Становление предметно – практической деятельности детей раннего возраста

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология
  • 20 20 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 02.05.2024
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
1 Становление предметно – практической деятельности детей раннего возраста 4
1.1 Понятие предметно-практической деятельности 4
1.2 Средства и методы развития предметно-практической деятельности у детей раннего возраста 12
Заключение 19
Список литературы 20
Фрагмент для ознакомления

Вначале дети учатся выполнять действия под руководством образца, затем по слову взрослого и с опорой на свою память. Чтобы стимулировать активность детей, необходимо увеличивать степень их самостоятельности после каждого обучающего действия с педагогом. Педагогические игры и задания должны проводиться таким образом, чтобы дети были инициативны и активны, и педагог лишь стимулировал их. М.В. Браткова[1] выделяет следующие направления педагогической работы по формированию предметной деятельности детей: развитие интереса к сотрудничеству с взрослым во время манипуляций, ориентация на оценку своих действий взрослым, развитие моторики кисти и пальцев рук, формирование умения исследовать предметы, развитие соотносящих действий и орудийных действий. Она также отмечает эффективные методы работы с детьми раннего возраста, такие как эмоционально-речевое воздействие, тактильное воздействие, поощрение, привлечение внимания, отложенное речевое сопровождение и подхватывание действий детей с предметами. Педагогическая деятельность должна направляться на формирование интереса детей к сотрудничеству с взрослым через манипулятивные действия. Для установления позитивного контакта с ребенком педагог может использовать двигательные и тактильные приемы, игры перед зеркалом, эмоциональное воздействие, подхватывать действия детей, проводить игры с пальчиками, ножками и ручками детей с потешками и стихами, стимулировать проявление позитивных эмоций.Игры, которые способствуют формированию интереса к сотрудничеству, включают в себя "Привет" и "Поиграем с погремушками". Чтобы дети могли правильно воспринимать предметы окружающего мира, игрушки и проявлять интерес к действиям с ними, педагог должен демонстрировать детям разнообразные предметы, отличающиеся по различным характеристикам, таким как температура, цвет, форма, размер, функциональное назначение, а также музыкальные инструменты по звучанию. Для этого подходят такие игры, как "Что в коробочке?", "Кто в домике живет?", "Разноцветные краски". При обучении детей имитации, пониманию жестовых и речевых инструкций, самостоятельным действиям и обращению с просьбами к взрослым, необходимо поощрять детей начинать с выполнения знакомых действий, а затем переходить к новым, сопровождая их инструкциями. Педагог должен совместно с детьми определить задачу игры и стимулировать их к самостоятельному выполнению. Например, можно спросить ребенка, что они хотели бы играть с куклой или машинкой. Затем спросить, как они хотели бы играть с куклой – кормить или уложить спать, и что им нужно для этого. Педагог также должен поощрять детей обращаться с разными просьбами к взрослым. Для развития у детей ориентации на оценку своих действий взрослыми используются игры, такие как "Кто сделал правильно?", "Собери солдатика", "Собери улитку". Чтобы дети могли ориентироваться на оценку взрослого, важно побуждать их подчиняться его оценке и ориентироваться на желаемый результат. Для развития функциональных возможностей кистей и пальцев рук педагог должен стимулировать детей к выполнению различных действий с предметами, основываясь на их физических свойствах, развивая тонкие движения пальцев и кистей. Для этого можно использовать игры, такие как "Возьми и удержи", "Птичка летает", "Постучим ложками", "Наклеим на елку шарики".Это направление работы включает в себя решение следующих педагогических задач: развитие способности детей задавать вопросы "Что это?" и "Что нужно делать?", закрепление знаний о функциях предметов; обучение детей сравнивать и различать предметы по их назначению, по способу использования; проведение различных действий с предметами. Для достижения этих целей используются речевая и жестовая инструкция, стимулирование детей к самостоятельному взаимодействию с предметами, использование различных тактильных методов для изучения предметов. Для формирования ориентации детей в свойствах объектов рекомендуется демонстрировать сенсорные образцы и показывать способы сравнения этих образцов с изучаемыми предметами. Использование контрастных образцов может способствовать более эффективному усвоению информации.М.В. Браткова [1] предлагает использовать сенсорные эталоны при оценке предметов и их свойств, а также использовать жесты и голосовое модулирование. Для этого предлагается проводить различные игры, такие как «Маленькие - большие шары» или «Елка из треугольников». Это помогает развить способы ориентировки и обучить детей использовать предметы по назначению. В процессе выполнения действий с детьми педагог должен комментировать их действия, побуждая их к самостоятельному обобщению и выбору существенных признаков предметов. Данное подход также способствует развитию речевой активности детей и формированию навыков подражания.Одной из ключевых задач педагогики является развитие у маленьких детей навыков взаимодействия с объектами-заменителями. Для успешного выполнения этой задачи необходимо создавать ситуации, когда нужного предмета нет. Важно продемонстрировать ребенку отсутствие предмета и показать, как его можно заменить для выполнения игрового действия. Педагог должен поддерживать ребенка в использовании объекта-заменителя, что можно осуществить через игры типа "Причеши куклу" или "Покорми куклу". Другим важным аспектом является формирование соотносящих действий у детей. Примерно взрослого и самостоятельно, они должны научиться соединять обе части предмета, учитывая их свойства и качества. Игры вроде "Спрячь зайку" или "Собери бусы" могут помочь в этом процессе. Также значительное внимание стоит уделить формированию орудийных действий. Педагогическая работа в этом направлении направлена на закрепление предыдущих навыков с предметами и научение использованию простейших инструментов, необходимых для выполнения практических задач. Игры типа "Сделаем сосиски" или "Полей цветок" могут помочь детям переносить принципы действия с одним инструментом на другой и осваивать новые навыки действий.Систематическая и целеустремленная педагогическая работа направлена на формирование предметной деятельности, что способствует появлению интереса к познанию окружающей среды, позитивному отношению к игрушкам, сотрудничеству с взрослыми и самостоятельному взаимодействию с игрушками. Эта работа также помогает детям освоить ведущую предметно-игровую деятельность, развить речь и создать условия для творческих видов деятельности, таких как рисование, лепка и конструирование, а также раскрывает самостоятельность ребенка в повседневной жизни. Согласно ФГОС ДОО, образовательная среда для детей должна обеспечивать предметно-пространственное развитие и укреплять взаимодействие с взрослыми. В работе над формированием предметной деятельности рекомендуется следовать направлениям, определенным М.В. Братковой, таким как развитие интереса к сотрудничеству с взрослыми, ориентация на оценку собственных действий, улучшение моторики рук, развитие поисковых действий с предметами и другие. Для эффективной работы с детьми раннего возраста рекомендуется использовать различные методы, включая наглядные, практические и словесные. Выбор конкретного метода зависит от индивидуальных особенностей детей и поставленных целей. Также выделяются наиболее эффективные приемы, такие как эмоционально-речевое воздействие, тактильное воздействие, поощрение и другие, которые способствуют успешной работе с детьми и формированию их предметной деятельности.ЗаключениеТаким образом, становление предметно-практической деятельности детей раннего возраста является важным этапом их развития. В процессе изучения данной темы было выявлено, что дети начинают активно исследовать мир через тактильные ощущения, зрительные восприятия, а также при помощи других чувств. Основные этапы становления предметно-практической деятельности у детей раннего возраста связаны с исследованием окружающей среды, экспериментированием с предметами, развитием мелкой моторики и координации движений. Важную роль в данном процессе играют взаимодействие со взрослыми и игровая деятельность, которая способствует развитию воображения, творческих способностей и умений решать различные задачи. Дети начинают осваивать мир через разнообразные игры, предметы, игрушки, материалы и средства, которые позволяют им узнавать окружающую среду, создавать новые предметы и объекты, а также экспериментировать с различными материалами. В процессе становления предметно-практической деятельности детей важную роль играет поддержка и поощрение со стороны родителей, педагогов и других взрослых. Они должны создавать условия для самостоятельных исследований, организовывать интересные задания, развивать творческие способности и помогать детям осваивать новые навыки и умения.Таким образом, становление предметно-практической деятельности детей раннего возраста является важным этапом в их развитии, который требует внимания, заботы и поддержки со стороны взрослых. Правильно организованная и стимулирующая среда позволяет детям самостоятельно исследовать мир, развивать свои навыки и умения, а также создавать свои уникальные предметы и объекты.Список литературыБраткова М.В. Пути формирования предметных действий // Дошкольное воспитание. 2009. № 1. С. 83-91. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М.: Юрайт, 2016. 200с.Мухина В.С. Детская психология. М.: Просвещение, 2012. 272 сСмирнова Е.О., Ермолаева Т.В., Мещерякова С.Ю. Развитие предметной деятельности и познавательных способностей. М.: МозаикаСинтез, 2014. 80 с.Смирнова Е.О. Наука – практике: ранний возраст - важный ответственный этап // Дошкольное воспитание, 2009. № 8. С. 18-26.Эльконин Д.Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве // Детская психология / ред.-сост. Б.Д. Эльконин. М.: Академия, 2007. С. 80-115. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.: МОДЕК, 1997. 416 с.

1.Браткова М.В. Пути формирования предметных действий // Дошкольное воспитание. 2009. № 1. С. 83-91.
2.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М.: Юрайт, 2016. 200 с.
3.Мухина В.С. Детская психология. М.: Просвещение, 2012. 272 с
4.Смирнова Е.О., Ермолаева Т.В., Мещерякова С.Ю. Развитие предметной деятельности и познавательных способностей. М.: МозаикаСинтез, 2014. 80 с.
5.Смирнова Е.О. Наука – практике: ранний возраст - важный ответственный этап // Дошкольное воспитание, 2009. № 8. С. 18-26.
6.Эльконин Д.Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве // Детская психология / ред.-сост. Б.Д. Эльконин. М.: Академия, 2007. С. 80-115.
7.Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.: МОДЕК, 1997. 416 с.