Специфика с научно-познавательной литературой на уроках чтения
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 16 + 16 источников
- Добавлена 28.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава I. Методические основы изучения научно-познавательной литературы в начальной школе.........................................................................6
1.1. Специфика научно-познавательной литературы для младших школьников..............................................................................................................6
1.2. Методика изучения научно-познавательной литературы в начальной школе........................................................................................................................8
Глава II. Образовательная практика работы с научно-познавательным текстом на уроке литературного чтения........................................................12
2.1. Возможности учебно-методических комплексов для организации работы по изучению научно-популярной литературы....................................................12
2.2. Опыт работы учителей начальных классов по изучению научно-популярной литературы........................................................................................23
Заключение...........................................................................................................26
Список использованных источников..............................................................27
Вот некоторые примеры методов и приемов, которые могут использоваться учителями начальных классов при изучении научно-популярной литературы:1. Интеграция в рамках учебных предметов: учителя могут интегрировать научно-популярную литературу в рамках изучения других учебных предметов, таких как окружающий мир, литература, технология. Например, можно использовать книги и журналы о природе, технике, истории и т. д. для расширения знаний учащихся [15].2. Чтение вместе: учителя могут читать научно-популярные книги вслух вместе с учащимися, обсуждать содержание и задавать вопросы для проверки понимания прочитанного.3. Работа с текстом: учащиеся могут анализировать тексты научно-популярной литературы, выделять основные идеи, делать выводы, строить свои собственные гипотезы.4. Творческие проекты: учителя могут предложить учащимся создать презентации, проекты, мультимедийные материалы на основе изученной научно-популярной литературы.5. Обсуждение и дискуссии: учителя могут проводить обсуждение прочитанных книг, стимулировать дискуссии, развивать умение аргументировать свое мнение.6. Индивидуальный подход: учителя могут учитывать индивидуальные интересы и потребности каждого ученика при выборе научно-популярных материалов для изучения [10].Опытные учителя начальных классов могут сочетать различные методы и приемы работы с научно-популярной литературой, чтобы сделать процесс обучения интересным, познавательным и разнообразным для учащихся. Важно также помнить о значимости создания атмосферы доверия, поддержки и поощрения исследовательского подхода учеников к изучению научных тем.Таким образом, учебно-методические комплексы предоставляют широкие возможности для организации работы по изучению научно-популярной литературы. В них могут быть включены специально подобранные тексты и задания, направленные на развитие у детей интереса к науке, формирование знаний, расширение лексического запаса, развитие навыков работы с текстом, анализа и критического мышления. Учителя начальных классов могут использовать научно-популярную литературу как дополнительный ресурс для обогащения учебного процесса. Например, они могут объяснить детям сложные понятия или явления с помощью доступных научно-популярных книг, проводить обсуждения и дискуссии на основе прочитанного материала, проводить интерактивные уроки, поддерживая интерес к изучению науки.Опыт работы учителей начальных классов по изучению научно-популярной литературы показывает, что такие занятия способствуют не только усвоению новых знаний, но и развитию у детей любознательности, критического мышления, умению анализировать информацию и делать выводы. Дети увлекаются интересными фактами, историями и экспериментами из науки, что мотивирует их к самостоятельному изучению материала за пределами учебного класса. Работа с научно-популярной литературой также способствует развитию речи, письма, литературного вкуса и творческого потенциала учащихся.В целом, использование научно-популярной литературы в работе с учащимися начальных классов привносит разнообразие, интерес и полезность в учебный процесс, помогая создать благоприятную и познавательную атмосферу для развития детей как личности. Учебно-методические комплексы в этом контексте играют важную роль, предоставляя учителям инструменты и ресурсы для эффективной организации уроков и занятий по изучению научно-популярной литературы.ЗАКЛЮЧЕНИЕГлава I, посвященная методическим основам изучения научно-познавательной литературы в начальной школе, подчеркивает важность использования этого типа текстов для развития у учащихся интереса к науке, расширения знаний и навыков работы с информацией. Процесс изучения научно-познавательной литературы требует от учителей организации уроков, направленных на развитие критического мышления, анализа, обсуждения и интерпретации информации. Глава II, посвященная образовательной практике работы с научно-познавательным текстом на уроке литературного чтения, представляет конкретные методы и приемы, которые могут быть использованы учителями на практике. Для успешной организации занятий с использованием научно-познавательных текстов важно учитывать особенности аудитории, структурировать уроки, предлагать дифференцированные задания, стимулировать обсуждение и обмен мнениями, а также включать элементы творческих заданий и проектной деятельности. В целом, работы по изучению научно-познавательной литературы в начальной школе является актуальным и эффективным методом обогащения учебного процесса, развития учебных навыков и формирования познавательного интереса у детей. Она способствует развитию критического мышления, умению анализировать информацию, делать выводы и вырабатывать собственное мнение. Применение практических методик работы с научно-познавательными текстами на уроках литературного чтения позволяет создать благоприятную образовательную среду, которая способствует целостному развитию личности учащихся в начальной школе.Гипотеза исследования о том, что эффективная работа с научно-познавательной литературой на уроках чтения способствует развитию критического мышления, аналитических способностей и навыков работы с информацией учащихся подтвердилась. В целом, изучение научно-познавательной литературы в начальной школе является актуальным и эффективным методом обогащения учебного процесса, развития учебных навыков и формирования познавательного интереса у детей. Эта работа способствует развитию критического мышления, умения анализировать информацию, делать выводы и вырабатывать собственное мнение. Применение практических методов работы с научно‑познавательными текстами на уроках литературного чтения создаёт благоприятную образовательную среду для целостного развития личности учащихся в начальной школе. Гипотеза о том, что эффективная работа с научно‑познавательной литературой на уроках чтения способствует развитию критического мышления, аналитических способностей и навыков работы с информацией, подтвердилась.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВБабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения .-М.: Просвещение,2002. 143 стр.Баранов С.П. Сущность процесса обучения.-М.: Просвещение ,2002.-239 с.Землянушкина О.С. Стратегии обучению беглому чтению в начальной школе // Вестник науки. 2020. №10 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategii-obucheniyu-beglomu-chteniyu-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 04.04.2024).Исмагилова Л.В. К проблеме развития детского литературного творчестве в начальной школе // Экономика и социум. 2019. №5 (60). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-razvitiya-detskogo-literaturnogo-tvorchestva-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 04.04.2024).Копылова О. В. Индивидуализация обучения одаренных младших школьников: методические рекомендации для учителей начальных классов // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/individualizatsiya-obucheniya-odarennyh-mladshih-shkolnikov-metodicheskie-rekomendatsii-dlya-uchiteley-nachalnyh-klassov (дата обращения: 04.04.2024).Кот Т. А. Интерактивные формы и методы обучения младших школьников в контексте преподавания дисципоины «литературное чтение» в начальной школе // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №68-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnye-formy-i-metody-obucheniya-mladshih-shkolnikov-v-kontekste-prepodavaniya-distsipliny-literaturnoe-chtenie-v-nachalnoy (дата обращения: 04.04.2024).Крупская В.А. Как самостоятельно работать с книгой.-М.:Просвещение,2006.-239стр.Макеева С. Г., Бекиш О. С. Чтение научно-познавательной литературы в начальной школе // Ярославский педагогический вестник. 2013. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chtenie-nauchno-poznavatelnoy-literatury-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 04.04.2024).Макеева С. Г., Мартынова Е. Н. Теоретические основы формирования смыслового чтения как универсального учебного действия // Ярославский педагогический вестник. 2020. №5 (116). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-formirovaniya-smyslovogo-chteniya-kak-universalnogo-uchebnogo-deystviya (дата обращения: 04.04.2024).Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе.-М.:Знание,2009.-47 стр.Панова Н.В., Борисов В.А. К вопросу формирования ключевых читательских компетенций у младших школьников // Телескоп. 2022. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-formirovaniya-klyuchevyh-chitatelskih-kompetentsiy-u-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 04.04.2024).Первова Г. М. Школа читательского самообразования как средство подготовки учителя к профессиональной деятельности // Вестник ТГУ. 2019. №182. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/shkola-chitatelskogo-samoobrazovaniya-kak-sredstvo-podgotovki-uchitelya-k-professionalnoy-deyatelnosti (дата обращения: 04.04.2024).Пересада О. В., Корепина Н. А. Формирование читательского интереса младших школьников средствами инновационных технологий буктрейлера и виртуальной книжной выставки // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-chitatelskogo-interesa-mladshih-shkolnikov-sredstvami-innovatsionnyh-tehnologiy-buktreylera-i-virtualnoy-knizhnoy (дата обращения: 04.04.2024). Сметанкина И.П. Педагогические условия формирования у младших школьников интереса к чтению научно-популярной литературы о природе [Текст]: автореф. ... канд. дис. пед. наук / И.П. Сме-танкина. - М. - 1999. - С 19.Таштемирова Г. Т. Формирование культуры чтения у учащихся начальных классов // Наука и образование сегодня. 2021. №7 (66). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kultury-chteniya-u-uchaschihsya-nachalnyh-klassov (дата обращения: 04.04.2024).Читай Город. Книги из серии «Школа России. Литературное чтение. Климанова Л.Ф. и др. (1-4)». URL: https://www.chitai-gorod.ru/series/shkola-rossii-literaturnoe-chtenie-klimanova-l-f-i-dr-1-4-8110651 (дата обращения: 04.04.2024).
2. Баранов С.П. Сущность процесса обучения.-М.: Просвещение ,2002.-239 с.
3. Землянушкина О.С. Стратегии обучению беглому чтению в начальной школе // Вестник науки. 2020. №10 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategii-obucheniyu-beglomu-chteniyu-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 04.04.2024).
4. Исмагилова Л.В. К проблеме развития детского литературного творчестве в начальной школе // Экономика и социум. 2019. №5 (60). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-razvitiya-detskogo-literaturnogo-tvorchestva-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 04.04.2024).
5. Копылова О. В. Индивидуализация обучения одаренных младших школьников: методические рекомендации для учителей начальных классов // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/individualizatsiya-obucheniya-odarennyh-mladshih-shkolnikov-metodicheskie-rekomendatsii-dlya-uchiteley-nachalnyh-klassov (дата обращения: 04.04.2024).
6. Кот Т. А. Интерактивные формы и методы обучения младших школьников в контексте преподавания дисципоины «литературное чтение» в начальной школе // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №68-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnye-formy-i-metody-obucheniya-mladshih-shkolnikov-v-kontekste-prepodavaniya-distsipliny-literaturnoe-chtenie-v-nachalnoy (дата обращения: 04.04.2024).
7. Крупская В.А. Как самостоятельно работать с книгой.-М.:Просвещение,2006.-239стр.
8. Макеева С. Г., Бекиш О. С. Чтение научно-познавательной литературы в начальной школе // Ярославский педагогический вестник. 2013. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chtenie-nauchno-poznavatelnoy-literatury-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 04.04.2024).
9. Макеева С. Г., Мартынова Е. Н. Теоретические основы формирования смыслового чтения как универсального учебного действия // Ярославский педагогический вестник. 2020. №5 (116). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-formirovaniya-smyslovogo-chteniya-kak-universalnogo-uchebnogo-deystviya (дата обращения: 04.04.2024).
10. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе.-М.:Знание,2009.-47 стр.
11. Панова Н.В., Борисов В.А. К вопросу формирования ключевых читательских компетенций у младших школьников // Телескоп. 2022. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-formirovaniya-klyuchevyh-chitatelskih-kompetentsiy-u-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 04.04.2024).
12. Первова Г. М. Школа читательского самообразования как средство подготовки учителя к профессиональной деятельности // Вестник ТГУ. 2019. №182. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/shkola-chitatelskogo-samoobrazovaniya-kak-sredstvo-podgotovki-uchitelya-k-professionalnoy-deyatelnosti (дата обращения: 04.04.2024).
13. Пересада О. В., Корепина Н. А. Формирование читательского интереса младших школьников средствами инновационных технологий буктрейлера и виртуальной книжной выставки // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-chitatelskogo-interesa-mladshih-shkolnikov-sredstvami-innovatsionnyh-tehnologiy-buktreylera-i-virtualnoy-knizhnoy (дата обращения: 04.04.2024).
14. Сметанкина И.П. Педагогические условия формирования у младших школьников интереса к чтению научно-популярной литературы о природе [Текст]: автореф. ... канд. дис. пед. наук / И.П. Сме-танкина. - М. - 1999. - С 19.
15. Таштемирова Г. Т. Формирование культуры чтения у учащихся начальных классов // Наука и образование сегодня. 2021. №7 (66). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kultury-chteniya-u-uchaschihsya-nachalnyh-klassov (дата обращения: 04.04.2024).
16. Читай Город. Книги из серии «Школа России. Литературное чтение. Климанова Л.Ф. и др. (1-4)». URL: https://www.chitai-gorod.ru/series/shkola-rossii-literaturnoe-chtenie-klimanova-l-f-i-dr-1-4-8110651 (дата обращения: 04.04.2024).