Разработка проекта бизнес-плана по продаже Китайских товаров народного потребления на маркетплейсах РФ.
Заказать уникальную дипломную работу- 42 42 страницы
- 40 + 40 источников
- Добавлена 13.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы функционирования маркетплейсов 5
1.1 Понятие и особенности маркетплейсов 5
1.2. Динамика развития онлайн-продаж и маркетплейсов 7
1.3. Особенности организации продаж на маркетплейсах 12
Глава 2. Применение маркетплейсов в продвижении товара 15
2.1. Обзор существующих маркетплейсов и перспектив их использования 15
2.2. Поиск и проверка поставщиков для маркетплейсов 18
2.3. Организация международной и внутренней логистики в РФ, сертификация товара 22
Глава 3. Бизнес-план организации продаж китайских товаров на маркетплейсах Wildberries И Ozon 24
3.1 Резюме 24
3.2 Описание отрасли и компании 24
3.3 Описание услуг (товаров) 26
3.4 Продажи и маркетинг 27
3.5 План производства 31
3.7 Финансовый план 34
3.8 Оценка эффективности проекта 35
3.9 Гарантии и риски компании 36
Заключение 40
Список использованной литературы 41
Интеллектуальные ресурсы: разработка сайта, регистрация торговой марки, составление и ведение базы данных клиентов, договора с поставщиками; Персонал: для создания и бесперебойной работы услуг сайта потребуется ответственный, квалифицированный персонал.В данной бизнес-модели наиболее важным ключевым ресурсом будут персонал и заключенные договора с поставщиками. Работа с клиентами компании потребует особенного подхода от менеджеров, а также знание товаров и поставщиков, служб доставки и многое другое. Также важно организовать работц по созданию контента, так как приятный дизайн, качественные фотографии, удобство при регистрации и заказа смогут значительно повлиять на доверие клиента.Таблица 4 - Оборудование и инвентарь Направление использования средств КоличествоЦена (тыс. руб.)Сумма (тыс. руб.)Аренда офиса127008400Продвижение проекта170007000Заработная плата сотрудникам13575035750Расходные материалы в офис1500500Итого154395051650Логистика. Хранение товара будет осуществляться посредством небольшого склада в Москве. Также будет реализована система доставки до склада маркетплейса. Офис. Менеджер будет заниматься вопросами клиентов, связью с центральным офисом маркетплейса, отвечать за документальную приемку и отправку товара. В магазине работают посменно 2 грузчика и 2 менеджера.3.6 Организационный планФорма собственности – общество с ограниченной ответственностью . Система налогообложения – упрощенная.Основные этапы:1. Подготовка контента (подзадачи: работа с семантикой в целях SEO, источники текстового контента, графического и пр.)2. Планирование рекламной кампании (подзадачи: прогнозирование бюджета по каналам)3. Планирование работы в социальных медиа (подзадачи: выбор платформы в социальных медиа, разработка контентной политики, разработка календарного плана и пр.)4. Производство товара5. Логистика (подзадачи: хранение, доставка, таможня, если требуется, и пр.)6. Офис (планирование создания и размещения офиса, сотрудников и их функций).В рамках настоящего проекта необходимо привлечение следующих сотрудников (таблица 5). Таблица 5 - Команда проектаДолжностьФункционалФорма участияДиректор Взаимодействие с рынком, общение с партнерами и инвесторами, определение вектора развития продукта, выдвижение гипотезы и пользовательских историй, расставленние приоритетовОсновной составЗаместитель директораОпределяет методологию разработки, налаживает процессы в команде, составляет план разработкиОсновной составБухгалтерияФинансовые вопросы организации, отчетность, оплата счетов, начисление и оплата заработной платыАутсорсМенеджер по персоналуВедение кадровой документации, подбор специалистов, проведение собеседований, организация аттестации сотрудниковОсновной составМаркетологРазработка стретегии продвижения проекта, взаимодействие с подрядчиками. Основной составЮристВедение нормативной документации, решение юридических споров, представление компании в судах. АутсорсАдминистраторОбработка запросов покупателей, взаимодействие с маркетплейсом, контроль отгрузки и доставки товаров, контроль проведения оплатыОсновной состав 3.7 Финансовый планСредняя маржинальность бизнеса, построенного на перепродаже товаров из Китая, — 100–120%. Это значит, что каждый вложенный рубль приносит 100–120 копеек (или 1–1,2 рубля).Сейчас в интернет-магазине предпринимательницы Юлии Бутовой на маркетинговые расходы приходится 15—20 % выручки, на логистику и склад — 10—12 %, на орграсходы — 3 %, а на зарплаты сотрудникам — 12—15 %, на закупку товара — 30 % и на налоги — 20 %.Расчет прибыли и убытковПримерный бюджет расходов представлен в таблице 6.Таблица 6 – Бюджет проекта№Статья расходовЗапланированные по Смете расходы, рубЭтап 1Этап 2Этап 3ИТОГО1234561Капитальные затраты300003000030000900002Затраты на расходные материалы100001000010000300003Фонд оплаты труда23260,223260,223260,269780,64Прочие расходы100001000010000300004.1.Расходы на аренду помещения600006000060000180000Итого расходов по этапу133260,2133260,2133260,23997890,6 Таким образом, расходы на реализацию проекта в расчетном значении составят 3997890,6 руб. Таблица 7 - Расчет прибыли и убытковПоказатели1 год2 год3 годВыручка10 000 00010 000 00010 000 000Продукция10 000 00010 000 00010 000 000Затраты5 068 6905 068 6905 068 690Себестоимость продукции5 000 0005 000 0005 000 000Аренда офиса8 4008 4008 400Коммунальные расходы5 0405 0405 040Аренда помещения для оборудования12 00012 00012 000Расходники офисные500500500Фонд оплаты труда25 00025 00025 000НДФЛ3 2503 2503 250Страховые взносы7 5007 5007 500Продвижение проекта7 0007 0017 002Валовая прибыль4 931 3104 931 3104 931 310Налоги600000600000600000Прибыль после налогов4 331 3104 331 3104 331 310Оплата вознаграждения инвестору000Чистая прибыль4 331 3104 331 3104 331 310Рентабельность43%43%43%3.8 Оценка эффективности проектаАнализ сильных и слабых сторон предприятия и основных конкурентов:Сильные стороны:- Широкий ассортимент продукции, отвечающий потребностям женщин всех возрастов и комплекций- Высокое качество продукции, изготовленной из высококачественных материалов и фурнитуры- Доступные ценыСлабые стороны:- Небольшой опыт работы на рынке- Невысокая узнаваемость брендаОсновные конкуренты:Оценка конкурентоспособности продукции и услуг:Продукция компании «Уютный дом» является конкурентоспособной по следующим параметрам:- Качество: продукция компании изготавливается из высококачественных материалов и фурнитуры, что обеспечивает ее высокое качество.- Цена: продукция компании доступна по цене, что делает ее привлекательной для потребителей.- Ассортимент: компания предлагает широкий ассортимент продукции, отвечающий потребностям целевых сегментов.3.9 Гарантии и риски компанииОценка влияния изменения параметров проекта на его конечные характеристики, такие как внутренняя норма прибыли или NPV, называется анализом чувствительности. Для проведения этого анализа необходимо изменять выбранные параметры в определенных пределах, при этом остальные параметры остаются неизменными. Чем больше диапазон вариации параметров, при котором NPV или норма прибыли остается положительной величиной, тем более устойчивым является проект. Перед заключением договора с поставщиками важно провести маркетинговое исследование, чтобы определить популярные товары и марки, а также проверить качество продукции, чтобы избежать неправильно подобранного ассортимента магазина.Кассовый разрыв — один из основных факторов риска, при котором возможна остановка деятельности магазина. Правильная финансовая модель и доступ к кредитным ресурсам позволят минимизировать риск.Неквалифицированный персонал не позволит выйти на запланированный уровень продаж, поэтому необходимо проводить тренинги по продажам, поддерживать мотивацию персонала.Изменения в законодательстве способны нарушить финансовую устойчивость организации и парализовать работу. Для ведения юридических вопросов можно нанять юридического консультанта.Далее необходимо провести оценку рисков. Данную оценку будем проводить с помощью качественного и количественного анализа. Качественный анализ приведен в таблице 8. Таблица 8 — Анализ рисковНаименование рискаВозможныепоследствия реализации рискаПримечанияБолезнь персоналаПростой и некачественное обслуживаниеОсобо некритичноНе успешностьНе окупаемость затрат на Особенно критично передмаркетинговой стратегиимаркетинговую деятельность магазинаучебным годом, когда многие закупаютсяИзменение законовРоссийской конституцииВозникновение непредвиденных расходов-Изменения природных условий (дождь, гроза.)Снижение количества клиентов-Кризис в экономике страныСнижение количества клиентов из-за невозможности купить себе обувь-Изменение налогового законодательстваВозникновение непредвиденных расходов-Неполучение ожидаемого доходаПотери в бюджете, залезание в долги-ИнфляцияУвеличение стоимости на товары-Неэффективность персоналаСнижение качества обслуживанияОсобенно критично в течение прироста клиентов Количественный анализ рисков представлен в Таблице 8. Представляет собой:- вероятность наступления;- значимость риска:- оценка риска. Таблица 9 — Качественный анализ рисковНаименование рискаВероятность наступления (0-1)Значимость риска для деятельности орг. (0-10 баллов)Оценка рискаБолезнь персонала 0,130,3Не успешность маркетинговой стратегии0,3103Изменение законов Российской конституции0,9109Изменения природных условий(гроза, дождь)0,3103Кризис в экономике страны188Изменение налогового законодательства0,420,8Неполучение ожидаемого дохода0,1101Инфляция0,886,4Неэффективность персонала0,30,20,6 Приведем основные мероприятия, направленные на минимизацию выявленных рисков: - установление взаимозаменяемости среди сотрудников; - страхование арендуемого помещения и товара; - формирование финансовых резервов; - привлечение заемного капитала. ЗаключениеМаркетплейс - это интернет-платформа, где множество компаний одновременно продают свои товары и взаимодействуют с покупателями. Основная цель маркетплейса - удовлетворение потребностей всех участников бизнес-процесса: увеличение продаж для продавцов и упрощение процесса выбора товаров для покупателей. Это достигается благодаря упрощенной коммуникации между продавцами и покупателями, предоставлению стандартного сервиса и возможности сравнения и выбора из различных предложений.Для маркетплейсов необходимо физическое перемещение товаров, но логистика играет важную роль во многих процессах, включая доставку от поставщика до склада, от склада до ПВЗ и от ПВЗ до клиента. Скорость и своевременность доставки являются ключевыми факторами, а также важно учитывать складирование товаров.Бизнес-план имеет различное значение для разных групп пользователей. Для предпринимателя он является ключевым фактором при принятии решения о вложении средств. Для банка бизнес-план является источником информации о целесообразности выдачи кредита. Для исполнителей, работающих над проектом, бизнес-план является практическим руководством по его реализации.Данный бизнес-план содержит описание разработки магазина по продаже товаров для дома от китайских производителей «Уютный дом». Продажа товаров будет осуществляться посредством размещения товаров на маркетплейсахWildberries И Ozon.Список использованной литературыАбрамс Р. Бизнес-план на 100%.Стратегия и тактика эффективного бизнеса. М.: Альпина Паблишер, 2019. 486 c.Аналитический отчет DISCOVERY RESEARCH GROUP. Анализ рынка сетей това ров для дома в России // https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1711713863Андреев А.А. Анализ современного рынка маркетплейсов в России // Современная торговля: теория, практика, инновации. Материалы Х Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. - 2022. - С. 74-78. Бекетова О.Н. Бизнес-планирование. М.: Т8, 2020. 160 c.Борисова О.В. Бизнес-планирование деятельности предприятий торговли: Учебное пособие. М.: Академия, 2016. 320 c.Бренинг Д.В., Багаева А.П. Основные различия маркетплейса и интернет-магазина // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2020. С. 318-320Бронникова Т.С. Разработка бизнес-плана проекта: Учебное пособие. М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2018. 224 c.Бударина Н.А., Павлова Ю.Ю. Актуальные вопросы таможенного администрирования трансграничной интернет-торговли в Российской Федерации // Вестник Российской таможенной академии. 2021. № 3 (56). С. 37-45. Бухтиярова Т.И., Лысенко Ю.В., Лысенко М.В., Демьянов Д.Г. Площадка маркетплейс как инновационная бизнес-технология // Педагогическая наука и практика. 2021. № 2 (32). С. 102-105. Буянов А.С. РОЛЬ Маркетплейсов в развитии электронной торговли // Human Progress. 2022. №3. С. 5Горбунов В.Л. Бизнес-планирование с оценкой рисков и эффективности проектов: Научно-практическое пособие. М.: Риор, 2019. 176 c.Горемыкин В.А. Бизнес-план: Методика разработки. 25 реальных образцов бизнес-плана. М.: Ось-89, 2018. 592 c.Дедков Д. Роль логистики в экосистемах маркетплейсов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. №5-4. С. 93-98Дмитриенко Ю.Я. Маркетплейсы сегодня: легкий бизнес или ловушка для новичков / Ю.Я. Дмитриенко // Молодой ученый. - 2023. - № 7 (454). - С. 110-113; Драган М.М. Особенности продажи товаров на маркетплейсах // Вестник науки. 2023. №12 (69). С. 72-82Инюцина В.С., Новиков В.Э. Использование искусственного интеллекта для прогнозирования продаж в сетевой розничной торговле // Логистика и управление цепями поставок. - 2021. - № 2-3 (103). - С. 37-43. Козинец Н.В. Правовое регулирование деятельности маркетплейсов: актуальные проблемы // Закон и власть. 2023. № 1. С. 29-31. Кордина И.В., Хлебович Д.И. Маркетплейс как бизнес-модель электронного посредничества // Известия Байкальского государственного университета. 2021. Т. 31. № 4. С. 467-477. Косарева О.А. Современные тенденции развития розничной торговли и перспективные форматы розничных магазинов // Бизнес. Образование. Право. , 2019. № 1(46). С. 193—197. Кубкина Ю.С. Электронная коммерция: роль, понятие, направления развития // Terraeconomicus, 2016. Т. 10. № 2. Ч. 2. С. 52. Куликова О.М., Суворова С.Д. Маркетплейс: бизнес-модель современной торговли // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2020. №6 (48). С. 50-55Меньшикова М.В. Современные тенденции развития логистики маркетплейсов // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. №12-1. С. 255-257Пархименко, В.А.; Савчик, О.А.; Верняховская. В.В. и др. Цифровая трансформация в маркетинговой деятельности: от автоматизации к алгоритмическому маркетингу // Big Data and Advanced Analytics. 2020. № 6-1. С.: 303-318. Петрова А.В. Управление товарным ассортиментом на маркетплейсах // Экономика и бизнес: теория и практика. 2023. №7 (101). С. 161-166Развитие цифровой экономики в условиях деглобализации и рецессии: монография/под ред. А.В. Бабкина. - СПб.: Политех-пресс, 2019. - 753 с.Российский офлайн-рынок товаров для дома практически перестал расти // https://www.vedomosti.ru/business/articles/2023/12/07/1009760-oflain-rinok-tovarov-dlya-doma-perestal-rastiРынок online-продаж в России в сегментах DIY, household и мебели. Итоги 2021 года и I полугодия 2022 года // https://infoline.spb.ru/shop/issledovaniya-rynkov/page.php?ID=280451#tab-op-linkСветлана Б.И., Елена Ю.Д., Ольга А.К. Ключевые проблемы торговли на маркетплейсах // Экономические системы. 2023. №4. С. 60-72Стоун, Б. The Everything Store. Джефф Безос и эра Amazon. М.: Азбука-Аттикус, Азбука Бизнесa. 2019. 416 c.Суворова С.Д., Бойко И.А., Захаренко А.И. Проектирование цифровых логистических платформ в цепи поставок // Естественно-гуманитарные исследования (ЕГИ) № 29 (3), 2020 с.321-325 Табышова А.К. Маркетплейс (онлайн платформа электронной коммерции) как эффективная бизнес-модель торговли в условиях пандемии // Известия ВУЗов Кыргызстана. 2020. № 5. С. 113-117. Шендрик П.В. Теоретические особенности функционирования маркетплейсов // МНИЖ. 2022. №10 (124). С. 74. Шульгина Е.О., Кархова И.Ю. Цифровизация в цепях поставок: некоторые тенденции и перспективы // Проблемы управления внешнеэкономической деятельностью в цифровой экономике. Сборник научных статей Всероссийской научной конференции студентов и аспирантов. Под общей редакцией В.И. Королева, Е.А. Синельниковой, М.В. Зинцовой, С.М. Балакиревой, Н.В. Виттенбек. - Москва, 2022. - С. 266-276. ЧеботареваА.А. Электронная коммерция: стратегические направления государства в развитии и проблемы правового регулирования // Вестник Академии права и управления. 2019. № 2 (55). С. 51-58. Челяпина В., Лизакова Р.А. Особенности продажи товаров на маркетплейсах // Умная цифровая экономика. 2022. №3. С. 12-16Atamuratova, N. Impact of the pandemic on accelerating the development of e-commerce in the Republic of Uzbekistan // Bulletin of Science and Practice. 2022. Т. 8. № 3. С.: 357-362. Chaffey D. Digital Marketing: Strategy, Implementation and Practice / D. Chaffey, F. Ellis-Chadwick. - Harlow : Pearson Education, 2016. - P. 94-96. Kauffman, R.J.; Li, T.; van Heck, H.W.G.M. Business Network-Based Value Creation in Electronic Commerce // International Journal of Electronic Commerce. 2010. Том 15. № 1. С.: 113-143. Raudeliuniene, J.; Davidaviciene, V.; Tvaronaviciene, M.; Radeckyte, V. A study of success factors of women's leadership in e-commerce // Terra Economicus. 2018. Т. 16. № 3. С.: 131-149. Zenkina, E.V. About Current Trends in Global E-Commerce // Beneficium. 2022. № 1 (42). С.: 68-73.
1. Абрамс Р. Бизнес-план на 100%.Стратегия и тактика эффективного бизнеса. М.: Альпина Паблишер, 2019. 486 c.
2. Аналитический отчет DISCOVERY RESEARCH GROUP. Анализ рынка сетей това ров для дома в России // https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1711713863
3. Андреев А.А. Анализ современного рынка маркетплейсов в России // Современная торговля: теория, практика, инновации. Материалы Х Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. - 2022. - С. 74-78.
4. Бекетова О.Н. Бизнес-планирование. М.: Т8, 2020. 160 c.
5. Борисова О.В. Бизнес-планирование деятельности предприятий торговли: Учебное пособие. М.: Академия, 2016. 320 c.
6. Бренинг Д.В., Багаева А.П. Основные различия маркетплейса и интернет-магазина // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2020. С. 318-320
7. Бронникова Т.С. Разработка бизнес-плана проекта: Учебное пособие. М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2018. 224 c.
8. Бударина Н.А., Павлова Ю.Ю. Актуальные вопросы таможенного администрирования трансграничной интернет-торговли в Российской Федерации // Вестник Российской таможенной академии. 2021. № 3 (56). С. 37-45.
9. Бухтиярова Т.И., Лысенко Ю.В., Лысенко М.В., Демьянов Д.Г. Площадка маркетплейс как инновационная бизнес-технология // Педагогическая наука и практика. 2021. № 2 (32). С. 102-105.
10. Буянов А.С. РОЛЬ Маркетплейсов в развитии электронной торговли // Human Progress. 2022. №3. С. 5
11. Горбунов В.Л. Бизнес-планирование с оценкой рисков и эффективности проектов: Научно-практическое пособие. М.: Риор, 2019. 176 c.
12. Горемыкин В.А. Бизнес-план: Методика разработки. 25 реальных образцов бизнес-плана. М.: Ось-89, 2018. 592 c.
13. Дедков Д. Роль логистики в экосистемах маркетплейсов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. №5-4. С. 93-98
14. Дмитриенко Ю.Я. Маркетплейсы сегодня: легкий бизнес или ловушка для новичков / Ю.Я. Дмитриенко // Молодой ученый. - 2023. - № 7 (454). - С. 110-113;
15. Драган М.М. Особенности продажи товаров на маркетплейсах // Вестник науки. 2023. №12 (69). С. 72-82
16. Инюцина В.С., Новиков В.Э. Использование искусственного интеллекта для прогнозирования продаж в сетевой розничной торговле // Логистика и управление цепями поставок. - 2021. - № 2-3 (103). - С. 37-43.
17. Козинец Н.В. Правовое регулирование деятельности маркетплейсов: актуальные проблемы // Закон и власть. 2023. № 1. С. 29-31.
18. Кордина И.В., Хлебович Д.И. Маркетплейс как бизнес-модель электронного посредничества // Известия Байкальского государственного университета. 2021. Т. 31. № 4. С. 467-477.
19. Косарева О.А. Современные тенденции развития розничной торговли и перспективные форматы розничных магазинов // Бизнес. Образование. Право. , 2019. № 1(46). С. 193—197.
20. Кубкина Ю.С. Электронная коммерция: роль, понятие, направления развития // Terraeconomicus, 2016. Т. 10. № 2. Ч. 2. С. 52.
21. Куликова О.М., Суворова С.Д. Маркетплейс: бизнес-модель современной торговли // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2020. №6 (48). С. 50-55
22. Меньшикова М.В. Современные тенденции развития логистики маркетплейсов // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. №12-1. С. 255-257
23. Пархименко, В.А.; Савчик, О.А.; Верняховская. В.В. и др. Цифровая трансформация в маркетинговой деятельности: от автоматизации к алгоритмическому маркетингу // Big Data and Advanced Analytics. 2020. № 6-1. С.: 303-318.
24. Петрова А.В. Управление товарным ассортиментом на маркетплейсах // Экономика и бизнес: теория и практика. 2023. №7 (101). С. 161-166
25. Развитие цифровой экономики в условиях деглобализации и рецессии: монография/под ред. А.В. Бабкина. - СПб.: Политех-пресс, 2019. - 753 с.
26. Российский офлайн-рынок товаров для дома практически перестал расти // https://www.vedomosti.ru/business/articles/2023/12/07/1009760-oflain-rinok-tovarov-dlya-doma-perestal-rasti
27. Рынок online-продаж в России в сегментах DIY, household и мебели. Итоги 2021 года и I полугодия 2022 года // https://infoline.spb.ru/shop/issledovaniya-rynkov/page.php?ID=280451#tab-op-link
28. Светлана Б.И., Елена Ю.Д., Ольга А.К. Ключевые проблемы торговли на маркетплейсах // Экономические системы. 2023. №4. С. 60-72
29. Стоун, Б. The Everything Store. Джефф Безос и эра Amazon. М.: Азбука-Аттикус, Азбука Бизнесa. 2019. 416 c.
30. Суворова С.Д., Бойко И.А., Захаренко А.И. Проектирование цифровых логистических платформ в цепи поставок // Естественно-гуманитарные исследования (ЕГИ) № 29 (3), 2020 с.321-325
31. Табышова А.К. Маркетплейс (онлайн платформа электронной коммерции) как эффективная бизнес-модель торговли в условиях пандемии // Известия ВУЗов Кыргызстана. 2020. № 5. С. 113-117.
32. Шендрик П.В. Теоретические особенности функционирования маркетплейсов // МНИЖ. 2022. №10 (124). С. 74.
33. Шульгина Е.О., Кархова И.Ю. Цифровизация в цепях поставок: некоторые тенденции и перспективы // Проблемы управления внешнеэкономической деятельностью в цифровой экономике. Сборник научных статей Всероссийской научной конференции студентов и аспирантов. Под общей редакцией В.И. Королева, Е.А. Синельниковой, М.В. Зинцовой, С.М. Балакиревой, Н.В. Виттенбек. - Москва, 2022. - С. 266-276.
34. ЧеботареваА.А. Электронная коммерция: стратегические направления государства в развитии и проблемы правового регулирования // Вестник Академии права и управления. 2019. № 2 (55). С. 51-58.
35. Челяпина В., Лизакова Р.А. Особенности продажи товаров на маркетплейсах // Умная цифровая экономика. 2022. №3. С. 12-16
36. Atamuratova, N. Impact of the pandemic on accelerating the development of e-commerce in the Republic of Uzbekistan // Bulletin of Science and Practice. 2022. Т. 8. № 3. С.: 357-362.
37. Chaffey D. Digital Marketing: Strategy, Implementation and Practice / D. Chaffey, F. Ellis-Chadwick. - Harlow : Pearson Education, 2016. - P. 94-96.
38. Kauffman, R.J.; Li, T.; van Heck, H.W.G.M. Business Network-Based Value Creation in Electronic Commerce // International Journal of Electronic Commerce. 2010. Том 15. № 1. С.: 113-143.
39. Raudeliuniene, J.; Davidaviciene, V.; Tvaronaviciene, M.; Radeckyte, V. A study of success factors of women's leadership in e-commerce // Terra Economicus. 2018. Т. 16. № 3. С.: 131-149.
40. Zenkina, E.V. About Current Trends in Global E-Commerce // Beneficium. 2022. № 1 (42). С.: 68-73.