Социально-педагогическая деятельность по профилактике отклоняющегося поведения у старшеклассников.
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 33 + 33 источника
- Добавлена 05.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы профилактики отклоняющегося поведения старшеклассников 5
1.1.Отклоняющееся поведение: понятие, основные характеристики 5
1.2.Виды и основные формы отклоняющегося поведения старшеклассников 8
1.3.Методы профилактики отклоняющегося поведения старшеклассников 14
Вывод по главе 1 18
Глава 2. Опыт социально-педагогической профилактики отклоняющегося поведения старшеклассников 19
2.2.Эмпирическое исследование отклоняющегося поведения старшеклассников 19
2.1.Рекомендации социально-педагогической деятельности по профилактике отклоняющегося поведения старшеклассников 24
Вывод по главе 2 27
Заключение 29
Список использованной литературы 32
Также важным является рациональное развитие осознанных методов преодоления подростками трудных жизненных ситуаций, что требует создания соответствующей интерпсихической ситуации, которая характеризуется присутствием окружения, которое способно оказать девиантному подростку необходимую социальную поддержку[28].При этом, Г.Р. Чернова подчеркивает, что очень важным является формирование положительной Я-концепции подростка. Положительная Я-концепция является одним из важных копинг-ресурсов личности отклоняющегося подростка[33].Д.С. Тимофеева подчеркивает, что работа с девиантными подростками наиболее эффективна при использовании групповой формы работы.Кпреимуществам групповой формы коррекционной работы девиантных старшеклассников, автор относит следующие[31].Программа профилактики отклоняющегося поведения старшеклассников организована в три этапа: Этап 1 – подготовительно-поисковый. Осуществлялся анализ психолого-педагогической литературы по проблеме, определение методологического аппарата и понятийного аппарата исследования. На этом этапе проведен анализ литературы по проблеме исследования, выдвинута гипотеза, сформулированы цели и задачи исследования, разработана программа профилактики отклоняющегося поведения. Были подобраны методики с учетом возрастных характеристик старшеклассников и темы исследования. Этап 2 – опытно-экспериментальный. Проводилась диагностика по методикам, анализ и обобщение полученных результатов, разработана и апробирована программа профилактики отклоняющегося поведения старшеклассников, проведена организационная, консультационно-методическая работа.Этап 3 – контрольно-обобщающий. Нами был проведен анализ результатов исследования, обобщение итогов работы.Методологические подходы, которые использовались для решения задач данного исследования, основывались на следующих принципах:принцип объективности. Выводы по результатам исследования научно обоснованы, вытекают из проведенного обследования при помощи валидных и надежных методик;принцип адекватности и научной обоснованности методик. Методики соответствуют целям и задачам исследования, научно обоснованы, направлены на оценку конкретной функции или группы функций;принцип диалектико-материалистического детерминизма психики и мира психических функций, подразумевающий, что все психические явления связаны по закону причинно-следственных отношений, все имеет причину, объясняющую появление других явлений. Исходя из этого, исследование направлено на поиск причин, условий, обуславливающих функционирование психических явлений;принцип активности психического отражения и регуляции поведения и деятельности. Психические явления отражают события объективной реальности. В рамках данного принципа, исследователь, проводящий исследование, должен иметь в виду, что человеческое поведение определяется не только условиями конкретной ситуации, но и личностным отношением этого человека к происходящему. Исследователь обязан организовать ту атмосферу исследования, которая создает в испытуемых положительное отношение к деятельности.принцип системности, иерархичности психики.принцип единства сознания и деятельности. Психика человека формируется только в процессе деятельности и выступает субъективным отражением объективной действительности и процессов. Психическое, развиваясь и совершенствуясь в деятельности, в свою очередь, видоизменяет эту деятельность, наделяет её определёнными особенностями и направляет на самосохранение и саморазвитие личности.принцип развития в психологии. Психика и психические процессы возможно исследовать адекватно и наиболее точно только в том случае, когда данные явления рассматриваются в динамике, постоянном развитии и совершенствовании. В исследование психического явления необходимо включать историю его изучения, характеристику всех известных данных об этом явлении на данный момент и процесс его формирования у индивида.Вывод по главе 2Характеристика отклоняющегося поведения производна от понятия девиации (отклонения) негативной направленности. Оно отражает нормативно неодобряемые действия и поступки, носит непродуктивный, маргинальный, деструктивный и аутодеструктивный характер. Отклоняющееся поведение представляет опасность для личностного и общественного развития и вызывает социальную дезадаптацию.Профилактика девиантной активности включает в себя защиту от влияния внешних провоцирующих факторов; оптимизацию культурно-образовательной среды, которая для учащегося является основной сферой жизнедеятельности; оснащение личности способами и приемами сохранения социально-нормативных параметров стиля жизни в ситуации воздействия неблагоприятных факторов социальной и психологической природы. Отклоняющееся поведение продолжает оставаться как педагогической, так и социально-психологической проблемой, которая нуждается в скорейшем решении, так как детей и старшеклассников с проявлениями отклоняющегося поведения с каждым годом становится все больше. ЗаключениеСовременный мир характеризуется не только быстрым темпом и ритмом возникновения технологических преобразований, но и предоставляет насыщенную по характеру информацию. Эта информация не всегда полезна, и может создавать массу шумов, которые так или иначе воздействуют на подростка, на того у кого еще не сформировалась до конца жизненная позиция.В современной психологии, начиная со второй половины XX в., проблема отклоняющегося поведения подвергается комплексному анализу в русле культурно-исторической, феноменологической, экзистенциальной и гуманистической психологических традиций и многих других отечественных и зарубежных школ. Однако проблема факторов и форм деструктивного поведения, способов психологической диагностики, коррекции и профилактики остается по-прежнему актуальной.Современные юридические, психологические, социологические исследования обозначают социально неодобряемые формы активности личности через понятия «отклоняющееся», «деструктивное», «дезадаптивное» поведение. В ряде работ данные понятия подменяют друг друга, выступают в виде синонимов. Любое поведение имеет свои составляющие, влияет на каждую сферу человеческой жизни. Разрушительное не исключение. Оно состоит из следующих компонентов: внешней активности (движений, высказываний, поступков); внутренней активности (включает мотивацию, целеполагание, когнитивную обработку, эмоциональную реакцию).Отклоняющееся поведение имеет следующие особенности: отмечается негативной, отрицательной оценкой; выходит за рамки социальных норм; вред от него ощущается как самим человеком, так и окружающими; является ответом в случае нестандартной ситуации; возникает, когда человек не способен социально адаптироваться; обладает собственными индивидуальными чертами.Характеризуется: отсутствием мотивации; неадекватностью; неспособностью приспособиться к обстоятельствам; аутичностью; отсутствием результативности.Проявления отклоняющегося поведения выражаются в игнорировании: духовно-нравственных норм (общечеловеческих ценностей); морально-этических норм (правил, незафиксированных в письменном виде); правовых норм (законов); организационно-профессиональных норм (инструкций); индивидуальных норм (прав личности).На основании тщательных исследований ученым удалось выделить ряд предпосылок и факторов, которые можно отнести к факторам риска формирования отклоняющегося поведения.Многие авторы указывают на существование ряда личностных особенностей, способствующих появлению отклоняющегося поведения. К ним относят: низкий уровень самоконтроля, самооценки, преобладание отрицательных эмоций; тип акцентуаций, наличие гедонистической установки. Возраст учеников старших классов этап, когда ребенок перестает быть ребенком и через интенсивный рост и развитие переходит во взрослость. Данный возраст чаще всего характеризуют как критический, переломный, так как происходит коренная перестройка психологических структур, возникают новообразования, происходит формирование нравственных представлений, различных социальных установок. Работа по коррекции отклоняющегося поведения старшеклассников должна иметь опережающий, предусматривающий характер. В процессе разработке стратегии и основных направлений проведения такой коррекции нельзя основываться только на немедленных потребностях, необходимо рассматривать также и основные перспективы развития личности отклоняющегося подростка. Соответственно специфика конкретных задач и форм проведения работы по коррекции отклоняющегося поведения старшеклассников зависит от условий, в которых осуществляется проведение коррекции поведения девиантных старшеклассников.Также важным является рациональное развитие осознанных методов преодоления подростками трудных жизненных ситуаций, что требует создания соответствующей интерпсихической ситуации, которая характеризуется присутствием окружения, которое способно оказать девиантному подростку необходимую социальную поддержку. Список использованной литературыАсмолов,А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов. – М.: Смысл, 2014. – 221 с.Атаскевич, Н.О. Формирование психологической устойчивости личности подростков как фактор профилактики интернет-зависимости / Н. О. Атаскевич// Современная психология : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2014 г.). – Т. 0. – Пермь : Меркурий, 2014. – С. 10-13.Балог, А.И. Социальная активность студенческой молодежи / А.И. Балог // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2015. – № 7 (6-2). – С. 143-146. Битюцкая, Е.В. Современные Подходы к изучению совладания с трудными жизненными ситуациями / Е.В. Битюцкая // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2011. №1 С.100-111.Божедомова, А.М., Абрамова, М.Ф. Причины девиации подростков в условиях общеобразовательной школы / А.М. Божедомова, М.Ф. Абрамова // В сборнике: Весенние психолого-педагогические чтения. Сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой памяти почётного профессора АГУ А.В. Буровой. Астрахань, 2022. – С. 89-92.Веракса, Н.Е. Социальная психология / Н.Е. Веракса. – М.: Издательство Академия, 2020. – 176 c.Ветров, Е.В., Никишкин, А.В., Ветров, В.М. Причины формирования девиантного поведения / Е.В. Ветров, А.В. Никишкин,В.М. Ветров // Государственная служба и кадры. – 2021. - №5. – С. 197-199. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – М.: Эксмо-Пресс, 2015. – 1008 с. – С. 516.Гаджимурадова, З.М. Особенности развития самосознания личности в подростковом возрасте / З.М. Гаджимурадова, Р.И. Рамазанов // Инновации в современной науке. Материалы Международной научно-практической конференции. 2014. С. 20-30. Деткова, И.В., Леонтьева, А.В., Ковалева, Н.В. Формирование психологической устойчивости как средство профилактики аддикций у подростков / И.В. Деткова,А.В. Леонтьева,Н.В. Ковалева // КПЖ. – 2016. – №2-2 (115). Дыбина, О.В. Исследование особенностей подростков с проявлением девиации / О.В. Дыбина // В сборнике: Актуальные вопросы современных научных исследований. сборник статей Международной научно-практической конференции в 2 частях. Пенза, 2023. – С. 277-279.Егоров, А.Ю., Игумнов, С.А. Клиника и психология девиантного поведения. Научное издание / А.Ю. Егоров, С.А. Игумнов. - СПб.: Речь, 2010. - 398с.Еникеев, М.И. Общая и социальная психология / М.И. Еникеев. – М.: Норма, 2020. – 224 c.Журавлев, А.Л. Социальная психология / А.Л. Журавлев. – М.: Издательство Форум, 2020. – 184 c.Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для вузов / Е.В. Змановская. – М.: Академия, 2013. – 287с.Карсон, Р., Батчер, Дж., Минека, С. Анормальная психология. 11-ое изд. / Р. Карсон, Дж. Батчер, С. Минека. - Спб.: Питер: Наука, 2014.Козлов, В.В. Социальная психология / В.В. Козлов, С.А. Трифонова, Т.М. Панкратова, Л.А. Николаева. – М.: Юрайт, 2023. – 501 с.Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 2012. – 252 с. – С. 96.Ларионова, C.O. Девиантное поведение как научно-педагогическая проблема / С.О. Ларионова // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 1-1. – С. 90-94 Манохина, О.А. Психологические особенности и причины девиантного поведения подростков / О.А. Манохина // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2011. - № 1. – С. 106-112Минина, К.В. Нарушение социализации в подростковом возрасте: теоретико-методологический анализ / К.В. Минина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2012. – №10. – С. 116Муротмусаев, К.Б., Тураповх, М. Психология девиантного поведения школьников / К.Б. Муротмусаев,М. Тураповх// Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS), (Special Issue 2). – 2022. – С. 117-119.Павлова, С.А. Девиантное поведение и причины его возникновения / С.А. Павлова, И.А. Фарафонтова // Успехи современной науки и образования. – 2016. - Т. 2. - №6. - С. 232.Платонов, Ю.П. Социальная психология / Ю.П. Платонов. – М.: ИНФРА-М, 2023. – 336 сПозднякова, М.Е., Брюно, В.В. Агрессивное поведение детей и подростков как предиктор девиантного и криминального поведения: средовые и личностные факторы / М.Е. Позднякова, В.В. Брюно // Россия реформирующаяся. – 2023. – № 21. – С. 407-447.Прокофьева, А.М. Влияние семейной среды на возникновение девиаций у подростков, находящихся в социально опасном положении / А.М. Прокофьева // В сборнике: Молодость. Интеллект. Инициатива. Материалы VII Международной научно-практической конференции студентов и магистрантов. – 2019. – С. 319-320.Салчак, А.М. Способы совладающего поведения тувинских подростков / А.М. Салчак // Вестник Тувинского государственного университета. №4 Педагогические науки. – 2021. – № 4 (87). – С. 52-60.Скворцова, Е.В. Психология девиантного поведения. Девиантное поведение в подростковом возрасте: теория и практика / Е.В. Скворцова. – Белгород: Издательство: Автономная некоммерческая организация высшего образования «Белгородский университет кооперации, экономики и права», 2021. – 179 с.Сосновский, Б.А. Социальная психология / Б.А. Сосновский, Ф.Г. Асадуллина; под редакцией Б.А. Сосновского. – М.: Юрайт, 2023. – 160 сСухов, А.Н. Социальная психология / А.Н. Сухов. – М.: Юнити-дата, 2023. – 367 с. Тимофеева, Д.С. Развитие стратегий совладающего поведения и мотивации достижения успеха у подростков в педагогической профилактике зависимого поведения / Д.С. Тимофеева // В сборнике: Психология и социальная педагогика: современное состояние и перспективы развития. Сборник научных статей материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции. ответственные редакторы: И.П. Иванова, Т.А. Свешникова. – 2019. – С. 86-94.Хлыстова, Е.В. Специальная психология / Е.В. Хлыстова, Л.В. Токарская; Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина. – 2-е изд., стер. – М.: Флинта, 2020. – 140 с.Чернова, Г.Р. Социальная психология / Г.Р. Чернова. – М.: Юрайт, 2023. – 187 с.
1. Асмолов, А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов. – М.: Смысл, 2014. – 221 с.
2. Атаскевич, Н.О. Формирование психологической устойчивости личности подростков как фактор профилактики интернет-зависимости / Н. О. Атаскевич// Современная психология : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2014 г.). – Т. 0. – Пермь : Меркурий, 2014. – С. 10-13.
3. Балог, А.И. Социальная активность студенческой молодежи / А.И. Балог // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2015. – № 7 (6-2). – С. 143-146.
4. Битюцкая, Е.В. Современные Подходы к изучению совладания с трудными жизненными ситуациями / Е.В. Битюцкая // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2011. №1 С.100-111.
5. Божедомова, А.М., Абрамова, М.Ф. Причины девиации подростков в условиях общеобразовательной школы / А.М. Божедомова, М.Ф. Абрамова // В сборнике: Весенние психолого-педагогические чтения. Сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой памяти почётного профессора АГУ А.В. Буровой. Астрахань, 2022. – С. 89-92.
6. Веракса, Н.Е. Социальная психология / Н.Е. Веракса. – М.: Издательство Академия, 2020. – 176 c.
7. Ветров, Е.В., Никишкин, А.В., Ветров, В.М. Причины формирования девиантного поведения / Е.В. Ветров, А.В. Никишкин, В.М. Ветров // Государственная служба и кадры. – 2021. - №5. – С. 197-199.
8. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – М.: Эксмо-Пресс, 2015. – 1008 с. – С. 516.
9. Гаджимурадова, З.М. Особенности развития самосознания личности в подростковом возрасте / З.М. Гаджимурадова, Р.И. Рамазанов // Инновации в современной науке. Материалы Международной научно-практической конференции. 2014. С. 20-30.
10. Деткова, И.В., Леонтьева, А.В., Ковалева, Н.В. Формирование психологической устойчивости как средство профилактики аддикций у подростков / И.В. Деткова, А.В. Леонтьева, Н.В. Ковалева // КПЖ. – 2016. – №2-2 (115).
11. Дыбина, О.В. Исследование особенностей подростков с проявлением девиации / О.В. Дыбина // В сборнике: Актуальные вопросы современных научных исследований. сборник статей Международной научно-практической конференции в 2 частях. Пенза, 2023. – С. 277-279.
12. Егоров, А.Ю., Игумнов, С.А. Клиника и психология девиантного поведения. Научное издание / А.Ю. Егоров, С.А. Игумнов. - СПб.: Речь, 2010. - 398с.
13. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология / М.И. Еникеев. – М.: Норма, 2020. – 224 c.
14. Журавлев, А.Л. Социальная психология / А.Л. Журавлев. – М.: Издательство Форум, 2020. – 184 c.
15. Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для вузов / Е.В. Змановская. – М.: Академия, 2013. – 287с.
16. Карсон, Р., Батчер, Дж., Минека, С. Анормальная психология. 11-ое изд. / Р. Карсон, Дж. Батчер, С. Минека. - Спб.: Питер: Наука, 2014.
17. Козлов, В.В. Социальная психология / В.В. Козлов, С.А. Трифонова, Т.М. Панкратова, Л.А. Николаева. – М.: Юрайт, 2023. – 501 с.
18. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 2012. – 252 с. – С. 96.
19. Ларионова, C.O. Девиантное поведение как научно-педагогическая проблема / С.О. Ларионова // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 1-1. – С. 90-94
20. Манохина, О.А. Психологические особенности и причины девиантного поведения подростков / О.А. Манохина // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2011. - № 1. – С. 106-112
21. Минина, К.В. Нарушение социализации в подростковом возрасте: теоретико-методологический анализ / К.В. Минина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2012. – №10. – С. 116
22. Муротмусаев, К.Б., Тураповх, М. Психология девиантного поведения школьников / К.Б. Муротмусаев, М. Тураповх // Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS), (Special Issue 2). – 2022. – С. 117-119.
23. Павлова, С.А. Девиантное поведение и причины его возникновения / С.А. Павлова, И.А. Фарафонтова // Успехи современной науки и образования. – 2016. - Т. 2. - №6. - С. 232.
24. Платонов, Ю.П. Социальная психология / Ю.П. Платонов. – М.: ИНФРА-М, 2023. – 336 с
25. Позднякова, М.Е., Брюно, В.В. Агрессивное поведение детей и подростков как предиктор девиантного и криминального поведения: средовые и личностные факторы / М.Е. Позднякова, В.В. Брюно // Россия реформирующаяся. – 2023. – № 21. – С. 407-447.
26. Прокофьева, А.М. Влияние семейной среды на возникновение девиаций у подростков, находящихся в социально опасном положении / А.М. Прокофьева // В сборнике: Молодость. Интеллект. Инициатива. Материалы VII Международной научно-практической конференции студентов и магистрантов. – 2019. – С. 319-320.
27. Салчак, А.М. Способы совладающего поведения тувинских подростков / А.М. Салчак // Вестник Тувинского государственного университета. №4 Педагогические науки. – 2021. – № 4 (87). – С. 52-60.
28. Скворцова, Е.В. Психология девиантного поведения. Девиантное поведение в подростковом возрасте: теория и практика / Е.В. Скворцова. – Белгород: Издательство: Автономная некоммерческая организация высшего образования «Белгородский университет кооперации, экономики и права», 2021. – 179 с.
29. Сосновский, Б.А. Социальная психология / Б.А. Сосновский, Ф.Г. Асадуллина; под редакцией Б.А. Сосновского. – М.: Юрайт, 2023. – 160 с
30. Сухов, А.Н. Социальная психология / А.Н. Сухов. – М.: Юнити-дата, 2023. – 367 с.
31. Тимофеева, Д.С. Развитие стратегий совладающего поведения и мотивации достижения успеха у подростков в педагогической профилактике зависимого поведения / Д.С. Тимофеева // В сборнике: Психология и социальная педагогика: современное состояние и перспективы развития. Сборник научных статей материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции. ответственные редакторы: И.П. Иванова, Т.А. Свешникова. – 2019. – С. 86-94.
32. Хлыстова, Е.В. Специальная психология / Е.В. Хлыстова, Л.В. Токарская; Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина. – 2-е изд., стер. – М.: Флинта, 2020. – 140 с.
33. Чернова, Г.Р. Социальная психология / Г.Р. Чернова. – М.: Юрайт, 2023. – 187 с.