Функции тактильных жестов в повествовательной структуре художественного текста (на материале романа Идиот Ф. Н. Достоевского)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Литература
  • 33 33 страницы
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 02.05.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ 5
1.1. Роль и значение тактильных жестов в художественном тексте 5
1.2. Обзор и анализ романа Ф.М. Достоевского «Идиот» 6
1.3. Литературный обзор по теме 7
1.3.1. «Идиот» сквозь призму работы Е.А. Гришиной «Семиотика указательных жестов» 9
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 11
2.1. Тактильные жесты как средство передачи эмоций и настроения 11
2.2. Функции тактильных жестов в характеристике героев и создании атмосферы в романе 22
2.3. Влияние тактильных жестов на развитие сюжета и динамику повествования 23
2.4. Тактильные жесты со стороны невербальной семиотики 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
Фрагмент для ознакомления

Тактильные жесты по отношению к предметам также способствуют раскрытию характеристик героев. Взаимодействие с предметным миром может раскрыть многое о внутреннем состоянии персонажей, их привязанностях и отвращениях. Например, особое внимание, которое уделяет князь Мышкин объектам искусства, особенно картинам, указывает на его тонкую душевную организацию и способность видеть красоту даже там, где другие могут ее не заметить. Это также показывает его стремление к гармонии и прекрасному, делая его фигуру еще более трогательной и запоминающейся.Тактильные взаимодействия играют важную роль в создании атмосферы, которая является одной из ключевых характеристик произведения. Они помогают сформировать определенную физическую близость и эмоциональную наполненность пространства романа. Важным аспектом является то, как тактильные жесты могут мгновенно изменить настроение сцены, сделать ее более напряженной или, наоборот, пронизанной теплотой и пониманием. Эти нюансы придают тексту большую живость и реалистичность, заставляя читателя еще сильнее переживать за судьбы героев.Таким образом, тактильные жесты выполняют ряд значимых функций: они раскрывают характер и чувства персонажей, усиливают взаимосвязи между ними, способствуют созданию уникальной атмосферы. Благодаря такому глубокому и многогранному использованию тактильности, роман приобретает особую выразительность и запоминающуюся визуальность, что делает его одним из ярких примеров искусства Достоевского.Влияние тактильных жестов на развитие сюжета и динамику повествованияТактильные жесты, то есть жесты, играют значительную роль в формировании эмоциональной и символической структуры художественных текстов. В романе Ф.М. Достоевского «Идиот» они становятся ключевыми элементами, через которые раскрываются характеры персонажей и усиливается драматизм сюжета. Рассмотрим, как тактильные жесты влияют на развитие сюжета и динамику повествования в первой главе романа.С самого начала романа встреча главного героя, князя Мышкина, с другими персонажами сопровождается обменом тактильными жестами. Это приветствия, пожатия рук, касания — жесты, которые устанавливают или отражают взаимоотношения между персонажами. Например, их можно интерпретировать как знаки доверия или симпатии. В то же время тактильные жесты по отношению к предметам, такие как бережное или, наоборот, грубое обращение с вещами, помогают раскрыть внутренний мир персонажа, его отношение к материальным объектам и символическое значение этих объектов в тексте.Прикосновения героев к живым существам и предметам часто наделены многогранным смыслом. Моменты тактильного контакта зачастую сопровождаются интенсивными эмоциональными состояниями персонажей, что делает их важной составляющей в динамике повествования. Наблюдая за тем, как персонажи реагируют на физическое прикосновение, как они стремятся к нему или, наоборот, избегают, читатель получает глубокое понимание психологического климата сцены и мотивов действий героев.Тактильный контакт может служить также важным инструментом в развитии отношений между персонажами. Прикосновение нередко становится первым шагом к установлению эмоциональной связи или, напротив, сигналом отторжения и конфликта. Достоевский тонко чувствует и изображает эти нюансы, позволяя тактильным жестам влиять на ход сюжета и межличностные связи персонажей.У Достоевского тактильные жесты часто являются не только средством создания атмосферы или описания персонажей, но и носителями символических значений. Прикосновения могут символизировать сострадание, любовь, искупление или же предательство и разрушение отношений. Так, например, нежное прикосновение может обозначить чистоту и искренность чувств, тогда как жестокий или неуместный тактильный контакт отражает агрессию, отчуждение и даже деградацию личности.Таким образом, тактильные жесты имеют многослойное значение и выполняют целый ряд функций: они помогают раскрыть внутренний мир персонажей, указать на ключевые моменты в развитии сюжета и усилить драматическое напряжение повествования. Способность Достоевского тонко проработать эти детали делает роман произведением, богатым как на эмоциональном, так и на интеллектуальном уровнях.Прикосновение, как форма невербального общения, является мощным инструментом влияния и понимания. В «Идиоте» Достоевский мастерски использует тактильные взаимодействия, чтобы выразить внутренние перипетии персонажей и ключевые тематические вопросы романа. Например, прикосновения к рукам часто символизируют желание близости или понимания, в то время как жесты отталкивания говорят о конфликте, внутреннем или внешнем.Особо следует выделить сцены, в которых главный герой, князь Мышкин, использует тактильные жесты по отношению к другим персонажам. Его беззащитность, щедрость и стремление к истинной душевной связи находят отражение в его прикосновениях. В одном из ключевых моментов, когда Мышкин обнимает Настасью Филипповну, это действие несет глубокую эмоциональную нагрузку, символизируя его отчаянную попытку спасти её от саморазрушения. Такое прикосновение становится кульминацией не только для их отношений, но и влияет на дальнейшее направление сюжета.Скажем, обмен крестами Рогожина и Мышкинаповлияет на их дальнейшую судьбу:– Поменяться крестами хочешь? Изволь, Парфен, коли так, я рад; побратаемся! –Князь снял свой оловянный крест, Парфен свой золотой, и поменялись. <...>– Матушка, – сказал Рогожин, поцеловав у нее руку, – вот мой большой друг, князь Лев Николаевич Мышкин; мы с ним крестами поменялись; <...> Благослови его, матушка, как бы ты родного сына благословила. [3, с. 185] С точки зрения сюжета это значимый жест, поскольку впоследствии произойдет роковое событие – Рогожин занесет нож над «братом». По сути, ситуация обмена крестами – обмен судьбами и вместе с тем единение с народом: Рогожин берет на себя крест солдата, у которого купил крест Мышкин. Поцелуй же руки матери знак глубокого уважения со стороны сына.Тем не менее, тактильные жесты не ограничиваются взаимодействием между людьми. Прикосновения к предметам также весьма значимы. Через это взаимодействие с предметами Достоевский раскрывает внутренний мир героя, его чувства и размышления в этот момент. Тактильные ощущения здесь выступают как мост, соединяющий внутреннюю сущность персонажа с внешним миром, открывая читателю глубинные слои его психологии.Как по отношению к людям, так и по отношению к предметам, тактильные жесты очень часто усиливают эмоциональный настрой сцены или эпизода, способствуя таким образом глубине психологического воздействия романа. Они служат важным средством в динамике повествования, подчеркивая переломные моменты и внутренние переживания персонажей.Тактильные жесты в романе «Идиот» не являются случайными или незначительными деталями. Напротив, они играют первостепенную роль в развитии сюжета и определении динамики отношений между персонажами. Через прикосновения Достоевский передаёт читателям сложность человеческих эмоций и взаимоотношений, делая «Идиот» одним из наиболее глубоких и эмоционально насыщенных произведений в мировой литературе.Тактильные жесты со стороны невербальной семиотикиТактильные жесты в произведениях литературы часто остаются недооценённой категорией, но они выполняют важные функции в создании глубины и многогранности повествовательной структуры. Исследуя роман «Идиот» Федора Михайловича Достоевского, можно заметить, как значимо взаимодействие персонажей через тактильный контакт и как этот аспект резонирует с внутренним миром героев и основной идеей произведения.Тактильность проявляется в двух ключевых аспектах: через контакт персонажей друг с другом и через их взаимодействие с предметами. Оба эти аспекта неразделимо связаны с невербальной семиотикой, то есть с тем, каким образом невербальные знаки передают информацию, значение и эмоции.Исследование Г.Е. Крейдлина о невербальной семиотике русского жеста позволяет вскрыть многослойность и значение тактильных жестов в романе, касаясь как межличностных взаимодействий, так и отношений персонажей к предметному миру.Тактильные жесты в «Идиоте» можно интерпретировать как язык бесконечной нежности и эмпатии или как выражение агрессии и дистанциации. К примеру, рукопожатие между князем Мышкиным и Рогожиным пронизано напряжением и предвещает непростые отношения между персонажами. Крейдлин указывает на важность контекста и культурных кодов, определяющих смысловую нагруженность жестов. В данном случае, теплота или холодность рукопожатия выступает не только как знак уровня доверия или антагонизма, но и как символ социальных и духовных различий персонажей.Важный аспект, на который обращает внимание исследование — это тактильное взаимодействие персонажей с предметами. Примером может служить эпизод, где князь Мышкин описывает свой опыт c ситуацией, когда он гладит шелк, объясняя его своим друзьям. Этот жест не просто отражает эстетическое восприятие или сенсорное наслаждение, но и выступает как метафора гармонии, стремления к красоте и истине в контрасте с внутренним и внешним хаосом, окружающим персонажей.Крейдлин акцентирует на том, что тактильные жесты у Достоевского не только служат средством характеристики персонажей, но и играют важную роль в организации текстовой структуры. Через призму прикосновений, аудитория вступает в более интимное взаимодействие с историей, героями, их внутренним миром и, в конечном итоге, с самим собой.Таким образом, анализ Крейдлина раскрывает многоуровневое значение и функцию тактильных жестов в «Идиоте» Ф. М. Достоевского. Отражая сложные эмоциональные состояния, социальные отношения и внутренние противоречия персонажей, эти жесты выступают как важный инструмент семиотической системы романа, позволяющий читателям проникнуть глубже в суть изложенных идей и чувств.Когда мы говорим о жестах по отношению к людям, важно заметить, что они могут выражать широкий спектр чувств и социальных отношений: нежность, заботу, симпатию, а также агрессию, отторжение или доминирование. В «Идиоте» князь Мышкин часто использует тактильные жесты как способ выражения своей искренности и сочувствия к другим персонажам, в то время как у других персонажей могут наблюдаться тактильные жесты, демонстрирующие степень их эмоциональной закрытости или же расстояния.Контакт с предметами, будь то символически значимые объекты или просто вещи, окружающие персонажей, также играет важную роль в раскрытии их характеров и мотиваций. Он может отличаться особым почтением или, наоборот, импульсивностью и разрушительностью, отражая внутреннее напряжение героя или его отношение к событиям романа.Для невербальной семиотики тактильные жесты неразрывно связаны с контекстом, в котором они происходят. В произведениях Достоевского в частности, и в литературе в целом, контекст воплощает в себе социальные нормы, психологическое состояние персонажей и динамику отношений. Таким образом, тактильный жест добавляет слой значений в интерпретацию текста.Примером может служить эпизод, когда князь Мышкин подбирает упавший носовой платок Настасьи Филипповны, что является не просто актом вежливости, но и символичным жестом, подчёркивающим его рыцарскую натуру и чувство собственного достоинства.Невербальные сигналы, о которых может быть сказано вскользь или подробно описано автором, вкладывают в текст дополнительные слои значения, делая его еще богаче и полноценнее.Важно отметить, что именно тактильные жесты зачастую проливают свет на подсознательные импульсы персонажей, те моменты поступков и реакций, которые они могут не осознавать или объяснять другим образом. Так, тактильное взаимодействие помогает читателю интуитивно чувствовать истинные намерения героя, даже если они противоречат его словам или социальным нормам.В конечном счёте, невербальная семиотика тактильных жестов в романе выступает как мощный инструмент автора для передачи глубины человеческих эмоций и взаимоотношений, создания напряженности и драматизма событий, а также для усиления образности и символизма текста. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ произведении Ф.М. Достоевского «Идиот» множество тактильных жестов, которые играют существенную роль в раскрытии личностей персонажей, формировании их взаимоотношений и развитии сюжета. Эти жесты особенно заметны, когда персонажи взаимодействуют не только между собой, но и с предметами. Их можно интерпретировать как внешние проявления внутреннего мира персонажей, их чувств, переживаний и моральных исканий.Тактильные взаимодействия в романе часто служат ключом к пониманию сложных психологических состояний персонажей и их межличностных отношений. Например, легкий прикосновение к руке или плечу может выражать поддержку, симпатию или попытку утешить. В контексте романа такие жесты зачастую становятся способом общения, который может носить более глубокий смысл, чем слова. Они помогают создать иллюзию реальности, давая читателю возможность более полного эмпатичного погружения в текст.Интересно, что тактильные жесты по отношению к предметам также занимают важное место в романе. Они могут открывать перед читателем глубинные черты характера персонажа, его отношение к миру вещей, что в свою очередь может быть проекцией его отношения к самим людям. Например, бережное или, наоборот, грубое обращение с предметами мебели или личными вещами может стать отражением внутреннего мира персонажа, его эмоционального состояния или даже моральной позиции.Через тактильные жесты Достоевский передает читателю сложность и многогранность человеческой природы. Прикосновение может быть источником утешения, но и причиной боли; оно может соединять людей или разделять их. В этом многозначительном символизме и заключается уникальность подхода Достоевского к использованию тактильных жестов в своих произведениях. Они являются не только литературным приемом для создания натуральной детализации повествования, но и средством философского исследования человеческого бытия.Таким образом, значение и интерпретации тактильных жестов в художественном творчестве многогранны и глубоки. Они служат важным инструментом понимания внутреннего мира персонажей, их отношений и конфликтов. В романе «Идиот» тактильный контакт выступает как мощное средство психологической экспрессии, позволяющее автору более полно раскрыть свое видение человека и мира.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М. Бахтин. – М.: Сов. писатель, 1973. – 263с.Гаспаров М.Л. Очерк истории европейского литературного процесса – М.: Высшая школа, 1996. Достоевский Ф.М. Идиот / Ф.М. Достоевский // Полн. собр. соч.: в 1 т. – М.: Ермак, 2004.Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. – Волгоград: Перемена, 2002. Ковач А. Роман Достоевского: опыт поэтики жанра. Budapest, 1985.Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения / Л.С. Лихачев. – М.: Наука, 1968.Лотман Ю.М. Структура художественного текста. – М.: Искусство, 1970. Мотылева Т.Л. Достоевский и мировая литература // Творчество Достоевского. М., 1959.Одиноков В.Г.Религиозно-этическая основа романа Ф.М. Достоевского «Идиот» // Вестник НГУ.Серия: история, филология. Новосибирск, 2003. Т. 2. Вып. 1: филология.Одиноков В.Н. Типология образов в художественной системе Достоевского Ф.М. – Новосибирск: Наука, 1981. Прокофьев А.Н. Язык телодвижений. – СПб.: Питер, 2011. Смирнова С.В. Эмотивный аспект текста в произведениях Ф.М. Достоевского. – М.: Флинта, 2016.

1. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М. Бахтин. – М.: Сов. писатель, 1973. – 263с.
2. Гаспаров М.Л. Очерк истории европейского литературного процесса – М.: Высшая школа, 1996.
3. Достоевский Ф.М. Идиот / Ф.М. Достоевский // Полн. собр. соч.: в 1 т. – М.: Ермак, 2004.
4. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. – Волгоград: Перемена, 2002.
5. Ковач А. Роман Достоевского: опыт поэтики жанра. Budapest, 1985.
6. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения / Л.С. Лихачев. – М.: Наука, 1968.
7. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. – М.: Искусство, 1970.
8. Мотылева Т.Л. Достоевский и мировая литература // Творчество Достоевского. М., 1959.
9. Одиноков В.Г. Религиозно-этическая основа романа Ф.М. Достоевского «Идиот» // Вестник НГУ. Серия: история, филология. Новосибирск, 2003. Т. 2. Вып. 1: филология.
10. Одиноков В.Н. Типология образов в художественной системе Достоевского Ф.М. – Новосибирск: Наука, 1981.
11. Прокофьев А.Н. Язык телодвижений. – СПб.: Питер, 2011.
12. Смирнова С.В. Эмотивный аспект текста в произведениях Ф.М. Достоевского. – М.: Флинта, 2016.