Референдум в Российской Федерации (понятия, виды)
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 25 + 25 источников
- Добавлена 03.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА РЕФЕРЕНДУМА 5
1.1. Понятие и правовая природа референдума 5
1.2. История развития законодательства о референдуме в России 11
2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА РЕФЕРЕНДУМА ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19
2.1. Особенности отдельных видов референдумов в современной России 19
2.2. Актуальные проблемы института референдума в Российской Федерации 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
Референдумы, проводимые в муниципальных образованиях и субъектах, к сожалению, применяются на практике достаточно редко, что пагубно влияет на институт референдума, как и применение референдума федерального уровня. Применение на практике референдумов на обоих уровнях, достаточно важно для дальнейшего развития института. Вынесенные вопросы на уровне муниципального образования и субъектов однообразны, из-за этого может и происходить их невостребованность. Категории вопросов, которые чаще всего выносятся на данном уровне референдума, это: самообложение граждан или территориально преобразование.
Из-за неактуальности и невостребованности таких вопросов на референдуме и происходит редкость его проведения. Сложно не согласиться с позицией И.В. Гранкина: «Огромный массив законодательных норм, которые регулируют вопросы организации референдумов федерального уровня, остаются не востребованными, а важнейший канал прямой демократии не используется для решения принципиальных государственных вопросов и для развития политической и правовой культуры граждан Российской Федерации», которая полностью оправдывает себя.
Ведь, достаточно значимые вопросы на референдумы уже давно не выносились. Можно выделить две, немаловажные проблемы института референдума в Российской Федерации, такие как большие финансовые затраты на проведения референдума и несовершенство законодательства в этой области. Проведения мероприятия, такого как референдум, достаточно финансово затратно. В связи с этим можно предположить, что в ближайшем будущем будет возможен формат проведения референдума в дистанционном формате. Данный формат поможет сэкономить бюджет и будет удобен и доступен для лиц с ограниченными возможностями, а также он будет удобен в подсчете голосов.
В настоящий момент, в законодательстве какое-либо правовое закрепления данного формата референдума и не разработана систем проведения референдума в дистанционном формате, что в свою очередь создает определенные трудности на пути развития такого формата референдума. Несовершенство в законодательстве в институте референдума, создают не малое количество трудностей для его дальнейшего развития. Изменения по отношению к референдуму, которые были приняты в законодательстве, очень сильно усложняют процедуру проведения данного мероприятия. Это является еще одной немаловажной причиной в редком проведении референдумов.
Обращаясь к Федеральному конституционному закону «О референдуме Российской Федерации», а именно статье 14, мы видим, что для референдума необходима инициатива не менее чем от 2 млн. граждан, при условии, что на территории субъекта или в совокупности с территориями за пределами Российской Федерации находятся место жительства не более 50 тысяч из них. Также необходимо собрать подписи в поддержку организации самого референдума, в течении определенного срока, 45 дней, об этом нам говорит 17 статья данного закона.
И это является еще оной причиной усложнения процесса подготовки к референдуму, так как ранее срок составлял три месяца. Так, Н.О. Новикова считает, что для реализации такой инициативы, смогут только крупные политические структуры, которые уже имеют развитую сеть территориальных организаций, а также возможность на не малу затрату в денежном плане.
Инициативные группы, которые занимаются подготовкой к референдуму, по новому законодательству должны создаваться в половине субъектов Российской Федерации. До внесения изменений в законодательство этим могла заниматься всего одна группа, численностью сто человек. Необходимо отметить, что по новому законодательству запрещается привлечение иных лиц для помощи в сборе подписей. Обновления законодательства в этой части, значительно усложняет процесс проведения референдума. Такая инициативная группа должна состоять из региональных подгрупп, в каждую из которых должно входить не менее ста участников.
Это опять же усложняет процесс подготовки к референдуму, так как создание данных подгрупп для субъектов с малой численностью населения, невозможно, по объективным на то причинам. В избирательном законодательстве большое количество коллизий, которые требуют решения, их количество можно обсуждать большое время.
Обновленное избирательное законодательство о референдуме, ограничивает конституционное право граждан. У граждан нет возможности принятия участия в управлении делами государства, что еще раз подтверждает усложнения процесса проведения референдума. Из-за этого у нас низкая активность граждан в данных мероприятиях.
Сама процедура референдума в Российской Федерации закреплена на законодательном уровне. Но законодатель не упускает из виду нарушения, которые могут поспособствовать признанию референдума несостоявшимся или недействительным, предусматриваю юридическую ответственность. Референдум имеет большое количество преимуществ, но у него присутствуют и некоторые недостатки. Поэтому законодателю необходимо рассмотреть возможность проведения референдумов в Российской Федерации в электронном формате, что поспособствует решению многих проблем в данном институте. Кроме двух ранее обозначенных проблем, имеются другие немаловажные проблемы в институте референдума. Проблема абсентеизма граждан, является одна из них.
Данная проблема усугубляется тем, что на федеральном уровне такие мероприятия как референдум, не являются распространенными. Что является довольно странным моментом, ведь участие в таких массовых мероприятиях должно наоборот притягивать граждан. На уровне муниципальных образований и субъектов ситуация еще хуже.
Для решения данной проблемы, необходимо как можно сильнее вовлекать граждан принять участие в таком роде мероприятий. Не стоит забывать про правовую грамотность граждан, необходимо повысить у граждан правовую культу и грамотность, что сможет поспособствовать их заинтересованности в участии данных мероприятий. Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод.
Институт референдума в Российской Федерации имеет значимые проблемы, которые не дают возможность дальнейшего развития данного института. По мере решения данных проблем, институт сможет развиваться, что будет способствовать эффективным способом народовластия, а также выявления воли народа. Российская Федерация сможет постепенно приблизиться к идеальному демократическому государству. Актуальность референдумов и их значимость для народа станет намного важнее.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конституция Российской Федерации провозглашает и закрепляет единственным источником власти многонациональный народ России и признает за ним полноту верховной власти, определяет механизм ее осуществления, где лидирующее положение занимает непосредственное волеизъявление народа (прямое правление), а высшим его проявлением являются референдум и выборы. Вышесказанное позволяет судить об изменении в приоритете форм осуществления народом принадлежащей ему государственной власти в пользу непосредственной демократии. Следует определить роль и значение референдума как самой яркой формы непосредственного волеизъявления народа. Политическое значение института референдума состоит в том, что с его помощью граждане приобретают возможность эффективного воздействия на формирование политики государственных и иных органов власти, а последние, в свою очередь, - возможность сверять свои решения с мнением народа или отдельной ее части. Важнейшим достижением политической жизни россиян последних двадцати лет является обновление принципов участия граждан в организации органов государственной власти и местного самоуправления, принятии решений государственного и местного значения.
На волне общедемократических преобразований начала 90-х годов 20 в. референдум и свободные выборы были признаны «высшим непосредственным выражением власти народа» (ч. 3 ст. 3 Конституции Российской Федерации). С того времени законодательство о референдумах и выборах в Российской Федерации, ее субъектах и муниципальных образованиях получило стремительное развитие, стало одной из наиболее развитых сфер российского законодательства. Вместе с тем, как уже отмечалось выше, преждевременно говорить о «завершении» процесса развития и совершенствования законодательства о выборах и референдумах в Российской Федерации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС КонсультантПлюс
Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 30.12.2021) "О референдуме Российской Федерации" // СПС Консультант Плюс.
Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя». // СПС Консультант Плюс.
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 14.02.2024) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // СПС Консультант Плюс.
Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // СПС Консультант Плюс.
Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации» от 21.07.2005 N 93-ФЗ (ред. от 29.05.2023) // СПС Консультант Плюс.
Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности п. 6 ст. 4, подп. «а» п. 4 ст. 13, п. 3 ст. 19 и п. 2 ст. 58 Федерального закона от 19.09.1997 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме» // Собрание законодательства РФ. – 1998. – №25. – Ст. 3002.
Авакьян С.А. Народовластие как совокупность институтов непосредственной и представительной демократии: проблемы эффективности / С.А. Авакьян // Российское государствоведение. 2020. №2.
Анисимов Н.Н. Инициирование референдума 2020 года: проблема формулирования вопросов, выносимых на голосование / Н.Н. Анисимов // Актуальные проблемы науки и техники: Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции, Уфа, 24 января 2020 года. Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр «Вестник науки», 2020. С. 163-167.
Голокова К.В. Особая юридическая природа общероссийского голосования / К.В. Голокова, А.С. Данилина // Трансформация публичной власти в новом конституционном цикле: Материалы международной научно-практической конференции, Иркутск, 23 сентября 2021 года. Иркутск: Байкальский государственный университет, 2021. С. 15-22.
Горбачевич К.С. Словарь синонимов русского языка. М.: Эксмо. 2022.
Гранкин И.В. Законодательное обеспечение прямой демократии на муниципальном уровне // Конституционное и муниципальное право. 2022. №7. С.44-49.
Жильцова О. С. Референдум как политико-правовой феномен [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2019 г.). Казань: Молодой ученый, 2020. С. 8-10.
Зайцева М.А., Долонская Ю.И. Референдум российской федерации как форма непосредственной демократии. В сборнике: Экономика, политика, право: актуальные вопросы, тенденции и перспективы развития. Сборник статей II Международной научно-практической конференции. 2021. С. 129- 131.
Иванов А.А. Референдум в России: проблемы определения и повышения эффективности. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Юридические науки. 2020. № 2 (41). С. 27-32.
Козлов Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Проспект, 2022.
Комарова В.В. Формы непосредственной демократии в России. М.: Формула права, 2021. Указ Президента РФ от 15.10.1993 N 1633 "О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации"// СПС Консультант Плюс.
Кочев В.А., Ромашов П.А. Конституционно-правовая природа института референдума. Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2020. № 45. С. 386-417.
Курячая М.М. Право на референдум в системе публично-политических прав граждан Российской Федерации. М., 2020. 60 с.
Лозинский А.В. Правовое регулирование порядка проведения референдума субъекта Российской Федерации / А.В. Лозинский // Молодой ученый, 2021. № 21 (363). С. 229-232.
Мартиросова А. А. Институт референдума в Российской Федерации: история развития и актуальные проблемы / А. А. Мартиросова // СИНТЕЗ НАУКИ и ОБРАЗОВАНИЯ в РЕШЕНИИ ГЛОБАЛЬНЫХ проблем СОВРЕМЕННОСТИ : сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Саратов, 24 октября 2020 года. – Стерлитамак: Общество с ограниченной ответственностью "Агентство международных исследований", 2020. С. 140-141.
Новикова Н.О. Проблемы гражданской инициативы проведения референдума в Российской Федерации // Вопросы рос. юстиции. (Екатеринбург). 2020. № 3. С. 116-119.
Нудненко Л.А. Конституционное право гражданина Российской Федерации на референдум и международные стандарты / Л.А. Нудненко // Конституционное и муниципальное право. 2020. №2. С. 10–14.
Сыкалов И.А. К вопросу о теоретических аспектах понятия «референдум». Вестник Пермского института ФСИН России. 2020. № 3 (26). С. 33-39.
Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М.: Норма, 2023.
Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М.: Норма, 2023. С. 112
Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС КонсультантПлюс
Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 30.12.2021) "О референдуме Российской Федерации" // СПС Консультант Плюс.
Кочев В.А., Ромашов П.А. Конституционно-правовая природа института референдума. Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2020. № 45. С. 399.
Курячая М.М. Право на референдум в системе публично-политических прав граждан Российской Федерации. М., 2020. С. 27.
Сыкалов И.А. К вопросу о теоретических аспектах понятия «референдум». Вестник Пермского института ФСИН России. 2020. № 3 (26). С. 35.
Зайцева М.А., Долонская Ю.И. Референдум российской федерации как форма непосредственной демократии. В сборнике: Экономика, политика, право: актуальные вопросы, тенденции и перспективы развития. Сборник статей II Международной научно-практической конференции. 2021. С. 130.
Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя». // СПС Консультант Плюс.
Иванов А.А. Референдум в России: проблемы определения и повышения эффективности. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Юридические науки. 2020. № 2 (41). С. 29.
Козлов Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Проспект, 2022. С. 215.
Мартиросова А. А. Институт референдума в Российской Федерации: история развития и актуальные проблемы / А. А. Мартиросова // СИНТЕЗ НАУКИ и ОБРАЗОВАНИЯ в РЕШЕНИИ ГЛОБАЛЬНЫХ проблем СОВРЕМЕННОСТИ : сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Саратов, 24 октября 2020 года. – Стерлитамак: Общество с ограниченной ответственностью "Агентство международных исследований", 2020. С. 140-141.
Комарова В.В. Формы непосредственной демократии в России. М.: Формула права, 2021. С. 26.
Указ Президента РФ от 15.10.1993 N 1633 "О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации"// СПС Консультант Плюс.
Анисимов, Н.Н. Инициирование референдума 2020 года: проблема формулирования вопросов, выносимых на голосование / Н.Н. Анисимов // Актуальные проблемы науки и техники: Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции, Уфа, 24 января 2020 года. Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр «Вестник науки», 2020. С. 164.
Голокова, К.В. Особая юридическая природа общероссийского голосования / К.В. Голокова, А.С. Данилина // Трансформация публичной власти в новом конституционном цикле: Материалы международной научно-практической конференции, Иркутск, 23 сентября 2021 года. Иркутск: Байкальский государственный университет, 2021. С. 18.
Лозинский, А.В. Правовое регулирование порядка проведения референдума субъекта Российской Федерации / А.В. Лозинский // Молодой ученый, 2021. № 21 (363). С. 230.
Жильцова О. С. Референдум как политико-правовой феномен [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2019 г.). Казань: Молодой ученый, 2020. С. 9.
Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации» от 21.07.2005 N 93-ФЗ (ред. от 29.05.2023) // СПС Консультант Плюс.
Горбачевич К.С. Словарь синонимов русского языка. М.: Эксмо. 2022. С. 379.
Нудненко Л.А. Конституционное право гражданина Российской Федерации на референдум и международные стандарты / Л.А. Нудненко // Конституционное и муниципальное право. 2020. №2. С. 11.
Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности п. 6 ст. 4, подп. «а» п. 4 ст. 13, п. 3 ст. 19 и п. 2 ст. 58 Федерального закона от 19.09.1997 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме» // Собрание законодательства РФ. – 1998. – №25. – Ст. 3002.
Авакьян С.А. Народовластие как совокупность институтов непосредственной и представительной демократии: проблемы эффективности / С.А. Авакьян // Российское государствоведение. 2020. №2. С. 9.
Гранкин И.В. Законодательное обеспечение прямой демократии на муниципальном уровне // Конституционное и муниципальное право. 2022. №7. С.45.
Новикова Н.О. Проблемы гражданской инициативы проведения референдума в Российской Федерации // Вопросы рос. юстиции. (Екатеринбург). 2020. № 3. С. 118.
4
1. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС КонсультантПлюс
2. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 30.12.2021) "О референдуме Российской Федерации" // СПС Консультант Плюс.
3. Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя». // СПС Консультант Плюс.
4. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 14.02.2024) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // СПС Консультант Плюс.
5. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // СПС Консультант Плюс.
6. Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации» от 21.07.2005 N 93-ФЗ (ред. от 29.05.2023) // СПС Консультант Плюс.
7. Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности п. 6 ст. 4, подп. «а» п. 4 ст. 13, п. 3 ст. 19 и п. 2 ст. 58 Федерального закона от 19.09.1997 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме» // Собрание законодательства РФ. – 1998. – №25. – Ст. 3002.
8. Авакьян С.А. Народовластие как совокупность институтов непосредственной и представительной демократии: проблемы эффективности / С.А. Авакьян // Российское государствоведение. 2020. №2.
9. Анисимов Н.Н. Инициирование референдума 2020 года: проблема формулирования вопросов, выносимых на голосование / Н.Н. Анисимов // Актуальные проблемы науки и техники: Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции, Уфа, 24 января 2020 года. Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр «Вестник науки», 2020. С. 163-167.
10. Голокова К.В. Особая юридическая природа общероссийского голосования / К.В. Голокова, А.С. Данилина // Трансформация публичной власти в новом конституционном цикле: Материалы международной научно-практической конференции, Иркутск, 23 сентября 2021 года. Иркутск: Байкальский государственный университет, 2021. С. 15-22.
11. Горбачевич К.С. Словарь синонимов русского языка. М.: Эксмо. 2022.
12. Гранкин И.В. Законодательное обеспечение прямой демократии на муниципальном уровне // Конституционное и муниципальное право. 2022. №7. С.44-49.
13. Жильцова О. С. Референдум как политико-правовой феномен [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2019 г.). Казань: Молодой ученый, 2020. С. 8-10.
14. Зайцева М.А., Долонская Ю.И. Референдум российской федерации как форма непосредственной демократии. В сборнике: Экономика, политика, право: актуальные вопросы, тенденции и перспективы развития. Сборник статей II Международной научно-практической конференции. 2021. С. 129- 131.
15. Иванов А.А. Референдум в России: проблемы определения и повышения эффективности. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Юридические науки. 2020. № 2 (41). С. 27-32.
16. Козлов Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Проспект, 2022.
17. Комарова В.В. Формы непосредственной демократии в России. М.: Формула права, 2021. Указ Президента РФ от 15.10.1993 N 1633 "О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации"// СПС Консультант Плюс.
18. Кочев В.А., Ромашов П.А. Конституционно-правовая природа института референдума. Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2020. № 45. С. 386-417.
19. Курячая М.М. Право на референдум в системе публично-политических прав граждан Российской Федерации. М., 2020. 60 с.
20. Лозинский А.В. Правовое регулирование порядка проведения референдума субъекта Российской Федерации / А.В. Лозинский // Молодой ученый, 2021. № 21 (363). С. 229-232.
21. Мартиросова А. А. Институт референдума в Российской Федерации: история развития и актуальные проблемы / А. А. Мартиросова // СИНТЕЗ НАУКИ и ОБРАЗОВАНИЯ в РЕШЕНИИ ГЛОБАЛЬНЫХ проблем СОВРЕМЕННОСТИ : сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Саратов, 24 октября 2020 года. – Стерлитамак: Общество с ограниченной ответственностью "Агентство международных исследований", 2020. С. 140-141.
22. Новикова Н.О. Проблемы гражданской инициативы проведения референдума в Российской Федерации // Вопросы рос. юстиции. (Екатеринбург). 2020. № 3. С. 116-119.
23. Нудненко Л.А. Конституционное право гражданина Российской Федерации на референдум и международные стандарты / Л.А. Нудненко // Конституционное и муниципальное право. 2020. №2. С. 10–14.
24. Сыкалов И.А. К вопросу о теоретических аспектах понятия «референдум». Вестник Пермского института ФСИН России. 2020. № 3 (26). С. 33-39.
25. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М.: Норма, 2023.