель // Из истории европейского парламентаризма: Великобритания. М.: ИВИ РАН, 1995. –С. 80-87.Моруа, А. История Англии [Текст] / Андре Моруа ; [перевод с французского Леонида Ефимова]. - Москва : Колибри, cop. 2017. - 604 с.Рожков, Н.А. ... От самовластия к народовластию : Очерки из истории Англии, Франции и Германии / Н.А. Рожков, магистр истории. - Санкт-Петербург : О.Н. Попова, 1908. - 248 с.Романова, М. И. Война за независимость североамериканских колоний и британский парламент. 1765-1775 годы / М. И. Романова // Новая и новейшая история. – 2008. – № 1. – С. 110-129.Сенная О.В. Король Великобритании Георг III: человек и государь // Imagines Mundi: Альманах исследований всеобщей истории XVI-XX вв. 2006. Т. 4. № 2. С. 308-319.Сидоренко Л.В. Роль короля Георга III в оставке коалиции Фокса и Норта в Великобритании в 1783 г. // Труды кафедры истории Нового и новейшего времени. 2010. № 5. С. 15-34.Сили, Дж. Р. Британская империя [Текст] : разделяй и властвуй! / Дж. Р. Сили. - Москва : Алгоритм, 2013. – 253 с.Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательство / Под ред. О.А.Жидкова. Пер. О.А.Жидкова. М., 1993.Соколов, А.Б. Политическая борьба в Англии по вопросам внешней и колониальной политики в XVIII веке : автореферат дис. ... доктора исторических наук : 07.00.03. Москва, 1995. 32 с.Сомин, Н.И. Англия в XVIII веке [Текст] ; Промышленная революция. Борьба североамериканских колоний Англии за независимость. Образование США : Лекции... Москва : [б. и.], 1952. 32 с.Холт, В. Георг III = The Third George : роман / Виктория Хольт под псевдонимом Джин Плейди ; [пер. с англ. Л.А. Игоревского]. Москва : Центрполиграф, 2003 (ГУП ИПК Ульян. Дом печати). – 395 с.Хоус, Дж. Наикратчайшая история Англии : [16+] / Джеймс Хоус ; перевод с английского Александра Коробейникова. - Москва : КоЛибри, 2021. – 348 с.Широкорад, А.Б. Британская империя : / А. Б. Широкорад. - Москва : Вече, 2014. – 318 с.Юдовская, А.Я. Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс. - Москва : Просвещение, 2023. – 255 с.Aspinall A. Politics and the Press. L., 1959.Burke Е. Observations on the Conduct of the Minority / E. Burke. – L.: M'Lean, 1812. – 136 p.Catalogue of Political and Personal Satires in the collection of British Museum. Vol. V., L., 1949.Dickinson H. T. The British Constitution /H. T. Dickinson // A Companion to Eighteenth-Century Britain / Ed. by H.T. Dickinson. — Blackwell: Blackwell Publishing, 2002.— P. 3-17.George M. D. English Political Caricature in the 18th century. L., 1959.Harries B. Politics and the Nation: Britain in the Mid-Eighteenth Century. /B. Harries. — Oxford: Oxford University Press, 2002. P. 22.Hunter R. and Macalpine I. George III and the Mad-Business. L., Penguin, 1969.Namier L. The Structure of Polities at the Accession of George III. — 2nd Edition. /L. Namier. — L.: Macmillan, 1960. — 514 p.Porritt E. The Unreformed House of Commons; Parliamentary Representation before 1832. In Two Volumes. / E. Porritt, A Porritt. — Cambridge: Cambridge University Press, 1909. – Vol. I – 586 p., Vol II. – 610 p.Smith G. А Constitutional and Legal History of England. /G.A. Smith. N. Y.: Scribner, 1955. – 585 p.The Parliamentary History of England from the Earliest Period to the Year 1803. From which Last-Mentioned Epoch It is Continued Downwards in the Work Entitled “The Parliamentary Debates”. In Thirty-Six Volumes. Vols. XV-XXIII. — L.: Hansard, 1813-1815. Vol. XV 740 p.ПриложениеПортрет Георга III. Худ. Иоганн Цоффани. 1771 г.Карикатура Уильяма Хогарта на Джона Уилкса (1763).National Portrait Gallery, London.
1. Айзенштат М.П. Власть и общество Британии 1750-1850 гг. М.: ИВИ РАН, 2009.-398 с.
2. Белл, Д.Д. История Англии / Дж. Дж. Белл. - СПб. : Питер, 1995. - 219 c.
3. Боровков Д. Георг III: последний представитель британского абсолютизма // Исторический журнал History Illustrated. 2013. № 2. С. 4-31.
4. Ефимов, А.В. Очерки истории США [Текст] : От открытия Америки до окончания гражд. войны. [1492-1870 гг.] / Чл.-корр. АН СССР А. В. Ефимов. - 2-е изд. - Москва : Учпедгиз, 1958. – 439 с
5. Зыкова, Е.П. Литературный быт и литературные нравы Англии в XVIII веке: искусство жизни в зеркале писем, дневников, мемуаров [Текст] / Е. П. Зыкова ; Российская акад. наук, Ин-т мировой лит. им А. М. Горького. Москва : ИМЛИ РАН, 2013. – 229 с.
6. Иглз, Р. История Англии / Р. Иглз при содействии Э. Диксона ; [пер. с англ. Г. В. Горевцова]. - Москва : АСТ : Астрель, 2008. – 292 с.
7. История Англии : Парламент. монархия. - [2-е изд., испр.]. - СПб. : Питер-пресс, 1997. – 220 с.
8. Киселев, А.А. Рождение империи. Британское государство и колониализм в XVII-XVIII вв. [Текст] : монография / А. А. Киселев ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Волгоградский гос. ун-т» . - Волгоград : Изд-во Волгоградского гос. ун-та, 2012. – 331 с.
9. Косых, Т.А. Сэмюэл Джонсон и его эпоха : Британия и мир глазами английского интеллектуала XVIII в. : монография / Т. А. Косых ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет имени Б. Н. Ельцина. Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 2022. – 289 с.
10. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.
11. Николаева, Е.С. История Англии : учебное пособие / Е. С. Николаева, Е. В. Абраменко ; Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ). - Ростов-на-Дону : Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2022 (Ростов-на-Дону). - 95 с.
12. Новоселова О.А. Функционирование королевской власти и парламента в правление Георга III к началу войны за независимость США // Научный аспект. 2023. Т. 13. № 6. С. 1675-1680.
13. Модель Д. Становление ответственного министерства в Англии (XVIII− нач. XIX вв.) / Д. Модель // Из истории европейского парламентаризма: Великобритания. М.: ИВИ РАН, 1995. –С. 80-87.
14. Моруа, А. История Англии [Текст] / Андре Моруа ; [перевод с французского Леонида Ефимова]. - Москва : Колибри, cop. 2017. - 604 с.
15. Рожков, Н.А. ... От самовластия к народовластию : Очерки из истории Англии, Франции и Германии / Н.А. Рожков, магистр истории. - Санкт-Петербург : О.Н. Попова, 1908. - 248 с.
16. Романова, М. И. Война за независимость североамериканских колоний и британский парламент. 1765-1775 годы / М. И. Романова // Новая и новейшая история. – 2008. – № 1. – С. 110-129.
17. Сенная О.В. Король Великобритании Георг III: человек и государь // Imagines Mundi: Альманах исследований всеобщей истории XVI-XX вв. 2006. Т. 4. № 2. С. 308-319.
18. Сидоренко Л.В. Роль короля Георга III в оставке коалиции Фокса и Норта в Великобритании в 1783 г. // Труды кафедры истории Нового и новейшего времени. 2010. № 5. С. 15-34.
19. Сили, Дж. Р. Британская империя [Текст] : разделяй и властвуй! / Дж. Р. Сили. - Москва : Алгоритм, 2013. – 253 с.
20. Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательство / Под ред. О.А.Жидкова. Пер. О.А.Жидкова. М., 1993.
21. Соколов, А.Б. Политическая борьба в Англии по вопросам внешней и колониальной политики в XVIII веке : автореферат дис. ... доктора исторических наук : 07.00.03. Москва, 1995. 32 с.
22. Сомин, Н.И. Англия в XVIII веке [Текст] ; Промышленная революция. Борьба североамериканских колоний Англии за независимость. Образование США : Лекции... Москва : [б. и.], 1952. 32 с.
23. Холт, В. Георг III = The Third George : роман / Виктория Хольт под псевдонимом Джин Плейди ; [пер. с англ. Л.А. Игоревского]. Москва : Центрполиграф, 2003 (ГУП ИПК Ульян. Дом печати). – 395 с.
24. Хоус, Дж. Наикратчайшая история Англии : [16+] / Джеймс Хоус ; перевод с английского Александра Коробейникова. - Москва : КоЛибри, 2021. – 348 с.
25. Широкорад, А.Б. Британская империя : / А. Б. Широкорад. - Москва : Вече, 2014. – 318 с.
26. Юдовская, А.Я. Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс. - Москва : Просвещение, 2023. – 255 с.
27. Aspinall A. Politics and the Press. L., 1959.
28. Burke Е. Observations on the Conduct of the Minority / E. Burke. – L.: M'Lean, 1812. – 136 p.
29. Catalogue of Political and Personal Satires in the collection of British Museum. Vol. V., L., 1949.
30. Dickinson H. T. The British Constitution /H. T. Dickinson // A Companion to Eighteenth-Century Britain / Ed. by H.T. Dickinson. — Blackwell: Blackwell Publishing, 2002.— P. 3-17.
31. George M. D. English Political Caricature in the 18th century. L., 1959.
32. Harries B. Politics and the Nation: Britain in the Mid-Eighteenth Century. /B. Harries. — Oxford: Oxford University Press, 2002. P. 22.
33. Hunter R. and Macalpine I. George III and the Mad-Business. L., Penguin, 1969.
34. Namier L. The Structure of Polities at the Accession of George III. — 2nd Edition. /L. Namier. — L.: Macmillan, 1960. — 514 p.
35. Porritt E. The Unreformed House of Commons; Parliamentary Representation before 1832. In Two Volumes. / E. Porritt, A Porritt. — Cambridge: Cambridge University Press, 1909. – Vol. I – 586 p., Vol II. – 610 p.
36. Smith G. А Constitutional and Legal History of England. /G.A. Smith. N. Y.: Scribner, 1955. – 585 p.
37. The Parliamentary History of England from the Earliest Period to the Year 1803. From which Last-Mentioned Epoch It is Continued Downwards in the Work Entitled “The Parliamentary Debates”. In Thirty-Six Volumes. Vols. XV-XXIII. — L.: Hansard, 1813-1815. Vol. XV 740 p.