ИССЛЕДОВАНИЕ АЛЬТРУИСТИЧНОСТИ И ЭГОИСТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ В АСПЕКТЕ ЕЕ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
  • 65 65 страниц
  • 52 + 52 источника
  • Добавлена 04.05.2024
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретический анализ альтруистичности и эгоистичности личности в аспекте ее гендерной идентичности……………………………………………..6
1.1 Общая характеристика альтруистичности и эгоистичности личности…………………………………………….....................................6
1.2. Сущность и основные аспекты понятия гендерная идентичность................................................................................................15
1.3. Психологические особенности личности в период взрослости………...18
2. Эмпирическое исследование альтруистичности и эгоистичности личности в аспекте ее гендерной идентичности……………………………………….........26
2.1. Процедура и методы исследования…………………………...................26
2.2. Качественный и количественный анализ полученных данных……………………………………………………………………..28
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованных источников и литературы …………………………..43
Приложение………………………………………………………………………48
Фрагмент для ознакомления

Aldine, Chicago, 1972. Wilson E. O. Sociobiology. A New Synthesis. Cambridge, 1975. Wolff J.O., Macdonald D.W. Promiscuous females protect their off spring // Trends in Ecology and Evolution. 2004. Vol. 19 (3). P. 127–134. Ананьев Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых // Психология развития/ Сост. и общая редакция: авторский коллектив сотрудников кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ. - СПб.: Питер, 2001. - 512 с.: ил. - (Серия «Хрестоматия по психологии»). - С. 298 - 329.Андреев П.А., Попова С.П. Изучение психологических условий формирования взаимопомощи дошкольников // Вестник Саратовского государственного университета. -2006.- Т.4.- №1.- С. 233-237.Анцыферова Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования // Психологический журнал. Т. 1. - №2. -С. 52 - 60.Бодалев А.А., Васина Н.В. Акмеология. Настоящий человек. Каков он и как им становятся? - СПб.: Речь, 2010. - 224 с.Бутовская М.Л. Антропология пола. Фрязино: Век 2, 2013.Бутовская М.Л. Тайны пола. Мужчина и женщина в зеркале эволюции. Фрязино: Век 2, 2004. Вадурина Е. Н. Развитие личности в период взрослости // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-lichnosti-v-period-vzroslosti (дата обращения: 22.11.2022).Вансовская Л.И., Гайда В.К., Гербачевский В.К. и др. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. Пособие/ Под ред. А.А. Крылова.- Л.: Издательства Ленинградского университета, 1990. 272 с. 32-38.Гаврилова Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего школьного возраста // вопросы психологии. – 1974.- №5.- С. 107-114. Галанина В.В. Эмоциональное отношение к сверстнику и выполнение нормы взаимопомощи в младшем школьном возрасте // Инновации в образовании.- 2003.- №1.- С.57-69. Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора. − СПб.: Наука, 1991. − 539 с. Дерягина М.А., Бутовская М.Л. Систематика и поведение приматов. М.: Энциклопедия российских деревень, 2004. Дьюсбери Д. Поведение животных: Сравнительные аспекты. М.: Мир, 1981. 480 с. Ершова Р.В., Омельчанко Е.В. Эгоизм: врожденное или приобретенное? // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2015. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/egoizm-vrozhdennoe-ili-priobretennoe (дата обращения: 22.11.2022).Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учебн. пособие. - 2-е изд., перераб. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 480 с.Зеликова Ю. Женщины в благотворительных организациях России (на примере Санкт-Петербурга) // Гендерное измерение социальной и политической активности в переходный период: сборник научных статей.- СПб: Центр независимых социальных исследований.- 1996.- С. 82-95. Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. Основы этологии и генетики поведения: Учебник. Изд. 27е. М.: Изд7во МГУ; Высшая школа, 2002. Ильин Е.П. Психология взрослости. - СПб.; Питер, 2012.-544 с.: ил. Ильин Е.П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия.- СПб.: Питер, 2013.- 304 с.: ил. – (Серия «Матера психологии»). Клапаред Э. Психология ребенка и экспериментальная педагогика. М., 2007. С. 77.Кропоткин П.А. Взаимопомощь как фактор эволюции.- М.: Самообразование, 2007. Кропоткин П.А. Этика. - М.: Издательство политической литературы. 1991.- 363 с. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 464 с.Кухтова П.А. Феномен просоциального поведения в психологической науке (некоторые подходы в изучении просоциального поведения) // Белорусский психологический журнал.- 2004.-№1 (1).- С. 60-65.Мазур Ю.О. Тренинг личностного роста как средство развития просоциального поведения // Человеческий Фактор: Социальный психолог.- 2008.- №2.- С. 122-128. Майерс Д. Социальная психология //Серия «Мастера психологии». - 7-е изд. – СПб.: Питер, 2012.- С. 557-606. Мак-Фарленд Д. Поведение животных: Психобиология, этология и эволюция. М.: Мир, 1988. 520 с. Марков А. Эволюция человека. В 2 кн. Кн. 2. Обезьяны, нейроны и душа/Александр Марков.- Москва: Издательство ACT:CORPUS, 2016.- 512 с. Миллер Скотт. Психология развития: методы исследования.2-е изд. — СПб.: Питер, 2002. — 464 с.Моисеева А.А. Влияние особенностей семейного воспитания на формирование альтруистических тенденций поведения // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2007.- №43 (2).- С. 178-182. Нартова- Бочавер С.К. Экспериментальное исследование ситуационной изменчивости мотивации помощи // Психологический журнал.- 1992.- Т.13.- №4.- С. 15-23. Насиновская Е.Е. Методы изучения мотивации личности. Опыт исследования личностно-смыслового аспекта мотивации // Учеб.-метод. пособие, М.: Изд-во Моск. ун-та.- 1988.- С. 38-79. Палмер Дж., Палмер Л. Эволюционная психология. Секреты поведения Homo sapiens / пер. с англ. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. 384 с. 69 Петров Э.Ф. Эгоизм. Философско-этический очерк // Издательство «Наука», М.: -1969.- С. 9-75. Почебут Л.Г., Свенцицкий А.Л., Марарица Л.В., Казанцева Т.В., Кузнецова И.В. Социальный капитал личности: Монография.- М.: ИНФА-М, 2014.- 250 с.- (Научная мысль).- DOI 10.12737/710 (www/doi/org). Рейковский Я. Просоциальная деятельность и понятие собственного «я» // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 1981. - №1. – С. 14-22. Сафин В.Ф. Психология самоопределения личности: Учеб. пособие/ Свердл. пед. ин-т. Свердловск, 1986. -142 с. 67-77. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. М. : Прогресс, 1982. 128 с. Славская А.Н. Соотношение эгоцентризма и альтруизма личности: интерпретации // Психологический журнал.- 1999.-Т.20.- №6.- С. 13-23. Солбриг О., Солбриг Д. Популяционная биология и эволюция. М.: Мир, 1982. 488 с. 33.) Соловьев В. Оправдание добра. Нравственная философия // PSYLIB: психологическая библиотека «Самопознание и саморазвитие». Спенсер Г. Синтетическая философия. К.: Ника- Центр, 1997. 512 с. 35.) Субботский Е.В. Как рождается личность // М., «Знание».- 1978.- С. 56-71. Фейербах Л. Избранные философские произведения, т.1.- М., 1955.- Стр. 265. Фрейд З. Толкование сновидений. Ереван: Камар, 1991. 457 с.Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993. Хараева Л.А., Берберова Л.Б. Вперед-назад к альтруизму// Экономические и гуманитарные исследования регионов.- Н.:1.-2016.- С. 52-56. Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. Пойми других, чтобы понять себя! (серия «Главный учебник»).- СПб.: праймЕВРОЗАК, 2002.- 256 с. 70 Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики.- Спб.: «Талисман», 1995.- С. 41- 55. Эфроимсон В.П. Родословная альтруизма // Новый мир. - 1971.- №10.- С. 193-213. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. - Казань: Татарское кн. изд-во, 1991-С. 57-66. ПРИЛОЖЕНИЕ Уважаемый респондент!Благодарим Вас за прохождение нашего опроса, необходимо присвоить ранговое число каждому утверждению на вопрос:1. На ваш взгляд, бывает ли позитивный эгоизм?а) Эгоизм всегда позитивен, ведь он помогает жить лучшеб) Да, иногда стоит подумать о себе, но без «перегибов»в) Не уверен, впрочем, я никогда об этом не задумывалсяг) Совершенно точно нет, эгоизм всегда негативен2. Вы больше всего уважаете людей, которые...а) Могут быть вам в той или иной степени полезныб) В случае необходимости пришли бы вам на помощьв) Демонстрируют уважение к вамг) Не знаю. Я уважаю всех3. Вы считаете правильным помогать тем, кому повезло меньше, чем вам?а) Нет, это бестолковая затеяб) Не совсем: помогать надо близким людям, а спасти весь мир невозможнов) Да, но я считаю это личным выбором каждого, а не обязанностьюг) Конечно, это долг каждого4. Приходилось ли вам «идти по головам» ради собственной выгоды?а) Да, я ставлю свое благополучие выше других людейб) Да, но это был исключительный случайв) Сознательно — нет. Такое могло произойти разве что случайно, без моего намеренияг) Никогда, я скорее поступлю во вред себе5. Если вы дали кому-то обещание, вы будете стараться выполнить его любой ценой?а) Я выполню свое обещание, если мне будет от этого какой-то прокб) Да, если это не потребует от меня каких-то особых усилийв) Как правило, да, если обстоятельства не изменятсяг) Конечно, иначе не стоило обещать6. Вы отправляетесь на машине в торговый центр и обнаруживаете, что единственное свободное бесплатное парковочное место находится в 100 метрах от входа. Ваши действия?а) Припаркуюсь как можно ближе к торговому центру, даже если стоянка там будет запрещенаб) Буду наворачивать круги, пока не найду место поближев) Скорее всего, сделаю один круг в поисках свободного места поближе, после чего встану на эту парковку в 100 метрахг) Займу его поскорее, пока оно свободно7. Имеет ли для вас ценность искренность?а) Искренности не существуетб) Зависит от ситуации, иногда правду лучше не говоритьв) Искренность важна, хотя есть и более важные вещиг) Она крайне важна8. Что важнее: как можно больше зарабатывать или быть честным?а) Как можно больше зарабатыватьб) Много зарабатывать, при этом стараясь оставаться честнымв) Быть честным, но не забывать и о заработкег) Честность прежде всего. Деньги не главное9. Представьте, что вы выиграли большую сумму денег. На что вы ее потратите?а) Куплю все, что захочуб) Закажу себе то, что давно хотел(а), а оставшуюся часть суммы — отложув) Помогу близким людям, а если что-то останется — потрачу на себяг) Основную часть выигрыша отдам на благотворительность, а оставшуюся — друзьям и родственникам10. У вас есть возможность переложить скучную работу на другого человека. Как вы поступите?а) Немедленно этим воспользуюсьб) Так и поступлю, но объясню человеку, что в это время я тоже буду занят другой работойв) Если я так поступлю, буду чувствовать себя виноватым. Уж лучше сделаю самг) Если это задание дали мне, значит, выполнить его должен я11. Как вы реагируете на незаслуженные обвинения?а) Злюсь и отвечаю, не сдерживаясь в выраженияхб) Раздражаюсь и прерываю общение, чтобы не наговорить лишнегов) Мне неприятно, но я пытаюсь спокойно объяснить свое видение ситуацииг) Не беру в голову и не принимаю близко к сердцу: улыбаюсь и спокойно объясняю, как обстоят дела12. Как вы себя ведете, когда другой человек что-то рассказывает?а) Не обращаю на него внимания, на что-то отвлекаюсьб) Сосредотачиваюсь на своих мыслях и не слушаюв) Стараюсь сосредоточиться на его словах, даже если рассказ не очень интересенг) Внимательно его слушаю, что бы тот ни говорил13. Друг просит вас о помощи. Чтобы помочь, вам придется отменить свои планы на вечер. Что будете делать?а) Найдете предлог, чтобы не помогатьб) Объясните ситуацию и причины, по которым не сможете помочьв) В идеале можно найти компромисс: помочь другу, не отменяя совсем планыг) Помогу не колеблясь14. В жизни каждый получает столько же, сколько отдает. Согласны?а) Неправда, я всегда получаю больше, чем отдаюб) Не всегда: иногда, бывает, получаешь больше, чем отдаешьв) Согласен, хотя иногда хотелось бы получать несколько большег) Так оно и есть: кто много отдает, много получает, а кто мало отдает, тот и получает мало15. Что доставляет вам большее удовольствие: отдавать или получать?а) Конечно получатьб) Получать, но мне нравится и отдаватьв) Отдавать, но и получать тоже приятног) Конечно, отдаватьБлагодарим Вас!Результаты анкетного опроса (n=15)Мужчины№Ранговое местоЗначимость показателей (%)1. На ваш взгляд, бывает ли позитивный эгоизм?аЭгоизм всегда позитивен, ведь он помогает жить лучше220бДа, иногда стоит подумать о себе, но без «перегибов»150вНе уверен, впрочем, я никогда об этом не задумывался412гСовершенно точно нет, эгоизм всегда негативен3182. Вы больше всего уважаете людей, которые...аМогут быть вам в той или иной степени полезны313бВ случае необходимости пришли бы вам на помощь145вДемонстрируют уважение к вам232гНе знаю. Я уважаю всех4103. Вы считаете правильным помогать тем, кому повезло меньше, чем вам?аНет, это бестолковая затея140бНе совсем: помогать надо близким людям, а спасти весь мир невозможно239вДа, но я считаю это личным выбором каждого, а не обязанностью311гКонечно, это долг каждого4104. Приходилось ли вам «идти по головам» ради собственной выгоды?аДа, я ставлю свое благополучие выше других людей155бДа, но это был исключительный случай46вСознательно — нет. Такое могло произойти разве что случайно, без моего намерения221гНикогда, я скорее поступлю во вред себе3185. Если вы дали кому-то обещание, вы будете стараться выполнить его любой ценой?аЯ выполню свое обещание, если мне будет от этого какой-то прок230бДа, если это не потребует от меня каких-то особых усилий410вКак правило, да, если обстоятельства не изменятся145гКонечно, иначе не стоило обещать3156. Вы отправляетесь на машине в торговый центр и обнаруживаете, что единственное свободное бесплатное парковочное место находится в 100 метрах от входа. Ваши действия?аПрипаркуюсь как можно ближе к торговому центру, даже если стоянка там будет запрещена215бБуду наворачивать круги, пока не найду место поближе45вСкорее всего, сделаю один круг в поисках свободного места поближе, после чего встану на эту парковку в 100 метрах310гЗайму его поскорее, пока оно свободно1707. Имеет ли для вас ценность искренность?аИскренностинесуществует319бЗависит от ситуации, иногда правду лучше не говорить139вИскренность важна, хотя есть и более важные вещи224гОнакрайневажна4188. Что важнее: как можно больше зарабатывать или быть честным?аКак можно больше зарабатывать180бМного зарабатывать, при этом стараясь оставаться честным37вБыть честным, но не забывать и о заработке210гЧестность прежде всего. Деньги не главное4 39. Представьте, что вы выиграли большую сумму денег. На что вы ее потратите?аКуплю все, что захочу166бЗакажу себе то, что давно хотел(а), а оставшуюся часть суммы — отложу220вПомогу близким людям, а если что-то останется — потрачу на себя310гОсновную часть выигрыша отдам на благотворительность, а оставшуюся — друзьям и родственникам4410. У вас есть возможность переложить скучную работу на другого человека. Как вы поступите?аНемедленноэтимвоспользуюсь228бТак и поступлю, но объясню человеку, что в это время я тоже буду занят другой работой147вЕсли я так поступлю, буду чувствовать себя виноватым. Уж лучше сделаю сам410гЕсли это задание дали мне, значит, выполнить его должен я31511. Как вы реагируете на незаслуженные обвинения?аЗлюсь и отвечаю, не сдерживаясь в выражениях140бРаздражаюсь и прерываю общение, чтобы не наговорить лишнего239вМне неприятно, но я пытаюсь спокойно объяснить свое видение ситуации410гНе беру в голову и не принимаю близко к сердцу: улыбаюсь и спокойно объясняю, как обстоят дела31112. Как вы себя ведете, когда другой человек что-то рассказывает?аНе обращаю на него внимания, на что-то отвлекаюсь318бСосредотачиваюсь на своих мыслях и не слушаю412вСтараюсь сосредоточиться на его словах, даже если рассказ не очень интересен150гВнимательно его слушаю, что бы тот ни говорил22013. Друг просит вас о помощи. Чтобы помочь, вам придется отменить свои планы на вечер. Чтобудетеделать?аНайдете предлог, чтобы не помогать317бОбъясните ситуацию и причины, по которым не сможете помочь148вВ идеале можно найти компромисс: помочь другу, не отменяя совсем планы221гПомогунеколеблясь41414. В жизни каждый получает столько же, сколько отдает. Согласны?аНеправда, я всегда получаю больше, чем отдаю45бНе всегда: иногда, бывает, получаешь больше, чем отдаешь223вСогласен, хотя иногда хотелось бы получать несколько больше314гТак оно и есть: кто много отдает, много получает, а кто мало отдает, тот и получает мало15815. Что доставляет вам большее удовольствие: отдавать или получать?аКонечнополучать160бПолучать, но мне нравится и отдавать221вОтдавать, но и получать тоже приятно310гКонечно, отдавать49Женщины№Ранговое местоЗначимость показателей (%)1. На ваш взгляд, бывает ли позитивный эгоизм?аЭгоизм всегда позитивен, ведь он помогает жить лучше313бДа, иногда стоит подумать о себе, но без «перегибов»150вНе уверен, впрочем, я никогда об этом не задумывался412гСовершенно точно нет, эгоизм всегда негативен2222. Вы больше всего уважаете людей, которые...аМогут быть вам в той или иной степени полезны415бВ случае необходимости пришли бы вам на помощь318вДемонстрируют уважение к вам220гНе знаю. Я уважаю всех1473. Вы считаете правильным помогать тем, кому повезло меньше, чем вам?аНет, это бестолковая затея44бНе совсем: помогать надо близким людям, а спасти весь мир невозможно231вДа, но я считаю это личным выбором каждого, а не обязанностью35гКонечно, это долг каждого1604. Приходилось ли вам «идти по головам» ради собственной выгоды?аДа, я ставлю свое благополучие выше других людей412бДа, но это был исключительный случай315вСознательно — нет. Такое могло произойти разве что случайно, без моего намерения138гНикогда, я скорее поступлю во вред себе2255. Если вы дали кому-то обещание, вы будете стараться выполнить его любой ценой?аЯ выполню свое обещание, если мне будет от этого какой-то прок3бДа, если это не потребует от меня каких-то особых усилий4вКак правило, да, если обстоятельства не изменятся2гКонечно, иначе не стоило обещать16. Вы отправляетесь на машине в торговый центр и обнаруживаете, что единственное свободное бесплатное парковочное место находится в 100 метрах от входа. Ваши действия?аПрипаркуюсь как можно ближе к торговому центру, даже если стоянка там будет запрещена42бБуду наворачивать круги, пока не найду место поближе160вСкорее всего, сделаю один круг в поисках свободного места поближе, после чего встану на эту парковку в 100 метрах229гЗайму его поскорее, пока оно свободно397. Имеет ли для вас ценность искренность?аИскренностинесуществует45бЗависит от ситуации, иногда правду лучше не говорить231вИскренность важна, хотя есть и более важные вещи314гОнакрайневажна1508. Что важнее: как можно больше зарабатывать или быть честным?аКак можно больше зарабатывать46бМного зарабатывать, при этом стараясь оставаться честным320вБыть честным, но не забывать и о заработке144гЧестность прежде всего. Деньги не главное2309. Представьте, что вы выиграли большую сумму денег. На что вы ее потратите?аКуплю все, что захочу44бЗакажу себе то, что давно хотел(а), а оставшуюся часть суммы — отложу35вПомогу близким людям, а если что-то останется — потрачу на себя173гОсновную часть выигрыша отдам на благотворительность, а оставшуюся — друзьям и родственникам21810. У вас есть возможность переложить скучную работу на другого человека. Как вы поступите?аНемедленноэтимвоспользуюсь411бТак и поступлю, но объясню человеку, что в это время я тоже буду занят другой работой320вЕсли я так поступлю, буду чувствовать себя виноватым. Уж лучше сделаю сам227гЕсли это задание дали мне, значит, выполнить его должен я14211. Как вы реагируете на незаслуженные обвинения?аЗлюсь и отвечаю, не сдерживаясь в выражениях45бРаздражаюсь и прерываю общение, чтобы не наговорить лишнего230вМне неприятно, но я пытаюсь спокойно объяснить свое видение ситуации150гНе беру в голову и не принимаю близко к сердцу: улыбаюсь и спокойно объясняю, как обстоят дела31512. Как вы себя ведете, когда другой человек что-то рассказывает?аНе обращаю на него внимания, на что-то отвлекаюсь417бСосредотачиваюсь на своих мыслях и не слушаю320вСтараюсь сосредоточиться на его словах, даже если рассказ не очень интересен225гВнимательно его слушаю, что бы тот ни говорил13813. Друг просит вас о помощи. Чтобы помочь, вам придется отменить свои планы на вечер. Чтобудетеделать?аНайдете предлог, чтобы не помогать47бОбъясните ситуацию и причины, по которым не сможете помочь215вВ идеале можно найти компромисс: помочь другу, не отменяя совсем планы311гПомогунеколеблясь16714. В жизни каждый получает столько же, сколько отдает. Согласны?аНеправда, я всегда получаю больше, чем отдаю410бНе всегда: иногда, бывает, получаешь больше, чем отдаешь239вСогласен, хотя иногда хотелось бы получать несколько больше311гТак оно и есть: кто много отдает, много получает, а кто мало отдает, тот и получает мало14015. Что доставляет вам большее удовольствие: отдавать или получать?аКонечнополучать46бПолучать, но мне нравится и отдавать319вОтдавать, но и получать тоже приятно220гКонечно, отдавать155Опросник С.Бэм.Инструкция: Мысленно продолжайте предложение: «У меня присутствуют…» и читайте следующие качества. Если качество присутствует, ставьте в правом столбце галочку.Итак, «У меня присутствуют…»№ п/пКачествоНаличие1Вера в себя.2Умение уступать.3Способность помочь.4Склонность защищать свои взгляды.5Жизнерадостность.6Угрюмость.7Независимость.8Застенчивость.9Совестливость.10Атлетичность.11Нежность.12Театральность.13Напористость.14Падкость на лесть.15Удачливость.16Сильная личность.17Преданность.18Непредсказуемость.19Сила.20Женственность.21Надежность.22Аналитичность.23Умение сочувствовать.24Ревнивость.25Способность к лидерству.26Забота о людях.27Прямота, правдивость.28Склонность к риску.29Понимание других.30Скрытность.31Быстрота в принятии решений.32Сострадание.33Искренность.34Самодостаточность (полагание только на себя).35Способность утешить.36Тщеславие.37Властность.38Тихий голос.39Привлекательность.40Мужественность.41Теплота, сердечность.42Торжественность, важность.43Собственная позиция.44Мягкость.45Умение дружить.46Агрессивность.47Доверчивость.48Малорезультативность.49Склонность вести за собой.50Инфантильность.51Адаптивность, приспосабливаемость.52Индивидуализм.53Нелюбовь ругательств.54Несистематичность.55Дух соревнования.56Любовь к детям.57Тактичность.58Амбициозность, честолюбие.59Спокойствие.60Традиционность, подверженность условностям.Ключ к тестумускулинность («да»): 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22, 25, 28, 31, 34, 37, 40, 43, 46, 49, 52, 55, 58фемининность («да»): 2, 5, 8, 11, 14,17, 20, 23, 26, 29.32, 35, 38, 41,44, 47, 50, 53, 56 ,59Методика «Выявление установок, направленных на альтруизм – эгоизм»Инструкция. Внимательно прочитайте вопросы и ответьте на них «да» или «нет», исходя из имеющейся у вас тенденции поведения в данной ситуации.Текст опросника:1. Вам часто говорят, что вы больше думаете о других, чем о себе?2. Вам легче просить за других, чем за себя?3. Вам трудно отказать людям, когда они вас о чем-нибудь просят?4. Вы часто стараетесь оказать людям услугу, если у них случилась беда или неприятности?5. Для себя вы делаете что-либо с большим удовольствием, чем для других?6. Вы стремитесь сделать как можно больше для других людей?7. Вы убеждены, что самая большая ценность в жизни – жить для других людей?8. Вам трудно заставить себя сделать что-то для других?9. Ваша отличительная черта – бескорыстие?10. Вы убеждены, что забота о других часто идет в ущерб себе?11. Вы осуждаете людей, которые не умеют позаботиться о себе?12. Вы часто просите людей сделать что-либо из корыстных побуждений?13. Ваша отличительная черта – стремление помочь другим людям?14. Вы считаете, что сначала человек должен думать о себе, а потом уже о других?15. Вы обычно много времени уделяете своей особе?16. Вы убеждены, что не нужно для других сильно напрягаться?17. Для себя у вас обычно не хватает ни сил, ни времени?18. Свободное время вы используете только для своих увлечений?19. Вы можете назвать себя эгоистом?20. Вы способны сделать максимальные усилия лишь за хорошее вознаграждение?Обработка результатов. Ключ к опроснику: проставляется по одному баллу при ответах «да» на вопросы 1–4, 6, 7, 9, 13, 17 и ответах «нет» на вопросы 5, 8, 10—12, 14—16, 18—20. Затем подсчитывается общая сумма баллов.

1.Trivers R. L. Parental Investment and Sexual Selection // Sexual Selection and Descent of Man 1871–1971: Ed. by B. Campbell. Aldine, Chicago, 1972.
2.Wilson E. O. Sociobiology. A New Synthesis. Cambridge, 1975.
3.Wolff J.O., Macdonald D.W. Promiscuous females protect their off spring // Trends in Ecology and Evolution. 2004. Vol. 19 (3). P. 127–134.
4.Ананьев Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых // Психология развития/ Сост. и общая редакция: авторский коллектив сотрудников кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ. - СПб.: Питер, 2001. - 512 с.: ил. - (Серия «Хрестоматия по психологии»). - С. 298 - 329.
5.Андреев П.А., Попова С.П. Изучение психологических условий формирования взаимопомощи дошкольников // Вестник Саратовского государственного университета. -2006.- Т.4.- №1.- С. 233-237.
6.Анцыферова Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования // Психологический журнал. Т. 1. - №2. -С. 52 - 60.
7.Бодалев А.А., Васина Н.В. Акмеология. Настоящий человек. Каков он и как им становятся? - СПб.: Речь, 2010. - 224 с.
8.Бутовская М.Л. Антропология пола. Фрязино: Век 2, 2013.
9.Бутовская М.Л. Тайны пола. Мужчина и женщина в зеркале эволюции. Фрязино: Век 2, 2004.
10.Вадурина Е. Н. Развитие личности в период взрослости // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-lichnosti-v-period-vzroslosti (дата обращения: 22.11.2022).
11.Вансовская Л.И., Гайда В.К., Гербачевский В.К. и др. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. Пособие/ Под ред. А.А. Крылова.- Л.: Издательства Ленинградского университета, 1990. 272 с. 32-38.
12.Гаврилова Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего школьного возраста // вопросы психологии. – 1974.- №5.- С. 107-114.
13.Галанина В.В. Эмоциональное отношение к сверстнику и выполнение нормы взаимопомощи в младшем школьном возрасте // Инновации в образовании.- 2003.- №1.- С.57-69.
14.Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора. − СПб.: Наука, 1991. − 539 с.
15.Дерягина М.А., Бутовская М.Л. Систематика и поведение приматов. М.: Энциклопедия российских деревень, 2004.
16.Дьюсбери Д. Поведение животных: Сравнительные аспекты. М.: Мир, 1981. 480 с.
17.Ершова Р.В., Омельчанко Е.В. Эгоизм: врожденное или приобретенное? // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2015. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/egoizm-vrozhdennoe-ili-priobretennoe (дата обращения: 22.11.2022).
18.Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учебн. пособие. - 2-е изд., перераб. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 480 с.
19.Зеликова Ю. Женщины в благотворительных организациях России (на примере Санкт-Петербурга) // Гендерное измерение социальной и политической активности в переходный период: сборник научных статей.- СПб: Центр независимых социальных исследований.- 1996.- С. 82-95.
20.Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. Основы этологии и генетики поведения: Учебник. Изд. 27е. М.: Изд7во МГУ; Высшая школа, 2002.
21.Ильин Е.П. Психология взрослости. - СПб.; Питер, 2012.-544 с.: ил.
22.Ильин Е.П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия.- СПб.: Питер, 2013.- 304 с.: ил. – (Серия «Матера психологии»).
23.Клапаред Э. Психология ребенка и экспериментальная педагогика. М., 2007. С. 77.
24.Кропоткин П.А. Взаимопомощь как фактор эволюции.- М.: Самообразование, 2007.
25.Кропоткин П.А. Этика. - М.: Издательство политической литературы. 1991.- 363 с.
26.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 464 с.
27.Кухтова П.А. Феномен просоциального поведения в психологической науке (некоторые подходы в изучении просоциального поведения) // Белорусский психологический журнал.- 2004.-№1 (1).- С. 60-65.
28.Мазур Ю.О. Тренинг личностного роста как средство развития просоциального поведения // Человеческий Фактор: Социальный психолог.- 2008.- №2.- С. 122-128.
29.Майерс Д. Социальная психология //Серия «Мастера психологии». - 7-е изд. – СПб.: Питер, 2012.- С. 557-606.
30.Мак-Фарленд Д. Поведение животных: Психобиология, этология и эволюция. М.: Мир, 1988. 520 с.
31.Марков А. Эволюция человека. В 2 кн. Кн. 2. Обезьяны, нейроны и душа/Александр Марков.- Москва: Издательство ACT:CORPUS, 2016.- 512 с.
32.Миллер Скотт. Психология развития: методы исследования.2-е изд. — СПб.: Питер, 2002. — 464 с.
33.Моисеева А.А. Влияние особенностей семейного воспитания на формирование альтруистических тенденций поведения // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2007.- №43 (2).- С. 178-182.
34.Нартова- Бочавер С.К. Экспериментальное исследование ситуационной изменчивости мотивации помощи // Психологический журнал.- 1992.- Т.13.- №4.- С. 15-23.
35.Насиновская Е.Е. Методы изучения мотивации личности. Опыт исследования личностно-смыслового аспекта мотивации // Учеб.-метод. пособие, М.: Изд-во Моск. ун-та.- 1988.- С. 38-79.
36.Палмер Дж., Палмер Л. Эволюционная психология. Секреты поведения Homo sapiens / пер. с англ. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. 384 с. 69
37.Петров Э.Ф. Эгоизм. Философско-этический очерк // Издательство «Наука», М.: -1969.- С. 9-75.
38.Почебут Л.Г., Свенцицкий А.Л., Марарица Л.В., Казанцева Т.В., Кузнецова И.В. Социальный капитал личности: Монография.- М.: ИНФА-М, 2014.- 250 с.- (Научная мысль).- DOI 10.12737/710 (www/doi/org).
39.Рейковский Я. Просоциальная деятельность и понятие собственного «я» // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 1981. - №1. – С. 14-22.
40.Сафин В.Ф. Психология самоопределения личности: Учеб. пособие/ Свердл. пед. ин-т. Свердловск, 1986. -142 с. 67-77.
41.Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. М. : Прогресс, 1982. 128 с.
42.Славская А.Н. Соотношение эгоцентризма и альтруизма личности: интерпретации // Психологический журнал.- 1999.-Т.20.- №6.- С. 13-23.
43.Солбриг О., Солбриг Д. Популяционная биология и эволюция. М.: Мир, 1982. 488 с. 33.) Соловьев В. Оправдание добра. Нравственная философия // PSYLIB: психологическая библиотека «Самопознание и саморазвитие».
44.Спенсер Г. Синтетическая философия. К.: Ника- Центр, 1997. 512 с. 35.) Субботский Е.В. Как рождается личность // М., «Знание».- 1978.- С. 56-71.
45.Фейербах Л. Избранные философские произведения, т.1.- М., 1955.- Стр. 265.
46.Фрейд З. Толкование сновидений. Ереван: Камар, 1991. 457 с.
47.Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993.
48.Хараева Л.А., Берберова Л.Б. Вперед-назад к альтруизму// Экономические и гуманитарные исследования регионов.- Н.:1.-2016.- С. 52-56.
49.Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. Пойми других, чтобы понять себя! (серия «Главный учебник»).- СПб.: праймЕВРОЗАК, 2002.- 256 с. 70
50.Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики.- Спб.: «Талисман», 1995.- С. 41- 55.
51.Эфроимсон В.П. Родословная альтруизма // Новый мир. - 1971.- №10.- С. 193-213.
52.Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. - Казань: Татарское кн. изд-во, 1991-С. 57-66.