Анархистские теории 19-20 века (Бакунин, Кропоткин)

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Философия
  • 24 24 страницы
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 01.04.2010
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1. Анархизм как философская и политическая идея
2. Ранний классический анархизм: учение М.А. Бакунина
3. Поздний классический анархизм: доктрина П.А. Кропоткина
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Взгляды Кропоткина на государство отличаются от бакунизма и более глубоким пониманием государства как явления, прорастающего в различные сферы общественной жизни: государство – не просто сумма учреждений, но и система определенных общественных отношений, определенная социально-психологическая атмосфера, сопутствующая этому учреждению и отношениям. Таким образом, в контексте анархической теории более широкий взгляд на государство преследовал цель подчеркнуть отрицательную роль государства в обществе, настоятельную необходимость отказа от него.
Предшественники Кропоткина в теории анархизма – У. Годвин, П.Ж. Прудон и, особенно, М.А. Бакунин много писали о связи государства и привилегированных классов. Кропоткин отмечал классовость феодального государства, еще больше было у него суждений о классовости капиталистического государства. Кропоткин видел преемственность феодального и буржуазного государства как политических институтов, отмечал, что в результате буржуазной революции одни угнетатели народа заменены другими.
Идея классовости государства в теории Кропоткина, заключая в себе определенный критический потенциал, имела некоторую теоретическую специфику. Она непосредственно не связывалась с сущностью государства. Сущность государства, по Кропоткину, – «правительственная централизация», или «пирамидальная организация» [8, с. 186]. Классовость признавалась изменчивой, а поэтому не существенной характеристикой, или, вернее, чертой государства, лишь косвенно связанной с его сущностью. В целом, по сравнению с предшествующими анархическими теориями происхождения государства, Кропоткин делал определенный шаг вперед.
Кропоткин выступал против фактического отождествления некоторыми учеными общества и государства, признания ими вечности государства и равнозначности его исчезновения гибели общества. Он считал, что такое отождествление «идет в разрез» с данными исторической науки.
Как и многие другие мыслители, Кропоткин признавал, что человеческое общество многие тысячелетия обходилось без государства. После первоначального появления государства в обществе оно периодически исчезало из человеческой истории и именно тогда общество достигало своих наивысших для этой эпохи вершин, наиболее быстро и активно развивалось дальше по пути прогресса. Кропоткин писал о стремлении государства подчинить общество, констатировал наличие власти над обществом, если в нем существует государство. Государство у Кропоткина подобно социальной болезни, это фаза эволюции, предшествующая гибели цивилизации. Но до определенного времени излечить общество невозможно, т.к. государственная власть господствует над обществом «в силу исторических условий». Революционное уничтожение государства и переход к безгосударственному строю мыслились ученым-анархистом как путь к новой исторической цивилизации. Выступая против государства, Кропоткин выдвигал типичное для анархизма положение о подавлении личности государством.
Как и Бакунин, Кропоткин высказывал мысль о безразличии форм государства по отношению к его сущности. Однако, когда речь шла о реальных государствах, о практике, он выступал как пропагандист государственной федерации, полагая, что государственный федерализм есть переходная форма к безгосударственному строю. С Октябрьской революцией Кропоткин связывал надежды в плане перехода к коммунизму и федерализму.
Таким образом, для анархической теории Кропоткина характерно признание универсальности, естественности и прогрессивности федерализма и применимости его ко всем условиям и во все времена. Однако, как уже отмечалось, порой, выдвигаемые Кропоткиным идеи государственного федерализма противоречили негативному анархическому отношению к государству. В этом проявилась как противоречивость анархизма, так и реализм, широта взглядов Кропоткина как политического мыслителя. В целом же он стоял на позициях анархизма, который в определенной мере сковывал его практико-политические прогнозы, трансформировал выводы из революционной практики 1917-1920 гг.
Кропоткин пытался переосмыслить отношение анархизма к идее диктатуры пролетариата. Если Бакунин был безоговорочным противником этой идеи, то Кропоткин пытался отграничить приемлемый для анархизма, по его мнению, смысл понятия диктатуры пролетариата от неприемлемого. Кропоткин не мог, разумеется, признать необходимости диктатуры пролетариата как государственной формы. Но более широкое понимание диктатуры пролетариата позволяло несколько отойти от традиционной анархической вражды к ней и внимательно, сочувственно следить за шагами правительства революционного государства по переустройству общества.
Вопросы об общих основах и механизмах регулирования поведения человека в обществе, о взаимосвязи и эволюции регуляторов человеческого поведения периодически оказывались в центре внимания П.А. Кропоткина, особенно в последние годы его жизни.
Идеал будущего Кропоткин называет «анархическим коммунизмом», предполагающим: освобождение производителя от ига капитала, коммунальное производство и свободное потребление всех продуктов совместной работы; освобождение от ярма правительства и свободное развитие индивидов в группах и групп в федерациях; освобождение от религиозной морали, свободная мораль без принуждения и санкций, переходящая в состояние обычая; свобода организаций сообразно взаимным нуждам [См.: 11, с. 37].
В истории правовой мысли Кропоткин принадлежал к тем мыслителям, которые признавали генетическое единство природы справедливости, нравственности и права, а также нетождественность права и закона.
В целом, учение Кропоткина о праве – органическая составная часть его анархической системы идей. Общечеловеческие ценности, гуманизм, цивилизационный и многофакторный подходы пронизывают и его правовые взгляды. Учение Кропоткина может быть отнесено к биосоциологической теории естественного права. Продолжая в философии права анархизма линию эволюции идущую от П.Ж. Прудона, М.А. Бакунина, Э. Реклю, П.А. Кропоткин создал определённые предпосылки для формирования последующих правовых теорий анархизма в XX в.
Таким образом, учение П. А. Кропоткина, завершающее развитие классического анархизма XIX в., содержит все основные теоретические и практико-политические недостатки, внутренне присущие противоречивой теории анархизма этого исторического периода. Вместе с тем Кропоткин делает определённый шаг вперед по сравнению М.А. Бакуниным. Это проявилось в стремлении более глубоко познать природу государства, расширить теорию федерализма, дать критику таких новых черт и явлений в политической и правовой жизни начала XX в., как дальнейшая бюрократизация и милитаризация государственного аппарата, продолжающееся отчуждение народных масс от политики, экспансия колониализма, усиление карательной деятельности государства по отношению к революционному движению, кризис буржуазной демократии и законности и т. д. С целью усовершенствования анархистской доктрины с учетом новых исторических условий Кропоткин пытался опереться на ряд достижений естественных и общественных наук своего времени. Кропоткин – первый крупный теоретик анархизма, критически анализировавший идеи своих предшественников. К позитивным моментам учения Кропоткина относится его глубокий гуманизм, поиск нравственных основ права, подчеркивание определяющей роли народных масс в историческом развитии.
В учении Кропоткина о государстве и праве присутствуют как положительные моменты (прежде всего в критике политической и правовой реальности индустриального общества), так и ошибочные, негативные положения, связанные с недооценкой социального значения и исторического потенциала государства, законодательства и некоторых иных явлений, с идеализацией отдельных исторических периодов и общественных форм, учреждений, с социальными прогнозами и т.д.

Заключение

Анархизм – это общественное течение, сложившееся в середине XIX в., представители которого выступали за немедленное уничтожение всякой государственной власти и создание федерации мелких ассоциаций (объединений) производителей. Анархисты проповедовали неограниченную свободу личности, отрицали обязательную дисциплину. Главными идеологами анархизма были М.А. Бакунин и П.А. Кропоткин.
М.А. Бакунин – революционер, теоретик, один из основателей русского анархизма. Мыслитель видел в государстве искусственное образование, которое должно быть уничтожено насильственно, путем социальной революции и превращения его в «центральную контору». Свобода личности имела для него абсолютный характер, поэтому он был противником всякой государственности. Он спорил с Марксом, критиковал его идею диктатуры пролетариата как формы государственного социализма, где одна часть общества подавляет другую, что исключает достижение свободы.
Будущее общество, по Бакунину, – анархия, должно быть организовано на принципах самоуправления самим народом, помимо всех правительств и парламентов. Его идеал – безгосударственный анархический социализм на началах самоуправления, на принципах свободной федерации индивидов в коммуны, коммун – в провинции, провинций – в нации, наций – в Соединенные Штаты Европы, и так в отдаленном будущем возникнет общечеловеческое братство.
П.А. Кропоткин – ученый и теоретик русского и международного анархизма. В основу периодизации истории он положил «биосоциологический закон взаимной помощи», без которого люди не могли бы существовать. Как убежденный антиэтатист, Кропоткин полагал, что государство противостоит обществу как искусственная организация. Революция нужна для того, чтобы устранить частную собственность и государственную власть – факторы, которые затрудняют прогресс и деморализуют человека. Идеал будущего – анархический коммунизм с такими главными принципами, как общественная собственность, децентрализация и самоуправление.
Кропоткин был противником навязывания коммунизма свыше, путем массового террора, осуждал «диктатуру партии большевиков». Несмотря на это, Ленин высоко ценил Кропоткина как ученого и революционера. Он взял анархистов, оформившихся в 1902 г. в партию социалистов-революционеров, себе в союзники в первые годы советской власти.
Таким образом, поставленная цель достигнута, задачи решены.

Список литературы

Бакунин MA Философия. Социология. Политика: Сборник / Вступит, ст., сост. и примеч. В.Ф. Пустарнакова. М.: Правда, 1989. 621 с.
Бердяев Н. Русская идея. М.: АСТ, 2007. 288 с.
Большая советская энциклопедия / Гл. ред. С.И. Вавилов. 2-е изд. М.: Большая сов. энциклопедия, 1950. 656 с.
Кривенький В.В. и др. Анархисты // Политические партии России. Конец XIX – первая треть ХХ вв.: Энциклопедия. М.: РОССПЭН, 1996. С. 36-38.
Кропоткин П.А. Нравственные начала анархизма. Лондон, 1907. 66 с.
Нерсесянц B.C. Личность и государство в политико-правовой мысли (Из истории идей). М.: Знание, 1980. 64 с.
Пирумова Н.М. Бакунин. М.: Молодая гвардия, 1970. 400 с.
Ударцев С.Ф. Политическая и правовая теория анархизма в России. М.: Форум-М, 1994. 382 с.
Ударцев С.Ф. и др. Власть и государство в теории анархизма в России (XIX – начало ХХ вв.) // Анархия и власть: Сборник. М.: Наука, 1992. С. 52-60.
Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев и др. М.: Сов. энциклопедия, 1983. 840 с.
Эврич П. Русские анархисты. 1905-1917 / Пер. с англ. И.Е. Полоцка. М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. 272 с.











24

Список литературы

1.Бакунин MA Философия. Социология. Политика: Сборник / Вступит, ст., сост. и примеч. В.Ф. Пустарнакова. М.: Правда, 1989. 621 с.
2.Бердяев Н. Русская идея. М.: АСТ, 2007. 288 с.
3.Большая советская энциклопедия / Гл. ред. С.И. Вавилов. 2-е изд. М.: Большая сов. энциклопедия, 1950. 656 с.
4.Кривенький В.В. и др. Анархисты // Политические партии России. Ко-нец XIX – первая треть ХХ вв.: Энциклопедия. М.: РОССПЭН, 1996. С. 36-38.
5.Кропоткин П.А. Нравственные начала анархизма. Лондон, 1907. 66 с.
6.Нерсесянц B.C. Личность и государство в политико-правовой мысли (Из истории идей). М.: Знание, 1980. 64 с.
7.Пирумова Н.М. Бакунин. М.: Молодая гвардия, 1970. 400 с.
8.Ударцев С.Ф. Политическая и правовая теория анархизма в России. М.: Форум-М, 1994. 382 с.
9.Ударцев С.Ф. и др. Власть и государство в теории анархизма в России (XIX – начало ХХ вв.) // Анархия и власть: Сборник. М.: Наука, 1992. С. 52-60.
10.Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев и др. М.: Сов. энциклопедия, 1983. 840 с.
11.Эврич П. Русские анархисты. 1905-1917 / Пер. с англ. И.Е. Полоцка. М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. 272 с.

Вопрос-ответ:

Чем анархизм отличается от других политических идеологий?

Анархизм отличается от других политических идеологий тем, что он отвергает идею государства и пропагандирует принцип свободы и самоуправления. Анархисты считают, что государство является агрессивной формой организации общества и что люди могут жить в мире и гармонии без какого-либо централизованного контроля.

Какую роль играли Михаил Бакунин и Пётр Кропоткин в развитии анархизма?

Михаил Бакунин и Пётр Кропоткин были ключевыми фигурами в развитии анархизма. Бакунин сформулировал ранние принципы анархизма, отвергая идею государства и пропагандируя свободу и общественную справедливость. Кропоткин развил анархистскую доктрину, основанную на идеях взаимопомощи и децентрализации власти.

Какие принципы лежат в основе анархистских теорий Бакунина и Кропоткина?

В основе анархистских теорий Бакунина и Кропоткина лежит принцип отказа от государства и иерархии. Оба философа пропагандируют самоуправление и свободу индивида. Бакунин акцентирует внимание на классовой борьбе и революционной деятельности, в то время как Кропоткин подчеркивает важность коллективного действия и взаимопомощи.

Каковы основные отличия взглядов Кропоткина и Бакунина на государство?

Взгляды Кропоткина на государство отличаются от бакунизма и более глубоким пониманием государства как явления, прорастающего в различные сферы общественной жизни. Государство не просто сумма учреждений, но и система определенных общественных отношений. Бакунин, в свою очередь, отвергает государство как инструмент угнетения и эксплуатации.

Какие анархистские теории развивались в 19-20 веке?

В 19-20 веке развивались анархистские теории Михаила Бакунина и Петра Кропоткина.

Что представляет собой анархизм как философская и политическая идея?

Анархизм - это философская и политическая идея, основной принцип которой заключается в отказе от государственной власти и создании общества без принудительного управления.

Чем отличается ранний классический анархизм М.А. Бакунина?

Ранний классический анархизм Михаила Бакунина основывался на принципе коллективного протеста и декларировал абсолютную свободу личности без ограничений со стороны государства и капитализма.

Какое понимание государства имел П.А. Кропоткин?

Петр Кропоткин считал государство не только суммой учреждений, но и системой определенных общественных отношений, проникающей в различные сферы общественной жизни.