Изучение уверенности как свойства личности.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
  • 24 24 страницы
  • 27 + 27 источников
  • Добавлена 06.05.2024
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
-
Фрагмент для ознакомления

Психологи попытались обнаружить причины неуверенности в себе и найти пути коррекции, лечения или ослабления ее невротизирующего влияния. Первым, кто серьезно занялся этой проблемой, был Андре Сальтер. Ссылаясь на теорию И.П. Павлова, Сальтер предположил, что причиной неуверенности может быть преобладание процессов торможения над процессами возбуждения, приводящее к формированию «тормозной» личности, неспособной к открытому и спонтанному выражению своих чувств, желаний и потребностей, ограниченной в самореализации и испытывающей вследствие этого затруднения в контактах с другими людьми. По мнению Сальтера, большинство его современников в той или иной степени страдали от такого рода нарушения нервного баланса.Несколько позже один из учеников и сотрудников Сальтера - Джозеф Вольпе обнаружил, что существенную роль в возникновении неуверенности играет социальный страх, испытываемый человеком в определенных ситуациях. Однажды возникнув, социальный страх прочно ассоциируется с определенными социальными ситуациями и затем подкрепляет сам себя. Страх «вхождения» в ситуацию снижает шансы на успех, а неуспех в свою очередь усиливает страх. Страх создает почву для неудач в вызывающих его социальных ситуациях, а неудачи еще больше подкрепляют страх.Таким образом, страх и связанное с ним поведение выучивается, автоматизируется, поддерживается и воспроизводится, распространяясь на смежные социальные ситуации.Можно утверждать, что уверенность в самом себе является характеристикой личности, основой которой является позитивная самооценка индивида своих умений и способностей как достаточных для достижения значимых для него целей и удовлетворения его потребностей. Формирование таких оценок зависит от наличия достаточного опыта в поведенческих ситуациях, положительного опыта решения социальных задач и успешного достижения поставленных целей (удовлетворения потребностей). Для развития уверенности в себе важнее не столько внешние показатели успеха, статус или материальное благополучие, сколько внутренняя позитивная оценка результатов своих действий и оценки, получаемые от значимых для человека лиц. Положительные оценки наличия, "качества" и эффективности собственных умений и способностей формируют социальную уверенность в установлении новых целей и определении задач, а также побуждают к инициативе в их осуществлении.. [22]. Однако, позитивные оценки собственного поведенческого репертуара предполагают наличие некоторого поведенческого «фундамента» этих оценок.Часто бывает так, что люди, которые только начинают какое-либо новое дело, не очень уверены в себе. Это создает дополнительные трудности: если человек не ощущает уверенности в себе, то его очень легко можно переубедить, внушить ему противоположные мысли, деформировать его намерения при помощи любой критики в его адрес. Без уверенности в себе и в своих начинаниях. Человек может легко соглашаться со своими оппонентами или недоброжелателями, отказываясь от своих взглядов и намерений, вместо того, чтобы рассматривать любую критику как мнение других людей о собственном поведении в конкретной ситуации, а не как критику собственной личности. Преимущества такой оценки состоят в том, что каждый может по своему желанию трансформировать любую критику в свой адрес, в возможность качественных изменений и личного роста (при условии, что человек считает эту критику справедливой). Человек также может не всегда обращать внимание на критические замечания в свой адрес (при условии, что эти замечания являются предвзятыми, а критика - несправедливой).Таким образом, можно сказать, что на процесс развития уверенности в себезанимает очень длительный по времени промежуток и чем раньше начинается формирование уверенности как качества становящейся личности, тем успешнее будет продвигаться по жизненной лестнице человек. [25].Взаимосвязь уверенности в себе с результатами деятельности является неоднозначной. Некоторыми авторами делается вывод о более высоких результатах у более уверенных в себе испытуемых (Корчагина, Орлов, Вайнер, Мильс и др.), другие не выявляют таких взаимосвязей, либо считают их не такими однозначными (Кэзи, Высоцкий).Было выявлено, что уверенность в себе обусловлена ментальными репрезентациями, чувством контроля и саморегуляцией (Джилл, Сванн, СилвераБандурa, Аргайл, Моросанова, Абульханова).Е.В. Головина раскрыла стилевые детерминанты психологического конструкта «уверенность», которые включают в себя когнитивную (сенсорную и в знаниях) и личностную составляющие. Получены стилевые детерминанты каждой из 3-х составляющих уверенности.Концепция самоуверенности предполагает принятие себя, своих знаний, умений и навыков как соответствующих и правильных. Основой самоуверенности является убеждение в собственной компетентности. Таким образом, уверенные в своих знаниях люди верят в успешность своих действий, проявляют смелость и инициативу в общении. Интересно, что уровень самоуверенности не зависит от уверенности в сенсорных ощущениях, а последняя не связана с уверенностью в знаниях. Это подтверждает необходимость выделения различных аспектов когнитивной составляющей самоуверенности, поскольку решение задачи, связанной с ощущениями, требует привлечения других мыслительных процессов, чем решение задачи общего информирования. На рис. 1 представлена структура уверенности, построенная с помощью корреляционного, факторного анализа и значимости различий между стилевыми подгруппами. [7].Таким образом, уверенность в себе переживание человеком своих возможностей как адекватных тем, задачам, которые перед ним ставит жизнь и которые он сам ставит перед собой.ЗаключениеИзучив теоретические аспекты данной проблематики, психологи уже более полувека занимаются вопросом уверенности в себе, и каждый автор рассматривает этот вопрос по-своему. Современные подходы к пониманию уверенности разнообразны: одни видят ее как проявление открытости личности, другие как способность к эмоциональной свободе, третьи как важное условие для взаимодействия с социальной средой. Некоторые утверждают, что ключевым элементом уверенности является самооценка индивида своего собственного поведения. Так и есть, уверенность в себе формируется под множеством факторов. Формирование правильного самовосприятия у ребенка, сложная задача, потому что требования жизни постоянно меняется по мере того, как ребенок растет и развивается.Немало значимым фактором так же является социальные и экономические изменения, они так же способствуют формированию уверенности в себе детей и подростков.Исходя из этих и многих других исследований, можно считать, что уверенное поведение является важнейшим фактором успешной конкурентной борьбы, социального продвижения. Уверенному в себе человеку легко приводить веские аргументы и оспаривать аргументы соперника.Уверенность порождает успех, а успех порождает уверенность. Здесь существует положительная обратная связь. Постепенно наращивая степень уверенности в своем поведении, вы наращиваете и внутреннюю уверенность в себе, которая в свою очередь увеличивает степень Вашей уверенности в жизни. Через коммуникативный успех Вы меняетесь в лучшую сторону.Если Вы довольны собой, если Вы цените себя как личность, если у Вас положительное самопринятие, тогда Вы активны в жизни и наслаждаетесь жизнью, обществом окружающих Вас людей, новыми местами и вещами, действуете спонтанно, доверяете своим суждениям, хорошо адаптируетесь в обществе.С появлением коммуникативной уверенности исчезают симптомы таких психосоматических недугов как гастриты, астма, головная боль и общая усталость. Нервное напряжение и волнения, присущие людям пассивным или агрессивным, часто являются причиной таких недугов, и, наоборот, эти симптомы исчезают у тех, кто учится достойно защищать свои интересы. Люди, умеющие должным образом постоять за себя, в значительно меньшей степени подвержены стрессовым состояниям в сложных жизненных ситуациях, а также в большей степени испытывают чувства удовлетворенности собой и чувства собственной ценности и значительности.Список литературыАнаньев, Б.Г. О человеке, как объекте и субъекте воспитания.Избранные психологические труды в 2-х томах / Б.Г. Ананьев. - Москва, 2000.Александров, Ю.П. Психологические особенности уверенной в себе личности / Ю.П. Александров . – М.; .Академия, 2004.Андриенко, В.К., Гербеев Ю.В., Невский И.А. Система перевоспитания подростков в условиях специальной школы / В.К. Андриенко, Ю.В. Гербеев, И.А. Невский. - Москва, 2000.Аргайл, М. Психология счастья / пер. с англ., общ.ред. и вступ. ст. М.В. Кларина. 2-е издание. – СПб.: Питер, 2003. – 272 с.Беличева, С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева. - Москва, 2003.Вайнер, И. В. Субъективная уверенность как фактор решения психофизической задачи // Психология труда в условиях проблемных ситуаций: Межвузовский сборник научных трудов. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1996. - С.185 - 191.Головина, Е.В. Анализ психологического содержания понятия «уверенность» и его взаимосвязи с индивидуальными когнитивными стилями // Ежегодник РПО. Психология и ее приложения. Том 9. Вып. 2. Изд-во «ИНСАЙТ». М. 2002.Головина, Е.В. Когнитивно-стилевые детерминанты уверенности при решении сенсорной задачи // Методы исследования психологических структур и их динамики / Под ред. Савченко Т.Н. М: ИП РАН, 2002. Выпуск 2. С.114-120 .Зиновьева, И. Л. Влияние уверенности на организацию мыслительной деятельности / И.Л. Зиновьева. - М.: ИП РАН, 2009.Ильин, Е.П. Психология воли / Е.П. Ильин. - СПб: Издательство «Питер», 2000.- 288с.: - (Серия "Мастера психологии").Исаев, Д.Д. Типологические модели поведения подростков с различными формами аддиктивного поведения / Д.Д. Исаев, И.И. Журавлёв, В.В. Дементьев, С.Д. Озерецковский. - Санкт-Петербург, 2007.Карпова, О.Н. Детский сад и семья: как воспитать у детей уверенность в себе. - http://rodnichok.68edu.ru/wp/?p=641Лабунская, В.А. Социальная психология личности в вопросах и ответах / В.И. Лабунская. – М 2000.-400с.Ляшенко, В.Н. Феномен уверенности в себе в психологической теории личности.- М.; 2004. (САЙТ)Никитин, Е. П. Феномен человеческого самоутверждения / Е.П. Никитин, Н.Е. Харламенкова. - СПб.: Алетейя, 2000. - 224 с.Паренс Генри Агрессия наших детей / Генри Паренс. - Москва, 1997.Скотникова, И. Г. Проблема уверенности: история и современное состояние // Психологический журнал. - 2002. - № 1. - С. 52 - 60.Папура, А.А. Психологическое сопровождение подростков по формированию уверенности в себе как показателя субъективной оценки качества жизни / А.А. Папура. – Тамбов, 2011. – 23 с.Папура, А.А. Формирование уверенности в себе у подростков / А.А. Папура. – // Психология. -2010. Выпуск 5 (95).Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова и др. – М., 2003.-С. 376.Ромек, В. Г. Уверенность в себе как социально-психологическая характеристика личности / В.Г. Ромек. - Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2007.Савченко, Т.Н. Субъективное качество жизни: подходы, методы оценки, прикладные исследования / Т.Н. Савченко, Г.М. Головина. – М.: Институт психологии РАН, 2006. – 170 с.Скотникова, И. Г. Проблема уверенности: история и современное состояние // Психологический журнал. - 2002. - № 1. - С. 52 - 60.Степанов, В.Г.    Психология трудного школьника / В.Г. Степенов. - Москва, 2008.Д. И. Фельдштейн «Психология развивающейся личности», 1996Хухлаева , О. В каждом ребенке солнце / О. Хухлаева. – М., Генезис. 2005.Щербаков, Е.П. Уверенность как состояние, свойство и качество. В кн.: психология личности и деятельности спортсмена / Е.П. Щербаков. - М.2001,с.51-60.

Список литературы

1. Ананьев, Б.Г. О человеке, как объекте и субъекте воспитания.
Избранные психологические труды в 2-х томах / Б.Г. Ананьев. - Москва, 2000.
2. Александров, Ю.П. Психологические особенности уверенной в себе личности / Ю.П. Александров . – М.; .Академия, 2004.
3. Андриенко, В.К., Гербеев Ю.В., Невский И.А. Система перевоспитания подростков в условиях специальной школы / В.К. Андриенко, Ю.В. Гербеев, И.А. Невский. - Москва, 2000.
4. Аргайл, М. Психология счастья / пер. с англ., общ. ред. и вступ. ст. М.В. Кларина. 2-е издание. – СПб.: Питер, 2003. – 272 с.
5. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева. - Москва, 2003.
6. Вайнер, И. В. Субъективная уверенность как фактор решения психофизической задачи // Психология труда в условиях проблемных ситуаций: Межвузовский сборник научных трудов. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1996. - С.185 - 191.
7. Головина, Е.В. Анализ психологического содержания понятия «уверенность» и его взаимосвязи с индивидуальными когнитивными стилями // Ежегодник РПО. Психология и ее приложения. Том 9. Вып. 2. Изд-во «ИНСАЙТ». М. 2002.
8. Головина, Е.В. Когнитивно-стилевые детерминанты уверенности при решении сенсорной задачи // Методы исследования психологических структур и их динамики / Под ред. Савченко Т.Н. М: ИП РАН, 2002. Выпуск 2. С.114-120 .
9. Зиновьева, И. Л. Влияние уверенности на организацию мыслительной деятельности / И.Л. Зиновьева. - М.: ИП РАН, 2009.
10. Ильин, Е.П. Психология воли / Е.П. Ильин. - СПб: Издательство «Питер», 2000.- 288с.: - (Серия "Мастера психологии").
11. Исаев, Д.Д. Типологические модели поведения подростков с различными формами аддиктивного поведения / Д.Д. Исаев, И.И. Журавлёв, В.В. Дементьев, С.Д. Озерецковский. - Санкт-Петербург, 2007.
12. Карпова, О.Н. Детский сад и семья: как воспитать у детей уверенность в себе. - http://rodnichok.68edu.ru/wp/?p=641
13. Лабунская, В.А. Социальная психология личности в вопросах и ответах / В.И. Лабунская. – М 2000.-400с.
14. Ляшенко, В.Н. Феномен уверенности в себе в психологической теории личности.- М.; 2004. (САЙТ)
15. Никитин, Е. П. Феномен человеческого самоутверждения / Е.П. Никитин, Н.Е. Харламенкова. - СПб.: Алетейя, 2000. - 224 с.
16. Паренс Генри Агрессия наших детей / Генри Паренс. - Москва, 1997.
17. Скотникова, И. Г. Проблема уверенности: история и современное состояние // Психологический журнал. - 2002. - № 1. - С. 52 - 60.
18. Папура, А.А. Психологическое сопровождение подростков по формированию уверенности в себе как показателя субъективной оценки качества жизни / А.А. Папура. – Тамбов, 2011. – 23 с.
19. Папура, А.А. Формирование уверенности в себе у подростков / А.А. Папура. – // Психология. -2010. Выпуск 5 (95).
20. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова и др. – М., 2003.-С. 376.
21. Ромек, В. Г. Уверенность в себе как социально-психологическая характеристика личности / В.Г. Ромек. - Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2007.
22. Савченко, Т.Н. Субъективное качество жизни: подходы, методы оценки, прикладные исследования / Т.Н. Савченко, Г.М. Головина. – М.: Институт психологии РАН, 2006. – 170 с.
23. Скотникова, И. Г. Проблема уверенности: история и современное состояние // Психологический журнал. - 2002. - № 1. - С. 52 - 60.
24. Степанов, В.Г. Психология трудного школьника / В.Г. Степенов. - Москва, 2008.
25. Д. И. Фельдштейн «Психология развивающейся личности», 1996
26. Хухлаева , О. В каждом ребенке солнце / О. Хухлаева. – М., Генезис. 2005.
27. Щербаков, Е.П. Уверенность как состояние, свойство и качество. В кн.: психология личности и деятельности спортсмена / Е.П. Щербаков. - М.2001,с.51-60.