Актуальные творческие способности у детей младшего школьного возраста

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 50 50 страниц
  • 57 + 57 источников
  • Добавлена 07.05.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА….….7
1.1 Психологическая характеристика личности ребенка младшего школьного возраста ……………………………………………………………………..….......7
1.2 Особенности когнитивной сферы детей младшего школьного возраста ……………………………………………………………………………………...14
1.3 Развитие и проявление творческих способностей у детей младшего школьного возраста ……………………………………………………………..19
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АКТУАЛЬНЫХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………………………..……………..22
2.1 Организация и методы исследования……………………………….....……..22
2.2 Результаты исследования творческих способностей у детей младшего школьного возраста (среднее значение)………………………………..………..30
2.3 Результаты сравнительного анализа творческих способностей у детей младшего школьного возраста (сравнительный анализ по критерию U-Манна-Уитни)……………………………………………………………………..……….39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………44
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………...…………………………….46
Фрагмент для ознакомления

К достоинствам также относится возможность научить учеников воспринимать позитивную критику, слушать своих сверстников и высказывать свои мысли. Главная цель методики - стимулировать проявление и развитие творческих способностей при выполнении задания.Для проверки эффективности методики планируется провести апробацию в два этапа. По окончании каждого этапа будет проводиться оценка с учетом таких критериев, как гибкость и оригинальность созданных фигур, качество выполнения условий задания и беглость (количество использованных элементов в рисунке).Первый этап предусматривает выполнение задания с неограниченным количеством использования каждой из фигур. На втором этапе количество использования фигур будет ограничено.Важным условием при апробации методики является растянутость во времени обоих этапов. Для соблюдения этого условия первый этап был разделен на три занятия с различными вариантами порядка выполнения задания. Второй этап состоял из одного занятия, на котором мы объединили наиболее удачные приемы и усложнили стартовое задание.Цели нашей работы:- Обучение учеников генерации идей при различных условиях заданий, построение ассоциаций на основе сходства и качественное выполнение заданий.- Развитие творческих способностей, фантазии, воображения учеников, а также смелости высказывать свои идеи публично, самостоятельности в принятии окончательного решения и оперативности в выполнении работы.- Воспитание уважения к другим ученикам, умения слушать без перебивания, уважения к чужому мнению и адекватного восприятия критики.- Диагностика уровня развития творческих способностей младших школьников после использования методики на практике на первом и втором этапах работы, а также отслеживание корреляции различных приемов в процессе работы.Для всех этапов работы необходимы следующие материалы: достаточное количество бумаги, как обычной, так и цветной, карандаши, доска или диктофон (для работы на улице), бланки для записи результатов, диски с музыкой, стенд для выставки работ.Первый этап включает в себя три занятия, каждое из которых усложняется с целью подготовки учеников к выполнению задания на втором этапе.1 занятие - «Используя круг, треугольник, квадрат и линии, нарисуйте вещи, которые связаны по смыслу. Каждую фигуру можно использовать неограниченное количество раз. Размеры фигур могут быть любыми».2 занятие - «Используя круг, треугольник, квадрат и линии, нарисуйте вещи, которые связаны по смыслу. Треугольник можно использовать не более 10 раз, а остальные фигуры - неограниченное количество раз. Размеры фигур могут быть любыми».3 занятие - «Используя круг, треугольник, квадрат и линии, нарисуйте вещи, которые связаны по смыслу. Круг и треугольник можно использовать не более 5 раз, а остальные фигуры - неограниченное количество раз. Размеры фигур могут быть любыми».Общее время занятия – 25-30 минут, время выполнения графического задания - 5-10 минут. С каждым занятием время на постановку задачи должно уменьшаться, что позволит увеличить время на обсуждение и анализ.1 занятие - Нарисуйте вещи, связанные по смыслу, используя круг, треугольник, квадрат и линии. Фигуры можно использовать неограниченное количество раз, размеры могут быть любыми.2 занятие - Нарисуйте вещи, связанные по смыслу, используя круг, треугольник, квадрат и линии. Треугольник можно использовать не более 10 раз, остальные фигуры - неограниченное количество раз. Размеры фигур могут быть любыми.3 занятие - Нарисуйте вещи, связанные по смыслу, используя круг, треугольник, квадрат и линии. Круг и треугольник можно использовать не более 5 раз, остальные фигуры - неограниченное количество раз. Размеры фигур могут быть любыми.Общее время занятия - 25-30 минут, время выполнения графического задания - 5-10 минут. С каждым занятием время на постановку задачи должно уменьшаться, чтобы увеличить время на обсуждение и анализ.Мы использовали методику, основанную на методе «мозгового штурма» и методе «гирлянд и ассоциаций», для получения качественного описания данных. Два этапа апробации методики прошли успешно. В результате наблюдений мы сделали выводы о том, что качество выполнения работы зависит от ясного объяснения условий задания и атмосферы во время работы. Например, занятия, проводимые с использованием музыки, вызывали большой интерес и желание работать у учеников. Мы также применяли дифференцированный подход к детям, предоставляя им возможность выбора и самостоятельного выполнения задания. Важным фактором было поэтапное сопровождение со стороны учителя, который контролировал процесс, а ученики самостоятельно выдвигали идеи, отвергали неподходящие и подтверждали удачные. Перед сравнением первого и второго этапов мы отмечаем, что для сравнения будут использованы данные с первого и четвертого занятий, а второе и третье занятия рассматриваются как закрепление первого и подготовка к четвертому занятию.Результаты первого этапа показали следующее:- Беглость (количество использованных фигур) имела средний балл 16, с разбросом от 12 до 25 баллов.- Гибкость указывала на количество ассоциативных изображений, которых было от 1 до 2 в рисунке.- Оригинальность выполнения работы имела среднее число баллов 5, с разбросом в баллах 0. Каждый из учеников изобразил оригинальный предмет, не встречающийся в группе. В список не оригинальных изображений входили дом, лицо, фигура человека и солнце.- Качество выполнения условий заданий не было нарушено, за исключением одного случая на третьем занятии, но этот случай не участвует в нашем сравнении.Результаты второго этапа выглядят следующим образом:- Беглость выполнения работы имела средний балл 33, с разбросом в баллах от 30 до 39. Максимальное количество возможных фигур было 40.- Гибкость указывала на количество ассоциативных изображений, которых было от 1 до 3 в рисунке.- Оригинальность имела средний балл 2. По условию задания можно было использовать только по 10 фигур каждого из видов, что сильно сократило количество предметов, которые можно было изобразить.После анализа результатов исследования мы пришли к выводу, что показатели беглости и гибкости значительно улучшились благодаря проведенной работе. Это указывает на увеличение количества используемых фигур в изображении и ассоциативных изображений в рисунке. Интересно, что показатели оригинальности в начале работы были выше, но с каждым занятием допустимое количество фигур уменьшалось, и оригинальными становились лишь рисунки, не встречавшиеся ранее.Мы успешно достигли всех поставленных целей. Ученики научились генерировать идеи, работа не была шаблонной, условия менялись каждый раз. Все виды работ требовали построения ассоциаций, что положительно сказалось на развитии творческих способностей младших школьников. Основными преимуществами использованной методики были самостоятельность в принятии решений и игровая форма проведения занятий, что вызывало интерес учеников.Ученики качественно выполняли задания, не возникало проблем с временными ограничениями. Многие из них хотели закончить работу в цвете, и хотя мы не оценивали это, так как не все ученики выражали такое желание. Использование методики положительно сказалось на уровне творческих способностей учеников, особенно на беглости, гибкости и оригинальности.Ученики сами контролировали свою работу, что учило их высказывать и защищать свои идеи. В ходе обсуждения идей они учились выслушивать друг друга, хотя изначально это было сложно. Однако с каждым занятием ситуация улучшалась, и ученики стали прислушиваться к мнению других, повышая качество своих работ.На мой взгляд, преобразование методов "мозговой штурм" и "гирлянда ассоциаций" в описанную выше методику положительно сказывается на развитии творческих способностей младших школьников. Эта методика легка в использовании и действительно эффективна. Она способствует разрушению стереотипного мышления и развитию дивергентного мышления, а также улучшает словарный запас учеников, способствуя развитию креативности и творческого подхода в различных областях.2.3 Результаты сравнительного анализа творческих способностей у детей младшего школьного возраста (сравнительный анализ по критерию U-Манна-Уитни)В заключительной части исследования были проведены контрольные срезы, аналогичные констатирующему эксперименту по форме "В". Полученные результаты были проанализированы и сопоставлены с результатами констатирующего обследования.Определение критериев и уровней развития творческих умений позволило не только объективно оценить усвоение материала детьми, но и эффективность методики формирования творческих умений младших школьников через игровую деятельность. Для этой цели были проведены контрольные срезы. В процессе выполнения заданий ученики стремились к разнообразному употреблению и применению предметов, прогнозированию последствий необычных ситуаций, проявляли умения при подборе слов с определенным началом или окончанием, применяли навыков построения качественных словесных ассоциаций.Рисунок 2 - Уровни сформированности творческих способностей и умений младших школьников по результатам контрольного среза (в %)Ощутимые позитивные изменения заключаются в том, что уровень респондентов с высоким уровнем вырос с 0% до 17%. На среднем уровне также произошли позитивные изменения: в констатирующем эксперименте показатель составлял 50%, а на контрольном - 83%. На низком уровне развития творческих умений также произошли количественные изменения с 50% респондентов на констатирующем этапе до 0% респондентов на контрольном.По нашему мнению, причиной позитивных изменений является создание игровой обстановки, в которой происходило формирование творческих умений и навыков младших школьников.Результаты выполнения заданий детьми убедительно свидетельствуют о том, что младшие школьники не только выполняли поручение экспериментатора, но и были способны предложить большее количество адекватных ответов. Большинство ответов были разнообразными, что свидетельствовало о повышении уровня творческих способностей в гибкости и беглости.При выполнении задания субтеста "последствия ситуации" большинство детей предлагали свои варианты продолжения развития данной ситуации, а не выбирали определенных персонажей художественных произведений. Значительно выросло и количество детей, способных захватывать инициативу и поддерживать ее в процессе коллективного обсуждения или выдвижения идей.Результаты выполнения задания "словесные ассоциации" показали, что подавляющее большинство детей могло самостоятельно начать предлагать ассоциации. Предлагаемые ассоциации отличались разнообразием.Эта часть работы является контрольной и представляет сравнительную характеристику уровня творческих способностей младших школьников в результате использования методики развития творческих способностей в экспериментальной части работы.Характеристика уровня развития творческих способностей младших школьников в результате нашей работы заметно улучшилась. Это видно в результате проведения вторичного диагностирования учеников с использованием групп субтестов П. Торренса в форме "В".Данные о количестве баллов за каждый из субтестов формы "В" следующие:- Среднее число суммы баллов за субтест - 184,5 балла.- Самая низкая сумма баллов получена во 2 субтесте - 60 баллов.- Самая высокая сумма баллов получена в 6 субтесте - 373 балла.- Разброс баллов за один ответ велик и составляет от 3 до 73.Качественное описание данных также основано на сравнении критериев креативности - беглости, гибкости и оригинальности. - 36% участников проявили беглость выполнения работы, с разбросом баллов за один субтест от 3 до 20. Среднее число суммы баллов за все субтесты составило 75,15 балла.- 36% участников проявили гибкость, с разными баллами за один субтест от 18 до 30. Среднее число суммы баллов составило 76,16.- 28% участников проявили оригинальность, с диапазоном баллов за один субтест от 5 до 20. Среднее число суммы баллов составило 59,5.Сравнивая результаты первого и второго тестирования, можно сделать следующие выводы:- Результаты улучшились как качественно, так и количественно.- Диаграмма наглядно показывает рост показателей беглости, с разницей в 9,6 балла. Это указывает на легкость и продуктивность выполнения работы, а также на беглость творческого мышления и большое количество ответов.- Показатели гибкости также улучшились, с разницей в 14,16 балла. Это указывает на повышение гибкости творческого мышления, улучшение способностей к быстрому переключению и большому количеству ответов.- Показатели оригинальности также улучшились, с разницей в 14,5 балла. Это символизирует повышение уровня оригинальности в ответах, необычность подхода к проблеме и увеличение количества редких, необычных и нестереотипных ответов.Я считаю, что качественный и количественный рост показателей является результатом экспериментальной работы, направленной на развитие различных параметров творческого мышления. Изучение взаимных корреляций и уровня подготовленности привело к выводу, что особенно выросли данные фигурных тестов. Это объясняется тем, что первичное тестирование проводилось без предварительной работы с подобными заданиями, в то время как вторичное тестирование проводилось после апробирования разработанной методики, включающей выполнение заданий, сходных с фигурными тестами П. Торренса.Сравнительный анализ количества баллов за выполнение заданий на констатирующем и контрольном этапах.Рисунок 3 - Динамика изменений относительно уровней сформированности творческих умений по критериям беглости, гибкости и оригинальностиТаким образом, результаты исследования подтвердили эффективность методики формирования творческих умений у младших школьников через игровую деятельность. Контрольный эксперимент также показал, что для игры младших школьников необходимо использовать проблемные методы и методы активизации творческого мышления, такие как введение игровой задачи, метод гирлянд и ассоциаций, метод мозгового штурма.Это подтвердило наше предположение о том, что развитие творческих способностей у младших школьников в игре возможно при определенных условиях:1) создание благоприятной эмоциональной атмосферы;2) обеспечение свободы и самостоятельности в игре при педагогическом руководстве;3) специальная работа учителя по развитию творческих способностей младших школьников в игровой деятельности.ЗАКЛЮЧЕНИЕДавно известно, что для творчества необходимы комфортные психические условия и наличие свободного времени, поэтому шестым условием успешного развития креативных способностей является теплая и дружественная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную эмоциональную базу для возвращения ребенка из творческого поиска и личных открытий. Важно ежедневно стимулировать ребенка к творчеству, проявлять понимание к его трудностям, терпеливо относиться к необычным идеям, нехарактерным для реальной жизни.Суть творчества заключается в предвидении результата, правильном развитии навыка, в разработке рабочей гипотезы, близкой к реальности, в том, что Мария Склодовская называла ощущением природы.При решении задач происходит проявление творчества, открывается новый путь или формируется что-то новое. Здесь требуются особенности ума, такие как наблюдательность, способность сравнивать и анализировать, находить связи и зависимости, все то, что объединяется и формирует креативные способности.Развитие ребенка требует большого интереса со стороны окружающих взрослых. Важно создать благоприятную эмоциональную обстановку для занятий ребенка, находить поддержку для новых творческих начинаний, относиться к ним с пониманием и теплотой. Необходимо аккуратно, нежно и ненавязчиво поддерживать интерес ребенка к творчеству. В случае неудачи, ему нужно проявить сочувствие, и никак не высказываться негативно о его творческих попытках. Взрослые должны быть терпимы к "странным" идеям ребенка, разбираться в причинах возникновения идеи и пытаться найти в ней "рациональное зерно". Необходимо не подавлять в ребенке естественное желание задавать вопросы. Творческая работа развивает личность ребенка, может помочь ему усвоить моральные и нравственные ценности. Создавая произведение творчества, ребенок отражает в нем свое понимание актуальных ценностей, собственные личные качества.С психологической точки зрения младший школьный возраст считается подходящим временем для развития креативных способностей, так как в этом возрасте дети очень любопытны и имеют большое желание узнавать мир вокруг себя. Мышление младших подростков более свободное, чем у более старших детей. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК1. Абрамова Г.С. Практическая психология: учебник для студентов вузов. – 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Академический Проект, 2001. — 480 с. 2. Абрамова Г. С. Возрастная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2014. – 811 с. 3. Алексеева Е.Ю. Создание творческой образовательной среды как условие формирования готовности студентов к развитию творческого потенциала школьников // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. 4. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – Мн.: Университетское, 2013. – 559 с. 5. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системе // Психология формирования и развития личности. – М.: Педагогика, 2011. – 364 с. 6. Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности / Под ред. Анцыферовой Л.И. – М.: Просвещение, 2011. – 361 с. 7. Аракчеева З. В., Привалова Т.В., Маслова А.А. Типы развивающего обучения // Молодой ученый. – 2017. – №9. – С. 297-298. 8. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. – М.: Мысль, 2014. – 264 с. 9. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с. 10. Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1985. 56 11. Баева И.А. Психологическая характеристика образовательной среды: диагностика и оценка // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2002. – С. 26-35. 12. Баева И.А., Семикин В.В. Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2005. – С. 57-65. 13. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 416 с. 14. Безопасность образовательной среды: психологическая оценка и сопровождение: Сборник научных статей / Под ред. И.А. Баевой, О.В. Вихристюк, Л.А. Гаязовой, – М.: МГППУ, 2013. – 304 с. 15. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 2014. – 98 с. 16. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 2000. – 299с. 17. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М.: Совершенство, 2011. 18. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с. 19. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психологическое исследование. – М.: Просвещение, 2014. – 464 с. 20. Божович Л.И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема. – М., 2013. 21. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2014. – 672 с. 22. Борытко Н.М., Моложавенко А.В., Соловцова И.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учебное пособие для 57 студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н.М. Борытко. – М.: Академия, 2015. – 320 с. 23. Варшавская Н.Е. Целостность как критерий творческого познания // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – №1(44). – С. 255- 258. 24. Вишнякова А.В. Образовательная среда как условие формирования информационно-коммуникативной компетентности учащихся: дис. канд. пед. наук. – Оренбург, 2002. – 172 c. 25. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология развития человека: учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2014. – 224 с. 26. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с. 27. Выготский Л.С. Психология искусства. – Ростов н/Д: Феникс, 1998. 28. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. – М.: Изд-во «Институт практической психологии». – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 512 с. 29. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 4. Детская психология. – М., 1984. 30. Газман О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования. Вып. 3. Десять концепций и эссе. – М.: Народное образование, 1995. – 206 с. 31. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М., 1985. 32. Гани С. В. Динамика учебной мотивации в процессе обучения в начальные классы //Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология, 2010. – С. 15-18. 33. Гин С.И. О проведении анкетирования в экспериментальном классе // Развитие творческих способностей в процессе обучения и воспитания детей на основе ТРИЗ: материалы V междунар. науч. – практ. 58 конф., Челябинск, 2-3 июня 2000г Челябинск гос. пед. ун-т, сост. В.Г. Березина. – Челябинск, 2004. – Ч.2. – С. 41-43. 34. Давыдов В.В. О понятии личности в современной психологии // Психол. журн. – 2013. – Т. 9. 35. Дубровина И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е., Вохмянина Т. В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 160 с. 36. Елфимова Н.В., Пути исследования мотивации в когнитивной психологии: сравнительный анализ. – М.: МГУ. – 1988. – 154 с. 37. Ермакова Ж.Е. Становление и развитие проблемы творческого мышления в отечественной и зарубежной науке // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2009. – №6. – С. 78-85. 38. Занятия по интересам: развитие творческих способностей учащихся на занятиях риторики: Практическое пособие для учителей начальных классов / Сост. Т.Н. Ковальчук. – Мозырь: Белый Ветер, 2005. – 98 с. 39. Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. – АСТ; АСТ-Москва; Прайм-Еврознак; Москва; СПб. – 2008. – 92 с. 40. Изучение мотивационной сферы учащихся / Бадмаева, Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. – Улан-Удэ, 2004, С.139-141. 41. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2013. – 364 с. 42. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – Спб: «Питер», 2009. – 448 с. 43. Казакова К.С. Образовательная среда: основные исследовательские подходы // Труды Кольского научного центра РАН, 2011. 44. Казин Э.М., Свиридова И. А., Семенкова Т. Н. Теоретическая и организационная основа формирования здоровьесберегающей образовательной среды в регионе: метод. пособие. – Кемерово: КРИПКиПРО, 2006. – 106 с. 45. Киричук Е.И. Формирование интереса к учению у младших школьников // В сб.: Обучение и развитие младших школьников / Под ред. Г.С. Костюка. – М., – 2011. – 371 с.46Леонтьев А.Н. Очерк психологии личности / А.Н. Леонтьев. – М., 1993. 47.Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество: избранные психические / А.М. Матюшкин. – М.: МПСИ, 2003. 48.Матюшкин А.М. Развитие творческой активности школьников / А.М. Матюшкин. – М., 1991.49.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М., 2000. 50.Талызина Н.Ф. Формирование творческой деятельности младших школьников / Н.Ф. Талызина. – М., 1988. 51.Теплов Б.М. Избранные труды / Б.М. Теплов. – М., 1985. 52.Хуторской А.В. Развитие творческих способностей / А.В. Хуторской. – М.: Владос, 2000. 53.Шадриков В.Д. Развитие способностей / В.Д. Шадриков. – М., 2004. 54.Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант / В.Д. Шадриков. – М.: Наука, 1997. 55.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М., 1989.56.Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б. Эльконин. – М., 1979.57. Torrance E.P. Guiding creative talent - Englewood Cliffs, W.J.: Prentice-Holl, 1964.

. Абрамова Г.С. Практическая психология: учебник для студентов вузов. – 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Академический Проект, 2001. — 480 с.
2. Абрамова Г. С. Возрастная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2014. – 811 с.
3. Алексеева Е.Ю. Создание творческой образовательной среды как условие формирования готовности студентов к развитию творческого потенциала школьников // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6.
4. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – Мн.: Университетское, 2013. – 559 с.
5. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системе // Психология формирования и развития личности. – М.: Педагогика, 2011. – 364 с.
6. Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности / Под ред. Анцыферовой Л.И. – М.: Просвещение, 2011. – 361 с.
7. Аракчеева З. В., Привалова Т.В., Маслова А.А. Типы развивающего обучения // Молодой ученый. – 2017. – №9. – С. 297-298.
8. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. – М.: Мысль, 2014. – 264 с.
9. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
10. Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1985. 56
11. Баева И.А. Психологическая характеристика образовательной среды: диагностика и оценка // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2002. – С. 26-35.
12. Баева И.А., Семикин В.В. Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2005. – С. 57-65.
13. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 416 с.
14. Безопасность образовательной среды: психологическая оценка и сопровождение: Сборник научных статей / Под ред. И.А. Баевой, О.В. Вихристюк, Л.А. Гаязовой, – М.: МГППУ, 2013. – 304 с.
15. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 2014. – 98 с.
16. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 2000. – 299с.
17. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М.: Совершенство, 2011.
18. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с.
19. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психологическое исследование. – М.: Просвещение, 2014. – 464 с.
20. Божович Л.И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема. – М., 2013.
21. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2014. – 672 с.
22. Борытко Н.М., Моложавенко А.В., Соловцова И.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учебное пособие для 57 студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н.М. Борытко. – М.: Академия, 2015. – 320 с.
23. Варшавская Н.Е. Целостность как критерий творческого познания // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – №1(44). – С. 255- 258.
24. Вишнякова А.В. Образовательная среда как условие формирования информационно-коммуникативной компетентности учащихся: дис. канд. пед. наук. – Оренбург, 2002. – 172 c.
25. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология развития человека: учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2014. – 224 с.
26. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.
27. Выготский Л.С. Психология искусства. – Ростов н/Д: Феникс, 1998. 28. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. – М.: Изд-во «Институт практической психологии». – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 512 с.
29. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 4. Детская психология. – М., 1984.
30. Газман О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования. Вып. 3. Десять концепций и эссе. – М.: Народное образование, 1995. – 206 с.
31. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М., 1985.
32. Гани С. В. Динамика учебной мотивации в процессе обучения в начальные классы //Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология, 2010. – С. 15-18.
33. Гин С.И. О проведении анкетирования в экспериментальном классе // Развитие творческих способностей в процессе обучения и воспитания детей на основе ТРИЗ: материалы V междунар. науч. – практ. 58 конф., Челябинск, 2-3 июня 2000г Челябинск гос. пед. ун-т, сост. В.Г. Березина. – Челябинск, 2004. – Ч.2. – С. 41-43.
34. Давыдов В.В. О понятии личности в современной психологии // Психол. журн. – 2013. – Т. 9.
35. Дубровина И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е., Вохмянина Т. В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 160 с.
36. Елфимова Н.В., Пути исследования мотивации в когнитивной психологии: сравнительный анализ. – М.: МГУ. – 1988. – 154 с.
37. Ермакова Ж.Е. Становление и развитие проблемы творческого мышления в отечественной и зарубежной науке // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2009. – №6. – С. 78-85.
38. Занятия по интересам: развитие творческих способностей учащихся на занятиях риторики: Практическое пособие для учителей начальных классов / Сост. Т.Н. Ковальчук. – Мозырь: Белый Ветер, 2005. – 98 с.
39. Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. – АСТ; АСТ-Москва; Прайм-Еврознак; Москва; СПб. – 2008. – 92 с.
40. Изучение мотивационной сферы учащихся / Бадмаева, Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. – Улан-Удэ, 2004, С.139-141.
41. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2013. – 364 с.
42. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – Спб: «Питер», 2009. – 448 с. 43. Казакова К.С. Образовательная среда: основные исследовательские подходы // Труды Кольского научного центра РАН, 2011.
44. Казин Э.М., Свиридова И. А., Семенкова Т. Н. Теоретическая и организационная основа формирования здоровьесберегающей образовательной среды в регионе: метод. пособие. – Кемерово: КРИПКиПРО, 2006. – 106 с.
45. Киричук Е.И. Формирование интереса к учению у младших школьников // В сб.: Обучение и развитие младших школьников / Под ред. Г.С. Костюка. – М., – 2011. – 371 с.
46 Леонтьев А.Н. Очерк психологии личности / А.Н. Леонтьев. – М., 1993.
47. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество: избранные психические / А.М. Матюшкин. – М.: МПСИ, 2003.
48. Матюшкин А.М. Развитие творческой активности школьников / А.М. Матюшкин. – М., 1991.
49. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М., 2000.
50. Талызина Н.Ф. Формирование творческой деятельности младших школьников / Н.Ф. Талызина. – М., 1988.
51. Теплов Б.М. Избранные труды / Б.М. Теплов. – М., 1985.
52. Хуторской А.В. Развитие творческих способностей / А.В. Хуторской. – М.: Владос, 2000.
53. Шадриков В.Д. Развитие способностей / В.Д. Шадриков. – М., 2004.
54. Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант / В.Д. Шадриков. – М.: Наука, 1997.
55. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М., 1989.
56. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б. Эльконин. – М., 1979.
57. Torrance E.P. Guiding creative talent - Englewood Cliffs, W.J.: Prentice-Holl, 1964.