Особенности организации коррекционной работы учителями в инклюзивном образовании
Заказать уникальную курсовую работу- 61 61 страница
- 57 + 57 источников
- Добавлена 04.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты организации коррекционной работы учителями в инклюзивном образовании 6
1.1 Понятие инклюзивного образования в России и за рубежом 6
1.2 Понятие инклюзивной компетенции, ее компоненты и структура 14
1.3 Проблемы подготовки условий для организации коррекционно-развивающего процесса в образовательном учреждении, 16
Глава 2. Исследование готовности педагогов к организации коррекционной работы в инклюзивном образовании 22
2.1 Описание методов диагностики готовности педагогов к организации коррекционной работы в инклюзивном образовании 22
2.2 Анализ уровня готовности педагогов к организации коррекционной работы в инклюзивном образовании 25
2.3. Педагогические условия, способствующие успешной организации коррекционной работы учителями в инклюзивном образовании 49
Заключение 54
Список литературы 56
Таблица 19 - Распределение ответов на вопрос «Считаете ли Вы, что инклюзивное образование положительно сказывается не только на развитии и социализации детей с ОВЗ, но и на их сверстниках с обычными образовательными потребностями?»ТрудностиПроцентыЧелДа35%7Нет35%7Затрудняюсь ответить30%6Рисунок 17 - Процентное отношение ответов на вопрос «Считаете ли Вы, что инклюзивное образование положительно сказывается не только на развитии и социализации детей с ОВЗ, но и на их сверстниках с обычными образовательными потребностями?»На вопрос «Появление в классе ребенка с ОВЗ - это стресс для Вас как учителя-профессионала и как для человека. Ваши действия по снижению состояния дискомфорта (выберите одно-два наиболее подходящих для Вас решения)» 70% педагогов отмечают, что способны самостоятельно выявить проблемы и изменить ситуацию в лучшую сторону, 50% попробуют увидеть положительную сторону в сложившейся ситуации, 10% будут справляться со своим эмоциональным состоянием и 15% обратиться к профессиональному психологу. Таблица 20 - Распределение ответов на вопрос «Появление в классе ребенка с ОВЗ - это стресс для Вас как учителя-профессионала и как для человека?»ОтветПроцентыЧелОбращусь к профессиональному психологу15%3Попробую сконцентрироваться на своем эмоциональном состоянии, буду управлять своими чувствами с целью сохранения душевного равновесия10%2Попробую посмотреть на проблему с другой стороны и дать ей иную оценку, увидеть положительную сторону в этом явлении50%10Попробую выявить проблему и изменить ситуацию70%14Затрудняюсь ответить, как поступлю в такой ситуации0%0Рисунок 18 - Процентное отношение ответов на вопрос «Появление в классе ребенка с ОВЗ - это стресс для Вас как учителя-профессионала и как для человека?»На вопрос «Какими дополнительными умениями и навыками должен обладать педагог, работающий в инклюзивной школе?» 60% респондентов отметили, что педагог должен знать особенности развития детей с ОВЗ, 25% должен любить детей и быть терпеливым и 15% должен обладать специальными знаниями. Таблица 21 - Распределение ответов на вопрос «Какими дополнительными умениями и навыками должен обладать педагог, работающий в инклюзивной школе?»ОтветПроцентыЧелДолжен любить детей и быть терпеливым25%5Должен знать особенности развития детей с ОВЗ60%12Должен обладать специальными знаниями15%3Должен обладать навыками работы детьми с ОВЗ0%0Затрудняюсь ответить0%0Рисунок 19 - Процентное отношение ответов на вопрос «Какими дополнительными умениями и навыками должен обладать педагог, работающий в инклюзивной школе?»По итогам проведенного исследования, отметим, что психологическая готовность педагогов к инклюзивному образованию включает в себя «эмоциональное принятие детей с различными типами нарушений в развитии (принятие/отторжение); готовность включать детей с различными типами нарушений в деятельность на уроке (включение/изоляция); удовлетворенность собственной педагогической деятельностью». 2.3. Педагогические условия, способствующие успешной организации коррекционной работы учителями в инклюзивном образованииОбратим внимание на положение ст. 48 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», которая закрепляет, что педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курсов, дисциплин в соответствии с утвержденной рабочей программой [56]. Данная норма отражает тот факт, что все педагоги должны обладать развитыми профессиональными компетенциями, которые позволят осуществлять деятельность на высоком уровне. Законом закреплена обязанность систематически повышать свой профессиональный уровень. Отдельно необходимо отметить, что реализация данной обязанности возможна только при обеспечении образовательным учреждением, в котором работает педагог, условий для повышения качества подготовки. Если образовательное учреждение не создает условий для повышения уровня профессионализма педагогов, например, необходимо отводить время на повышение квалификации, обеспечивать технические и материальные условия, устанавливать взаимодействие с высшими учебными заведениями, то исполнение данной обязанности затруднительно. В федеральном законе закреплена обязанность образовательной организации создавать условия для организации получения дополнительного профессионального образования работников. По-нашему мнению, необходимо более подробно раскрыть данную обязанность, например, закрепив, что образовательная организация должна отводить время для повышения квалификации педагогами, создавать материально-технические условия и т.д. Также законом закреплено, что педагоги должны проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании. Аттестация является одной из форм контроля уровня квалификации и компетенций педагога. Проблемой является то, что в сфере школьного образования имеется нехватка кадров, вызванная слабым материальным обеспечением данной деятельности, снижающейся престижностью данной деятельности и социальным статусом сотрудников. Это приводит к тому, что аттестация зачастую носит номинальный характер, поскольку увольнение сотрудников по причине не прохождения аттестации приводит к еще большему дефициту кадров в данной сфере. Для анализа педагогических условий необходимо провести анализ ряда теоретических понятий и подходов. Например, В.И. Андреев определяет педагогические условия, как обстоятельства процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей [3]. В данном определении видно, что автор определяет педагогические условия, как обстоятельства процесса обучения, оказывающие влияние на достижение поставленных целей. Более конкретизированное определение приводит Н.Н. Двуличанская, по мнению которой, педагогические условия представляют собой совокупность содержания и структуры предметного образования, учебно-методического обеспечения и инновационной образовательной среды, обеспечивающих успешное решение поставленных дидактических задач. Данное понятие более конкретизировано, поскольку раскрывает элементы, входящие в педагогические условия. Лаконичное определение приводит Е.Ю. Никитина, которая определяет педагогические условия, как совокупность мер, направленных на повышение эффективности педагогической деятельности [35]. Данное определение заслуживает внимания, поскольку позволяет понять содержание и сущность педагогических условий, а также цель их определения. Так, все меры и условия, создаваемые в процессе педагогической деятельности, должны быть подчинены одной большой цели – повышению качества образования. Необходимо отметить, что педагогические условия тесно связаны с механизмом формирования и развития профессиональных компетенций педагогов. Взаимосвязь механизма и педагогических условий заключается в том, что механизм носит цикличный характер и на каждом этапе развития создаются определенные педагогические условия, позволяющие развивать профессиональную компетенцию. Важнейшее значение в механизме формирования профессиональной компетенции педагога имеет высшее образование. Исследователи в области общественных наук пишут о том, что формирование профессиональной компетенции специалиста начинается с момента поступления в высшее или среднее учебное заведение. С данным утверждением можно не согласиться, поскольку неосознанное формирование профессиональных компетенций педагога начинается задолго до получения высшего образования. Учитывая приведенные выше определения, можно сформировать определить педагогические условия педагога образовательного учреждения, как совокупность материальных, технических, организационных, психологических и дидактических условий, совокупность и развитие которых в процессе профессионального обучения и педагогической деятельности позволяют повысить качество образования.В приведенном определении указаны элементы, составляющие педагогические условия, а также цели их формирования и развития. К таким условиям можно отнести следующие: материальные, технические, организационные, психологические и дидактические. Рассмотрим особенности учебного процесса, с точки зрения формирования инклюзивных компетенций педагога образовательного учреждения. Как отмечается в науке, возраст, в котором человек чаще всего получает высшее образование, является самым подходящим для учебы и профессиональной подготовки, поскольку именно в данном возрасте высшие психические функции достигают максимума в своем развитии, например это относится к восприятию, вниманию, памяти, речи, мышлению [14].Как отмечает Н.А. Аминов, в процессе профессиональной подготовки помимо компетенций также формируется индивидуальный стиль работы педагога. Необходимо подчеркнуть, что педагогическое образование должно носить практико-ориентированный характер, например, можно увеличить продолжительность педагогической практики, увеличить количество таких практик в процессе получения образования. Повышение роли практического компонента в процессе получения образования позволит сформировать индивидуальный стиль педагогической деятельности в процессе получения образования. Также необходимо обратить внимание на мнение С.Л. Рубинштейна, который называет важным развитие рефлексивных навыков [44]. Рефлексия представляет собой умение человека анализировать свое поведение, переосмысливать свои действия, взгляды, оценивать свое психологическое состояние в той или иной ситуации. Важность данного навыка для педагога заключается в том, что психологическое состояние педагога, его поведение может негативно отразиться на учениках. В этой связи можно отметить такое важное качество как эмпатия, которая связана с умением осознанно понимать и переживать эмоциональное состояние другого человека. Рефлексия и эмпатия являются важными качествами педагога. Итак, педагогические условия педагога образовательного учреждения, можно определить, как совокупность материальных, технических, организационных, психологических и дидактических условий, совокупность и развитие которых позволяет повысить качество образования.ЗаключениеИнклюзивное образование – это система, суть которой заключается в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, которая основывается на совместном обучении детей с нормативным развитием и детей с ограниченными возможностями здоровья Участники образовательного процесса учатся жить вместе, пропадает граница между здоровыми детьми и детьми с ограниченными возможностями здоровья.иТермин «инклюзивное образование» подразумевает, что образование является правом каждого человека и оно создает основу для справедливого общества. Основа инклюзивного образования заключается в отсутствии дискриминации детей и наличии равноправного отношения, создания особых условий для детей с особыми образовательными потребностями.Таким образом, инклюзивное образование включает сферу образования в доступной атмосфере и психолого-педагогической поддержки через построение системы обучения, удовлетворяющей потребности ребёнка.Задачи инклюзивного образования состоят в том, чтобы включить детей в систему обучения и обеспечить равноправие, организации условий, благоприятных для преодоления «вторичных» дефектов для реализации личностного и интеллектуального потенциала, эмоционального, коммуникативного, физического развития.Проблема образования детей с ограниченными возможностями является составляющей общества, что позволяет раскрыть индивидуальный потенциал. Условием интеграции в общество детей с ограниченными возможностями выступает расширение каналов восприятия мира для представления возможности общаться и задействовать их интеллектуальный потенциал.Национальная инициатива отмечает создание условий школьного пространства «инклюзивного обучения», ориентированного на решение задач инновационного развития и расширения возможностей. Инклюзивное обучение детей школьного возраста с ограниченными возможностями реализуется в едином потоке через адаптацию и совместное взаимодействие участников данного процесса во избежание комплекса неполноценности и второстепенности. Интеграционная парадигма предполагает организацию единого образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья для развития особенностей их мышления. Сегодня перспективными оказались школьные учреждения, сохраняющие традиции в новых социокультурных условиях. Положения социальной политики опираются на научные подходы, материально-технические средства, юридический механизм, общенациональные и общественные программы, высокий уровень профессиональной подготовки специалистов.Научный подход полагает, что «организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровьядолжна ориентироваться на чётко очерченное содержание, вытекающее из социальных процессов и их прогноза», а «изменения социально-экономического устройства общества ведут к смене требований к образованию, их дифференциации и необходимости удовлетворения новых требований». Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в учреждениях, реализующих общеобразовательные программы и индивидуальные маршруты в едином потоке через их адаптацию и взаимодействие. В основе инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья лежит обучение вне комплекса неполноценности с сохранением образцов развития личности согласно разных образовательных программ и заключения медико-психолого-педагогической комиссии. Список литературыАлехина С.В., Вячков И.В. Методологические подходы к психолого-педагогическому сопровождению инклюзивного процесса в образовании. Сибирский педагогический журнал. № 5. 2014 г. С. 98-99.Аксарина Я.С. Исследование проблем инновационной педагогической деятельности в системе современного профессионального образования. Вестник Югорского государственного университета // 2015. №1 (36). С. 17-19.Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань, 1996. 566 с.Антипина, А.Н. Из опыта работы с детьми, имеющими задержку психического развития / А.Н. Антипина // Начальная школа. – 2017. – №2. – С. 64-87.Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 768 с.Артемьева, Т. П. Педагогическая диагностика и коррекция задержки психического развития учащихся начальных классов: учебное пособие / Т. П. Артемьева, Г. А. Карпова. – Екатеринбург, 2016. – 121 с. Бабкина, П. В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в общеобразовательной школе / П. В. Бабкина // Дефектология. – 2006. – 4. – С.38-45.Блинов, Л.В. Развитие идей интегрированного образования: от истории к современности / Л.В. Блинов, И.А. Макарова // Педагогическое образование и наука. – 2011. – № 5. – С. 51–59.Бойков, Д.И. Инклюзивное образование в информационном обществе: проблемы и перспективы / Д.И. Бойков // Вестн. Герцен. ун-та: информ.-аналит. науч.-образоват. журн. – 2010. – № 1. – С. 121–125.Борозинец Н. М., Евмененко Е. В., Козловская Г. Ю. Организационно-педагогические основы интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Учебно-методическое пособие. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009. 106 с.Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1997. 298 с.Воеводина Е.В. Инклюзивное образование инвалидов: основные принципы и технологии реализации // Социально-гуманитарные знания. 2015. №2 5. С. 254-266. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6-ти т. – Т. 2: Проблемы общей психологии. М., 1982. 504 с. Гончаренко М. С. Индивидуализация подхода в обучении детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной программы // Инклюзивное образование: методология, практика, технология. Материалы научно практической конференции, 20–22 июня 2011, М. / редкол.: С. В. Алехина [и др.]. М.: МГППУ, 2011. 244 с.Горбунова С. Г. Инклюзивное образование: риски и задачи // Молодой ученый. 2017. №13. С. 540-542. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. 167 с.Иванов Д.И. Образовательная или развивающая среда // Директор школы. 2007. № 6.Иванова Н.Н. Инклюзивное образование: необычные дети в обычной школе / Н.Н. Иванова, Н.Ю. Сидорова // Психолого-педагогические проблемы личности и социального взаимодействия. – Пенза: Социосфера, 2011. – С. 202–204.Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013.Кашинская О.В. Модель комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в условиях инклюзивной образовательной организации // Молодой ученый. 2017. №44. С. 157-159. Ковалев Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. 1993. №1. С.20Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и средн. пед. учеб.заведений. М.: Академия, 2000.Конвенция о правах ребенка утв. 29.11. 1989. – Москва: Проспект., 2019. – 32 с.Конституция Российской Федерации: текст с изм. и доп. на 2015 год. – Москва: Эксмо, 2015. – 31 с.Краснопевцева Т.Ф. Методико-инклюзивная компетентность педагога профессионального образования как цель повышения квалификации // Вестник Мининского университета. 2018. № 6 (2 (23)). С. 4.Кречетников К.Г. Проектирование креативной образовательной среды на основе информационных технологий в вузе. - М.: Госкоорцентр, 2003.Крухмалев А.Е., Воеводина Е.В. Особенности социальной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья // Социологические исследования. 2012. № 12. С. 72-74. Кукушин В.С. Общие основы педагогики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eusi.ru/lib/kukushin_obsie/1.phpЛавлинский С.П. Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход. М.: Инфра-М, 2003. 384 с.Левина Е.Ю. Внутривузовская диагностика качества обучения на основе автоматизированной экспертной системы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2008.Левченко И.Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: метод.пособие. М.: Просвещение, 2008. 239 с.Малофеев, Н.Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики / Н.Н. Малофеев // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития: метод, и практ. журн. – 2009. – № 6. – С. 3–9.Морозов, Н.И. Критерии эффективности (качества) инклюзивного образования / Н.И. Морозов // Мир образования – образование в мире. – 2011. – № 3 (43). – С. 17–27; – № 4 (44). – С. 123–132.Назарова, Н.М. Специальная педагогика / Под редакцией Н.М. Назаровой. М..: AKADEMA, 2001. 394 с.Никитина Е.Ю. Теория и практика подготовки будущего учителя к управлению дифференциацией образования: дис. ... д-ра.пед. наук. Челябинск, 2001. 427 с.Организация образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения; учеб.метод. пособие / С. Е. Гайдукевич [и др.]; под общ. ред. С. Е. Гайдукевич, В. В. Чечета. Минск: БГПУ, 2006. 98 с.Палиева Н. А, Панасенкова М. М., Евмененко Е. В., Борозинец Н. М, Слюсарева М. Н., Гузева М. В., Киролова М. И. Инклюзивное образование как основное направление развития региональной системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья: научно-методический сборник. Ставрополь: Изд-во СКИРО и ПРО, 2013. 246 с.Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: Академия, 2016. С. 97-121.Писарева С.А. Образовательная среда профильного обучения: Учеб.-методич. пособие для учителей. СПб.: КАРО, 2006.Постановление Правительства РФ от 3.10.2002 г. № 732 «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2016-2019 годы // Консультант плюс. – 2019.Пугачёв А.С. Инклюзивное образование // Молодой ученый. 2012. №10. С. 374-377.Российские и зарубежные исследования в области инклюзивного образования. М.: Форум, 2012. 208 с.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. СПб.: Питер Ком, 1998. – 688 с.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. СПб.: Питер Ком, 1998. – 688 с.Рубцов В.В. Совместная учебная деятельность в контексте проблемы соотношения социальных взаимодействий и обучения. // Вопросы психологии. 1998. № 5. С.49-59.Самсонова Е.В. Развитие профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику. – Москва, 2011 // Инклюзивное образование: методология, практика, технология: материалы международной научнопрактической конференции 20-22.06.2011 / ред. О.Н. Ертанова, М.М. Гордон. – М.: Московский городской психолого-педагогический университет, 2011. С. 239.Светенко Т.В., Галковская Г.В. Инновационный образовательный менеджмент в управлении школой: учеб.пособие. М.: АПК и ППРО, 2009. 92 с.Слюсарева E. С., Евмененко E. В. Антропологические основы организации и содержания специальной психологической пoмoщи детям и пoдpocткaм: yчeбнo-мeтoдичecкoeпocoбиe. Стaвpoпoль: Изд-вo СГПИ, 2010. 100 c.Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности в образовании: культурные модели школ. Вып. 7. ИнноваторBennetcollege. M., 1997. С. 177-184.Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ.ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго. М.: МГППУ, 2012. 156 с.Субботина Л.Г. Модель взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса в психолого-педагогическом сопровождении учащихся // Сибирский психологический журнал. 2007. № 25. С. 120-125.Ткаченко, Е.В. - Примерное содержание программ дополнительной подготовки в области инклюзивного образования. Для педагогических работников и родителей/ Научн. Ред. Ткаченко Е.В. – М.: АНО Центр ИРПО, 2010. 100 С.Толстошеина В.М. Анализ понятия «психологическое сопровождение» в российской литературе // Психологические подходы к изучению личности в системе «человек – общество»: междунар. сб. науч. ст. София: Свети Николе, 2008. С. 165-169.Толстошеина В.М. Модель психологического сопровождения деятельности педагога-воспитателя по развитию креативной личности воспитанника детского дома // Вестник Тамбовского ун-та. Серия «Гуманитарные науки». Тамбов: ТГУ, 2010. Вып. 5(85). С. 263-269.Тюрина Н.Ш. Подготовка будущих педагогов-дефектологов к взаимодействию с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ / Н. Ш. Тюрина // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 4 (46) Часть 3. С. 102–103. Фeдepaльныйзaкoнoт 29.12.2012 N 273-Ф3 фед. oт 07.05.2013) «Об oбpaзoвaнии в PoccийcкoйФeдepaции».Юсуфбекова, Н. Р. Тенденции и законы инновационных процессов в образовании // Новые исследования в пед. науках. 1991. № 2. С. 6-9.
1. Алехина С.В., Вячков И.В. Методологические подходы к психолого-педагогическому сопровождению инклюзивного процесса в образовании. Сибирский педагогический журнал. № 5. 2014 г. С. 98-99.
2. Аксарина Я.С. Исследование проблем инновационной педагогической деятельности в системе современного профессионального образования. Вестник Югорского государственного университета // 2015. №1 (36). С. 17-19.
3. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань, 1996. 566 с.
4. Антипина, А.Н. Из опыта работы с детьми, имеющими задержку психического развития / А.Н. Антипина // Начальная школа. – 2017. – №2. – С. 64-87.
5. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 768 с.
6. Артемьева, Т. П. Педагогическая диагностика и коррекция задержки психического развития учащихся начальных классов: учебное пособие / Т. П. Артемьева, Г. А. Карпова. – Екатеринбург, 2016. – 121 с.
7. Бабкина, П. В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в общеобразовательной школе / П. В. Бабкина // Дефектология. – 2006. – 4. – С.38-45.
8. Блинов, Л.В. Развитие идей интегрированного образования: от истории к современности / Л.В. Блинов, И.А. Макарова // Педагогическое образование и наука. – 2011. – № 5. – С. 51–59.
9. Бойков, Д.И. Инклюзивное образование в информационном обществе: проблемы и перспективы / Д.И. Бойков // Вестн. Герцен. ун-та: информ.-аналит. науч.-образоват. журн. – 2010. – № 1. – С. 121–125.
10. Борозинец Н. М., Евмененко Е. В., Козловская Г. Ю. Организационно-педагогические основы интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Учебно-методическое пособие. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009. 106 с.
11. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1997. 298 с.
12. Воеводина Е.В. Инклюзивное образование инвалидов: основные принципы и технологии реализации // Социально-гуманитарные знания. 2015. №2 5. С. 254-266.
13. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6-ти т. – Т. 2: Проблемы общей психологии. М., 1982. 504 с.
14. Гончаренко М. С. Индивидуализация подхода в обучении детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной программы // Инклюзивное образование: методология, практика, технология. Материалы научно практической конференции, 20–22 июня 2011, М. / редкол.: С. В. Алехина [и др.]. М.: МГППУ, 2011. 244 с.
15. Горбунова С. Г. Инклюзивное образование: риски и задачи // Молодой ученый. 2017. №13. С. 540-542.
16. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. 167 с.
17. Иванов Д.И. Образовательная или развивающая среда // Директор школы. 2007. № 6.
18. Иванова Н.Н. Инклюзивное образование: необычные дети в обычной школе / Н.Н. Иванова, Н.Ю. Сидорова // Психолого-педагогические проблемы личности и социального взаимодействия. – Пенза: Социосфера, 2011. – С. 202–204.
19. Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013.
20. Кашинская О.В. Модель комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в условиях инклюзивной образовательной организации // Молодой ученый. 2017. №44. С. 157-159.
21. Ковалев Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. 1993. №1. С.20
22. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000.
23. Конвенция о правах ребенка утв. 29.11. 1989. – Москва: Проспект., 2019. – 32 с.
24. Конституция Российской Федерации: текст с изм. и доп. на 2015 год. – Москва: Эксмо, 2015. – 31 с.
25. Краснопевцева Т.Ф. Методико-инклюзивная компетентность педагога профессионального образования как цель повышения квалификации // Вестник Мининского университета. 2018. № 6 (2 (23)). С. 4.
26. Кречетников К.Г. Проектирование креативной образовательной среды на основе информационных технологий в вузе. - М.: Госкоорцентр, 2003.
27. Крухмалев А.Е., Воеводина Е.В. Особенности социальной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья // Социологические исследования. 2012. № 12. С. 72-74.
28. Кукушин В.С. Общие основы педагогики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eusi.ru/lib/kukushin_obsie/1.php
29. Лавлинский С.П. Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход. М.: Инфра-М, 2003. 384 с.
30. Левина Е.Ю. Внутривузовская диагностика качества обучения на основе автоматизированной экспертной системы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2008.
31. Левченко И.Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: метод. пособие. М.: Просвещение, 2008. 239 с.
32. Малофеев, Н.Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики / Н.Н. Малофеев // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития: метод, и практ. журн. – 2009. – № 6. – С. 3–9.
33. Морозов, Н.И. Критерии эффективности (качества) инклюзивного образования / Н.И. Морозов // Мир образования – образование в мире. – 2011. – № 3 (43). – С. 17–27; – № 4 (44). – С. 123–132.
34. Назарова, Н.М. Специальная педагогика / Под редакцией Н.М. Назаровой. М..: AKADEMA, 2001. 394 с.
35. Никитина Е.Ю. Теория и практика подготовки будущего учителя к управлению дифференциацией образования: дис. ... д-ра. пед. наук. Челябинск, 2001. 427 с.
36. Организация образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения; учеб. метод. пособие / С. Е. Гайдукевич [и др.]; под общ. ред. С. Е. Гайдукевич, В. В. Чечета. Минск: БГПУ, 2006. 98 с.
37. Палиева Н. А, Панасенкова М. М., Евмененко Е. В., Борозинец Н. М, Слюсарева М. Н., Гузева М. В., Киролова М. И. Инклюзивное образование как основное направление развития региональной системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья: научно-методический сборник. Ставрополь: Изд-во СКИРО и ПРО, 2013. 246 с.
38. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: Академия, 2016. С. 97-121.
39. Писарева С.А. Образовательная среда профильного обучения: Учеб.-методич. пособие для учителей. СПб.: КАРО, 2006.
40. Постановление Правительства РФ от 3.10.2002 г. № 732 «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2016-2019 годы // Консультант плюс. – 2019.
41. Пугачёв А.С. Инклюзивное образование // Молодой ученый. 2012. №10. С. 374-377.
42. Российские и зарубежные исследования в области инклюзивного образования. М.: Форум, 2012. 208 с.
43. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. СПб.: Питер Ком, 1998. – 688 с.
44. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. СПб.: Питер Ком, 1998. – 688 с.
45. Рубцов В.В. Совместная учебная деятельность в контексте проблемы соотношения социальных взаимодействий и обучения. // Вопросы психологии. 1998. № 5. С.49-59.
46. Самсонова Е.В. Развитие профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику. – Москва, 2011 // Инклюзивное образование: методология, практика, технология: материалы международной научнопрактической конференции 20-22.06.2011 / ред. О.Н. Ертанова, М.М. Гордон. – М.: Московский городской психолого-педагогический университет, 2011. С. 239.
47. Светенко Т.В., Галковская Г.В. Инновационный образовательный менеджмент в управлении школой: учеб. пособие. М.: АПК и ППРО, 2009. 92 с.
48. Слюсарева E. С., Евмененко E. В. Антропологические основы организации и содержания специальной психологической пoмoщи детям и пoдpocткaм: yчeбнo-мeтoдичecкoe пocoбиe. Стaвpoпoль: Изд-вo СГПИ, 2010. 100 c.
49. Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности в образовании: культурные модели школ. Вып. 7. Инноватор Bennet college. M., 1997. С. 177-184.
50. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ. ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго. М.: МГППУ, 2012. 156 с.
51. Субботина Л.Г. Модель взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса в психолого-педагогическом сопровождении учащихся // Сибирский психологический журнал. 2007. № 25. С. 120-125.
52. Ткаченко, Е.В. - Примерное содержание программ дополнительной подготовки в области инклюзивного образования. Для педагогических работников и родителей/ Научн. Ред. Ткаченко Е.В. – М.: АНО Центр ИРПО, 2010. 100 С.
53. Толстошеина В.М. Анализ понятия «психологическое сопровождение» в российской литературе // Психологические подходы к изучению личности в системе «человек – общество»: междунар. сб. науч. ст. София: Свети Николе, 2008. С. 165-169.
54. Толстошеина В.М. Модель психологического сопровождения деятельности педагога-воспитателя по развитию креативной личности воспитанника детского дома // Вестник Тамбовского ун-та. Серия «Гуманитарные науки». Тамбов: ТГУ, 2010. Вып. 5(85). С. 263-269.
55. Тюрина Н.Ш. Подготовка будущих педагогов-дефектологов к взаимодействию с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ / Н. Ш. Тюрина // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 4 (46) Часть 3. С. 102–103.
56. Фeдepaльный зaкoн oт 29.12.2012 N 273-Ф3 фед. oт 07.05.2013) «Об oбpaзoвaнии в Poccийcкoй Фeдepaции».
57. Юсуфбекова, Н. Р. Тенденции и законы инновационных процессов в образовании // Новые исследования в пед. науках. 1991. № 2. С. 6-9.